Контрольная работа по роману обломов: Контрольная работа по литературе на тему “И.А. Гончаров и его роман “Обломов” /10 класс/

Контрольная работа по литературе на тему “И.А. Гончаров и его роман “Обломов” /10 класс/

Контрольная работа №3.                                       Вариант 1.     Часть 1.

1. Гончарова звали ________________________________________________________

2. В течение восьми лет Гончаров учился______________________________________

_______________________________________________________________________________

3. Какой роман Гончарова можно рассматривать как произведение о взрослении человека, о переходе от юности к зрелости? _______________________________________
4.  Роман «Обломов» был впервые напечатан в  ____________________   году.
5. К какому литературному направлению следует отнести роман «Обломов»?

     ______________________________________________________________________

 6. Кто отозвался так о романе «Обломов»  – «…успех не случайный, … а капитальный и невременный» ? _________________________________________________                                                    

7.

 Укажите возраст Обломова в начале романа: _______________________.

8. Сколько лет прослужил Обломов в канцелярии? _______________________.
9. Как называется село, где вырос Андрей Штольц?__________________________. 

10. Кто из героев становится нищим бродягой в конце романа? ___________________.

11. О ком Тарантьев говорит: «…немец проклятый, шельма продувная»? ___________.
12. Чего большего всего боялся Штольц? ______________________________.

13. Почему Обломов не уехал со Штольцем за границу? ___________________________________________________________________________________

14. Чей это портрет?

А) “…Бровей у нее почти совсем не было…” __________________________________.

Б) “…ее пушистые, говорящие брови… _______________________________________.
В) «…а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки». ____________________________________________________________________________.


15. Соотнесите героев романа с представленными высказываниями:
1. Обломов  2. Ольга   3. Штольц   4. Захар. 

А. «Трудно быть умным и искренним в одно время…»

Б. «Это… Какая-то… обломовщина…»

В. «…в письме этом, как в зеркале, видна ваша нежность, ваша осторожность, забота обо мне, боязнь за мое счастье, ваша чистая совесть…

Г. «У нас это называется тоже карьерой! А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства — зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое»…

Д. «Пусть прежде они принесут назад жилет да нашу рубашку: пятый месяц гостит там. Взяли вот этак же на именины, да и поминай как звали…»

 

1

2

3

4

 

 

 

 

Критерии оценивания:  21-19б.  – 5, 18-15б. – 4, 14-11б. – 3

Часть 2.


Письменный развёрнутый ответ на вопрос.

     Нежелание героя участвовать в общественной жизни – показатель его несостоятельности или желание не совершать зла?

                                                                                          

/8-12 предложений/

 

 

 

             Ключ:

1. – Иван Александрович

2. – в Московском коммерческом училище

3. –  «Обыкновенная история»

4 -1859

5. – реализм

6. – Л. Толстой

7. – 32-33 г.

8.- 2 года

9. – Верхлево

10.- Захар

11. – о Штольце

12 – воображения

13. – муха  укусила

14.- Пшенициной, Ольги, Обломова

15. 1-А, Г; 2-В; 3-Б; 4 –Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №2.                                       Вариант 2.

     Часть 1.

1. Гончаров /отметьте правильный вариант ответа/
а) совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»;
б) участвовал в обороне Севастополя;

в) совершил путешествие на остров Сахалин;
г) был сослан на Кавказ в действующую армию. 

2. Гончарова учился
а) в Царскосельском лицее; б) в Нежинской гимназии;  в) в Московском университете;  г) в Симбирском университете.

3. Какое произведение Гончарова можно рассматривать как роман о человеке, который не хочет быть похож на «других»  – _________________________________________.

4. Роман «Обломов» был впервые напечатан в  ____________________  году.

5. К какому литературному направлению следует отнести роман «Обломов»______________________________________________________________________.

 6. Кто отозвался так о романе «Обломов»: «…успех не случайный, … а капитальный и невременный» ? ________________________________________________________________.                                                   

7. К какому сословию принадлежит Илья Обломов?________________________________.
8. Кто из героев приглашает Обломова в Париж? __________________________________.

 9.Сколько крепостных крестьян принадлежат Обломову? __________________________.

10. Как зовут самого тихого и робкого гостя Обломова? _______________________________.

11. Назовите художественную деталь, являющуюся является символом  стиля жизни Обломова, –   ________________________________________.

12. Как отвечает Штольц на вопрос Обломова: «Для чего же жить?» _________________,

13.   Как Штольц назвал жизнь, которую описал ему Обломов в своем воображаемом имении? _____________________________.

 

14. Чей это портрет?

А) «… не старался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма, в котором ходил в деревне»

. __________________________________.
Б) «
Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности». _______________________________________.
В) «
Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь». 

_________________________________________________________________________________.

      

15. Соотнесите героев романа с представленными высказываниями:


1. Обломов  2. Ольга   3. Штольц   4. Захар. 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

А. «Джентльмен есть такой барин, который сам надевает чулки и сам же снимает с себя сапоги».

Б. «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится…»

В.» Мужчина ленив — я этого не понимаю»

Г. «Этакого барина отнял господь! На радость людям жил, жить бы ему сто лет…»

Д. «Чего там искать? интересов ума, сердца? … нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!»

 

1

2

3

 4

 

 

 

 

 

                             Критерии оценивания: 

21-19б.   – 5, 18-15б. – 4, 14-11б. – 3

 Часть 2

                                          Письменный развёрнутый ответ на вопрос.

А.П. Чехов признавался «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю…» А как Штольца оцениваете вы?                                              /8-12 предложений/

 

 

Ключ:

1. – А

2. – В

3. –  «Обломов»

4 -1859

5. – реализм

6. – Л. Толстой

7. –дворянин

8.- Штольц

9. – 300

10.- Алексеев

11. –халат

12 – для труда

13. –обломовщина

14.- Захар, Обломов, Штольц

15. 1-Б, Д; 2-В; 3-А; 4 –Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №3.                                       Вариант 3.     Часть 1.

1.    Назовите имя и отчество русского писателя Гончарова

________________________________________________________________________________

2.     Какое утверждение неверно?

А). Жизнь Гончарова охватила почти весь девятнадцатый век.

Б). Родился он за два месяца до знаменитого Бородинского сражения.

В). В юности он слышал и видел Пушкина.

Г). Учился сначала Гончаров в частном московском пансионе.

3.  В течение восьми лет Гончаров учился______________________________________

     ________________________________________________________________________________

4.    Что стало результатом длительного путешествия Гончарова к берегам Японии?

_______________________________________________________________________________

5.  Какой роман Гончарова можно рассматривать как произведение о взрослении человека, о переходе от юности к зрелости? ___________________________________________________________________________________
6. Роман «Обломов» был впервые напечатан в  ____________________   году.
7. Кто отозвался так о романе «Обломов»  – «…успех не случайный, … а капитальный и невременный» ? _________________________________________________                                                   

  8. Назовите главный  композиционный приём  романа «Обломов»: _____________________________________________________.
    9. «Однако… любопытно бы знать… отчего я… такой?.. — сказал он опять шепотом…— Да, отчего?.. Должно быть… это… оттого…» Какой эпизод романа даёт ответ на этот вопрос?

_________________________________________________________________________________________.

10. Кто из героев становится нищим бродягой в конце романа? ___________________.

11.  «Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо, как Обломова. Узнав раз, его разлюбить нельзя. Кому принадлежат эти слова?______________________________________.
12. Чего большего всего боялся Штольц? ______________________________.

13. Почему Обломов не уехал со Штольцем за границу? ___________________________________________________________________________________

14. О ком это сказано?

А) ” Она поняла, что проиграла и просияла ее жизнь, что бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда. ..  но зато навсегда осмыслилась и жизнь ее: теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно».__________________________________.
Б) «На нем была ветхая, совсем полинявшая шинель, у которой недоставало одной полы; обут он был в старые, стоптанные калоши на босу ногу; в руках держал меховую совсем обтертую шапку».


15. Соотнесите героев романа с представленными высказываниями:
                 1. Обломов  2. Ольга   3. Штольц   4. Захар. 

 

А. «Что за жизнь! Какое безобразие этот столичный шум! Когда же настанет райское, желанное житье? Когда в поля, в родные рощи?»

Б. «Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей. …»

В. «…в письме этом, как в зеркале, видна ваша нежность, ваша осторожность, забота обо мне, боязнь за мое счастье, ваша чистая совесть…

Г. «Нет, жизнь моя началась с погасания. Странно, а это так! С первой минуты, когда я сознал себя, я почувствовал, что я уже гасну!» 

Д. «Пусть прежде они принесут назад жилет да нашу рубашку: пятый месяц гостит там. Взяли вот этак же на именины, да и поминай как звали…»

Ж. «Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку…»

 

1

2

3

4

 

 

 

 

                                     Критерии оценивания:  21-19б.  – 5, 18-15б. – 4, 14-11б. – 3

 

Часть 2

                   Письменный развёрнутый ответ на вопрос.

Можно ли ставить знак равенства между характером Обломова и «обломовщиной»?                                                          /8-12 предложений/

 

 

 

 

Ключ:

1. – Иван Александрович

2. – Г

3. –  в Московском коммерческом училище

4 –  книга очерков «Фрегат «Паллада»

5. – «Обыкновенная история»

6. – 1859

7. – Л. Толстой

8. – антитеза

9. – «Сон Обломова»

10.- Захар

11. – Штольц

12. –  воображения

13 –  муха укусила

14.- Пшеницына,  Захар.

15. 1-А, Г, Ж;  2-В; 3-Б; 4 –Д.

 

 

 

Контрольная работа по роману И.А. Гончарова «Обломов»

22 февраля 2023

В закладки

Обсудить

Жалоба

TG 4ЕГЭ

Пробные работы ЕГЭ по литературе

2 варианта.

oblomov.docx
oblomov.pdf

1. Укажите, с каким романом вошёл в литературу И.А. Гончаров.

а) «Лихая болесть»
б) «Обыкновенная история»
в) «Обломов»
г) «Обрыв»

2. Укажите, какие романы И. А. Гончаров в статье „Лучше поздно, чем никогда“ рассматривал как цикл.

а) „Обыкновенная история“
б) „Фрегат Паллада“
в) „Обломов“
г) „Обрыв“

3. Сколько времени длятся события, описанные в первой части романа И.А. Гончарова „Обломов“?

а) I месяц
б) 2 дня
в) 1 день
г) 5 дней

4. Определите экспозицию в романе „Обломов“.

а) первая-третья главы
б) вся первая часть
в) первая-вторая главы
г) первые шесть глав

5. Действие романа „Обломов“ происходит:

а) в Петербурге
б) в Москве
в) в Орловской губернии
г) в Тульской губернии

6. Что мешает главному герою романа, Обломову, быть деятельным человеком?

а) бедность
б) болезненное состояние
в) отсутствие цели в жизни
г) воспитание и закономерности современной ему жизни

7. Какова роль в романе внесюжетных персонажей?

а) оживляют вялое течение романа
б) олицетворяют суету петербургской жизни
в) незаметно для героя меняют его жизнь
г) помогают понять характер главного героя

8. К какому сословию принадлежал А. Штольц?

а) мещане
б) дворяне
в) разночинцы
г) купцы

9. Укажите возраст Обломова в начале романа.

а) 25 лет
б) 32-33 года
в) 40-45 лет
г) 60 лет

10. Образы Обломова и Штольца вводятся в роман по принципу:

а) сравнения
б) антитезы
в) дополнения
г) взаимного исключения

11. К какому типу литературных героев можно отне¬сти И. Обломова?

а) „маленький человек“
б) „лишний человек“
в) герой-любовник
г) герой-резонер

12. И. А. Гончаров использует предметно-бытовую деталь как важное средство характеристики пер-сонажа. В романе „Обломов“ такой многозначной деталью является:

а) книга
б) трость
в) халат
г) рояль

13. Определите, о ком писал И. А. Гончаров в романе „Обломов“.

Этот рыцарь был и со страхом, и с упреком. Он принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов?

а) Обломов
б) Штольц
в) Тарантьев
г) Захар

14. Какова основная проблема романа „Обломов“?

а) проблема народа
б) проблема личности
в) проблема деградации русского дворянства.

15. Какова роль любовной сюжетной линии в романе „Обломов“?

а) она служит целям занимательности,
б) она служит для проверки нравственной состоятельности Обломова,
в) она служит для раскрытия характера Ольги Ильинской

16. Кому принадлежат следующие слова: „Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни“

17. Какой „благословенный уголок“ описывается в следующем отрывке: „Что за чудный край! небо там, кажется, ближе жмется к земле, чтоб обнять ее покрепче, с любовью… Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю“?

18. Как звали сына Ильи Ильича Обломова?

19. О каком персонаже идет речь? . „Она в строгом виде не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркости колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту“.

20. Укажите, кто из героев романа И. А. Гончарова впервые произносит слово „обломовщина“, определяющее образ жизни Ильи Ильича

21.
Узнайте героя по описанию. „Пожилой человек в сером сюртуке, с прорехой под мышкой … с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды“.

22. Какой внесюжетный элемент композиции романа помогает понять истоки „обломовщины“?

Ответы

1. б;
2. а, в,г
3. в;
4. б;
5. а;
6. г;
7. б
8. в;
9. б;
10. б;
11. б;
12. в;
13. г;
14. в;
15. б;
16. Штольцу;
17. Обломовка
18. Андрей
19. Ольга
20. Штольц
21. Захар
22. Сон Обломова

Автор: Грущенко В.В.

Недолгая счастливая жизнь Ильи Ильича Обломова | Элейн Блер

Стивен Паркер

Из недавнего американского издания Обломов ; фотография Стивена Паркера

Иван Гончаров работал над Обломовым около десяти лет, с конца 1840-х до 1858 года, но у читателя остается впечатление, что герой родился у него в одном видении, а пять Сотни с лишним страниц книги представляют собой попытку романистического развития того, что, по сути, является одной идеей: что, если бы человек был настолько ленив, что ничего не мог бы сделать? Аристократы в русской литературе до и после Обломов страдает тоской, пустой тратой времени, отчаянием найти нравственную цель. Но тем не менее они беспомощно продолжают делать вещей: пить, играть в азартные игры, жениться, драться на дуэлях, присоединяться к масонам. Не Обломов. Он проводит первую треть книги, шаркая по своей квартире в халате. Когда он, наконец, одевается в начале части II, это происходит только потому, что его лучший друг Штольц настоял на этом.

Обломов еще молод — за тридцать — и в добром здравии, но уже много лет назад ушел с государственной службы. Живет в Петербурге на доходы от своего загородного имения. В течение многих лет он пытался написать судебному приставу письмо с планом реорганизации поместья, но так и не продвинулся дальше первого предложения, каждый раз спотыкаясь на вопросах грамматики. Он может прочитать несколько страниц книги или газеты, но затем его мысли блуждают. Он редко ходит куда-нибудь в смешанной компании, хотя обедает с друзьями-холостяками — только они не возражают, если он расстегнет брюки и вздремнет после обеда. В его пыльной квартире старая еда собирает мух. Слуга Обломова Захар, столь же мало склонный к работе, как и его хозяин, помогает Обломову поддерживать это состояние убожества.

Почему так живет Обломов? Одно ясно с самого начала: он не просто ленив. «Для ленивого человека, — поясняет Гончаров, — лежать» — это «удовольствие». Для Обломова это «его нормальное состояние». Он избегает не только работы, но и погони за большинством удовольствий, за исключением еды и сна. В карты не играет, пьет умеренно, обольститель не очень (“близость с женщинами сопряжена с большими неприятностями”). Даже во сне он не человек действия. Обломовская фантазия о будущем (представленная им в мельчайших подробностях) — это череда тихих дней в его имении, в которые он и очаровательная, образованная жена «бредут по бесконечному темному переулку, идя тихо, задумчиво, молчаливо или размышляя». вслух, мечтая, считая минуты счастья, как биение пульса, слушая, как бьется и замирает мое сердце». Эта относительно скромная мечта не казалась недостижимой для Обломова — ведь имение у него уже есть. Однако ему не хватает стремления предпринять какие-либо шаги для реализации своих желаний. Чтобы ухаживать за женщиной, например, требуется целый ряд усилий, начиная с одевания, к которым он не привык.

Объясняя образ жизни Обломова, Гончаров указывает на многие направления: на его изнеженное воспитание; сонная, отсталая культура родной провинции; его природная склонность мечтать и лгать; поверхностность и меркантильность его петербургских сверстников, которые отталкивают его и держат дома. Чего Гончаров не упоминает, так это идеи меланхолического темперамента, в котором мы часто находим источник такой крайней пассивности. Положение Обломова он называет комическим: наш герой предпочитает очень краткосрочные удовольствия долговременным — он обменивает удовольствия товарищеского общества на удовольствие от того, что ему не надо утруждать себя надеванием сапог. Но прилив печали, даже ужаса, в романе силен. Обломов беспокоит тем, что он как бы существует в двух разных регистрах, как комическая фигура преувеличенной, самодовольной лени, тем не менее регулярно выражающая глубокую скорбь о своем положении: «Другие люди жили так полно и широко, а он чувствовал себя если бы на узком и жалком пути его существования остался тяжелый камень». Он самосознателен, чего не было бы ни у фарсового персонажа, ни у раблезианского гротеска.

Гончаров, сын богатого купца из Симбирска, провинциальной столицы на реке Волге, в начале 1830-х годов учился в Московском университете, а затем переехал в Санкт-Петербург, где проделал долгую карьеру государственного служащего. И в Москве, и в Петербурге он был в основном на обочине великого литературного брожения своего поколения, хотя в 1840-х годах он ходил в салон на квартире критика Виссариона Белинского и завязал неприятную дружбу с Тургеневым. Гончаров не любил толпы, больших сборищ, публичного внимания и пугался славы, пришедшей с громадным успехом Обломов . С конца 1850-х годов и до своей смерти в 1891 году он отдалился от общественной жизни и проводил много времени в одиночестве в своей квартире.

Реклама

В ослепительном начале романа Обломову снится сон, дремлющий на диване, сон, который превращается в своего рода семейную историю обломовской летаргии. Типичный летний день его детства: мать все утро обсуждает с женской половиной домочадцев меню на обед; его отец сидит перед окном и выкрикивает советы проходящим крепостным. После плотного обеда следует долгий сон. Дом никогда не восстанавливает утренний импульс: еда, прогулки и пустые думы заполняют остальную часть дня, пока все не ложатся спать с молитвой: «Дай Бог, завтра будет точно таким же!»

Единственный случай, который Обломов помнит, нарушив вялый ритм семейной жизни, — это получение письма на имя отца. Письма почти не слышно, и при виде конверта

они все замерли. Лицо хозяйки даже немного изменилось. Все глаза были устремлены на письмо, и все носы указывали на письмо… — Стой, не ломай пломбы, Илья Иваныч, — со слезами настаивала жена. «Кто знает, что за письмо там? Это может быть что-то ужасное, какая-то катастрофа.

Отец Обломова соглашается запереть письмо нераспечатанным, но его присутствие настолько тревожит домочадцев, что никто не может перестать говорить о нем. После четырех дней невыносимого ожидания «они столпились вокруг [письма] и с тревогой сломали печать». Оказывается, друг семьи просит рецепт пива. Все соглашаются, что на него нужно ответить сразу, но проходят недели, рецепт не найден, ответ не написан, да и вообще, если учесть стоимость почтовой марки, то, кажется, лучше подождать. Письмо никогда не получает ответа.

Обломов всегда думал, что станет патриархом имения по образцу своего отца. Но это первое поколение русского провинциального дворянства, которое должно поступить в университет, поступить на государственную службу, жить в Петербурге и иметь амбиции или, по крайней мере, приобрести отблеск космополитизма. Обломову надоело учиться и работать. «Когда мне жить? Когда мне жить?» — спрашивал он себя. Но что такое жить — растворяться в деятельности или наслаждаться тишиной и мирным созерцанием? Обломов, склонный ко второму, очистил свой календарь от всех условных обязательств, чтобы найти время для «жизни», только чтобы обнаружить, что жизнь ускользнула из его рук.

При этом Обломов огляделся, чем занимаются его сверстники, и не впечатлен:

Заходишь в комнату и не можешь налюбоваться, как симметрично сидят гости, как спокойно и задумчиво они сидят — за картами. От этого никуда не деться, это славная цель в жизни!

Социальная сатира Гончарова довольно мягкая (по сравнению, например, с гоголевскими эффектными представлениями о продажности и глупости в «Ревизоре» и Мертвые души ). Но он поднимает вопрос о том, не ошиблись ли сами люди, которые судят об Обломове. Пока Обломов валяется в халате в начале книги, друг за другом врывается в его квартиру. Первый посетитель — возбудимый молодой щеголь, запыхавшийся от новостей. Его друг Миша получил повышение! К началу сезона он сшил новую куртку для верховой езды! Сегодня он идет на балет! Он влюблен в одну из сестер Горюновых! После денди приходят новые эмиссары — профессиональный бюрократ, писатель — с новостями из внешнего мира.

Каждый гость уговаривает Обломова провести с ним выходные в Екатерингофе, пригороде Петербурга с парком и увеселительным садом. Мы можем представить себе теневой роман к Обломову , в котором персонажи сходятся в пасторальном окружении Екатерингофа, чтобы строить интриги, влюбляться или терять деньги, как это делают герои романов. Но наш настоящий герой отказывается идти, и после того, как каждый гость уходит, он с удивлением и жалостью качает головой. «Десять мест, где можно побывать за один день. Бедный человек!” Дело не только в том, что настоящие заботы его друзей кажутся Обломову тривиальными; дело в том, что он боится мысли о том, чтобы быть поглощенным чем-либо, будь то работа, общественная жизнь или даже литература. «Где в этом человек?» Обломов размышляет о занятиях своих друзей. «Для чего он разделяется и рассеивается?» Для Обломова быть поглощенным каким-либо делом — значит терять что-то от себя; человек может сохранять свое полное достоинство только в покое.

Реклама

Обломов интригует нас отчасти потому, что идея романа о ничегонеделании кажется диковинкой для своего времени. Как Гончаров нарушит условности романа, чтобы приспособиться к персонажу, который ненавидит покидать свою квартиру? На самом деле он подходит к идее сюжета с какой-то умной невинностью: он придумывает способ столкнуть Обломова с дивана ровно настолько, чтобы получили сюжет. Обломов — не та «книга ни о чем», о которой мечтал Флобер в те же годы, существующая исключительно за счет силы своего стиля. Необходимость в виде выселения из квартиры вынуждает Обломова выйти за дверь, и следует цепочка событий, в которой он переезжает (дважды), ухаживает за двумя разными женщинами и чуть не лишается своего дохода интриганом другом. . Этот период активности длится всего около года, обрамленный с каждой стороны многолетними Обломов делает очень мало. Две ситуации, традиционно формирующие характер, — приезд юношей в столицу и женитьба — отодвинуты на обочину книги, а в центре — единственная серьезная попытка Обломова изменить свой образ жизни.

На эту недолговечную работу его вдохновили две фигуры. Первый — Штольц, его друг детства и его антитеза: честолюбивый, интеллектуально любопытный и трудолюбивый. Ни один читатель « Обломов » никогда не влюблялся в добродетельного Штольца. Гончаров наделяет его большим моральным авторитетом: Штольц и Обломов постоянно спорят о праздности Обломова, и хотя Обломов какое-то время придерживается своей позиции с резкой критикой петербургских крысиных бегов, Штольц заставляет его признать, что быть замкнутым не привело к полноценной жизни. Именно Штольц придумал знаменитый термин для обозначения состояния Обломова или, по крайней мере, его худших наклонностей: Обломовщина , которую Мариан Шварц в своем прекрасном новом переводе восстановила в оригинальном русском языке (в других изданиях она была переведена как «обломовщина» или «обломовитость»).

Обломовщина — это весь синдром вялости и бесцельности, передававшийся от одного поколения Обломовых к другому. «Работа — это форма, содержание, элемент и цель жизни — по крайней мере, моя», — читает лекцию Штольц. «Ты полностью исключил работу из своей жизни, и что из этого вышло?» Штольц убеждает Обломова вернуться в свое родовое поместье, взять на себя управление им и открыть сельскую школу для своих крепостных. Но к этому моменту Гончаров настолько убедил нас в недисциплинированности ума Обломова, что мысль о том, чтобы он изображал из себя либерального русского помещика — вести учет и обучать своих крестьян новейшим методам земледелия, — кажется смехотворной.

Что касается самого Штольца, то его род деятельности остается подозрительно расплывчатым. «Он владел частью компании, которая отправляла товары за границу, — пишет Гончаров. «Если им нужен был кто-то, кто напишет черновик или претворит в жизнь новую идею, они выбирали его». Штольц таскает Обломова «туда-сюда», а тот занимается «делами». Что бы ни делал Штольц, кажется, это должно быть так скучно, что Гончарову не терпится описать это. Штольц представляет идею, которой мы инстинктивно дорожим, но которую было бы трудно доказать: работа и усилие благотворны сами по себе, даже при отсутствии благородной цели. У него есть потомок в толстовском Левине в Анна Каренина —После дня, проведенного время от времени на покосе ржи со своими крестьянами, Левин чувствует себя намного выше своего брата, который поддерживает его благородный покой.

Обломов, конечно, отказывается от работы по любому поводу. Но Штольц знакомит его с молодой женщиной Ольгой, которая ставит перед собой задачу исправить ленивца Обломова. Обломов влюбляется. Он и Ольга проводят зачарованное лето, прогуливаясь по территории загородного дома ее семьи. Под ее влиянием Обломов отказывается от дневного сна и читает оздоровительные книги. Они соглашаются пожениться.

Но когда осенью они возвращаются в город, у Обломова начинаются сомнения. Он снял уютную комнату в пригородной части города, на Выборгской стороне, и ему невыносимо думать о всех новых обязанностях, которые принесет брак: ему понадобится новая квартира, ему придется следить за своими деньгами, он придется ходить на светские мероприятия рядом с Ольгой. Свадьба, оказывается, не только «поэтическая», но и «практический, официальный шаг к предметной и серьезной деятельности и многим неукоснительным обязательствам».

Предвидя жизнь без сна, Обломов колеблется. Он находит множество предлогов, чтобы не ехать к Ольге в город, удобно отделенный от Выборгской стороны водоемом и мостами, закрывающимися в непогоду. В конце концов, Ольге, более молодой, но гораздо более проницательной и практичной, приходится противостоять ему и отменять их планы: «С каждым днем ​​ты погружаешься в сон все глубже и глубже», — говорит она ему, а сама она «никогда не вырастет». старый и никогда не уставший от жизни». Обломов с сожалением признает, что это правда. Они соглашаются расстаться (позже она выходит замуж за Штольца). Читатель испытывает облегчение, что неуклюжее притворство возможного обращения Обломова было снято. Гончаров, может быть, и не противоречит романным традициям, но он создал персонажа, который сопротивляется новеллизации: Обломов всегда один и тот же, какие бы преобразующие ситуации Гончаров ни приготовил для него.

Что примечательно в судьбе Обломова, так это то, как близко он с небольшими собственными усилиями подходит к осуществлению своей мечты о совершенном спокойствии. Потеряв Ольгу, он обращает внимание на вдову, содержащую его квартиру, Агафью Матвеевну, на удивление хозяйственную хозяйку, которая печет вкусные пирожные. Гончаров любит метонимически идентифицировать Агафью по ее голым рукам и особенно локтям, всегда в движении, когда она суетится по кухне и по двору. Обломов восхищается этими трудолюбивыми локтями; Агафья счастливо включена в свой труд так, как он никогда не сможет:

С каждым днем ​​он становился все дружелюбнее и дружелюбнее со своей хозяйкой. Идея любви никогда не приходила ему в голову, по крайней мере не та любовь, которую он недавно перенес, как оспу, корь или лихорадку. Он вздрогнул от воспоминаний.

Вместо любви Обломов обретает покой. Агафья Матеевна ничего от него не требует, ей приятно устроить его в своем доме, и она считает правильным, чтобы барин (в отличие от человека из городского среднего класса, как она) целый день валялся без дела. Гончаров отмечает, что она расширена и наполнена их общением, а Обломов просто доволен. Хотя никто не назовет его серьезным мыслителем, между ним и Агафьей, нелюбознательной и более или менее неграмотной, существует большой разрыв в образовании и опыте: «На всякий вопрос, не касавшийся какой-либо известной ей положительной цели, она отвечала: с ухмылкой и молчанием».

Это не душераздирающий роман, но он перерастает в брак. Штольц заходит к Обломову через несколько лет после того, как он переехал к Агафье, и потрясен, обнаружив, что у пары есть трехлетний сын. Типичным образом Обломов пассивно вступил в гражданский брак. В общем, его нетребовательная жизнь с Агафьей Матвеевной, казалось бы, удалась ему как нельзя лучше. Брак согласен с ним. Он без ума от своего сына и двух других детей Агафьи от первого брака. И, к счастью для них всех, Штольц взял на себя управление семейным имуществом Обломова и обеспечил Обломову комфортный доход на всю оставшуюся жизнь. Ему больше никогда не приходится думать о своих насущных желаниях, и он спокойно отбрасывает более серьезные вопросы о том, что делать со своей жизнью:

Всматриваясь и крепко размышляя о своей повседневной жизни, по мере того как он все более и более привыкал к ней, он наконец решил, что ему не нужно никуда идти или искать что-либо еще, что идеал его жизни свершился, хотя и без поэзии. ….

Через несколько лет после заселения в дом Агафьи у него случился изнурительный инсульт, а еще через год — смертельный. Врач винит в этом его бездеятельность и обильные обеды, и Гончаров тоже: «Его вечный покой, вечное молчание и ленивое ползание от одного дня к другому тихо остановили машину его жизни».

В общем, он, кажется, вытянул из жизни больше, чем можно было ожидать. Там, где Бартлби, точный современник Обломова, морит себя голодом, Обломов находит способ ничего не делать и при этом получать пищу. Герою нужен лишь мягкий формальный упрек от его автора («он дешево отделался в жизни и нажился на этом»), и мы можем порадоваться его судьбе.

Но Гончаров не дает покоя Обломову, хоть и сводит концы с концами. Точно так же, как Обломов все время находился между комедией и ужасом, он подвергается двум различным суждениям со стороны своего автора. Только ли он капризничает, что ему сошла с рук его лень, или, как предполагает и Гончаров, он наелся и заснул до смерти, обнаружив волю к самоотрицанию, аналогичную, а не противоположную, бартлбийской? «Он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остатка своего существования, — пишет Гончаров, — гроб, сделанный своими руками, как старцы в пустыне, которые, отвернувшись от жизни, роют себе могилу». ». Можно ли действительно сказать, что человек, только что обзаведшийся женой, сыном и веселым хозяйством, «отвернулся от жизни»? Да, настаивает Гончаров, потому что жизнь есть борьба, а Обломову еще ни за что не бороться.

Вывод кажется досадным, поскольку он упускает из виду как перемены в жизни Обломова, так и проблему, которая имплицитно держала его все время в узде: наши усилия часто напрасны, а их вознаграждение, если оно и есть, часто разочаровывает. . В этом двусмысленном, раздвоенном финале Гончаров как бы одновременно признает и отворачивается от самого мрачного подтекста созданного им персонажа, что вполне резонно не видеть смысла в борьбе.

Книги: «Обломов»: малоизвестный русский шедевр XIXвек – Ян О’Нил: написание картинок и т. Д.

Автор И. О’Нил

Этот обзор содержит сюжетные спойлеры.

Русский шедевр, Обломов , славится в стране своего рождения, но игнорируется в англоязычном мире. Речь идет о русском джентльмене Илье Ильиче Обломове, который не выносит тягот жизни и предпочитает лежать в постели. На протяжении более ста страниц он изо всех сил пытается даже двигаться, но жизнь в конце концов начинает настигать его, и роман — это история его попытки пробудить себя, чтобы жить целеустремленно.

По своей сути, Обломов , Ивана Гончарова, это сатира, и персонажи — по крайней мере, главные герои мужского пола — представляют больше, чем самих себя, разыгрывая напряжение в русской душе между их европейским и славянским или азиатские идентичности. Илья Ильич, как русское дворянство с востока от Санкт-Петербурга, представляет славянскую старую Россию, тогда как Штольц, будучи наполовину немцем и в основном самодельным, представляет Россию, ориентированную на запад, в сторону Европы. Это выглядит как сонная, загнивающая и уязвимая Россия, которая, тем не менее, добра и верна сердцем, по сравнению с более новой, энергичной, в основном буржуазной новой Россией, эффективной, интернациональной, но лишенной глубины или истинной теплоты, возможно, даже в выращивание.

Но роман — это нечто большее, чем просто сатира или социальный комментарий. Действительно, можно наслаждаться романом, даже не замечая этих вещей (и большинство западноевропейских читателей не заметят). То, что я, англичанин 21 века, получил такое удовольствие, нашел такое наслаждение, в характерах, словесном остроумии автора и даре к ситуационной комедии; и, в конечном счете, чувствовал себя настолько тронутым последней трагедией, которая служит доказательством этого пункта. Илья Ильич Обломов так правдоподобен и привлекателен, даже несмотря на то, что я разделяю разочарование, которое испытывает по отношению к нему внушающий благоговейный трепет Штольц. И то, что мне не раз приходилось откладывать книгу, чтобы закончить со смехом, свидетельствует об удивительном тональном и эмоциональном диапазоне произведения.

В конце концов, концовка трагична. Позволю себе быть доверчивым в этом вопросе, ибо трагический конец меня весьма ошарашил: было так много моментов, когда казалось, что Обломов вот-вот стряхнет с себя пагубную летаргию и наконец-то схватится с жизнью, что я верил, что это когда-нибудь произойдет, хотя возможность уплывала одна за другой.

Оставить комментарий