Исследовательская работа образец: Оформление исследовательской работы и проекта

Содержание

Научно-исследовательская работа студентов

Научно-исследовательская работа студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим профессиональным образованием в области экономики, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического и культурного прогресса.

Привлечение к научно-исследовательской работе студентов позволяет использовать их творческий потенциал для решения актуальных задач НИР.


Основными задачами научно-исследовательской работы студентов являются:

  • овладение студентами научным методом познания, углубленное и творческое освоение учебного материала;
  • обучение методологии и средствам самостоятельного решения научных задач;
  • привитие навыков работы в научных коллективах, ознакомление с методами и приемами организации НИР.

Научно-исследовательская работа студентов является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах.

Руководство научно-исследовательской работой студентов осуществляют профессора и преподаватели вуза.

Научно-исследовательская работа студентов подразделяется на научно-исследовательскую работу, включаемую в учебный процесс и выполняемую во внеучебное время.

  • Научно-исследовательская работа студентов (НИРС), включаемая в учебный процесс, предусматривает: выполнение заданий, курсовых и дипломных работ, содержащих элементы НИР;
  • Изучение теоретических основ методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обобщения, обработки научных данных, формулирование выводов и практических предложений и т. д.

Участвующими в научно-исследовательской работе считаются студенты, выполняющие элементы самостоятельной научной работы в области экономических  и гуманитарных наук. Научно-исследовательская работа студентов завершается обязательным представлением отчета, сообщением на заседании кафедры или на научной конференции.

Научно-исследовательские и творческо-исполнительские работы, успешно выполненные студентами во внеучебное время и отвечающие требованиям учебных программ, могут быть зачтены в качестве соответствующих курсовых работ.

Научно-исследовательская деятельность студентов (НИДС) является неотъемлемой составной частью обучения и подготовки квалифицированных специалистов, способных самостоятельно решать профессиональные, научные и технические задачи. Научно-исследовательская деятельность содействует формированию готовности будущих специалистов к творческой реализации полученных в университете знаний, умений и навыков, помогает овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт.

Основной целью организации и развития научно-исследовательской деятельности студентов является повышение уровня научной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и выявление талантливой молодежи для последующего пополнения научно-педагогических кадров университета.

Основные направления НИДС:

  • выявление наиболее одаренных студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности;
  • создание благоприятных условий для развития и внедрения различных форм научного творчества молодежи, базирующихся на отечественном и зарубежном опыте и результатах научно-методических разработок;
  • содействие всестороннему развитию личности студента, формированию навыков самостоятельной работы и работы в творческих коллективах, овладение методологией научных исследований;
  • обеспечение участия студентов в проведении прикладных, фундаментальных, поисковых, методических и педагогических научных исследований по приоритетным направлениям в различных областях науки и техники;
  • интеграцию научно-практических потенциалов преподавателей и студентов, направленную на решение научно-практических проблем в различных отраслях науки;
  • проведение мероприятий различного уровня для молодых исследователей на базе вуза.

Организация научно-исследовательской деятельности студентов НИДС является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах, в кружках, проблемных и исследовательских группах. Руководство НИДС осуществляют ведущие научно-педагогические работники университета, старшие преподаватели. Координаторы по науке  являются ответственными за организацию научно-исследовательской работы на факультете университета.

В университете реализуются разные формы НИДС.

НИДС, включенная в учебный процесс, выполняемая в соответствии с учебными планами и программами предусматривает:

  • выполнение заданий, лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов (работ), содержащих элементы научных исследований;
  • выполнение конкретных заданий научно-исследовательского характера в период учебных и производственных практик;
  • изучение теоретических основ методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных.

НИДС, дополняющая учебный процесс, организуется в форме:

  • работы в научно-учебных лабораториях, научно-проблемных и исследовательских группах;
  • выполнения индивидуальных научных исследований под руководством конкретного научного руководителя;
  • участия в студенческих научных организационно-массовых и состязательных мероприятиях различного уровня: научных семинарах, конференциях, конкурсах работ, олимпиадах по дисциплинам и направлениям;
  • организации специальных курсов, программ, проведение занятий с группами студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности.

Основные составляющие НИР:

  • обеспечение сбалансированности исследований в области фундаментальных и прикладных наук как основы полноценного научного образования и качественной подготовки специалистов;
  • выполнение кафедральных тем НИР;
  • выполнение инициативных тем научных исследований;
  • внедрение научно-методических разработок в учебный процесс университета;
  • обмен результатами научных и научно-методических исследований в форме проведения межвузовских, региональных, республиканских и международных конференций, семинаров на базе университета, а также участие преподавателей и студентов в
  • конференциях, проводимых в других научных и учебных центрах;
  • повышение квалификации преподавателей через стажировки, курсы повышения квалификации вузов и т. п.;
  • научное и методическое сотрудничество с образовательными учреждениями региона;
  • организация редакционно-издательской деятельности университета;
  • организация научно-исследовательской деятельности студентов (НИРС).

[10 примеров] Отчет по НИРС и УИРС 2022

Содержание


Научно-исследовательская работа студентов является одним из ключевых методов обучения в ВУЗе. Подобная работа положительно влияет на формирование профессиональных, аналитических и практических навыков учащихся. Деятельность направлена на развитие научного профиля студента, повышение его квалификации и умений применять теоретические знания на практике.

[10 примеров] Образцы отчетов по НИР 2022 года

  • Отчет по НИР. Пример 1
  • Отчет по НИР. Пример 2
  • Отчет по НИР. Пример 3
  • Отчет по НИР. Пример 4
  • Отчет по НИР. Пример 5
  • Отчет по НИР. Пример 6
  • Отчет по НИР. Пример 7
  • Отчет по НИР. Пример 8
  • Отчет по НИР. Пример 9
  • Отчет по НИР. Пример 10

Организацией научно-исследовательской работы студентов в университете занимаются непосредственно кафедры. Именно они распределяют задания, направляют студентов к кураторам. Они определяют учебные задания, предлагают формы организации научных экспериментов и, в дальнейшем, дают оценку проведенной работе. Исследования, проведенные студентами сверх программы, учитываются в качестве бонусов и значительно влияют на их успеваемость и рейтинг. Как правило, образовательная программа предусматривает проведение практических занятий в лабораториях, написание научных публикаций под контролем куратора, участие в тематических конференциях, исследовательских работах различного уровня, коллоквиумах и конкурсах. Возможно проведение в рамках университета специальных курсов, дополнительных занятий, утвержденных кафедрами программ, направленных на мотивацию учащихся.

Зачем нужна научно-исследовательская деятельность в ВУЗе?

В процессе проведения НИРС студенты учатся самостоятельно добывать новые знания. В результате самостоятельного сбора информации, его анализа и изложения формируются критические способности и навыки работы с научной литературой. Какие методы применяют учащиеся при прохождении НИРС:

  • проведение опытов и анализ передовых научных наработок;
  • корректное оформление научных фактов, полученных в результате изысканий;
  • формулировка данных и оформление их в отчет;
  • анализ научной информации;
  • изучение и критика передовых концепций и подтвержденных фактов в рамках научного направления;
  • применение и апробация теоретических данных на практике.

В результате НИР студенты обретают такие умения как анализ философских принципов и фундаментальных законов в рамках научного направления. В результате проводимой работы студент учится самостоятельно проводить эксперименты, систематизировать полученные результаты, работать со сложным техническим оборудованием и приборами. Кроме того, постепенно учащиеся обретают навыки комплексного анализа научной литературы. После проведения исследовательской работы они способны самостоятельно организовать экспериментальную деятельность, критически мыслить и задавать правильные вопросы в рамках имеющихся данных. Среди ключевых задач проведения НИРС можно выделить следующие:

  • всесторонняя подготовка специалистов в рамках специальности;
  • углубление знаний по учебной дисциплине;
  • развитие навыков исследовательской и аналитической работы;
  • стимуляция умений по самостоятельной работе со сложными учебными данными;
  • обретение навыков по определению актуальных целей и задач исследования.

На предварительных этапах ведется подготовка студентов к самостоятельной работе. Организуются занятия, на которых решаются нестандартные задачи, проводятся лабораторные опыты, семинары, под контролем куратора готовятся научные статьи.

Формы научно-исследовательской работы студентов

Сегодня различают два ключевых типа НИРС. К первому из них можно отнести подготовку тематических рефератов, ВКР, курсовых исследований. Они пишутся под контролем назначенного куратора и нацелены на развитие научно-исследовательских способностей учащегося. В рамках подобной деятельности он учится работать с академической литературой, вычленять из неё самое необходимое, проводить самостоятельные изыскания и получать опытным путём данные, которые в дальнейшем могут быть использованы в прикладных целях. С каждым курсом обучения требования к выполняемым НИРС повышаются. Чем выше уровень обучения, тем сложнее становятся задания и академические задачи. На финальном этапе студент должен самостоятельно уметь проводить актуальные академические эксперименты, анализировать полученные выводы и оформлять их в соответствующей форме.

Ко второму блоку научно-исследовательских работ относится деятельность, которая выполняется сверх учебного плана. Она инициируется руководством ВУЗа для форсирования развития научных и исследовательских навыков у студентов. Важнейшими формами подобной работы являются предметные научные кружки, лаборатории, научно-практические конференции, внутривузовские и областные конкурсы. Подобные формы стимулирования студентов признаются эффективными. Они позволяют повысить успеваемость, усилить мотивацию к знаниям, укрепляют их общественный  статус и повышают самооценку. План мероприятий по проводимым в рамках НИРС утверждается внутренними приказами университета.

Содержание научно-исследовательской работы студента

Как правило, отчет по проведенной научно-исследовательской работе студента имеет четкую логическую структуру и содержание. Они во многом зависят от специфики научного направления и утвержденных университетом методических рекомендаций. В современном российском высшем образовании принято несколько форм НИРС:

  • выпускная квалификационная работа;
  • реферат, конспект или сообщение по теме;
  • доклад, подготовленный для конференций;
  • научные статьи, публикации в периодике, конкурсные работы;
  • курсовая работа.

Кроме того, в результате развития технологической среды и дистанционного образования также используется интерактивные формы научной работы студентов. К ним относятся удалённые выступления на коллоквиумах, подготовка к демонстрации презентаций по научному докладу. Популярной формой обучения в рамках НИРС становится вебинар, который проводится в сети Интернет с привлечением широкого круга ученых и студентов.

Нужна помощь в подготовке отчета?

Получи бесплатный расчет за 15 минут

Введите контактный e-mail:

Введите номер телефона

Что требуется сделать?

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail

Телефон

Напишем вам на вашу почту

Перезвоним вам для уточнения деталей

Перезвоним вам для уточнения деталей

Важнейшими требованиями к любой форме проведения научно-исследовательской работы студентов является информативность, наглядность, применение иллюстративного материала, оптимальность объёма и доступность для читателей.

Введение к научно-исследовательской работе (УИРС)

Введение научно-исследовательской работы (УИРС) хоть одна из самых маленьких частей работы, но также и одна из самых важных. Оно характеризует работу в целом, показывает способность студента ставить цели и задачи, отмечать актуальность проблемы и емко излагать свои мысли. Введение должно содержать следующее:

  • Объект исследования;
  • Предмет исследования;
  • Актуальность;
  • Цели практики;
  • Задачи практики;
  • Сроки практики;
  • Место прохождения практики.

Заключение к научно-исследовательской работе

Заключение отчета по научно-исследовательской практике не менее важно, чем введение. Ведь если во введении студент отражает краткую информацию об объекте, предмете исследования, задачах и целях практики, то заключение рассказывает о результатах исследования, достижении тех или иных поставленных в самом начале целей и задач. Последний раздел отчета по практике должен включать в себя:

  • Краткие выводы по каждому разделу работы;
  • Информацию по достижению целей и задач практики.

Как проходит НИРС

Процесс проведения научно-исследовательской работы студентов проводится по определённому регламенту. На первом этапе определяется объект исследования, способы его анализа и планируемый результат. Для этого определяется предмет, цель и гипотеза работы. На данном этапе важно ответить на вопрос: для чего производятся изыскания, и какое прикладное значение они имеют для науки.

На следующем уровне определяются способы и методология проводимых исследований. Задаётся вопрос: какими методами будет найден ответ на поставленные задачи и действительно ли он является объективным. Подобный комплексный логический подход позволит получить на выходе действительно объективные данные, полезные для науки, которые будут по достоинству оценены научным сообществом.

Как оформить отчет по НИРС, УИРС

Чтобы отчитаться по проведенной научно-исследовательской работе студенты подготавливают отчетные документы. Они должны содержать исчерпывающую информацию о достижениях. Как правило, кураторы требуют от учащихся развернутый итоговый отчет. Он состоит из следующих структурных элементов:

  • Титульный лист с указанием названия ВУЗа, типа отчета, список руководителей и их подписи.
  • Данные исполнителя, курс, кафедра.
  • Краткое содержание документа и его прикладное значение.
  • Реферативный отчет о проделанной работе. В нем указываются ключевые слова работы, содержание. Дается обоснование актуальности, задачи, цели, гипотеза исследования.
  • Приложения с таблицами, схемами, фотографиями, иллюстрациями. Протоколы наблюдений, опросные листы, инструкции, разработанные методики, перечень партнеров и т.д.
  • Список использованной литературы, документов, публикаций.
  • Отзывы экспертов, партнеров и преподавателей.

Ориентировочный объем документа – 10-20 страниц. При его оформлении применяют требования, изложенные в ГОСТ 7.32-2001. Отчет по НИРС, УИРС может содержать перечень научных работ, направленных на конкурсы, творческие гранты, конференции, выставки, олимпиады, организованных кафедрами. Кроме того, отчет по УИРС может оформляться в форме реферирования отдельных тем, подбор библиографии по отраслевому направлению, подготовки учебно-методических пособий, разработки таблиц, интерактивных макетов, схематических моделей. В ВУЗах нередко студентов привлекают к подготовке чертежей, схем, плакатов, созданию планов лекционных и практических занятий.

По проводимой научно-исследовательской работе оформляются отчеты, которые после окончания обучения будут гарантом высокого рейтинга студента. Исследования, которые студенты проводили вне рамок обучения в ВУЗе и соответствующие требованиям кафедр, играют огромную роль в обучении. В некоторых случаях сформированные отчеты могут зачитываться в качестве лабораторных исследований, курсовых, и даже дипломных работ.

Полезные советы по оформлению отчета НИРС

При недостатке опыта студентам рекомендуется начинать с формулировки проблемы. Она действительно актуальная и отвечает требованиям времени. Во введении не должно быть никаких определений, формулируется новизна темы, обозначается цель. Задачи работы должны быть актуальными на данный момент времени и содержать достоверную информацию.

В содержании дается обзор литературы и технической документации по теме, обозначается степень изученности проблемы. Далее она рассматривается с теоретической и экспериментальной точек зрения. Дается анализ аналоговых данных, методик и алгоритмов. В практической части применяются подходы и концепции, обозначенные в теоретическом разделе. Затем анализируются полученные результаты, проводятся апробации продукта или программы.

Полученные данные должны быть оформлены в выводы, содержать ссылки на свежие источники литературы, данные электронных библиотек, источников сети Интернет, периодические издания. Важнейшая часть любой научно-исследовательская работы – это оформление заключения. Оно должно быть емким, лаконичным и содержать ответы на поставленные ранее вопросы, подтвердить или опровергнуть выдвинутую в начале исследования гипотезу. Кроме того, в нем приводятся доказательства и описываются возможные направления развития результатов исследования. Подобные рекомендации позволят каждому студенту с успехом подготовить и защитить исследовательскую работу любого отраслевого направления.

Предыдущая

Юридическая практика

Следующая

Отчет по творческой практике

Нужна помощь в подготовке отчета?

Получи бесплатный расчет за 15 минут

Введите контактный e-mail:

Введите номер телефона

Что требуется сделать?

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail

Телефон

Напишем вам на вашу почту

Перезвоним вам для уточнения деталей

Перезвоним вам для уточнения деталей

Пример отчета по научно-исследовательской работе (НИР)

Содержание

  • Из каких частей состоит отчет о НИР
  • Написание отчета о НИР по ГОСТу – с чего начать
  • Особенности заполнения структурных разделов отчета
  • Пример реферата к отчету о НИР

Успешно провести научное исследование – не простая задача, но это только полдела: в течение 30 дней по окончанию работ исполнитель должен подготовить и сдать отчет о НИР.  

Все научные исследования подлежат государственной регистрации. Сведения о проведении НИР подаются два раза: в начале работ и по их завершению. Если НИР проводятся в несколько этапов, то они указываются в планировании, и затем по ним составляются отдельные отчеты

Отчет о НИР – это научно-технический документ, завершающий исследовательские работы и описывающий их содержание, процесс выполнения и итоговые результаты.

Отчет о научно-исследовательских работах выполняется в соответствии с ГОСТом 7.32.-2001. Этот документ был принят в 2001 году странами ближнего зарубежья с целью упростить процесс обмена научными данными между государствами, их систематизацию и внесение в электронные системы.

При написании отчета о НИР важно сохранять логику и порядок изложения. В тексте должно быть минимум «воды», никаких сложных описательных оборотов, размытых формулировок. Только аргументированные утверждения, исключающие возможность спорного толкования отчета.  

Корректность проведения НИР и формирование отчетной документации контролируется ГОСТом 2.111-68. Во время проверки на этот документ опираются и исполнительная и мониторинговая организации. 

Из каких частей состоит отчет о НИР

Структура отчета о НИР по ГОСТу должна быть представлена следующими обязательными разделами:

Другие структурные элементы могут не присутствовать в отчетной документации при соблюдении некоторых условий, указанных в стандарте. 

Написание отчета о НИР по ГОСТу – с чего начать

ГОСТ 7.32-2001 – это первый документ, который берут на вооружение при формировании научно-исследовательского отчета. Стандарт детально и исчерпывающе описывает все требования. Правила форматирования текста, структура и содержание разделов, примеры оформления титульного листа и других элементов отчета – все это можно узнать, ознакомившись с ГОСТом.

При внимательном изучении в стандарте можно обнаружить ссылки на другие ГОСТы. Большая часть из них являются действующими, но некоторые уже утратили актуальность или заменены на другие документы.

Стандарты, утратившие силу в связи с введенными поправками:

  • ГОСТ 6.38-90.

  • ГОСТ 7.54-88.

  • ГОСТ 7.12-93.

Отчет по научно-исследовательской работе представляет собой документ, оформленный на бумаге размера А4 или А3 при наличии объемного иллюстративного материала. Печатный текст набирается с полуторным интервалом, шрифт должен быть не меньше 12 кегля.  Вся нумерация в тексте ведется только арабскими цифрами. В качестве заголовков пишут наименования структурных элементов.


Особенности заполнения структурных разделов отчета

Титульный лист – лицевая страница отчета, выполняющая несколько важных функций. Информация, приводимая на титульном листе, нужна для корректной каталогизации и систематизации отчетных сведений. Кроме наименования исследования, в титул заносятся данные об исполнителе, классификационные коды и номера, даты, поля для подписей и другая информация. Если отчет состоит из нескольких частей, то на каждую из них формируется отдельный титульный лист. 

Приложение Б ГОСТа содержит несколько образцов оформления титульного листа

Список исполнителей составляется в том случае, если НИР проводилось несколькими участниками. Если исследовательские работы выполнял один исполнитель, то его данные приводятся на титульном листе.

Реферативная часть обязательно должна присутствовать в отчете. В ней кратко излагаются все существенные положения и содержательные элементы документа – от методологии до итоговых результатов и рекомендаций. Также в реферате перечисляются ключевые слова текста.

Содержание – следующая страница после реферата, которая должна присутствовать в любом отчете, если его объем больше десяти страниц. На каждую отдельную часть отчета составляется свое содержание.

Определения, обозначения и сокращения – эти элементы могут быть объединены в один раздел или приводиться отдельно.

Введение – описывает проблематику и обоснованность исследования, поставленные цели и задачи. Также в этой части перечисляются все этапы проведенных работ и составленные к ним отчеты.

Основная часть научно-технического отчета отражает сущность проведенных работ, использованные методы исследования и итоговые результаты. Приводится теоретическое описание направлений работ, экспериментальные и статистические данные, характеристики разработок, оценка эффективности и производительности.

Заключение сжато описывает насколько были выполнены поставленные задачи, какие достигнуты результаты, успешность их применения и рекомендации к ним.

Введение и заключение – разделы, которые изучаются читателями более подробно, чем другие части отчета. Поэтому оформлять их следует с особой ответственностью

Список использованных источников – это хорошо известная часть любой научной работы. На написание этого раздела распространяется действие ГОСТа 7.1-2003.

Приложения содержат все материалы исследования, которые исполнитель посчитал нужным не включать в другие разделы. Это могут быть таблицы, расчеты, иллюстрации, протоколы, методики и прочие данные.
 Методические указания по заполнению и оформлению отчета по НИР.

Пример реферата к отчету о НИР

Ознакомиться с примером отчета по Научно-исследовательской работе можно ниже.

 Отчет о НИР.


Пример исследовательской работы — бесплатные образцы для студентов