История трудового воспитания в россии и за рубежом – . , – .

Развитие трудового воспитания в педагогической мысли

Библиографическое описание:

Зайдуллина Н. Н. Развитие трудового воспитания в педагогической мысли [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 56-58. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/26/ (дата обращения: 06.07.2019).

Трудовое воспитание татарский народ всегда связывал со своей надеждой на будущее и справедливо считал трудовое воспитание основой нравственного воспитания. Люди всегда мечтают и надеются на то что, повзрослев, ребенок будет служить своим родителям, как они в свое время ухаживали за ними в младенческом возрасте. «Человек никогда не должен оставаться без заботы и труда, – говорится в древнем трактате Кабус намэ – если ты хочешь испытать наслаждение в жизни, живи своим трудом, так как не бывают удовольствия без труда, а за трудом следует удовольствие» [3, с. 12].

Одним из представителей мыслителей периода Казанского ханства является поэт Мухаммедьяр (конец XI – начало XVI в.). Его мысли о трудовом воспитании сохранились в произведениях «Тухфаи мардан» («Подарок джигитов»), «Нуры содур» («Свет сердец»), «Насихат» («Наставление»).

Мухаммедьяр стремился осчастливить свой народ в настоящем, земном мире. По его утверждению, человек может стать счастливым лишь благодаря своему разуму, большой созидательной, творческой силе и энергии, свободному труду. Земля для Мухаммедьяра – место свершения благородных и добрых дел, к которым должен стремиться человек.

По мнению мыслителя, человек призван в этом мире творить чудеса во имя своей счастливой жизни. Как считал поэт, это и есть высший идеал человечества, идеал, который заслуживает особого возвышения, восхваления и уважения [3, с. 14].

Идеи Мухаммедьяра, хотя они и социально-утопические, имеют историческое и педагогическое значение. Выступая против существующих порядков, основанных на эксплуатации, он искал пути улучшения жизни народа, верил в победу справедливости. Верил в человека, прославлял его ум, учил ценить его лучшие качества. Примечательно и то, что в творчестве Мухаммедьяра слово «человек» ассоциируется с понятием простой труженик. Он восхваляет такие человеческие качества, как храбрость, мужество, трудолюбие, воспевает также честность и гуманизм.

Мухаммедьяр сумел показать морально-нравственное превосходство людей труда, честно зарабатывающих на жизнь и поэтому знающих цену насущного хлеба [3, с. 19].

В своих строках поэмы «Кутадгу билиг» поэт Ю.Баласагуни раскрывает мудрости древней восточной педагогической мысли. Трудовое воспитание подрастающего поколения может служить надежным ориентиром в последующем жизненном пути ребенка, ибо эта мысль поэта проверена веками [3, с. 12].

Ярким представителем поэзии булгарского периода является Кул Гали (конец XII – начало XIII в.). В его не менее знаменитом произведении «Кыссаи Юсуф» («Сказание о Юсуфе») также воспевается слава труду.

Сам период творения Кул Гали ознаменован большими трудовыми подвигами. Это время характеризуется расцветом градостроительства – к началу XI века Волжская Булгария покрылась густой сетью городов и сел. На ее территории было свыше 200 городов.

В поэме Кул Гали главный герой Юсуф является идеальным. Он всегда готов работать над собой, трудиться над изменением своего характера в лучшую сторону, готов самосовершенствоваться. Именно таким и рисует его Кул Гали, чтобы он служил примером для подражания подрастающему поколению, был героем совершенным и идеальным. Кул Гали как бы подчеркивает, что людей без недостатков не бывает, но лучшим считается тот, кто способен скорректировать свои недостатки, стремится к совершенству, чистоте своих помыслов и деяний.

По мнению поэта, человек всего должен добиться своим трудом, через страдания. Через многие невзгоды, заключения и унижения проходит главный герой Йусуф, прежде чем добиться высокого положения. В этом ему помогают его личностные качества и направляющая воля Всевышнего. Через все это человек должен пройти для того, чтобы быть способным понимать себе подобных, будучи на высоком посту. Идея трудового воспитания занимает одно из главных мест среди художественно-эстетических взглядов поэта Кул Гали [3, с. 6].

Таким образом, просветители татарского народа в своих поэтических произведениях широко освещали вопросы трудового воспитания, раскрывали комплексно и всесторонне, рассматривали в единстве с другими направлениями воспитания.

Социально-экономическое преобразование общественной жизни, обновление всех ее сторон и построение гражданского общества можно рассматривать только в связи с одновременной подготовкой подрастающего поколения к трудовой жизни.

Современная социально-экономическая ситуация в обществе характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере трудового воспитания молодежи – формальное отношение к труду, отчуждение от труда и др. Модернизация образования обуславливает реализацию цели развития личности ребёнка, служить его собственным интересам. Современная школа не решает в полной мере эти задачи, не обеспечивает зрелости учащихся в выборе дальнейшего способа получения образования. У многих школьников выбор является случайным, не всегда соотносится с реальными способностями и возможностями [4]. Недостаточны знания выпускников о рынке труда и востребованных профессиях, о тех способах образования, которыми их можно получить. Школьники не владеют знаниями, необходимыми для выстраивания реалистичных жизненных планов и т.д. Всё это мешает их успешной адаптации в обществе после окончания школы

Таким образом, основная проблема – неумение существующей системы образования оказать помощь и помочь будущему выпускнику осмыслить своё дальнейшее социальное и профессиональное становление. Проблема указывает на отчуждённость школы от внешне заданных целей и ценностей и подводит к необходимости совершенствования трудового воспитания учащихся.

Культурное развитие регионов и страны в целом призвано развить целостное мировоззрение, мироощущение и миропонимание, адекватные действительности и задачам вхождения в Болонские соглашения, сохранив при этом базовые отечественные нравственные ценности и приоритеты.

Войдя в Болонские соглашения для России принципиально важно использовать культурный потенциал России для формирования положительного образа страны за рубежом.

Национально-региональный компонент – это часть государственного образовательного стандарта, в котором наиболее полно отражены особенности, традиции, потребности и интересы каждого региона. Единого подхода к понятию и содержанию национально-регионального компонента не найдено. Национально-региональный компонент определяется природно-географическими, историческими, социальными, культурными особенностями региона. В современных условиях развитие национально-регионального компонента является ведущей задачей в системе образования.

Поэтому необходимо уделить особое внимание раскрытию содержания и особенностей трудового воспитания в народной педагогике татар, той роли, которую играла традиционная татарская семья в этом процессе [2]. На протяжении многих сотен лет семейное воспитание у татар выступало если не единственной, то главной формой воспитания детей в обществе. Любая семья оценивалась, прежде всего, по тому, какое воспитание в ней получали дети. «Плохой (невоспитанный) ребенок — говорит пословица, – вызовет брань в адрес своего отца». Особое значение в татарской семье придавали трудовому воспитанию. Дети с самого раннего возраста постоянно, а не от случая к случаю, выполняли множество трудовых поручений, которые с годами все больше и больше усложнялись. Подрастающий ребенок в семье был постоянно ориентирован на труд. Ориентированность детей на труд не была лишь следствием реализации «педагогических задумок» родителей, хотя и имела глубокий педагогический смысл. Она была суровой необходимостью, поскольку трудовая жизнь взрослых была столь тяжелой, что обойтись без детского труда не представлялось возможным. Можно сказать, что трудовое воспитание подрастающему поколению давала и сама жизнь, а не только родители.

Суровые условия жизни трудового народа не позволяли детям жить по законам своего возраста, когда на первом месте игры и развлечения, а требовали от них сознания взрослых людей, отягощенных повседневными заботами о хлебе насущном. Именно по этой причине дети в татарских семьях рано взрослели, учились смотреть на мир глазами взрослых. С подростков тринадцати-четырнадцати лет был почти такой же спрос за труд, как и со взрослых [1]. Не случайно у татар существовала пословица «Кому суждено стать человеком, тот и в десять лет не ребенок, кому не суждено стать человеком, тот и в двадцать пять лет младенец».

В настоящее время развитие человеческого общества идет не только на основе интеграционных процессов, но и на основе процессов дифференциации, осознания каждым этносом своей самобытности, социо – и этнокультурной уникальности. В связи с этим хотелось бы особо подчеркнуть, что именно семья является основным фактором сбережения национальной культуры, национальной духовности, традиций трудового воспитания [3]. На сегодняшний день становится все более очевидным, что каждый этнос может сохранить себя, только опираясь на собственную традиционную систему воспитания, в которой ведущее место отводится семейному воспитанию, в особенности трудовому воспитанию в семье.

Самые выдающиеся умы человечества неоднократно отмечали решающее значение воспитания в становлении и развитии человека. Великий немецкий философ И. Кант говорил, что именно в воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы. Человек, подчеркивал он, может стать человеком только путем воспитания. Он – то, что делает из него воспитание. Решающее значение воспитания в становлении и развитии человека прекрасно понимал и сам народ, создавший на протяжении своей истории замечательную систему воспитания подрастающего поколения. Эта система была столь совершенна и эффективна, что великий русский педагог К.Д. Ушинский не без основания писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. «Воспитание, – писал он, - созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях. Эти слова великого педагога полностью можно отнести и к этнопедагогике татар, придававших огромное значение воспитанию юного поколения. Дети на примере старших в повседневной жизни традиционной татарской семьи, а также принятых в обществе норм и правил взаимоотношений, понятий добра и зла, чести и справедливости воспринимали и усваивали этические и эстетические идеалы народа, его представления о человеческой добродетели и пороках. Семья придавала большое значение формированию у подрастающего поколения таких качеств, как честность, справедливость, доброжелательность, скромность, мужество, готовность прийти на помощь слабому. Но особое значение татары придавали воспитанию в детях такого качества как трудолюбие, справедливо полагая, что оно лежит в основе всех других человеческих добродетелей.

Трудолюбие в татарской народной педагогике рассматривается не только как источник материального, но и душевного благополучия. Своевременно и добросовестно выполненная работа помогает человеку испытать ощущения радости, наполняет его сознанием выполненного долга, придает уверенность в завтрашнем дне. «Кто летом трудился, – говорит татарская пословица, – тот осенью петь будет». В педагогическом опыте татар, как и у других народов, формировался идеал воспитания. Разумеется, этот идеал выступал как воплощение лучших человеческих черт и свойств, особенно ценимых и почитаемых в народе: мужество, стойкость, ответственность, честность, выдержка. Ядром же этого идеала выступало такое качество человека как трудолюбие, умение трудиться. Идеалом воспитания был совершенный человек, т.е. человек, в котором с наибольшей полнотой сочетались эти черты и свойства.

Трудовое воспитание в татарской семье было одновременно формированием у детей резко отрицательного отношения к нечестности, лени, тунеядству, неорганизованности, расхлябанности, неумению думать о будущем. Иначе говоря, трудовое воспитание лежало в основе и нравственного воспитания. Невозможно представить себе воспитание трудолюбия у подрастающего поколения, таким образом, при котором у него не формировались бы и такие качества как ответственность, сознание своего долга перед семьей и обществом, готовность помочь слабому, уважение старших и т.п. Именно поэтому трудолюбие почиталось у татар как высшая нравственная ценность.

Литература:
  1. Зайдуллина, Н. Н. Фольклорные традиции в трудовом воспитании [Текст] / Н. Н. Зайдуллина // Вестник Университета Российской академии образования. – М., 2007. – № 3 (37). – С. 66–67.

  2. Мухаметшин, А. Г. Педагогические идеи в литературных произведениях Волжских булгар XII–XIII в. и их роль в воспитании подрастающего поколения [Текст] /А. Г. Мухаметшин // Народное образование. – 2006. – № 1. – С. 171.

  3. Мухаметшин, А. Г. Развитие педагогической мысли и образования татарского народа в XVIII – начале XX в. [Текст]: Учеб. пособ. / А. Г. Мухаметшин. – Набережные Челны: НГПИ, 2008. – 138 с.

  4. Сулейманова Фания Мурзабаевна. Педагогические условия личностно-ориентированного подхода к формированию нравственных качеств младшего школьника: Дис. … канд. пед. наук. – М., 2003. – 169 c.

Основные термины (генерируются автоматически): трудовое воспитание, подрастающее поколение, труд, ребенок, национально-региональный компонент, особое значение, нравственное воспитание, сам народ, семейное воспитание, главный герой.

moluch.ru

Трудовое воспитание школьников: история и современность

Ерёмина Елена Ивановна,научный сотрудник,лабораториятрудового воспитания основ предпринимательства, Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования,г. Ставрополь[email protected]

Гапочкина Людмила Николаевна,учитель географии,МБОУ «СОШ №32», г. Ставрополь

Трудовое воспитание школьников: история и современность

Аннотация.В статье рассматриваютсявопросы организации трудового воспитания школьников на примередолгосрочного проекта«Наследие»направление «Природное наследие»; «Трудовое наследие».В статье показана глубокая связь между народной педагогикой и современным этапом развития образования. В качестве современного примера организации трудового воспитания представлен опыт трудовых бригад.Ключевые слова:трудовое воспитание, народное воспитание,проект «Наследие», трудовые бригады.

Россия страна великой культуры и высокой духовности. В последние годы много говорится о разрушенных идеалах, о падении нравственных устоев, утрате обществом существовавших ранее норм и принципов морали. Но сегодня о проблеме духовнонравственного воспитания заговорили как о проблеме общенациональной. В концепции модернизации российского образования говорится, что воспитание следует рассматривать как целенаправленную деятельность, осуществляемую в системе образования, ориентированную на создание условий для развития духовности на основе общечеловеческих ценностей.Новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения также ориентируют на эстетическое воспитание детей, развитие их представлений об эстетических идеалах и ценностях, формирование интереса к творческой деятельности разных народов.Ставропольскийкрай –это часть России, край специфичный как в историкоэтнографическом, так ив лингвистическом плане. Этническая культура населения Ставрополья представлена многими национальностями, отличающимисячисленностью, географией расселения, историкокультурными традициями, уровнем национального самосознания. В связи с этим стоит обратить внимание учащихся на освоение этнической культуры, языка, национального наследияразличных народов, населяющихСтавропольский край.

Актуальность, злободневность данного направления заключается в том, что сейчас в обществе всерьез заговорили о сохранении культуры разных народов, своих корней, о воспитании в духе уважения к своему народу и толерантности по отношению к другим. Именно поэтому считаю, что «духовное наследие» и «вековой опыт народа» это не «для красивого словца», то без изучения чего невозможно будущее нашей малой Родины.Познавать историю родного края можно не только покнигам и лекциям, но и используя активные средства в процессе обучения: наблюдения, исследования, проектную деятельность, экскурсии, трудовая деятельность на местности и т.д. В рамках долгосрочного проекта на данный период времени реализовано направление«Природное наследие» «Птица счастья» о журавлях. Результатом был фестиваль, проведённый на краевом уровне и научноисследовательская работа, которая представлена на краевой научнопрактической конференции движения «Отечество». Следующим направлением проекта является «Трудовое наследие».Вопросам трудового воспитания детей в семье уделял много внимания А.С. Макаренко[2]. Опираясь на традиции народной педагогики, считая семью ячейкой нового общества, где происходит первичная закладка и формирование чувств,мыслей, характера и сознания ребёнка, педагог утверждает, что правильное воспитание невозможно представить как воспитание нетрудовое. Поясняя смысл и значение трудового воспитания, он советует родителям иметь в виду ряд обстоятельств.Во первых, учитывать, что семья должна готовить ребёнка к труду. Во вторых, необходимо в процессе труда воспитывать в ребёнке определенные нравственные качества : любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда. В третьих, трудовое воспитание должно стать средством не только физического развития в труде, но и психологического и духовного развития человека. В четвёртых, важно учитывать , что трудовая подготовка в семье имеет большое значение в личной жизни человека, в определении его будущей профессии и квалификации. Анализ трудов крупнейших педагогов, посвятивших свои исследования проблемам трудового воспитания, свидетельствуют о том, что они, безусловно опирались на знания народной педагогики, относились с глубоким пониманием к народным традициям, опыту народа по воспитанию молодого поколения в духе любви и уважения к разнообразной трудовой деятельности человека. В современных условиях, когда трудовая подготовка учащихся является фактором их развития ивместе с тем удовлетворение потребностей экономического развития страны, уделяется особое внимание этой важной педагогической проблеме. Трудовому воспитанию принадлежит значительная роль и во всестороннем развитии личности. Для осуществления целей развивающего трудового образования необходима его вариативность, выборность, сменность видов трудовой деятельности, что позволит включать в её рамки сферу социальной помощи, охрану природы и памятников культуры и т.д. К этому должны быть подготовлены не только учителя, но и родители.В этих условиях важно сочетать народную мудрость, веками сложившиеся трудовые традиции семьи с достижениями современной педагогической науки. При этом трудовое воспитание должно отвечать как минимум следующим педагогическим требованиям: систематический и коллективный характер труда, наличие у каждого ребёнка с учётом возраста посильных и постоянных трудовых обязанностей. В раннем возрасте труд следует сочетать с элементами игры, а в старших классах постепенно осуществлять переход от простых форм труда к более сложным. Важно приучать детей выполнять нужные, но не менее для них трудовые обязанности, не наказывать детей трудом, систематически учитывать и оценивать качество труда, стимулировать труд похвалой и личным примером показывать сознательное и дисциплинированное отношение к труду.Зарождение разнообразных форм устного поэтического и музыкального творчества, как одного из могущественных средств общения людей, относится к весьма отдаленнымвременам, еще к доклассовому обществу.

В тесной, неразрывной близости с трудовой практической деятельностью людей возникали различные формы изобразительных искусств, а также образцы словесномузыкального художественного творчества, связанного со звучащей вокальной интонацией.

Стремление древних людей в ярком выразительном образе запечатлеть и передать другим свои наблюдения, мысли и чувства о наиболее важном, существенном в их трудовой жизни вело к возникновению разнохарактерных музыкальнопоэтических и песенных произведений, както: трудовые припевки и выкрики, закликания стихийных сил и явлений природы (солнца, дождя, мороза), трудовые и обрядовые песни. Для более легкого усвоения этим музыкальнопоэтическим произведениям придавалась «складная», ритмически упорядоченная форма (стихотворная или близкая к ней), обычно в соединении с напевным интонированием, с более или менее развитым песенным началом.Уже в глубокой древности люди мечтали летать по воздуху, —об этом говорят нам легенды… а также сказка о «ковресамолете». Мечтали об ускорении движенияпоземле —сказка о «сапогахскороходах», освоили лошадь… Мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну ночь хорошее жилище, даже «дворец», то есть жилище, укрепленное против врага; создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный ручной станок для тканья и создали сказку о Василисе Премудрой».В устном песенном творчестверусского народа до наших дней сохранились песенные жанры, непосредственно связанные с трудовой деятельностью, с ритмом трудовых процессов. Это особого рода трудовые припевки и трудовые возгласысигналы, сопровождавшие некоторые виды наиболее тяжелых артельных работ (например, передвижка бревен и других тяжестей, рубка леса, вбивание в дно реки свай при постройке плотин и мостов).

Отличительную черту подобных припевоксоставляет связь с ритмом трудовых движений, осуществляемая в ритмически размеренном повторении традиционных возгласовсигналов («Взяли!», «Двинули!», «Ух!») вмоменты дружных объединенных усилий группы работающих.В песенном быту русского народа наряду с высокоразвитыми по своей мелодике трудовыми песнями лесорубов и бурлаков («Дубинушка», «Эй, ухнем»)до последнего времени встречались также и весьма простые по своему складу трудовые припевки, точнее—напевно интонируемые трудовые возгласы, исполняемые рабочими артелями при передвижении больших тяжестей во время погрузки судов, на лесосплаве, при рубке деревьев. Некоторые из них еще не имели развитого словесного текста и складывались из традиционных трудовых возгласов («Раздва, взяли», «Раздва, двинули»), как, например, приводимая припевка. Такие припевки, несомненно, могут дать приблизительное представление и о древнейшей песенной традиции.С течением времени из простейших трудовых возгласов и небольших трудовых припевок песенного типа сформировались мелодически весьма развитые трудовые песни, например «Дубинушка», «Во всюто ночку темную», «Эй, ухнем». Особую разновидность русских трудовых припевоксоставляютбурлацкие «лямочные» песни, исполнявшиеся волжскими артелями бурлаков при передвижении против течения тяжело нагруженных барок. Фольклор, впереводе, означает «народная мудрость, народное знание». Фольклор—народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения иидеалы, т.е. фольклор—это народное историческое культурное наследие любой страны мира. Произведения русского фольклора (сказки, легенды, былины, песни, частушки, танцы, сказания, прикладное искусство) помогают воссоздавать характерные черты народной жизни своего времени.

Творчество вдревности было тесно связано струдовой деятельностью человека иотражало мифические, исторические представления, атакже зачатки научных знаний. Искусство слова было тесно связано сдругими видами искусства—музыкой, танцами, декоративным искусством. Внауке это называется «синкретизмом». Фольклор был искусством, органически присущим народному быту. Различное назначение произведений породило жанры, сихразнообразными темами, образами, стилем. Вдревнейший период убольшинства народов бытовали родовые предания, трудовые иобрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. Решающим событием, проложившим рубеж между мифологией исобственно фольклором, стало появление сказок, сюжеты которых основывались намечту, намудрость, наэтический вымысел. Вантичном исредневековом обществе складывался героический эпос (ирландские саги, русские былины идругие). Возникали также легенды ипесни, отражающие различные верования (например, русские духовные стихи). Позднее появились исторические песни, изображающие реальные исторические событии игероев, такими, какими они остались внародной памяти. Жанры вфольклоре отличаются также испособом исполнения (соло, хор, хор исолист) иразличным сочетанием текста смелодией, интонацией, движениями (пение ипляска, рассказывание иразыгрывание).

Сизменениями всоциальной жизни общества врусском фольклоре возникали иновые жанры: солдатские, ямщицкие, бурлацкие песни. Рост промышленности игородов вызвал кжизни: романсы,анекдоты, рабочий, студенческий фольклор. Сейчас новых русских народных сказок непоявляется, ностарые попрежнему рассказываются ипоним снимают мультфильмы ихудожественные фильмы. Поют имногие старые песни. Авот былины иисторические песни вживомисполнении уже практически незвучат.Одной из форм трудового воспитания и сохранение трудового наследия стали ученические бригады, созданные на базе школ Ставрополья.Первая ученическая бригада была создана в Григориполисской средней школе на базе колхоза «Россия» Новоалександровского района Ставропольском края (1954 г.) по аналогии с производственными бригадами колхоза. За два десятилетия движение ученических бригад получило широкий размах и уже к 1975 году трудовые объединения школьников, расположенные на территории РСФСР выращивали сельскохозяйственные культуры на площади около 500 тысяч га, ухаживали за 6,5 миллионов голов скота. Во второй половине шестидесятых годов зарождается такая новая форма трудовых объединений учащихся как школьные лесничества, имевшие основной задачей оказание практической помощи в проведении мероприятий по охране лесов и их восстановлению. О массовости данной формы трудовых объединений свидетельствует тот факт, что к 1985 году в школах РСФСР работало более шести тысяч школьных лесничеств. В 80е годы регулярно проходили Всероссийские мероприятия (слеты ученических производственных бригад, конкурсы школьников по сельскохозяйственным профессиям, слеты членов школьных лесничеств и юных друзей природы). В 1981 году в Российской Федерации насчитывалось более 16 миллионов юных друзей природы членов Всероссийского общества охраны природы, работало 98 тысяч отрядов «зеленых патрулей», 16 тысяч «голубых патрулей»[1; 3]. Ученическая производственная бригада за долгие годы своего существования стала прекрасной школой жизни, в которой школьники учатся трудиться, управлять производственным процессом, выстраивать отношения в коллективе, ответственно относиться к любому делу.Школа должна выступать организатором вовлечения подростков в экономически оправданную, посильную им, интересную трудовую деятельность.

Таким образом, соединение обучения с производственным трудом становится условием успешной социализации учащихся, повышения конкурентоспособности выпускников школы на рынке труда. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение кнаследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.

Ссылки на источники1.ЗолотухинД.С.Трудовоевоспитаниесельскихшкольников:Книгадляучителя.–М.:Просвещение,1990.–159с.2.КоротовВ.М.РазвитиеидейА.С..Макаренковтеориивоспитание//Советскаяпедагогика.–1988.–№3.–с.2125.3.КондратьевП.П.Функциональнаясущностьучебноготрудашкольникавсодержаниитрудовогообразования.МинистерствообразованияРС(Я),ИПКРО–Якутск:Сахаполиграфиздат,1996.–96с.

e-koncept.ru

Проблема трудового воспитания в истории русской педагогики

Готовые работы Комментариев нет

Курсовая работа на тему «Проблема трудового воспитания в истории русской педагогики»

Содержание:

Введение    3
1. Понятие системы воспитания    5
2. Зарождение идеи трудового воспитания в истории педагогики    7
3. Направления педагогики России    11
4. Трудовое воспитание в России в XX веке и в наше время    17
Заключение    25
Список литературы    27

Система воспитания — это совокупность процессов и принципов воспитательного процесса, объединенных целью выполнения социального заказа.[6, C. 56]. Это означает, что цели педагогики в разное время-это цели общества в его современном понимании.
Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существует до тех пор, пока сохраняет свою значимость. Поэтому она имеет конкретно-исторический характер.
Человечеству известно педагогическое наследие древних цивилизаций, эпохи Античности, Средневековья, Возрождения, XVIH-XIX веков и современного периода развития человечества — XX и начала XXI века.
Но мы окунемся и узнаем, как происходило воспитание в России.
В России с давних времен открывались школы. Это были не школы в привычном нам смысле, а избы для образования и воспитания молодого поколения. Сохранились сведения об открытии школы для 300 детей в Новгороде в 1030 году. Также как и в других государствах, первые зачатки педагогики проявлялись в «воспитании» младшего поколения. Под воспитанием понималась трудовая деятельность (в основном – пахота, посев и уборка урожая). Раньше уже с 7 лет у детей начиналась трудовая деятельность. Если кто и обучался то только дети (в основном сыновья) богатых купцов и торговцев. В начале образования государства российского в обществе была главная цель: расширение границ и обладание соседними землями. В 862-882 гг. для образования Киевской Руси были приглашены со стороны князья (Рюриковичи), которые также принесли с собой свою культуру.
С развитием государства общество все более и более увеличивало свои знания в той или другой «науке». Лишь с 17 века педагогика проявилась как система образования, как главная цель познания общества [27].
Весьма плодотворной была теоретическая и практическая деятельность в области педагогики выходца из Белоруссии Симеона Полоцкого (1629 – 1680). В 1667 году он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью. Под его наблюдением воспитывался Петр I. Симеон Полоцкий разработал проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в 1687 году, уже после его смерти, и значительно расширила высшее образование в российском государстве. С. Полоцкий считал главными факторами вос¬питания пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека. [7, C. 94]. <……….>


№ 8494 Цена 200 руб  Хотите получить эту работу? Напишите заявку на [email protected]

Купить работу

newfreelance24.ru

Идеи трудового народного воспитания в условиях современного профильного обучения

В условиях радикальных экономических, социально-политических и культурных преобразований последнего десятилетия XX века в государственной системе образования России наметились тенденции возрождения народных традиционных форм воспитания и социализации подрастающего поколения. Весьма очевиден и тот факт, что возрождение России невозможно без национальной ориентации, учета психолого-этнических особенностей русского народа, изучения богатого педагогического опыта, накопленного в результате многовековой практики воспитания. Трудно не согласиться с Д.Г.Лихачевым, утверждавшим, что русский народ не должен терять своего нравственного авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Даже в XXI веке мы должны не забывать о национальных особенностях и должны быть озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.

Школа испытывает острую потребность в научно обоснованных положениях, рекомендациях, способствующих выработке у подрастающего поколения готовности и умения активно и сознательно трудиться на благо общества и семьи, противостоять асоциальным влияниям, вырабатывать и отстаивать собственную гражданскую позицию. Накопленный русской народной педагогикой опыт трудового воспитания и социализации подрастающего поколения может быть направлен на защиту растущей личности от разрушающего воздействия современных российских средств массовой информации, пропагандирующих стремление к наживе, безнравственность, бездуховность, преступность.

Исследования ученых показывают, что каждая нация накопила исторически обобщенный опыт воспитания, который отражает особенности материальных, культурных условий жизни, религии, менталитета. Игнорирование закономерностей воспитательной практики народа приводит к извращению национального самосознания. В связи с этим важность этнопедагогических исследований очевидна.

Основной целью народной педагогики была подготовка всесторонне развитых людей, способных переносить любые невзгоды; наделенных умом, физической силой и нравственными добродетелями.

Утрата исторических и духовных ценностей, созданных нашими предками, разобщенность и отчужденность поколений может привести к бездуховности, дисгармонии личности, потере внутреннего стержня и дисбалансу в сознании людей.

Сегодня мы наблюдаем резкое обострение воспитательных проблем, усиление негативных явлений в молодежной и школьной среде. Следовательно, возникает необходимость переосмысления педагогического опыта и этнических традиций, которые приобретают особую значимость в наши дни. Все более очевидно, что современная школа не может и не должна дистанцироваться от педагогического опыта и наследия предков, от особенностей национальной психологии народа, его обычаев и традиций. Возникла необходимость воспитать Личность, устремленную к высоким нравственным идеалам через внутренне свободный самодостаточный разум, способный самостоятельно, по собственной воле контролировать свои влечения и поступать сообразно добродетели. Установка современного человека «знать и уметь» взяла верх над способностью «чувствовать и сопереживать». Между тем общество, относящееся с пренебрежением к духовной сфере человека, рано или поздно окажется лицом к лицу перед тревожной дилеммой: быстрый прогресс или неизбежное вырождение, отмечает Ш. Летурно.

Таким образом, сегодня и школа, и ученые, и общественность, и пресса говорят о том, что без решения важнейшей задачи воспитания подрастающего поколения на национальных традициях, проникнутых высоконравственным национальным идеалом, не может быть полноценного, всестороннего воспитания.

Вопросы трудового воспитания являются центральной проблемой народной педагогики. Развитие нравственности и ума, физическое и эстетическое совершенствование личности происходит преимущественно в труде. Умение трудиться, создавать ценное и прекрасное своими руками является ведущим критерием оценки личности, основой народного мнения о человеке.

Рассматривая традиции и обычаи народной педагогики во взаимосвязи с современным профильным обучением, нам хотелось обратить особое внимание на трудовую подготовку в народной педагогике и воплощение ее идей в условиях современного профильного образования.

Перед нами встал вопрос: «Современное профильное образование – это продолжение традиций трудового воспитания в народной педагогике или новый этап в российской системе образования?»

Для того, чтобы ответить на данный вопрос, нам необходимо вспомнить, как осуществлялось трудовое воспитание в народной педагогике, каковы его идеи и каковы цели преследующего трудового воспитания?

Уже А.С. Макаренко в свое время на собственном многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчеркивал, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека».

Народная педагогика обобщает многовековой опыт семейного и общинного воспитания, основанного на здравом смысле и хозяйственно-экономической целесообразности. В этой педагогике ведущей является идея самореализующейся личности, а также способы приобщения молодежи к самостоятельной творческой деятельности, раскрывается роль труда в социальном плане, выявляются ведущие факторы интеграции подрастающего поколения в общество.

Трудно переоценить значение трудового воспитания в общей системе народной педагогики, оно действительно является её сердцевиной. С древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей обязанностью родителей, а затем и учебных заведений и других общественных  институтов.

Труд для многих народов был связан прежде всего с животноводством, садоводством, шелководством, народными промыслами. Бытовая культура, духовный склад народа порождены тысячелетиями земледельческой цивилизации. Все нравственные каноны, моральные представления, даже художественные вкусы целых эпох обусловлены отношением человека к матери – сырой земле. Нелёгкий труд земледельца и животновода, отношение к хлебу как святыне, хлопку, всё это воспитывало у детей чувство любви к труду и людям труда. Народ не только прославляет труд как бесценный дар природы человеку, но в какой-то мере идеализирует его вдохновенный характер : «Труд – всему отец».

Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». У всех народов существует единое мнение: «Лишнее мастерство голову не кружит», «Молодому мало и семидесяти ремёсел». История сохранила для нас бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками. Народ ясно представлял себе, что  овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку «есть такие вещи, которые не сделаешь пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать чтобы  выучиться» [3, 18].

Народ высмеивает человека, который ищет лёгкой работы. Поговорка гласит: «В дождливый день много желающих кур поить». Особенно отрицательное отношение вызывают люди, имеющие «белые ручки», которые любят чужой труд. Народ высмеивает человека, не задумывающегося  о результатах своего труда или занятого неразумным, бесполезным трудом. В таких случаях говорят: «Подрубив топором корни дерева, вершину водой поливает».

Если мы сформулируем отношение народа к трудовому воспитанию в современных терминах, то можно сказать, что он стоял за всеобщее трудовое воспитание, за добросовестный, систематический и разумный общественно полезный труд. Честный и добросовестный труд прославляется в волшебных народных сказках; в них же с нескрываемой иронией и сарказмом осмеиваются лентяи, лодыри, бездельники. Сказки как известно идеализируют силу и возможности героев, но в их основе – народная вера в человека, в его разум, готовность преодолевать любые трудности для достижения намеченной цели не только и несколько для нужд самой семьи, но, прежде всего для труда в общественном коллективе.

Во – вторых, прилагать все усилия к тому, чтобы труд ребёнка не был принудительным, т.е. носил творческий характер, трудился с интересом, любовью, без боязни «трудового пота».

Вопросам трудового воспитания детей в семье уделял много внимания А.С. Макаренко. Опираясь на традиции народной педагогики, считая семью ячейкой нового общества, где происходит первичная закладка и формирование чувств, мыслей, характера и сознания ребёнка, педагог утверждает, что правильное воспитание невозможно представить  как воспитание нетрудовое. Поясняя смысл и значение трудового воспитания, он советует родителям иметь в виду ряд обстоятельств[2, 124].

Во – первых, учитывать, что семья должна готовить ребёнка к труду. Во – вторых, необходимо в процессе труда воспитывать в ребёнке определенные нравственные качества: любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда.

В – третьих, трудовое воспитание должно стать средством не только «физического развития в труде», но и психологического и духовного развития человека.

В – четвертых, необходимо учитывать, что трудовая подготовка в семье имеет большое значение в личной жизни человека, в определении его будущей профессии и квалификации.

Анализ трудов крупнейших педагогов, посвятивших свои исследования проблемам трудового воспитания, свидетельствуют о том, что они, безусловно, опирались на знания народной педагогики, относились с глубоким пониманием к народным традициям, опыту народа по воспитанию молодого поколения в духе любви и уважения к разнообразной трудовой деятельности человека.

В современных условиях, когда трудовая подготовка учащихся является фактором их развития и вместе с тем удовлетворение потребностей народного хозяйства, уделяется особое внимание этой важной педагогической проблеме. Трудовому воспитанию принадлежит значительная роль и во всестороннем развитии личности. Для осуществления целей развивающего трудового образования необходима его вариативность, выборность, сменность видов трудовой деятельности, что позволит включать в её рамки сферу социальной помощи, охрану природы и памятников культуры и т.д. К этому должны быть подготовлены не только учителя, но и  родители.

Происходящая сегодня перестройка содержания образования преследует цель создать условия для достижения личностью высокого интеллектуального, нравственного, эстетического и физического уровня. Именно это сможет повысить интеллектуальный потенциал государства, усилит влияние гуманистических идей и престиж государства, и духовных ценностей. В содержании образования важно отразить традиции и социально  – культурные ценности народа.

И в качестве этого, согласно концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда <…> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» [1, 9-26].

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

– обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

– создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

– способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

– расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

В этих условиях важно сочетать народную мудрость, веками сложившиеся трудовые традиции семьи с достижениями современной педагогической науки. При этом трудовое воспитание должно отвечать как минимум следующим педагогическим требованиям: систематический и коллективный  характер труда, наличие у каждого  ребёнка с учётом возраста посильных и постоянных трудовых обязанностей. В раннем возрасте труд следует сочетать с элементами  игры, а в старших классах постепенно осуществлять переход от простых форм труда к более сложным. Важно приучать детей выполнять нужные, но не менее для них трудовые обязанности, не наказывать детей трудом, систематически учитывать и оценивать качество труда, стимулировать труд похвалой и личным примером показывать сознательное и дисциплинированное отношение к труду.

Таким образом, отвечая на выше поставленный вопрос, мы не можем дать конкретного ответа: продолжение ли профильное образование традиций народного трудового воспитания или только воплощение идей в системе нового российского стандарта образования. Время не стоит на месте, и цели и задачи образования меняются с учетом современных требований государства. Но мы никогда не должны забывать о тех началах, идеях зародившегося еще в далекое время трудового воспитания с его народной верой в человека, в его разум, готовность преодолевать любые трудности для достижения намеченной цели не только и несколько для нужд самой семьи, но, прежде всего, для труда в общественном коллективе.

Литература

1.      Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) // Народное образование. – 2000 – №2. –  С.9-26.

2.      Макаренко А.С. О воспитании в семье. Москва.  1955 г.

3.      Сенигов И. Народные воззрения на учение и воспитание. Москва.  1966 г.

 

moluch.ru

Семинар 6. Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в истории педагогики.

Цель:проанализировать развитие проблемы трудового воспитания и обучения в истории педагогической мысли.

Задачи:

1. показать зарождение мыслей и идей о труде как цели и средстве воспитания, подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике, философско-педагогическом наследии мыслителей-гуманистов;

2. сформировать представление об основных подходах к вопросам трудового воспитания в истории зарубежной педагогики XVII-XIXвв.;

3. охарактеризовать вклад К.Д. Ушинского в осмысление трудового воспитания с позиций педагогической антропологии;

4. раскрыть сущность концепции А.С. Макаренко о трудовом воспитании детей.

Основные понятия:

трудовое воспитание, трудовое обучение, трудовой опыт (деятельность), политехническое (технологическое) образование, «азбука трудовых умений», метод проектов, традиции трудового воспитания;

виды труда: труд по самообслуживанию, ручной труд, ремесленный труд, промышленный труд, производительный труд, общественно-полезный труд;

идеи:

• труд как цель и ценность воспитания молодёжи,

• связь трудового воспитания с умственным и нравственным,

• труд как средство физической закалки и подготовки к жизни,

• труд как фактор психического развития человека,

• соединение обучения с производительным трудом,

• труд как средство подготовки к профессии,

• трудовая школа,

• введение ручного труда в систему школьного обучения,

• коллективный характер труда в сочетании с индивидуальным,

• труд как средство воспитания и перевоспитания.

План.

1. Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.

2. Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIXстолетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэн, Г. Кершенштейнер).

3. К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.

4. Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии А.С. Макаренко.

Литература.

 Основная:

1.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века. Учеб. пособие. / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – Гл. 5. – С. 116-118; Гл. 8. – С. 203-204, 209, 218; Гл. 10. – С. 282-283, 322-323, 327-332; Гл. 12. – С. 386-387; Гл. 15. – С. 475.

2.

Латышина Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли. Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2005. – Часть II. РазделI. Гл. 2. – С. 118-129; Гл. 3. – С. 158-198; РазделIV. Гл. 14. – С. 425-426.

3.

История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Учеб. пособие для студентов высших пед. учебных заведений. / Под ред. З.И. Васильевой. – М.: ИЦ «Академия», 2002. – Раздел II. Гл. 6-8. – С. 109, 128-129, 142-143; РазделIII. Гл. 15, 17, 20. – С. 289-290, 328-330, 398-399.

4.

Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. Учебник для студ. высших учеб. заведений. – М.: Владос-Пресс, 2004.

 Дополнительная:

1.

Салимова К.И. Выдающиеся зарубежные мыслители и педагоги о трудовом воспитании и профессиональной подготовке. // Антология педагогической мысли: Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке. / Сост. К.И. Салимова, Г.Б. Корнетов. – М., 1988. – Т. 1. – С. 9-46.

2.

Кузьмин Н.Н. Разработка теории трудового воспитания и профессионального образования в России. // Антология педагогической мысли: Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании. / Сост. Н.Н. Кузьмин. – М., 1989. – Т. 2. – C. 5-34.

3.

Пискунов А.И. Теория и практика трудовой школы в Германии (до Веймарской республики). – М.: АПН РСФСР, 1963.

4.

Салимова К.И. Трудовое обучение в Англии (от Томаса Мора до наших дней). – М.: Просвещение, 1967.

 Первоисточники:

1.

Идеи трудового воспитания в народной педагогике: пословицы, поговорки, сказки. // Антология педагогической мысли: Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке. / Сост. К.И. Салимова, Г.Б. Корнетов. – М., 1988. – Т. 1. – С. 49-62.

2.

Демокрит. Фрагменты о воспитании. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. проф. А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1981. – С. 9-10.

3.

Мор Т. Утопия. // Там же. – С. 78-82.

4.

Локк Дж. Мысли о воспитании. // Там же. – С. 191-192.

5.

Беллерс Дж. Предложения об учреждении трудового колледжа всех полезных ремёсел и сельского хозяйства. // Там же. – С. 195-201.

6.

Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. // Там же. – С. 225-232.

7.

Песталоцци И.Г. О воспитании бедной сельской молодёжи. // Антология педагогической мысли: Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке. / Сост. К.И. Салимова, Г.Б. Корнетов. – М., 1988. – Т. 1. – С. 168-187.

8.

Песталоцци И.Г. В пояснение принципов и мнений, изложенных в № 37 «Швейцарского листка». // Там же. – С. 188-192.

9.

Песталоцци И.Г. Цель и план воспитательного учреждения для бедных. // Там же. – С. 199-203.

10.

Песталоцци И.Г. О народном образовании и индустрии. // Там же. – С. 203-212.

11.

Оуэн Р. Замечания о влиянии промышленной системы. // Там же. – Т. 2.– С. 241-245.

12.

Кропоткин П.А. Умственный и ручной труд. // Там же. – С. 328-346.

13.

Кершенштейнер Г. Школа будущего – школа работы. // Основные вопросы школьной организации. – Пг., 1920. – С. 80-97.

14.

Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. // Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала ХХ в. / Сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1990. – С. 45-52.

15.

Макаренко А.С. Трудовое воспитание. Отношения, стиль, тон в коллективе. // Избр. пед. соч. В 2 тт. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1977. – С. 330-359.

16.

Макаренко А.С. Воспитание в труде. // Там же. – Т. 2. – М.: Педагогика, 1977. – С. 51-60.

Форма отчётности: устные выступления с сообщениями, выписки из первоисточников и опорные конспекты, обсуждение заданий самостоятельной работы № 3.3, 3.4, 4.5.

studfiles.net

Проблема трудового воспитания в истории зарубежной и русской педагогики

Тип работыреферат
Год написания2006
Оценка при сдаче5
Кол-во листов31
Цена510

Содержание

 

 

Введение

 

Глава 1. Проблема трудового воспитания в истории зарубежной педагогики

1.1. Взгляды на трудовое воспитание Я.А. Коменского

1.2. Взгляды на трудовое воспитание Д. Локка

1.3. Взгляды на трудовое воспитание Ж.Ж. Руссо

 

Глава 2. Проблема трудового воспитания в истории русской педагогики

2.1. Взгляды на трудовое воспитание К.Д. Ушинского

2.2. Взгляды на трудовое воспитание Л.Н. Толстого

2.3. Взгляды на трудовое воспитание А.С. Макаренко

 

Заключение

Список использованной литературы

 

 

1.     Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. – М.: Наука, 1976. – 213 с.

2.     Галаган Г. Л.Н.Толстой: Художественно-этические искания. – М.: Наука, 1981. – 312 с.

3.     Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 342 с.

4.     Есипов Б.П. Педагогическая энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1968. – 395 с.

5.     Заиченко Г.А. Джон Локк. – М.: Наука, 1973. – 285 с.

6.     Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982. – 248 с.

7.     Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского. / Пер. с чеш. – М.: Просвещение, 1991. – 285 с.

8.     Литвинов Л.Н. История дошкольной педагогики. – М.: Просвещение, 1989. – 265 с.

9.     Ломунов К. Жизнь Л.Толстого. – М.: Просвещение, 1981. – 291 с.

10. Макаренко А.С. О воспитании. / Сост. Хелемендик В.С. – М.: Просвещение, 1988. – 329 с.

11. Модзалевский Л.Н. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. –СПб.: Алетейя, 2000. – 286 с.

12. Пискунов. История педагогики. – М.: Просвещение, 1998. – 324 с.

13. Радугин А.А. Психология и педагогика. – М.: Центр, 1999. – 354 с.

14. Хрипкова А.Г. Мудрость воспитания. – М.: Педагогика, 1989. – 295 с.

15. История педагогики: Учебное пособие. / Под ред. Шабаевой М.Ф. – М.: Просвещение, 1981. – 374 с.

16. О трудовом воспитании: Хрестоматия. / Сост. Аксенов Д. – М.: Просвещение, 1982. – 250 с.

www.easyschool.ru

Оставить комментарий