Как делать конспект по параграфу – Как составлять план параграфа 🚩 как составить план заданий 🚩 Образование 🚩 Другое

Что такое конспект и как его писать?

Написание конспектов – важная часть учёбы в ВУЗе, пренебрегать которой не стоит ни в коем случае. Хороший конспект поможет вам во время сессии, пригодится при написании курсовой работы и даже на дипломировании.

Не исключено, что и в дальнейшем, когда придёт время применять полученные знания на практике, в старых конспектах можно будет найти полезную для себя информацию.

Что такое конспект?

Конспектом называют сокращённое изложение материала лекции, научной статьи, исследования или любого другого текста. Для студентов актуальны два вид конспектов – запись устной лекции, которую читает преподаватель, и краткое изложение содержания учебника.

Слово «конспект» имеет латинское происхождение от «conspectus», что означает «обзор». Написание конспектов – дело не столь простое, как многим кажется, поскольку требует понимания излагаемого материала и умения выделить главные мысли, изложив объёмный текст на нескольких тетрадных страницах.

Как научиться конспектировать лекции?

Привыкнув в школе писать под диктовку учителя, многие первокурсники долгое время не могут перейти к новому стилю фиксации учебного материала. На лекциях в ВУЗе никто не заставляет студентов записывать слова преподавателя.

Во время лекции вы можете нырнуть в интернет или слушать музыку – если это не мешает соседям, то никто не обратит на это внимания. Но конспект обязательно понадобится вам для получения зачёта или подготовки к сессии, поэтому:

1. Внимательно слушайте преподавателя, чтобы понимать, о чём он говорит.

2. Не старайтесь записать каждое слово, учитесь выделять основные мысли, отбрасывая «бэкграунд» — поясняющие примеры, эпитеты, описания и т.д.

3. Придумайте систему сокращения длинных слов и используйте её для записи лекций. Это существенно ускорит процесс записи на бумагу.

4. Берите на лекции цветные фломастеры или маркеры и выделяйте главные моменты разными цветами.

5. Разделяйте текст на темы, подтемы, выделяйте правила или основные формулы, чтобы конспект не был сплошной «простынёй».

6. Записывайте лекции по самым сложным предметам на диктофон, чтобы дома прослушать ещё раз и дополнить свой конспект упущенными моментами.

Как правильно конспектировать учебную литературу?

Конспектирование учебной литературы – немаловажный элемент процесса обучения в ВУЗе. В ходе составления конспекта вы обучаетесь самостоятельно работать с источниками информации, получать и осмысливать знания. Составляя конспект главы или раздела учебника, придерживайтесь следующего порядка работы.

1. Прочтите весь текст целиком, мысленно сформулируйте главную идею и цель его написания.

2. Попробуйте в уме разбить текст на части.

3. Ещё раз пробегитесь по тексту глазами, выделите основные тезисы для каждой из частей, запишите их в виде плана. Тезисы желательно сформулировать своими словами.

4. Подкрепите ваши тезисы цитатами из текста, но не слишком объёмными.

В итоге у вас должно получиться краткое изложение содержания текста, прочтя которое, каждому станет понятно, о чём говорится в книге. Фактически, конспект выполняет функцию компьютерного архиватора, но если заархивированный файл уменьшается в объёме примерно вдвое, то конспект «ужимает» текст учебника во много раз.

Чего не стоит делать?

Многие студенты конспектируют учебную литературу «с налёта» — читают и тут же записывают в конспект подходящие на первый взгляд фразы, причём не формулируют их сами, а дословно переписывают из учебника. В результате общий смысл часто теряется в ворохе бессистемно надёрганных цитат, и разобраться, о чём идёт речь, по такому конспекту бывает затруднительно.

Желание сэкономить время оборачивается его бессмысленной растратой на никому не нужную работу. Преподаватель, просмотрев записи «по диагонали», с ходу определит, действительно вы вникали в содержание учебника, когда составляли конспект, или всего лишь создавали видимость работы, маскируя её красивыми рамками, подчёркиваниями и выделениями цветом случайных фрагментов текста.

В дальнейшем бессистемные записи никак не помогут при подготовке к зачёту или экзамену. Напротив, изучение текста перед конспектированием, составление осмысленного плана поможет вам усвоить материал и хорошо его запомнить.

www.mnogo-otvetov.ru

Как составить конспект — Общие — Памятки — Каталог статей

Конспект – это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенные для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.

Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи.

Исходя из определения, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, — это не конспект.

В конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания.

Конспектирование может осуществляться тремя способами:

— цитирование (полное или частичное) основных положений текста;

— передача основных мыслей текста «своими словами»;

— смешанный вариант.

Все варианты предполагают использование сокращений.

При написании конспекта рекомендуется следующая последовательность:

1.проанализировать содержание каждого фрагмента текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу;

2.выделить из каждой части основную информацию, убрав избыточную;

3.записать всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитируя, используя сокращения.

Разделяют четыре вида конспектов:

— текстуальный

— плановый

— свободный

— тематический.

Текстуальный (самый простой) состоит из отдельных авторских цитат. Необходимо только умение выделять фразы, несущие основную смысловую нагрузку.

Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время. Недостаток: не активизирует резко внимание и память.

Плановый – это конспект отдельных фрагментов материала, соответствующих названиям пунктов предварительно разработанного плана. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.

Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.

Свободный конспект – индивидуальное изложение текста, т.е. отражает авторские мысли через ваше собственное видение. Требуется детальная проработка текста.

Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.

Тематический конспект – изложение информации по одной теме из нескольких источников.

Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников. 

Как составлять конспект:

  1. Определите цель составления конспекта.
  2. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные, т.е. сделать библиографическое описание документа.
  3. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
  4. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
  5. Для составления конспекта составьте план текста – основу конспекта, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в конспект для раскрытия каждого из них.
  6. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко изложите  своими словами или приводите в виде цитат, включая конкретные факты и  примеры.
  7. Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова,  применять условные обозначения.
  8. Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
  9. Используйте реферативный способ изложения (например: «Автор считает…», «раскрывает…»).
  10. Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

Оформление конспекта:

  1. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
  2. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
  3. Соблюдать правила цитирования — цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
  4. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом — подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным — подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым — делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.

Основные ошибки при составлении конспекта:

  1. Слово в слово повторяет тезисы, отсутствует связность при пересказе.
  2. Конспект не связан с планом.
  3. Многословие (много вводных слов) или чрезмерная краткость, незаконченность основных смысловых положений текста. 
  4. При передаче содержания текста потеряна авторская особенность текста, его структура.

 

ant-m.ucoz.ru

Как писать конспект

Как писать конспект

Под конспектом принято подразумевать систематизированный набор логически взаимосвязанных записей, основой для которых является какой-либо источник. Если вы прослушиваете лекционный материал, то таковым источником для вас будет лектор. Если вы работаете над печатным или сетевым источником информации, то основой для конспекта будут тезисы и выписки из материала, изложенного в этих изданиях. В идеале конспект объединяет в себе все записи, то есть и план и выписки из материала и тезисы. Однако ключе


В средней школе лекции обычно практикуются при изложении нового довольно объёмного и достаточно сложного материала с использованием приёмов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе приучения их к конспектированию излагаемого материала. Механизм восприятия лекции выглядит следующим образом: воспринимается информация, затем в сознании происходит её анализ, после чего информация снова выражается словами (в виде конспекта лекции). Конспект является уже продуктом мышления учащегося, что требует от него значительного умственного напряжения. Кроме того, на протяжении лекции возбуждаются одни и те же участки коры головного мозга, в результате чего уровень восприятия может понизиться.

Умение слушать и конспектировать лекцию вырабатывается постепенно. Материал лекции закрепляется на семинарах.

В противном случае, даже наличие четкого плана не спасает конспект, если в нем нет логики в изложении материала, а отсутствие систематизации в записях вообще сводят к нулю усилия по составлению конспекта. В идеале конспект, который составил один человек, без труда должен стать источником информации для любого другого человека. Другой пример – составлен конспект и через некоторое время с момента составления эта работа может дать человеку, который ее выполнил ту информацию, для фиксирования которой она и производилась. Для достижения этих целей в материалах конспекта всегда в качестве связующего элемента следует избирать скорее логику изложения, чем красоту языковой связности. Большой ошибкой будет разбавление логически взаимосвязанного материала, пускай скупо, строго и кратко представленного, какими-то пустыми связками, безусловно, улучшающими язык конспекта, но не содержащими нужного материала. Лучшие качества стиля конспекта это логичность, краткость и точность.

В зависимости от структуры конспектов их можно разделить на плановый конспект, текстуальный конспект и свободный конспект. Первая разновидность конспекта подразумевает наличие в своей основе плана, который чаще всего составлен предварительно или же заявлен в начале работы по конспектированию источника. Структура планового конспекта очень проста. При написании конспекта старайтесь не допускать орфографических ошибок! Каждая глава или параграф конспекта соответствуют пункту из плана конспекта. В этом виде конспект наиболее близок к идеальному стилю этой работы и позволяет легко усвоить законспектированный материал. По сути, такой конспект это чрезвычайно сжатый пересказ источника. Таким стилем удобно конспектировать печатные издания и прочие большие текстовые массивы. Плановый конспект всегда может гарантировать высокий процент усвоения материала еще в процессе работы по его составлению. Причем, обладая развитыми навыками работы можно составить плановый конспект на основе довольно крупного по объему информации источника за сравнительно малое время.

Наиболее простой вид планового конспекта это работа, составленная в виде вопросов и ответов. Вопросы в таком случае выносятся в план, а ответы и составляют основную часть конспекта. Следующий вид конспектов – текстуальный конспект имеет несколько иную структуру. В основе конспекта такого типа лежат цитаты из источника. Однако даже в этом случае следует помнить о наличии логики в последовательности конспектирования. За логичность изложения в текстуальном конспекте отвечают тезисы автора конспекта и присутствие плана. Текстуальный конспект буквально состоит из фактов, приведенных в источнике и дословных цитат. В некоторых случаях текстуальный конспект может облегчить работу по анализу фактов приведенных в источнике, поскольку предлагает эти факты в дословном изложении и таком порядке, при котором будут наиболее заметны, как сильные, так и слабые стороны позиции изложенной в источнике конспекта. Текстуальный конспект наиболее подходит для долгосрочной консервации данных и фактов. Такие работы – очень ценный источник информации для анализа и после нескольких лет с момента их написания. Однако составление текстуального конспекта довольно трудоемкая работа, которая требует определенного навыка.

Кроме этого основной недостаток текстуального конспекта это подмена напряжения памяти и внимания при составлении конспекта заурядным копированием цитат, что снижает усвоение и первичный анализ материала. Следующий тип конспекта это свободный конспект. В данном типе можно встретить элементы и планового конспекта и текстуального конспекта. Свободный конспект может начинаться с плана, а закончиться приведением объемных цитат из источника. Для составления свободного конспекта особое значение приобретает способность к логичному, краткому и точному формулированию сути вопроса. Составляя этот конспект нужно иметь навыки по осмыслению сути материала и богатый словарный запас. В итоге свободный конспект является сосредоточием всех положительных сторон процесса конспектирования. Безусловно, свободный конспект очень сложен в составлении, но и польза от него очень большая. Например, свободный конспект позволяет начать усвоение материала уже на стадии работы над конспектом, развивает способность к логическому мышлению, дает навыки работы с цитатами, выписками и планом конспекта. Правильно составленный конспект позволяет тренировать память.

В заключение хотелось бы дать несколько практических советов по составлению конспекта на основе материала изложенного на лекции, поскольку именно с такими конспектами студенты встречаются наиболее часто в процессе своей учебы. Первый совет очень прост – делайте как можно больше записей того, что излагает преподаватель. Нормой будет страница конспекта на каждую четверть часа лекции. Совет второй – уделяйте внимание только тому, что говорит преподаватель, не заменяйте его мысли своими. Избавьте свой конспект от собственных выводов и размышлений, сосредоточьтесь на материале лекции. Совет третий – совершенствуйте свою способность к продолжительной концентрации внимания. Лектор может излагать свою мысль в течение большего времени, чем вы привыкли. Совет четвертый – старайтесь уделять особое внимание материалу в начале и конце лекции. Не отвлекайтесь в это время на ненужную суету. Вы можете упустить что-то важное. Последний совет – конспектируйте ваши лекции самостоятельно. Сборник конспектов – не лучший источник информации.

uznaikak.su

Ответы@Mail.Ru: как делать план конспект?

Что такое «конспект», как его составлять?

Конспект — это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста. В качестве примера приведем возможную классификацию видов конспектов:

План-конспект. При создании такого конспекта сначала пишется план текста, далее на отдельные пункты плана «наращиваются» комментарии. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст.
Тематический конспект. Такой конспект является кратким изложением данной темы, раскрываемой по нескольким источникам.
Текстуальный конспект. Этот конспект представляет собой монтаж цитат одного текста.
Свободный конспект. Данный вид конспекта включает в себя и цитаты, и собственные формулировки.

Как составлять конспект:
Определите цель составления конспекта.
Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.
Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания) .
Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.
Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
Используйте реферативный способ изложения (например: «Автор считает… «, «раскрывает… «).
Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.
Познакомьтесь с правилами конспектирования.
Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.
Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
Составить план — основу конспекта.
Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.
Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.
Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
Соблюдать правила цитирования — цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом — подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным — подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т. д. ; зеленым — делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т. д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.
Учитесь классифицировать знания, т. е. распределять их по группам, параграфам, главам и т. д. Для распределения можно пользоваться буквенными обозначениями, русскими или латинскими, а также цифрами, а можно их совмещать

otvet.mail.ru

что такое конспект??? и как его делать???

посмотри аналогичные вопросы-они под ответами тебе приведены. конспекты бывают разные. объяснение очень длинное. набери в Поиск
суть своего вопроса-откроется очень много ссылок-подберешь доступное твоему пониманию.
вот например, http://svetgorod.ru/1147
Как составить конспект:
прочитайте текст учебника;
определите в тексте главное содержание, основные идеи, понятия, закономерности, формулы и т. д.;
выделите взаимосвязи;
основное содержание каждого смыслового компонента законспектируйте в виде кодированной информации после наименования темы в тетради;
прочтите еще раз текст и проверьте полноту выписанных идей;
сформулируйте не менее трех вопросов разного уровня сложности, запишите вопросы в тетрадь;
каждому вопросу определите значок степени сложности и найдите возможный ответ;
внимательно прочитайте материал;
определите основные смысловые части учебной информации по плану общей схемы;
определите центральную часть О. К., т. е. его «ассоциативный узел» в виде систематического класса и его особенностей;
Определите цель составления конспекта.
Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.
Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.
Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
Используйте реферативный способ изложения (например: «Автор считает…», «раскрывает…»).
Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

otvet.mail.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о