Человек и судьба в трагедии софокла царь эдип: Репозиторий Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва: Недопустимый идентификатор

«Царь Эдип». Краткое содержание трагедии Софокла

Это трагедия о роке и свободе: не в том свобода человека, чтобы делать то, что он хочет, а в том, чтобы принимать на себя ответственность даже за то, чего он не хотел.

В городе Фивах правили царь Лаий и царица Иокаста. От дельфийского оракула царь Лаий получил страшное предсказание: «Если ты родишь сына, то погибнешь от его руки». Поэтому, когда у него родился сын, он отнял его у матери, отдал пастуху и велел отнести на горные пастбища Киферона, а там бросить на съедение хищным зверям. Пастуху стало жалко младенца. На Кифероне он встретил пастуха со стадом из соседнего царства — Коринфского и отдал младенца ему, не сказавши, кто это такой. Тот отнёс младенца к своему царю. У коринфского царя не было детей; он усыновил младенца и воспитал как своего наследника. Назвали мальчика — Эдип.

Реклама:

Эдип вырос сильным и умным. Он считал себя сыном коринфского царя, но до него стали доходить слухи, будто он приёмыш. Он пошёл к дельфийскому оракулу спросить: чей он сын? Оракул ответил: «Чей бы ты ни был, тебе суждено убить родного отца и жениться на родной матери». Эдип был в ужасе. Он решил не возвращаться в Коринф и пошёл, куда глаза глядят. На распутье он встретил колесницу, на ней ехал старик с гордой осанкой, вокруг — несколько слуг. Эдип не вовремя посторонился, старик сверху ударил его стрекалом, Эдип в ответ ударил его посохом, старик упал мёртвый, началась драка, слуги были перебиты, только один убежал. Такие дорожные случаи были не редкостью; Эдип пошёл дальше.

Он дошёл до города Фив. Там было смятение: на скале перед городом поселилось чудовище Сфинкс, женщина с львиным телом, она задавала прохожим загадки, и кто не мог отгадать, тех растерзывала. Царь Лаий поехал искать помощи у оракула, но в дороге был кем-то убит. Эдипу Сфинкс загадала загадку: «Кто ходит утром на четырёх, днём на двух, а вечером на трёх?» Эдип ответил: «Это человек: младенец на четвереньках, взрослый на своих двоих и старик с посохом». Побеждённая верным ответом, Сфинкс бросилась со скалы в пропасть; Фивы были освобождены. Народ, ликуя, объявил мудрого Эдипа царём и дал ему в жены Лаиеву вдову Иокасту, а в помощники — брата Иокасты, Креонта.

Реклама:

Прошло много лет, и вдруг на Фивы обрушилось божье наказание: от моровой болезни гибли люди, падал скот, сохли хлеба. Народ обращается к Эдипу: «Ты мудр, ты спас нас однажды, спаси и теперь». Этой мольбой начинается действие трагедии Софокла: народ стоит перед дворцом, к нему выходит Эдип. «Я уже послал Креонта спросить совета у оракула; и вот он уже спешит обратно с вестью». Оракул сказал: «Эта божья кара — за убийство Лаия; найдите и накажите убийцу!» — «А почему его не искали до сих пор?» — «Все думали о Сфинкс, а не о нем». — «Хорошо, теперь об этом подумаю я». Хор народа поёт молитву богам: отвратите ваш гнев от Фив, пощадите гибнущих!

Эдип объявляет свой царский указ: найти убийцу Лаия, отлучить его от огня и воды, от молений и жертв, изгнать его на чужбину, и да падёт на него проклятие богов! Он не знает, что этим он проклинает самого себя, но сейчас ему об этом скажут, В Фивах живёт слепой старец, прорицатель Тиресий: не укажет ли он, кто убийца? «Не заставляй меня говорить, — просит Тиресий, — не к добру это будет!» Эдип гневается: «УЖ не сам ли ты замешан в этом убийстве?» Тиресий вспыхивает: «Нет, коли так: убийца — ты, себя и казни!» — «УЖ не Креонт ли рвётся к власти, уж не он ли тебя подговорил?» — «Не Креонту я служу и не тебе, а вещему богу; я слеп, ты зряч, но не видишь, в каком живёшь грехе и кто твои отец и мать».  — «Что это значит?» — «Разгадывай сам: ты на это мастер». И Тиресий уходит. Хор поёт испуганную песню: кто злодей? кто убийца? неужели Эдип? Нет, нельзя этому поверить!

Реклама:

Входит взволнованный Креонт: неужели Эдип подозревает его в измене? «Да», — говорит Эдип. «Зачем мне твоё царство? Царь — невольник собственной власти; лучше быть царским помощником, как я». Они осыпают друг друга жестокими упрёками. На их голоса из дворца выходит царица Иокаста — сестра Креонта, жена Эдипа. «Он хочет изгнать меня лживыми пророчествами», — говорит ей Эдип. «Не верь, — отвечает Иокаста, — все пророчества лживы: вот Лаию было предсказано погибнуть от сына, но сын наш младенцем погиб на Кифероне, а Лаия убил на распутье неведомый путник». — «На распутье? где? когда? каков был Лаий с виду?» — «По пути в Дельфы, незадолго до твоего к нам прихода, а видом был он сед, прям и, пожалуй, на тебя похож». — «О ужас! И у меня была такая встреча; не я ли был тот путник? Остался ли свидетель?» — «Да, один спасся; это старый пастух, за ним уже послано». Эдип в волнении; хор поёт встревоженную песню: «Ненадёжно людское величие; боги, спасите нас от гордыни!»

И тут в действии происходит поворот. На сцене появляется неожиданный человек: вестник из соседнего Коринфа. Умер коринфский царь, и коринфяне зовут Эдипа принять царство. Эдип омрачается: «Да, лживы все пророчества! Было мне предсказано убить отца, но вот — он умер своею смертью. Но ещё мне было предсказано жениться на матери; и пока жива царица-мать, нет мне пути в Коринф». «Если только это тебя удерживает, — говорит вестник, — успокойся: ты им не родной сын, а приёмный, я сам принёс им тебя младенцем с Киферона, а мне тебя там отдал какой-то пастух». «Жена! — обращается Эдип к Иокасте, — не тот ли это пастух, который был при Лаие? Скорее! Чей я сын на самом деле, я хочу это знать!» Иокаста уже все поняла. «Не дознавайся, — молит она, — тебе же будет хуже!» Эдип ее не слышит, она уходит во дворец, мы ее уже не увидим. Хор поёт песню: может быть, Эдип — сын какого-нибудь бога или нимфы, рождённый на Кифероне и подброшенный людям? так ведь бывало!

Но нет. Приводят старого пастуха. «Вот тот, кого ты мне передал во младенчестве», — говорит ему коринфский вестник. «Вот тот, кто на моих глазах убил Лаия», — думает пастух. Он сопротивляется, он не хочет говорить, но Эдип неумолим. «Чей был ребёнок?» — спрашивает он. «Царя Лаия, — отвечает пастух. — И если это вправду ты, то на горе ты родился и на горе мы спасли тебя!» Теперь наконец все понял и Эдип. «Проклято моё рождение, проклят мой грех, проклят мой брак!» — восклицает он и бросается во дворец. Хор опять поёт: «Ненадёжно людское величие! Нет на свете счастливых! Был Эдип мудр; был Эдип царь; а кто он теперь? Отцеубийца и кровосмеситель !»

Реклама:

Из дворца выбегает вестник. За невольный грех — добровольная казнь: царица Иокаста, мать и жена Эдипа, повесилась в петле, а Эдип в отчаянии, охватив ее труп, сорвал с неё золотую застёжку и вонзил иглу себе в глаза, чтоб не видели они чудовищных его дел. Дворец распахивается, хор видит Эдипа с окровавленным лицом. «Как ты решился?. .» — «Судьба решила!» — «Кто тебе внушил?..» — «Я сам себе судья!» Убийце Лаия — изгнание, осквернителю матери — ослепление; «о Киферон, о смертное распутье, о двубрачное ложе!». Верный Креонт, забыв обиду, просит Эдипа остаться во дворце: «Лишь ближний вправе видеть муки ближних». Эдип молит отпустить его в изгнание и прощается с детьми: «Я вас не вижу, но о вас я плачу…» Хор поёт последние слова трагедии: «О сограждане фиванцы! Вот смотрите: вот Эдип! / Он, загадок разрешитель, он, могущественный царь, / Тот, на чей удел, бывало, всякий с завистью глядел!.. / Значит, каждый должен помнить о последнем нашем дне, / И назвать счастливым можно человека лишь того, / Кто до самой до кончины не изведал в жизни бед».

Пересказал М. Л. Гаспаров. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 848 с.

краткое содержание и главные герои трагедии Софокла

Краткие содержания

12. 11.21

12 мин.

В Афинах V столетие до нашей эры было золотым веком драмы для Греции и всего мира. Прочитав трагедию «Царь Эдип» в кратком содержании, можно понять, почему Софокл считается самым популярным драматургом среди современников — старшего Эсхила и младшего Еврипида. Он написал более 120 пьес, но сохранились только 7 полных трагедий. Из остальных до нас дошли некоторые заголовки и фрагменты.

Оглавление:

  • Главные и второстепенные герои
  • Краткий пересказ для читательского дневника
  • Сила судьбы
  • Драматическая ирония

Главные и второстепенные герои

Как и другие драматурги того времени, Софокл писал свои пьесы в виде театральных интерпретаций известных мифов греческой культуры. Автор особенно прославлял мифических героев Троянской войны — персонажей, которые появляются в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера.

Характеристика главных героев:

  1. Эдип является центральной фигурой и трагическим героем пьесы Софокла «Царь Эдип». Изначально он предстает перед читателями как величественный царь Фив, но вскоре становится удрученным человеком, смиренным своей ужасной судьбой.
  2. Креонт — брат Иокасты. Сначала царь обвиняет Креонта в том, что тот пытался свергнуть его с трона, но он оправдывается, когда главный герой осознает свою вину в убийстве Лая. Удрученный Эдип покидает Фивы в конце пьесы, а Креонт становится королем.
  3. Тиресий — старый слепой провидец, который рассказывает царю о его судьбе. Старик обладает особым даром предвидения, полученным от богов. Главный герой обвиняет его в измене, но потом выяснятся, что Тиресий оказался прав.
  4. Иокаста — королева Фив. Сначала она выходит замуж за Лая, а когда его убивают и Эдип провозглашается новым правителем, становится его женой. В конце Иокаста понимает, что царь — ее сын. Трагический оракул исполнился.

В трагедии есть также второстепенные персонажи. В список наиболее заметных из них вошли:

  1. Священник появляется в начале пьесы.
    Он умоляет короля и богов покончить с чумой в городе.
  2. Хор старцев виден на протяжении всей пьесы. Он олицетворяет горожан, реагирующих на новые повороты сюжета.
  3. Пастух Лаия подтверждает трагическую судьбу Эдипа, говоря, что Иокаста и Лай являются его настоящими родителями. Он отправил царя, когда тот был младенцем, в Коринф, чтобы тот рос в семье коринфского правителя Полиба.
  4. Антигона и Исмена — дочери царя. Они плачут с ним в конце пьесы.

На протяжении всей этой мифической истории об отцеубийстве и инцесте Софокл подчеркивает иронию человека, решившего выследить, разоблачить и наказать убийцу, которым оказался он сам.

Краткий пересказ для читательского дневника

В первой главе Софокл описывает процессию священников, которые приходят к алтарю за пределами дворца, чтобы оплакать чуму, постигшую Фивы. Священники надеются, что боги проявят милосердие к городу и снимут свое проклятие. Правитель уже послал своего зятя Креонта к оракулу, чтобы узнать, что предпринять.

По возвращении Креонт объявляет, что оракул приказывает найти убийцу царя Лая, который правил Фивами раньше. Поскольку наказание убийцы положит конец чуме, главный герой немедленно приступает к его поискам.

Во второй главе царь зовет Тиресия. Пророк сначала отказывается говорить, но затем обвиняет царя в убийстве Лая. Эдип гневно прогоняет Тиресия, а тот в ответ мрачно намекает ему о кровосмесительном браке, будущей слепоте, позоре и странствиях.

Эдип советуется с Иокастой. Королева призывает его игнорировать пророчества, потому что однажды пророк ей сказал, что ее муж Лай умрет от рук их сына. По словам Иокасты, пророчество не сбылось, потому что ребенок умер, а Лай был убит группой грабителей на перекрестке. Эдип расстраивается из-за слов Иокасты, ведь до прихода в Фивы он убил человека, похожего на Лая.

В третьей главе правитель узнает от пастуха, что Полиб — царь Коринфа и его отец — умер от старости. Иокаста радуется, ведь это доказательство того, что услышанное Эдипом пророчество не сбудется. Но царь беспокоится, чтобы не свершилось предсказание с его матерью Меропой.

Посланник сообщает, что Полиб и Меропа — не настоящие родители царя. Выясняется, что пастух сам передал Эдипа царской паре, а до этого тот рос в доме Лая. Правитель полон решимости, чтобы выследить пастуха и узнать правду о своем рождении. Внезапно испуганная Иокаста умоляет его остановиться, а затем убегает во дворец.

В четвертой главе царь, уверенный в том, что худшее, что он может услышать, — это рассказ о его скромном рождении, с нетерпением ждет пастуха. Сначала тот отказывается говорить, но под угрозой смерти признается, что Эдип на самом деле сын Лая и Иокасты. Пророчество, которого царь так боялся, сбылось. Главный герой мучается из-за того, что убил своего отца и женился на матери.

Эдип, врываясь во дворец, обнаруживает, что Иокаста покончила с собой. Он вынимает булавки из ее платья и вонзает себе в глаза, чтобы больше не смотреть на страдания, которые причинил. Ослепленный и опозоренный Эдип умоляет Креонта убить его, но в конце пьесы он тихо подчиняется ему и смиренно ожидает оракула, который определит, останется ли он в Фивах или будет изгнан навсегда.

Миф об Эдипе

Миф об Эдипе, который также появляется в произведениях Гомера, представляет собой историю обреченной попытки человека перехитрить судьбу. Трагедия Софокла дополняет его и драматизирует болезненное открытие Эдипом его истинной личности.

Правители Фив Лай и Иокаста предупреждены оракулом в Дельфах, что их сын убьет отца. Чтобы предотвратить трагическое предсказание, царь отдает ребенка пастуху, который уводит его в Коринф. Там

посланник передает ребенка правителю и его жене, у которых не было детей. Не зная личности ребенка, супруги усыновили малыша и назвали его Эдипом.

Эдип растет как принц Коринфа, но слышит тревожные истории о том, что коринфский царь не его настоящий отец. Он поехал в Дельфы, чтобы посоветоваться с оракулом, и узнает пророчество, что убьет родного отца и женится на матери. В ужасе Эдип решает не возвращаться домой, чтобы избежать ужасной судьбы.

Рядом с Фивами он встречает старика в колеснице с сопровождающими. Когда старик оскорбляет Эдипа, тот убивает его.

За пределами Фив он встречает чудовищного Сфинкса, терроризирующего сельскую местность. Сфинкс бросает вызов Эдипу своей загадкой: «Что передвигается на четырех ногах на рассвете, двух — в полдень, трех — вечером?». Эдип отвечает правильно («человек») и убивает монстра.

Люди объявляют его героем, а когда узнают, что Лай был убит, признают своим правителем. Эдип женится на Иокасте, у них рождается четверо детей.

Сила судьбы

Главный герой проявляет характер и самоуверенность в том, что считает своим героическим подвигом найти убийцу Лая.

Он пытается разгадать тайну гибели царя, будучи уверенным, что ее решение принесет ему ту же славу, которой он наслаждался, когда отвечал на загадку Сфинкса. Уверенность в том, что он позаботился о своей судьбе, ослепляет его. После этого начинается падение, которое заканчивается слепотой. Он становится жертвой, а не победителем Судьбы.

Драматическая ирония

Поскольку все знали миф, в пьесе Софокла «Царь Эдип» не было сюжетных сюрпризов. Но трагедия заинтересовала аудиторию новой интерпретацией, поэтическим языком и драматической иронией.

Драматическая ирония возникает из-за разницы между тем, что знает публика, и тем, что известно персонажам на сцене. Напряжение в актерской игре развивается из медленного, но неизбежного продвижения главного персонажа к ужасному самопознанию.

Наблюдая за тем, как складывается жизнь центрального героя, зрители отождествляют себя с ним, разделяя страдания и признавая силу судьбы. Соединившись с аудиторией, Софокл достиг катарсиса.

Возможно, самым большим достижением Софокла является его постоянная популярность как драматурга. Тот факт, что его произведения изучаются сегодня, свидетельствует о силе его слов и влиянии этих историй на современную культуру.

Интересно, что в греческом театре были очень строгие порядки. Например, запрещалось показывать на сцене насилие, поэтому самоуничтожение главного героя происходило за ней.

В Брифли и Википедии можно пьесу «Царь Эдип» читать в кратком пересказе. Чтобы узнать все подробности, необходимо ознакомиться с полным текстом произведения или посмотреть спектакль, поставленный по сюжету древнегреческой драмы, в театре им. Вахтангова.

Роль судьбы в падении Эдипа в «Царе Эдипе»

Для греков «Судьба» означает предсказание того, что произойдет. Это неотъемлемая часть греческих трагедий. и былины и в случае с `Царем Эдипом` не иначе. Как это показано что герои греческих трагедий свободны, но их свобода связана с судьба. В пьесе `Царь Эдип` судьба играет важную роль, контролируя судьба героев. Он управляет персонажами, Джокастой, Лаем и Эдипа, и предопределяет основные события в их жизни. Но в осуществляя сюжет, Софокл показал, что персонажи не вообще марионетки в руках судьбы. Когда они представлены на сцене, они свободные агенты, свободно выбирающие различные действия.

Функция судьбы в «Эдипе» Рекс»

Задолго до рождения Эдип, из Дельф было объявлено, что он убьет своего отца и женится на своей матери. Все люди через свои доброта, интеллект, исследование и все другие действия действовали только для выполнения этого пророчество. Здесь каждый персонаж пытается обмануть судьбу, но в конце концов понимает, что судьбу не обманешь. Как мы видели жалость, жестокость, предусмотрительность и храбрость все были использованы в попытке обойти судьбу и на самом деле сами вплетены в паутину судьбы. Жестокое решение Лая и Иокаста разоблачить младенца, жалость пастуха, который нашел его, решение Эдип отказался от жизни царского сына, покинув Кориаф, — все играли их участие в свершении судьбы.

Судьба управляет персонажем, Джокастой. Иокаста знала, что пророчествовал оракул, и родила ребенка от Лая. а затем попытались обойти последствия судьбы. Она даже была готовы убить ребенка, чтобы предотвратить ужас того, что он может сделать. Она делает ее решение и обязывает себя к действию, которое навлечет ее гибель на ее.

Судьба решает судьбу персонаж Лайус. Он сделал все, чтобы предотвратить судьбу, которая была произносится Дельфами. Он прикован и передал ребенка слуге, который передал его коринфскому пастуху, который передал младенца коринфскому царю. Ребенок вырос сыном Полиба и Меропы, царя и царицы Коринфа. убил своего отца, Лай исполнил пророчество Оракула.

У судьбы тоже есть свой вклад в вызывая трагедию в жизни Одипа. Он узнал ужасное предсказание о нем от оракула и, как и его родители, старался изо всех сил предотвратить такую ​​судьбу. Он бежал из Коринфа, решив никогда не видеть своего предполагаемые отец и мать, пока они жили. К сожалению, на пути во время своего путешествия он по незнанию убил своего отца, царя Лая. Он также женился на вдова царя. Иокаста, его настоящая мать, после спасения города Фивы от страшного чудовища Сфинкса, причинявшего много разрушений. Итак неизбежная судьба заставила Эдипа совершить два ужасных преступления, убив отца и женившись на матери.

События, которые вызывают трагедии в жизни Лая, Иокасты и Эдипа — дело судьбы. эти персонажи совершили катастрофические действия как прямой результат их попытки избежать жестокой участи, которую оракул в Дельфах общался с ними. Их заранее уведомляют о том, что они станут жертвы некоторых шокирующих событий. Они принимают любые меры, которые они думают чтобы предотвратить эти события, но все происходит именно так, как было предсказано оракулом.

По Аристотелю, трагический герой должен принадлежать к известной семье, и его падение происходит из-за его ошибки или hamartia. В этом отношении Эдип как трагический герой не соответствует критерию …Его падение предопределено судьбой. Рано или поздно он должен упасть со своего места . Можно утверждать, что его инквизиторская натура ответственна за его падение.

Но трудно сказать, зародилась бы любознательная натура, если бы боги не наслали на город Фивы и вызвал поиски убийцы царя. Так в падении Эдипа мы видим смирение великого человека судьбой или богами. Это лечение не заслуженный Эдипом. Это не наказание за дерзость и не обязанность ошибка суждения в человеке. Боги проявляют свою силу, потому что они должны. Сейчас напрасно спрашивать, почему Эдипа наказывают за грехи, которых он не знал. знание. Человек не может подвергать сомнению богов, и Эдип не имеет на это права.

Но у спора есть и другая сторона. Эдип не безупречный человек. В его характере много недостатков. Он опрометчивый, вспыльчивый, поспешный в формировании суждения, легко провоцируемый и очень любознательный. Не все его поступки предопределены. Он свободный агент, свободно выбирающий ряд действий, ведущих к его собственному разорение. Предсказание оракула было безоговорочным; не сказано, что если Эдип сделал то-то и то-то, он убьет своего отца и женится на своей матери. Эдип делает многое, чтобы избежать своей судьбы, но, к несчастью, вместо отсрочка его действий ускорила его падение. Он не смог понять (ослепленный самонадеянность), что не все трудности являются загадками, которые нужно решить применение чистого интеллекта, но что некоторые из них являются тайнами, которые нельзя разгадать сразу. все.

Принимая во внимание все факты, мы можем сказать, что Эдип не является ни свободным человеком, ни простой жертвой судьбы. Основные события г. его жизнь определяется судьбой, но его собственные действия, такие как бегство из Коринфа, убийство старого мужчина, женившись на пожилой женщине, не зная всей своей личности, показывая чрезмерная самоуверенность и вымогательство информации у пастуха — все это способствовало в ускорении катастрофы.

Пьесы Эдипа: Образец эссе A+: Являются ли люди узниками судьбы в «Царе Эдипе»?

Пьеса Софокла  Царь Эдип не просто изображает человека, который, к своему ужасу, обнаруживает, что он бессилен управлять своей жизнью. Скорее, пьеса предлагает пример того, как отдельные люди могут найти способы утвердить свою независимость в пределах, определенных их судьбой. Судьба, безусловно, формирует жизнь героев пьесы, но не определяет их полностью.

Пророчества последовательно сбываются в Царь Эдип , что доказывает, что судьба является реальной силой в мире пьесы. Однако пути, по которым люди идут к своим предопределенным пунктам назначения, остаются на их усмотрение, равно как и отношение, которое они принимают к велениям богов. Задолго до начала пьесы Лай и Иокаста бросили своего сына умирать, чтобы помешать ужасному пророчеству о том, что он когда-нибудь убьет своего отца и женится на своей матери. Точно так же, когда Эдип узнал о своей судьбе, он бежал из Коринфа, полагая, что пророчество относилось к Полибу, человеку, которого он считал своим биологическим отцом. Однако в «Царе Эдипе», когда Эдип узнает, что именно он должен быть изгнан, чтобы спасти Фивы от чумы, он немедленно соглашается подчиниться указу и покинуть город. Его решение кажется частично мотивированным сильным чувством стыда и ужаса, но на протяжении всей пьесы Эдип демонстрировал свою приверженность своему народу, и его выбор изгнания, кажется, в равной степени обусловлен его желанием пощадить Фивы. Ранний выбор, который он и его родители сделали, возможно, был глупым и высокомерным, но его окончательный выбор дает ему определенную долю трагического достоинства. Пьеса Софокла утверждает, что у людей есть свобода определять качество своих персонажей, если не всегда результаты своей жизни.

Софокл выдвигает на передний план проблему человеческой свободы, разыгрывая пьесу спустя долгое время после того, как первоначальное пророчество сбылось. В начале пьесы Эдип уже много лет счастливо живет с Иокастой и их четырьмя детьми. Жители Фив почитают его как мудрого и смелого лидера, человека, который «поднял [их] жизнь», победив Сфинкса. Если не считать прихода чумы, жизнь Эдипа кажется счастливой и процветающей. Начав пьесу здесь, на вершине успеха Эдипа, Софокл не только делает падение Эдипа более драматичным и экстремальным: он также показывает, что ключевой вопрос не в том, сбудется ли пророчество — оно уже давно сбылось, — а в том, как великий Эдип лично займется раскрытием своих преступлений. Что характерно, в «Царе Эдипе» не фигурируют боги, только люди. Никакая божественная фигура не заставляет Эдипа искать убийцу Лая или впоследствии изгнать себя из Фив. Оракул Аполлона представляет собой единственное божественное влияние в пьесе, и даже тогда между словами бога и ушами Эдипа стоят несколько уровней человеческих посланников.

Пожалуй, наиболее показательно то, что сам Эдип не считает себя бессильным. С самого начала у Эдипа есть подавляющее чувство его собственной, индивидуальной власти, о чем свидетельствует его постоянное использование местоимений первого лица я и я. «Я мститель за землю», — заявляет он в какой-то момент. «Я пришел, Эдип невежественный, / Я остановил Сфинкса!» он превозносит. Эдип – человек энергичных действий, о чем свидетельствует то, как он неустанно преследует истину, даже когда становится ясно, что истина может вовлечь его. Когда он, наконец, узнает, что невольно исполнил то самое пророчество, которого пытался избежать всю свою жизнь, Эдип не подчиняется богам и не отказывается от своей свободы воли. Он выполняет их приказы — он «изгоняет разложение с земли», — но делает еще один шаг вперед, решив сначала ослепить себя. Когда Хор спрашивает, какая «сверхчеловеческая сила» побудила его совершить такой ужасный поступок, Эдип восклицает: «Рука, которая ударила меня в глаза, была моя, / только моя — никто другой — / Я все сделал сам!» Эдип не стремится избежать наказания, но отстаивает свое право налагать это наказание по своему усмотрению. Даже будучи униженным, Эдип отказывается отказываться от власти над своей жизнью и телом.

Эдип был обременен ужасным проклятием не по своей вине. В этом смысле его судьба произвольна. Его действия, однако, не таковы. Эдип не может избежать конкретных пунктов пророчества, но это пророчество лишь определяет границы его свободы. В рамках его действия он волен действовать по своему усмотрению. В этом смысле Эдип напоминает свою дочь Антигону, которая должна решить, осуществить ли свой личный выбор и похоронить своего брата Полиника, несмотря на то, что закон непременно приговорит ее к смерти.

Оставить комментарий