Рио бердичев работа: Робота – Робота

Работа в Бердичеве – вакансии со всех сайтов поиска работы. Найти работу в Бердичеве

Онлайн работа без рисков и вложений, без навыков

ФОП Мельник Н.А.

Удаленная

Работа через интернет,  подойдет как дополнительный доход ,совмещение с основной работой или желающих открыть свой бизнес . Мамы в декрете и домохозяйки – это для вас! Без специальных… Полное описание

от 9 000 ₴

Бердичев

Добавлено: 10 часов назад

Предложить другуОткликнуться

Добавлено: 10 часов назад

Менеджер-консультант удаленно

ФОП Мельник Н.А.

Удаленная

В связи с расширением штата онлайн направления, вакантна должность, которую можно рассматривать как совмещение с основной работой . Обязанности: привлечение и консультирование новых… Полное описание

от 10 000 ₴

Бердичев

Добавлено: 10 часов назад

Предложить другуОткликнуться

Добавлено: 10 часов назад

Интернет-маркетолог, онлайн

ФОП Мельник Н. А.

Удаленная

Работа не выходя из дома, может рассматриваться как основной доход или подработка для студентов и мам в декрете. Желание зарабатывать, строить карьеру ,знaниe ПК на уровне среднего… Полное описание

от 10 000 ₴

Бердичев

Добавлено: 10 часов назад

Предложить другуОткликнуться

Добавлено: 10 часов назад

Дополнительный заработок в свободное время

ФОП Мельник Н.А.

Удаленная

Работа онлайн может рассматриваться как: совмещение с учебой .Желание зарабатывать и строить карьеру ,знaниe ПК нa уpoвнe пoльзoвaтeля:coц.ceти, наличие любого гаджета телефон , cвoбoдный… Полное описание

от 9 000 ₴

Бердичев

Добавлено: 10 часов назад

Предложить другуОткликнуться

Добавлено: 10 часов назад

SMM менеджер онлайн,

ФОП Мельник Н. А.

Удаленная

Работа онлайн может рассматриваться как основной или дополнительный доход, для женщин от 22 лет или мамочек в декрете .Желание работать и зарабатывать  . Знaниe ПК нa уpoвнe пoльзoвaтeля… Полное описание

от 9 000 ₴

Бердичев

Добавлено: 10 часов назад

Предложить другуОткликнуться

Добавлено: 10 часов назад

Оператор ПК, онлайн,

ФОП Мельник Н.А.

Удаленная

Работа ,не выходя из дома ,может рассматриваться как совмещение с основной работой или на время декретного отпуска. Желание работать и зарабатывать, знaниe ПК на уровне среднего… Полное описание

от 10 000 ₴

Бердичев

Добавлено: 10 часов назад

Предложить другуОткликнуться

Добавлено: 10 часов назад

Консультант по персоналу

ФОП Мельник Н. А.

Удаленная

Ищем сотрудника для работы онлайн, можно рассматривать как основной доход подработку. У которого есть: нацеленность на результат, коммуникабельность, ответственность, желание зарабатывать.… Полное описание

от 10 000 ₴

Бердичев

Добавлено: 10 часов назад

Предложить другуОткликнуться

Добавлено: 10 часов назад

Администратор интернет-магазина, онлайн

ФОП Мельник Н.А.

Удаленная

до 1 года

Предлагаем работу, которую можно рассматривать как совмещение с основной работой, в сети интернет, не требующую специальных навыков. Подойдет всем, у кого найдется 3-4 часа свободного… Полное описание

от 9 000 ₴

Бердичев

Добавлено: 11 часов назад

Предложить другуОткликнуться

Добавлено: 11 часов назад

Интернет-маркетолог, онлайн,

ФОП Мельник Н.

А.

Удаленная

Работа не выходя из дома, может рассматриваться как основной доход или подработка для студентов и мам в декрете. Желание зарабатывать, строить карьеру ,знaниe ПК на уровне среднего… Полное описание

от 10 000 ₴

Бердичев

Добавлено: 11 часов назад

Предложить другуОткликнуться

Добавлено: 11 часов назад

Консультант по подбору персонала, онлайн

ФОП Мельник Н.А.

Удаленная

Предлагаем работу,  которую можно рассматривать как совмещение с основной работой или учебой, подойдет мамочкам в декрете или домохозяйкам, в сети интернет, не требующую специальных навыков.… Полное описание

от 10 000 ₴

Бердичев

Добавлено: 11 часов назад

Предложить другуОткликнуться

Добавлено: 11 часов назад

Вечерняя подработка на ПК/планшете

ФОП Мельник Н. А.

Удаленная

до 1 года

В крупную международную компанию в связи с расширением штата требуются сотрудники для удаленной работы в сети интернет и соцсетях. Работу можно рассматривать как совмещение с учебой. Сфера… Полное описание

от 9 000 ₴

Бердичев

Добавлено: 12 часов назад

Предложить другуОткликнуться

Добавлено: 12 часов назад

Дополнительный заработок в свободное время на ПК

ФОП Мельник Н.А.

Удаленная

Работа не выходя из дома, может рассматриваться как основной доход или подработка, также для женщин в декрете. Желание работать и зарабатывать , знaниe ПК на уровне среднего пользователя ,… Полное описание

от 10 000 ₴

Бердичев

Добавлено: 12 часов назад

Предложить другуОткликнуться

Добавлено: 12 часов назад

Онлайн размещение рекламы в интернете и соцсетях

ФОП Мельник Н. А.

Удаленная

до 1 года

Работа удаленно,  может рассматриваться как дополнительный доход .Желание работать и зарабатывать, знaниe ПК среднего пользователя , наличие любого гаджета телефон, cвoбoдный дocтуп в… Полное описание

от 9 000 ₴

Бердичев

Добавлено: 13 часов назад

Предложить другуОткликнуться

Добавлено: 13 часов назад

Менеджер-консультант

ФОП Мельник Н.А.

Удаленная

Работа онлайн может рассматриваться как совмещение с основной работой или учебой .Желание работать и строить карьеру ,знaниe ПК на уровне среднего пользователя:coц.ceти, наличие любого… Полное описание

от 10 000 ₴

Бердичев

Добавлено: 13 часов назад

Предложить другуОткликнуться

Добавлено: 13 часов назад

Без вложений и рисков, онлайн

ФОП Мельник Н. А.

Удаленная

В связи с расширением штата онлайн направления, вакантна должность , которую можно рассматривать как совмещение с основной работой. Обязанности: поиск и консультирование новых сотрудников.… Полное описание

от 10 000 ₴

Бердичев

Добавлено: 13 часов назад

Предложить другуОткликнуться

Добавлено: 13 часов назад

Пoдрабoтка на ПК, oнлайн

ЧП Юнилайф

Удаленная

Работа информационного характера, может подойти как подработка или основной вид дохода.Требования: женщины от 20 лет, с навыками грамотного общения с людьми, активные, целеустремленные,… Полное описание

от 11 500 ₴

Бердичев

Добавлено: вчера

Предложить другуОткликнуться

Добавлено: вчера

Продавец-консультант

ЧП Юнилайф

Частичная

Набираются сотрудники в интернет-магазин товаров повседневного спроса. Девушки/женщины от 22 лет, коммуникабельные, ответственные, готовы работать и зарабатывать. Нужно будет пройти… Полное описание

от 14 000 ₴

Бердичев

Добавлено: вчера

Предложить другуОткликнуться

Добавлено: вчера

Прeдлагaeм рaботу для мaм в дeкрeтe

ЧП Юнилайф

Удаленная

Условия работы:- частичная занятость от 3-х часов в день – работа удаленная – работаем, не выходя из дома – своевременные выплаты дохода на банковский счёт – без вложений и рисков -… Полное описание

от 10 000 ₴

Бердичев

Добавлено: вчера

Предложить другуОткликнуться

Добавлено: вчера

Работа удаленно в сети интенет

Сокол

Полная

Требуются сотрудники для надомной работы. Обязанности: Консультирование, обработка запросов; Ведение документации; Отчетность. Требования: Навыки работы с компьютером, планшетом(что… Полное описание

от 12 000 ₴ до 15 000 ₴

Бердичев

Добавлено: вчера

Предложить другуОткликнуться

Добавлено: вчера

Администратор в интернет-магазин, надомно

Сокол

Полная

Обязанности: -размещение информации в сети интернет -обработка входящих обращей корреспонденции Требования: -Наличие ПК, планшета -Постоянный доступ к сети интернет. -Коммуникабельность,… Полное описание

от 12 000 ₴ до 15 000 ₴

Бердичев

Добавлено: вчера

Предложить другуОткликнуться

Добавлено: вчера

Работа в Бердичеве сиделкой. Ищу работу Требуется Найти Вакансии сиделки в Бердичеве в семью без посредников

Расширенный поиск

Очистить фильтр

Геолокация работы

Город Бердичев

Район Все районы

Метро Укажите метро

Определить местоположение

График работы

Полная занятость без проживания

Полная занятость с проживанием

Частичная занятость

Вахта без проживания

Вахта с проживанием

Посуточно

Ночные смены

Выходные

1 половина дня

2 половина дня

Возраст

Опыт работы

Без опыта

От 1 года

От 2 лет

От 3 лет

От 4 лет

Более 5 лет

Оплата 

От

До

Рекомендации

Не требуются

Желательно

Требуются

Чтобы использовать сортировку по удаленности укажите Ваш адрес

Адрес

Сортировать

По дате добавления по убыванию

По зарплате По зарплате


По дате добавления По дате добавления
По опыту По опыту
По расстоянию По расстоянию

Сиделка

Бердичев (Житомирская область)

Возраст Любой

Опыт Без опыта

Зарплата Договорная

Описание

Требуется сиделка в Бердичеве для ухода за женщиной 67 лет после инсульта. Полная занятость с проживанием. Цена – договорная.Требуется готовка еды итд

Подробнее

Сиделка (Бердичев)

Бердичев (Житомирская область)

Возраст Любой

Опыт 1 год

Зарплата Договорная

Описание

Нужна сиделка за лежачим пожилым человеком(мужчина, 71 год). Перемещение очень затруднено, но возможно при посторонней помощи. На данный момент есть пролежни – поэтому и необходимо посещение 2-3 раза вдень – личная гигиена, приготовление еды, помо

Подробнее

Нужна сиделка для ухода за лежачей женщиной

Бердичев (Житомирская область)

Возраст Любой

Опыт Более 5 лет

Зарплата Договорная

Описание

В городе Бердичев нужна сиделка по уходу за лежачей больной , без проживания , детальная информация / условия обсуждаются по телефону по телефону , женщина не проблемная

Подробнее

Сиделка для пожилой женщины (90 лет)

Бердичев (Житомирская область)

Возраст от 30 до 65

Опыт Без опыта

Зарплата Договорная

Описание

Нуужна сиделка временно (на период от 2х недель до 1 месяца для пожилого человека. Покормить, помыть. Район ж/д вокзала. Все подробности оговариваются о телефону Людмила Дмитриевна

Подробнее

Сиделка на ночь

Бердичев (Житомирская область)

Возраст Любой

Опыт Без опыта

Зарплата Договорная

Описание

Ищем сиделку для папы на ночь, папе 70, болеет Паркенсоном ходит но плохо, но сам, забывает все, он очень добрый, ночью ему кажется иногда что кто-то пришел может спрашивать кто там. Спит чутко, встает иногда В туалет провести его

Подробнее

Силелка для пожилого человека

Бердичев (Житомирская область)

Возраст от 38 до 60

Опыт Без опыта

Зарплата Договорная

Описание

Уборка готовка стирка гигиена человека уход можно с проживанием и без . ищю женщину за уходом за пожилой женщиной Нужно помочь с обслуживанием . .

Подробнее

Вакансии для сиделок в Бердичеве на Homey.pro

Вам нужна работа сиделки? А Вы готовы соответствовать? Работа в ВИП-семье – это не то, что уход за родными. К ВИП-сиделкам предъявляют особые требования, ведь им доверяют здоровье и душевный покой самых близких людей.

«Наш добрый ангел!» – такими словами встречают одну из «наших» сиделок. «Наших» – значит, найденных через сервис Homey.pro. Это высшая оценка профессиональных и человеческих качеств помощницы. Мы очень гордимся, что у нас есть такие специалисты. Какие такие необычные качества требуются хорошей сиделке? На самом деле – ничего особенного:

  • терпение;
  • доброта;
  • исполнительность;
  • отзывчивость;
  • тактичность.

Вы именно такой человек? Тогда Вам именно к нам. Даже если у Вас нет специального образования, Вы найдете семью, в которой Вас ждут.

евреев в России – Избранная библиография сочинений


ЕВРЕИ В РОССИИ – ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ РАБОТ

(любезно предоставлено: Новости достижений — Великобритания)

Барон Сало В. Русский еврей при царях и Советах (Нью-Йорк: Macmillan; Лондон: Collier Macmillan, 1976)

Бейзер, Михаил. Евреи Санкт-Петербурга: экскурсии по благородному прошлому, перевод Майкла Шербурна, отредактированный с введением и картами Мартина Гилберта (Филадельфия, Пенсильвания: Еврейское издательское общество, 19).89)

Брим, Роберт Дж. Евреи Москвы, Киева и Минска: идентичность, антисемитизм, эмиграция, при содействии Розалины Рывкиной, редактора Говарда Спайера (Basingstoke: Macmillan, совместно с Институтом еврейских дел, 1994 г.)

Документы по истории и культуре евреев в архивах Москвы: путеводитель, научные редакторы-составители: М.С. Куповецкий, Е.В. Старостин, Марек Веб (Москва: Российский гос. гуманитарный университет, 1997)

Достоевский, Ф.М. Еврейский вопрос, [редактор В.И. Корчагин] (Москва: Издательство “Витязь”, 1995)

Дубнов Семен Маркович. История евреев в России и Польше… Перевод с русского И. Фридлендера, 3 т. (Филадельфия: Еврейское издательское общество Америки, 1916-20)

Дудаков, С. Парадоксы и причины филосемитизма и антисемитизма в России: очерки (Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2000)

Евреи в культуре русского : сборник статей, публикаций, мемуаров и ессе, составитель Михаил Пархомовский (Иерусалим: [б.и.], 1992-)

Еврейская эмиграция в свете новых документов / под редакцией Б. Морозова (Тель-Авив: Иврус, 1998)

Фишман, Дэвид Э. Первые современные евреи России: евреи Шклова (Нью-Йорк, Лондон: Нью-Йоркский университет) Press, 1995)

Фридлендер, Израиль. Евреи России и Польши: взгляд на их историю и культуру с высоты птичьего полета. С картой (Нью-Йорк; Лондон: G.P. Putnam’s Sons, 1915) [04034.eee.68.]

Гессен, Юлий. История еврейского народа в России (Москва; Иерусалим: Еврейский университет в Москве, 1993)

Горские евреи: история, этнография, культура, состав и научная редакция В. Дымшица; перевод с иврита ИЮ. Мурадова; вступительная статья М. Членова; под общей редакцией И. Бегуна (Иерусалим; Москва: ДААТ; Знание, 1999)

Гринберг, Луи Стэнли. Евреи в России (Том 2 под редакцией Марка Вишнитцера) [Переиздание в одном томе; с новым предисловием Альфреда Левина] 2 vol. (Нью-Хейвен; Лондон: издательство Йельского университета, 1965) [Ac.2692.md/3.]

Гринберг, Луи. Евреи в России: борьба за освобождение (Нью-Йорк: Шокен, 1976) [X.709/30770]

Хундерт, Гершон Давид. Евреи в Польше и России: библиографические очерки (Bloomington: Indiana University Press, 1984)

История евреев в России: проблемы источниковведения в историографии: сборник научных трудов, ответственный редактор: Д. А. Эльяшевича (Санкт-Петербург: Петербургский еврейский университет, Институт исследования еврейской диаспоры, 19).93)

Евреи и еврейская жизнь в России и Советском Союзе, под редакцией Яакова Роя (Cass, 1995)

Судья Эдвард Х. Пасха в Кишиневе: анатомия погрома (Нью-Йорк; Лондон: Нью-Йоркский университет) Press, 1992)

Погромы: антиеврейское насилие в истории России, под редакцией Джона Д. Клиера и Шломо Ламброзы (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1992)

Селянинов, Александр. Евреи в России (Москва: “Витязь”, 1995)

Шульгин В. В. “Что нам в них не нравится–“: об антисемитизме в России (Москва: “Русская книга”, 1994)

Славянские брошюры Judiaca, контрольный список №. 10; серия: Сериалы и эфемеры иудаики, микрофильмированные в рамках Программы укрепления ресурсов научных библиотек (Кембридж, Массачусетс: Библиотека Гарвардского университета, 1981)

Образн социализма: революция в России и евреях. Серия: Исследования новейшей русской истории, №12. Главный редактор: А.И. Солженицын (Париж, Москва: YMCA-Press, Русский путь, 1995)

Советские евреи: правда и вымысел (Москва: Агентство печати Новости, [19]71?])

Станиславский Михаил. Для кого я тружусь? Иуда Лейб Гордон и кризис российского еврейства (Нью-Йорк, Оксфорд: Oxford University Press, 1988)

Васильев, А. Обзор документальных источников по истории евреев в фондах РГВИА [составитель А. Васильев] ( Москва: Об-во “Еврейское наследие”, 1994)

Жаботинский, Владимир. Еврейское воспитание (Одесса: Книгоиздательство КадимаТип. Торг. Дома Г. М. Левинсон, 1905)
Восемнадцатый и девятнадцатый века
Еврей в Российской Империи XVIII-XIX веков: сборник трудов европейских историков [составитель, автор вступительной статьи и аннотации, А. Локшин (Москва, Иерусалим: [Еврейский университет, Гешарим Пресс], 1995)

Клиер, Джон D. Россия собирает своих евреев: истоки «еврейского вопроса» в России, 1772–1825 (ДеКалб, Ил.: Издательство Северного Иллинойского университета, 1986)

Ледерхендлер, Эли. Путь к современной еврейской политике: политическая традиция и политическая реконструкция в еврейской общине царской России (Нью-Йорк, Оксфорд: Oxford University Press, 19).89)

Лоу, Хайнц-Дитрих. Цари и евреи: реформы, реакция и антисемитизм в имперской России, 1772–1917 (чтение: Harwood Academic Publishers, 1993)

Rogger, Hans. Еврейская политика и правая политика в имперской России (Лондон: Macmillan, совместно с St. Anthony’s College, Oxford, 1986)

Систематический указатель литературы о евреях на русском языке со временем введения гражданского письма (1708 г.) по декабрь ‘ 1889 г. (Кембридж: Восточные исследовательские партнеры, 19 лет).73)

Девятнадцатый век
Аронсон, И. Майкл. Мутные воды: истоки антиеврейских погромов 1881 г. в России. Заключительная статья и комментарии Нелли Портновой

Евреи в России: XIX век, вступ. статья В. Кельнера (Москва: Новое литературное обозрение, 2000) [Я.2000.а.29212]

Хендерсон, Эбенезер Д. Д. Библейские исследования и путешествия по России, в том числе тур по Крыму; и прохождение Кавказа: с наблюдениями о состоянии раввинских и караимских евреев, магометанских и языческих племен, населявших южные провинции Российской империи (Лондон, 1826 г.).

Левертов Беатрис. Мечтатели о Сионе: зарисовки из еврейской жизни в дореволюционной России (Лондон: SPCK, [1931])

Пелед, Йоав. Класс и этническая принадлежность в бледном свете: политическая экономия еврейских рабочих: национализм в позднеимперской России (Лондон: Macmillan, 1989)

Преследование евреев в России, с картой России; показывающая черту еврейского поселения, изданная Русско-еврейским комитетом Лондона (перепечатано) (Филадельфия: Еврейское издательское общество Америки, 1897 г.).

Русские люди о евреях [Сборник выписок из официальных и неофициальных источников, касающихся евреев в России], составленный С.И. Рапопортом (Санкт-Петербург, 1891) [Единственный известный экземпляр]

Сборник материалов об экономическом положении евреев в России. 2 тт. (С.Петербург, 1904)

Девятнадцатый и двадцатый века
Дейч Г. М. Архивные документы по истории евреев в России в XIX-начале XX вв.: исследовательский путеводитель по материалам по истории российского еврейства XIX и начала XX вв. в избранных архивах бывшего Советского Союза. «Благовест», [1994?])

Гительман, Цви Ю. Век амбивалентности: евреи России и Советского Союза с 1881 г. по настоящее время (Лондон: Викинг, 1988)

Книга о русском евреизме: от 1860-х годов до революции 1917 г. (Нью-Йорк: Союз русских евреев, 1960)

Левитац, Исаак. Еврейская община в России, 1844-1917 гг. (Иерусалим: Познер, [1981])

Пудалов Борис Моисеевич. Евреи в Нижнем Новгороде (XIX-начало ХХ века) (Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998)

Тайна Израиля: “еврейский вопрос” в русской религиозной мысли конца XIX-первой половины XX вв. [составление, примечание Бойкова В.Ф.] (Санкт-Петербург: “София”, 1993)

Вольф, Люсьен. Юридические страдания евреев в России: обзор их нынешнего положения и свод законов под редакцией Л. Вольфа, с введением профессора А. В. Дайси (Лондон: Т. Фишер Анвин, 1912)
ХХ век
Деннен, Леон. Где кончается гетто: евреи в Советской России (Нью-Йорк: Альфред Х. Кинг, [1934])

Евреи и русская революция: материалы и исследования, отредактированные и составленные О.В. Будницкий (Москва; Иерусалим: Герашим, 1999)

Гассеншмидт, Кристоф. Еврейская либеральная политика в царской России, 1900–1914: модернизация российского еврейства (Бейзингсток: Макмиллан, совместно с Колледжем Святого Антония, Оксфорд, 1995)

Хониг, Самуэль. Из Польши в Россию и обратно, 1939-1946: переживание Холокоста в Советском Союзе (Виндзор, Онтарио: Black Moss Press, 1996)

евреев в Восточной Польше и СССР, 1939-46, под редакцией Нормана Дэвиса и Энтони Полонского (Бейзингсток: Macmillan, совместно со Школой славянских и восточноевропейских исследований Лондонского университета, 1991)

Каган Микаэлла. Еврейская эмиграция из бывшего СССР в США: обзор изменений за 70-90-е годы (Москва: Институт этнологии и антропологии РАН, 1996)

Кочан, Лионел. Евреи в Советской России с 1917 года, под редакцией Лайонела Кочана. 2-е изд. (Лондон: Oxford University Press, для Института еврейских дел, 1972)

Костырченко Г. Из красной тени: антисемитизм в сталинской России (Амхерст, Нью-Йорк: Prometheus Books, 1995)

Куц, Владимир. Поединок с судьбой, изд. 2, доп. (Москва: РИО Упрполиграфиздата Администрации Московской области, 1999)

Люстигер, Арно. Rotbuch: Сталин и смерть Juden: die tragische Geschichte des Jüdischen Antifaschistischen Komitees und der sowjetischen Juden (Берлин: Aufbau Taschenbuch, 2000, c1998)

Нитобург, Эдуард Львович. Евреи в Америке на исходе XX века (Москва: Чоро, 1996)

Пинкус Бенджамин. Евреи Советского Союза: история национального меньшинства (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1988)

Российские евреи на войне (Еврейский фонд Советской России: Лондон, [1944])

Куигли, Джон. Бегство в водоворот: советская иммиграция в Израиль и мир на Ближнем Востоке (чтение: Итака, 1997)

Сойер, Томас Э. Еврейское меньшинство в Советском Союзе (Боулдер: Westview Press; Фолкстон: Доусон, 1979)

Шиндлер, Колин. Выездная виза: разрядка, права человека и еврейское эмиграционное движение в СССР (Лондон: Бахман и Тернер, 1978)

Вайнберг, Роберт. Сталинский забытый Сион: Биробиджан и создание советской еврейской родины: иллюстрированная история, 1928-1996 (Беркли, Калифорния; Лондон: University of California Press, 1998)

Журналы и периодические издания
Иваск, У. Г. Еврейская периодическая печать в России ([Израиль]: [bi], [1987])

Евреи и славяне, под редакцией Вольфа Московича, Шмуэля Шварцбанда, Анатолия Алексеева (Иерусалим: Еврейский университет Иерусалима, Центр славянских языков и литературы, 1993-)

Журнал академических трудов советского еврейства, Том 1, № 1- (Лондон: Публикации Генри Стюарта, 1986-)

Judaica Rossica, вып.1- (Москва: Российский государственный гуманитарный университет, Центр библеистики и иудатики, 2001-)

Орбач Александр. Новые голоса русского еврейства: исследование русско-еврейской прессы Одессы в эпоху великих реформ 1860-1871 гг. (Лейден: Брилл, 1980)

Вестник Еврейского университета в Москве, № 1 (1992) – (Москва Иерусалим: Еврейский университет в Москве, 1992-)

 [ДОМ]   [НАЗАД К ИСТОРИИ]

Иудаизм, террор и пандемия – имманентная структура

Радость приходит утром, говорит нам псалмопевец, но эта пандемия кажется нескончаемая ночь — настоящий кошмар — и уж точно не время праздновать свадьба. А что за торжество – свадьба на кладбище?

Пока а шварце чесене — свадьба на кладбище, как это называется на идише — это именно то, что иногда устраивали восточноевропейские евреи, когда холера, тиф, разразится грипп и другие эпидемии. Черная хупа (свадебный балдахин) был поставлен посреди могил на городском кладбище, раввин служили, а горожане радовались и приносили дары все, что может понадобиться новой паре для создания домашнего хозяйства.

шварце чесене также отличались женихом и невестой: не влюбленная помолвленная пара, а два человека, выбранные старейшинами города, часто обедневшие сироты, маргинализированные и заброшенные обществом, как описывает Натан Меир в своей новой книге. Первая шварце хасене , по-видимому, произошла в конце XVIII века на Украине в городе Бердичеве, известном своим хасидским ребе Леви-Ицхаком (1740-1809), продолжавшемся во время неоднократных эпидемий холеры в Восточной Европе, в Америке в течение 19-го века.18 эпидемии гриппа, а также во время Холокоста. Последнее из них произошло в Израиле в марте 2020 года, и этот обычай живет в еврейской памяти, фильмах, искусстве и литературе на идиш, включая рассказы И. Б. Зингера и Менделе Мохер Сфорим.

Некоторые раввины любят обвинять грех, особенно женщин, и нарушения еврейских правил секса на смерть. Свадьба якобы восстанавливает гегемонистскую гетеронормативность. Тем не менее, обычай абсурден: ни одна свадьба никогда не прекращала эпидемии, но она умиляет аккорд. Его странность отражает ужас эпидемии. Пока эпидемия требует карантин, шварце чесене требует выхода из дома, совместное празднование и объединение двух маргинализированных людей в сообщество.

II

Эпидемии формируют еврейскую историческую идентичность. Еврейская история начинается с библейского Исхода израильтян, освобожденных Богом из порабощения фараоном в Египте, освобождения, которое происходит после того, как Бог насылает на египтян десять казней. Это версия Библии. Эллинистические писатели рассказывают другую историю: веками раньше Египет поразила эпидемия, и оракул посоветовал царю изгнать израильтян, обвиненных в распространении проказы и ложной религии. Затем Моисей повел израильтян через пустыню, чтобы основать новую религию, монотеистическую и аниконическую. Для египтян отказ от идолопоклонства был опасной чумой. Библия обращает эту опасность наизнанку, делая идолопоклонство и безнравственность караемыми Богом язвами. Однако в Талмуде эпидемию приносит Ангел Смерти. В то время как Библия предписывает карантин для больных, Талмуд (Баба Камма 60b) предупреждает здоровых: во время чумы оставайтесь дома! Ангел Смерти бродит по улицам и не делает различия между благочестивым и нечестивым; все могут быть его жертвами.

Предупреждение Талмуда на протяжении веков подкреплялось раввинами во время бесчисленных эпидемий, от неясных эпидемий до гриппа, тифа и холеры: оставайтесь дома, ухаживайте за больными, жертвуйте на милостыню, мойте себя и свой дом, читайте псалмы, молитесь с преданностью — но не выходи. Защита жизни важнее молитвы в синагоге. Даже есть в Йом-Кипур во время эпидемии холеры разрешили великие раввины, в том числе Акива Эйгер, Моисей Шрайбер (Хатам Софер) и Исраэль Салантер. Пребывание дома также могло стать мишенью для евреев во время эпидемий. Связывание евреев с проказой возродилось в Южной Франции и Арагоне в 1321 году во время Крестового похода пастухов, приведшего к кровавым погромам евреев и прокаженных. Эти погромы подготовили почву для нападений на евреев во время Черной смерти, которая распространилась по Европе в середине четырнадцатого века и привела к европейской пандемии пыток и ужасающих казней евреев, «беспрецедентных по своим масштабам и свирепости», которая искоренила более тысяч еврейских общин.

Еврейская память о Черной Смерти была связана не столько со смертью от чумы, сколько со смертью от погрома. Нападения были настолько безудержными, что остается неясным, было ли больше евреев убито болезнью или мародерствующими христианами. Средневековый глоссатор Талмуда утверждает, что дороги из города были так же опасны, как чума, поскольку те, кто убегает, уязвимы для мародеров и воров. Напротив, Томас Девани показал, что, когда на Кипр обрушилась Черная смерть, христиане организовали религиозные процессии, чтобы просить Божьего милосердия, и пригласили евреев присоединиться к ним. Александра Каффель рассказывает, что в Каире мусульмане включали евреев и христиан в религиозные процессии. Насилие над евреями было эпизодическим, а не постоянным, и повторение эпидемий по всему миру снова и снова лишь спорадически сопровождалось насилием.

III

Раввины понимали ужас чумы. В своем комментарии шестнадцатого века рабби Шмуэль Эдлес (1555-1631, известный как Махарша) советует покинуть город, когда поражает холера, потому что сам страх вредит здоровью. В своей притче Ангел Смерти утверждает, что он забрал пять тысяч жизней, а еще десять тысяч умерли от страха.

Страх является миазмом болезни. Пандемия ночных кошмаров, сопровождающая Covid-19, заставляет мы понимаем, что трезвого, рационального совета никогда не бывает достаточно. Ужас невидимый вирус, неопределенность будущего, надвигающийся финансовый крах, страх не знать, заражен ли человек, страх перед суперраспространителями, как Ангел Смерти, проходящий мимо: Как мы справляемся? Думая, что они могут победить опасаются гендерных манипуляций, некоторые политики болтают, что маски «выхолащивание» американцев. Безнадежно бросая вызов вирусу, некоторые американцы подавлять страх, собираясь на вечеринки у бассейна, собираясь на пляже, роясь барах, в бахтинском карнавале человеческой души бунт против нигилизм коронавируса, свои собственные танец смерти .

шварце чесене не бунт против болезни и не попытка покончить с эпидемией, но дать шанс справиться с террором. Свадьба, мгновенье радость, проводится в месте смерти и печали. Свадьба организуется в одно время когда болезнь витает над каждым домом. Почему шварце чесене ? Безусловно, это усилие общины сделать доброе дело, обращение к Богу. снять эпидемию. Возможно, он предназначен для того, чтобы обмануть силы зла. думая, что у них нет власти. Или, возможно, это способ обмануть своих эмоции, радость, когда сердце наполняется скорбью.

Что с женихом и невестой? Являются ли они бенефициарами социальной щедрости или жертвенными агнцами, слишком незначительными, чтобы протестовать? Это заброшенные, забытые, отвергнутые обществом, нелюбимые и нежеланные, ныне преображенные: в иудейском понимании невеста — это Шехина, присутствие Бога, а жених — царь Давид. Из отбросов общества они превращаются в домохозяев, членов еврейской общины. В одном из многих рассказов на идиш, описывающих шварце чесене , Джейкоб Опатошу описывает общину, вручающую подарки жениху и невесте, как акт передачи: «От меня к вам», — говорит каждый, как будто желание состоит в том, чтобы передать супружеской паре болезни и страдания своего дома. Защищены ли они от болезней как молодожены, пользующиеся благотворительной щедростью, или они козлы отпущения, жалкие жертвы городского сватовства? Или все это просто коллективное представление надежды в логове отчаяния, не для того, чтобы обмануть или рассеять Ангела Смерти, а чтобы привлечь Шехину в свою среду.

американский У евреев нет козлов отпущения или жертвенных агнцев, которых они могли бы предложить в ответ на Covid-19 ни желания провести шварце чесене . Но у нас моральный кризис огромная часть, которая так же страшна, как вирус: федеральное правительство отказывается чтобы защитить нас от торнадо смертей, вызванных вирусом и полицией, и президент, который сочетает в своей жестокости невежество, моральную бессодержательность и расизм. Это не только президент.

В начале июня я слушал, как группа белых еврейских лидеров обсуждала влияние Covid-19об американской еврейской общине. Известный журналист посетовал на то, что еврейские летние лагеря могут не открыться в этом году. Другой похвалил еврейские дневные школы за столь эффективное онлайн-обучение. Раввин в восторге от своей ежедневной религиозной службы в Zoom, которая теперь привлекает больше людей, чем когда-либо лично, когда его синагога была открыта. Коммунальный чиновник радовался тому, что его дедушка может слушать изучение Торы целый день каждый день из своего дома. Можно подумать, что пандемия была подарком, который нужно отпраздновать. Они были чирлидерами еврейской жизни: изучение Торы, дневные школы, службы в синагогах — все в Zoom, в то время как массы людей подвергают свою жизнь опасности, работая в больницах, на фабриках, в продуктовых магазинах и аптеках, пользуясь общественным транспортом, обеспечивая жизнь тем, кто остается. дома. Все непропорционально черные и коричневые люди. Соединенные Штаты становятся одной большой плантацией рабов?

Панельная дискуссия состоялась через два дня после того, как мы узнали, что полиция убила Джорджа Флойда. Ничего не было сказано об этом убийстве и эпидемии полицейских убийств афроамериканцев. Ни слова о миллионах, которые потеряли работу и могут лишиться жилья и пенсий, у которых нет медицинской страховки, ни о том, что афроамериканцы и латиноамериканцы умирают от Covid-19 в два раза чаще, чем белые, ни о том, что к азиатам пристают. на улицах и обвиняют в том, что они вызвали эпидемию, или что некоторые правительственные чиновники говорят, что пожилым людям лучше умереть, чем нанести ущерб экономике.

К настоящему времени большинство еврейских организаций осудили «смерть» (убийство) Джорджа Флойда, и даже правый нью-йоркский политик Дов Хикинд организовал демонстрацию. В то время как еврейские институты культивируют полицейскую защиту, опасность для афроамериканцев аналогична той, с которой евреи столкнулись в царской России: систематическая, институционализированная опасность. Если наша совесть не обратилась в камень, не лишаемся ли мы права на нашу Тору, если не будем действовать в соответствии с ее фундаментальным принципом, что нет справедливости, если она не справедлива для всех?

IV

Центральный вопрос заключается в том, могут ли евреи внести свой вклад в искоренение нашего расизма. кризиса или мы сделали себя неуместными. Без мобилизации принципов справедливости, мы выйдем из этой пандемии в гораздо более глубокой эпидемии, отравляющие и несущие смерть еврейским принципам. Возможно страх перед вирусом сделали этих участников дискуссии неспособными мобилизовать свою совесть. Мы можем смотреть вниз на глупость шварце чесене , но, возможно, это нас предупреждает, что страх не должен подавлять нравственное мужество.

Эпидемии являются инверсиями, переворачивающими нашу жизнь с ног на голову, разрушая безопасность, которую мы ожидать от семьи, дома и общества. шварце чесене вроде как безумие, потому что переворачивает общественный порядок: свадьбы на кладбищах, торжества во время эпидемии, изгои общества превратились в жениха и невесту, обедневшие сироты становятся домохозяевами. Обращая инверсию эпидемия, шварце чесене превращает смерть, конец жизни, в свадьба, начало новой жизни. Наше общество тоже перевернуто. Полиция, под присягой для соблюдения закона линчевать людей перед видеокамерами. Президент разжигает насилие, держа в руках Библию для средств массовой информации. Глаза правосудия подмигивают на политиков, и гордость злорадствует там, где стыд должен нас утопить.

Я не выступая за возрождение шварце чесене но извлеките урок: что все рациональные советы врачей, эпидемиологов и вирусологов не достаточный. Расовый террор и террор массовой смерти также являются эпидемиями, нуждающимися в наше внимание. Есть одно лекарство от эпидемии страха: справедливость, уверенность в том, что мы живем в обществе, основанном на моральных ценностях, что здоровье является всеобщая забота о том, чтобы семья каждого была в безопасности и никогда не была брошена, но всегда заботились, и что все люди одинаково драгоценны.

Инверсия естественного порядка никогда не должно доходить до инверсии морального порядка. Преследования часто приводили к радикальным изменениям в самопонимании евреев. Разрушение Второго Храма привело к созданию раввинистического иудаизма. Погромы в Хмельницком подстегнули саббатианство, а Катастрофа укрепила сионизм.

Оставить комментарий