Автор пьесы прошлым летом в чулимске: Прошлым летом в Чулимске (пьеса А. Вампилова) | ИРКИПЕДИЯ

Прошлым летом в Чулимске. Краткое содержание пьесы Вампилова

Действие происходит в таёжном райцентре ранним летним утром. Валентина, стройная миловидная девушка лет восемнадцати, направляется в чайную, где она работает, а по дороге осматривает палисадник перед домом: опять доски из ограды вынуты, калитка сорвана. Она вставляет доски, расправляет примятую траву и принимается чинить калитку. На протяжении всего действия она делает это несколько раз, потому что прохожие почему-то предпочитают ходить напрямик, по газону, минуя калитку.

Реклама

Валентина влюблена в местного следователя Шаманова, который не замечает её чувства. Шаманов ходит к аптекарше Кашкиной, которая живёт рядом с чайной, и потому Валентине, как и всему посёлку, известно об их связи. Она молча страдает. Шаманову около тридцати, но он чувствует себя много пожившим и уставшим человеком. Любимое его присловье: «Хочу на пенсию». Его любовница Кашкина обижается, что он ничего ей про себя не рассказывает, хотя она и без того знает о нем много от городских знакомых. Раньше он работал следователем в городе, ему прочили большое будущее, у него была красивая жена, машина и всякие прочие блага. Однако он был из тех, для кого правда важнее положения, и потому, расследуя дело сына какого-то сановника, сбившего человека, Шаманов, вопреки давлению сверху, не захотел замять дело. В результате, однако, нашлись люди сильней его. Суд перенесли, следствие дали вести другому. Шаманов обиделся, уволился с работы, расстался с женой, стал одеваться кое-как, а затем уехал сюда, в таёжный райцентр, где нехотя, почти формально выполняет свои обязанности. Свою жизнь Шаманов считает конченой. Через два дня должен состояться суд по тому самому делу, которое начинал вести он и из-за которого ушёл, его приглашают принять участие как свидетеля, но он отказывается. Ему не интересно. Он разочаровался и не верит больше в возможность установления справедливости. Он больше не хочет бороться. Однако в райцентре Шаманов все равно резко выделяется, — и Кашкина, и Валентина чувствуют его неординарность и тянутся к нему.

Реклама

В Валентину влюблён Пашка, сын буфетчицы Хороших, и пасынок местного рабочего Дергачева. Приехав из города, Пашка постоянно крутится возле Валентины, зовёт её на танцы. Но Валентина твёрдо отказывает ему. Пашка намекает, что знает своего соперника и, изображая из себя крутого, даже угрожает расправиться с ним. Пашка постоянно в центре семейных раздоров. Его мать и Дергачев привязаны друг к другу, можно сказать, любят друг друга. Однако Пашка — незаживающая даже со временем рана Дергачева, потому что родился от другого человека, когда Дергачев был на фронте. Мать просит сына уехать, но Пашка не очень-то расположен её слушаться. Ему тоже обидно: почему это он должен бросать собственный дом, когда в его планах жениться на Валентине, осесть здесь.

Дергачев ремонтирует чайную, видно, что он в раздражении, и это раздражение он вымещает на жене, от которой прямо с утра требует выпивки по случаю встречи с давним приятелем, пришедшим из тайги старым промысловиком-эвенком Еремеевым. Оставшийся после смерти жены в одиночестве, Еремеев пришёл хлопотать о пенсии. Однако здесь ему предстоят трудности: у него нет ни трудовой книжки, ни справок о работе, — всю жизнь он охотился, работал в геологических партиях и не думал о старости.

Реклама

Ещё один участник действия — бухгалтер Мечеткин, зануда и бюрократ. Он хочет жениться и поначалу имеет виды на Кашкину, намекая той, что её связь с Шамановым вызывает в посёлке пересуды и оскорбляет общественную нравственность. Однако тут же, едва только Кашкина приглашает его зайти к ней и даже предлагает выпить, разомлевший Мечеткин признается в своих серьёзных намерениях. Кашкина знает о том, что Валентина влюблена в Шаманова, и потому, опасаясь возможного соперничества, советует Мечеткину обратить своё внимание именно на Валентину. Она уверяет Мечеткина, что он, уважаемый в посёлке человек, легко может добиться успеха, если солидно обратится к отцу Валентины. Не откладывая в долгий ящик, Мечеткин сватает Валентину. Ее отец не возражает, но говорит, что ничего без Валентины решить не может.

Между тем между Шамановым, ожидающим в чайной служебную машину, и Валентиной, чинящей ограду палисадника, завязывается разговор. Шаманов говорит, что Валентина напрасно занимается этим, потому что люди никогда не перестанут обходить его. Валентина упрямо возражает: когда-нибудь они обязательно поймут и будут ходить по тротуару. Неожиданно Шаманов делает Валентине комплимент: она — красивая девушка, она похожа на девушку, которую Шаманов любил когда-то. Он расспрашивает её, почему она не уехала в город, как многие её сверстницы. И неожиданно слышит признание, что она влюблена, и не в кого-нибудь, а именно в него, Шаманова. Шаманов растерян, ему трудно в это поверить, он советует Валентине выбросить это из головы. Но тут же вдруг начинает испытывать к девушке нечто особенное: она вдруг становится для него «лучом света из-за туч», как он говорит случайно подслушавшей их беседу Кашкиной.

Явившемуся с угрозами Пашке Шаманов советует пойти остудить голову, между ними завязывается ссора. Шаманов явно хочет скандала, он протягивает Пашке свой пистолет и нарочно дразнит его, сообщая, что у них с Валентиной на десять часов назначено свидание и что любит она его, Шаманова, а Пашка ей не нужен. Пашка в ярости нажимает курок пистолета. Осечка. Пашка испуганно роняет оружие. Но и Шаманову тоже не по себе. Он пишет записку Валентине, действительно назначая ей свидание на десять часов, и просит Еремеева передать. Однако записку хитростью перехватывает ревнующая Кашкина.

Реклама

Тем же вечером Валентина, став свидетельницей очередного раздора между отчимом и Пашкой, которого оскорбляет и гонит его собственная мать, из жалости соглашается пойти с ним на танцы. Чувствуется, что Валентина решилась на что-то серьёзное, потому что тоже идёт напрямик через палисадник, как бы потеряв веру, что сможет преодолеть общее сопротивление. Они уходят. Вскоре появляется Шаманов и, встретив Кашкину, воодушевлённо признается ей, что с ним сегодня вдруг что-то произошло: он как бы заново обретает мир. Это связано с Валентиной, про которую он спрашивает Кашкину. Та честно сообщает ему, что записка Шаманова у неё и что Валентина, не зная о назначенном свидании, ушла с Пашкой. Шаманов бросается на её поиски. Поздно ночью Валентина и Пашка возвращаются. Ясно, что они были близки, хотя это нисколько не изменило их отношений: Пашка как был, так и остался для неё чужим. Испытывая угрызения совести, Кашкина сообщает Валентине, что Шаманов искал её, что он её любит. Вскоре появляется и сам Шаманов, он признаётся Валентине, что благодаря ей с ним произошло чудо. Валентина рыдает. Появившемуся отцу, готовому вступиться за её честь, она говорит, что была на танцах не с Пашкой и не с Шамановым, а с Мечеткиным.

На следующее утро Шаманов уезжает в город для выступления на суде. Пьеса кончается тем, что взгляды находящихся в чайной оборачиваются к вышедшей из дома Валентине. Она гордо подходит, как обычно, к калитке и начинает налаживать её, а затем вместе с Еремеевым поправляет палисадник.

Пересказал Е. А. Шкловский. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.

Анализ пьессы “Прошлым летом в Чулимске” Вампилова А.В,

«Прошлым летом в Чулимске»

Действие пьесы А.В. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» происходит в таежном райцентре. На глазах зрителей разворачивается серьезная драма молодой девушки Валентины, влюбленной в следователя Шаманова. Чувства Валентины ни для кого не являются секретом, только сам Шаманов сначала о них и не подозревает.

Валентина в пьесе символизирует образ красоты поруганной. За нее идет борьба между молодым парнем Пашкой, который в свое время уехал в город, а на родину приезжает в отпуск к матери, и Мечеткиным. Павел вырос избалованным и привык брать от жизни все, что захочет. Он рассматривает выбранную им девушку как свою собственность, убежден в том, что добьется своего и готов взять ее силой. Мечеткин тоже уверен в себе, несмотря на то, что уже не молод. Он слывет в округе хозяйственным и состоятельным человеком. Ему нужна в дом работящая хозяйка. Чувства Валентины при этом его мало интересуют. Прежде чем поинтересоваться, пойдет ли за него девушка, он идет сватать ее к отцу, как было принято в давние времена.

Шаманов, узнав о чувствах Валентины к нему, тоже спохватывается и решает начать новую жизнь. Желание изменить судьбу усиливается в нем еще и после попытки выстрела Пашки в него, когда происходит осечка. Следователь сам подталкивает соперника к этому выстрелу, как будто хочет испытать судьбу. И судьба дает герою возможность одуматься и возродиться для новых поступков и начинаний, а также для того, чтобы выполнить до конца свой служебный и человеческий долг. До этого он пал духом, и символом этого состояния является отношение героя к оружию, которое он частенько забывает у любовницы Зинаиды.

Примечателен также тот факт, что к Зинаиде Шаманов ходит с оглядкой, утром крадется от нее вниз по лестнице, хотя слух о его похождениях уже не является новостью. Об отношениях с Валентиной он говорит открыто. Бравируя перед Пашкой тем, что якобы встречается с Валентиной, следователь заставляет парня действовать грубо и напористо. Когда девушка соглашается пойти с Пашкой на танцы, тот по дороге берет ее силой. Павел даже не осознает всю низость совершенного им преступления. Ведь он делает это не из мести, а для того, чтобы Валентина была посговорчивее и вышла за него замуж.

Несмотря на обещания Шаманова увезти Валентину и начать с ней новую жизнь, девушка отвергает возлюбленного и решает подчиниться воле отца, который хочет выдать ее за обеспеченного Мечеткина.

Для понимания символического значения образа Валентины важен образ палисадника, за которым она ухаживает. Никто, кроме Шаманова, не обходит его стороной. Все идут напрямую. Даже следователь говорит, что чинить заборчик — бесполезный труд: его тут же сломают, так как сложившиеся нравы не переделать. В финале Валентина все-таки продолжает укреплять доски в ограде палисадника. Ей помогает Еремеев, так и не получивший желанную пенсию, так как у него нет соответствующих справок.

А Шаманов, который уехал когда-то из города, не добившись справедливого решения в судебном деле, хочет выступить в суде. Любовь Валентины помогла ему поверить в себя и изменить свое отношение к жизни. До этого он был чем-то похож на во всем разочаровавшегося Зилова (героя пьесы А. Вампилова «Утиная охота»), все мечтал выйти на пенсию. Теперь Шаманов понимает, что только он может остановить безнаказанность. Если следователь не выступит в суде, то люди, подобные Пашке, будут безнаказанно убивать и насиловать.

А.В. Вампилов показывает социальную среду, в которой живут героя пьесы. Из их разговоров мы узнаем, что до ближайшей танцплощадки надо идти пешком пять-семь километров. А в Дом культуры привозят один и тот же кинофильм. Молодежи в такой глуши нечем заняться. Старшие сестры Валентины, например, давно уехали в город, хотя и жизнь у них сложилась по-разному. Помигалов, торопясь выдать Валентину замуж, не только хочет материально устроить ее жизнь, но и боится, что она уедет вслед за сестрами в город. Он заявляет: «Об городе не мечтай. Помни: пока я жив, твой дом здесь. Вот он стоит. Советская, тридцать четыре. Отсюда и располагай». Помигалов по-своему любит дочь, но в то же время жизненная программа, которую он ей приготовил, состоит лишь из хозяйственных обязанностей и рабочих будней. Неслучайно отец так удивился, когда выяснил, что дочь ушла с кем-то на танцы.

При всей идейной наполненности сюжет пьесы выглядит несколько схематичным. Но это выглядит не как недостаток, а как желание автора подчеркнуть символическое содержание произведения. Неожиданно цельная и упрямая в своих душевных пристрастиях Валентина вдруг соглашается пойти с Павлом на танцы. Еще более непредсказуемым выглядит ее отказ Шаманову и желание покориться воле отца, хотя следователь готов остаться с ней («что бы ни случилось», как два раза заявляет он девушке). Очевидно, все эти сюжетные ходы должны подчеркнуть опять-таки основную идею пьесы: герои произведения вольны растоптать чувства Валентины, лишить ее счастья, но с непобедимым упорством она продолжает чинить ограду палисадника, которую они все по очереди ломают.

И эта сцена становится в конце произведения своеобразным укором всем действующим лицам, которые молчаливо смотрят на героиню.

Александр Вампилов: Обзор основных пьес

Макс Грегг

Профессор Филимонова

Воображая Сибирь

27 апреля 2021

Александр Вампилов: Основные пьесы, автор Алма Лоу

, Александр Вампилов родился в маленьком городке в Иркутской области 19 августа 1937 года. Изучал литературу в Иркутском университете. Во время учебы в колледже он начал работать в газете, а также опубликовал свои первые рассказы как часть большой антологии. В 19В 65 году он переехал из Сибири в Москву, чтобы учиться в Литературном институте имени Горького. В 1966 году Вампилов стал членом Союза писателей и продолжал печатать новые пьесы вплоть до своей безвременной кончины 17 9013 9014 августа 1972 года. Вампилов вернулся в Сибирь и отдыхал с друзьями на Байкале, когда упал в воду. . Хотя его вытащили из воды, было уже слишком поздно, и Вампилов скончался от сердечного приступа от холодового шока.

Когда Александр Вампилов роковым образом упал в Байкал накануне своего тридцатипятилетия, сибирская русская литература потеряла восходящую звезду драматурга. Талант Вампилова проявился уже в самом раннем его творчестве, мастерски построены его полифонические, но не слишком идеологизированные образы. Если бы уникальному стилю Вампилова было позволено развиваться, он вполне мог бы стать таким же влиятельным, как Валентин Распутин, еще один деревенский прозаик, который, зажатый между старыми советскими стилями письма и более новыми влияниями, цепляется за смесь идеологических обязательств. Поскольку Вампилов работал в переходное время между деревенской прозой и советским реализмом, в его работах используются элементы обеих традиций, в том числе тематические элементы, такие как его внимание к природе и межличностным отношениям; обстановка маленькой сибирской деревни; и архетипы персонажей, такие как наставник и юродивый. Полусмешанные идеологические формы, с которыми работает Вампилов, приводят к тенденции задавать вопросы, а не отвечать на них, особенно об аксиологии и новой советской добродетели. Как и Чехов, Вампилов, кажется, заинтересован в том, чтобы показать своим зрителям разнообразие идей и попросить их выбрать, с чем они хотят себя идентифицировать. Наиболее заметно, что Вампилов заканчивает все свои пьесы одинаково: персонажи возвращаются в те же условия, что и в начале. Вампилов как бы показывает зрителям возможный ход событий и спрашивает зрителей, довольны ли они тем, что происходит. Даже в его комедиях этот проект встречается, и вместо того, чтобы заканчиваться браком, они заканчиваются тем, что два романтических героя находятся в ситуации, созревшей только с возможностью дальнейшей любви.

Движущей силой этого анализа является книга Алмы Лоу Основные пьесы , которая включает в себя две из самых ранних работ Вампилова, Прощание в июне , Старший сын , анекдот Двадцать минут с ангелом и две его более поздние работы, Утиная охота и Прошлым летом в Чулимске . Несмотря на то, что трудовая жизнь Вампилова была относительно короткой, эта антология включает в себя широкий спектр его работ и показывает развитие со времен учебы в колледже до 30-летнего возраста в качестве члена Союза советских драматургов. Перевод Ло впечатляет тем, что он сохраняет первоначальный поток, скорость и наложение языка, так что пьесы в переведенной форме будут поставлены так же хорошо, как и должны быть на родном языке.

Частая критика Вампилова иллюстрируется аргументом Барри Шерра о том, что Вампилов использует традиционные повествовательные структуры и «стандартные сюжеты». В частности, Шерр указывает на тот факт, что его романы отличаются почти стереотипной предсказуемостью. Два персонажа встречаются, обнаруживают любовь друг к другу, затем сталкиваются с проблемой, которая должна помешать их любви расцвести, и в финальном акте они заканчивают тем, что признаются друг другу в любви на взаимных условиях. Упоминание Шерром об этом соответствии традиции не ограничивается лишь классическим форматом сюжета. Вампилов также занимается темами, традиционно связанными с традицией соцреализма, с которой он был знаком, когда рос в Сибири в 40-х и 50-х годах. Эта критика Шерра, однако, не является обвинением, поскольку Вампилов действительно делает свое искусство из традиционных структур, смешивая их в своих ранних работах с идеями соцреализма и натурализма. В Прощание в июне главный герой Колесов должен выбирать между многообещающим будущим в академии и Таней, дочерью проректора. В типичной соцреалистической истории выбор был бы простым, и Колесов, скорее всего, оказался бы в аспирантуре с Таней — из-за их взаимного утверждения советских ценностей. Концовка Вампилова, однако, более сложная. Коля и Таня в финальной сцене возвращаются в ту же ситуацию, в которой они встретились, с возвратом в те же условия, что и в начале пьесы. Таня и Колесов возвращаются к романтической неопределенности, а академическое будущее Колесова остается неопределенным.

В своих более поздних работах Вампилов, кажется, переходит от элементов социалистического реализма к собственной идеологии, которая, кажется, сочетает в себе натуралистический местничество деревенской прозы и коммунитаристские ценности социалистического реализма. В «Прошлым летом в Чулимске » Вампилов сосредотачивает роман вокруг идеализированной сибирячки Валентины Федоровны, уважительно относящейся к своей общине, и небольшого сада в центре ее города. Почти в каждой сцене, в которой она появляется, она ремонтирует небольшой забор, который сломан и заброшен остальной частью деревни, демонстрируя свою любовь к своему сообществу и свой идеализм. Она влюбляется в Шаманова, капитана милиции-нигилиста, который сначала игнорирует ее, затем отвечает ей взаимностью и, наконец, бросает ее после того, как на нее напали. На нее нападает человек по имени Пашка — неуклюжий юноша в ярко-красном пальто, которого постоянно ругают за то, что он срезает углы для достижения своих целей. Именно это нападение отделяет Валентину от Шаманова, который еще больше уходит в свой нигилизм, покидая Чулимск. Ценности Вампилова здесь гораздо яснее, Валентина представляет сибиряки и деревенские прозаические ценности. Пашка — «новый» советский человек, помешанный на результате и не заботящийся ни об окружающей среде, ни о традициях, ни о людях, пострадавших от советских ценностей. Шаманов — это зритель, застрявший между идеалистическим коммунитаризмом Валентины и «прогрессом», представленным Пашкой. Как и в случае со своими ранними пьесами, Вампилов к концу 9-го года оставляет зрителей на месте.0019 Прошлым летом в Чулимске , когда Шаманов уезжает из города, а Валентина снова чинит забор, на глазах у всей деревни.

Вампилов, мало чем отличающийся от Солженицына, кажется, не революционно критикует советский режим, но просит свою аудиторию задуматься о том, что ценно в мире, и подумать о том, что теряется, когда природа и любовь приносятся в жертву прогрессу. Выросший в маленьком городке Иркутской области и получивший образование в Иркутске, Вампилов оказался бы прямо между советскими представлениями о прогрессе и людьми, которые несут тяжесть этого прогресса на своей земле и ценностях. Возможно, поэтому его ранние работы сосредоточены на студенческой жизни, на городе, а в более поздние годы он снова начал писать о сельской местности. Баланс, установленный между его любовью к Сибири и советским коммунализмом, оставляет зрителям возможность самим задавать эти вопросы. Что теряется, когда любой ценой гонятся за прогрессом? Что действительно важно в жизни? Как выглядит настоящий успех нации? Вампилов предлагает только намеки, никогда не дает полных ответов. Если бы он прожил дольше, его ответы могли бы развиться, но, подобно героям его пьес, мы можем вернуться только к его началу, понимая теперь цену и вознаграждение так называемого прогресса.

 

 

Процитированные работы:

Шерр, Барри. «Александр Вампилов. Основные пьесы», в Canadian Slavonic Papers , 1996.

Вампилов, Александр, Основные пьесы пер. Закон, Альма. Routledge, 1996.

В Президентской библиотеке состоялся показ фильма «Облепиховое лето» об Александре Вампилове

В Президентской библиотеке состоялся показ биографической драмы Виктора Алферова «Облепиховое лето», посвященной последним годам жизни и трагическому Смерть известного советского драматурга Александра Вампилова. «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске», «Провинциальные анекдоты» – эти и другие его пьесы получили широкую известность уже после смерти писателя. Его талант был признан критиками, но на сцену произведения настойчиво не пускали.

С какой стати самодостаточный, остроумный человек, душа труппы, вдруг напишет самую неразгаданную и трагическую пьесу своего времени — «Утиную охоту»; где разбивка в его характерах – ответы на эти вопросы ищут и находят во многом создатели картины “Облепиховое лето”, поставленной на киностудии “Лендок”.

“Фильм очень атмосферный, со своим авторским взглядом на личность Вампилова”, – сказал перед показом генеральный директор киностудии “Лендок” Алексей Тельнов. – Лето 1967 года. Александру Вампилову скоро исполнится тридцать. «Утиная охота» была закончена. Похоже, столичные театры осознают, что имеют дело с «современным Чеховым», и откроют свои двери молодому «нетипичному» драматургу. С этой полной нерастраченной надеждой момента и разворачивается действие «Облепихового лета».0003

В фильме несколько точных актерских попаданий. Помимо внешнего сходства Андрея Мерзликина с главным героем фильма, художнику удалось передать основные черты, которыми обладал его персонаж, сын провинциальных учителей: самоанализ, безупречный ум, веру в душевную чистоту своего отца – «враг народа», погибший в лагерях.

В фильме пересекаются две глубоко личные линии главного героя: поиски документов, проливающих свет на судьбу отца, и потребность в официальном признании. Это было – но в провинции, где с большим успехом прошла вампиловская премьера. Вспомните хотя бы постановку «Старшего сына» в Омском драмтеатре, когда за десять месяцев было записано около 100 постов. Однако до столичной сцены эти волны не доходили, рецензенты были не прочь похвалить — присматривались к новому автору.

Александр Вампилов был одержим желанием найти хоть какие-то следы своего отца. Все смотрели и смотрели на фотографии красивой молодой матери, проникаясь ее драматизмом, пониманием того, что свое пожизненное одиночество она компенсировала желанием вложить как можно больше в талантливого сына, – и снова и снова продолжались архивные поиски.

«Мы постарались показать героя, терзаемого гамлетовскими вопросами о причине смерти отца, о справедливости устройства мира, допускающего такие вещи», — сказала Ольга Погодина-Кузьмина после премьеры «Море -облепиховое лето» в Президентской библиотеке. – Его также одолевали вопросы о компетентности авторов произведений молодых авторов, потому что он вполне осознавал масштаб своего таланта» 9.0003

В кинотеатре была “полка” для самых честных и талантливых фильмов, спорные фильмы даже показывали на худсоветах, слухи о них засыпались землей, а произведения драматургов читались в тишине офисы «чиновников искусства». Или, в виде исключения, культовыми столичными режиссерами, их вердикт часто был решающим. В фильме Алферова есть эпизод, в котором чуткий к таланту литературный руководитель театра пытается свести молодого драматурга с Олегом Ефремовым, а тот не успевает заниматься сибирской провинциалкой – и бросает его плечо: “Ты бы показал Лелика”, я имею в виду Олега Табакова. А потом – очередное возвращение ни с чем домой, к жене (в фильме ее играет актриса Полина Чернышова) и дочери, теплый надежный тыл.

Очередной столичный приговор вынесен человеку, работавшему на уровне художественного открытия, освобождая изображаемую жизнь от малейшего налета фальши «социального строя», безликих «постановочных драм», которыми послевоенная сцена грешил.

Оставить комментарий