“Производная. Механический и геометрический смысл производной”.
Всероссийский дистанционный конкурс для учителей математики «Контрольная работа в формате теста»
11 класс
Алгебра и начала математического анализа
Разработала: учитель математики
ГБОУ РО НШИ с ПЛП М.В. Франк
Контрольная работа в формате теста по теме:
«Производная. Геометрический и механический смысл производной».
КИМ
Инструкция по выполнению работы
Время выполнения работы 40 мин. Задания выполняются в КИМе.
Работа состоит из двух частей и содержит 10 заданий.
Часть I содержит 7 заданий базового уровня.
Часть II содержит 3 задания, соответствующих уровню возможностей и доступных учащимся, хорошо успевающим по математике. При выполнении задания VIII надо установить соответствие между элементами четырёх множеств, а в заданиях IX – X записать полное решение и ответ.
При этом реализуется основной принцип итоговой аттестации: успешное выполнение заданий второй части работы не компенсирует отсутствие результата выполнения заданий первой части. Оценивание осуществляется способом «сложения». Система оценивания 5 – балльная.
Оценочная таблица:
№ задания I II III IV V VI VII VIII IX X Итого Балл 4 4 1 2 1 5 2 5 2 4 30
Таблица перевода тестовых баллов в оценку:
Тестовый балл Оценка
1-10 «2»
11- 15 | «3» |
16-21 | «4» |
22-30 | «5» |
Советуем для экономии времени пропускать задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходить к следующему.
Удачи!
* С данной инструкцией необходимо ознакомить школьников до проведения контрольной работы. Инструкция и текст работы выдаются каждому учащемуся.
Ф. И учащегося
Класс
Дата
Часть 1.
I. Продолжите утверждения так, чтобы получились верные высказывания:
1) Процесс нахождения производной называется …
2) Значение производной функции в точке х0показывает …
3) Мгновенной скоростью называется …
4) Геометрический смысл производной состоит в том, что производная функции в точке
есть …
Итого: 4 балла
II. Вставьте пропущенные выражения так, чтобы получились верные правила дифференцирования:
2) (f(x)+g(x))/ = …
3) … = f/(х)g(x) + f(x)g/(х)
4) ….
Итого: 4 балла
III. Материальная точка движется от начального до конечного положения. На рисунке изображён график её движения. На оси абсцисс откладывается время в секундах, на оси ординат — расстояние от начального положения точки (в метрах). Средняя скорость движения точки в (м/с) равна …
Ответ: 1,6 м/с
Итого: 1 балл
IV. Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t) = – t4 + 6t3 + 5t + 23, её скорость в (м/с) в момент времени t = 1 c, равна:
Решение:
Ответ:
Итого: 2 балла
V.
1) = ; 2) = ;
3) = ; 4) =
функция = является производной.
Ответ:
Итого: 1 балл
VI. Установите соответствие между функцией и её производной: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
f ( x) (функция) | f /( x) (производная функции) |
1. 2х2 + 5 х – 47 | 1. |
2. х – 5– 7х | 2. – 60(2 – 5 х)11 |
3. | 3. |
4. х5+1/х | 4. 4х + 5 |
5. | 5. (х |
6. (х-2)(х2+8) | 6. |
7. | 7. -5х – 6– 7 |
8. – | 8. |
9. (2 – 5 х)12 | 9. |
10. 2х + tgx – lnx | 10. 5х4– 1\x2 |
В таблице под каждой цифрой, соответствующей функции, укажите номер её производной
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Итого: 5 баллов
VII. Установите соответствия между графиками функций и значениями производных в точке х0.
Графики функций.
A. B. C.
D.
Значения производных:
1) 0,25; 2) -1; 3) 0,5; 4) – 0,25.
В таблице под каждой буквой, соответствующей графику, укажите номер её значения
Ответ:
A | B | C | D |
Итого: 2 балла
Часть 2.
VIII. Установите соответствие между функцией ⇒ графиком функции ⇒ производной ⇒ графиком производной функции.
Функция: 1. у = х3; 2. у = – 3; 3. у = х2 – 2; 4. у = – 2х + 5; 5. у = – 1\х
График функции:
1. 2. 3. 4.
5.
Производная функции: 1. у/ = 2х; 2. у/ = 3х2; 3. у/ = 1\х2 ;
4. у/ = 0; 5. у/ = – 2.
График производной функции:
1. 23.
4. 5.
В таблице под каждой цифрой, соответствующей функции, укажите номер её графика, затем укажите номер производной этой функции и номер графика, соответствующий графику производной.
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Итого: 5 баллов
IX. Прямая f(x) = – 4х – 11 является касательной к графику функции . Абсцисса точки касания равна
Решение:
Ответ:
Итого: 2 балла
X. Прямая у = 6х – 5 является касательной к графику функции
f(x) = 9х2 + bх + 76 . Найдите b, учитывая, что абсцисса точки касания меньше 0.
Решение:
Ответ:
Итого: 4 балла
Задания контрольной работы в формате теста предназначены для проверки уровня знаний, умений и навыков по теме: «Производная. Механический и геометрический смысл производной» и соответствуют теории в пределах учебного материала.
Тест позволяют оценить достигнутый уровень усвоения материала учеником и зону его ближайшего развития.
Данная работа может помочь выпускникам и при подготовке к ЕГЭ. Задания по этой теме включены как в КИМы профильного уровня, так и в КИМы базового уровня.
В тесте использованы задания из открытого банк заданий ЕГЭ (базовый и профильный уровень) и сайта “Решу ЕГЭ”.
http://os.fipi.ru/tasks/2/a
Ключи к контрольной работе в формате теста
Часть 1.
I. Продолжите утверждения так, чтобы получились верные высказывания:
1) Процесс нахождения производной называется … дифференцированием
2) Значение производной функции в точке х0показывает … скорость изменения функции
3) Мгновенной скоростью называется … производная от пути по времени
4) Геометрический смысл производной состоит в том, что производная функции в точке
есть …угловой коэффициент касательной к графику функции в этой точке
II. Вставьте пропущенные выражения так, чтобы получились верные правила дифференцирования:
1) = С f/(х)
2) (f(x) + g(x))/ = f/ (x) + g/(x)
3) (f(x)g(x))/ = f/(x)g(x) + f(x)g/(x)
4)
III. Материальная точка движется от начального до конечного положения. На рисунке изображён график её движения. На оси абсцисс откладывается время в секундах, на оси ординат — расстояние от начального положения точки (в метрах). Средняя скорость движения точки в (м/с) равна 1,6 м\с.
Решение.
Чтобы найти среднюю скорость движения точки, необходимо пройденное расстояние поделить на время прохождения: 8:5 = 1,6 м/с
Ответ: 1,6 м\с.
IV. Материальная точка движется прямолинейно по закону
x(t) = – t4 + 6t3 + 5t + 23, её скорость в (м/с) в момент времени t = 1 c, равна:
Решение: x/(t) = – 4t3 + 18t2 + 5, x/(1) = -4 + 18 +5 = 19
Ответ: 19 м/с.
V. Укажите, для какой функции:
1) = ; 2) = ;
3) = ; 4) =
функция = является производной.
Ответ: 4
VI. Установите соответствие между функцией и её производной: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
f ( x) (функция) | f /( x) (производная функции) |
1. 2х2 + 5 х – 47 | 1. |
2. х– 5– 7х | 2. – 60(2 – 5 х)11 |
3. + | 3. |
4. х5+1/х | 4. 4х + 5 |
5. | 5. (х2+8) + 2х (х-2) |
6. (х-2)(х2+8) | 6. |
7. | 7. -5х – 6– 7 |
8. – | 8. |
9. (2 – 5 х)12 | 9. |
10. 2х+ tgx – lnx | 10. 5х4– 1\x2 |
В таблице под каждой цифрой, соответствующей функции, укажите номер её производной
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4 | 7 | 8 | 10 | 1 | 5 | 3 | 6 | 2 | 9 |
VII. Установите соответствия между графиками функций и значениями производных в точке х0.
Графики функций.
A. B. C.
D.
Значения производных:
1) 0,25; 2) -1; 3) 0,5; 4) – 0,25.
В таблице под каждой буквой, соответствующей графику, укажите номер её значения
Ответ:
A | B | C | D |
2 | 1 | 4 | 3 |
Часть 2.
VIII. Установите соответствие между функцией ⇒ графиком функции ⇒ производной ⇒ графиком производной функции.
Функция: 1. у = х3; 2. у = – 3; 3. у = х2 – 2; 4. у = – 2х + 5; 5. у = – 1\х
График функции:
1. 2. 3. 4.
5.
Производная функции:
1. у/ = 2х; 2. у/ = 3х2; 3. у/ = 1\х2 ; 4. у/ = 0; 5. у/ = – 2
График производной функции:
1.23.
4. 5.
В таблице под каждой цифрой, соответствующей функции, укажите номер её графика, затем укажите номер производной этой функции и номер графика, соответствующий графику производной.
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 | 1 | 3 | 2 | 4 |
2 | 4 | 1 | 5 | 3 |
3 | 5 | 4 | 1 | 2 |
IX. Прямая f(x) = – 4х – 11 является касательной к графику функции . Абсцисса точки касания равна
Решение: f/(x) = -4; у/ = 3х2 + 14х +7, f/(x)= у/,
3х2 + 14х +7 = – 4, 3х2 + 14х +11 = 0, D = 196 – 132 = 64, х1= – 1, х2 = – 11\3 .
Ответ: – 1; – 11\3 .
X. Прямая у = 6х – 5 является касательной к графику функции f(x) = 9х2 + bх + 76 . Найдите b, учитывая, что абсцисса точки касания меньше 0.
Решение: f/(x)= у/
18х + b = 6, b = 6 – 18х,
у = f(x), 9х2 + х (6 – 18х) + 76 = 6х – 5, 9х2 + 6х – 18 х2 – 6х + 81 = 0,
– 9х2 + 81 = 0,
х2 = 9,
х1 = + 3, х2 = -3
Ответ: – 3
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»
Домашняя контрольная работа по алгебре для 11-го класса “Производная и ее геометрический смысл”
Главная / Старшие классы / Алгебра
Скачать
81.67 КБ, 852754.docx Автор: Грук Любовь Владимировна, 1 Апр 2015
Работа ориентирована на учебник под редакцией Ш.Алимова и составлена в четырех вариантах, построенных по одному типу, но варианты немного отличаются по сложности. Данная работа включает задания на нахождение производных элементарных функций, изучаемых в школьном курсе, и задание на составление уравнения касательной. Можно использовать как домашнюю контрольную работу или как проверочную.
Автор: Грук Любовь Владимировна
Похожие материалы
Тип | Название материала | Автор | Опубликован |
---|---|---|---|
документ | Домашняя контрольная работа по алгебре для 11-го класса “Производная и ее геометрический смысл” | Грук Любовь Владимировна | 1 Апр 2015 |
документ | Контрольная работа по теме “Производная.![]() | Шумкова Елена Георгиевна | 7 Апр 2015 |
документ | Контрольная работа №4 по алгебре для 7 класса по теме “Степень и ее свойства. Одночлены” | Баринова Елена Валерьевна | 8 Фев 2016 |
документ | Проверочная работа по теме “Производная. Геометрический и физический смысл производной. Исследование функции по графику производной”. | Демина Елена Максимовна | 21 Мар 2015 |
презентация, документ | конспект урока по алгебре и началам анализа 11 класс “Геометрический смысл производной” | Токарева Тамара Ивановна | 1 Апр 2015 |
презентация | Презентация по алгебре в 11 классе на тему: “Геометрический и физический смысл производной” | Ибрагимова Эльвира Шевкетовна | 14 Янв 2016 |
разное | решебник по алгебре 7 класс домашняя контрольная работа 2 | tronarukeh2980 | 11 Мая 2015 |
разное | Контрольная работа по обществознанию для 11-го класса по теме “Человек и экономика” | Биктимирова Мария Рафиковна | 31 Мар 2015 |
документ | Открытый урок на тему “Производная, ее геометрический и механический смысл” Наглядные пособия: портреты математиков, высказывания ученых, программа «Математика 9-11».![]() | Калмыкова Татьяна Юрьевна | 21 Мар 2015 |
документ | Контрольная работа по алгебре и началам анализа для 11 класса по теме “Обобщение понятия степени” | Кравченко Николай Анатольевич | 21 Мар 2015 |
документ | Контрольная работа по алгебре и началам анализа для 11 класса по теме ” Комбинаторика” | Аксёнова Светлана Валерьевна | 17 Фев 2016 |
документ | Зачетная работа по алгебре в 10 классе по теме “Производная и ее применение” | Панышева Татьяна Николаевна | 1 Апр 2015 |
документ | Рабочая программа элективного курса по алгебре и началам анализа для учащихся 11-го класса “Практикум по алгебре» | Салбакай Монгушевна Оюн | 26 Окт 2015 |
документ | Рабочая программа элективного курса по алгебре и началам анализа для учащихся 11-го класса “Практикум по алгебре» | Оюн Салбакай Монгушевна | 28 Фев 2016 |
документ | Производная и ее геометрический смысл | Шаршина Юлия Юрьевна | 1 Апр 2015 |
документ | Производная и ее геометрический смысл | Бикмухаметова Ольга Наильевна | 20 Ноя 2015 |
презентация, документ | «Производная и ее геометрический смысл» | Николаева Валентина Васильевна | 25 Апр 2015 |
презентация | Производная и ее геометрический смысл.![]() | Тарасова Ирина Петровна | 14 Ноя 2015 |
разное | Урок в 11 классе, алгебра и начала анализа. Тема: “Производная и её геометрический смысл”. | Тарада Елена Борисовна | 31 Мар 2015 |
документ | Разработка урока по алгебре в 10 классе “Производная и ее применение” | Елена Владимировна Сырыгина | 11 Апр 2015 |
документ | Математическая игротека (урок-зачет) по теме : Производная и ее геометрический смысл. | Салимова Галина Павловна | 1 Апр 2015 |
документ | Открытый урок по теме” Производная и её геометрический смысл” | Шпакова Елена Николаевна | 1 Апр 2015 |
документ | Контрольная работа по алгебре по теме “Производная и первообразная” | Волкова Наталья Евгеньевна | 1 Апр 2015 |
документ | Контрольная работа по алгебре для 11 класса по теме “Комбинаторика” | Аксёнова Светлана Валерьевна | 28 Фев 2016 |
документ | Контрольная работа по алгебре и началам анализа для 10-го класса по материалам ЕГЭ | Грук Любовь Владимировна | 6 Апр 2015 |
разное | Обобщающий урок по алгебре и началам анализа по теме “Производная и ее применение.![]() | Степина Татьяна Петровна | 25 Янв 2016 |
разное | Контрольная работа по теме “Производная” 11 класс | Хожулина Елена Валентиновна | 1 Апр 2015 |
документ | Разработка урока по алгебре в 10 классе “Производная и ее применение” | Сорока Татьяна Алексеевна | 5 Апр 2015 |
документ | Разноуровневая домашняя контрольная работа по геометрии для 8 класса | Горбаченко Валентина Ивановна | 21 Мар 2015 |
документ | Проверочная работа по теме “Производная функции” для 10-го класса.![]() | Дареева Соелма Норбоевна | 1 Апр 2015 |
документ | Электронное пособие по алгебре для учеников 7 класса по теме “Степень и ее свойства” | Тюрина Надежда Игоревна | 4 Апр 2015 |
документ | Самостоятельная работа по алгебра для 11-го класса по теме “Наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке” | Грук Любовь Владимировна | 1 Апр 2015 |
документ | Контрольная работа №6 по алгебре для 7 класса по теме “Произведение многочленов” | Баринова Елена Валерьевна | 8 Фев 2016 |
документ | Контрольная работа №5 по алгебре для 7 класса по теме “Многочлены” | Баринова Елена Валерьевна | 8 Фев 2016 |
документ | Контрольная работа №1 по алгебре для 7 класса по теме “Преобразование выражений” | Баринова Елена Валерьевна | 8 Фев 2016 |
документ | Контрольная работа №9 по алгебре для 7 класса по теме “Системы линейных уравнений” | Баринова Елена Валерьевна | 8 Фев 2016 |
документ | Контрольная работа №8 по алгебре для 7 класса по теме “Преобразование целых выражений” | Баринова Елена Валерьевна | 8 Фев 2016 |
документ | Контрольная работа №7 по алгебре для 7 класса по теме “Формулы сокращенного умножения” | Баринова Елена Валерьевна | 8 Фев 2016 |
документ | Контрольная работа для 8 класса по алгебре “Квадратные уравнения” | Северюхина Ксения Николаевна | 21 Мар 2015 |
документ | Домашняя контрольная работа по теме “Цилиндр” | Елена Игоревна Бондарева | 21 Мар 2015 |
Алгебраический и геометрический смысл производной
ГБ Исчисление и анализ, Колледж математики
Примечание: Это первая часть серии производных концепций. Вторая часть — «Производная в контексте реальной жизни», а третья — «Производная и проблема максимальной площади».
***
Если мы хотим получить наклон линии, нам нужны две точки. Предположим, точки имеют координаты и , мы узнали, что наклон описывается формулой .
На рисунке 1 у нас есть линия, касательная к функции в точке, где координаты . Проблема, породившая исчисление, заключается в том, чтобы получить наклон этой касательной. Однако есть проблема. Нам нужны две точки для вычисления наклона, но у нас есть только одна точка.
Обратите внимание, что слово касательная в этой задаче отличается от определения касательной к окружности, потому что ясно, что линия будет пересекать график более чем в одной точке.
Рисунок 1 – Прямая l, касающаяся функции f в точке P.
Используя концепцию ограничений, мы можем решить эту проблему. Во-первых, мы создаем точку с единицами координат x справа от координаты x . Затем мы рисуем линию, секанс линию к функции.
Рисунок 2 – Через точку P проведена секущая. касательной, разумно, что мы движемся к фиксированной. Нажмите здесь, чтобы изучить диаграмму выше с помощью GeoGebra.
Из приведенного выше исследования GeoGebra, если мы движемся к , мы наблюдаем следующее:
1.) Значение подходов .
2.) Наклон секущей приближается к наклону касательной.
3.) Наклон секущей приближается к наклону касательной.
4.) Если точка совпадает с точкой , то наклон секущей и равен наклону касательной.
Если мы допустим наклон секущей и наклон касательной, сосредоточив внимание на наблюдениях 1 и 4, мы можем сказать следующие эквивалентные утверждения:
- Предел наклона секущей при приближении равен .
- Предел наклона секущей при приближении равен .
- Предел по мере приближения равен .
Используя обозначение предела, мы можем сказать, что
Из приведенного выше обсуждения мы можем видеть, что производная функции в конкретной точке равна наклону линии, касательной к этой функции в этой точке. конкретный момент.
В следующем посте мы обсудим значение производной в реальных жизненных ситуациях.
7 комментариев формула производной, дифференциальное исчисление, дифференцирование, первая производная, пределы, секущая, наклон, касательная
Физический или геометрический смысл комплексной производной
Задавать вопрос
спросил
Изменено 6 лет, 5 месяцев назад
Просмотрено 5к раз
$\begingroup$
Производная функции с действительным знаком в точке — это наклон функции в этой точке.
Аналогично, каков физический или геометрический смысл производной комплекснозначной функции в точке?
- комплексный анализ
- комплексная геометрия
$\endgroup$
2
$\begingroup$
Вы можете думать о производной как о выражении локального/мгновенного растяжения и вращения.
Например, предположим, что реальная функция $f$ имеет $f'(a)=2$ для некоторого $a$. Мы можем думать об этом как о том, что вблизи $a$ функция (приблизительно) удваивает расстояние, вплоть до добавления константы. Это то, что выражает касательная $2(x-a)+f(a)$. 9{i\theta}$ говорит, что вблизи $a$ мы (приблизительно) растягиваем/сокращаем расстояния на коэффициент $r$, а также поворачиваем на угол $\theta$. Например, $f'(a)=i$ означает, что мы просто вращаемся против часовой стрелки на $\pi/2$ радиан. А $f'(a)=-i/2$ означает, что мы сжимаемся в 2 раза и поворачиваемся против часовой стрелки на $3\pi/2$ радиан.
$\endgroup$
$\begingroup$
Одно четкое физическое значение дает теория гармонических функций. В частности, если $f=u+iv$ комплексно-дифференцируема на открытом множестве, то обе составляющие функции удовлетворяют уравнению Лапласа. Другими словами, их можно рассматривать как возможные функции потенциальной энергии для силового поля, консервативного в домене, или как функции напряжения для электростатического поля в домене.