Проблема познания в философии контрольная работа: Произошла ошибка

Содержание

Проблемы познания в философии – Готовый реферат

Содержание:

Введение

Теория познания не теряет своей актуальности на протяжении всей многовековой истории развития философии. Никакая философская система немыслима без учета теории познания. Теорию познания изучали древние философы, а современные философы изучают ее. Это связано с отношениями философии с другими науками, на которые она опиралась и опиралась в своем развитии.

Человечество всегда стремилось узнавать новое, приобретать новые знания. Это определяет актуальность темы теста.     

Используется при написании произведения; первоисточники – труды философов Секста Эмпирика, Д. Юма, И. Канта, Ф. Энгельса и др.; материалы из учебников и учебных пособий, справочников; материалы из научных журналов, а также ресурсы удаленного доступа (Интернет).   

Познавательное отношение человека к миру и его форме. Проблема познаваемости мира в философии   

Чтобы охарактеризовать теорию познания, остановимся на определении основных понятий: эпистемология, познание, знание.

Эпистемология (от греч. Гнозис – знание и логос – учение) – учение о познании. Гносеологию интересуют самые общие и необходимые признаки и закономерности познавательной деятельности. Его задача – дать предельно общее представление о познании, составить его полную картину.      

Знания – это проверенный практикой результат познания действительности, ее истинное отражение в мышлении человека; обладание опытом и пониманием, которые являются правильными как субъективно, так и объективно, и на основе которых можно строить суждения и выводы, которые кажутся достаточно надежными, чтобы их можно было рассматривать как знания.   

Философы в целом согласны с тем, что познание – это процесс познания человеком мира и самого себя как наиболее важной части этого мира. В этом случае знание интерпретируется как в целом правильная информация о реальности, а ошибочная информация считается заблуждением. Познание можно рассматривать как целенаправленный процесс перехода от незнания к знанию, получение более точной и полной информации о мире.

  

Рассмотрение взаимосвязи между знанием и познанием приводит к необходимости ознакомления с различными формами, среди которых основными являются следующие.

Уже на ранних этапах истории существовали повседневно-практические знания, которые снабжали ее субъектов элементарной информацией о природе, людях, условиях их жизни, общении и социальных связях. В основе этой формы знаний лежал опыт повседневной жизни и практики людей. Одна из исторически первых форм – игровое познание как у детей, так и у взрослых.       

На начальном этапе развития человека мифологические знания также играли важную роль. Его специфика в том, что это фантастическое отражение действительности, это бессознательная художественная переработка наблюдений за природой и обществом. В рамках мифологии развивались знания о природе, космосе, самих людях. В мифологии зародилась художественно-образная форма познания, получившая дальнейшее развитие в искусстве.            

Есть еще религиозные знания. Его особенности определяются тем, что он обусловлен прямой эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними земным силам (природным и социальным).

    

Философское знание – это особый вид целостного познания мира. Специфика философского познания – стремление выйти за пределы фрагментированной реальности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место в ней человека. Философское знание основано на определенных идеологических предпосылках. 

Научное познание, в отличие от всех разнообразных форм познания, представляет собой процесс получения объективных, истинных знаний, направленных на отражение законов реальности. Научное познание имеет тройную задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. Если религиозное знание характеризуется сочетанием эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное, то суть научного знания – это рациональность, которая содержит как эмоции, так и веру как второстепенные моменты. 

Основная проблема теории познания – это вопрос о соотношении объекта познания и субъекта познавательной деятельности. Это напрямую связано с решением второй стороны основного вопроса философии о познаваемости мира, поскольку для того, чтобы говорить о познании, необходимо решить вопрос познаваемости мира в целом.

 В процессе ее решения философы разделились на агностиков, так или иначе отрицающих познаваемость мира, и гностиков, признающих истину человеческого знания.  

При изучении проблемы познания в философии можно выделить три основных направления: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают фундаментальную познаваемость мира; агностики, напротив, это отрицают.    

Философы, представляющие позицию гносеологического оптимизма (Аристотель, Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.), исходят из тезиса о фундаментальной познаваемости мира и считают, что объекты адекватно отражены в наших знаниях исследованной реальности.

Основная проблема, которая приводит к агностицизму, заключается в следующем: объект в процессе познания неизбежно преломляется через призму наших чувств и мышления. Мы получаем информацию о нем только в том виде, который они приобрели в результате такого преломления. Мы действительно не можем знать, что такое объекты.  

Одним из источников агностицизма является эпистемологический релятивизм – абсолютизация изменчивости, текучести явлений, событий бытия и познания.  Сторонники релятивизма исходят из скептического принципа: все в мире мимолетно, правда выражает наши знания только на данный момент. 

Исторически агностицизму предшествовал скептицизм. Агностицизм – это гипертрофированная форма скептицизма. Скептицизм, признавая фундаментальную возможность познания, выражает сомнение в достоверности знания.  

В IV веке. BC e. древнегреческий философ Пиррон обосновал позицию гносеологического скептицизма, в котором познавательные способности человеческого разума подвергались фундаментальному сомнению. Впоследствии усилиями представителей античного скептицизма (Аркесилай, Энесидем, Секст Эмпирик и др.) Была развита идея, что наиболее приемлемой познавательной ориентацией субъекта является воздержание от суждений о способности человека достигать достоверных и истинных знаний. Как писал Секст Эмпирик: Основной принцип скептицизма заключается главным образом в том факте, что каждой ситуации может противостоять другая, равная ей; в результате этого, кажется, мы приходим к необходимости отказаться от всевозможных догм.

         

Классическими представителями агностицизма являются Юм и Кант. Юм рассуждал так: Все, что у меня есть, – это чувственные восприятия, и откуда они пришли, я не знаю и не могу знать. 

Юм также писал: Что касается причин этих общих причин, мы тщетно пытаемся их обнаружить; нас никогда не удовлетворит то или иное объяснение. Эти последние причины и принципы полностью скрыты от наших исследований… Следует признать, что природа держит нас на почтительном расстоянии от своих секретов и дает нам только знание нескольких поверхностных качеств объектов, скрывая от нас эти силы и принципы. от которого полностью зависят действия этих объектов.

Д. Юм ограничился восприятием как данностью и утверждал, что выйти за их пределы невозможно. Сомневался в объективности существования мира.       

В отличие от Юма, Кант признавал существование реального мира, но утверждал, что знать его принципиально невозможно. Он исходил из того, что вещи, воздействуя на людей, вызывают сенсорные восприятия.

 Согласно Канту, феномен – это не физическое явление реального мира, а только то, как вещь кажется нам. Между явлением и вещью в себе лежит непреодолимая пропасть, и человеческому разуму не дано перепрыгнуть через нее. Нам действительно не дается ничего, кроме восприятия и эмпирического прогресса от этого восприятия к другим возможным восприятиям. Ведь явления сами по себе, являясь лишь представлениями, действительны только в восприятии…, – писал И. Кант.      

Агностицизм Кант опровергает Ф. Энгельса в его труде Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. Он пишет: Наиболее решительное опровержение этих, как и всех других, философских причуд находится на практике, а именно в эксперименте и в промышленности. Если мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем фактом, что мы сами производим его, вызываем его из его условий, заставляем его также служить нашим целям, тогда кантовская неуловимая вещь в себе приходит к конец. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.

    

Физиологический идеализм И. Мюллера и теория иероглифов Г. Гельмгольца относятся к агностицизму.

Иррационализм решает проблему познаваемости мира с позиции, близкой к агностицизму. Иррационалисты (Ф. Шеллинг, Ф. Ницше, Э. Гартманн) считали, что достоверное познание сущности вещей недоступно логическому познанию. Ум развивает только то, что ему дают инстинкт и интуиция.  

Однако агностицизм опровергает практику. Если мы действуем на основе наших знаний и результат совпадает с ожидаемым, то наши знания соответствуют действительности. 

В 70-е гг. прошлого века формируется эволюционная теория познания, у истоков которой стоят К. Лоренц и Г. Фоллмер. Как пишет об этой теории Р. Штейндль: Любое мировоззрение, в основе которого лежит теория эволюции, имеет огромное значение для философских концепций.  

Его влияние наиболее очевидно применительно к основной дисциплине философского анализа – теории познания. Если мы считаем, что Вселенная, жизнь и человек являются результатом эволюционных процессов, то это неизбежно приводит к идеологическим и методологическим изменениям в отношении проблем теории познания.

 

С эволюционной точки зрения наиболее важны две группы вопросов:

  1. необходимо объяснить проблему возникновения познания и человеческого знания, причем не только как системы информации, доступной современному человеку, но и, прежде всего, как получить знания и рационально ими управлять и, наконец,, как научно систематизировать данные о результате процесса развития, который создал человека Штейндл, Р. От науки к философии: эволюционная эпистемология. Таким образом, теория познания в философии находится в постоянном развитии. Изменены и дополнены основные философские концепции. 
  2. структура познавательного процесса: уровни и формы познания.  

Если рассматривать процесс научного познания в целом как систему, то в качестве ее элементов выделяются, прежде всего, субъект и объект познания.

Предмет познания – носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной деятельности, направленной на предмет познания. Субъектом познания может быть как отдельный человек, так и различные социальные группы, общество.  Успешная познавательная деятельность возможна, если субъект играет активную роль в познавательном процессе.  

Объект познания – это то, что противостоит субъекту, на что направлена ​​его практическая и познавательная деятельность. Объектом познания могут быть как материальные образования, так и социальные явления. Результаты познания также могут быть объектом познания.

С момента возникновения философии проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемому, всегда была в центре внимания философов.

Если говорить об уровнях знания, то философы П. В. Алексеев и А. В. Панин различают эмпирический и теоретический уровни знания. С точки зрения эпистемологической ориентации эмпирический и теоретический уровни различаются тем, что на эмпирическом уровне познание сосредоточено на изучении явлений и поверхностных связей между ними, не вникая в существенные связи и отношения, а на теоретической стадии познания, главная эпистемологическая задача – выявить причины и существенные связи между явлениями.  В этом заключается различие когнитивных функций, реализуемых на этих этапах познания. Основная познавательная задача эмпирического этапа – описание явлений, а на теоретическом – основная познавательная задача – объяснение изучаемых явлений.        

Основные методы, используемые на эмпирическом этапе: наблюдение, эксперимент, индуктивное обобщение. На теоретическом этапе познания используются такие методы, как анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, аналогия, гипотеза и др. 

Если говорить о формах познания, большинство источников выделяют сенсорное и логическое познание. Еще в античной философии возникли две противоположные доктрины, по-разному оценивавшие роль чувственного и логического познания. Один из них – сенсуализм, отводящий ведущую роль в познании чувствам, считая, что именно на их основе строится все содержание наших знаний. Впоследствии сенсуализм получил множество сторонников и получил практическое и теоретическое обоснование: стало очевидно, что чувства связывают человека с окружающим миром и без этой связи познание невозможно.  Эта позиция повлияла на дальнейшее развитие философии науки, породив в ней традицию эмпиризма – преувеличения роли опыта и недооценки теоретических знаний.    

Вторая доктрина – рационализм – считает, что в основе познания лежит разум, абстрактное логическое мышление. И поэтому недооценивается роль сенсорного познания как ненадежного. Истоки этого учения можно найти уже у Платона и Аристотеля.  

В настоящее время можно сказать, что истина находится между крайностями сенсуализма и рационализма. С помощью органов чувств субъект познает те свойства вещей, которые доступны непосредственному восприятию. Он реализуется в трех формах: ощущение (фиксация индивидуальных свойств вещей или состояния человеческого тела), восприятие (получение целостной, конкретно-визуальной картины объекта), репрезентация (сенсорная память о вещи при отсутствии непосредственного восприятия). Сенсорное познание дает образную картину нашего мира, обеспечивает исходную ориентацию в мире и приспособление к ней.     

Логическое (рациональное) познание позволяет субъекту с помощью своего интеллекта проникнуть в сущность недоступных чувствам вещей, раскрыть законы их сокрытия для восприятия. Понятие (обозначающее общие и существенные свойства определенной группы явлений), суждение (форма мышления, в которой что-то утверждается или отрицается об объекте), вывод (состоит из взаимосвязанных суждений и определенного заключения) выступают в качестве посредников, соединяющих тема с миром. Эти логические формы являются начальными частями абстрактного мышления, с их помощью можно выразить все богатство человеческих знаний.  

Поскольку возможности чувственного и рационального познания не были обширными, иногда говорят о такой форме, как иррациональное (бессознательное) познание. Это познавательные акты, которые нельзя свести к нормам логического мышления и не имеют научного объяснения. Сюда входят такие методы познания, как интеллектуальная интуиция, мистическое откровение, медитация.  

Другим участником познавательного процесса может быть рефлексия – мышление субъекта, направленное на осмысление и оценку собственных познавательных действий.

Завершающей составляющей процесса познания являются новые знания, полученные субъектом в результате практического и теоретического освоения объекта познания. Познавательная деятельность человека – это циклическое движение от старых личных знаний к новым. В этом процессе различные компоненты познания взаимодействуют в практических и теоретических действиях испытуемого. Успех познания, познавательной деятельности во многом зависит от их последовательности. 

Основой формирования и развития знания на всех его уровнях является практика. Такое определение практики дает А.Г. Спиркин. Практика является чувственно – предметной деятельностью людей, их влияние на конкретный объекте для того, чтобы превратить его в соответствии с исторически сложившимися потребностями:     

  • практика является источником знаний, их движущей силой, дает знания фактическим материалом для обобщения и теоретической обработки;
  • практика – это область применения знаний;
  • практика служит критерием, мерой проверки истинности результатов познания.

Проблема истины в философии и ее интерпретация. Особенности научной истины 

Достижение истины – главная цель знания. Применительно к философии истина – это не только цель познания, но и предмет исследования. 

Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Это определение дано в словаре. Однако всегда ли используется это определение? Споры, которые все еще ведутся вокруг концепции истины, носят не терминологический, а идеологический характер.           

Чаще выделяют следующие основные понятия истины: соответствие (корреспонденция), связность и прагматизм (практичность).  

Самая известная концепция истины – это концепция соответствия (соответствия) знания действительности, или классическая теория истины, идущая от Платона, Аристотеля, а также развитая Гегелем, Фейербахом, Марксом и др.   

Одно из первых определений истины в европейской теории познания принадлежит Аристотелю. Говорить о существе, которое не существует, или о несуществующем, что оно есть, – значит говорить неправду; и сказать, что существо есть, а небытие нет, – значит сказать правду.    

Для классической концепции характерен гносеологический оптимизм, уверенность в том, что человек может осуществить адекватное воспроизведение действительности в форме знания. Позже в марксистской философии понимание истины как соответствия знания действительности было дополнено указанием на роль практики в этом процессе. Согласно классической концепции, истина – это соответствие наших знаний объективной реальности, которое устанавливается социальной и исторической практикой.  

Однако это понятие истины сложно назвать безошибочным, поскольку возник ряд трудностей. Его сторонники считали, что:  

  • реальность, являющаяся предметом познания, не зависит ни от предмета, ни от условий окружающей среды;
  • мысли, знания легко привести в однозначное соответствие действительности;
  • есть интуитивно понятный критерий, позволяющий установить, соответствуют ли знания действительности;
  • истина последовательна.   

Все эти постулаты требовали критического переосмысления.  Попытки усовершенствовать классическую концепцию привели к формированию диалектико-материалистической концепции истины, а также к семантическому определению истины логиком А. Тарским. 

Диалектико-материалистическая концепция истины базировалась на принципах активного отражения реальности признания объективности истины, а также на раскрытии механизмов процесса достижения истины. Истина, поскольку она является отражением объективного мира, включает в себя содержание, не зависящее от человека и человечества. Наши знания субъективны по форме, это продукт познавательной деятельности. С точки зрения содержания истины объективны – это содержание отражает действительность, и сама действительность не зависит от человека. Следовательно, вся правда объективная правда. Признать объективную истину – значит признать, что мир существует независимо от нас, объективно и что наши знания способны адекватно отражать мир.       

Если принцип объективности характеризует истину со стороны ее содержания, то механизмы процесса достижения объективной истины передаются через диалектику абсолютной и относительной истины.  Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание об объекте. Относительная истина – это неполное, приблизительно правильное знание об объекте. И абсолютные, и относительные истины включают момент объективности. Признание объективности истины приводит к выводу, что абсолютная истина должна содержаться в относительной истине. Также одним из принципов диалектического понимания истины является ее конкретность.     

Это такое свойство истины, которое основано на знании реальных связей и законов объекта с учетом условий, места, времени, в которых формулируются истины.

Главный, решающий критерий истины – практика, т.е. материальная, предметно-чувственная деятельность человека, направленная на реальное преобразование мира – природного и социального. Конечно, и этот критерий не абсолютен. Практика всегда носит конкретно-исторический характер, развивается, совершенствуется, конкретизируется.   

Одной из попыток усовершенствования классической концепции является семантическое определение истины, данное А. Тарским в его работе Концепция истины в формализованных языках. Тарский считал, что любая реконструированная формулировка концепции истины должна соответствовать ее классическому определению и отвечать двум требованиям: материальной адекватности и формальной последовательности. 

Согласованная концепция считает знание истинным, если оно внутренне непротиворечиво, логически непротиворечиво. Причем в одних случаях эта особенность рассматривается как единственный критерий истины (О. Нейрат), в других истина понимается как соответствие знаний действительности, но критерием этого соответствия является их внутренняя согласованность (Н. Решер ). Основная проблема этой концепции в том, что непротиворечивость и непротиворечивость знания не всегда означает его совпадение с действительностью. Практический опыт взаимодействия с действительностью теряет значение контрольной инстанции. В то же время принцип когерентности успешно применяется в математике.      

Прагматическая концепция исходит из функционального понимания истины, ее эффективности и полезности для достижения целей субъекта (К. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи и др.)  

Как писал Джеймс: Прагматизм признает истиной – и это его единственный критерий истины – то, что лучше всего работает для нас, направляет нас, что лучше всего подходит для каждой стороны жизни. Он отметил, что именно в этом правда совпадает с действительностью. Истина – это мера адаптации реальности к человеческим потребностям и интересам. Однако возникает вопрос о субъективизации истины, ведь каждый может считать правдой то, что привело его к намеченной цели, даже ложь. Тогда принцип Цель оправдывает средства можно назвать справедливым, с его зачастую нечеловеческой направленностью. Достоинство концепции прагматизма в ее реалистичности, жизненном подходе. На современном этапе рассматриваемые концепции можно считать дополняющими друг друга, поскольку они фиксируют внимание на различных аспектах истинного знания: его связи с реальностью (классическое понятие), структуре и организации (связной), операциональном значении (прагматическом). Широко распространен принцип множественности истинных определений, относящихся к одному явлению.        

Современное понимание истины все еще дополняется новыми подходами и принципами. Современная эпистемология оперирует такими понятиями, как степень истинности, частичная истина, приблизительная истина, правдоподобие, вероятность, все больше и больше ложных суждений. Понятие абсолютной истины в философии недостаточно разработано, за исключением его метафизической, идеалистической ветви, где абсолютная истина, как правило, соотносится с представлением о Боге как изначальной созидательной и созидательной силе.  

Выделяется также понятие научной истины, поскольку наряду с научными истинами существуют истины, принадлежащие повседневному знанию. Как отмечает Е.М. Чудинов, разница между этими двумя типами знаний – обычным и научным – существенна. Обычное знание сводится к констатации явлений и соотношения между ними. Научные знания ориентированы на изучение закономерностей. Научные истины связаны с теоретической формой отображения мира. Ученые понимают истину как главную цель научного исследования.      

Научная истина – это знание, которое отвечает двум требованиям: во-первых, оно соответствует ряду критериев научности. Из всех признаков научности истины можно выделить основные: конкретные формы систематического знания, которые использует наука, и проверяемость научного знания. Именно они являются фундаментальными для понимания специфики научной истины и тех ее проблем, которые выдвигает современная наука.  

Заключение

С самого начала своего существования человечество познало мир. Одна форма познания заменялась или дополнялась другой: повседневное познание, мифологическое познание, религиозное познание, философское познание, научное познание. 

Теория познания – одна из ключевых в философии на протяжении всего ее существования. Многие века длился своего рода спор: познаваем ли мир? Некоторые философы и философские школы утверждали, что мир познаваем (эпистемологический оптимизм), другие отвергали познаваемость мира (эпистемологический скептицизм и агностицизм).  В настоящее время большинство философов придерживаются точки зрения, что мир познаваем, но споры о знании продолжаются по сей день.   

Отдельный индивид или группа, общество может выступать как субъект познания, как объект – материальные образования или социальные явления, результаты познания.

Основные уровни знаний – теоретический и эмпирический. Если говорить о формах познания, большинство источников выделяют сенсорное и логическое познание. Основой формирования и развития знания на всех его уровнях является практика.  

Основная цель познания – постижение истины. Вопрос об истинности знания – один из важнейших в теории познания. Есть разные определения истины, разные концепции истины.  

Согласно классической концепции, истина – это соответствие наших знаний объективной реальности, которое устанавливается социальной и исторической практикой. Диалектический материализм рассматривает истину как объективное содержание нашего знания, не зависящее от предмета. В прагматической концепции истина – это мера адаптации реальности к человеческим потребностям и интересам.    

Все эти понятия дополняют друг друга. Есть понятия абсолютная истина, относительная истина и другие. Кроме того, существует множество ветвей основных концепций и интерпретаций различных мыслителей. Особое понимание истины в религиозном мировоззрении. Вспомним слова Христа: Я есмь путь, и истина, и жизнь.   

Остановимся на этом определении истины, хотя его нельзя назвать окончательным. Истина – это информация, соответствующая действительности. 

Список литературы

  1. Алексеев, П.В. Теория познания и дидактика: учеб. руководство по эксплуатации. для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – Москва: Высшая школа, 1992.   
  2. Волчек, Е. З. Философия: учебник. пособие с отрывками из учебника / Е.З. Волчек. – Минск; Интерпресссервис; Экоперспектива, 2002.    
  3. Калмыков, В. Н. Специфика неклассической теории познания / В. Н. Калмыков // Вестник Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. – 2011.  
  4. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. – М.: Мысль, 1995.
  5. Секст Эмпирик. Три книги пирровых суждений / Секст Эмпирик // Секст Эмпирик Сочинения в 2-х томах. Vol. 2. – М.: Мысль, 1975. 
  6. Соболева, М.Е. Истина: свойство, оператор, событие? / М.Е. Соболева // Вопросы философии. – 2004.  
  7. Современная философия: словарь и хрестоматия / автор – сост. : Л.В. Жаров; отв. изд. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1994.     
  8. Спиркин, А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин.- М.: Гардарики, 2002.

Проблема познания в философии

Определение 1

Познание – это целенаправленный процесс взаимодействия с окружающей реальностью, результатом которого является выявление новых свойств и качеств изучаемого объекта.

Гносеология и значение познания

Познание представляет собой один из способов активного взаимоотношения с миром, трансформации и обогащения представлений об окружающей реальности. Познание представляет собой один из эволюционных механизмов адаптации, приспособления к миру и присуще не только человеку – животные, в первую очередь млекопитающие и некоторые птицы, находящиеся на стадии зачатков интеллекта также познают окружающий мир и способны решать различные задачи, на основании ранее приобретенного опыта. Однако человеческие возможности в организации познания безусловно выходят далеко за пределы познания животных.

На протяжении всей своей истории человечество познает мир в той или иной форме и расширяет свое представление о нем. Однако вопросы познания впервые были четко сформулированы как самостоятельные и само ценностные именно в философии. Эти вопросы касаются самого процесса познания – как познается мир, с помощью чего, как можно определить истинность или ложность полученных представлений, что именно познает человек исследуя реальность и т.д. и составляют такую область философии как гносеология.

Вопросы познания были поставлены еще древними философами во время их спонсоров о первоначалах мира, и исчерпывающий ответ, равно как и дискуссия вокруг них не прекращалась все время существования философии и продолжается до сих пор. Актуальность гносеологической проблематики обусловлена тем, что познание напрямую влияет на развитие человеческого общества. Наука как высший способ познания, позволила широко раздвинуть переделы человеческих представлений о реальности, а также подчинить человеку силы природы, создать технологии, меняющие человеческое общество, быт и жизнь человека.

Проблема познаваемости мира

Одним из главных вопросов гносеологии является вопрос о познаваемости мира. Он был сформулирован еще античными авторами, тогда же сложились и основные походы к его решению:

  • познавательный оптимизм,
  • познавательный пессимизм,
  • скептицизм.

Познавательный оптимизм основывается на убеждении в безграничности познавательной способности человека. Хотя мир огромен и сложен, последовательно подходя к процессу его изучения человек способен в конечном итоге познать все явления окружающей реальности, выявить и описать, и проникнуть в сущность всех объектов, процессов, закономерностей, определяющих существование вселенной. Сторонники познавательного оптимизма признают, что в настоящее время знание человека о мире далеко от своей завершенности, но видят в этом не причину для разочарования в познании, но напротив, мотивацию к его дальнейшему изучению, рассматривая познание как одну из величайших ценностей человечества.

Агностицизм или познавательный пессимизм напротив отрицает способность человека познать мир. Различными философами приводятся разные аргументы – мир нельзя познать в принципе, человеческие представления о мире никогда не будут соответствовать реальности, каждый человек строит свой образ мира, каждый из которых не эквивалентен другому и самому миру и т.д.

Позиция скептицизма не отрицает возможности познания мира, однако ставит под сомнение истинность тех знаний, а также методов, которые существуют для этого. Крайним выражением скептицизма является релятивизм, предполагающий полную относительность всех знаний, убеждений, законов и т.д. Скептики упирают на субъективный характер познания, и стремление человеческого мышления упорядочивать представления о мире, приводить их в систему, которое может основываться не на реальном существовании системности, но быть свойством самой мозговой деятельности, в то время как реальный мир может не соответствовать нашим представлениям о нем. Наиболее ярко позицию скептиков сформулировал Протагор в своих выск5азываниях – «человек есть мера всех вещей», «о всякой вещи можно высказать два противоположных суждения, каждое из которых будет одинаково истинным».

Подходы к процессу познания

Большинство философов разделяют парадигму гностического позитивизма. Однако их представления о путях и источниках познания весьма разняться. Можно выделить ряд основных подходов:

  • рационализм,
  • сенсуализм,
  • эмпиризм,
  • интуитивизм.

Наиболее «очевидным» подходом является сенсуализм, т.е. чувственных подход опирающийся на данные органов чувств и восприятия реальности. В своей чистой форме сенсуализм предполагает, что мир таков, каким его видит человек, что неизбежно ведет к субъективизму и релятивизму.

Рационализм противостоит сенсуализму. Указывая на противоречивость и поверхностность чувственного познания, он отрицает его ценность, полагая, что истинные знания о мире могут быть получены только с помощью разума, рациональных размышлений, основанных на логике. Однако в данном аспекте кроется и слабость рационализма. Он либо вынужден признать, что разум опирается на чувственную информацию в своих размышлениях, либо начинает обосновывать свои выводы и умозаключения с помощью неких идеальных источников знания, которые уже заложены в человеческий разум неким идеальным образом (например, богом).

Эмпиризм рассматривает в качестве источника знания опыт. Эмпиризм признает и чувственное и рациональное познание, одновременно указывая на недостаточность каждого из них. Чувственное познание фрагментарно и субъективно, рациональное слишком абстрактно и оторвано от реальности. Только с опорой на опыт, факты, которые воспринимаются с помощью чувственного познания и затем обрабатываются рациональным, возможно действенное познание мира. В рамках эмпиризма было сформулировано понятие эксперимента, как способа перепроверки и подтверждения полученных знаний, а также снятия проблемы субъективизма.

Интуитивизм представляет собой ненаучный, чувственно-мистический способ познания мира. Интуитивизм предполагает, что мир иррационален, он не вполне такой, каким он кажется, а потому истинное познание возможно лишь в форме прозрения, откровения, инсайда – религиозного, мистического, духовного или какого-либо еще.

Тест по философии жизни

| ПРИРОДА ФИЛОСОФИИ  | ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ  |
| ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИЯ | ЭТИКА  |

КАРТА САЙТА

ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦА


ВВЕДЕНИЕ В ДОМУ ФИЛА


ВИКТОРИНЫ
ТЕСТЫ

ССЫЛКИ
ПОИСК
PHIL FAQ
ЧТЕНИЯ
АРХИВЫ
ПРОГРАММА


 

Философия 102: Введение в Философское исследование
Тест 1: Смысл жизни

  Соответствие (10 баллов): Сопоставьте ключевая идея с философом, который ее использовал. Вставьте соответствующую букву в пустое место при условии.

 1. _____ Платон А. “Судить о том, стоит ли жить или не стоит жить сводится к ответу на основной вопрос философии».
2. _____ Сократ B. “вера была знанием смысла человеческая жизнь”
3. _____ Рассел C. Афины поступили ошибочно против философии, поставив учитель до смерти.
4. _____ Толстой D. “уделите все внимание вопросу, «Правильно ли то, что я говорю, или нет?»
5. _____ Камю E. “Истинное философское созерцание находит свое удовлетворение в каждом расширении не-Я”

  Верно-Неверно (50 баллов): Оцените следующие утверждения и запишите в пробелами предусмотрено слово «истинно» или слово «ложно» в соответствии с ваше решение.

  1. __________ Философию можно в широком смысле определить как исследование исходных предпосылок любого область дознания.
  2. __________ Аксиология – раздел философии, включающий логику и эстетику
  3. __________ Метафизика изучает реальность и ставит вопрос о том, какие вещи существуют.
  4. __________ Эпистемология — это исследование того, как мы можем узнать, что наши убеждения верны.
  5. __________ Одно из обвинений, выдвинутых против Сократа, состоит в том, что он софист.
  6. __________ Дельфийский оракул заявил, что Сократ был невежественным и развратил молодежь Афин.
  7. __________ Согласно Сократу, вы всегда должны поступать правильно или справедливо, даже если это действие может стать причиной вашей собственной смерти.
  8. __________ Сократ подразумевает, что иногда вы можете сделать правильный выбор, даже не подозревая об этом. что в ваших интересах.
  9. __________ Основная причина, по которой Сократ не умоляет сохранить свою жизнь и не ищет изгнания, заключается в том, что он понимает, что никогда не мог убежать.
  10. __________ Сократ отрицает, что душа бессмертна, потому что душа человека изменчива, и все изменчивое тленно.
  11. __________ Сократ отмечает, что он овод — это заявление означает, что он раздражает выдающихся граждан Афин, показывая им, что они не знают того, что утверждают.
  12. __________ Согласно Расселу, философия — это единственное исследование, направленное в первую очередь на знание.
  13. __________ Рассел говорит, что для определения ценности философии нам нужно освободиться от предрассудки практичных людей.
  14. __________ По Расселу, главная ценность философии заключается в величии объектов то, что оно созерцает: то есть истину, действительность, добро и красоту.
  15. __________ Рассел утверждает, что инстинктивный человек стремится к «расширению себя».
  16. __________ Одно важное Ценность философии, по Расселу, следует искать в ее неопределенности и последовательное снижение догматизма.
  17. __________ И философия, и наука ищут знания, но философия обычно исследует предположения, на которых строится знание.
  18. __________ Рассел подразумевает, что расширение себя достигается человеком с широкими интересами, рефлексивное понимание и толерантность.
  19. __________ В начале своего очерка Толстой пишет, что до ареста жизни он думал «правда» была тем, что было наиболее удобно для него самого и его семьи.
  20. __________ Арест жизни Толстого произошел потому, что он был слишком стар, чтобы писать великие романы. больше.
  21. __________ Толстой считает, что искусство может дать ответ на вопрос о смысле жизни.
  22. __________ Толстой утверждает, что наука не может дать смысл жизни, потому что наука фактически показывает, что человеческая жизнь непостижима.
  23. __________ Смысл веры, по Толстому, в том, что вера в конечном счете иррациональна.
  24. __________ Единственная истина, которую все знают как неизбежную, по Толстому, это смерть.
  25. __________ Камю утверждает, что единственная по-настоящему философская проблема заключается в том, существует ли Бог или нет.
  26. __________ По Камю, чувство Абсурда возникает, когда мы подрываемся и безличная природа вселенной сталкивается с нашей собственной субъективностью.
  27. __________ Камю считает, что цель самореализации в мире — это окончательная программа для достижения осмысленного существования.
  28. __________ Абсурд, по объяснению Камю, — это признание того, что никто никогда не сможет найти ценность в жизни, и именно поэтому самоубийство является серьезной философской проблемой.
  29. __________ Камю утверждает, что я не могу навязывать ценность своей жизни, если только другие значимые люди в мире не может придать ценность и моей жизни.
  30. __________ По Камю, смысл человеческого существования может быть получен только путем отождествления с роли ценностей в мире.

Эссе (40 баллов): Четко и полностью объясните ваши ответы три из следующие вопросы на отдельном листе бумаги. Назовите причины вашего философская позиция.

  1. Что такое парадокс Сократа? Чем занимался Сократ всю свою жизнь? если я обману сдать экзамен, получить высшее образование и получить высокооплачиваемую работу, сказал бы Сократ, что я действовал по собственной воле? собственный интерес?
    ОТВЕТ
  2. Что придает смысл жизни по Расселу? Объясните, что он имеет в виду под философский ум. Чем философский ум отличается от практического ума?
    ОТВЕТ
  3. Что придает смысл жизни по Толстому? Четко объясните его ответ и полностью.
    ОТВЕТ
  4. Что такое Камю? Ответ на вопрос о смысле жизни. Объясните, как ответ на жизнь? смысл связан с понятием Абсурда. Что такое Абсурд?
    ОТВЕТ
  5. Что такое аргумент Сократа о том, что смерть есть благо? Почему Сократ не рассматривает существование ада быть реальной возможностью?
    ОТВЕТ

ВЕРХ

Java-скрипты, написанные [email protected] com
Пожалуйста, присылайте исправления или предложения по адресу [email protected]
См. отказ от ответственности относительно этой страницы.

Вопросы философии: викторина | SparkNotes

Для этой страницы требуется JavaScript , который вы кажется, нет. Пожалуйста, попробуйте другой браузер.

1. Какой метод исследования, символ картезианской мысли, использует Рассел в начале

Проблемы философии ?
  • Абсолютный скептицизм
  • Эмпиризм
  • Радикальное сомнение
  • Анализ

2. Что из следующего является ключевым примером Рассела физического объекта во внешнем мире?

  • Окно
  • Стол
  • Шарик
  • Рука

3.

Что, по Расселу, было главным нововведением Канта?
  • Априорное знание, не являющееся аналитическим
  • Знание об опыте
  • Эпистемология
  • Априорное знание, не являющееся синтетическим

4. Что из следующего является лучшим примером чувственных данных?

  • клубок веревки
  • Стол
  • Пятно цвета
  • Разум

5. Чья метафизическая система воссоздает вселенную из единого куска в гармоничное целое?

  • епископ Беркли
  • Г. В. Лейбниц
  • Фридрих Гегель
  • Иммануил Кант

6. Какую точку зрения на реализм критики Рассела считают сторонниками его философии?

  • Прямой реализм
  • платонический реализм
  • Антиреализм
  • Аналитический реализм

7. Какое знание впервые выделяет Рассел?

  • Знание истин
  • Знание внешности
  • Знание реальности
  • Знание сомнения

8.

Какое определение чувственных данных является лучшим?
  • Другое слово для ощущения
  • Наши нейроны
  • Признаки физических объектов
  • Ни один из вышеперечисленных

9. Кто из британских философов, по мнению Рассела, ошибался в своих взглядах на идеализм?

  • епископ Беркли
  • А. Н. Уайтхед
  • Рене Декарт
  • Дэвид Хьюм

10. Кем были рационалисты?

  • Локк и Юм
  • Кант и Спиноза
  • Гегель и Бисмарк
  • Декарт и Лейбниц

11. В чем заключается главный интерес Рассела при обсуждении рационалистов?

  • Их вера в разум
  • Их вера в знание посредством «врожденных принципов».
  • Их вера в опыт
  • Их вера в знание посредством описания

12. Кто такие эмпирики, которыми интересуется Рассел?

  • Беркли, Лейбниц и Брэдли
  • Кант и Лейбниц
  • Локк, Беркли и Юм
  • Ни один из вышеперечисленных

13.

Каков эмпирический взгляд на знание?
  • Знания приходят из опыта
  • Знание исходит из логики
  • Знание приходит из мысленных экспериментов
  • Знание невозможно

14. Какое понятие использует Рассел, чтобы начать обсуждение

априорного знания?
  • Врожденные принципы
  • Математика
  • Универсальный
  • Интуиция

15. Что из следующего является лучшим примером универсалии?

  • Модель солнечной системы
  • Пятно красного
  • Вопрос
  • Пространственное отношение

16. Что является лучшим примером конкретного?

  • Белизна
  • Белый лист бумаги
  • Часть рассуждений
  • «Быть ​​слева от»

17. Что из нижеследующего использует Рассел, приводя аргументы в пользу объектных терминов и объектных отношений?

  • Отелло, Дездемона, Кассио, любящий
  • Гамлет, Офелия, любящая
  • Отелло, Дездемона, Кассио, ненавидящие
  • Гамлет, Офелия, Полоний, любящие

18.

Из какой теории Рассел выводит свою теорию универсалий?
  • Теория идей Беркли
  • Гегелевская теория Вселенной
  • Платоновская теория идей
  • Теория познания Сократа

19. Знание по описанию основывается на двух критериях, один из которых ______ ?

  • Познание чего-либо путем дедукции
  • Знание чего-либо по знакомству
  • Косвенный объект
  • Знание некоторого описания

20. Из какого логического процесса мы получаем знания об обобщениях посредством примеров?

  • Вычет
  • индукция
  • Сравнение
  • Описание

21. Из какого логического процесса мы получаем познание общего через частное?

  • Вычет
  • индукция
  • Сравнение
  • Описание

22. Какой опыт мы получаем, когда получаем чувственные данные?

  • Общественный
  • Нейтральный
  • Интуитивно понятный
  • Частный

23.

Оставить комментарий