Контрольная работа философия и мифология: Контрольная работа по дисциплине “Философия”

Содержание

Контрольная работа по дисциплине “Философия”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Девятый вариант

 

Содержание

 

1.Мировоззрение. Исторические типы мировоззрения…………………………………..3

2.Русская философия конца  XIX начала ХХ века………………………………………….9

Список литературы……………………………………………………

……………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

1.Мировоззрение. Исторические типы 

мировоззрения.

 

     Мировоззрение – это фундамент человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека – это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.

     Жизнь людей в обществе носит исторический характер.

Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей также подвержено историческим переменам. Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом масштабе, мы имеем в виду совокупность взглядов, оценок и принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения и действия людей.

     Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути.

Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.

      Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. В период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний. Таким образом, миф — это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое

3

образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Мифы были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией.

         Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно не зависимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое.

Однако религия имеет свою специфику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззренческих конструкциях (например, таких, в которых преобладает разделение мира на естественный и сверхъестественный) и не в особом отношении к этим мировоззренческим конструкциям (отношение веры). Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. Они становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Таким образом, религия придает смысл и

 

4

знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

Итак, мифологически-религиозное мировоззрение носило духовно-практический характер.

На смену образу и символу приходит Логос — разум. Философия и зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т. е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к вопросам отношения человека к превосходящим его силам и существам, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания.

Первоначально она выступила на исторической арене как поиск мирской мудрости.

Термин «философия» в переводе с греческого языка означает любовь к мудрости. Слово «философ» впервые употребил греческий математики мыслитель Пифагор (ок. 580-500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона. Первоначально понятие «философия» употреблялось в более широком значении. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. При этом следует отметить, что именовавшиеся философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Возникновение философии означало появление особой духовной установки — поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.

Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т. д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в

5

зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому можно сказать, что философия- это теоретически сформулированное мировоззрение. Философия — это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия — это теоретический уровень мировоззрения. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает философию и науку.

Как отмечает немецкий философ Л. Фейербах, начало философии составляет начало науки вообще. Это подтверждается историей. Философия — мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.

Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы, как уже отмечалось раньше, утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения.

И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

 

6

На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В этот же период существовала и религия.

Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.

Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией.

Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

 

7

На протяжении всей истории существования человечества философия складывается как устойчивая форма общественного сознания, рассматривающая мировоззренческие вопросы.

Она составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать ни читать.

Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как – бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранителем исторической памяти.

В массовом сознании философия нередко представляется чем – то весьма далеким от реальной жизни. О философах говорят как о людях «не от мира сего». Философствование в таком понимании – это пространное, туманное рассуждение, истинность которого нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Подобному мнению, однако, противоречит тот факт, что в культурном, цивилизованном обществе каждый мыслящий человек, хотя бы «немножко» – философ, даже если он и не подозревает об этом.

Философия является одной из основных форм общественного сознания, системой наиболее общих понятий о мире и о месте человека в нем. В

8

отличие от мифологии и религии, философия опирается на теоретико-логическое размышление человека о мире. Она приходит на смену мифологии и религии как единое совокупное знание, основанное на другом фундаменте.

Сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Философия является одной из основных форм общественного сознания, системой наиболее общих понятий о мире и о месте человека в нем.

Философия – это не безусловная вера, а размышление, философия – это не точка, не догматическое установление, а всегда вопрос. Основой философского размышления является критическое осмысление уже сложившихся представлений о мире. Как уже было отмечено выше, философия – это рефлексия, а это значит, что она имеет дело не с самим предметом бытия, а с мыслью о бытии, с определенным, уже сложившимся сознанием бытия. Философия – это анализ наших представлений о бытии, поэтому чрезвычайно высока степень ее абстракции. Рефлексия – взгляд внутрь, взгляд в себя. По высказыванию Н. Бердяева, философское мировоззрение – результат не праздного любопытства не занятых в какой-либо деятельности людей, а плод трудных и долгих размышлений.

Философия выражала появившуюся потребность разбираться с помощью разума (т.е. рационально) в понятиях, в тех проблемах, которые возникали в ходе исторического процесса, поэтому отличительной особенностью философского мировоззрения является отражение мира в системе понятий. Кроме того, философское мировоззрение, в отличие от мифологического и религиозного, больше оперирует научными фактами, больше делает опору на данные конкретных наук.

Мифологическое и религиозное мировоззрение – это групповое, коллективное сознание. Философия же возникает тогда, когда появляется необходимость индивидуального, личностного осмысления. Каждая философская концепция сугубо индивидуальна. Философия всегда ориентирует человека на

9

самостоятельный анализ тех или иных проблем. Цель теоретической философии, представленной в ее истории, – расширить информационное поле для такой деятельности. У самого человека всегда остается право выработать собственную позицию, но на основе философских знаний она будет более весома и значима.

2. Русская философия  конца XIX начала ХХ века.

                  Русская философия — феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась     исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Проект по философии “Философия и Мифология”

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ)

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                                     по  дисциплине: «Философия»

тема: «Мифология и философия»

 

 

Выполнил  студент:

__2__группы  __1_ курса

__заочной__формы обучения

          факультета  психологии

          начального обучения

Артемова Елена Николаевна

Руководитель:

доцент кафедры философии                                     Олексюк А. В..

Дата защиты: «__» ____________ 2016 г.

Оценка: __________________________

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регистрационный номер_____

Дата регистрации_________

Москва

2016

 

Содержание

 

Введение_______________________________________________3стр.

 Глава I. Мифологическое мировоззрение _________________3-4стр.

     I.I. Характерные черты мифологического мировоззрения ___   4-7стр.

     I.II. Функции  мифологического мировоззрения ____________ 6стр.

Глава II. Философское мировоззрение____________________7-8стр.

     II. I. Характерные черты философского мировоззрения_______8-10стр     

     II.II.Функции философского мировоззрения_______________  10-11стр.

Глава III. Роль мифологии в  философии_____________________11-12стр.

IV. Заключение ___________________________________________13-14стр.

V. Используемая  литература________________________________15стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Философия и мифология – две различные формы общественного сознания – два типа мировоззрения.

      Философия – это любовь к мудрости. С древних времен люди стремились к познанию мира, таким образом, начала зарождаться мифология – первая из форм общественного сознания. В ней начала зарождаться философия. В своем начальном содержании философия почти совпадала с религиозно – мифологическим мировоззрением.

      Мифология – это не что иное, как попытка объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Поскольку человек тогда еще не был «вооружен» философией и другими науками, этот процесс шел с помощью олицетворения различных явлений образами богов.

      Но мифологический способ познания относится к эмоционально-образному, а философский – к понятийному. Мифология  является, как бы прародительницей философии и эти области неразрывно связаны. Философия и мифология являются частями одного целого, так как 1-ая из их сформировалась на базе обретенного опыта 2-ой. В своей работе я расскажу, что такое философия и что такое мифология, в чем заключаются их различия, как мифология перешла в философию.

Глава I.Мифологическое мировоззрение.

Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу. За этот период, длившийся десятки тысячелетий, мифология прошла в своем развитии ряд ступеней, породила множество форм, выражающих различные этапы становления и развития доклассового общества.

Мифология (от греч. mythos – предание, сказание и logos – слово, понятие, учение) – тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Многие мифы посвящены происхождению и устройству космоса (космогонические и космологические мифы). Они заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве окружающего мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, то есть превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление разрушительных демонических сил. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывающие грядущую гибель мира, в ряде случаев – с последующим его возрождением. Миф, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Он выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие.

I.I. Характерные черты мифологического мировоззрения

 Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях. Люди воспринимают и осознают окружающий мир, запечатлевают накопленный ими жизненный опыт, сохраняют и передают его из поколения в поколение.

     Главным свойством мифологического сознания считается синкретичность. В мифологических представлениях все может быть всем, т. е. человек и природа, познание и переживание, объект и субъект нераздельны.

       Вторая важная особенность мифологического сознания — нечувствительность к противоречиям.

     Третьей особенностью мифологического сознания можно считать установление особого вида связей между явлениями. Во-первых, метаморфоза: предметы, животные, люди, явления превращаются друг в друга. Во-вторых, ассоциативные связи. Ассоциации самые разнообразные, скажем, дыхание и душа или смерть и сон. В-третьих, объяснение связи между явлениями в мифе происходит в зависимости от заданной цели.       

     Четвертое важное свойство мифологического сознания — символичность, олицетворение понятий. Солнце — это бог Гелиос, время -это Хронос, и т. д.

Для мифов характерны следующие черты:

1. Отождествление фантазии с реальностью. Вера человека в миф не нуждается ни в каком логическом обосновании. Логические доводы – бессильны.

2. Объяснение действительности в наглядно-образной форме. Миф объясняет реальность не через абстрактные понятия и логические рассуждения, а с помощью наглядных образов и чувственных ассоциаций.

3. Эмоциональная насыщенность. Миф затрагивает чувства людей. Человек, верящий в миф, чувствует себя причастным к этим событиям и зависимым от них.

4. Связь с магией. Представления о сверхъестественных силах предполагают возможность посредством магии влиять на них с целью получить их поддержку.

Отличительные черты мифа:

1) неспособность отделения человека от природы;

2) мышление неотъемлемо от эмоций;

3) культурные и природные объекты сопоставляются метафорически;

4) природные формы очеловечиваются;

5) фрагменты космоса одушевляются;

6) нет четкого разделения субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слови, существа и имени, пространственных и временных отношений;

7) слабо развит анализ причинности;

8) происхождение или творение объясняет происходящее;

9) время делится на ранний период, в котором находится перводействие и первопричины, а на основе событий раннего периода предсказываются события текущего, причем разница между современным и древним мало различима;

10) миф воспринимается как правда и первичная реальность;

11) миф синкретичен – в нем слиты абстрактные символы, образы, аллегории и все это нерасторжимо соединено. Гея – женщина +порождающее начало + земля; Афина – персонаж и абстрактное понятие ума и т. п.

12) в мире нет противопоставления верующего и объекта веры, миф исключает рефлексию – носитель мифологического сознания исключает возможность другой точки зрения;

13) Отношения людей представляются в виде совокупности полуфантастических существ, созидающих свои отношения.

 

I.II. Функции  мифологического мировоззрения

Мифологическое мировоззрение выполняло следующие функции:

• обобщающую: обобщение имело специфический по сравнению с философским и научным обобщением характер, базируясь на чувственных представлениях;

• объясняющую: объяснение вещей и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении; на основе простого доверия к говорящему аккумулировался опыт человечества, достигнутые знания;

• моделирующую: все происходящее в мифе приобретало характер образца, модели для воспроизведения;

• регулирующую: в мифах не только выражалась совокупность достигнутых знаний, но и утверждалась определенная, принятая в данном обществе система ценностей, норм поведения.

Так что миф – многослойное и полифункциональное образование, при этом носитель мифологического сознания не знает, что он – носитель этого сознания.

Рациональное начало в мифе практически отсутствует. К тому же, миф по этой причине является свойственным традиционному складу мышления.

Как только возникает возможность сомнения, рационализации, и появляется гипотеза о том, что существует что-то, что не может быть объяснено с помощью мифа  мифологическое сознание разрушается, так как принцип рационализации противоречит многим его основополагающим чертам.  Мифологическое мировоззрение разрушается и на его месте зарождается философское и религиозное мировоззрения.

 

Глава II. Философское мировоззрение

   Возникновение, становление философии – сложный для историко-философского анализа процесс. В философской литературе родословная философии давно уже получила определение «от мифа к логосу». Одним из первых, кто ввел этот термин в широкий обиход, был знаменитый Пифагор.

     Возникновение философии связано с особенностями как развития индивидуального человеческого бытия и сознания, так и с историческим развитием общественного бытия. Возникновение философии относится к VI в. до нашей эры. В это время в странах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) и в Древней Греции осуществляется переход от мифологического мировоззрения к философскому. Философия возникает как весьма сложное, критическое отношение к мифологическому мировоззрению и вместе с тем на основе усвоения его основных духовных ценностей.

Переход от мифа к философии был подготовлен рядом факторов социального, экономического и духовного характера:

1) развитием аграрного и ремесленного производства;

2) разложением первобытнообщинного строя и возникновением государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни

3) появлением разделения труда и товарно-денежных отношений;

4) постепенным накоплением знания, которое все больше использовалось в практической жизни людей и способствовало развитию их мировоззрения.

     Философия подвергла критическому рассмотрению мифологическое мировоззрение и постепенно исключила из картины мира все, что противоречило разуму. Применение разума для исследования различных сторон действительности вызвало к жизни частные науки. Рождение философии – рождение нового типа мышления, который хотя и вынашивается в лоне мифологического мышления, но принципиально отличен от него и выступает как его соперник в построении картины мироздания. Философия возникает, когда авторитет разума занимает место авторитета традиции.

II.I. Характерные черты философского мировоззрения

Обобщая вышесказанное, а также имея ввиду современное состояние философского знания, можно выделить следующие особенности философского мировоззрения:

1. Оно строится на фундаменте непротиворечивого рационального знания о мире: на логическом анализе фактов, на обобщениях, выводах и доказательствах, которые в ранних философских учениях начинают вытеснять мифологический вымысел.

2. В нем мир снова обретает единство как “жизненный мир человека”.

3. Оно развивается само и создает предпосылки для развития научного знания.

4. Философское мировоззрение является основанием для практической деятельности человечества и для существования культуры в широком смысле этого слова (как разнообразных форм человеческой деятельности и ее результатов).

5. Оно является единственной формой мировоззрения, способной решить проблемы выживания человечества.

Отличия философии от мифа можно проследить по всем особенностям мифологического сознания.

1. Философское сознание не синкретично: в нем противопоставляются субъект и объект познания, человек и природа, знание и переживание, индивид и общество.

2. Философское мышление не терпит противоречий и стремится их исключить.

3. Философия не допускает связи явлений по ассоциации или посредством превращения. Философия выстраивает причинно-следственные цепочки. Она стремится дать объяснение действительности путем рационального, логического рассуждения, а не посредством повествования.

4. Философское мышление происходит в абстрактных понятиях и категориях, но не в символах и образах. Философия не авторитарна, критика для нее вполне естественна. Философия создается конкретными личностями и обращается к личностям.

     С возникновением философии мифология не вытесняется из культуры. Даже после возникновения философии, мифология всегда соседствует с ней, часто переплетаясь и подпитывая ее на протяжении веков. Философия заимствует у мифа мировоззренческий характер, однако она предлагает другие способы решения мировоззренческих проблем. Взгляд философии на мир — это точка зрения разума. Вместо символов и образов, характерных для мифа, философия предлагает понятия, рациональные категории.

II. II. Функции философского мировоззрения

Можно выделить различные функции философии. Назовем основные:

Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик. Методологическая функция философии состоит в определении способов достижения какой-либо цели, например эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной практики. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным, а не узколокальным значением.

Гуманистическая функция философии также проявляется очень ярко, реализуется она в предельно внимательном отношении к человеку. Хорошая философия насквозь проникнута любовью к людям, человеческому достоинству. В этой связи показательно, что философия не ограничивает себя научным подходом, а наряду с ним культивирует эстетический и этический подходы.

Практическая функция философии состоит, прежде всего, в ее заботе о благе людей.

Прогностическая функция философии заключается в выдвижении гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку.

Критическая функция философии. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельствует о важности критического подхода и наличия определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм.

Аксиологическая функция или ценностная. Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т. п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

Глава III. Роль мифологии в философии.

Сегодня возможны два различных подхода к использованию мифа в философских текстах:

1) миф добавляет красок к сухому или забытому материалу, смягчает жесткие контуры философии, но сущностно отделен от содержания философского дискурса. Предполагается, что философ предпочитает говорить только в строго аналитических терминах, то есть добавление художественных черт является отклонением от принципов философии. При таком подходе игнорируется то, что миф может иметь философское значение.

2) Миф в философии – не просто украшение, а играет философскую роль, он выражает то, что не может выразить философский, рациональный язык, и покрывает те сферы, которые остаются за гранью чистой философии. Этот подход содержит элементы мистики, он привлекателен, когда применим к таким философам, как Платон, который верят в трансцендентный мир: так миф сообщает аудитории трансцендентный характер откровения и намекает на природу мира, населенного идеями и бестелесными душами Платона.

По-видимому, из двух таких подходов к истине ближе второй, поскольку он дает понять, что миф привносит в философию некие дополнительный смысл, а не просто помогает раскрыть её рациональное содержимое. Внутри любого мифа содержится своя мудрость, своя философия. Миф выводит к подлинной реальности: к истинному и чудесному плану бытия. Но только выход к мистике, обеспеченный мифом, для философа недостаточен. Необходимо также рациональное обоснование мифа. Так Платон помещает мифы в контекст, где их восприятие требует философского осмысления и где они ставят вопросы о возможности человеческого знания и его выражения.

Миф создает контраст между рациональным, земным и чем-то большим, что возвышается над ним как чудесное. Он может превратить чисто рациональное рассуждение в философскую рефлексию. Ведь для философского текста недостаточно чисто рационального обоснования, так как он предполагает рефлексию, затрагивающую сущность и целостность явления. Таким образом, можно сделать вывод, что миф необходим в античной философии. Он неслучаен, и не используется лишь как наглядный художественный образ, но выступает как некоторая понятийная сфера для более точного понимания и проникновения в собственно философскую идею автора.

Философия имеет культурную специфику. Рациональный характер философии отличает её от всех отраслей культуры, кроме науки, с которой ее именно по причине данного сходства часто смешивают, говоря о философии как о науке. По предмету своих исследований философия отличается от науки, во многом совпадая с мифологией и религией, дающими свой ответ на те же фундаментальные вопросы.

Так, философия и мифология, сходства и различия, которых вправду есть, все же, работают неразрывно и синхронно. Оба исторических направления основываются на так именуемом недоумении, которое дает толчок для предстоящего знания. Выходит, что мифология несет внутри себя самодостаточное удивление, которое нужно только принять. А вот в философии после чего шага начинается время знания и поиска доказательств того либо другого понятия.

В целом, философия является рационализированной форме мифологии.

 

Заключение

 Мифологическое познание характеризуется неспособностью отделить человека от природы, очень часто природным формам придают человеческие черты, а фрагменты космоса одушевляются. Одной из разновидностей мифологии является анимизм, связанный с одушевлением неживой природы. Фетишизм — другой тип мифологии, когда вещам или стихиям приписывают сверхъестественные свойства, тотемизм наделяет животных сверхъестественными способностями. 
        В отличие от мифологии, философия выносит на первый план логический анализ, выводы, доказательства и обобщения. Она отражает нарастающую в обществе потребность в понимании мира и его оценки с позиции разума и знаний. Постепенно логический анализ начал вытеснять фантастический вымысел, на смену мифологического мировоззрения пришло философское.

     Философское  мировоззрение  ориентировано на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом реальных наблюдений, обобщения, выводов, доказательства и логического анализа.

     Философское мировоззрение  унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т.п. , но отличается  логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование.

     Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что истоками философии являются мифология и религия. В качестве заключения, хотелось бы еще раз подчеркнуть неразрывную связь философии и мифологии. Несмотря на многие различия, мифологию можно назвать ранней философией, которая появилась тогда, когда у людей еще не было этой науки, но было желание объяснить множество природных явлений и событий.

        Мифология, как уже говорилось, фактически поставила интереснейшие вопросы: из чего все рождается и во что все разрешается? Чем все существующее управляется? Где первооснова всего? Философия же, в определенном смысле заимствовав сами вопросы у мифологии, религии, сформулировала их в более “чистой” форме. Самое же существенное — она стала отвечать на более чистые” вопросы-с помощью учения о первоначале. А первоначало мыслилось как нечто в принципе единое с природой. Основной вывод: в отличие от мифологии и религии сама природа, а не что-то внеприродное, у первых древнегреческих философов становится причиной всего того, что происходит в природе и с природой.

    Философия не уничтожает миф своим появлением, но является его противоположностью. Философии требуются научные знания, база, в то время как миф довольствуется лишь описанием, ему не нужны научно доказанные факты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     Алексеев П.В. Философия – М.: ТК Велби, Проспект, 2008.

2.     Бессонов Б.Н. История и философия науки. – М.: Высшее образование, 2009.

3.     Кохановский В.П. Основы философии науки. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007

4.     Основы философии/ под ред. А.А. Горелова. – 4-е изд., стер. – М.: ИЦ «Академия»

5.     Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. – М.: КноРус, 2008.

6.     Философия /под ред.: В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников.- М.: ЮНИТИ ДАНА, 2007.

7.     Найдыш В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. – М.: Градарики, 2002.

8.     Жирмунский В.М. Народный героический эпос – Ленинград: Гослитиздат, 1962.

9.      Корш М. Краткий словарь мифологии и древностей. Калуга: Золотая аллея,1993

10. Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость- М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000.

11. Спиркин А. Г. «Философия». – М.: «ИД Юрайт», 2012.

12. Лосев А. Ф. «Философия. Мифология. Культура». – М.: Политиздат, 1991.

 

Британника

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Спросить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Все об амфибиях

Ответы на 5 вопросов о реконструкции

Ислам мало представлен в нигерийском регионе игбо: что предлагает новый перевод Корана 

Мифология: Полная викторина | SparkNotes

Для этой страницы требуется JavaScript , который вы кажется, нет. Пожалуйста, попробуйте другой браузер.

1. Что дается чтобы Кронос съел вместо своего сына Зевса?

  • Бык
  • Его брат-близнец
  • Камень, завернутый в детскую одежду
  • Его сын, приготовленный его женой

2. Как работает Прометей разгневать богов?

  • Давая огонь человечеству и обманывая Зевс
  • Соблазнение жены Зевса Геры
  • Требуя, чтобы люди поклонялись ему как богу
  • Отказ от любви Афродиты

3. Как Одиссей сбежать из пещеры Полифема?

  • Шапка-невидимка и крылатые сандалии
  • Вино, очень острая палка и много бараны
  • Полая деревянная лошадь
  • Крылатый конь и волшебное копье

4. В какой практике у цветочных мифов о Гиацинте и Адонисе, вероятно, есть свои корни?

  • Человеческая жертва
  • гомосексуальность
  • Прелюбодеяние
  • Каннибализм

5.

Как работает Психея предать Купидона?
  • Измена ему с другим богом
  • Кража его волшебного лука и стрел
  • Рассказывая своим сестрам, кто он
  • Увидев, как он выглядел

6. Какая знаменитая пара больше всего похожа история Пирама и Фисбы?

  • Антоний и Клеопатра
  • Пигмалион и Галатея
  • Ромео и Джульетта
  • Наполеон и Жозефина

7. Без чьих помог бы Джейсону не получить Золотое руно?

  • Геракл
  • Персей
  • Медеи
  • Тиресия

8. Как работает Signy отомстить за смерть отца?

  • Отравление ее брата
  • Очарование убийцы в огненном кольце
  • Уничтожение Золотого руна
  • Блокировка мужа и их детей в горящем доме

9. Что делает Беллерофонт глупо пытаться сделать?

  • Взлететь на Олимп
  • Дуэль с Аполлоном
  • Узурпировать трон своего отца
  • Управляйте колесницей Солнца

10.

Как зовут сына Дедала?
  • Тесей
  • Минос
  • Персей
  • Икар

11. Для чего Персей самый знаменитый?

  • Убийство Минотавра
  • Убийство Медузы
  • Убийство сфинкса
  • Убийство Гидры

12. Как Тесей причиной смерти отца?

  • Отравление его одежды
  • Случайно ударил его диском
  • Забыв изменить парус своего корабля
  • Разгневанный царь Минос

13. Что делает Тесей якобы изобретать?

  • Демократия
  • Лабиринт
  • Способ воскрешать мертвых
  • Созвездия

14. Какой из следующее выполняет Hercules

, а не ?
  • Убийство Немейского льва
  • Спасение Тесея от Аида
  • Убийство калидонского вепря
  • Удаление всех фекалий из Авгиевых конюшен

15. Из каких трех богини Парис должен выбрать прекраснейшую?

  • Афродита, Афина и Гера
  • Деметра, Гера и Персефона
  • Афродита, Деметра и Гестия
  • Афродита, Артемида и Афина

16.

Какой из следующие были все великие греческие герои в Троянской войне?
  • Ахиллес, Одиссей и Эней
  • Гектор, Приам и Кадм
  • Тесей, Геракл и Персей
  • Менелай, Агамемнон и Аякс

17. Почему Ахиллес убит стрелой в пятку?

  • Его пяточные доспехи были украдены Аполлоном.
  • Стрела, убившая его, была окунута в яд Гектора.
  • Боги, пытаясь сделать Ахиллеса неуязвимым, спрятал сердце в пятке.
  • Мать держала его за пятке, когда она окунула его в реку Стикс.

18. Почему троянцы взять гигантского деревянного коня в городские стены?

  • Если бы они этого не сделали, то оскорбили бы Афродиту.
  • Греки ожидали, что они оставят его. за воротами, что оскорбило бы Афину.
  • Они отчаянно нуждались в дровах после многолетней осады.
  • Сам Зевс дал его им.

19. Чье сердце Эней сломался?

  • Лавиния
  • Психея
  • Медея
  • Дидона

20.

О том, как долго Одиссей далеко от Итаки?
  • Два года
  • Десять лет
  • Двадцать лет
  • Пятьдесят лет

21. Мифы служили много функций для греков. Какая из следующих целей была они

не служить?
  • Литература, функционирующая как развлечение и чистая фантазия
  • Наука, объясняющая механику физического мира
  • Пророчество, показывающее, как мир будет конец
  • Религия, объясняющая роль богов и морали в повседневной жизни

22. Что такое Одиссей единственный человек, который когда-либо делал и выжил?

  • Проплывая мимо Сциллы и Харибды
  • Спуститься в Аид и благополучно вернуться
  • Слушая песню сирен
  • Привлечение любви Цирцеи

23. Из какого города Эней считается «настоящим» основателем?

  • Рим
  • Византия
  • Афины
  • Фивы

24. В скандинавской мифологии в какой день наступит конец света?

  • День Водена
  • Иггдрасиль
  • Рагнарёк
  • Асгард

25.

Оставить комментарий