Метро спортивная харьков: Офіційний сайт КП «Харківський метрополітен»

Станція «Спортивна» | Мир метро

Станция «Спортивная»


Дата открытия: 23 августа 1975 года
Архитекторы станции: Ю. Плаксиев, В. Спивачук
Инженеры: П. Пашков, Е. Лысенко
Тип станции: односводчатая, мелкого заложения
Проектное название: «Стадион» («Стадiон»)
Пассажиропоток: 10,2 тыс. в сутки (2015 г)


1. Описание станции
2. Проекты и строительство
3. История и происхождение названия


1. Описание станции

Станция открыта 23 августа 1975 г. в составе первого пускового участка Харьковского метрополитена «Улица Свердлова» – «Московский проспект», состоящего из восьми станций: «Улица Свердлова» (ныне «Холодная Гора»), «Южный Вокзал», «Центральный рынок», «Советская» (ныне «Площадь Конституции»), «Проспект Гагарина», «Спортивная», «Завод имени Малышева», «Московский проспект» (ныне «Турбоатом»).

Конструктивно эти станции совершенно различны. Их объединяет простота и строгость архитектурных форм и цветового оформления, характерные для советского метростроения тех лет. В то же время, метростроевцы придали каждой станции свою выразительность, не в последнюю очередь благодаря главному архитектору харьковской подземки Владимиру Спивачуку. Открытие станции было приурочено к 32-летию освобождения Харькова от немецко-фашистских захватчиков.

Станция расположена в центральной части города, рядом со стадионом «Металлист». Выходы в город через подземные переходы к стадиону «Металлист», улицам Плехановской, Державинской и Храмова, остановкам трамвая и маршрутных такси.

Станция имеет непосредственные выходы к стадиону «Металлист», на котором проводятся футбольные матчи в Харькове. В дни спортивных мероприятий на стадионе сюда прибывает много людей, а остальное же время пассажиропоток по станции невысокий и большая часть людей прибывает через пересадочный узел. На станции организована пересадка на станцию «Метростроителей» к поездам Алексеевской линии. Два перехода расположены в центре платформы и в восточном вестибюле станции.

01. «Спортивная» – односводчатая станция, построенная из монолитного железобетона при помощи передвижной опалубки. Зал станции широкий и просторный, кроме того, свод станции создаёт эффект большего пространства и добавляет лёгкости. В 2009 году свод был частично покрашен в цвета футбольного клуба «Металлист»

и по совместительству национального флага Украины, что в некотором смысле добавило станции красоты и выразительности, хотя самим творцам станции такая метаморфоза не пришлась по душе.

02. Пожалуй, станция «Спортивная» является самой яркой и выразительной на всём первом пусковом участке. В ней воплощено очень оригинальное архитектурное решение. При этом станция совершенно не похожа как на своих тёзок из метрополитенов бывшего Союза, так и на общую архитектуру метростроения того времени. Долгие годы станция являлась визитной карточкой Харьковского метрополитена и попадала во многие туристические фотоальбомы и открытки о городе.

Хотя в оформлении не раскрывается тематика спорта, сама станция похожа на огромный стадион или спортзал.

03. Внутренняя поверхность свода выложена из объёмных железобетонных элементов, что было реализовано впервые в практике советского метростроения. Каждый из этих элементов представляет собой блок массой 70 кг в виде треугольной пирамидки. Пересекающиеся диагональные и поперечные швы этих блоков подчёркивают геометрию свода и визуально улучшают интерьер станции. Поверхность свода переходит прямо в потолок вестибюлей станции.


04. Светильники распределены по своду таким образом, что они находятся друг от друга на одинаковом расстоянии и расставлены «треугольниками». Изначально освещение обеспечивалось стандартными лампами накаливания в плафонах, в последние годы они заменены на энергосберегающие лампы, кроме центрального ряда светильников, которые обеспечивают дежурное освещение.

05. При замене к Евро-2012 указателей выходов над ними подвесили динамики с корпусом в виде футбольного мяча.


06. Путевые стены станции облицованы чёрным лабрадоритом. К сожалению, реклама не обошла стороной и эту станцию.

07. Название станции и указатели на путевой стене, установленные в преддверии Евро-2012.

08. Пол станции выложен из полированных гранитных плит красного цвета, а края платформы – из гранита светло-серого цвета. Ограничительная линия белого цвета сделана ломаной для хорошего сочетания со сводом станции.

09. Поручни лестниц, соединяющих вестибюли и платформу, облицованы чёрным, серым и розовым мрамором узбекистанского происхождения.

10. В центре платформы расположен переход на Алексеевскую линию, облицованный светло-жёлтым мрамором «Газган». Переход в центре платформы предназначен для пересадки со станции «Спортивная» на «Метростроителей», а переход в восточном вестибюле – наоборот. Правда, не все пассажиры следуют этому правилу.


11. Станция в 2000-е годы. Здесь свод станции ещё не покрашен, а путевые стены не испорчены рекламой.

12. Старая надпись и указатели на путевой стене.

13. Станция вскоре после открытия.

14. Здесь можно заметить первые стрелочные интервальные часы.

15. Станция в первые годы работы.

16. В то время на линии эксплуатировались четырёхвагонные составы.

17. Станция в 1980 году.


2. Строительство станции и проекты

Станция была сооружена открытым способом, в котловане. Конструкция односводчатой станции мелкого заложения была разработана институтом «Харьковметропроект». Проект такой станции вышел очень успешным, нашёл широкое применение и получил название «харьковский односвод». Впоследствии по типовому проекту «харьковского односвода» с 70-х годов было построено большое количество станций во многих городах на постсоветском пространстве.

Станция сооружалась из монолитного железобетона с применением широких самонесущих арматурных каркасов.

Сам свод станции строился при помощи передвижной металлической опалубки, которая перемещалась по рельсам благодаря работе гидравлических домкратов. Для строительства станции было использовано 6200 «треугольных» железобетонных блоков массой 70 кг каждый. Любопытно, что первоначально планировалось использовать не бетонные, а металлические (алюминиевые) блоки, однако при проработке проекта оказалось, что ни одно из предприятий не готово освоить производство таких блоков в нужном объёме. На потолке свода эти блоки крепятся к арматуре тремя петлями, а вот по бокам таким образом крепить их было нельзя. Выход нашли следующий: к анкерным штырям приварили две параллельные продольные пластины, с трёх сторон блоки обложили закладочными пластинами, которые затем приварили к продольным.

Обводнённые песчаники с плывунными свойствами поджидали метростроевцев и здесь. Боролись с ними при помощи уже привычного кессонного способа работ с применением установки забойного водопонижения, разработанной в лаборатории механизации шахтного водоотлива. Эта установка позволила не применять повышенное давление в кессонном забое, при этом сэкономив значительные денежные средства. При строительстве тоннелей около станции «Спортивная» применялась чугунная тюбинговая обшивка с так называемым плоским лотком. Конструкция лоткового тюбинга с плоской поверхностью была разработана в Харькове, что позволило сэкономить около 200 кг металла на каждом тюбинговом кольце и повысить темпы монтажа тоннельных конструкций. Также на этой станции была успешно опробована ещё одна техническая новинка – вакуумноцентрические фильтры, которые позволяют отбирать воду с нескольких горизонтов.

При строительстве станции и тоннелей встретилось множество подземных коммуникаций, таких как различные кабели и водоотводы, что существенно притормозило сооружение тоннелей.

На станции «Спортивная» для гидроизоляции железобетонных элементов конструкции применялся стеклобит, изготавливаемый из стекловаты и специального раствора-мастики. Однако поставки стеклобита довольно быстро прекратились, поэтому основную часть работ по гидроизоляции выполнили при помощи «гидроизола» (обычный битум и рубероид), который разогревается до 300 градусов и уже затем наносится на железобетонные конструкции станции.

18. Так выглядел котлован станции «Спортивная».

19. Погрузка и выгрузка материалов осуществлялась при помощи козлового крана. Фото из архива В. Кручины.


20. Стройплощадка станции хорошо просматривалась из окон близлежащих зданий. Фото из архива В. Кручины.

21. Вывоз грунта на самосвалах.

22. Здесь засыпка котлована почти завершена.

23. Монтаж основания платформы станции. Октябрь 1973 года.

24. Торжественный момент встречи проходчиков после 24-й сбойки у станции «Спортивная» – последней на пусковом участке. Проделанный труд был огромен, как и количество преодолённых препятствий, поэтому радость на лицах этих людей совершенно искренняя. Февраль 1975 года.

25. Станция «Спортивная» в процессе побелки свода и отделки путевых стен.

26.

27. Станция за полгода до открытия.

28. Бетонирование последнего участка путей.

29. Станция за два месяца до открытия. Фото из архива А.С. Панина.

30. Станция в последние дни перед открытием.

31. Реализованный проект станции. О целесообразности применения такого необычного архитектурного решения спорили много, однако этот проект был утверждён первым из всех станций первой очереди. Автор проекта – Юрий Плаксиев, фото Максима Булата.

32.

33.


3. История и происхождение названия

Станция получила своё название от расположенного рядом стадиона «Металлист». Это главный стадион города, используется в основном для футбольных матчей – в частности, здесь проходят домашние матчи харьковского клуба «Металлист» и некоторые матчи сборной Украины по футболу.

Стадион был открыт в 1926 году, в открытии приняли участие 500 физкультурников и 8000 зрителей. Первоначально в ней была лишь одна трибуна на 5000 зрителей, а также беговая дорожка и велотрек. Стадион стразу же стал местом проведения домашних и международных матчей. Также на стадионе происходили всеукраинские соревнования по велогонкам и первенства по зимним видам спорта. Во время войны стадион был разрушен и впоследствии отстроен, однако велотрек восстановлен не был. За время своего существования стадион сменил множество названий – «Трактор», «Зенит», «Дзержинец», «Авангард», а своё современное название получил в 1967 году. В 1992 году стадион «Металлист» был включён в Реестр национально-культурного наследия Украины.

За всё время стадион реконструировался четыре раза. Наиболее значительная реконструкция проводилась с 2007 по 2009 год для соблюдения требований УЕФА, которые возникли в связи с подготовкой Харькова к проведению матчей чемпионата Европы по футболу 2012 года. Были перестроены восточная и южная трибуна, старый навес демонтировали и заменили новым, который теперь опирается не на трибуны, а на железные опоры и накрывает все места на стадионе. Также была заменена система освещения, которая теперь располагается на крыше стадиона. Были установлены два светодиодных табло, а также светодиодная рекламная линия по периметру поля. Для обеспечения энергетических потребностей стадиона была построена электроподстанция мощностью 500 кВт. Стадион оборудовали камерой-пауком, которая может снимать игровые моменты с разных ракурсов и высоты. После реконструкции вместимость стадиона составляет около 40 тысяч зрителей.

Мировую известность стадион получил во время чемпионата Европы по футболу, где проводились отборочные матчи групповой стадии. Тогда сборная Нидерландов сыграла с командами из Германии, Португалии и Дании.

В Харькове приостановили движение поездов по двум линиям метро

https://ria.ru/20221102/kharkov-1828612241.html

В Харькове приостановили движение поездов по двум линиям метро

В Харькове приостановили движение поездов по двум линиям метро – РИА Новости, 02.11.2022

В Харькове приостановили движение поездов по двум линиям метро

Движение приостановлено по двум линиям метро в Харькове, сообщили в Харьковском метрополитене. РИА Новости, 02.11.2022

2022-11-02T11:56

2022-11-02T11:56

2022-11-02T11:56

специальная военная операция на украине

в мире

владимир зеленский

харьков

киев

львов

вооруженные силы рф

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/155498/22/1554982266_0:153:3100:1897_1920x0_80_0_0_567704092d047d6a234cf2dd7be1a40a.jpg

МОСКВА, 2 ноя – РИА Новости. Движение приостановлено по двум линиям метро в Харькове, сообщили в Харьковском метрополитене.”Временно прекращено движение по Холодногорско-Заводской и Салтовской линиям Харьковского метрополитена”, – говорится в сообщении метрополитена в Telegram-канале.Удары по украинской инфраструктуре ВС РФ начали наносить 10 октября – через два дня после теракта на Крымском мосту, за которым, по оценке российских властей, стоят украинские спецслужбы. Удары наносятся по объектам энергетики, оборонной промышленности, военного управления и связи по всей стране, от Харькова и Киева до Львова и Ивано-Франковска. С тех пор воздушная тревога в украинских регионах объявляется каждый день, иногда – по всей стране. Владимир Зеленский 1 ноября заявил, что на Украине повреждено около 40% энергетической инфраструктуры, что привело к массовым отключениям электроэнергии.

https://ria.ru/20221101/metro-1828321418.html

харьков

киев

львов

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/155498/22/1554982266_185:0:2916:2048_1920x0_80_0_0_912c56681c2c20027759ae04a23e4bd6.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

в мире, владимир зеленский, харьков, киев, львов, вооруженные силы рф

Специальная военная операция на Украине, В мире, Владимир Зеленский, Харьков, Киев, Львов, Вооруженные силы РФ

МОСКВА, 2 ноя – РИА Новости. Движение приостановлено по двум линиям метро в Харькове, сообщили в Харьковском метрополитене.

“Временно прекращено движение по Холодногорско-Заводской и Салтовской линиям Харьковского метрополитена”, – говорится в сообщении метрополитена в Telegram-канале.

Удары по украинской инфраструктуре ВС РФ начали наносить 10 октября – через два дня после теракта на Крымском мосту, за которым, по оценке российских властей, стоят украинские спецслужбы. Удары наносятся по объектам энергетики, оборонной промышленности, военного управления и связи по всей стране, от Харькова и Киева до Львова и Ивано-Франковска. С тех пор воздушная тревога в украинских регионах объявляется каждый день, иногда – по всей стране. Владимир Зеленский 1 ноября заявил, что на Украине повреждено около 40% энергетической инфраструктуры, что привело к массовым отключениям электроэнергии.

1 ноября, 09:52Специальная военная операция на Украине

В метро Харькова приостановили движение поездов

В харьковском метро семьи живут вдали от бомб

Женщина читает книгу, пока жители укрываются от обстрелов на станции метро в Харькове, 11 апреля 2022 года. ФОТО: РЕЙТЕР

Обновлено

Опубликовано

24 апреля 2022 г., 15:46

ХАРЬКОВ, УКРАИНА (AFP) — Когда в феврале российские войска прошли через ее село на востоке Украины, семья г-жи Елены Ивановны перед рассветом собрала свою машину и бежала в Харьков. , где они невольно оказались на передовой.

Второй по величине город Украины день и ночь подвергается ударам с тех пор, как российские войска попытались захватить его в начале вторжения.

Ожесточенные бои превратили полуторамиллионный город в клубок сгоревших магазинов и тлеющих многоквартирных домов, а семьи, подобные подполью г-жи Ивановны, вынуждены укрываться в метро.

“Мы думали, что здесь (в Харькове) найдем спасение, но это стало линией фронта. Вертолеты и самолеты бомбили город. Поэтому мы решили прийти к метро”, – рассказала 40-летняя воспитательница детского сада. .

24 февраля, в ночь вторжения, г-жа Ивановна и ее семья спали в своем селе Липцы, всего в 10 км от границы с Россией.

“Мы проснулись в 4:30 утра… даже дети проснулись и сразу поняли, что это война”, – сказала она.

“В окно было видно, что все в огне, наш дом трясло.”

Г-жа Ивановна, ее муж и их дети в возрасте восьми, 10 и 17 лет быстро оделись, схватили кучу вещей и сначала укрылись в собственном подвале.

“Через 15 минут стало тише, поэтому мы побежали к своей машине и поехали в сторону Харькова… так быстро, как только могли.”

Пока они ехали, они увидели, что ракеты “падали повсюду”, сказала она.

Когда они добрались до города, чтобы присоединиться к матери г-жи Ивановны, они обнаружили, что он тоже находится под обстрелом.

Итак, еще раз семья столпилась в подвале, когда на них обрушился дождь забастовок.

Через шесть дней они поняли, что им нужно более безопасное место, поэтому присоединились к сотням других на одной из станций.

Два месяца спустя около 700 человек все еще живут на разных станциях метро, ​​которые разбросаны по Харькову.

Расположенный недалеко от границы с Россией город в начале наступления Москвы пережил ожесточенные бои, но всегда оставался под контролем Украины.

«Первую неделю люди спали друг на друге. Гуманитарной помощи не было. Никто не понимал, что происходит», — говорит Иолия, одна из волонтеров, помогающих переселенцам.

Чтобы создать видимость уединения, семьи разделили длинную платформу станции.

В участок завезены матрасы, одеяла, кровати, столы и стулья, а волонтеры регулярно убирают проходы и следят за электричеством.

Около 700 человек до сих пор живут на разных станциях метро, ​​которые разбросаны по Харькову. ФОТО: РЕЙТЕР

В более спокойные моменты жители станции заняты чем могут. Кто-то читает, кто-то спит, а кто-то разговаривает или ходит по аллеям.

“Волонтеры три раза в день приносят нам еду, даже горячее, детям сладости… подарки, игрушки, карандаши”, – рассказала г-жа Ивановна.

Сидя на матрасе, одна из дочерей госпожи Ивановны исследовала только что прибывший большой замок княгини.

В течение последнего месяца дети даже смогли возобновить учебу в подполье, сочетая очные занятия и онлайн-обучение.

Чтобы занять жителей, волонтеры устраивали театральные представления, концерты, кукольные представления и проводили уроки физкультуры.

Дети смотрят выступление кукольников на станции метро в Харькове 16 апреля 2022 года. ФОТО: AFP

«Было шоу животных, (а также) рисование и игры, чтобы наши дети могли чувствовать себя лучше умственно и физически», – сказала г-жа Ивановна.

В пятницу перед Пасхой волонтеры раздавали «паску» — традиционную булочку, покрытую глазурью и разноцветной посыпкой.

Но конфликт, бушующий над ними, не за горами.

Когда падают ракеты, дети все равно “просыпаются, дрожат и просят лекарство”.

“Жизнь у нас страшная, трудная. Но мы ждем и надеемся”, – сказала г-жа Ивановна.

Она добавила, что с нетерпением ждет того дня, когда “все российские солдаты уйдут, когда мы больше не слышим ракетных ударов и не видим ракет”.

Присоединяйтесь к Telegram-каналу ST и получайте самые свежие новости.

  • УКРАИНА
  • ВОЙНЫ И КОНФЛИКТЫ
  • РОССИЯ

украинцев, укрывшихся на станциях харьковского метро, ​​начинают покидать по мере возобновления движения – Национальный

Мир

Виталий Гнидый Reuters

Опубликовано 24 мая 2022 г., 11:23

Украина заявляет, что войска в Харьковской области оттесняют российские войска

СМОТРЕТЬ: Украина заявляет, что войска в Харьковской области отбрасывают российские войска — 16 мая 2022 г.

Во вторник второй по величине город Украины Харьков возобновил работу метро и попросил сотни людей, которые последние три месяца использовали метро в качестве бомбоубежища, освободить вагоны поездов, но многие сказали, что они все еще слишком напуганы вернуться домой.

Харьков подвергся интенсивным российским бомбардировкам после вторжения Москвы 24 февраля, в результате чего тысячи мирных жителей были вынуждены бежать в глубины метро, ​​а некоторые долгое время скрывались на платформах и в вагонах поездов.

Подробнее: Украина отводит российские войска из Харькова после нескольких недель обстрелов

Подробнее

  • Российские войска отступают из Харькова после нескольких недель бомбардировок, сообщает Украина

Открытие метро является символом крупнейшего военного успеха Украины за последние несколько недель, когда российские войска были вытеснены из города, в значительной степени из-под артиллерийской досягаемости, как они сделали это из Киева в марте.

Тем не менее, некоторые жители опасаются уезжать, поскольку нет никаких гарантий, что обстрелы не возобновятся.

«Все безумно напуганы, потому что до сих пор идут обстрелы, ракетные обстрелы не прекращаются», — рассказала Наталья Лопанская, которая почти три месяца жила в вагоне поезда.

Примерно в 240 км (149 миль) к юго-востоку российские войска вели широкомасштабную атаку, чтобы окружить украинские войска в городах-побратимах, расположенных по обе стороны реки на востоке Украины во вторник. Москва называет свои действия на Украине «спецоперацией» по разоружению соседа.

Сейчас в тренде

  • Лучшие в своем классе: вот самые популярные детские имена в Канаде в 2022 году

  • Трейлер «Гарри и Меган»: Netflix поделился первым взглядом на драматический документальный фильм

В тренде

  • Принца Уильяма и Кейт Миддлтон освистали во время посещения игры «Бостон Селтикс»

  • Pluto TV: Corus и Paramount запускают бесплатный стриминговый сервис в Канаде

Просмотр изображения в полноэкранном режиме Пассажиры едут в метро в Харькове, Восточная Украина, во вторник, 24 мая 2022 г.

Оставить комментарий