Издательством “Просвещение” выпущен учебник “Ядерная физика”, среди авторов которого – специалисты резидента ОЭЗ “Дубна” компании “ИнтерГрафика”. Сегодня новый учебник, рассказывающий о том, из чего состоит окружающий мир, уже начали использовать для обучения в российских школах.Специалисты “ИнтерГрафики” совместно с учеными из Объединенного института ядерных исследований и НИЯУ МИФИ стали авторами учебника по ядерной физике для учащихся 10-11-х классов. Этот учебник может стать основой курса по выбору, если ядерную физику захотят изучать, например, ученики физико-математического или инженерного классов. Важной особенностью нового издания является наличие дополнительных компьютерных средств обучения, помогающих расширить изучаемый материал, а значит, способствующих его более глубокому изучению. На страницах учебника есть QR-коды, с помощью которых можно на смартфоне или планшете посмотреть красочные 3D-модели сложных физических устройств или визуализации описываемых физических процессов. Таким образом, особенностью курса является наличие дополнительных материалов для полного погружения – в конце каждой главы есть ссылка на тесты для самопроверки, видеолекции по теме урока и даже виртуальный исследовательский практикум в виде интерактивных лабораторных работ. Учебник призван увлечь юных читателей и стать проводником в мир фундаментальной науки. Тех, кто интересуется ядерной физикой, он погружает в историю возникновения Вселенной, рассказывает об удивительных исторических открытиях в данной области и популярно объясняет, что является для современной науки “кирпичиками” материи, из которой состоим мы сами и окружающий нас мир. Курс ядерной физики может быть полезен и учащимся, которые хотят получить современную инженерную специальность, работать в области ядерной энергетики или нанотехнологий. – Важно, что учебник для старшеклассников рассказывает не только об основных законах ядерной физики и их применении в технике, медицине, геологии, экологии, но и о современных перспективных исследованиях, – комментирует появление нового издания заместитель председателя правительства Московской области
Недавно на базе Учебно-научного центра ОИЯИ с успехом прошла презентация учебника “Ядерная физика”, в которой приняли участие учителя физики из самых разных городов России, Украины и Беларуси. Учебник выпущен издательством “Просвещение” тиражом 2000 экземпляров. Сотрудники резидента ОЭЗ “Дубна” компании “ИнтерГрафика” уже получают письма от преподавателей физики со всех уголков России. Они благодарят за уникальное издание и сообщают о том, что запланировали по нему курсы в своих школах. Таким образом, сегодня мы можем говорить о том, что особая экономическая зона в Дубне – это не только информационные технологии и инновации, но и просветительская деятельность, направленная на формирование научного мировоззрения подрастающего поколения. www. |
Кратко о ядерной физике – Класс!ная физика
Кратко о ядерной физике
- Подробности
- Просмотров: 537
«Физика – 11 класс»
1.
В ядерной физике изучаются структура и превращения ядер.
Для регистрации и изучения столкновений и взаимных превращений атомных ядер и элементарных частиц используют специальные устройства.
К их числу относятся счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера, фотоэмульсии.
2.
В конце XIX в. А. Беккерель открыл явление радиоактивности.
Радиоактивность — явление самопроизвольного превращения одних ядер в другие, сопровождающееся испусканием различных частиц.
Природа этих лучей различна: у-лучи — это электромагнитные волны малой длины волны (10-10—10-13 м), β-лучи — это поток электронов, а α-лучи представляют собой поток ядер атомов гелия.

3.
Э. Резерфорд установил, что радиоактивный распад есть самопроизвольное превращение атомных ядер, сопровождающееся испусканием различных частиц.
Согласно закону радиоактивного распада для каждого радиоактивного вещества существует определенный интервал времени, на протяжении которого его активность убывает в два раза.
В зависимости от вещества период полураспада меняется в широких пределах: от миллиардов лет до долей секунды.
4.
Резерфорд впервые произвел искусственное превращение атомных ядер, бомбардируя их α-частицами, испускаемыми радиоактивными веществами.
Д. Чедвик с помощью подобных опытов открыл новую элементарную частицу — нейтрон.
Заряд нейтрона равен нулю, а масса примерно равна массе протона (лишь незначительно превышая ее).
В. Гейзенберг и Д. Д. Иваненко предложили протонно-нейтронную модель атомного ядра.

Согласно этой модели ядро состоит из протонов и нейтронов.
Массовое число ядра А равно сумме числа протонов Z и числа нейтронов N:
А = Z + N
6.
Ядра с одним и тем же числом протонов Z, но с разным числом нейтронов N называются изотопами.
Их химические свойства тождественны.
7.
Протоны и нейтроны удерживаются внутри ядра мощными короткодействующими силами.
8.
Важнейшим для всей ядерной физики является понятие энергии связи.
Энергия связи Есв равна той энергии, которую необходимо затратить, чтобы расщепить ядро на составляющие его нуклоны.
Энергия связи ядер в миллионы раз превышает энергию ионизации атомов.
9.
Изменения ядер при их взаимодействии друг с другом (или с элементарными частицами) называют ядерными реакциями.
При ядерных реакциях происходит выделение или поглощение энергии.
Большинство ядерных реакций наблюдается при столкновении ядер с заряженными элементарными частицами или легкими ядрами большой энергии.
Такую энергию они приобретают в ускорителях элементарных частиц или ионов.
Нейтроны не отталкиваются ядрами и поэтому могут вызывать ядерные реакции при небольших энергиях.
10.
Ядра урана, тория и других тяжелых элементов способны делиться под влиянием нейтронов.
При этом выделяется энергия порядка 200 МэВ.
При делении ядра испускается два-три нейтрона.
Это позволяет осуществить управляемую цепную реакцию в ядерных реакторах.
Неуправляемая реакция деления ядер используется в атомных бомбах.
11.
При столкновениях легкие ядра могут сливаться с выделением энергии.
Такие ядерные реакции могут проходить только при высоких температурах и поэтому называются термоядерными.
За счет термоядерных реакций Солнце и звезды выделяют энергию на протяжении миллиардов лет.
Осуществить управляемую термоядерную реакцию пока не удается.
12.
В нашей стране была построена первая в мире атомная электростанция.
Развивается строительство мощных атомных электростанций.
13.
Радиоактивные изотопы, получаемые с помощью ядерных реакторов и ускорителей частиц, находят применение в науке, медицине, сельском хозяйстве и промышленности.
14.
Радиоактивные излучения представляют большую опасность для живых организмов.
При работе с ними необходимо прибегать к специальным мерам защиты.
Источник: «Физика – 11 класс», учебник Мякишев, Буховцев, Чаругин
Физика атомного ядра. Физика, учебник для 11 класса – Класс!ная физика
Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц —
Открытие радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучения —
Радиоактивные превращения —
Закон радиоактивного распада. Период полураспада —
Открытие нейтрона —
Строение атомного ядра. Ядерные силы. Изотопы —
Энергия связи атомных ядер —
Ядерные реакции —
Деление ядер урана —
Цепные ядерные реакции —
Ядерный реактор —
Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии —
Получение радиоактивных изотопов и их применение —
Биологическое действие радиоактивных излучений —
Краткие итоги главы —
Три этапа в развитии физики элементарных частиц —
Открытие позитрона. Античастицы
Ядерная физика – ЦОР – школа физики
Ядерная физика для чайников от Бориса Бояршинова
- Подробности
- Обновлено 31.07.2021 17:18
- Просмотров: 1016
“Не так уж твёрд гранит науки” – телекурс для начинающих или наука для “чайников”.
Не обижайтесь на “чайников”!
Здесь все будет на понятном языке, просто, доходчиво и увлекательно!
Годится для старшеклассников, абитуриентов, студентов, преподавателей и всех заинтересованных лиц….
Ведет занятия на первом образовательном канале Борис Сергеевич Бояршинов – доцент, кандидат физико-математических наук.
1. История открытия ядерной энергетики ………………………смотреть
2. Радиоактивность и рентгеновские лучи ………………………смотреть
3. Частицы – носители взаимодействий ………………………смотреть
4. Методы регистрации частиц ………………………смотреть
5. Почему вещества радиоактивны ………………………смотреть
6. Взаимодействие с веществом радиоактивных излучений ………………………смотреть
7. Нейтронная физика ………………………смотреть
8. Космические лучи …………… …………смотреть
9. Нейтрино ………………………смотреть
10. Рентгеновская и гамма-астрономия ………………………смотреть
11. Меченые атомы ………………………смотреть
12. Интроскопия ………………………смотреть
13. Разделение изотопов ………………………смотреть
14. Ядерное топливо ………………………смотреть
15. Ядерные реакторы и Миф о дешевизме ядерной энергии ………………………смотреть
16. Ядерное оружие – величайший блеф в истории человечества ………………………смотреть
17. Термоядерный синтез ………………………смотреть
18. Физика плазмы ………………………смотреть
19. Магнитные ловушки для плазмы ………………………смотреть
20. Неядерные применения плазмы ………………………смотреть
22. Плазменные технологии …………………. …..смотреть
23. Радиоционные технологии ………………………смотреть
24. Эффект Мёссбауэра ………………………смотреть
25. Хронология ………………………смотреть
26. Дозиметрия ………………………смотреть
27. Защита от ионизирующих излучений ………………………смотреть
28. Соматические поражения клеток ………………………смотреть
29. Генетические повреждения ………………………смотреть
30. Существует ли проблема ядерных отходов? ………………………смотреть
31. Миф об опасности ядерной энергии ………………………смотреть
Лекции и демонстрации по квантовой физике — Кафедра общей физики
КУРС ЛЕКЦИЙ
ПО КВАНТОВОЙ ФИЗИКЕ:
Лекция №1 “Квантовая микрофизика”
Содержание лекции: Линейчатые спектры поглощения и испускания, фотоэффект, излучение чёрного тела, теплоемкость и теорема о равнораспределении, закон Рэлея-Джинса, гипотеза Планка, законы теплового излучения.
Лекция №2 “Кванты и волны”
Содержание лекции: длинноволновый предел, уравнение Энштейна и опыты Милликена, фотоэффект, эффект Комптона, волновая оптика, гипотеза де Бройля, дифракция и интерференция, опыты Дэвиссона-Гермера, опыт Томсона, волновая функция, неопределенность Гейзенберга.
Лекция №3 “Формализм квантовой механики”
Содержание лекции: проблемы измерения в квантовой физике, волновая функция, супрепозиция состояний, операторы физических величин, соотношение неопределенности для координаты и импульса, уравнение Шредингера, поток вероятности.
Содержание лекции: туннельный эффект, подбарьерное туннелирование, надбарьерное туннелирование, потенциальные ямы, эффект Рамзауэра, одномерная яма с бесконечными стенками, общие свойства волновой функции в потенциальной яме, уровни симметричной одномерной яма конечной глубины, сферическая прямоугольная потенциальная яма, связанные ямы.
Лекция №5 “Момент импульса в квантовой механике. Движение в центральном поле”
Содержание лекции: момент импульса в квантовой физике, математика в сферических координатах, собственные значения проекции момента, правила квантования момента импульса, движение в центральном поле, вид некоторых волновых функций, трехмерный осциллятор, спектры атомов и молекул, уравнение Шредингера для двух различимых тел, случай кулоновского потенциала, элементарная теория атома водорода, вращательные и колебательные степени свободы молекул.
Лекция №6 “Водородоподобный атом. Спин электрона”
Содержание лекции: «нулевые колебания» в молекуле, опыты Ленгмюра, опыты Резерфорда, квантовая теория атома водорода, уровни энергии, радиальная часть волновой функции, угловая часть волновой функции, спин электрона, гиромагнитное отношение, опыты Эйнштейна-де Гааза, опыт Штерна-Герлаха, классификация состояний электрона в атоме водорода, сложение моментов, полный момент импульса атома, тонкая структура уровней атома водорода, спин ядра и электрон-ядерное взаимодействие.
Лекция №7 “Сложный атом. Обменное взаимодействие”
Содержание лекции: Пространственная чётность состояния квантовой системы. Волновая функция пары частиц. Запрет Паули. Обменное взаимодействие. Гамильтониан Гейзенберга. Сложный атом. Термы. Правила Хунда. Правила Моделунга-Клечковского. Внутренние оболочки сложных атомов. Характеристическое излучение
Лекция №7 “Сложный атом. Обменное взаимодействие”
Содержание лекции: Пространственная чётность состояния квантовой системы. Волновая функция пары частиц. Запрет Паули. Обменное взаимодействие. Гамильтониан Гейзенберга. Сложный атом. Термы. Правила Хунда. Правила Моделунга-Клечковского. Внутренние оболочки сложных атомов. Характеристическое излучение
Лекция №8 “Атом в магнитном поле. Эффект Зеемана”
Содержание лекции: Связь момента импульса частицы и магнитного момента. Тонкая структура атомного уровня. Атомные термы. Атом в магнитном поле. Свободный атом (ион) в магнитном поле. Слабое поле: g-фактор. Эффект Зеемана в слабом и сильном поле. Правила отбора. Излучение и поглощение: Взаимодействие с электромагнитным полем. Чётность и дипольные электрические переходы. Магнитно-дипольные переходы
Лекция №9 “Правила отбора для излучения и поглощения. ЭПР и ЯМР”
Содержание лекции: «Золотое правило Ферми». Излучение и поглощение: Взаимодействие с электромагнитным полем. Чётность и дипольные электрические переходы. Магнитно-дипольные переходы. Переходы высокой мультиплетности. Классификация фотонов по мультплетности. Электронный парамагнитный резонанс. Ядерный магнитный резонанс. Импульсный ЯМР. Сверхтонкое взаимодействие и магнитный резонанс. Electron-Nuclear Dоuble Resonance
Лекция №10 “Строение ядра атома. Возбуждения ядер”
Содержание лекции: Спонтанные и индуцированные переходы. Способы изучения ядер. Опыты Резерфорда (Гейгера-Марсдена). Размеры ядра: эксперименты с мюонными атомами. Дифракция электронов на ядре. Неупругие процессы в ядре. Существование протонов в ядре. Существование нейтронов в ядре. Опыты Ф.Астона (масс-спектроскопия). Гипотеза Астона о строении ядра. Спектры зеркальных ядер. Энергия связи ядра. Удельная энергия связи.- Модель ядерных сил Юкавы. Капельная модель, формула Вайцзекера. “Долина стабильности”. Устойчивость «капли»
Лекция №11 “Оболочечная модель строения ядра. Возбужденные состояния ядер”
Содержание лекции: «Магические» ядра. Оболочечная модель, “магические числа”. Трёхмерный осциллятор в сферических координатах. Одночастичные возбужденные состояния ядра. Коллективные возбужденные состояния. Несферичность некоторых ядер. Гамма-излучение и гамма-изомеры. Полный гамма-спектр. Радиоактивность. Ядерные реакции. Закон радиоактивного распада и период полураспада. Энергетическая выгодность распадов. Альфа-распад. Закон Гейгера-Неттола. Бета-распады. Экзотические распады: протонная и нейтронная эмиссия. Спонтанное деление ядер
Лекция №12 “Применение радиоактивных распадов. Изотопная датировка” (Глазков В.Н.)
Содержание лекции: изотопная датировка; “Аксиоматика” радиоуглеродного метода; дендрохронология; поправки и калибровки
геологическая датировка; рубидий-стронциевый метод; позитронная томография; синтез лёгких ядер; реакции синтеза в звёздах; дальнейший звёздный нуклеосинтез; мюонный катализ; сечение реакции; составное ядро; закон Бете
Содержание лекции: сечение реакции; резонансные реакции; времена жизни частиц; виртуальные частицы; формула Брейта-Вигнера
кварки, внутренняя структура нуклонов; представление о цветовом заряде; глюоны; конфайнмент и асимптотическая свобода; порог реакции; циклотрон; синхротрон; БАК
Лекция №14 “Обзор инструментов физики частиц” (Глазков В.Н.)
Содержание лекции: обнаружение частиц; БАК; счётчик Гейгера; камера Вильсона; пузырьковая камера; искровая камера; современные детекторы; превращения кварков; мюон, таон и «их» нейтрино; наблюдение W и Z бозонов в экспермиенте; адронные струи;
бозон Хиггса; законы сохранения; эксперимент Ву; мюонная спектроскопия; сдвиг Лэмба; эффект Казимира; излучение Хокинга; проблема солнечных нейтрино и осцилляции нейтрино; ускорительные эксперименты по нейтринным осцилляциям; детектор Супер-Камиоканде; результат T2K; период осцилляций
Бета-частицы по сути являются электронами, только они испускаются ядром.Все остальное то же самое. У них заряд -1, и они испускаются ядрами с недостаточным количеством протонов. Подумайте об этом, если вы выбросите заряд -1, вы станете более позитивным, понимаете? Кроме того, это действительно меняет атомный номер, но , а не массовое число, что действительно происходит, так это то, что нейтрон выбрасывает электрон и становится протоном.
Гамма-лучи превратили Брюса Бэннера в Халка. Да, это электромагнитное излучение высокой энергии и короткой длины волны, испускаемое, когда радиоизотоп-продукт находится выше основного состояния ядра.Он не меняет атомный номер или массовое число.
Позитроны — античастицы электронов. Все то же самое, только заряд перевернут, так что +1. Они испускаются ядрами ниже полосы стабильности, так что это увеличивает соотношение нейтронов и протонов и делает его более стабильным (это цель, помните!).
Электронный захват – это когда ядро ”съедает” электрон и превращает протон в нейтрон. Это также увеличивает отношение нейтрон/протон. Нет, это не меняет массовое число, но атомный номер уменьшается на единицу.Это тот же результат, что и испускание позитронов!
Для тех из вас, кто пытается решать задачи: помните, что до и после этих реакций должны сохраняться как массовое число, так и атомный номер!
Иногда у нас будет последовательность радиоактивных распадов, пока мы не достигнем стабильного нуклида.
Измерение радиоактивности
Что случилось со всеми этими разговорами о радиоактивности? Мы измеряем это с помощью счетчиков Гейгера-Мюллера, о которых вы можете прочитать или не прочитать здесь или здесь (более подробное объяснение).Мы также можем использовать сцинтилляционные счетчики для проведения измерений.
Кинетика
Оо, что это за красивое слово? По сути, у нас есть то, что называется законом скорости, уравнением скорости или законом дифференцированной скорости. Как хотите, так и называйте.
Скорость = -dN/dt = кН
На самом деле это говорит о том, что скорость распада пропорциональна количеству нуклидов в образце. k – постоянная затухания, на которую не влияют ни температура, ни давление.
Активность, или А, также может быть задана аналогичным образом:
А = кН
Если мы проинтегрируем закон дифференцированной скорости, мы получим то же уравнение, записанное в другой форме.(-kt)
Активность также пропорциональна количеству ядер (N), поэтому
ln A = -kt + ln A0
Графически мы можем увидеть эти отношения, когда построим зависимость ln A от времени. Наклон является отрицательным значением постоянной затухания.
Теперь поговорим о периоде полураспада . Это время, за которое количество нуклидов уменьшается до половины своего первоначального значения.
…и так мы связываем период полураспада с константой распада.*
Чем больше константа распада, тем короче период полураспада, и наоборот.
*Математически количество нуклидов во время одного периода полураспада равно N = N0 / 2. Мы подставляем эти значения в интегральный закон скорости, чтобы получить это уравнение.
Энергия связи на нуклон
Помните, мы говорили об энергии связи ядра? Оказывается, когда мы смотрим на энергию связи на нуклон (делим энергию связи на количество нуклонов), это на самом деле довольно интересная закономерность.
Если вы посмотрите на этот график, вы заметите, что железо (Fe) имеет самую высокую энергию связи на нуклон, что означает, что оно является самым стабильным из всех ядер. Все ядра хотят быть похожими на Железо!
Ранее мы обсуждали один из четырех типов ядерных реакций – ядерный распад. Остальные три:
- Ядерная трансформация бомбардировкой
- Ядерное деление
- Ядерный синтез и нуклеосинтез
Это последний отрезок нашего урока, поэтому, пожалуйста, оставайтесь со мной!!
При бомбардировке ядра ускоренными альфа-частицами, нейтронами или другими ядрами оно может превратиться в другой элемент! Это также можно назвать ядерной трансмутацией.
Деление ядра — это расщепление ядра на две примерно равные части. При этом число нейтронов может расти экспоненциально, когда нейтроны, высвобождаемые после каждого деления, в свою очередь вызывают другое деление, и эта цепная реакция была использована в первой атомной бомбе. Теперь мы используем замедлители, чтобы уменьшить скорость нейтронов и контролировать эти реакции.
Возможные методы захоронения ядерных отходов: захоронение в глубоких шахтах (т. е. остеклование) или в море, переработка или трансмутация отработавшего ядерного топлива или запуск в космическое пространство.
Ядерный синтез представляет собой комбинацию двух легких нуклидов, которые образуют более тяжелый нуклид с выделением энергии. Отсюда произошли все существующие в природе элементы, кроме H. Этот процесс происходит в звездах (т.е. нуклеосинтез), и еще более тяжелые ядра образуются при взрывах сверхновых.
Наша цель – сделать это, чтобы иметь доступ к неограниченному количеству энергии, но условия требуют очень высокой температуры, чтобы состояние материи было плазменным! Это граничит с научной фантастикой, но однажды это может стать реальностью.
И это конец этого блока! Я опубликую больше в ближайшие недели. Если вам понравился мой экспресс-курс, подпишитесь на мой блог. Если есть какие-то вопросы, на которые я не ответил, пишите в комментариях, я обязательно на них отвечу.
Спасибо за прочтение! Не забывайте, что учиться — это радость.
Наследие Резерфорда – рождение ядерной физики в Манчестере
Манчестер — родина ядерной физики, и в этом году исполняется 100 лет с тех пор, как Эрнест Резерфорд «расщепил атом» в Манчестерском университете… или нет?
В 1917 году лауреат Нобелевской премии фактически стал первым человеком, создавшим искусственную ядерную реакцию в лабораториях Университета.Открытие Резерфорда теперь часто описывается в популярных отчетах как «расщепление атома», но его не следует путать с процессом ядерного деления, обнаруженным позже в 1930-х годах.
Между 1914 и 1919 годами Резерфорд провел множество экспериментов в университете, бомбардируя газообразный азот альфа-частицами. Эти эксперименты показали, что испускается проникающее излучение, которое, по предположению Резерфорда, могло быть ядром атома водорода.
Последующие кропотливые исследования, проведенные Патриком Блэкеттом по предложению Резерфорда в Кембридже в 1920-х годах, позволили получить редкие изображения из камеры Вильсона, раскрывающие все детали происходящего.