Предмет и задачи этики: 1.Предмет и задачи этики. Специфика этического знания .

Предмет и задачи этики — Студопедия

Поделись  

Т.: «Исторические формы морали».

Этика и ее место в системе наук.

Предмет и задачи этики

Этика – философская дисциплина, насчитывающая около 2,5 тысячи лет своей истории. Прежде чем определять ее предмет и объект необходимо рассмотреть происхождение и содержание самого термина.

Термин«этика» происходит от древнегреческого «ethos». Первоначально под этосом понимали привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В дальнейшем оно стало обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер. Изменение смысла термина этика указывает на связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими категориями.

Этическими добродетелями являются свойства характера, темперамента человека, их называют душевными качествами. Они отличаются, с одной стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума и, с другой стороны, от аффектов как свойств тела. Например, страх – природный аффект, память – свойство ума, а умеренность, мужество, щедрость – свойства характера.

Для обозначения этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика».

При переводе аристотелевского понятия этический с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis»

(моральный), образовав от слова «mos» (mores – множественное число) – латинского аналога греческого «ethos», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, говоря о моральной философии, понимал под нею ту же область знания, что и Аристотель. В IV веке новой эры в латинском языке появляется термин «moralitas»(мораль), являющимся прямым аналогом греческого термина «этика».

Наряду с этими терминами в ряде языков возникают собственные слова, обозначающие ту же реальность. В немецком – «Zittlichkeit», в русском –

«нравственность». В украинском языке используются термины «мораль», «моральність».

Таким образом, мы видим, что первоначально этика, мораль и нравственность – разные слова, но один термин, то в дальнейшем, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами закрепляются разные смыслы: подэтикойпонимают соответствующую ветвь знаний, науку, а подморалью (нравственностью) –изучаемый ею предмет.

Выделение этики как особого раздела философии связано с открытиями софистов (V в. до н.э.), которые считали, что установления культуры существенно отличаются от законов природы. Софисты обнаружили, что законы, обычаи, нравы людей изменчивы и разнообразны. Природа же везде одна и та же. Основной задачей древних учителей было доказать, что человеческие законы, изменяемые во времени могут быть прекрасными и справедливыми.

Становлению этики как научной дисциплины способствовали идеи Сократа и Платона. Сократ поставил знак равенства между совершенством человека, его знаниями и добродетелью. По мнению Платона, для установления социальной гармонии и справедливости в обществе необходимо познать идею блага и руководствоваться этим знанием, доверив управление обществом мудрецам-философам. Аристотель же считал, что целью этики являются не знания, а поступки, она имеет дело не с благом как таковым, а с осуществленным благом. Тем самым этика как практическая философия была отделена от теоретической философии (метафизики). Аристотель рассматривал этику в двух значениях: как науку об этических добродетелях, совершенном состоянии души и поведения, составляющим основу человеческого счастья, и как политическую науку (т.е. как науку о полисе), к тому же высшую политическую науку. Учение Аристотеля о высшем благе, о добродетелях оказало существенное влияние на развитие этической науки в целом.

За длительную историю существования этики моралистами и философами были предприняты многократные попытки дать исчерпывающее определение понятию мораль. Но эти попытки оказались безуспешными, что связано с многогранностью и своеобразием данного социального феномена.

Мораль это не просто свод законов и правил, совокупность фактов, которое нужно обобщить, но это еще и задача, требующая своего разрешения и мировоззрение. Мораль – это не просто то, что есть. Она, скорее всего то, что должно быть. В связи с этим этика должна предложить свою модель нравственности.

Бытие морали предстает в двух аспектах:

1) как характеристика личности;

2) как характеристика общества.

Моральные нормы складывались на протяжении всей человеческой истории и отражали характер отношений между людьми. Они представляют собой универсальные законы человеческого общежития, отражают мудрость предшествующих поколений. Если мы сравним нормы религиозной морали («не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не лжесвидетельствуй», «не завидуй»), то увидим, что они зафиксированы практически во всех религиях мира. Здесь же мы встретим и ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ: поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.

Мораль носит императивный (повелительный) характер.

ОСНОВНЫМ ПРОТИВОРЕЧИЕМ МОРАЛИ выступает противоречие между должным (идеальным требованием морали) и сущим, т.е. тем, что есть на самом деле.

Очень часто мы знаем, как нужно поступить, и поступаем иначе. В результате испытываем чувство вины и угрызения совести за свои плохие поступки. Такова природа человека: он не может быть идеальным, в нем уживаются и добро и зло. Но в стремлении к идеалу раскрывается истинно человеческая сущность: чем ближе мы к добру, тем человечнее мы. И чем дальше мы от идеала, тем менее имеем право называться людьми, т.е. добро приближает к идеалу, а зло отдаляет. Следовательно, под

моралью мы будем понимать форму общественного сознания, регулирующую отношения между людьми с точки зрения их представлений о добре и зле.

Итак, предметом этики выступает мораль как форма общественного сознания.

Объектом этики является человек и человеческие взаимоотношения

.

Задачи этики:

1)объяснение сути моральных явлений;

2)обучение использованию норм этики;

3)регулирование человеческих взаимоотношений;

4)формирование морального сознания личности и общества.

Цель изучения раздела 1
“Предмет этики и история этических учений”

В пространстве этического знания особая роль принадлежит истории этики. Любая современная теория морали так или иначе вбирает в себя мировой опыт этических размышлений. Специфика этического знания связана, с тем, что его прошлое остается всегда актуальным: ни одно проявление не передается забвению окончательно, сохраняя потенциальную готовность к воспроизведению и использованию в последующей реальности. История этики вполне отвечает реальной множественности морального бытия, предоставляя возможность каждому человеку разыскивать в накопленном за века богатстве что-то “свое”.

В месте с тем, она соответствует потребности общечеловеческого единения, поскольку обнаруживается некий общий смысловой фон, позволяющий находить единый язык для достойного существования моральных субъектов.



Предмет и задачи этики презентация, доклад

Слайд 1
Текст слайда:

Предмет и задачи этики

Профессиональная этика и этикет
100100.62 (профили Социокультурный сервис, Управление в ЖКХ, Сервис на предприятиях моды и красоты)
100400.62 Туризм (профили Технология и организация развлечений, Технология и организация спортивно-оздоровительных услуг)
101100.62 Гостиничное дело
Институт Сервиса, туризма и дизайна; кафедра Сервисных технологий
Слесарчук Ирина Анатольевна


Слайд 2
Текст слайда:

Библейские заповеди

Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
Не сотвори себе кумира.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе.
Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу, Богу твоему.
Почитай отца твоего и мать твою, да будеши долголетен и да будет тебе благо на земле.
Не убий.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.


Слайд 3
Текст слайда:

Этикет – установленный порядок поведения где-либо, внешние правила приличий

Формы знакомства, приветствия и прощания, выражения благодарности и сочувствия
Культура речи и умение вести беседу
Правила поведения за столом
Поздравления
Подарки
Правила поведения при устройстве на работу и перемене места работы
Правила обращения начальника с подчиненными
Правила разговора по служебному телефону
Деловая переписка
Оформление интерьера офиса
Отношения мужчин и женщин в процессе делового общения
Требования, предъявляемые к одежде делового человека в различных ситуациях


Слайд 4
Текст слайда:

План лекции

Основные понятия этики
Проблемы и задачи этики
Структура этики


Слайд 5
Текст слайда:

Ключевые понятия

Этика
Этикет
Мораль
Нравственность
Теоретическая этика
Нормативная этика


Слайд 6
Текст слайда:

Происхождение терминов «этика», «мораль», «нравственность»

«Этика» – от греч. ἦθος — «этос» привычка, обычай, нрав, характер, образ мысли
«Этический» – от «этикос» (греч. ήΰικος) — относящийся к нравам
Мораль – лат. moralitas (от mores — «нравы»)
Нравственность – от слав. «нрав»


Слайд 7
Текст слайда:

Отличительные особенности этических добродетелей


Слайд 8
Текст слайда:

Современный смысл терминов «этика», «мораль» и «нравственность»

Мораль

Наука о морали, о применении моральных требований к поступкам и поведению людей

Нормы и требования, предъявляемые к поступкам и поведению людей (приземленные, исторически изменчивые)

высокие основополагающие принципы (библейские заповеди)


Слайд 9
Текст слайда:

Этика – это наука о морали, исследующая происхождение и развитие нравственности, принципы и нормы поведения людей.
Этика занимается сферой должного, объективно-необходимого

Определения терминов «этика» и «мораль»

Мораль – это совокупность исторически определенных норм, представлений, правил поведения людей, реализующихся в их нравственных действиях и поступках
Мораль рассматривает должное в связи с сущим, т. е. с тем, что реально имеется в наличии, в действительности.


Слайд 10
Текст слайда:

Проблемы этики

вопрос о происхождении морали;
проблема понимания моральной свободы и свободы морали;
определение критериев, на основе которых выносится суждение о нравственности или безнравственности поступков;
проблема истины в морали – существует ли она, и если существует, что собой представляет;
вопрос о возможности прогресса в нравственности – есть ли он, и если да, то каковы его критерии


Слайд 11
Текст слайда:

Задачи этики

описывать мораль — ее историю, сегодняшние нормы, принципы и идеалы — то, что называется нравственной культурой общества;
объяснять мораль — анализировать сущность, структуру, механизмы функционирования морали в ее «должном» и «сущем» вариантах;
учить морали – давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии «правильной жизни».


Слайд 12
Текст слайда:

Структура этики


Слайд 13
Текст слайда:

Структура теоретической этики

Фелинология


Слайд 14
Текст слайда:

Виды прикладной этики

Экологическая этика
Биоэтика
Профессиональные этики
Предпринимательская (деловая) этика – этика бизнеса


Слайд 15
Текст слайда:

Приобретенные знания

Умение отличать понятия “этика”, “мораль”, “нравственность»
Знание задач, решаемых этикой
Знание специфики этики
Знание основных проблем этики
Ориентация в структуре этики
Знание отличия теоретической этики от нормативной


Слайд 16
Текст слайда:

Вопросы для самопроверки

Как возникли и что выражают термины “этика”, “мораль”, “нравственность”?
Сравните понятия «мораль» и «нравственность».
Охарактеризуйте этическую проблематику.
Каковы задачи этики?
Какова структура этики?
Дайте понятие дескриптивной этики.
Каковы основные составляющие этики?


Слайд 17
Текст слайда:

Рекомендуемая литература

Основы этических знаний / Под ред. М.Н. Росенко. – СПб.,1998. – 256 с.
2. Гуревич П.С. Этика: учебник для студ. вузов / П.С. Гуревич. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2006. – 416 с.
Золотухина – Аболина Е.В. Современная этика: учебное пособие для вузов / Е.В. Золотухина-Аболина. – М.; Ростов н/Д.: МарТ, 2005. – 416 с.
Разин А.В. Основы этики: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. – 304 с.
Губин В.Д. Основы этики: Учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. – 224 с.
Этика / Т.В. Мишаткина, З.В. Бражникова, Н.И. Мушинский и др.; Под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. – Минск, 2002. – 509 с.


Слайд 18
Текст слайда:

Использование материалов презентации

Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.

Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.


Что такое этика? – Markkula Center for Applied Ethics


Этика основана на хорошо обоснованных стандартах правильного и неправильного, которые предписывают, что люди должны делать, обычно с точки зрения прав, обязанностей, пользы для общества, справедливости или конкретных добродетелей.

Несколько лет назад социолог Рэймонд Баумхарт спросил деловых людей: «Что для вас значит этика?» Среди их ответов были следующие:

«Этика связана с тем, что мои чувства говорят мне, правильно или неправильно».
“Этика связана с моими религиозными убеждениями.”
“Этично делать то, что требует закон.”
«Этика состоит из стандартов поведения, принятых нашим обществом».
“Я не знаю, что означает это слово.”

Эти ответы могут быть типичными для нас. Значение слова «этика» трудно определить, и взгляды многих людей на этику шатки.

Подобно первому респонденту Баумхарта, многие люди склонны отождествлять этику со своими чувствами. Но быть этичным явно не значит следовать своим чувствам. Человек, следующий своим чувствам, может уклоняться от того, чтобы поступать правильно. На самом деле чувства часто отклоняются от этических норм.

Не следует отождествлять этику с религией. Большинство религий, конечно же, отстаивают высокие этические стандарты. Тем не менее, если бы этика ограничивалась религией, тогда этика применялась бы только к религиозным людям. Но этика применима как к поведению атеиста, так и к поведению набожного религиозного человека. Религия может установить высокие этические стандарты и может обеспечить сильную мотивацию этического поведения. Этика, однако, не может быть ограничена религией и не тождественна религии.

Быть этичным – это не то же самое, что следовать закону. Закон часто включает этические нормы, которые подписываются большинством граждан. Но законы, как и чувства, могут отклоняться от этического. Наши собственные законы о рабстве, существовавшие до Гражданской войны, и старые законы об апартеиде в современной Южной Африке являются гротескно очевидными примерами законов, отклоняющихся от этических норм.

Наконец, быть этичным — это не то же самое, что делать «все, что принято обществом». В любом обществе большинство людей принимают стандарты, которые на самом деле являются этическими. Но стандарты поведения в обществе могут отклоняться от этических норм. Все общество может стать этически коррумпированным. Нацистская Германия — хороший пример морально испорченного общества.

Более того, если быть этичным означает делать «все, что принимает общество», то для того, чтобы выяснить, что является этичным, нужно было бы выяснить, что принимает общество. Например, чтобы решить, что мне следует думать об абортах, мне пришлось бы провести опрос американского общества, а затем привести свои убеждения в соответствие с тем, что принимает общество. Но никто никогда не пытается решить этический вопрос путем проведения опроса. Кроме того, отсутствие общественного консенсуса по многим вопросам делает невозможным приравнивание этики к тому, что принимает общество. Некоторые люди соглашаются на аборт, но многие другие этого не делают. Если бы быть этичным означало делать то, что принимает общество, нужно было бы найти согласие по вопросам, которых на самом деле не существует.

Что же такое этика? Этика — это две вещи. Во-первых, этика относится к хорошо обоснованным стандартам правильного и неправильного, которые предписывают, что люди должны делать, обычно с точки зрения прав, обязанностей, пользы для общества, справедливости или конкретных добродетелей. Этика, например, относится к тем стандартам, которые налагают разумные обязательства воздерживаться от изнасилования, воровства, убийства, нападения, клеветы и мошенничества. Этические стандарты также включают те, которые предписывают такие добродетели, как честность, сострадание и лояльность. И этические стандарты включают стандарты, касающиеся прав, таких как право на жизнь, право на свободу от травм и право на неприкосновенность частной жизни. Такие стандарты являются адекватными стандартами этики, потому что они поддерживаются последовательными и хорошо обоснованными причинами.

Во-вторых, этика относится к изучению и развитию своих этических норм. Как упоминалось выше, чувства, законы и социальные нормы могут отклоняться от этических норм. Поэтому необходимо постоянно проверять свои стандарты, чтобы убедиться, что они разумны и обоснованы. Таким образом, этика также означает непрерывные усилия по изучению наших собственных моральных убеждений и нашего морального поведения, а также стремление к тому, чтобы мы и институты, которые мы помогаем формировать, соответствовали разумным и прочно обоснованным стандартам.

Первоначально эта статья была опубликована в Issues in Ethics  IIE V1 N1 (осень 1987 г. ). Пересмотрено в 2010 г.

Введение в этику

Введение в этику
          ФИЛОСОФИЯ 160 / ВЕСНА 2006
ВВЕДЕНИЕ В ЭТИКУ
(Лекция A: проф. Кевин Клемент)

Курс описание и задач: Этот курс представляет собой введение в философскую исследование морали, включая теорию правильного и неправильного поведения, теорию ценности (хорошего и плохого) и теории добродетели и порока. Помимо предоставления знакомство с основными вопросами, решаемыми в моральной философия и самые влиятельные ответы, данные известными философами, это конечно разработан, чтобы помочь учащимся развить свои способности читать, объяснять, анализировать, и оценивать философскую литературу, писать и выражать себя хорошо о свои собственные этические позиции, мыслить критически и аналитически о этические вопросы.

Секции обсуждения:
 Время секции             Местоположение       TA 
------- --------------  ------------   ------ ------
AD01    9:05–9:55    SOM 27         E. Bohn
AD02    10:10–11:00 Dickinson 216  G. Rabin
AD03    11:15–12:05 Tobin 3 Bohn 0 AD 304     9 0 E.0 12:20–13:10   SOM 125        I. Bhattacharjee
AD05    13:25–14:15    Bartlett 203   J. Johnson
AD06    14:30–15:20 Herter 117     I. Bhattacharjee 3 9 000 AD:05:00–9:55    Bartlett 212   G. Rabin
AD08    10:10–11:00 Bartlett 206   E. Bohn
AD09    11:15–12:05 HasLabAdd 111  G. Rabin
AD10 14:00 12:100 J. Johnson
AD11    13:25–14:15    SOM 117        I. Bhattacharjee
AD12    14:30–15:20    Bartlett 212   J. Johnson

 

TA Контактная информация:

TA: Офис Часы работы Электронная почта
------- ------------ - ---------------------- -------
Индрани Бхаттачарджи 365 Бартлетт М 12:15-1:15 и по апп. [email protected]
Эйнар Бон 367 Бартлетт по апп. [email protected]
Jayme Johnson 355 Bartlett Th 13:00-15:00 и по приб. [email protected]
Gabriel Rabin 382 Bartlett M 9:30-10:30, gaberabin@philos. umass.edu
W 10:00-11:00 и по приложению


ПРИМЕЧАНИЕ: Чтобы прочитать любой из раздаточных материалов курса, вам потребуется Adobe Acrobat или Установлен Adobe Acrobat Reader. Чтобы загрузить бесплатную копию Adobe Acrobat Reader, нажмите на эту ссылку: http://www.adobe.com/products/acrobat/readstep2.html.
Раздаточный материал и Информация
  • Программа курса
  • 101 выражение для использования вместо «чувствует что”
  • Учебное пособие для викторины по определениям (в обсуждении, 10 февраля)
  • Учебное пособие для викторины по логике (обсуждается 24 февраля)
  • Учебное пособие для промежуточного экзамена (в лекции, 5 апреля)
  • Бумага Задание (ожидается обсуждение 5 мая)
  • Учебное пособие для выпускного экзамена (в спортзале Бойдена, 10:30, 19 мая).й)

Конспект лекций

Общее предупреждение о конспекты лекций: мне нужно четко указать, что эти конспекты не включать все сказанное в лекции.

Оставить комментарий