Контрольная работа по химии 10 класс 2 полугодие фгос – 7 Апреля 2015
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 1Вариант 1
Сформулируйте основные положения теории А. М. Бутлерова. Какие вещества называют гомологами, и какие – изомерами?
К каким классам относятся соединения, чьи формулы приведены ниже?
а) CH C – Ch3 – Ch4 б) Ch4 – C – Ch3 – C – Ch4
O O O
в) Ch4 – Ch3 – Ch3 – C – H г) C2H5 д) Nh3
Дайте названия следующим соединениям:
а) Ch4 – C = O б) Ch4 – CH – Ch3 – Ch4
OH NO2
Составьте структурную формулу вещества, название которого 2-метил-гептен-2.
Найдите среди предлагаемых ниже соединений гомологи и изомеры. Определите вид изомерии.
Ch4
а) Ch4 – CH – Ch4 б) Ch4 – C – Ch4 в) Ch4 – Ch3 – Ch3 – Ch4 г) Ch4Cl
Ch4 Ch4
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 1
Вариант 2
Сформулируйте несколько определений науки органической химии. Каковы особенности органических соединений?
К каким классам относятся соединения, чьи формулы приведены ниже?
а) HO – Ch3 – COOH б) Ch3 – CH – Ch4
Ch3 – Ch3
в) Ch4 – O – Ch3 – Ch4 г) д) Ch4 – CH = CH – Ch3 – Ch4
Дайте названия следующим соединениям:
а) Ch4 – Ch3 – CH – Ch4 б) Ch4 – CH – Ch4
Br Nh3
Составьте структурную формулу вещества, название которого 2-хлор-гексин-3.
Найдите среди предлагаемых ниже соединений гомологи и изомеры. Определите вид изомерии.
а) Ch4 – CH – Ch3 – Ch3 – Ch3 –Ch4 б) Ch4 – Ch3 – Ch3 – Ch3 – O – Ch3 –Ch4
OH
в) Ch4 – Ch3 – Ch3 – O – Ch3 – Ch3 –Ch4 г) Ch4 – OH
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 1
Вариант 3
Рассмотрите валентные возможности атома углерода. Дайте понятие - и -связи. Что такое гибридизация? Какую форму имеют гибридные орбитали?
К каким классам относятся соединения, чьи формулы приведены ниже?
а) Ch4 – CH – CH – CH – Ch4 б) Ch4 – Ch3 – Ch3 – Ch3 – Ch3 – Ch3 – Ch3 – Ch4
OH OH OH
H
O
в) Nh3 – Ch3 – Ch3 – Ch3 – COOH г) Ch4 – C – O – Ch4 д)
Дайте названия следующим соединениям:
а) Ch3 = C – Ch4 б) Ch4 – Ch3 – CH – CH – Ch3 – Ch4
Ch4 Ch4 Ch4
Составьте структурную формулу вещества, название которого 3-метил-бутанол-2.
Найдите среди предлагаемых ниже соединений гомологи и изомеры. Определите вид изомерии.
а) Ch3 = CH – C = Ch3 б) CH C – Ch3 – Ch3 – Ch4
Ch4
CH – CH
в) Ch3 = C – C = Ch3 г) CH CH
Ch4 Ch4 Ch3
“Общие и отличительные признаки органических и неорганических веществ.

Урок №1
Тема: Общие и отличительные признаки органических и неорганических веществ.
Цель:
Учебная:познакомиться с предметом изучения органической химии, разнообразием органических веществ; рассмотреть подобные и различные признаки органических и неорганических веществ; раскрыть особенности органических веществ; ознакомить учеников с историей органической химии
Развивающая: развивать умение анализировать,сопоставлять сравнивать, делать выводы
Воспитательная: воспитывать чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости
Оборудование: мультимедийная презентация, образцы органических веществ (сахар, крахмал, вата, уксус, пластмасса, синтетические волокна, растительное масло, маргарин, мыло, бумага, аспирин, мёд ти т.д.
Тип урока: изучение нового матерала
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Мотивация учебной деятельности обучающихся, формулировка целей урока.
Нас окружает множество раздичных веществ. Свойства, строение, происхождение этих веществ различно. Сначала все известные вещества химики поделили на 3 группы: Минеральные, растительные и животные. Изучая эти вещества, шведский химик Берцеллиус пришёл к выводу, что между веществами растительного и животного происхожения нет существенных отличий. Он предложил называть их ” органическими”, т.к. они содержатся в живых организмах. Так возникла ” Органическая химия”.
Что такое органическая химия и что она изучает? Какие вещества относятся к органическим? Какое строение они имеют, каковы их свойства и применение?
Проблемный вопрос: Каких веществ больльше органических или неорганических? Почему?
Цель
рассмотреть историю развития органической химии;
выяснить, что изучает органическая химия;
сравнить органические и неорганические вещества;
выяснить причины многообразия органических веществ.
ІІІ. Изучение нового материала
История развития органической химии
Способы получения различных органических веществ были известны еще с древности. Египтяне и римляне использовали красители индиго и ализарин, содержащиеся в растительных веществах. Многие народы знали секреты производства спиртных напитков и уксуса из сахар- и крахмалсодержащего сырья.
Во времена средневековья к этим знаниям ничего не прибавилось, некоторый прогресс начался только в 16-17 в: были получены некоторые продукты, в основном путем перегонки некоторых растительных продуктов. В 1769—1785 г. Шееле выделил несколько органических кислот, таких как яблочная, винная, лимонная, галловая, молочная и щавелевая. В 1773 г. Руэль выделил из человеческой мочи мочевину.
Выделенные из животного или растительного сырья продукты имели между собой много общего, но отличались от неорганических соединений.
Как принято считать, органическая химия как наука появилась в 1828 году когда Фридрих Вёлер впервые получил органическое вещество — мочевину — в результате упаривания водного раствора цианата аммония (NH4OCN).
Важным этапом стала разработка теории валентности Купером и Кекуле в 1857 г., а также теории химического строения Бутлеровым в 1861 г. В основу этих теорий были положены четырёхвалентность углерода и его способность к образованию цепей. В 1865 году Кекуле предложил структурную формулу бензола, что стало одним из важнейших открытий в органической химии. В 1875 г. Вант-Гофф и Ле Бель предложили тетраэдрическую модель атома углерода, по которой валентности углерода направлены к вершинам тетраэдра, если атом углерода поместить в центр этого тетраэдра.
В 1931 г. Хюккель применил квантовую теорию для объяснения свойств ароматических углеродов, чем основал новое направление в органической химии — квантовую химию. В 1933 г. Ингольд провел изучение кинетики реакции замещения у насыщенного атома углерода, что привело к масштабному изучению кинетики большинства органических реакций.
На заре органической химии предметом изучения были преимущественно субстанции биологического происхождения. Именно этому факту органическая химия обязана своим названием. Научно-технический прогресс не стоял на месте, и со временем основной материальной базой органической химии стала каменноугольная смола, выделяемая при получении кокса прокаливанием каменного угля. Именно на основе переработки каменноугольной смолы в конце 19 века возник основной органический синтез. В 50-60 годах прошлого века произошел переход основного органического синтеза на новую базу — нефть.
Предмет органической химии.
Кекуле (1851 р) определил органическую химию как химию соединений углерода.
Органическая химия -это химия соединений углерода.
Хотя есть и неорганические соединения углерода: СО, СО2, СаСО3, Н2СО3 и т.д.
Приём «Мозговой штурм»
Среди перечисленных веществ определите органические и неорганические:
Чем отличаются выбранные вещества? ( Природные и синтетические)
Вспомните уроки биологии и составте опорные схемы природных и синтетических органических веществ.
Сравнение органических и неорганических веществ
ІV, НI, ОII, HalIВиды связи
Все типы: ковалентная, ионная
Ковалентная
Строение вещества
Атомная, молекулярная, йонная кристаллические решётки
Молекулярные кристаллические решетки
Термостойкость
Разня: бывают легкоплавкие и тугоплавкие
Легкплавкие, легко разлагаются
скорость реакции
Быстро. Часто реакции протекают мгновенно
Обычно медленно, часто реакции проходят в двух направлениях
Количество
Более 500 тысяч.
Более 20 млн., ежегодно синтезируется 200-300 тыс. новых.
Вопрос: с чем связано многообразие органических веществ ( мнения учеников)
Причины многообразия органических веществ:
Атомы углероды соединяются между собой , образуя цепи, кольца.
| | | | | | | С С
– С-С-С-С – – С-С-С-
| | | | | | |
– С – С С
|
Между атомами углерода образуются разные виды связи:
одинарные С – С;
двойные С =С ;
тройные С ≡ С.
Всостав органических веществ могут входить функциональные группы:
гидроксогруппа – ОН;
альдегидная группа – СНО
карбоксильная группа – СООН
аминогруппа -NH2
нитрогруппа – NО2
Существуют изомеры – вещества, котрые имеют одинаковый качественный и количественный состав, но разное строение и свойства.
СН3 – СН2 – СН2 – СН3 СН3 – СН – СН3
|
СН3
Существуют гомологи – вещества, имеющие сходное строение и свойства,но отличаютсяпо составу на одну или несколько групп –СН2.
СН3 – СН2 – СН3 СН3 – СН2 – СН2 – СН3
Углерод может образовывать прочные химические связи почти со всеми химическими элементами.
IV. Обобщение и систематизация знаний.
Обуждение результатов урока – дебаты.
1) В чем заключается условность термина « органическая химия» ?
2) Подумайте, в некоторых учебниках по химии сведения о органические вещества входят в раздел ” элементы IV группы ПС. Насколько правомерно это расположение материала? Обоснуйте «за» и «против».
3) Как определить принадлежность вещества к органическим соединениям?
4) Сформулируйте тезис, который иллюстрирует данная схема. Приведите факты, доказывающие этот тезис.
Органические Неорганические Неорганические Органические
вещества вещества вещества вещества
Тезис: четкой границы между органическими и неорганическими веществами не существует.
Аргументы:
1. Из органических веществ образуются неорганические и наоборот.
2. Есть вещества, что при наличии «С» имеют относятся к органическим,а по свойствам – к неорганическим.
V. Домашнее задание
2017 год объявлен годом экологии в нашей стране. Напишите сочинение -размышление на тему: ” «За» и «против» развития современного органического синтеза с точки зрения роста потребностей человечества и законов экологии.”
Урок «Предмет органической химии. Общие и отличительные признаки органических и неорганических веществ»
Урок
Тема:Предмет органической химии. Общие и отличительные признаки органических и неорганических веществ.
Цель:
Учебная:познакомиться с предметом изучения органической химии, разнообразием органических веществ; рассмотреть подобные и различные признаки органических и неорганических веществ; раскрыть особенности органических веществ; ознакомить учеников с историей органической химии
Развивающая: развивать умение анализировать,сопоставлять сравнивать, делать выводы
Воспитательная: воспитывать чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости.
Оборудование: мультимедийная презентация, образцы органических веществ (сахар, крахмал, вата, уксус, пластмасса, синтетические волокна, растительное масло, маргарин, мыло, бумага, аспирин, мёд ти т.д.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Мотивация учебной деятельности обучающихся, формулировка целей урока.
Нас окружает множество различных веществ. Свойства, строение, происхождение этих веществ различно. Сначала все известные вещества химики поделили на 3 группы: Минеральные, растительные и животные. Изучая эти вещества, шведский химик Берцеллиус пришёл к выводу, что между веществами растительного и животного происхождения нет существенных отличий. Он предложил называть их ” органическими”, т.к. они содержатся в живых организмах. Так возникла ” Органическая химия”.
Что такое органическая химия и что она изучает? Какие вещества относятся к органическим? Какое строение они имеют, каковы их свойства и применение?
Проблемный вопрос: Каких веществ больше органических или неорганических? Почему?
Цель урока:
рассмотреть историю развития органической химии;
выяснить, что изучает органическая химия;
сравнить органические и неорганические вещества;
выяснить причины многообразия органических веществ.
ІІІ. Изучение нового материала
История развития органической химии
Способы получения различных органических веществ были известны еще с древности. Египтяне и римляне использовали красители индиго и ализарин, содержащиеся в растительных веществах. Многие народы знали секреты производства спиртных напитков и уксуса из сахар- и крахмалсодержащего сырья.
Во времена средневековья к этим знаниям ничего не прибавилось, некоторый прогресс начался только в 16-17 в: были получены некоторые продукты, в основном путем перегонки некоторых растительных продуктов. В 1769—1785 г. Шееле выделил несколько органических кислот, таких как яблочная, винная, лимонная, галловая, молочная и щавелевая. В 1773 г. Руэль выделил из человеческой мочи мочевину.
Выделенные из животного или растительного сырья продукты имели между собой много общего, но отличались от неорганических соединений. Так возник термин «Органическая химия» — раздел химии, изучающий вещества, выделенные из организмов (определение Берцелиуса, 1807 г. ). При этом полагали, что эти вещества могут быть получены только в живых организмах благодаря «жизненной силе».
Как принято считать, органическая химия как наука появилась в 1828 году когда Фридрих Вёлер впервые получил органическое вещество — мочевину — в результате упаривания водного раствора цианата аммония (Nh5OCN).
Важным этапом стала разработка теории валентности Купером и Кекуле в 1857 г., а также теории химического строения Бутлеровым в 1861 г. В основу этих теорий были положены четырёхвалентность углерода и его способность к образованию цепей. В 1865 году Кекуле предложил структурную формулу бензола, что стало одним из важнейших открытий в органической химии. В 1875 г. Вант-Гофф и Ле Бель предложили тетраэдрическую модель атома углерода, по которой валентности углерода направлены к вершинам тетраэдра, если атом углерода поместить в центр этого тетраэдра. В 1917 году Льюис предложил рассматривать химическую связь с помощью электронных пар.
В 1931 г. Хюккель применил квантовую теорию для объяснения свойств ароматических углеродов, чем основал новое направление в органической химии — квантовую химию. В 1933 г. Ингольд провел изучение кинетики реакции замещения у насыщенного атома углерода, что привело к масштабному изучению кинетики большинства органических реакций.
На заре органической химии предметом изучения были преимущественно субстанции биологического происхождения. Именно этому факту органическая химия обязана своим названием. Научно-технический прогресс не стоял на месте, и со временем основной материальной базой органической химии стала каменноугольная смола, выделяемая при получении кокса прокаливанием каменного угля. Именно на основе переработки каменноугольной смолы в конце 19 века возник основной органический синтез. В 50-60 годах прошлого века произошел переход основного органического синтеза на новую базу — нефть.
Предмет органической химии.
Кекуле (1851 р) определил органическую химию как химию соединений углерода.
Органическая химия -это химия соединений углерода.
Хотя есть и неорганические соединения углерода: СО, СО2, СаСО3, Н2СО3 и т.д.
Приём «Мозговой штурм»
Среди перечисленных веществ определите органические и неорганические:
вода, сахар, азот, спирт, серная кислота, аммиак, уксус, озон, оливковое масло, бумага, кухонная соль, корпус телефона, сода, пластик.
Чем отличаются выбранные вещества? ( Природные и синтетические)
Вспомните уроки биологии и составьте опорные схемы природных и синтетических органических веществ. ( Приложение №1)
Приложение № 1
DOCX / 28.94 Кб
Сравнение органических и неорганических веществ
Критерии | Неорганические вещества | Органические вещества |
Элементный состав | Почти все элементы периодической системы Д. | С, Н, О, N, S, P и другие |
Валентность элементов | Разная, часто переменная | Постоянная: СІV, НI, ОII, HalI |
Виды связи | Все типы: ковалентная, ионная | Ковалентная |
Строение вещества | Атомная, молекулярная, йонная кристаллические решётки | Молекулярные кристаллические решетки |
Термостойкость | Разня: бывают легкоплавкие и тугоплавкие | Легкплавкие, легко разлагаются |
скорость реакции | Быстро. | Обычно медленно, часто реакции проходят в двух направлениях |
Количество | Более 500 тысяч. | Более 20 млн., ежегодно синтезируется 200-300 тыс. новых. |
Вопрос: с чем связано многообразие органических веществ ( мнения учеников)
Причины многообразия органических веществ:
Атомы углероды соединяются между собой , образуя цепи, кольца.
| | | | | | | С С
– С-С-С-С – – С-С-С-
| | | | | | |
– С – С С
|
Между атомами углерода образуются разные виды связи:
одинарные С – С;
двойные С =С ;
тройные С ≡ С.
Всостав органических веществ могут входить функциональные группы:
гидроксогруппа – ОН;
альдегидная группа – СНО
карбоксильная группа – СООН
аминогруппа -Nh3
нитрогруппа – NО2
Существуют изомеры – вещества, котрые имеют одинаковый качественный и количественный состав, но разное строение и свойства.
СН3 – СН2 – СН2 – СН3 СН3 – СН – СН3
|
СН3
Существуют гомологи – вещества, имеющие сходное строение и свойства,но отличаютсяпо составу на одну или несколько групп –СН2.
СН3 – СН2 – СН3 СН3 – СН2 – СН2 – СН3
Углерод может образовывать прочные химические связи почти со всеми химическими элементами.
IV. Обобщение и систематизация знаний.
Обуждение результатов урока – дебаты.
1) В чем заключается условность термина « органическая химия» ?
2) Подумайте, в некоторых учебниках по химии сведения о органические вещества входят в раздел ” элементы IV группы ПС. Насколько правомерно это расположение материала? Обоснуйте «за» и «против».
3) Как определить принадлежность вещества к органическим соединениям?
4) Сформулируйте тезис, Сформулируйте тезис, который иллюстрирует данная схема. Приведите факты, доказывающие этот тезис.
Приложение № 2
DOCX / 10. 97 Кб
Тезис: четкой границы между органическими и неорганическими веществами не существует.
Аргументы:
1. Из органических веществ образуются неорганические и наоборот.
2. Есть вещества, что при наличии «С» имеют относятся к органическим,а по свойствам – к неорганическим.
V. Домашнее задание
2017 год объявлен годом экологии в нашей стране. Напишите сочинение -размышление на тему: ” «За» и «против» развития современного органического синтеза с точки зрения роста потребностей человечества и законов экологии.”
органических соединений | Fisher Scientific
Органические соединения на самом базовом уровне представляют собой соединения, содержащие углерод и водород. Эти соединения называются органическими, потому что когда-то считалось, что они произошли от живых существ, но это не обязательно так. Существуют миллионы органических соединений, которые встречаются в природе или могут быть получены синтетическим путем. Примерами органических соединений являются углеводы, жиры (липиды), белки и нуклеиновые кислоты, являющиеся основой молекул жизни.Органические соединения также включают нефть и природный газ, которые являются основными компонентами ископаемого топлива.
Каковы две основные группы органических соединений?
Органические соединения делятся на две основные группы. Углеводороды включают соединения, которые содержат только атомы углерода и водорода. Их можно далее классифицировать как алканы (имеющие только одинарную углеродную связь), алкены (имеющие двойную углеродную связь), алкины (имеющие тройную углеродную связь) и арены (углероды, образующие циклическое кольцо, называемое бензолом).
Вторая группа органических соединений определяется функциональной группой, заменившей один из атомов водорода в молекуле. Функциональные группы могут представлять собой один атом (например, F, Cl, Br или I) или комбинацию атомов (NH 2 , OH, C=O или SH). Функциональные группы влияют на химическую активность органических молекул и играют важную роль в органическом синтезе. Общие функциональные группы включают кислородсодержащие группы (спирты, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и сложные эфиры карбоновых кислот), азотсодержащие группы (амины и амиды) и серосодержащие группы (тиолы, тиоэфиры и тиоэфиры).Чтобы найти эти конкретные функциональные группы, используйте Fisher Scientific Chemical Structure Search .
Что такое органический синтез?
Из-за почти бесконечного числа способов, которыми углерод может связываться с самим собой и другими элементами, неудивительно, что из миллионов известных органических соединений около 95 процентов имеют весьма разнообразную структуру. Исследования органического синтеза — это когда ученые берут строительные блоки (небольшие молекулы, имеющие эти важные функциональные группы), органические реагенты (неорганические молекулы, которые составляют большую часть периодической таблицы , или органические реактивные молекулы), растворители и даже катализаторы и реагируют их по-новому, создавая новые органические соединения, расширяющие и без того широкий спектр применения во всех аспектах современной жизни. Еще одним важным аспектом исследований в области органического синтеза является очистка и анализ реакции. Очистка путем кристаллизации, перегонки, экстракции и хроматографии позволяет выделить новую интересующую молекулу. Анализ позволяет охарактеризовать молекулу.
Органическое соединение – классификация, определение, типы, примеры
Что такое органическое соединение?
Органическое соединение в химии — это класс химических соединений, содержащих углерод-водородную химическую связь.Углерод имеет свойство соединяться с другими атомами углерода, образуя длинную цепочку. Следовательно, он образует более 3 миллионов химических соединений. Согласно общепринятому определению, органическая химия — это химия углеродных соединений или молекул. Определение включает такие соединения, как окись углерода, двуокись углерода, карбонаты, сероуглерод и т. Д. Это царство неорганических рядов. При изучении химии определение или классификация химических соединений, таких как органические и неорганические соединения, очень сложны. Углеводороды (алканы, алкены, ацетилен), альдегиды, кетон, спирт, эфир, карбоновая кислота — наиболее распространенный класс органических соединений.
Примеры органических соединений
Типы органических соединений
Чтобы различать различные типы органических и неорганических молекул, вещества подразделяются на две группы.
- Вещества, которые получают из зеленых растений или животных (живой мир).
- Вещества, не полученные из живого мира.
Чистые органические соединения, такие как сахар, крахмал, аминокислоты, ферменты, спирт, смолы, индиго и метан, известны с древнейших времен, но химическая формула или реакции указанных молекул до сих пор неизвестны. С развитием химии примерно в начале восемнадцатого века Лемери (1675 г.) издавал известный научный журнал Cours de Chemie. Он разделил химические вещества из природных источников на три класса,
- Вещества получают из минералов.
- Вещества получают из зеленых растений.
- Вещества происходят от животных.
История органической химии
Вклад Лавуазье в органическую химию
Определение органических соединений, данное Лемери, принимается, но очень быстро Лавуазье (1784) дает новую информацию для классификации органических соединений или молекул на основе их источников. Все соединения, полученные из зеленых растений и животных источников, всегда содержат атомы углерода и водорода, а часто азота, кислорода и фосфора.Лавуазье также показывает тесную связь между зелеными растениями и продуктами животного происхождения. С совершенствованием аналитической химии органические вещества переклассифицируются на два класса
.- Вещества происходят из живых организмов. Белки, аминокислоты, ферменты, сахар, крахмал являются примерами таких типов органических соединений.
- Вещества сделаны из неживых миров.
Вклад Фридриха Вёлера в органическую химию
Химическая наука идет шаг за шагом по мере поступления новой информации, изменения определений или классификаций и получения нового вещества или молекулы в химии.
В 1828 году Фридрих Вёлер преобразовал цианат аммония в мочевину, вещество, полученное из животных источников. Он изменяет определение и классификацию органических химических веществ.
Предыдущее определение органической молекулы полностью закончилось синтезом уксусной кислоты из входящих в ее состав химических элементов Кольбе в 1845 году. Таким образом, органическая химия является изучением строения, свойств, синтеза и реакций углеводородов или производных углеводородов.
Химия материалов | Факультет химии
Разработка устойчивых новых форм материи с индивидуальными свойствами для приложений в области хранения и преобразования энергии, электроники будущего, молекулярной визуализации и распознавания, доставки лекарств и клеток, восстановления окружающей среды и интеллектуальных материалов, которые могут воспринимать окружающую среду и реагировать на нее
Функциональные материалы являются строительными блоками современного общества и играют решающую роль в развитии технологий. Химия материалов уникальна тем, что обеспечивает интеллектуальную основу для проектирования, создания и понимания новых форм материи, будь то органические, неорганические или гибридные материалы. От наноматериалов и молекулярных устройств до полимеров и расширенных твердых тел химия создает мир новых материалов в качестве катализаторов, сенсоров, молекулярных переносчиков, искусственных каркасов, молекулярных фильтров и ансамблей светоизлучающих или электронопроводящих материалов с потенциалом для широкого научного и практического применения. социальное воздействие.
Благодаря исключительному и разнообразному набору институтов, центров и учебных программ ученые Стэнфорда разрабатывают новые подходы к точному наблюдению и контролю поведения атомов и молекул; новые стратегии связи атомного и молекулярного поведения с макроскопическими свойствами материалов; и новые методы создания материалов определенной структуры, свойств и функций.Экономические и экологически устойчивые технологии потребуют новых подходов к химической науке и технологии; Стэнфордские ученые возглавили эту задачу, разработав молекулярный дизайн материалов, которые можно производить экономично и с минимальным воздействием на окружающую среду, а также легко восстанавливать, повторно использовать и реинтегрировать в конце срока их полезного использования.
Рациональный молекулярный дизайн
Стэнфордские ученые проектируют и создают инновационные молекулярные структуры для ожидаемых новых свойств и понимают взаимосвязь между структурой и свойствами, чтобы обеспечить рациональный молекулярный дизайн материалов.Используя молекулярные принципы химии, они создали сложную макромолекулярную архитектуру, такую как циклические полимеры и лестничные полимеры, сохраняющие форму, сопряженные π-системы, содержащие антиароматичность, динамические полимерные сети, интеллектуальные материалы, чувствительные к различным раздражителям и реагирующие на них, а также органические/неорганические перовскиты для получения энергии. и электронные приложения.
Наноматериалы
Пионеры из Стэнфорда в области углеродных наноматериалов создали и охарактеризовали несколько вариантов углеродных нанотрубок и графеновых нанолент со свойствами, полезными в электронике, аккумулировании энергии и биомедицине.Гибридные материалы группы наноуглерод-неорганические частицы открыли новые направления в энергетических исследованиях, с катализаторами расщепления воды и электрокатализаторами для восстановления кислорода, в то время как их алюминий-ионный аккумулятор с графитовыми катодами представляет собой существенный прорыв в науке об аккумуляторах.
Мезоскопические свойства в сверхбыстрых масштабах времени
Стэнфордские химики изобрели сверхбыстрые методы изучения молекулярной динамики и взаимодействий по мере их возникновения, выявляя взаимосвязь между динамикой, структурой и межмолекулярными взаимодействиями в сложных мезоскопических молекулярных системах, таких как вода, заключенная в наноскопических средах, металлоорганические каркасы и пористый кремнезем.Эти методы позволяют отслеживать процессы в беспрецедентном диапазоне временных масштабов, от десятков фемтосекунд до десяти микросекунд.
Устойчивые материалы
Стэнфордские химики работают в авангарде новых разработок в области создания и изучения новых материалов, изготовленных из возобновляемых и устойчивых ресурсов. Используя механистические принципы для создания катализаторов для синтеза сложных макромолекулярных архитектур, они разрабатывают устойчивые полимеры, синтетическое топливо и биологически активные молекулы.Используя инструменты синтетической химии, они разрабатывают гибридные материалы, которые сочетают в себе структурную перестраиваемость органических молекул с разнообразными электронными и оптическими свойствами расширенных неорганических твердых тел. Эти усилия специально нацелены на материалы, используемые в чистой энергетике, такие как сорбенты для улавливания загрязнителей окружающей среды, электроды для перезаряжаемых батарей и поглотители для солнечных элементов. Кроме того, наш факультет продвигает новые стратегии синтеза и ковалентной модификации материалов на основе мезопористого кремнезема и углерода с целью получения высокостабильных, селективных и пригодных для повторного использования сорбентов CO2 после сжигания.
Биомедицина
Текущие исследования направлены на разработку функциональных разлагаемых полимеров и олигомеров, которые функционируют как «молекулярные переносчики» для доставки лекарств и зондов в клетки, настраиваемых гидрогелей, которые служат искусственными клеточными каркасами для трансплантации клеток и регенеративной клеточной терапии, а также наностолбиков в качестве субклеточных сенсоров для исследования биологических функций. в живых клетках. Теоретические и вычислительные усилия направлены на понимание статистической механики мягких материалов, включая белки, ДНК и липидные мембраны.
СПЕКТРОСКОПИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ
СПЕКТРОСКОПИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРУКТУРЫСПЕКТРОСКОПИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ
Ссылка: McMurry Ch 13 George et al Ch 3.1, 3.2
Основные этапы определения структуры неизвестного соединения:
- Выделение и очистка неизвестного соединения
- Определить присутствующие элементы (эмпирическая формула)
- Определите молекулярную формулу
- Определите присутствующие функциональные группы
- Соберите формулу молекулы с правильным составом и стереохимией
Выделение и очистка
Выделение и очистка неизвестного соединения является важным первым шагом к его идентификации.Может проводиться химическими методами или физическими методами
- разделение кислот и оснований
- перекристаллизация (твердые вещества)
- дистилляция (жидкости)
- хроматография (твердые вещества, жидкости, газы)
Элементный анализ
Количественный анализ C, H и N в органическом соединении является стандартным, и если гетероатомы, такие как галогены, S или P, отсутствуют, обычно предполагается, что кислород составляет разницу до 100%.
Пример: Соединение показывает следующий анализ: C = 54,55%, H = 9,09%. Какова его эмпирическая формула? Предположим, что O = 100 (54,55 + 9,09) = 36,36%.
Моль C в 100 г 54,55 / 12,01 = 4,54
Моль H в 100 г 9,09 / 1,008 = 9,02
Моль O в 100 г 36,36 / 16,00 = 2,27
Это дает отношение C:H:O 2:4:1, т.е. эмпирическую формулу C 2 H 4 O
Молекулярная формула
Чтобы определить молекулярную формулу соединения, требуется молекулярная масса этого соединения.Бензол (C 6 H 6 ) и ацетилен (C 2 H 2 ) имеют эмпирическую формулу CH, но разные молекулярные массы и молекулярные формулы.
Масс-спектрометрия используется для определения молекулярной массы органического соединения. Небольшой образец соединения испаряется при очень низком давлении и высокой температуре, и пар облучается пучком электронов высокой энергии (4000-6000 кДж моль -1 ).
Это приводит к тому, что электроны выбрасываются из молекул в образце, оставляя их в виде положительно заряженных катионов молекулярного иона или исходного иона .
М+е – ® М +. + 2е –
Молекулярные ионы (M +. ) могут распадаться на фрагментных ионов или дочерних ионов (m + ).
М +. М +. ® m + + нейтральный фрагмент
Пример:
Катионы ускоряются через электрическое поле в магнитное поле, где они отклоняются. Ионы характеризуются отношением массы ( m) к заряду ( z ) ( m/z ). Начисление всегда = 1.
Масс-спектр соединения обычно показывает ряд сигналов, а пик с наивысшим значением m/z (молекулярный ион ) обычно соответствует массе всей молекулы. Сигналы с более низким m/z представляют собой осколочные ионы и могут предоставить некоторую структурную информацию.
Пример: Масс-спектр бутанона должен иметь сигнал при следующих значениях m/z :
м/з |
Ион |
|
72 |
CH 3 CH 2 COCH 3 + |
Молекулярный ион или исходный ион |
57 |
CH 3 CH 2 CO + |
Фрагментарные ионы или дочерние ионы |
43 |
CH 3 CO + |
|
29 |
CH 3 CH 2 + |
Изотопы
Каждый фрагмент, зарегистрированный в масс-спектре, регистрирует определенные изотопы различных присутствующих элементов. Некоторые элементы имеют более одного изотопа с высоким естественным содержанием (, например, бром – 79 Br 49% и 81 Br 51%; хлор – 35 Cl 75% и 37 Cl 25%). В этих случаях любое органическое соединение, содержащее, например, атом брома, будет проявляться в виде двух сигналов, разделенных двумя единицами m/z в масс-спектре. Один сигнал связан с ионами, содержащими 79 Br, а другой – с ионами, содержащими 81 Br.Относительные интенсивности этих двух сигналов будут примерно одинаковыми. Точно так же для любого органического соединения, содержащего атом хлора, масс-спектр будет содержать два сигнала, разделенных двумя единицами m/z : один для ионов, содержащих 35 Cl, и один для ионов, содержащих 37 Cl. . В этом случае относительные интенсивности двух сигналов будут примерно 3:1, что отражает естественное содержание 35 Cl и 37 Cl.
Масс-спектр высокого разрешения
Во многих случаях невозможно определить молекулярную формулу соединения на основе m/z исходного иона. Например, исходный ион с массой m/z 72 может быть связан с C 4 H 8 O или C 3 H 4 O 2 или C 3 90 90 90 H 8 90. 2 . Если масс-спектр записывается с чрезвычайно высокой точностью («высокое разрешение»), то масса исходного иона или любого фрагмента может быть записана с гораздо большей точностью, чем целочисленная.Поскольку масса атомов каждого элемента известна с высокой точностью, молекулы, имеющие одинаковую массу (при измерении ее только с точностью до ближайшей целой единицы массы), обычно можно различить при измерении массы с точностью до 4 знаков после запятой. Точные массы 12 С, 16 o, 14 o, 14 N и 1 ч составляют 12.0000 (по определению), 15.9949, 14.0031 и 1.0078 Так ионы с формулами C 4 H 8 O + , C 3 H 4 O 2 + или C 3 H 8 N 2 + 2 масса.
0573, 72.0210 и 72.0686, которые можно различить с помощью масс-спектроскопии высокого разрешения. Примечание: m/z для молекулярного иона (M + ) и молярная масса (M) совпадают с точностью до 4 знаков после запятой, поскольку масса электрона (разница) очень мала.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
Абсорбционная спектроскопия
Органические соединения поглощают излучение в различных областях электромагнитного спектра.Энергия излучения пропорциональна его частоте
(E = hn), а частота и длина волны света связаны со скоростью света (l n = c). Поглощение электромагнитного излучения можно обнаружить и использовать для определения характеристик молекулы, что называется спектроскопией поглощения .
Спектроскопия в ультрафиолетовой и видимой областях
Излучение в ультрафиолетовой (УФ) и видимой областях спектра имеет достаточную энергию для возбуждения электронов с одной орбитали на орбиталь с более высокой энергией. Электроны, которые легче всего продвигаются, находятся в сопряженных р-связях . Сопряженная молекула – это такая, в которой наблюдается чередование одинарных и кратных связей хотя бы в части молекулы, например: ароматические соединения, 1,3-диены,
( например H 2 C=CH-CH=CH 2 ), 1,3-диины, ( например HCC-CCH) и a,b-ненасыщенные карбонильные соединения ( например пропеналь, H 2 C=CH-CHO).
Органические соединения, содержащие сопряженные кратные связи, сильно поглощают ультрафиолетовое и видимое излучение.
Примеры:
Инфракрасная спектроскопия
Электромагнитное излучение в инфракрасной (ИК) области спектра обладает достаточной энергией, чтобы вызвать растяжение и изгиб связей в молекуле. Отдельные функциональные группы имеют характерное поглощение в ИК-области. Отсутствие поглощения в ИК спектре соединения может быть важным. Например, если кислородсодержащее соединение не проявляет поглощения в области C=O (1680-1750 см -1 ) или в области ОН (2500 – 3650 см -1 ) ИК-спектра, соединение скорее всего эфир.
Облигации |
ИК-поглощение (см -1 ) |
|
Облигации |
ИК-поглощение (см -1 ) |
C-H |
2850-3200 |
|
С С |
2100-2300 |
Н-Х |
3200-3600 |
|
С Н |
~ 2250 |
О-Н (спирт) |
3500-3650 (широкий) |
|
С=С |
~ 1600 |
О-Н (СООН) |
2500-3600 (очень широкий) |
|
С=О |
1680-1750 (сильный) |
Область инфракрасного спектра ниже примерно 1500 см -1 называется областью отпечатков пальцев . Многие поглощения в этой области являются результатом колебаний молекулы в целом, и нет двух соединений с абсолютно одинаковым поглощением в области отпечатков пальцев.
Вкратце
Спектроскопия ядерного магнитного резонанса (ЯМР)
Ядра некоторых изотопов многих элементов (например, 1 H) поглощают электромагнитное излучение в радиочастотной (Rf) области спектра, когда они помещены в сильное магнитное поле.Измерение поглощения радиочастотного излучения ядрами в магнитном поле называется Спектроскопия ядерного магнитного резонанса .
Количество сигналов в спектре ЯМР соответствует количеству различных типов атомов водорода в молекуле. Например, метилацетат (CH 3 COOCH 3 ) имеет две различные водородные среды; атомы водорода метильной группы, непосредственно связанные с атомом кислорода, находятся в химическом окружении, отличном от атомов водорода метильной группы, связанных с карбонильным атомом углерода.
Ось частот спектра откалибрована по шкале (называемой шкалой d) в безразмерных единицах, называемых частями на миллион (ppm). Шкала d откалибрована по эталонному соединению, тетраметилсилану (CH 3 ) 4 Si (сокращенно ТМС), взятому за d = 0,00 ч/млн. Разность частот между сигналом, исходящим от образца, и сигналом ТМС называется химическим сдвигом .
Химические сдвиги всех сигналов в спектре ЯМР измеряются в м.д. (шкала d) по сигналу ТМС. Сигналы ЯМР 1 Н от атомов водорода в алкильных группах обычно находятся в диапазоне 0-2 м.д. от ТМС; атомы водорода, присоединенные к атомам углерода, соседним с карбонильными группами, обычно находятся на расстоянии 2-3 м.д. от ТМС, а атомы водорода, связанные с ароматическими кольцами, находятся в диапазоне 7-8 м.д.
Примеры:
Атомы водорода в большинстве органических молекул вызывают сигналы в диапазоне от 0 до 10 частей на миллион от ТМС. Относительная интенсивность различных сигналов в спектре ЯМР 1Н пропорциональна числу атомов водорода, дающих сигнал. Например, в спектре ЯМР 1 H CH 3 -O-CH 2 -Cl будет два сигнала с интенсивностью в соотношении 3:2.
Сигналы в спектре 1H ЯМР часто демонстрируют тонкую структуру (т.е. более одного пика), которая называется расщеплением или множественностью . Характер расщепления сигнала ЯМР возникает из-за атомов водорода, присоединенных к соседним атомам углерода.Если атом водорода имеет “n” эквивалентных атомов водорода на соседних атомах углерода, его ЯМР-резонанс будет проявляться как сигнал, который расщепляется на “n+1” линий – это называется правилом n+1 .
число соседних атомов водорода ( n ) |
кратность сигнала (число пиков) |
название сигнала |
0 1 2 3 4 |
1 2 3 4 5 |
Майка Дублет Триплет Четверка Квинтет |
Сигнал ЯМР ядра водорода не расщепляется другими атомами водорода, такими же, как он сам. Сигнал ЯМР для этана (Ch4-Ch4) представляет собой синглет без расщепления, потому что все ядра водорода одинаковы и ни один водород не расщеплен другими. Сигнал ядра водорода обычно только визуально расщепляется другими ядрами водорода, которые находятся на расстоянии не более трех связей .
Например, в CH 3 CH 2 Br спектр ЯМР 1 H покажет два сигнала с интенсивностью 3:2, около d 3 и d 1 м.д., с триплетным сигналом для группы Ch4 и квартетный сигнал для группы Ch3.Сигнал для группы Ch4 проявляется в виде триплета, поскольку на соседнем атоме углерода имеется 2 атома водорода ( “n+1” =2+1=3). Квартетное расщепление группы Ch3 возникает из-за того, что на соседнем углероде находится 3 атома водорода ( “n+1” =3+1=4).
Квартетные сигналы характерно имеют относительную интенсивность линий 1:3:3:1; триплеты 1:2:1 и дублеты состоят из двух линий одинаковой интенсивности.
Вкратце
Информация |
Наблюдение |
№среды H |
Количество сигналов |
Тип среды H |
Положение сигнала |
Количество H каждого типа |
Размер сигнала |
№ смежных H |
Множественность сигнала |
Метод используется и в медицине – магнитно-резонансная томография (МРТ).
Вопросы по спектроскопии
Вернуться к оглавлению
AQA | Химия | Содержание темы
Введение в органическую химию
Органическая химия — это изучение миллионов ковалентных соединений элемента.
углерод.
Эти структурно разнообразные соединения отличаются от встречающихся в природе нефтяных топлива для ДНК и молекул в живых системах.Органические соединения также проявляют человеческая изобретательность в огромном ассортименте синтетических материалов, созданных химиками. Многие из эти соединения используются в качестве лекарств, лекарств и пластмасс.
Органические соединения названы в соответствии с Международным союзом чистых и прикладных Система химии (IUPAC) и структура или формула молекул могут быть представлены в различными разными способами. Изучаются органические механизмы, позволяющие проводить реакции. объяснил.
В поисках устойчивой химии, более безопасных агрохимикатов и новых материалов для соответствует стремлению к новым технологиям, химия играет доминирующую роль.
Номенклатура
Содержание |
Возможности для развития навыков |
---|---|
Механизмы реакции
Содержание |
Возможности для развития навыков |
---|---|
Реакции органических соединений можно объяснить с помощью механизмов. Свободнорадикальные механизмы:
Учащиеся должны уметь:
Прочие механизмы:
Учащиеся должны уметь:
|
Изомерия
Содержание |
Возможности для развития навыков |
---|---|
Структурная изомерия. Стереоизомерия. E – Z изомерия является формой стереоизомерии и возникает в результате ограниченное вращение вокруг плоской двойной связи углерод-углерод. Правила приоритета Кана – Ингольда – Прелога (CIP). Учащиеся должны уметь:
|
МС 4.2 Студентам можно дать
строение одного изомера и попросили нарисовать другие изомеры. МС 4.1, 4.2 и 4.3 Студенты понимают происхождение E – Z изомерия. Учащиеся рисуют разные формы изомеров. |
Алканы
Алканы являются основным компонентом сырой нефти, которая является важным сырьевым материал для химической промышленности. Алканы также используются в качестве топлива и экологически чистых материалов. последствия такого использования рассматриваются в этом разделе.
Фракционная перегонка сырой нефти
Содержание |
Возможности для развития навыков |
---|---|
В а, г и к ПС 1.2 Фракционная перегонка заменителя сырой нефти. |
Модификация алканов крекингом
Содержание |
Возможности для развития навыков |
---|---|
Крекинг включает разрыв связей С–С в алканах. Термический крекинг происходит при высоком давлении и высокой температуре и дает высокий процент алкенов (механизм не требуется). Каталитический крекинг происходит при небольшом давлении, высокой температуре и в присутствии цеолитного катализатора и используется в основном для получения моторных топлив и ароматических углеводородов (механизм не требуется). Учащиеся должны уметь:
|
Сжигание алканов
Содержание |
Возможности для развития навыков |
---|---|
Алканы используются в качестве топлива. Сгорание алканов и других органических соединений может быть полным или
неполный. Двигатель внутреннего сгорания производит ряд загрязняющих веществ, включая NO x , CO, углерод и несгоревшие углеводороды. Эти газообразные загрязняющие вещества из двигателей внутреннего сгорания можно удалить с помощью каталитических нейтрализаторов. Сжигание углеводородов, содержащих серу, приводит к образованию двуокиси серы, вызывающей загрязнение воздуха. Учащиеся должны уметь:
|
Хлорирование алканов
Содержание |
Возможности для развития навыков |
---|---|
Галогеналканы
Галогеналканы гораздо более реакционноспособны, чем алканы. Они имеют множество применений, в том числе в качестве хладагенты, в качестве растворителей и в фармацевтике. Использование некоторых галогеналканов были ограничены из-за воздействия хлорфторуглеродов (ХФУ) на атмосферу.
Нуклеофильное замещение
Содержание |
Возможности для развития навыков |
---|---|
В а, б и к ПС 4.1 Студенты могли следовать инструкциям при проведении гидролиза в пробирке галогеналканов, чтобы показать их относительные скорости реакции. В д, г и к Студенты могут приготовить хлоралкан, очищающий
продукта с помощью делительной воронки и перегонки. |
Ликвидация
Содержание |
Возможности для развития навыков |
---|---|
Параллельные реакции замещения и отщепления галогеналкана (например, 2-бромпропана с гидроксидом калия). Учащиеся должны уметь:
|
Разрушение озонового слоя
Содержание |
Возможности для развития навыков |
---|---|
sourceforge.net/ns/200801/dita2html” rowspan=”1″ colspan=”1″> |
Алкены
В алкенах высокая электронная плотность двойной связи углерод-углерод приводит к атаковать эти молекулы электрофилами. В этом разделе также рассматриваются механизм присоединения к двойной связи и вводит аддитивные полимеры, которые имеют коммерческое значение и имеют множество применений в современном обществе.
Структура, связывание и реакционная способность
Содержание |
Возможности для развития навыков |
---|---|
Реакции присоединения алкенов
Содержание |
Возможности для развития навыков |
---|---|
Реакции электрофильного присоединения алкенов с HBr, H 2 SO 4 и Бр 2 Использование брома для проверки на ненасыщенность. Образование основных и второстепенных продуктов в реакциях присоединения несимметричных алкенов. Учащиеся должны уметь:
|
В д и к ПС 4.1 Студенты могли проверить органические соединения на ненасыщенность, используя бромную воду и записывают свои наблюдения. |
Аддитивные полимеры
Содержание |
Возможности для развития навыков |
---|---|
Аддитивные полимеры образуются из алкенов и
замещенные алкены. Повторяющееся звено аддитивных полимеров. Правила IUPAC для наименования аддитивных полимеров. Аддитивные полимеры нереакционноспособны. Цените это знание и понимание производство и свойства полимеров развился со временем. Типичные области применения поли(хлорэтилена), широко известного как ПВХ и как можно изменить его свойства с помощью пластификатор. Учащиеся должны уметь:
|
АТ к ПС 1.2 Получение поли(фенилэтена) из фенилэтен. |
Спирты
Спирты используются во многих научных, медицинских и промышленных целях. Этанол является одним из такой спирт и производится он разными способами, которые рассмотрены в этом разделе.Этанол можно использовать в качестве биотоплива.
Производство спирта
Содержание |
Возможности для развития навыков |
---|---|
Спирты производятся в промышленности путем гидратации алкенов в присутствии кислотного катализатора. Этанол производится в промышленных масштабах путем ферментации глюкозы. Условия для этот процесс. Этанол, производимый промышленным способом путем ферментации, отделяется путем фракционной перегонки и затем может использоваться в качестве биотоплива. Учащиеся должны уметь:
|
А, д и к ПС 1.2 студентов может производить этанол путем ферментации с последующей очисткой фракционная перегонка. |
Окисление спиртов
Содержание |
Возможности для развития навыков |
---|---|
Спирты подразделяются на первичные, вторичные и третичные. Первичные спирты могут быть окислены до альдегидов, которые далее могут быть окислены до карбоновых кислот. Вторичные спирты могут окисляться до кетонов. Третичные спирты плохо окисляются. Подкисленный дихромат калия (VI) является подходящим окислителем. Учащиеся должны уметь:
|
В б, д и к Студенты могли осуществлять подготовку альдегиды при окислении первичных спиртов. Учащиеся могут приготовить карбоновую кислоту,
окисление первичного спирта. |
Ликвидация
Содержание |
Возможности для развития навыков |
---|---|
Алкены могут быть образованы из спиртов в результате катализируемых кислотой реакций элиминирования. Алкены, полученные этим методом, можно использовать для получения аддитивных полимеров без с использованием мономеров, полученных из сырой нефти. Учащиеся должны уметь:
|
В б, г, г и к ПС 4.![]() Учащиеся смогли провести приготовление циклогексена из циклогексанола, включая очистку с использованием делительной воронки и путем перегонки. |
Необходимое практическое 5 Перегонка продукта реакции. |
Органический анализ
Наше понимание органических молекул, их структуры и того, как они реагируют, было усиливается органическим анализом.В этом разделе рассматриваются некоторые аналитические методы используется химиками, включая реакции в пробирке и спектроскопические методы.
Идентификация функциональных групп реакциями в пробирке
Содержание |
Возможности для развития навыков |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
В б, д и к PS 2.2, 2.3 и 4.1Учащиеся могут проводить реакции в пробирке в спецификация для различения спиртов, альдегидов, алкенов и карбоновые кислоты. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимый практический 6 Тесты на спирт, альдегид, алкен и карбоновую кислоту кислота. |
Масс-спектрометрия
Инфракрасная спектроскопия
Оптическая изомерия (только уровень A)Соединения, содержащие асимметричный атом углерода, образуют стереоизомеры, различающиеся воздействие на плоскополяризованный свет.Этот тип изомерии называется оптической изомерией.
Альдегиды и кетоны (только уровень A)Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и их производные содержат карбонильную группу атакуют нуклеофилы.Этот раздел включает реакции присоединения альдегидов и кетонов.
Карбоновые кислоты и производные (только уровень A)Карбоновые кислоты являются слабыми кислотами, но достаточно сильными, чтобы высвобождать углекислый газ. из карбонатов.Эфиры встречаются в природе в растительных маслах и животных жирах. Важный продукты, полученные из сложных эфиров, включают биодизель, мыло и глицерин. Карбоновые кислоты и сложные эфиры (только уровень A)
Ацилирование (только уровень A)
Ароматическая химия (только уровень A)Ароматическая химия берет бензол в качестве примера этого типа молекулы и рассматривает строение бензольного кольца и реакции его замещения. Склеивание (только уровень A)
Электрофильная замена (только уровень A)
Амины (только уровень A)Амины представляют собой соединения на основе аммиака, в которых атомы водорода заменены алкилом или арильные группы. Этот раздел включает их реакции в качестве нуклеофилов. Подготовка (только уровень A)
Базовые свойства (только уровень A)
Нуклеофильные свойства (только уровень A)
Полимеры (только уровень A) Изучение полимеров расширено за счет включения конденсационных полимеров.
Изучаются пути образования конденсационных полимеров,
вместе с их свойствами и типичным использованием. Конденсационные полимеры (только уровень A)
Биоразлагаемость и утилизация полимеров (только уровень A)
Аминокислоты, белки и ДНК (только уровень A)Аминокислоты, белки и ДНК – это молекулы жизни. В этом разделе структура изучается связь в этих молекулах и способ их взаимодействия. Действие наркотиков также обдуманный. Аминокислоты (только уровень А)
Белки (только уровень A)
Ферменты (только уровень A)
ДНК (только уровень A)
Действие противоопухолевых препаратов (только уровень А)
Органический синтез (только уровень A)Образование новых органических соединений путем многостадийного синтеза с использованием включенных реакций в спецификации рассматривается в этом разделе.
Спектроскопия ядерного магнитного резонанса (только уровень A)Химики используют различные методы для определения структуры соединений. В этом раздел, спектроскопия ядерного магнитного резонанса добавляется к масс-спектрометрии и инфракрасная спектроскопия как аналитический метод. Акцент делается на использовании аналитические данные для решения проблем, а не на спектроскопической теории.
Хроматография (только уровень A)Хроматография представляет собой важный метод разделения и идентификации компонентов в смесь. В зависимости от состава используют различные виды хроматографии. смесь, подлежащая разделению.
Зеленая химия | Английский | Зеленая химияМодуль «Зеленая химия» Предлагаемое использование: курс органической химии (как лекция, так и лабораторная работа) при обсуждении различных реакций (замещения, исключения, добавления, перегруппировки и т. д.).) АТОМНАЯ ЭКОНОМИКА: мера эффективности реакции Майкл К. Канн, химический факультет, Скрэнтонский университет, Доходность в процентах Хотя эффективность реакции можно измерить многими способами, наиболее распространенным является расчет выхода (выход в процентах). Студентам часто требуется, особенно в лаборатории, определить теоретический выход на основе ограничивающего реагента, а затем рассчитать процентный выход на основе отношения фактического выхода к теоретическому X 100.В целом химики-органики считают выход 90% или выше отличным, а выход 20% или меньше плохим. Теоретический выход = (моль ограничивающего реагента)(стехиометрическое соотношение; желаемый продукт/ограничивающий реагент)(MW желаемого продукта) Выход в процентах = (фактический выход/теоретический выход) X 100 Чтобы проиллюстрировать расчет процентного выхода (и измерение эффективности реакции), рассмотрим следующую реакцию нуклеофильного замещения, активируемую кислотой.Типичная процедура 1 для этой реакции начинается с растворения Уравнение 1a Таблица 1 Реагенты
Таблица 2 Таблица желаемого продукта
установка. Разделив массу каждого используемого реагента на молекулярную массу реагента, вы получите количество молей каждого используемого реагента. Из стехиометрии реакции (уравнение 1а) видно, что для получения одного моля продукта (1-бромбутана) требуется один моль каждого реагента, а поскольку 1-бутанол (0,0108 моль) используется в наименьшем количестве, лимитирующий реагент.Расчет (как показано ниже) теоретического выхода 1-бромбутана дает 1,48 г. Это означает, что при использовании Теоретический выход = (моль ограничивающего реагента)(стехиометрическое соотношение; желаемый продукт/ограничивающий реагент)(ММ целевого продукта) вышеуказанных количеств реагентов максимальное количество (при условии выхода 100%) 1-бромбутана, которое может быть получено, составляет 1,48 г. Фактически ни одна реакция никогда не протекает со 100%-ным выходом из-за таких факторов, как образование побочных продуктов, неполная конверсия исходных материалов, потери при обработке реакционной смеси и потери при выделении и очистке целевого продукта. Эта реакция обычно дает фактические выходы 1-1,2 г. Предполагая, что фактический выход составляет 1,20 г, расчет выхода в % осуществляется следующим образом.Таким образом, фактически выделяется 81% теоретического выхода, что является очень приличным выходом, который удовлетворил бы большинство химиков. Выход в процентах = (фактический выход/теоретический выход) X 100 Как указывалось ранее, большинство химиков традиционно измеряют эффективность реакции процентным выходом, однако это лишь часть истории. Стремясь повысить осведомленность об атомах реагентов, которые входят в состав желаемого продукта, и тех, которые тратятся впустую (включаются в нежелательные продукты), Барри Трост разработал концепцию атомной экономики . Уравнение 1b , а те, которые потрачены впустую, показаны коричневым цветом. Точно так же атомы желаемого продукта отмечены зеленым, а атомы, составляющие нежелательные продукты, – коричневым. В таблице 3 представлен другой взгляд на экономию атомов в этой реакции.В столбцах 1 и 2 этой таблицы указаны формулы и формульные веса (FW) реагентов. Зеленым цветом (столбцы 3 и 4) показаны атомы и веса атомов реагентов, которые включаются в желаемый продукт (4), а коричневым цветом (столбцы 5 и 6) показаны атомы и веса атомов реагентов. реагенты, которые превращаются в нежелательные побочные продукты. Таблица 3 Атомная экономия по уравнению 1
процентная атомная экономика . % Экономия атома = (FW использованных атомов/FW всех реагентов) X 100 Таким образом, в лучшем случае (если реакция дает 100% выход) только половина массы реагентов будет включена в желаемый продукт, а остальная часть будет потрачена впустую на нежелательные побочные продукты. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ Следующий необязательный материал касается двух новых терминов, называемых “экспериментальная” атомная экономика, и “ Процентный выход X Экспериментальная атомная экономика”. Эти два термина дополнительно объясняют эффективность реакции, однако этот материал можно опустить. ![]() В действительности, если реакцию проводить в количествах, указанных в таблице 1, экономия атомов будет еще меньше. Это является результатом того факта, что в Таблице 3 предполагалось, что стехиометрические количества каждого реагента (1:1:1), как указано в уравнении 1b, будут израсходованы в этой реакции. Фактически количества реагентов 1, 2 и 3, которые использовались в реальной реакции, как показано в таблице 1, составляют 0,0108:0,0129:0,0200 = 1:1,11:1,85. Таблица 4 иллюстрирует введенный нами термин «экспериментальная» атомная экономия, основанный на фактических количествах реагентов, использованных в эксперименте.Таблица 4 аналогична таблице 3 за исключением того, что Таблица 4 Экспериментальная экономия атома по уравнению 1: на основе фактического
учитывается избыток любых используемых реагентов. В этом случае NaBr (реагент 2) используется в избытке (. % Экспериментальная экономная экономика = (масса реагентов, используемых в желаемом продукте / общую массу всех реагентов) x 100 выполняется в начале обсуждения атомной экономии, и это представляет собой максимальный % массы реагентов, которые могут быть включены в желаемый продукт. Хотя тот же вывод был получен до обсуждения концепции экономии атомов, полезно составить таблицу, подобную Таблице 4, чтобы можно было увидеть, какие реагенты приводят к плохой экономии атомов. Вместо того, чтобы рассматривать процентный выход и (экспериментальную) атомную экономию по отдельности, еще лучшим показателем эффективности реакции является рассмотрение их комбинации.Чтобы проиллюстрировать это, мы ввели термин Процентный выход X Экспериментальная атомная экономика (%PE . % Выход X Экспериментальный атом экономики = (фактический выход / теоретический выход) X (масса реагентов, используемых в желаемом уровне Обратите внимание, что в этом расчете теоретический выход отменяется, оставляя отношение фактического выхода к общей массе всех реагентов X 100.Если снова предположить, что фактический выход составляет 1,20 г и разделить его на 4,13 г (общая масса всех реагентов из таблицы 4), то % выхода X экспериментальной атомной экономии составляет всего 29% (ранее мы пришли к такому же выводу в гораздо менее формальным способом; см. На этом дополнительный материал заканчивается Другие экологические аспекты Хотя учет как атомной экономии, так и % выхода дает гораздо более точную оценку эффективности реакции и ее приемлемости для окружающей среды, необходимо учитывать и другие факторы.Чтобы вызвать обсуждение приемлемости реакции для окружающей среды, целесообразно изучить некоторые из Двенадцати принципов зеленой химии (см. Ниже). Принципы номер 1 и 2 напрямую связаны с атомной экономикой и доходностью. ДВЕНАДЦАТЬ ПРИНЦИПОВ ЗЕЛЕНОЙ ХИМИИ 4 1. 2. Синтетические методы должны быть разработаны таким образом, чтобы обеспечить максимальное включение 3. Везде, где это практически возможно, синтетические методологии должны быть разработаны для 4. Химические продукты должны быть разработаны для сохранения эффективности функции 5. Использование вспомогательных веществ (например, растворителей, разделительных агентов и т. д.) 6. Энергетические потребности должны признаваться в связи с их экологическими и 7. Сырье должно быть возобновляемым, а не истощаться 8. По возможности следует избегать ненужной дериватизации (блокирующей группы, защиты/снятия защиты, 9. Каталитические реагенты (как можно более селективные) превосходят 10. Химические продукты должны быть разработаны таким образом, чтобы по окончании их 11. Необходимо дальнейшее развитие аналитических методологий, чтобы обеспечить 12. Вещества и форма вещества, используемые в химическом процессе Принципы 3 и 4 касаются токсичности всех веществ, используемых в реакции, включая реагенты и продукты. Из уравнения 1 становится ясно, что два атома водорода и один кислород, которые идут на образование воды, тратятся впустую. Однако если в результате реакции образуются отходы, то вода настолько безвредна для окружающей среды (нетоксична и не представляет проблем с утилизацией, если она чистая), насколько это можно себе представить.Однако все продукты и реагенты должны быть оценены на предмет их токсичности. Прекрасные примеры образования менее токсичных продуктов с такой же эффективностью можно увидеть в новых пестицидах, разработанных Ромом и Хаасом для борьбы с насекомыми и организмами, вызывающими морское обрастание. Каждый из этих новых образцов пестицидов получил награду Президентского конкурса «Зеленая химия». Принцип № 5 требует рассмотрения вспомогательных веществ (растворителей, разделительных агентов, осушителей и т. д.).), которые используются в реакциях и синтезах. Хотя в качестве растворителя используется вода (окружающая среда плюс 5 ), в типичной экспериментальной процедуре 1 для выполнения уравнения 1 обработка продукта (1-бромбутана) после перегонки требует 1 мл концентрированной серной кислоты, 1 мл 3М гидроксида натрия, безводного хлорида кальция, 1 мл этанола, 1 мл ацетона и 2 мл п-ксилола, чтобы выделить всего 1-1,2 г 1-бромбутана! Таким образом, ясно, что отходы, образующиеся из этих вспомогательных веществ, значительны и превышают количество отходов (по крайней мере, с точки зрения массы), которые образуются непосредственно в результате реакции.Во многих органических реакциях используются большие количества органических растворителей, которые часто являются токсичными. Эти растворители часто попадают в воду, почву и воздух, что приводит к значительному загрязнению окружающей среды. Принцип № 6 учитывает энергетические потребности реакции. Предпочтительно проводить реакции при температуре и давлении окружающей среды, однако многие химические реакции требуют нагревания и/или охлаждения и давления, отличного от давления окружающей среды.Это требует использования некоторого источника энергии, и чаще всего этот источник энергии представляет собой ископаемое топливо. Большинство органических исходных материалов, таких как 1-бутанол в уравнении 1, в конечном итоге получают из сырой нефти, невозобновляемого (истощающегося) ресурса. Принцип № 7 побуждает нас задуматься о том, можно ли получить эти исходные материалы из возобновляемых ресурсов.Возобновляемые ресурсы обычно означают биологические и растительные материалы (биомасса). Углекислый газ и метан также обычно считаются возобновляемыми, поскольку их можно получать как естественными, так и синтетическими методами. Работа Дратса и Фроста из штата Мичиган, Марка Хольцэппла из Texas A&M и корпорации Biofine по созданию химического сырья из биомассы была отмечена наградой Президентского конкурса «Зеленая химия». Некоторые могут ошибочно назвать реакцию, описанную в уравнении 1, реакцией, катализируемой кислотой, хотя на самом деле это реакция, активируемая кислотой. Во всех оставшихся дискуссиях об эффективности реакции обсуждение будет ограничено атомной экономией, основанной на стехиометрии реакции. В приведенной выше реакции замещения (уравнение 1а) было обнаружено, что плохая экономия атомов является результатом того факта, что замещаемые атомы уходящей группы (ОН), противоиона (натрия) нашего нуклеофила (бромида) и вся серная кислота, необходимая для этой реакции, тратится впустую на образование нежелательных продуктов в этой реакции.В силу того факта, что реакции отщепления требуют только потери атомов (не приобретая их) из реагента, это означает, что реакции отщепления в целом даже хуже с точки зрения экономии атомов, чем реакции замещения. В качестве примера рассмотрим атомы следующей реакции отщепления. Уравнение 2
Таблица 5 Уравнение атомной экономики 2
% Атомная экономия = (FW использованных атомов/FW всех реагентов) X 100 является результатом не только потери HBr, но и того, что это реакция, активируемая основанием, и все атомы основания этоксида натрия находятся в нежелательных побочных продуктах. Поскольку реакции присоединения обычно приводят к включению всех атомов реагентов в конечные желаемые продукты, реакции присоединения приводят к высокой экономии атомов. Таким образом, с точки зрения атомной экономии реакции присоединения являются экологически более предпочтительными, чем реакции отщепления и замещения. В качестве примера рассмотрим следующее присоединение бромистого водорода к метилпропену. В этом примере все атомы реагентов (9 и 11) показаны зеленым цветом, поскольку все эти атомы используются в конечном желаемом продукте (7).Таблица экономии атомов (таблица 6) и расчет 100% экономии атомов еще больше подчеркивают превосходную экономию атомов этой реакции. Уравнение 3
Таблица 6 Уравнение 3 атомной экономики
% Атомная экономия = (FW использованных атомов/FW всех реагентов) X 100 Реакции перегруппировки включают реорганизацию атомов молекулы. Уравнение 4
Таблица 7 Уравнение 4 атомной экономики
% Атомная экономия = (FW использованных атомов/FW всех реагентов) X 100 Практически все органические реакции подпадают под категории реакций замещения, присоединения, отщепления или перегруппировки. Концепция атомной экономики также применима к синтезу. Чтобы определить атомную экономию синтеза, нужно просто определить, какие из атомов реагентов для всех стадий синтеза включаются в желаемый конечный продукт. Чтобы проиллюстрировать концепцию экономии атомов в синтезе, рассмотрим промышленный синтез этиленоксида (19). Оксид этилена является исходным сырьем для синтеза этиленгликоля (используемого в антифризах), этоксилатов (поверхностно-активных веществ), а также эфиров и полимеров гликоля (таких как ПЭТФ). Ежегодно в мире производится около 8 800 миллионов фунтов этого соединения. Схема 1 Хлоргидриновый путь к этиленоксиду Таблица 8 Атомная экономия Схемы 1, Путь хлоргидрина к оксиду этилена
% Экономия атома = (FW использованных атомов/FW всех реагентов) X 100 Разработан каталитический путь (схема 2) получения этиленоксида из этилена. Схема 2 Каталитический путь к оксиду этилена Таблица 9 Атомная экономика Схемы 2, Каталитический путь к этиленоксиду
% Атомная экономия = (FW использованных атомов/FW всех реагентов) X 100 The Boots Company Синтез ибупрофена Схема 3. Сапоги Синтез ибупрофена
атома каждого реагента, которые включаются в конечный желаемый продукт (ибупрофен), показаны зеленым цветом, а те, которые попадают в нежелательные продукты, показаны коричневым цветом. Таблица 10 иллюстрирует атомную экономию синтеза Boots Company и позволяет рассчитать процентную атомную экономию, равную 40%. Таблица 10 Атомная экономика схемы 3, синтез ибупрофена компанией Boots
% Атомная экономия = (FW использованных атомов/FW всех реагентов) X 100 В восьмидесятых годах ибупрофен был одобрен для безрецептурного отпуска, и срок действия патента компании Boots истек. Схема 4 Компания BHC Синтез ибупрофена Таблица 11 Атомная экономия схемы 4, синтез ибупрофена компании BHC
% Атомная экономия = (FW использованных атомов/FW всех реагентов) X 100 Процесс компании Boots. Процесс компании BHC предлагает не только значительное улучшение атомной экономики, но и другие экологические преимущества. К ним относятся трехстадийный каталитический процесс по сравнению с шестистадийным процессом Boots Company, для которого требуются вспомогательные реагенты в стехиометрических количествах. Например, на первой стадии каждого процесса получается один и тот же продукт (3) из одних и тех же реагентов (1 и 2).Однако в процессе компании Boots используется трихлорид алюминия в стехиометрических количествах (не учтено в таблице 10), в то время как в процессе компании BHC используется HF в каталитических количествах, который повторно извлекается и повторно используется. Трихлорид алюминия производит большое количество гидрата трихлорида алюминия в качестве отходов, которые обычно вывозятся на свалку. Никелевые и палладиевые катализаторы, используемые на этапах 2 и 3 процесса компании BHC, также извлекаются и используются повторно. Поскольку процесс компании BHC состоит всего из трех шагов (по сравнению сшесть шагов для процесса Boots Company), и он имеет значительно улучшенную экономию атома, он не только приводит к резкому сокращению производимых отходов, но также обеспечивает большую производительность (больше ибупрофена за меньшее время и с меньшим количеством оборудования). Эти факторы превращаются в экономические выгоды для компании в результате того факта, что требуется меньше денег для обработки образующихся отходов и меньше капиталовложений требуется для производства того же количества ибупрофена. Таким образом, в результате более экологичного процесса не только выигрывает окружающая среда, но и укрепляется прибыль компании, а хорошие отношения с общественностью могут быть получены. За разработку этого синтеза ибупрофена компания BHC получила престижную награду Presidential Green Chemistry Challenge в 1997 году, а также выдающуюся награду Kirpatrick Chemical Engineering Achievement Award 6 в 1993 году. Экономия атома и экспериментальная экономия атома выходят за рамки расчета выхода реакции и предлагают второй способ измерения эффективности реакции с учетом использованных и неиспользованных атомов реагентов.Процентная атомная экономия и процентная экспериментальная атомная экономия дают средства для количественной оценки атомной экономии и позволяют количественно сравнивать атомную экономию одной реакции (или синтеза) с другой. Возможно, наилучшей мерой эффективности реакции является учет как атомной экономии, так и выхода путем расчета процентного выхода X экспериментальной атомной экономии (PE . EAE). Конечно, при оценке экологической приемлемости реакции (или синтеза) следует учитывать не только эффективность реакции, но и (как обсуждалось выше) другие факторы, такие как токсичность, использование вспомогательных веществ, потребность в энергии, происхождение исходного сырья и т. 1. Определите следующие термины 2. Какие термины в вопросе 1 имеют смысл только в отношении экспериментальных результатов? Какой экспериментальный результат необходим 3. Рассмотрим следующие реакции.
4. % использования атома = (МВт желаемого продукта/МВт всех продуктов) X 100 а) Сравните и сопоставьте это с % атомной экономикой. 5. Рассмотрим следующий двухстадийный синтез 2-пентина.
а) Перепишите синтез, убедившись, что каждая реакция уравновешена. 7.Поставка механизма для этапа 1 синтеза ибупрофена компанией BHC. Катализируется ли эта стадия кислотой или активируется кислотой? 8. Ниже показан третий синтез ибупрофена, называемый этиловым синтезом. 1. Уильямсон, Кеннет Л., Макромасштабные и микромасштабные органические эксперименты, 2-е изд. Вернуться к зеленому модулю органической химии Главная Что на самом деле означает слово «органический»? – Безопасная и здоровая пища для вашей семьи Я достаточно взрослый, чтобы слышать определение термина «органический» на уроках химии задолго до того, как этот термин стал широко применяться к пищевым продуктам. «Органический» сегодня может быть одним из самых запутанных слов в языке. Хотя многие люди могут иметь смутное представление о значении этого термина, они могут быть не в состоянии дать точное определение. Частично путаница возникает из-за того, что существует два очень разных определения одного и того же слова: одно из химии и одно из сельского хозяйства. Определение химии, по большей части, однозначное и четкое, поэтому давайте начнем с него. ХИМИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКИХ В химии определение основано исключительно на химической структуре.За очень немногими исключениями химическое вещество классифицируется как органическое, если оно содержит хотя бы один атом углерода, независимо от его источника. Вот почему органическую химию называют «химией углерода». СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКИХ Использование термина «органический» в сельском хозяйстве полностью отличается от использования в химическом производстве и сосредоточено на маркировке продукта .Чтобы пищевой или кормовой продукт получил маркировку «органический», необходимо соблюдать агротехнические и животноводческие правила. По данным Министерства сельского хозяйства США (USDA): « Organic мясо, птица, яйца и молочные продукты получены от животных, которым не давали антибиотики или гормоны роста. Органические продукты питания производятся без использования большинства обычных пестицидов; удобрения, изготовленные из синтетических ингредиентов или осадка сточных вод; биоинженерия; или ионизирующего излучения. |