Доклад на конференцию – Как написать тезисы выступления на конференции 🚩 Тезисы докладов итоговой научно 🚩 Работа и карьера 🚩 Другое

Содержание

Как студенту сделать хороший доклад на конференции — Молодой ученый


Привет, студент! В этой статье мы расскажем тебе о том, как правильно выступить на научной конференции. И о том, зачем тебе это нужно.


Ответим на три ключевых вопроса:

  1. Зачем выступать?
  2. Где выступать?
  3. Что говорить?


Вопрос первый: «Зачем выступать?»


Есть такое сложное слово:
апробация. Вот, собственно, это и есть главная цель выступлений на конференциях. Ученый придумал что-то интересное. Ну, ему кажется, что интересное — а как оно на самом деле, непонятно. Нужны другие мнения. Для этого ученый делает доклад на научной конференции — и видит обратную связь.


Так же и для тебя, студент. Если ты что-то интересное разработал, придумал, изучил, описал — расскажи об этом остальным на конференции. Ты получишь от слушателей самое ценное — вопросы, о которых раньше, возможно, и не думал. Может, выяснится, что какую-то важную деталь ты не предусмотрел. Или тебе подскажут какую-нибудь классную идею о том, в какую сторону двигаться дальше.


Второй плюс конференций — опыт публичных выступлений. Это такой навык, который никогда в жизни не помешает, точно. Научная конференция — отличный способ тренировки. Непростая тема, ограниченное время, обязательные вопросы. Такой опыт обязательно пригодится и для защиты диплома, и для будущей карьеры.


Ну и не забываем о том, что доклад на конференции (и, соответственно, публикация в сборнике) можно вписать в разные отчеты и портфолио. Любимая кафедра будет рада, а декан просто счастлив.


Вопрос второй: «Где выступать?»


Варианты есть.


Самый теплый и камерный вариант — это
кафедральный семинар. В этом случае слушать твой доклад будут только хорошо знакомые люди — преподаватели любимой кафедры и другие докладчики. Может быть, еще аспирантов позовут для общего развития. И докладчиков, и слушателей, скорее всего, будет немного. Это и минус, и плюс — ведь каждому можно задавать много вопросов!


Более широкий состав соберет
внутривузовская или внутрифакультетская конференция. Такие мероприятия проходят практически в каждом вузе или колледже. В небольшом институте чаще собирают сразу все доклады на единое мероприятие. В больших университетах проводят отдельные конференции по факультетам. В любом случае, такое мероприятие — это уже совсем другой опыт. Ты должен будешь заранее подать заявку. Конференция будет разделена на разные секции, в каждой будут руководители (модераторы). Скорее всего, будут выбирать лучшие доклады (может, даже с призами!) и издавать сборник докладов. В общем — это уже настоящий опыт большой конференции. При этом попасть на нее обычно легко — кафедра подскажет, как.


Следующий уровень — это
городская или региональная конференция. На такие мероприятия собираются студенты из всех вузов города, области или края. Если хорошо выступить на внутривузовской конференции — тебя отправят на этот уровень. Хотя часто можно и напрямую попасть — просто следи за новостями вузов своего города.


Еще круче —
всероссийские и международные конференции. Они тоже могут проводиться в твоем городе. Просто такой статус означает, что на конференции будут участники из других городов. Или даже иностранцы (в международных конференциях). К сожалению, те самые иностранцы часто сами не приезжают, а просто отправляют свои доклады для сборника. И международной такая конференция будет лишь формально. Так что больших отличий от обычной региональной конференции не жди. При этом формальный статус, конечно, выше — если для тебя это важно.


Если в душе ты путешественник — подумай о том, чтобы съездить на конференцию
в другой город. Здесь сплошные плюсы. Первое — посмотришь достопримечательности и увидишь, что происходит в другом университете. Второе — получишь бесценный опыт выступления на чужой территории. И вообще — расширишь свои горизонты. Если есть возможность — попробуй обязательно. Если ты отличник и умница, то университет может помочь с финансами. Иногда предложить помощь могут организаторы конференции — например, разрешат бесплатно пожить в своей общаге.


Если же поучаствовать в какой-то конференции очень хочется, но доехать не получается, — есть вариант
заочного участия. Это означает, что выступать ты не будешь, но твой доклад опубликуют в сборнике. И те, кому интересно, с ним смогут ознакомиться. Многие конференции всероссийского и международного уровня принимают заочных участников. Есть и совсем заочные конференции. В этом случае от участников собираются доклады — и издается сборник. Это неплохой вариант, если нужно обязательно принять участие в конференции, а ехать куда-то нет никакой возможности. Посмотрите, например, на международные научные конференции издательства «Молодой ученый».


Мы не будем рассказывать, как написать доклад и тезисы. Почитай наши тексты о научных статьях — для тезисов все примерно так же.


Как студенту написать первую научную статью. Инструкция


Как написать научную статью


Как придумать хорошее название для научной статьи


Стиль научной статьи


Как оформить список литературы


Вопрос третий: «Что говорить?»


Обязательно уточни заранее, сколько времени дают на каждый доклад. Часто действует правило «10+5»: десять минут на доклад, пять минут на вопросы и ответы. Может быть чуть больше или чуть меньше.


Воспринимай эти 10 минут как жесткое ограничение. Лучше меньше, да лучше. Цени время и внимание слушателей. Никто не любит нудных докладчиков, которые бесконечно говорят об одном и том же. Это для тебя твоя тема — самая лучшая и самая интересная. Для других это — один из множества докладов. Например, в твоей секции выступает 12 человек. Если каждый затянет выступление всего лишь на 5 минут — это уже целый час! Сравни
TED и Госдуму. На кого ты хочешь быть похож?


Никогда, никогда, никогда не начинай говорить без четкого плана! «А, выйду и что-нибудь расскажу» — это большая ошибка. Даже если ты экстраверт и не стесняешься аудитории — все равно. Увлечешься какой-то несущественной деталью — и не успеешь рассказать главное. А уж если ты интроверт, то тем более. План — твоя ниточка, которая проведет тебя от начала и до конца выступления.


План — это не текст доклада, который ты будешь скучным голосом читать с бумажки. План — это основные «засечки», точки, которые помогут тебе не сбиться и сказать все, что нужно. Возьми маленький листок бумаги и набросай основное. В этот листок ты будешь подглядывать — и вспоминать, что и в каком порядке говорить.


Начни с
приветствия. Поздоровайся со слушателями. Представься сам, назови своего научного руководителя (это хороший тон, и ему будет приятно). Озвучь тему доклада. Если она не слишком длинная (не более десяти слов) — можно зачитать ее целиком. Если же тема слишком длинная и заковыристая — то назови ее как-то короче и понятнее. Твоя задача — не показать, какой ты умный и какая у тебя сложная тема. Наоборот — нужно сделать так, чтобы все всё поняли. И, на будущее, перечитай нашу статью о том, как придумывать хорошие названия научных текстов. На приветствие отведи в плане не более 30 секунд.


Затем идет
введение. Здесь расскажи о том, в чем актуальность твоей работы. Скажи, почему ты взялся за эту тему. Чем она интересна? А чем полезна? И вообще — зачем нужно слушать твой доклад? Заинтересуй слушателей, покажи им, к чему это все.


Здесь же можно упомянуть тех, кто занимался этой проблемой раньше. Назови фамилии нескольких крупных ученых. Дай краткий (очень, очень краткий!) экскурс в историю — когда эту тему стали исследовать, как это происходило. Может, найдется какой-то занимательный факт. На введение можно потратить
около двух минут.


Затем переходи к
теоретической части. Конечно, мы понимаем, тебе не терпится рассказать о результатах — но это наука, поэтому сначала теория. Напомни основные определения (кратко). Перечисли важные понятия, которые используешь в докладе. Если ты занимаешься техническими науками — дай несколько важных формул и выкладок. Если ты гуманитарий — приведи классификацию, раскрой термины. Дай понять слушателям, что владеешь теорией — тебя будут слушать с бо́льшим уважением. Только не увлекайся, иначе всех утомишь. Теоретическая часть — не более полутора минут.


Наконец, самая важная (по крайней мере, самая интересная) часть доклада —
практическая часть. Или описание результатов. Четко и ясно расскажи, чего тебе удалось добиться. Лучше всего это сделать по пунктам: первое, второе, третье. Если кажется, что результат всего один — подумай. Скорее всего, его можно разделить на несколько «вложенных» результатов — так будет лучше и нагляднее. Каким достижением в работе ты гордишься больше всего? Остановись на нем чуть подробнее.


Расскажи, как были получены результаты. Что для этого сделано? Какие инструменты, программы использованы? Какие методы применялись? Если ты проводил эксперименты, считал какие-то показатели — расскажи, какие методы статистики применял, какие виды графиков и диаграмм строил, какие показатели анализировал. Если проводил опрос — обязательно скажи, сколько человек опрошено, кто они, как ты составлял вопросы и обрабатывал результаты.


Покажи результаты максимально наглядно. Используй на полную возможности Power Point (мы скоро расскажем об этом подробнее). Показать всегда лучше, чем сказать. А показать на экране и объяснить словами — лучше всего.


Это твоя работа, твои результаты — представь их так, чтобы всем стало понятно, что же именно ты сделал! Ты должен уложиться в
пять минут.


Закончи доклад обсуждением
выводов и перспектив. Скажи волшебное слово «Итак…» — и очень кратко, парой предложений сформулируй итоги работы. Скажи, удалось ли сделать все, что планировал. Может, ты ожидал одного результата, а получил другой. Закончена твоя работа или нет? Есть ли планы продолжать исследования? В каком направлении? Какие перспективы у тебя есть? Тебе должно хватить одной минуты.


Не забудь
поблагодарить слушателей за внимание. Если доклад был интересный, то жди вопросов!


moluch.ru

Как написать доклад на конференцию

Как написать доклад на конференцию

Прежде чем начать писать доклад на конференцию, необходимо определиться с темой.


Лучше всего выбирать такую тему, которую не рассматривали различные научные деятели, потому как вряд ли удастся привнести что-то новое. Кроме того, тема должна быть узконаправленной, так как вряд ли получиться за пятнадцать минут донести всю информацию до аудитории. Чаще всего наблюдается тенденция, когда докладчик пытается привести конкретные примеры, показать выводы и в результате получается сумбурная невнятная речь. Чтобы этого не произошло, при написании доклада следует иметь в виду, что выводы делаются по результатам анализа. Простое изложение идей без проведения анализа будет выглядеть выдумано.

Далее, следует обратить внимание на название своей работы. Ошибочное предположение, что в название надо переписать весь первый абзац работы. Заголовок должен быть кратким и лаконичным, по возможности, отражать суть работы. Хорошее название сразу настроит аудиторию на нужное настроение и будет понятно, о чем пойдет речь в докладе. Самый простой вариант – придумать название уже после того, как доклад написан.

Далее самый сложный этап – формирование структуры будущего доклада.

Первый шаг – написать введение. Всегда трудно что-то начинать, в том числе и составить первое предложение. Следует держать в голове актуальность и важность темы, это поможет грамотно составить начало работы. Указать, чем интересна тема, какой метод исследования применялся, научная новизна работы. Если тема связана с малоизвестными событиями, то следует кратко описать их теоретические аспекты. В общем-то, введение должно содержать информацию о том, какие исследования будут проводиться в работе, а не пересказ всей работы.

Далее, следует переходить к основной части, где текст должен быть четким, грамотно составленным с примерами и анализом. Нужно постараться, чтобы изложение материала было логичным и последовательным и выдержано в одном времени. Очень часто в работах встречается введение в будущем времени, а сама работа в прошлом. В докладе не нужно указывать «введение» или «заключение», текст должен быть однородным, но план написания необходимо держать в голове.

Следующий этап – оформление работы. Если в рамках учебного процесса этот пункт можно обойти стороной, то на конференцию требуется выполнение работы с учетом требований. Лучше заранее выяснить, какие требования предъявляет к работам оргкомитет, и оформить доклад. В противном случае, может быть отказано в участии. Чаще всего, запрещается писать название большими буквами, выделять текст. Нужно быть аккуратным с таблицами и картинками, использованием разного вида шрифтов. Каждая цитата должна иметь источник с указанием названия и номера страницы книги, откуда взята информация.

Если работа готова, следует еще раз ее прочитать, предусмотреть, какие вопросы могут заинтересовать участников конференции. Если на конференцию тезисы принимаются в автоматическом режиме, то не стоит все откладывать на последний день, так как возможны форс-мажорные обстоятельства: отключение света, неоплаченный счет за интернет и тому подобное. Тогда столько усилий может пропасть зря.

uznaikak.su

Как сделать доклад на конференции, если вы этого никогда не делали / Хабрахабр

Для консультантов выступление на профильных конференциях — это часть работы, но вот я перестал быть консультантом, и оказалось, что для моих новых коллег выступление — это вызов. Это статья не про то, как «отгандапасить» аудиторию по всем правилам, цель — описать простой алгоритм подготовки выступления на конференции. Подготовить отличный доклад очень нетривиально, но сделать хороший доклад совсем не сложно.

Типичная схема организации выступления

Типичная схема выступления на конференции подразумевает следующие шаги:

  • Принятие решения о выступлении на конференции — примерно за 3 месяца до конференции.
  • Подача темы выступления и краткой аннотации (включая формат и длительность), а также резюме — примерно за 2 месяца до мероприятия.
  • Предоставление готовой презентации, расширенной аннотации, резюме и фотографии — за месяц и ближе к мероприятию.
  • Публикация точной программы — хорошо, если за неделю до мероприятия.
  • Собственно выступление.
  • Кулуарное общение и организация контактов на мероприятии.
  • Фиксация результатов выступления — в течение 3-х дней после мероприятия.

По желанию выступающего или по специфике мероприятия сроки могут пропорционально сокращаться.

Алгоритм подготовки и выступления

Каждый из приведенных шагов требует определенной подготовки:

  • Не важно, есть ли у вас мега-идея или материал для выступления, для принятия решения о выступлении они не требуются.
  • Потребность в выступлении может быть внешней (реклама компании, PR и т.п.) или внутренней (потребность поделиться опытом, самопиар в профессиональном сообществе и т.п.). Для принятия решения важно наличие любой потребности.
  • После принятия решения об участии найдите себе слушателя («выпускающего»), желательно с опытом публичных выступлений, и договоритесь о том, когда и насколько вы будете его привлекать (помощь в выборе темы и названии, вычитка презентации и аннотации, 2-3 длинные встречи для «прогона» выступления ближе к дате конференции).
  • Формулируем одним-двумя предложениями ключевую идею доклада в формате юзер-стори (не название, а идею). Выберите себе 2 получасовых «окна» в один день, на первом «накидайте» идеи, на втором уточните формулировку. Пример «Я как человек, который много готовил выступления, хочу рассказать о неочевидных шагах в подготовке доклада для того, чтобы больше людей не боялись выступать».
  • После того как ключевая идея сформулирована, начинаем думать над названием и аннотацией. Для этого прочитываем программу мероприятия (прошлых лет/схожих мероприятий) и аннотации к понравившемся докладам. Это нужно, чтобы ваше название не выбивалось из общей тематики. Выпишите 3-4 понравившихся или близких к вашей теме названия на лист. В колонку рядом «нагенерируйте» собственных вариантов названий, на основании первой части ключевой идеи («хочу рассказать…»). Постарайтесь избегать точных названий, оставляйте себе пространство для маневра. Например, название «Хороший доклад по инструкции» лучше чем «7 шагов к докладу для новичков».
  • Аналогично поступаем с аннотацией. Только берем вторую половину ключевой идеи («для того, чтобы…»). Аннотация должна содержать описание проблем, которые решает доклад, а не то, о чем вы будете говорить. Пример «Многие из нас боятся выступать, причем зачастую неуверенность эта связана не столько с боязнью публики, сколько с непониманием, чего ожидать от выступления, как готовиться. Все ли я делаю правильно? В этом докладе я расскажу, как получить уверенность в подготовке. Уверенный и подготовленный человек всегда нравится слушателям».
  • Готовя свое резюме, укажите текущее место работы и 2-3 предложения о соответствии вашего опыта текущей теме доклада. Можно писать не должность, а обязанности. «Василий Хайет, специалист по бизнес-процессам, ранее руководитель консалтингового отдела ITSM в системном интеграторе». Можно подменить свой опыт компанейским: «Валя Увалова, tutu.ru — крупнейший Российский туристический портал, с 2000 мохнатого года».
  • Если вы получили подтверждение включения вас в список выступающих, поздравляю! Теперь можно отдохнуть и понемногу начинать морально готовиться и готовить материал для выступления.
  • Подготовка делится на подготовку материалов — презентация (включая заметки докладчика), картинки, схемы, данные, и подготовку выступления — расширение заметок докладчика, прогоны, подготовка к «панической атаке», внешний вид и «самоуспокоение».
  • Поскольку подготовка презентации сильно зависит от тематики выступления, аудитории и т.п, стоит почитать различные материалы из интернета по теме, выбирая те, которые понравятся. Отмечу только несколько моментов:
    • Не переоценивайте важность презентации. Если перед вами выбор: посвятить время плану выступления или оформлению слайда — выберите план.
    • Нумеруйте слайды — номер должен быть виден на проекторе.
    • Пишите «заметки докладчика» — план рассказа по каждому слайду, ключевые предложения целиком, шутки, которые хотели включить, и тему следующего слайда. Заметки нужно распечатать и взять с собой на выступление (ну или куда-нибудь закачать). Не дублируйте в заметках текст со слайда. Все это нужно на случай неожиданной паники или пассивной аудитории, в крайнем случае зачитаете свои заметки.
    • Время презентации примерно можно оценить из расчета 1-1,5 минуты на слайд.

  • После того, как презентация готова, но не позднее, чем за пару дней до срока отправки — организуйте встречу с «выпускающим» на 3-4 времени планируемой длительности выступления:
    • Расскажите презентацию «выпускающему» — если вы сбились или заговорились, отметьте в листе слайд и кратко ошибку. Не прерывайте рассказ надолго, не пропускайте слайды в стиле «ну это я знаю, чего мне здесь говорить, это долго».
    • Выпускающий не разговаривает, пока вы не закончите.
    • После того, как вы закончите, обсудите общее впечатление и моменты для корректировки.
    • Внесите исправления в презентацию, если потребуется.
    • Повторите прогон в таком же формате.
  • После публикации программы выпишите себе время выступления и внимательно изучите темы параллельных докладов и докладов до и после вас. Это нужно, чтобы примерно представлять себе аудиторию.
  • Определитесь заранее, в какой одежде и обуви вы будете выступать, придумайте запасной вариант.
  • Подготовьте визитки и/или QR код со своей почтой на смартфоне.
  • В перерыве перед предшествующим докладом постойте на месте выступающего, посмотрите на аудиторию, выберите место, где стоять удобнее (не светят прожекторы, не мешают провода).
  • Запаситесь водой, не пейте кофе непосредственно перед докладом.
  • Послушайте доклад перед вашим.
  • Сразу после его окончания идите к техникам, чтобы они проверили работу презентации и рассказали, куда говорить.
  • Озвучьте аудитории удобные для вас правила ответов на вопросы (во время доклада или после). Соблюдайте их.
  • Успеха!

  • Собственно, выступление.
  • Поздравляю — вы сделали это!
  • Теперь ответы на вопросы и мировая слава.
  • Напишите для себя и «выпускающего» краткий отчет о выступлении, что получилось, что можно улучшить, почему вы молодец, например в социальных сетях.

habr.com

как подготовить доклад, на что обратить внимание

За последние пару месяцев посетил довольно много различных мероприятий: конференций,  семинаров, круглых столов, мастер-класов. И всегда было что-то, что запоминается, а что-то не очень. А бывает так, что вроде и тема интересная, и компания солидная, а доклад – ну совсем никакой…

Поэтому я решил на собственно опыте написать основные моменты, которые следует учитывать при подготовке доклада. Уверен, что эти небольшие тезисы помогут вам подготовить хороший доклад.

Соответствие темы содержанию

Как не странно это звучит, но зачастую тема никоим образом не соответствует тому, о чем именно рассказывает докладчик. Причин тому много. Во-первых, многие ездят с одним и тем же докладом, только меняя название, чтоб звучало по-разному. Во-вторых, некоторые специально придумывают красивые «цепляющие» названия. В-третьих, часто начинают доклад писать об одном, но в ходе написания акценты смещаются, и доклад сильно отличается от первоначальной задумки, а тема так и остается.

Поэтому, после того, как вы подготовили доклад, еще раз сравните содержание и название. Это важно, потому что слушатели могут почувствовать себя обманутым, придя на одно, а услышав совсем иное.

Соответствие доклада конференции.

Другая проблема может заключаться в том, что сам доклад не соответствует теме конференции. Я не говорю о совершенно разных сферах. Но ведь вы знаете, что в каждой тематике есть еще множество направлений. Посмотрите секции, другие доклады. Вписываетесь ли вы в данную среду. В рамках этого замечания, можно выделить соответствие вашего доклада уровню подготовки аудитории. Хотя бы условно определите, на кого рассчитан ваш доклад: профессионалов в вашей сфере, новичков или средний уровень, и сравните с потенциальной аудиторией. Часто бывает так, что сидишь и чувствуешь себя идиотом, потому что докладчик говорит вообще на непонятном терминологическом языке. С другой стороны, бывает и так, что говорят очевидные и банальные вещи, и ты просто жалеешь о потраченном времени (и деньгах).

Готовьте презентацию к докладу.

Презентация – очень важная часть важная доклада, которую часто недооценивают. Следует понимать, что подавляющее число людей- визуалы. Да и те, кто привык воспринимать много информации на слух, намного лучшее ее поймут и запомнят, если она будет подтверждена визуальными образами. О том, как подготовить презентацию можно написать отдельную статью, но если кратко – она должна быть не большая но и не маленькая 15-25 слайдов в среднем, информация там должна быть изложена тезисно, подтверждающая ваши слова.

Люди не будут вчитываться в большое количество информации на слайде, учтите это. Главный принцип – презентация должна согласовываться с докладом и иллюстрировать то, что вы говорите. Если это исследования – то должны быть таблицы и графики, если это рассказ, то тексты и тезисы. Картинки можно использовать, для разрядки, чтоб не было слишком скучно, но они должны хоть как-то быть связаны с самим слайдом.

Ваш голос.

Вынужден признать, что далеко не все могут делать доклады. У некоторых людей изначально неправильно поставленный голос, например, дефекты дикции. Конечно, это все исправляется тренировками. Но, часто бывает так, что и доклад интересный, и презентация неплохая, но уже через 10 минут все спят. Тихий, убаюкивающий голос докладчика – самое страшное. Следует понимать всю обстановку на конференции – это как правило 2-3 дня, когда люди с утра и до вечера слушают других людей, периодически выпивая. Неудивительно, что под усыпляющий голос, сидя в уютном кресле многие засыпают.  Поэтому, сразу объективно оценивайте свои шансы сделать хороший доклад. Или пошлите другого специалиста.

Репетируйте свой доклад.

В детстве, я часто учил стихи и сам себе их рассказывал, чтоб лучше запомнить. Эта привычка сохранилась и до сих пор. Доклады я часто читаю вслух сам себе, и рассказываю, засекая время. Вы себе даже не можете представить, насколько это важно – готовиться заранее. Я встречал такое, что докладчик впервые видит презентацию прямо во время доклада, долго смотрит на экран и потом бурчит про себя – что же они этим хотели сказать. Это немного поднимает настроение аудитории, бесспорно, но мнение о докладчике и о компании в целом, как вы сами понимаете, складывается не лучшее.

Проблема в том, что люди, особенно специалисты, считают ниже своего достоинства готовиться заранее. Мол, я такой гений, итак все классно расскажу. Такие люди встречаются, но редко… Каким бы талантливым вы не были, все же я настоятельно рекомендую готовиться к докладу заранее. И в плане знакомства материала, и в плане времени (крайне редко кто реально укладывается в регламент).

Знание темы доклада.

Еще один момент – докладчик должен не просто знать свой доклад, он должен хорошо разбираться в самой теме. Во-первых, в презентации может быть какая-то ошибка. Или же, во время доклада вы случайно переставите слова местами и может получится полный бред… Ну и главное, после доклада обязательно будут вопросы, на которые нужно ответить правильно. Кроме того, и пожалуй это важнее всего, знающий человек намного интересней расскажет доклад, сможет привести примеры, сделать отклонения… Поверьте, это всегда чувствуется, «в теме» ли человек, или нет…

Так же сюда можно включить интерес к теме. Как аудитории, так и самого докладчика. Например, я знаю тему микро и макроэкономики. Но она мне не очень интересна. Поэтому, я могу сделать доклад по ней, но рассказывать буду скучно, т.к. самому не очень. Так что  имейте в виду, докладчик должен не только знать тему, она ему еще должна быть интересна…

Новизна информации.

Это довольно банальная заметка но все же – любой доклад (статья, труд), должна иметь элементы новизны, т.е. что-то, о чем раньше не говорили. Или же, иной взгляд на уже известный всем предмет. Конечно, повторение – мать ученья. Однако. Конференция все-таки для других целей – именно для обмена новыми знаниями, а не повторениями того, что уже все знают.

В докладе используйте только проверенные, достоверные данные.

Еще одна ошибка многих докладчиков – ссылаться на непроверенные данные или собственные умозаключения. Это понятно, ведь фундаментальные, серьезные исследования проводятся редко, а коммерческие данные достать вообще проблемно. Вот многие и используют данные, взятые «с потолка» и прикинув «на глаз». Увы, ценность таких данных и докладов нулевая, если не отрицательная… Если нет данных, то и не ссылайтесь на них… Ведь в дальнейшем, кто-то будет точно так же ссылаться на вас, на непроверенные или заведомо неверные данные…

Не используйте саморекламу.

И последнее на чем хотелось бы остановиться – не стоит использовать саморекламу в докладе. Все-таки люди приходят туда не за этим. И чрезмерное использование в докладе слов, типа «мы –лидеры», или «информация от компании номер один» и т.п. выражения. Все равно люди не придадут этому значение (бумага стерпит все). Лучше, пусть они запомнят вас качеством доклада. А самохвальство – может сложить только негативное впечатление.

Ну вот, вкратце, и все, что я хотел сказать. Готовьте хорошие доклады, господа

Loading…

marketnotes.ru

Как начать доклад на конференции

Подпишитесь на нас в ВК.
Каждый день публикуем полезные лайфхаки для учебы

Конференция дает отличный шанс заявить о себе научному миру или сделать так, чтобы этот самый мир надолго потерял к вам интерес. Если вы не удержите внимание аудитории в первую же минуту выступления, а ваша речь не вызовет никакой дискуссии, можете смело назвать его провальным.

Приемы успешного вступления

Смысл любого приема заключается в том, чтобы вызвать интерес публики, заинтриговать ее каким-то неожиданным началом.

Шокирующие данные. Так как в начале доклада обычно озвучивают актуальность темы и излагают проблему, начать можно с представления неожиданной статистики. Представьте детальные сведения о загрязнении той или иной среды, покажите, какой ценой обходятся врачебные ошибки, сколько людей умирает от голода и т.д. Сведения могут быть и позитивными, но они должны вызывать у слушателей яркие эмоции. Например, когда вы демонстрируете потенциал человека, природных богатств или чего-либо еще. Важно, чтобы эти данные действительно впечатляли, так как проблема загрязнения природы сама по себе не является для человека новой.

Эффектное изображение. Показ впечатляющей картинки может заменить множество слов, так как яркий образ вызывает у человека определенные ассоциации. Человека могут не впечатлить слова «Голод в Африке», в то время как картинка голодных и умирающих людей надолго врежется в память.

Короткий ролик. Вы можете долго говорить о том, как научить двухлетнего ребенка читать, и приводить результаты эксперимента, однако заснятое на видео чтение книги малышом впечатлит публику куда больше. Такой видеосюжет способен разом отмести сомнения и скептические замечания. Однако не забудьте, что видео должно быть коротким, ведь оно является только преамбулой вашего доклада.

Конкретное действие. Если вы делаете доклад по физике, химии или сходным наукам, то можете начать выступление с эффектного опыта. Однако следите за тем, чтобы он был безопасным и новым для публики, иначе получите негативные отклики. Действие может быть любым от демонстрации какого-то реквизита до брошенного на пол небьющегося стакана с целью создания какой-то метафоры. Например, меткое попадание в цель может символизировать целеустремленность. Естественно, не нужно превращать такой показ в шоу. После действия нужно немедленно переходить к изложению самого доклада.

Удачное высказывание. Меткая цитата или риторический вопрос являются нейтральными элементами, которые вполне подойдут даже для самого строгого научного сообщества. Если предыдущие приемы нужно применять очень аккуратно, то мудрые слова известного человека являются достаточно привычной вещью для работ такого рода. Правда, подобрать действительно подходящую для доклада цитату не так-то просто, но игра стоит свеч.

Стоит ли взять какой-то из вышеперечисленных приемов, решать вам. Многие докладчики в той или иной степени испытывают волнение перед выступлением. Если вы возьмете любой из этих приемов или придумаете свой собственный, то тем самым автоматически переключите внимание с себя на то, что демонстрируете. Это избавит вас от проблемы неловкости начать общение с аудиторией.

Традиционное начало доклада

С чего бы вы ни начали свой доклад, во вступительной части необходимо обосновать актуальность рассматриваемой проблемы. Кратко изложите причины, по которым вашу тему можно считать ценной для общества. При необходимости опишите степень изученности вопроса и сформулируйте саму проблему.

После описания актуальности очень важно сформулировать цель работы и задачи, которые помогут к этой цели прийти. Остальные элементы, характерные для любой научно-исследовательской работы, приводятся по мере необходимости. Это могут быть предмет и объект исследования, гипотеза, методы исследования и другие элементы.

Важность подготовки к выступлению

Некоторые докладчики испытывают такое сильное волнение и неуверенность в себе, что тратят драгоценные минуты на многочисленные оправдания, технические моменты, пустые для аудитории детали. Наиболее терпеливые слушатели простят эти заминки в надежде услышать дальше что-то интересное, но отметят про себя несобранность автора.

Поэтому львиная доля времени должна уйти на подготовку к выступлению, иначе даже самое эффектное начало не позволит успешно выступить.

По словам самого известного в России специалиста по лидерству Радислава Гандапаса, лишь половина времени должна уходить на подготовку доклада, в то время как другая половина должна быть отведена репетициям. Для докладчика важно все: отличное владение представляемым материалом, умение грамотно излагать мысли, четко и лаконично отвечать на поставленные вопросы и простая доброжелательность. Чем лучше вы подготовитесь к выступлению, тем сильнее вырастут ваши шансы заявить научному обществу о своей персоне.

help.akademikz.ru

Научные конференции для чайников – Сайт Екатерины Кисловой

Материал основан на многолетних наблюдениях над работами, участвующими в конференции «Ломоносов», а также в других молодежных конференциях. В первую очередь рекомендации предназначены для филологов, но в целом могут быть полезны и юным ученым других специальностей – с поправкой на специфику специальности, разумеется.

Рекомендации предназначены для тех, кто впервые собирается выступать на научной конференции, и могут быть полезны тем, кто не очень хорошо понимает, что это такое и как с этим всем быть. Короче, тем, кому научник сказал «Надо», а как надо – вдаваться в подробности не стал.
Перед прочтением необходимо включить чувство юмора. Все совпадения случайны, а ситуации вымышлены. Всё, теперь можно читать )

Предуведомление: тезисы на конференциях – это не план курсовой работы и не список основных положений. Тезисы – это маленькая, но гордая и самодостаточная статья!

1. Тема
2. Название
3. Структура работы
4. Оформление работы
5. Библиография
6. Соотношение доклада и тезисов.
7. Вопросы и обсуждение
8. О научной этике
9. Выводы

1. Тема

Никто не обнимет необъятного. Козьма Прутков

С чего начинается работа над тезисами и докладом? С выбора темы, разумеется. Во-первых, тема тезисов должна соответствовать тематике конференции и содержать что-то новое. Лучше не брать тему, на которую существует сотня исследований. Плохая тема для научной работы, например, «Тема свободы в лирике Пушкина». Вряд ли вам удастся сказать здесь что-то свое, важное, новое, и в результате у работы не будет научной актуальности.

Во-вторых, она должна быть в меру узкой: вам предстоит делать доклад на 10-15 минут, и впихнуть в это время всю курсовую или диссертацию вряд ли получится. Докладчик обычно разрывается между стремлением изложить глобальные выводы и необходимостью приводить конкретные примеры. В плохих тезисах конкретные примеры либо отсутствуют, либо болтаются где-нибудь сбоку этаким бантиком. В хороших тезисах глобальные выводы делаются на основе анализа конкретных примеров. Изложение глобальных идей без конкретного анализа выглядит бездоказательным. Анализ материала без общей идеи выглядит школьным перечислением фактов.

Теперь самое сложное. Не уйти в сторону от темы и соблюсти логику ее развития.

2. Название

Как вы лодку назовете…

Не бойтесь конкретных и простых названий. Экстравагантные названия типа «Во поле березка стояла?» хороши для эссе и газетных статей и требуют подзаголовка типа «Функционирование дендронимов в фольклоре народов мира». Почему бы не ограничиться подзаголовком в качестве названия?

Не стоит пытаться впихнуть в название весь первый абзац своей работы. Если название длиннее двух строчек – в консерватории что-то нужно подправить.

То, что идет в скобках – подзаголовок. Он не должен быть обязательной частью названия и может быть опущен. Обычно в подзаголовке указывается, по каким именно материалам сделано исследование. Здесь часто возникает недоумение, если название дано максимально широко, а «по материалам» содержит 1-2 названия. Например: «Концепт береза в славянской языковой картине мира» (по материалам русской народной песни «Во поле березка стояла»).

Да, у работы не может быть двух подзаголовков. Хотя бы потому, что два набора скобок в названии ужасно выглядят. Сами смотрите: «Береза как концепт национального мировосприятия (На материале песни «Во поле березка стояла») (К постановке проблемы)».

Сноски к названию допускаются только в одном случае: если это информация о гранте, по которому выполнена данная работа.
Из хорошего названия сразу понятно, о чем пойдет речь. Сравните: «Концепт береза в русском языке» – «Образ березы в русском фольклоре» – «Слово «береза» в русских диалектах» – «Образ березы в русской поэзии» – «Проблема перевода русских народных песен на китайский язык» и т.д.

Название должно соответствовать содержанию. Это не так просто, как кажется, потому что обычно хочется сказать больше, чем предполагает тема. Иногда текст вообще уходит от темы далеко-далеко. Если тезисы «Традиции Ломоносова в индонезийской поэзии» содержат рассказ о творчестве индонезийского поэта, который, наряду со стихами разных авторов, перевел 2 стихотворения Ломоносова, стоило бы назвать их «Творчество индонезийского поэта».

Проще всего сформулировать название уже в самом конце работы над темой. Если тема выдержана и нет никаких отступлений от нее, это будет просто сделать.

3. Структура работы

Четкая схема работы — это прекрасно!

Введение
Самое трудное – первое предложение работы. В нем нужно ответить на простой вопрос: «Почему то, что я буду писать дальше, важно». Обычно пишут о том, что такая-то проблема важна, потому что о ней мало кто писал. Или писали очень многие известные ученые, но вы в ней увидели то, чего не видели они. Или применили известный метод на неизвестных текстах и получили значимые результаты. Значимые – то есть отличающиеся от обычных и способные повлиять на дальнейшее развитие гипотезы. Это называется «научная новизна». Работы без научной новизны являются рефератами. То есть если вы просто перечислили, какие бывают точки зрения на какую-то проблему у разных ученых – это плохо. Если вам удалось как-то их систематизировать, выделить закономерности, описать причины – уже лучше, есть элемент самостоятельной работы. Но такая работа всё равно проиграет работе, в которой есть самостоятельное исследование материала.

Если вы пишете об авторе или произведении, мало кому известном, в первом абзаце стоит дать краткую информацию: даты жизни, страна обитания, литературное направление, почему автор и поставленная вами проблема должны быть интересны читателю. Одна и та же информация по отношению к авторам разной степени известности выглядит по-разному. Вот вам пример: «Икс родился в таком-то году в таком-то городе, учился, известен тем-то и тем-то, умер тогда-то тогда-то». Подставьте на место Икс сперва Пушкина, затем – Василия Иванова, малоизвестного саамского поэта начала ХХ века.

Вывод: не надо в работе, посвященной одному из произведений Гоголя, пересказывать всю его биографию с детских лет и до самой смерти. А вот если речь идет о произведениях Василия Иванова, малоизвестного саамского поэта, пару слов о нем сказать просто необходимо.

Не бойтесь обозначить во введении, что вы собираетесь делать: «в данной статье мы рассмотрим», «наша работа посвящена» и т.д. Это очень хорошие и удобные обороты. Кстати, они помогают четко задать тему работы: раз уж пообещали – придется выполнять.

Если в работе меньше 10 000 знаков (в частности, объем тезисов для нашей главной студенческой конференции «Ломоносов» – 6000 знаков), введение не должно превышать 1 абзаца и не должно содержать пересказ всех работ, когда-либо написанных на вашу тему. Плохое введение – то, которое занимает две трети всего текста и содержит общие слова о важности той конкретной науки, которой вы занимаетесь («Филология – это важнейшая гуманитарная наука о любви к слову!»). Или о роли, которую сыграли в вашей жизни прочтенные в детстве стихи Цветаевой. Или о том, как бьется ваше сердце, когда вы слышите простые слова русской народной песни «Во поле березка стояла», знакомой с детства каждому россиянину. Короче, введение должно быть четким, конкретным и маленьким. Те, кто будет читать или слушать вашу работу, сами знают о важности той науки, которой вы занимаетесь: они занимаются ей же. А «лирика» противоречит жанру научной статьи.

Иногда неплохо во введении или в первых абзацах работы обозначить ту научную парадигму, в рамках которой вы работаете. В случае с популярными терминами типа «концепт» или «дискурс» просто необходимо прописать, как вы их понимаете и как используете. Для этого обычно хватает оборотов типа «вслед за Ивановым, мы понимаем под таким-то термином то-то и то-то». Но не увлекайтесь: объем работы ограничен и на терминологические прения просто нет места. Если они, конечно, не является темой ваших тезисов.

Текст работы должен быть четко структурирован, положения – подкреплены примерами, примеры – их анализом. Не злоупотребляйте примерами: на каждое положение достаточно 1-2.

Рассуждение должно быть логичным. Нельзя перескакивать с темы на тему, лирические отступления недопустимы.

Заключение должно суммировать выводы, сделанные на основании анализа примеров. Или отвечать на вопрос «Почему это всё важно». Иногда говорят, что заключение – это введение, написанное другими словами и в прошедшем времени (то есть «В нашей работе мы рассмотрим…» – «Таким образом, мы рассмотрели… доказали… обосновали… проанализировали… и т.д. »). Но лучше уж такое заключение, чем никакого. В заключении не должно быть новых положений или примеров: оно подводит итог уже написанной работе.

Не надо писать названия разделов “Введение” и “Заключение” в самом тексте: это ж не монография, в работе на 2 странички такая структура выглядит смешно.

4. Оформление работы

Оформление — это важно!

Главное правило здесь – четко соблюдать требования оргкомитета. Вы удивитесь, но если оргкомитет просит вас оформить текст 12 шрифтом Times New Roman с полуторным интервалом, эти странные люди действительно хотят, чтобы текст, присланный вами, был оформлен 12 шрифтом Times New Roman с полуторным интервалом! Да-да, и поля должны быть не 0,5 см, а 1,5, 2 или 3! И да, они действительно за этим следят! Потому что эти странные люди готовят потом макет, и им проще отказать неправильно оформленным тезисам, чем возиться с их переоформлением.

Тезисы, оформленные по правилам, – это не только требования хорошего тона. Это первый показатель того, что начинающий исследователь умеет читать и правильно осмыслять информацию. О каких научных изысканиях можно говорить с человеком, который оказался не способен правильно понять фразу «сноски не допускаются» или «объем – не более 7 страниц»? Такая работа должна быть отклонена.

Особенно обратите внимание на название. Если оргкомитет не хочет, чтобы оно было написано БОЛЬШИМИ БУКВАМИ, то и не надо так писать!

Текст должен быть написан грамотно, без орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок. Печально, что приходится говорить об этом отдельно.

Кстати, слово «вуз» пишется МАЛЕНЬКИМИ буквами (см. любой справочник Розенталя, параграф 27, п. 3-б). В названии вуза только первая буква – заглавная: Московский государственный университет. И по этой модели пишется название любого вуза (Розенталь, параграф 22, п. 6), независимо от того, что думает администрация вуза или создатели вузовских сайтов. Не надо сокращать названия своих вузов (СГУ – Саратовский? Самарский? Ставропольский? Стерлитамакский? Соловецкий? Соликамский? Самый-самый?..). Не надо писать “официальное” название: ГОУ ВПО ППКС АБВГД “Парижская академия садоводства” выглядит странно.

В наследство от школьных тезисных планов сочинений научным тезисам досталась мода на сквозную нумерацию абзацев. Нет ничего более глупого, чем маленькая статья, каждый абзац которой начинается с цифры. «Уж не думает ли этот исследователь, что мы жизненно нуждаемся в информации о том, сколько абзацев в его творении?» – всякий раз возникает мысль у читателя. Запомните: допустима нумерация пунктов анализа. Возможна нумерация положений. Но любая нумерация должна быть оправданной! А сквозную нумерацию абзацев оправдать невозможно.

Опасный момент оформления – схемы и картинки, нарисованные в Ворде. При макетировании они едут во все стороны, поэтому лучше ими не злоупотреблять. Равно как и таблицами, которые могут в макете выглядеть совсем не так, как в вашем тексте. Кстати, таблица не должна занимать больше трети всего текста. Самое же страшное для тезисов – это различные шрифты для древнерусского, церковнославянского или древнегреческого. Конфликт шрифтов – самая распространенная проблема, ее нередко не может решить даже присылка именно того варианта шрифта, который установлен у вас на компьютере. Поэтому лучше без необходимости не употребляйте редкие шрифты! Они, конечно, красивенькие, но нет никакой гарантии, что они не превратятся в кракозяблы при создании макета сборника.

Обычно оргкомитет оговаривает, какие шрифты можно или нельзя использовать. И что делать в том случае, если шрифты использовать нельзя. Например, основные «хитрые» буквы есть в панели символов Ворда («вставка – символ»). Для ять и юсов используйте символы из шрифта Lucida Sans Unicode, греческий набирается из панели символов Times New Roman.

Прописная истина: у всех цитат должен быть указан источник. Источник цитаты обязательно включает номер той страницы той книги, откуда она взята. Т.е. недостаточно написать «Гоголь, ПСС». Нужно указать и произведение, и том, и год его издания, и номер страницы. Представьте, это очевидно далеко не всем…

Текст, процитированный без кавычек и ссылок, является украденным текстом. То есть это плагиат.

Ссылки на интернет-сайты должны быть оформлены. Мы не требуем полного оформления по ГОСТу, но адреса сайтов должны быть указаны.

Википедия не является научным источником! Это значит: не надо использовать ее как ЛЭС или научную монографию. И ссылаться на нее как на научный источник нельзя.

Есть еще маленькие хитрости. Например, не стоит писать 19 век. Гораздо лучше — XIX век.

И последнее: не ждите последней ночи накануне дедлайна. Если тезисы на конференцию принимают через автоматическую систему, то именно в последнюю ночь с ней именно у вас что-нибудь да случится: повиснет под наплывом желающих сайт; вылетит интернет; закончатся деньги на счету вашего провайдера; в 23.59 вы умудритесь прикрепить не тот файл… В общем, лучше не тянуть и спокойно отправить работу хотя бы за 1 день до дедлайна.

А работы после дедлайна на уважающих себя и престижных конференциях не принимаются.

5. Библиография

Результат плохого библиографического описания источников

Важный элемент любой работы – библиография или список литературы. Существует несколько типов оформления ссылок и библиографии.

1. Экономящий место: в нужном месте в квадратных скобках указывается автор и номер страницы. Часто просят указать еще год издания, но критично это только в том случае, если используется больше одной работы этого автора.

Например, в тезисах используются 2 работы Иванова – 2000 и 2002 года. Ссылка на первую работу выглядит так: [Иванов 2000: 51], на вторую – [Иванов 2002: 151]. Используется одна работа Петрова, ссылка выглядит так: [Петров: 50]. Варианты ссылок: [Петров, Иванов: 67–68], [Там же: 69]. Если работы одного года – даем индексы а, б, в: [Иванов 2002а: 151], [Иванов 2002б: 152].

В списке литературы после текста у вас будет значиться что-то вроде:
Иванов С.И. Стояла ли березка во поле? М., 1999.

Иногда для еще большей экономии места текстам в списках литературы присваиваются номера, которые указываются в скобках. Та же самая запись тогда будет выглядеть так: [3: 23], а после текста получается вот что:
3. Иванов С.И. Стояла ли березка во поле? М., 1999.

Правда, место это экономит не сильно, а читателю потом приходится тяжело. Но если в правилах какой-нибудь конференции требуют именно так оформлять ссылки – придется выполнять.

2. Сноски: к каждой цитате дается сноска («вставка – ссылка – сноска – внизу страницы»), в которой указывается:
1 Иванов С.И. Стояла ли березка во поле? М., 1999. С. 23.

В принципе, такой способ оформления вообще не требует списка литературы или библиографии, т.к. вся информация содержится в сносках. Но иногда ее обобщают в библиографии после статьи, просто перечисляя всё, на что были ссылки в тексте. Сноски съедают очень много места и существенно увеличивают объем работы. Поэтому на многих конференциях использование сносок запрещено. И нет ничего более страшного для человека, который собирает макет, чем концевые сноски (внизу документа). Просто не используйте их. Не используйте. И всё.

Кажется, что это всё очень сложно. На самом деле, обычно достаточно внимательно прочитать требования. Пункт об оформлении библиографии там непременно содержится и часто именно он – самый пространный и подробный. Единой модели оформления библиографии нет, поэтому следует придерживаться предложенного оргкомитетом. Хотят они название курсивом, автора – жирным шрифтом и тире между каждым пунктом – да пожалуйста. Не хотят – не надо.

Не надо злоупотреблять библиографией. В тезисах стоит приводить в библиографии только те работы, которые непосредственно цитируются в тексте. В противном случае вы рискуете написать после своих тезисов длинный список “вообще важных” научных трудов (начиная с грамматики М.В.Ломоносова), который оргкомитет безжалостно вырежет. Или оргкомитет, забив на сопоставление трехстраничного списка литературы с двухстраничным текстом самой работы, просто вырежет ваши тезисы из сборника…

Если объем тезисов – 2 страницы, то библиография не должна занимать даже половину страницы (да, есть научные традиции, где это норма, но мы говорим о среднестатистической работе для среднестатистической студенческой конференции). Если вы захотите перечислить все работы, написанные по вашей теме, места на собственную работу у вас не останется. Поэтому ограничьтесь 1-2 самыми важными. В принципе, в тезисах на 2 страницы библиография не должна превышать 5 пунктов.

Ну и последнее: некрасиво, когда из 5 пунктов библиографии 4 – ссылки на ваши же предыдущие работы.

6. Соотношение доклада и тезисов

Тезисы – это маленькая статья, которая разворачивается в доклад. Время доклада ограничено 10-15 минутами, а объем тезисов – обычно примерно двумя страницами Ворда. Доклад может быть чуть подробнее тезисов, может содержать больше примеров, чуть больше теоретического материала, но не стоит намного расширять текст, иначе вы не уложитесь в регламент.

Регламент необходимо строго соблюдать: это правило хорошего тона. Только очень невоспитанные люди превышают регламент.

Примеры, особенно если их много и они детально анализируются, стоит выделить в раздаточный материал («хендаут»). Это сэкономит вам время: вместо их зачитывания можно будет просто ткнуть пальцем в листочек.

Презентации должны быть уместными. Не нужно делать презентацию, которая будет состоять из текста вашего доклада. Это, конечно, красиво и впечатляет: вы нажимаете на кнопку, и тот текст, который вы только что произнесли, с переливами и всякими эффектами меняется на текст того абзаца, который вы только будете читать. Но ваши слушатели умеют воспринимать текст на слух. Презентации оправданы только в том случае, если работа построена на использовании визуальных материалов: фильмов, картин, картинок, интернет-сайтов, компьютерных программ. Во всех остальных случаях хендауты удобнее: они позволяют дать на руки зрителям все данные, тексты, примеры, таблицы, графики и диаграммы. В презентации они задерживаются на экране на 5-7 секунд, поэтому их нельзя вдумчиво проанализировать и сопоставить.

Бумажные хендауты также застрахованы от технических проблем. Им всегда хватает шнура до розетки, у них не бывает проблем с кодировкой, шрифтами, они читаются со всех флешек, дисков и дискет… Короче, хендауты надежнее и удобнее. Правда, мигать красиво при смене страниц не умеют. Но это не так уж и страшно.

Доклад лучше, конечно, рассказывать, а не зачитывать. Монотонное чтение очень быстро утомляет слушателей. Другой крайностью является «взгляд и нечто» – лирическое отступление на околонаучную тему, в котором нельзя выловить структуры и смысла.

Начинающему докладчику, конечно, проще делать доклад, зачитывая его по распечатке. Однако после третьего-четвертого выступления следует научиться отрываться от нее и стараться рассказывать, а не зачитывать.

Очень хорошо помогает в этом подготовка плана доклада и рассказ по нему дома пойманной в угол маме, кошке или младшей сестренке. В плане должны быть даны в удобной вам форме основные положения, выписаны все даты и нужные цитаты. План-конспект позволит, с одной стороны, не зачитывать по бумажке текст. С другой стороны, он не позволит потерять порядок мыслей и положений.

Обязательно потренируйтесь перед докладом с каким-нибудь слушателем и часами. Со временем вы научитесь определять, сколько именно времени уходит на определенный объем текста, но сперва лучше порепетировать с таймером на мобильнике. Потому что превышать регламент некрасиво, а чтение в жанре «пулемет Максим приветствует белогвардейскую атаку» утомляет слушателей и не позволяет им оценить все достоинства вашего прекрасного доклада.

7. Вопросы и обсуждение

Обсуждение — это хорошо!

Обсуждение – важнейшая часть научной работы. Поэтому необходимо с самого начала учиться отвечать на вопросы, а также задавать их. Цель вопросов – вовсе не завалить и унизить докладчика, как бывает на школьных конференциях («Какой вклад в науку вы внесли вашим выступлением? А вы читали малоизвестного китайского философа Сунь Фунь Чая? Нет? Так что после этого вы можете знать о русских березках?!! А процитируйте седьмую строфу пятой главы «Евгения Онегина»!»).

В научном сообществе интересное обсуждение и важные вопросы – показатель удачного доклада. Именно обсуждение способно дать важнейший толчок для научного развития молодого ученого.

Учитесь видеть суть чужих докладов, анализируйте их структуру, композицию, отмечайте удачные моменты – это поможет вам научиться выступать самим. Во время подготовки доклада продумывайте возможные вопросы – о чем вас захотят спросить? Что может потребовать дальнейшего обсуждения? Что, скорее всего, покажется непонятным? Где слабые места в ваших рассуждениях? Не пугайтесь вопросов: рассматривайте их как повод побольше рассказать о своей работе.

Помните, что слушающие – тоже люди. Если вас спрашивают о том, о чем вы уже говорили, не стесняйтесь повторить: возможно, ваш коллега просто отвлекся и прослушал, например, именно те два предложения, в которых вы описывали, как именно вы употребляете термин «концепт». Если вопрос непонятен – не стесняйтесь переспросить.

Задавая вопрос, руководствуйтесь единственным правилом: не надо выпендриваться. Спрашивайте только то, что вам действительно показалось интересным. Однако не стоит уходить в частности: не спрашивайте о том, что будет интересно только вам и докладчику. Это можно обсудить в кулуарах.

Кроме прямых вопросов, допускаются реплики: если при слушании доклада у вас возникла мысль, которая, как вам кажется, может натолкнуть докладчика на какие-то интересные выводы, не стесняйтесь ее озвучить.

Кстати, вопросы задают и пришедшие в голову мысли озвучивают после доклада, а не во время его, и докладчику, а не соседке.

Будьте благожелательны и корректны. Если дискуссия дала докладчику какие-то новые мысли, как-то способствовала его дальнейшему научному развитию – значит, конференция для него прошла не зря. И это всегда приятно.

8. О научной этике

Только неудачник делает один доклад дважды на разных конференциях. Дважды один доклад делать нельзя. И трижды тоже нельзя. Да-да, и четырежды. Начинающие авторы, написавшие всего один текст, одобренный научным руководителем, почему-то забывают об этом правиле научного сообщества и начинают рассылать свои тезисы по всем возможным конференциям. Впрочем, студентам это обычно прощают, но в списке публикаций 3 статьи с одинаковым названием и почти одинакового объема сразу показывают коллегам: вы имеете дело с неудачником, который забывает, что количество научных публикаций должно подкрепляться их качеством.

Кроме того, в случае, если оргкомитет узнает о статьях-дублях до публикации, он имеет полное право снять работу.

Впрочем, на одну и ту же тему можно сделать разные доклады – но разве не скучно писать об одном и том же два раза разными словами, строго следя, чтобы тексты не совпадали?

На большинстве конференций не приветствуют два доклада от одного автора, даже если они – на разные темы. Причина простая: хорошо подготовить и прочитать доклад сложно. Если же студент-третьекурсник заявляет сразу 2, а то и 3 доклада, сразу возникает вопрос об их качестве. Зачем делать 2 плохих доклада, если можно сделать 1 хороший?

Проблема соавторства: одну сосиску и восемь вилок, пожалуйста!

Отдельная проблема – соавторы. В филологии соавторство не особо распространено. У редкой работы бывает 2 соавтора, еще реже встречаются работы, где соавторов больше двух. Если это, конечно, не серьезная научная монография, но мы-то говорим о тезисах.

Запомните: соавторство студента и научного руководителя чаще всего выглядит смешно и унизительно для научного руководителя. Потому что если текст писал научник, то зачем ему было приписывать к себе студента? А если студент – ну, с научником, который такое позволил, тоже тогда всё понятно. Функция научного руководителя заключается именно в руководстве, но никак не в соавторстве любой работы, написанной его студентом. Случаи равноправного научного партнерства студента и его научного руководителя, которое могло бы считаться соавторством, встречаются крайне редко.

О соблюдении правил
Вы опять же удивитесь, но правила пишут для того, чтобы их соблюдать. И принцип «нельзя, но очень хочется» здесь не работает.

9. Выводы

Конференции должны приносить радость!

Научные конференции – это замечательный праздник науки. Именно на конференциях молодой ученый (студент, аспирант, молодой кандидат наук) получает возможность предъявить научному сообществу результаты своей работы. Именно на конференциях студенты и аспиранты учатся говорить на равных с профессорами и академиками, оттачивают мастерство публичных выступлений. В первый раз это всегда страшно. Очень страшно. И любой профессор до сих пор наверняка помнит, как тряслись коленки, когда он шел к доске, сжимая в руках листочки своего первого научного доклада…

Не бойтесь. У вас всё получится.

P.S. В процессе подготовки материала ни один чайник не пострадал )))

P.P.S. Благодарю всех моих коллег и друзей, активно помогавших в работе над этой заметкой.

Автор текста и фотографий – Е.И.Кислова.

ekislova.ru

Как подготовить доклад и презентацию для выступления на конференции и защиты исследовательской работы

Как правило необходимость подготовки доклада и выступления встает перед учащимися и студентами для защиты своей работы на научно-практической конференции или конкурсе. Именно очная защита исследовательской работы на конференции определяет имена победителей и призеров конкурсов и является одним из важнейших показателей успешности проделанной работы, а также позволяет соотнести собственные результаты и выводы с результатами и выводами, сделанными другими исследователями .

Подготовка плана выступления

Согласно регламенту конференции для публичного выступления каждому участнику отводится как правило не более 10 минут, поэтому для того, чтобы ваш доклад получился удачным предварительно напишите детализированный план будущего выступления, где четко пропишите, что и в каком порядке вы будете рассказывать. В вашем выступлении должны быть отражены: актуальность выбранной темы, проблема которую вы хотите решить, цели и задачи работы, методика, полученные вами результаты, выводы к которым вы пришли в ходе работы и их обсуждение (соотнести свои выводы с данными других исследователей), а также практическая значимость работы (в каких сферах деятельности можно использовать полученные вами результаты). Сделайте план многоуровневым — это поможет вам подготовить слайды презентации, и не забыть важных вещей во время доклада. Обратите внимание, что рассказ об актуальности работы и выводы не должны занимать много времени — оптимально, если вы уделите по минуте на каждый из этих пунктов во время доклада.

Акцент на основные результаты работы

После вашего выступления у членов жюри должно сложиться четкое представление о том какую проблему вы пытались решить, какие результаты были получены и к каким выводам в итоге Вы пришли. Излишняя популяризация и вступительные фразы не несущие информацию о самой работе, неоправданно большое внимание уделяемое анализу научных трудов других авторов неуместны.

В коротком выступлении нельзя повторять одну и ту же мысль, пусть даже другими словами — время дорого. Любая фраза должна говориться зачем-то. Не просто потому, что Вы этим занимались в процессе работы. Каждая фраза должна логично подводить к следующим фразам, быть для них посылкой, и в конечном итоге всё выступление должно быть подчинено главной цели — донести до аудитории две–три по-настоящему ценных мысли. Тогда выступление будет цельным и оставит хорошее впечатление.

Степень детализации объяснения: слайды или устный рассказ?

Степень детализации объяснения собственных результатов должна определяться тем, насколько подготовлена аудитория к восприятию данного материала. Старайтесь вводить только те обозначения и понятия, без которых понимание основных идей доклада невозможно. Любое обозначение должно быть объяснено до его первого использования (как и в статьях). Если объяснение некоторого результата требует цепочки из 20 определений, то необходимо найти способ объяснить это короче. Над каждой фразой надо критически подумать: поймут ли её слушатели; достаточно ли у них специальных знаний, чтобы её понять? Непонятные фразы следует безжалостно изымать из презентации.

В то же время, на слайдах некоторые детали и трудные для понимания моменты, без которых невозможно в полной мере представить работу, могут быть подробно показаны в виде формул, таблиц, графиков. Рекомендуется цветом или жирным шрифтом выделять те их ключевые фрагменты, на которых Вы останавливаетесь в своем выступлении.

Научная этика

На защите обязательно надо подчёркивать, что именно в работе предложено лично автором. С другой стороны, здесь не место для излишнего самовыражения. Высказывания вроде «Я решил», «Я сделал» не подходят для научной работы. Речь, тем более у детей, идет о совместной работе в группе со взрослыми. Кто-то дал идею работы. Кто-то методику. В научных кругах принято говорить: «Мы провели исследования», «Мы сделали выводы» и т.п.

Методически грамотно считается, что обучающиеся должны рассказывать свой доклад, а не читать по бумажке. Причем не нужно пересказывать всю свою работу, присланную на конкурс от начала до конца.

 

Подготовка презентации

Составив детализированный план доклада, презентацию затем подготовить будет легче. Для этого необходимо по каждому пункту и подпункту плана создать слайд, иллюстрирующий содержание данного подпункта/пункта. Тогда и слайды будут информативны, и рассказывать вам будет удобно, и сама очередность слайдов поможет не сбиваться с мыслей. Речь и слайды не должны совпадать, тогда презентация станет «объёмной». Речь должна быть не перегружена специальной терминологией, а слайды должны содержать больше технических подробностей: формулы, схемы, таблицы, графики. В коротком выступлении к ним можно обращаться по ходу изложения, но при этом не надо останавливаться на объяснении всех нюансов.

При подготовке презентации необходимо помнить несколько простых правил:

  • Презентация является иллюстрацией, дополнением к докладу, текст всегда первичен. Поэтому необходимо исходить из того, что главное требование к презентации — наглядность. От того, насколько просто и доступно вы представите результат своей работы, зависит больше половины успеха.
  • Не перегружайте слайд текстом — вы его и так читаете в своем докладе. Оставьте слова себе, а графику — презентации. Можно несколько кадров отвести для текста, когда это становится совершенно необходимым. Распространённая ошибка — читать слайд дословно. Лучше всего, если на слайде будет написана подробная информация (определения, теоремы, формулы), а словами будет рассказываться их содержательный смысл. Информация на слайде может быть более формальной и строго изложенной, чем в речи.
  • Не отвлекайте слушателей своей же презентацией. Яркие краски, аляповатые построения, излишняя анимация, выпрыгивающие и бегающие зайчики, лисички и собачки — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Если же вы водите текст, дополняющий или поясняющий ваши положения, позаботьтесь о легкости его восприятия.
  • Для правильного использования и компоновки цветов воспользуемся дизайнерским понятием цветовой гаммы. Причем цвета могут быть гармонирующими или дополняющими. И тот, и другой подход имеют право на существование. В основе создания цветовой гаммы лежит круг Гесса.

 

При разработке дизайна презентации ориентируйтесь на триадную гамму: три основных цвета и их оттенки. Текст должен быть контрастным, обязательно темным на светлом фоне. Лучше, если все поле будет светлым, в центральной части, где расположен материал — светло-серым или палевым, а внизу — более темным.

 

  • Презентация должна идти синхронно с текстом доклада. Ваша речь должна пояснять иллюстрации, представленные в презентации. А презентация, в свою очередь, должна содержать тот наглядный материал, который невозможно выразить словами (схемы, таблицы, графики, фотографии и так далее).
  • Оптимальное число строк на слайде — от 6 до 11. Шрифт должен быть не менее 24 размера. Перегруженность и мелкий шрифт тяжелы для восприятия. Недогруженность оставляет впечатление, что выступление поверхностно и плохо подготовлено.
  • Пункты перечней должны быть короткими фразами; максимум — две строки на фразу, оптимально — одна строка. Чтение длинной фразы отвлекает внимание от речи. Короткая фраза легче запоминается визуально.
  • Не проговаривайте формулы словами — это долго и может отвлечь внимание от основной мысли выступления. Это делается только во время лекций или семинаров, когда слушатели одновременно записывают конспект. На защите или на конференции это неуместно.
  • Оптимальная скорость переключения — один слайд за 1–2 минуты. Для кратких выступлений допустимо два слайда в минуту, но не быстрее. Слушатели должны успеть воспринять информацию и со слайда, и на слух.

neobionika.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о