Домашняя работа учащихся: содержание и методы организации
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ДОМАШНЯЯ РАБОТА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
1.1 Сущность и содержание домашней работы учащихся
1.2 Особенности организации домашней работы учащихся разных возрастных групп по иностранному языку
1.3 Виды домашних заданий по английскому языку
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных задач современного школьного образования является создание условий для развития самостоятельной и творческой личности, стремящейся к самореализации и постоянному получению новых знаний. В связи с этим большая роль отводится самостоятельной работе учащихся, главной составляющей которой является домашнее задание. Исследование системы домашних заданий по определенным учебным дисциплинам и предметам представляет собой одну из важнейших проблем в обучении, так как соответствующая система домашних заданий является необходимым условием для успешного освоения материала, изучаемого на уроке.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что проблема организации системы домашних заданий по иностранному языку не является достаточно изученной и сформированной, вследствие чего учителем не используется в полной мере потенциал домашних заданий как фактор для обеспечения успешного обучения учащихся.
Объект исследования – домашняя работа учащихся как компонент образовательного процесса.
Предмет исследования – система домашних заданий по английскому языку для 4-го класса средних общеобразовательных учреждений.
Целью курсовой работы является опыт организации домашней работы учащихся по английскому языку в средней школе, ее содержание и методы организации.
Согласно цели нами были поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать сущность и содержание домашней работы учащихся в средней школе;
2) изучить особенности организации домашней работы учащихся разных возрастных групп по иностранному языку;
3) определить методы управления деятельностью учащихся по выполнению домашних заданий;
4) выявить основные недостатки домашней учебной работы школьников.
ГЛАВА 1 ДОМАШНЯЯ РАБОТА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
1.1 Сущность и содержание домашней работы учащихся
Домашняя работа представляет собой один из важнейших содержательных этапов при обучении учащихся, а также является типичным примером самостоятельной работы. Она способствует закреплению навыков и умений, материала, изученного на уроке, содействует развитию самостоятельности учеников и организации времени, без нее невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного изучения учащихся.
Необходимость домашней учебной работы была отмечена еще Н.К. Крупской, которая подчеркивала, что «уроки на дом имеют большое значение. Правильно организованные, они приучают к самостоятельной работе, воспитывают чувство ответственности, помогают овладевать знаниями, навыками» [21, с.273].
Согласно «Новому словарю методических терминов и понятий» Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина, «домашнее задание – это форма самостоятельной работы учащихся, организуемая преподавателем с целью закрепления и углубления знаний, речевых навыков и умений, полученных на уроке, а иногда и для самостоятельного решения посильных познавательных задач, являющихся частью определяемого программой учебного материала» Данный словарь определяет домашние упражнения как «тип упражнений по способу их выполнения: самостоятельная работа с пройденным на занятиях материалом во внеаудиторное время. Самыми распространенными домашними упражнениями являются упражнения в письме и чтении [2, c.66].
Белорусский педагог И.Ф. Харламов указывал, что домашняя учебная работа состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубоком усвоении изучаемого материала и его применении на практике, развитии творческих способностей и дарований и совершенствовании учебных умений и навыков [21, с. 273].
1.2 Особенности организации домашней работы учащихся разных возрастных групп по иностранному языку
Требования к домашней работе учащихся, а также ее содержание должны регулироваться нормативными документами, в соответствии с которыми различные возрастные группы получают домашние задания определенного вида и характера.
Прежде всего, домашние задания должны соответствовать возрастным особенностям школьников. Для каждой возрастной подгруппы существует определенное время, отведенное на выполнение домашней работы:
1-2 класс – от 1 до 1,5 часа;
3-6 классы – от 2 до 2,5 часа;
7-8 класс – 3 часа;
9-11 класс – до 4 часов.
Что касается самостоятельных и домашних заданий по иностранному языку, то младшие школьники должны уделять около 4 часов в неделю на изучение иностранного языка, средние классы – от 3 до 3,5 часов в неделю, старшая школа – от 2,5 до 3 часов самостоятельных занятий по иностранному языку.
При изучении иностранного языка для развития самостоятельной деятельности школьников предъявляются следующие требования:
– ученик должен осознать цель и задачи каждого конкретного упражнения. Он должен знать, что он будет с ним делать, какой результат желает увидеть в конце, и чем данное упражнение сможет обогатить его опыт.
– ученик должен знать процедуру выполнения задания. Для этого учителю необходимо вооружить учащихся всеми необходимыми знаниями, исходя из возможностей класса и их опыта на иностранном языке.
– ученик должен уметь пользоваться необходимыми материалами для выполнения задания: звукозапись, учебный дидактический материал, справочная литература (словари, справочники) [19, с. 168].
1.3 Виды домашних заданий по английскому языку
Одной из особенностей домашнего задания является его поисковый характер, то есть домашнее задание не должно иметь цель заучить материал, а должно представлять собой решение задач по аналогии с теми, которые ученики выполняли на уроке. Для того, чтобы сделать выполнение домашних заданий эффективным и интересным для каждой возрастной группы учащихся необходимо использовать различные виды домашних заданий. Ученики, в свою очередь, должна иметь возможность выбирать домашнее задание, и каждое задание должно тщательно инструктироваться учителем.
Существуют задания-минимум, которые могут быть предложены всем ученикам в классе, а также задания-максимум – для тех, кто проявляет особый интерес и стремление в изучении материала. Домашнее задание должно выводить ученика на новый уровень изучения материала, пробуждать интерес и стимулировать любознательность [14, с. 217].
О.В. Алексеева и Е. А. Литвинова выделяют следующие основные разновидности домашней работы:
– одна домашняя работа на весь класс, которая представляет собой наиболее распространённый вид домашней работы, в ходе выполнения которой у детей формируются различные умения и навыки;
– творческая домашняя работа, которая ориентирована на формирование и развитие творческих способностей учащихся, создание условий для организации работы с одарёнными детьми.
– групповая домашняя работа, когда группа детей выполняет задание, являющееся частью общего классного задания;
– индивидуальная домашняя работа, которая задаётся конкретным ученикам. Она может быть выполнена на карточках или с применением тетрадей на печатной основе.
– дифференцированная домашняя работа, которая рассчитана на различный уровень сложности;
Каждый из видов заданий может носить как индивидуальный, так и групповой характер.
Педагогические условия эффективности домашней работы младших школьников
Домашняя работа как способ повышения самостоятельности школьников, ее значение в младшем школьном возрасте. Дифференцированный подход к содержанию домашних заданий в начальной школе. Основные требования к системе заданий для самостоятельной работы.
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы организации домашней работы как вида познавательной деятельности младших школьников
1.1 Сущность понятия «домашняя работа» в психолого-педагогической литературе
1.2 Домашняя работа как способ повышения самостоятельности школьников
1.3 Значение домашней работы в младшем школьном возрасте
Глава 2. Педагогические условия эффективности домашней работы младших школьников
2.1 Дифференцированный подход к содержанию домашних заданий в начальной школе
2.2 Основные требования к системе заданий для домашней самостоятельной работы
2. 3 Виды и способы домашней работы
Заключение
Список литературы
домашняя работа самостоятельность школьник
Введение
Актуальность проблемы. В настоящее время перед школой стоит задача повышения качества знаний и умений школьников, подготовка их к самостоятельной трудовой и познавательной деятельности.
В решении этой задачи важную роль играет домашняя работа учащихся. Именно она призвана не только обеспечить усвоение школьниками определённой суммы знаний, умений, но и, что особенно важно, сформировать у них способности к самоорганизации, самоуправлению собственной деятельностью.
Это фундаментальное дидактико-методическое положение обретает особую значимость при реализации усовершенствованных программ, ориентированных на формирование у школьников умения учиться.
Организация домашней учебной работы – часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе.
Проблема исследования: каковы особенности организации домашней работы младших школьников как вида самостоятельной познавательной деятельности?
Цель исследования: раскрыть сущность, функции, требования к домашней работе младших школьников.
Объект исследования: познавательная деятельность младших школьников.
Гипотеза исследования: эффективность домашней учебной работы обеспечивается знанием особенностей её организации.
Задачи исследования:
– методом теоретического анализа современной научно-методической литературы раскрыть сущность, функции, требования к домашней работе младших школьников;
– дать характеристику видам домашних заданий;
– разработать методические рекомендации по эффективному выполнению домашних заданий.
Методы исследования: теоретический анализ первоисточников.
Теоретическая значимость работы состоит в систематизации теоретического материала по проблеме организации домашней учебной работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы организации домашней работы как вида познавательной деятельности младших школьников
1.1 Сущность понятия «домашняя работа» в психолого-педагогической литературе
Анализ структуры учебной деятельности и процесса её формирования выявил специфическую роль самостоятельной работы, её видов. Необходимо рассмотреть её дидактическую сущность, позволяющего осуществить постепенную передачу отдельных элементов учения самому ученику для самостоятельного выполнения.
В дидактико-методической литературе нет единого мнения о том, что вкладывается в понятие «домашняя работа’». Она рассматривается и как форма, и как средство, и как метод самостоятельной деятельности – в зависимости от конкретных условий обучения.
Определяя домашнюю работу как одну из форм учебной деятельности школьников, различные авторы по-разному определяют её сущность. Так, одни берут за основу описание способов руководства действиями учеников, содержание выполняемых заданий и их значения для воспитания личности ребенка, другие – уровень самостоятельности и творческой активности учащихся при выполнении тех или иных заданий, третьи – характер решаемых задач.
Основное внимание Р.М. Микельсон уделяет внешней стороне этой формы, подчеркивая, что домашняя работа – это выполнение учащимися заданий без всякой помощи, но под наблюдением родителей или учителя (если домашние задания выполняются под его контролем), который в случае затруднения может перейти к коллективным упражнениям.
Следующие признаки домашней работы выделяет Н.Г. Дайри:
учащийся ведёт её сам без посторонней помощи;
он действительно опирается на собственные знания, умения, опыт, используя их при рассмотрении вопроса, проявляя инициативу, творческое начало;
содержание работы – образовательное и воспитательное – является важным, полноценным, поэтому обогащает учащегося, вызывает напряжение мышления, его развитие [10].
Под домашней самостоятельной работой школьников В.Б. Срода понимает такую их деятельность, которую они выполняют, проявляя максимум активности, творчества, самостоятельного суждения, инициативы.
Нильсон О.А. считает, что домашняя работа учащихся – это вид учебной деятельности, при котором учащиеся выполняют индивидуальные, групповые или фронтальные учебные задания, прилагая необходимые для этого умственные и (или) физические усилия [25].
П.И.Пидкасистый рассматривает домашнюю самостоятельную работу как «…дидактическое явление, выступающее в двуедином качестве. С одной стороны – это учебное задание, т.е. то, что должен выполнить ученик, это объект его деятельности…» [29]. С другой стороны, домашняя учебная работа – это форма проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое, в конечном счёте, приводит школьника либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний. Задание является внешней формой самостоятельной работы, а её внутренним содержанием выступает учебная задача. Как средство обучения, домашняя самостоятельная работа принимает на себя функцию формирования способов действия.
Самостоятельная работа рассматривается П.И.Пидкасистым как вид познавательной деятельности, она выступает как гносеологическое явление и как «специфическая форма учебного научного познания. Внутренним содержанием является самостоятельное построение учащимися способа достижения поставленной перед ними цели». Единства средства и формы, как отмечает в своих исследованиях П.И. Пидкасистый, можно достичь только в том случае, «…если в каждом виде самостоятельной работы чётко сформулирована познавательная (теоретическая или практическая) задача» [24, 29].
Признаки домашней работы, как формы учебно-познавательной деятельности, раскрыты Т.И. Шамовой. К ним относятся: чёткое определение формы выражения и проверки результатов самостоятельной работы; наличие конкретного задания [36].
В практике обучения наиболее распространённым является определение Б.П.Есипова, так как в нём заложены указания учителю на то, как должна быть организована домашняя самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально представленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических сил.
Самостоятельная работа как средство активизации учения школьников рассмотрена в работах Л.П.Аристовой, ЕЯ.Голанта, М.А.Данилова и других авторов.
Итак, подводя итог теоретическому анализу изучения проблемы, домашняя работа – это форма обучения, в которой:
действия и силы учащихся направлены на решение учебной задачи, которая существует в средствах обучения, включаемых в метод, в форме заданий;
взаимодействие учителя и класса носит опосредствованный характер и строго ограничено во времени;
результаты решения учебной задачи выражаются в определённой форме и соотносятся с поставленными целями.
1.2 Домашняя работа как способ повышения самостоятельности школьников
Сущность учебной деятельности (УД), её структурные компоненты, специфика, мотивационная основа, её роль в порождении у детей целого ряда личностных психических образований всесторонне раскрыты в работах современных отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Формирование полноценной учебной деятельности в единстве содержательно-процессуального и мотивационного аспектов п…
Анализ домашнего задания – 798 слов
Каждый учащийся получает домашнее задание при поступлении в школу. Будь то одна страница или три главы за ночь, домашняя работа всегда является фактором образования. При этом Брайан Хейли схватывает суть этих заданий, говоря: «Так же, как стрижка газона или вынос мусора, домашняя работа кажется неотъемлемым атрибутом жизни» (Источник E). Уже давно ведутся споры о том, какой объем домашнего задания является достаточным для учащихся. Некоторые рассматривают домашнюю работу как помеху, в то время как другие рассматривают домашнюю работу как положительное подкрепление навыков, полученных в классе. Сокращение домашних заданий необходимо, поскольку это вред, который отнимает время и не повышает ценность образования учащегося. Домашняя работа требует времени. Например, диаграмма «Американский первокурсник: …показать больше содержания…
Например, Брайан П. Гилл и Стивен Л. Шлоссман утверждают: «…мы почти не обращаем внимания на то, как улучшить дизайн и содержание [домашнего задания]. Мы также мало делаем для подготовки учителей к использованию и оценке домашних заданий, для привлечения администраторов к ответственности за контроль нагрузки домашних заданий или для поощрения сотрудничества с родителями» (Источник B). Домашнее задание не влияет на учащихся, если его содержание не подкрепляет работу, выполненную в классе. Вдобавок ко всему, нет никаких программ, обеспечивающих высокое качество домашних заданий и их соответствие навыкам, которые они должны приобретать в классе. Более того, Глория Чайка описывает, как студенты не всегда готовы выполнять утомительные задания; «Учащиеся старших классов становятся экспертами в оценке правильности заданий и назначении им приоритетов… Я считаю, что ученики будут делать домашнее задание, когда оно должно быть выполнено, чтобы сдать класс» (Источник F). Учащиеся пропускают задания, когда чувствуют, что работа не имеет значения или не приведет к важному обсуждению в классе. Тот факт, что учащиеся пропускают домашнее задание, потому что сами учащиеся считают, что оно не имеет большого значения для их образования, показывает, что ему либо не хватает формата, либо содержания, показывая, что оно часто не является влиятельным фактором в формировании понимания учащимся концепции. В целом часто сомнительная академическая ценность домашних заданий является достаточной причиной для снижения …показать больше контента…
По словам Тома Лавлесса, «связь домашних заданий с успеваемостью учащихся положительна как для учащихся средних, так и для старших классов» (Источник C). Однако при этом не учитывается, что корреляция нейтральна для учащихся начальной школы (Источник А). Хотя некоторые учащиеся видят положительную корреляцию между результатами тестов и домашним заданием, их достижения не обязательно связаны с домашним заданием. Индивидуальная трудовая этика каждого учащегося и сложность курса играют роль в определении важности их домашнего задания. В старшей школе, если учащийся посещает курсы более высокого уровня, этот учащийся, скорее всего, воспользуется независимым стимулом для завершения своей работы. Часто классы более высокого уровня будут выполнять углубленные домашние задания и делать домашнюю работу фактором, влияющим на итоговую оценку учащегося.0009
Получить доступ
Домашнее задание: полезно ли это для детей? Вот что говорят исследования
Когда дети возвращаются в школу, снова разгораются споры о том, как они должны проводить свое время после того, как покидают класс на целый день.
Политика отказа от домашних заданий учителя второго класса в Техасе стала вирусной на прошлой неделе, заслужив похвалу от родителей по всей стране, которые сетуют на большую нагрузку, которую часто возлагают на маленьких учеников. Брэнди Янг сказала родителям, что в этом году она официально не будет давать домашнее задание, вместо этого попросив учеников ужинать со своими семьями, играть на улице и рано ложиться спать.
Но вопрос о том, сколько работы дети должны выполнять вне школы, остается спорным, и многие родители не согласны с политикой отказа от домашних заданий, опасаясь, что их дети теряют потенциальное преимущество в учебе. Вот что вам нужно знать:
Проблема
На протяжении десятилетий стандартом домашних заданий было «правило 10 минут», согласно которому для каждого класса рекомендуется выполнять домашнее задание не более 10 минут в день. Второклассники, например, должны делать домашнее задание около 20 минут каждый вечер. Старшеклассники должны выполнять домашнюю работу около двух часов каждый вечер. Это руководство поддерживают и Национальная родительская ассоциация, и Национальная ассоциация образования.
Но некоторые школы начали давать своим младшим ученикам перерыв. Начальная школа штата Массачусетс объявила о запуске пилотной программы без домашних заданий на предстоящий учебный год, которая продлит учебный день на два часа, чтобы обеспечить больше занятий в классе. «Мы очень хотим, чтобы дети уходили домой в 4 часа, уставшие. Мы хотим, чтобы их мозг устал», — сказала директор начальной школы Келли Джеки Глашин в интервью местному телеканалу. «Мы хотим, чтобы они наслаждались своими семьями. Мы хотим, чтобы они ходили на футбольную тренировку или футбольную тренировку, и мы хотим, чтобы они ложились спать. Вот и все.”
Государственная начальная школа Нью-Йорка в прошлом году ввела аналогичную политику, отказавшись от традиционных домашних заданий в пользу семейного времени. Это изменение было быстро встречено возмущением со стороны некоторых родителей, хотя оно получило поддержку со стороны других лидеров образования.
Новые решения и подходы к выполнению домашних заданий различаются в зависимости от сообщества, и эти местные дебаты осложняются тем фактом, что даже эксперты в области образования расходятся во мнениях относительно того, что лучше для детей.
Исследования
Самое всестороннее исследование домашних заданий на сегодняшний день основано на метаанализе 2006 года, проведенном профессором психологии Университета Дьюка Харрисом Купером, который обнаружил доказательства положительной корреляции между домашним заданием и успеваемостью учащихся, а это означает, что ученики, которые выполняли домашнее задание, лучше успевали в школе. Корреляция была сильнее для старших школьников — с седьмого по 12-й класс — чем для младших классов, у которых была слабая связь между домашним заданием и успеваемостью.
Анализ Купера был сосредоточен на том, как домашние задания влияют на успеваемость — например, на результаты тестов. В его отчете отмечается, что домашние задания также улучшают учебные привычки, отношение к школе, самодисциплину, любознательность и навыки самостоятельного решения проблем. С другой стороны, некоторые исследования, которые он изучил, показали, что домашняя работа может вызвать физическую и эмоциональную усталость, вызвать негативное отношение к учебе и ограничить свободное время детей. В конце своего анализа Купер рекомендовал дальнейшее изучение таких потенциальных последствий домашних заданий.
Несмотря на слабую корреляцию между домашним заданием и успеваемостью у маленьких детей, Купер утверждает, что небольшое количество домашних заданий полезно для всех учащихся. Он сказал, что второклассники не должны делать домашнюю работу по два часа каждый вечер, но они также не должны делать домашнюю работу без нее.
Дебаты
Не все эксперты в области образования полностью согласны с оценкой Купера.
Кэти Ваттеротт, профессор педагогики Университета Миссури-Стрит. Луи поддерживает «правило 10 минут» как максимум, но считает, что нет достаточных доказательств того, что домашние задания полезны для учащихся начальной школы.
— Корреляция — это не причинно-следственная связь, — сказала она. «Влияет ли домашняя работа на успех или успешные люди делают больше домашней работы?»
Ваттеротт, автор книги «Переосмысление домашних заданий: лучшие практики для удовлетворения различных потребностей» , считает, что следует уделять больше внимания повышению качества домашних заданий, и поддерживает усилия по устранению домашних заданий для детей младшего возраста.
«Меня не беспокоит, что учащиеся не приступают к домашнему заданию до четвертого или пятого класса», — сказала она, отметив, что, хотя споры о домашнем задании, несомненно, продолжатся, она заметила тенденцию к ограничению, если не отмене домашних заданий в начальной школе. .
Этот вопрос обсуждался десятилетиями. Обложка TIME в 1999 году гласила: «Слишком много домашней работы! Как это вредит нашим детям, и что родители должны с этим делать». В сопутствующей статье отмечалось, что запуск «Спутника» в 1957 году привел к повышению качества образования в области математики и естественных наук в США. Последовавшее за этим стремление быть конкурентоспособными в глобальном масштабе, а также все более требовательный процесс поступления в колледжи подстегнули практику задавать домашние задания.
«Жалобы цикличны, и сейчас мы находимся в той части цикла, когда слишком много беспокойства», — сказал Купер. «Вы можете вернуться к 1970-х, когда вы обнаружите, что были опасения, что их слишком мало, когда мы беспокоились о нашей глобальной конкурентоспособности».
Купер признал, что некоторые ученики действительно приносят домой слишком много домашней работы, и их родители правы в своем беспокойстве.
«Хороший способ думать о домашнем задании — это то, как вы думаете о лекарствах или пищевых добавках», — сказал он.