Текст контрольная работа: Контрольная работа по теме “Текст”. 10

Содержание

Контрольная работа по теме “Текст”. 10

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по русскому языку

по теме «Текст»

10 – 11 класс

 

 

Составитель: учитель русского языка и литературы

Куряпина Л.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Магнитогорск

Пояснения к контрольной работе по русскому языку для обучающихся 10 – 11 классов

 

Контрольная работа позволяют установить уровень освоения обучающимися темы «Текст».

Контрольная работа состоит из 7 заданий по темам:

–        задания 1, 3 включают вопросы, связанные с темой «Определение главной информации в тексте»;

–        задания 2, 4, 7 проверяют знания обучающихся по теме «Средства связи предложений в тексте»;

–        задание 5 проверяет знания обучающихся по теме «Смысловая и композиционная целостность текста;

–        задание 6 включает вопросы, связанные с темой «Функционально-смысловые типы речи».

Задания контрольной работы можно использовать при подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку. Задания 1, 3 контрольной работы соответствуют первому и третьему заданиям демоверсии ЕГЭ. Задания 2, 4 контрольной работы соответствуют второму и четвертому заданиям демоверсии ЕГЭ. Задание 5 контрольной работы соответствует 22 заданию демоверсии ЕГЭ. Задание 6 контрольной работы соответствует 23 заданию демоверсии ЕГЭ. Задание 7 контрольной работы соответствует 25 заданию демоверсии ЕГЭ.

На выполнение контрольной работы отводится 45 минут.

Критерии оценивания итоговой работы:

Верный ответ каждого задания оценивается 1 баллом. Отметка «5» выставляется при верном выполнении заданий 1 – 7. Отметка «4» выставляется при верном выполнении пяти, шести заданий. Отметка «3» выставляется при верном выполнении трех, четырех заданий. Отметка «2» выставляется при выполнении 1, 2 заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по теме «Текст».

Вариант 1

Прочитайте текст, выполните задания 1,2

(1)Коренное на­се­ле­ние Ма­да­га­ска­ра на­зы­ва­ет ко­ша­чьих лемуров, без­обид­ных жи­вот­ных с длин­ны­ми пу­ши­сты­ми хвостами, цеп­ки­ми ла­па­ми и огромными, ши­ро­ко рас­кры­ты­ми глазами, сло­вом «маки», со­вре­мен­ное же название — «лемур» — было дано европейцами. (2)В Древ­нем Риме ле­му­ра­ми на­зы­ва­ли души умерших, ко­то­рые не нашли покоя в цар­стве мёртвых и воз­вра­ща­ют­ся по ночам в мир живых, при­но­ся не­сча­стье и смерть.

(3)С па­де­ни­ем Рима ми­сти­че­ские ле­му­ры ка­ну­ли в небытие, <…>, когда в XVI веке пер­вые ев­ро­пей­цы по­па­ли на Ма­да­га­скар и встре­ти­ли не­боль­ших зверь­ков с огром­нымии све­тя­щи­ми­ся в тем­но­те глазами, то вспом­ни­ли рим­ские суе­ве­рия о при­зра­ках умер­ших и дали «маки» своё соб­ствен­ное название, ко­то­рое прижилось.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Коренное население Мадагаскара называло лемурами души мёртвых, по ночам возвращавшиеся в мир живых и приносящие несчастье и смерть.

2) Европейцы, встретив на Мадагаскаре животных со светящимися в темноте глазами, назвали их лемурами, и название это прижилось.

3) Европейцы, попавшие на Мадагаскар в XVI веке, впервые встретили там безобидных животных с длинными пушистыми хвостами, цепкими лапами и огромными глазами — лемуров, или “маки”, как их называли аборигены.

4) Коренное население Мадагаскара называет кошачьих лемуров — зверьков с огромными светящимися в темноте глазами — словом «маки».

5) Попав на Мадагаскар в XVI веке, европейцы встретили там лемуров, безобидных животных с длинными пушистыми хвостами, цепкими лапами и огромными глазами, которых местные жители называли «маки».

2. Какое слово (сочетание слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении?

 Наконец, Однако, Поэтому, Вероятно, Например

Прочитайте текст, выполните задания 3, 4

(1)Впервые ма­ра­фон­ская ди­стан­ция была прой­де­на спортс­ме­на­ми в 1896 году, когда ор­га­ни­за­то­ры Олим­пий­ских игр ре­ши­ли устро­ить забег на 35 км от го­ро­да Ма­ра­фо­на до Афин по опи­сан­но­му Лу­ки­а­ном марш­ру­ту ле­ген­дар­но­го ско­ро­хо­да Фидиппида, ко­то­рый пер­вым принёс в Афины весть о по­бе­де над пер­са­ми при Ма­ра­фо­не (490 г. до н. э.). (2)<…> по сви­де­тель­ству жив­ше­го за 5 веков до Лу­ки­а­на Геродота, Фи­диппид на самом деле бежал не из Ма­ра­фо­на в Афины (35 км), а из Афин в Спар­ту (около 250 км), причём не с ве­стью о по­бе­де после битвы, а с прось­бой от стра­те­гов гре­че­ской армии о по­мо­щи на­ка­ну­не сражения.

(3)Таким образом, ди­стан­ция в 35 км и на­зва­ние за­бе­га — ма­ра­фон — были опре­де­ле­ны ор­га­ни­за­то­ра­ми в па­мять о подвиге, ко­то­ро­го Фидиппид, вероятно, ни­ко­гда не совершал.

3. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Дистанция в 35 км и название забега — марафон — были выбраны организаторами Олимпийских игр в 1896 году в честь описанного Геродотом и Лукианом подвига легендарного скорохода Фидиппида.

2) В 1896 году организаторы Олимпийских игр решили провести забег по маршруту Фидиппида, который накануне сражения с персами был отправлен стратегами греческой армии в Спарту, и назвали этот забег марафоном.

3) Несмотря на версию Лукиана, Фидиппид не приносил в Афины весть о победе над персами; таким образом, дистанция и название марафонского забега были выбраны в память о подвиге, которого Фидиппид, скорее всего, не совершал.

4) Описанная Лукианом история о Фидиппиде, который принёс в Афины весть о победе над персами при Марафоне в 490 г. до н. э., противоречит версии Геродота, жившего за 5 веков до Лукиана.

5) Фидиппид не приносил в Афины весть о победе над персами, как считал Лукиан, но, тем не менее, дистанция и название “марафонский забег” были выбраны в память о подвиге, которого, скорее всего, не было.

4.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении?

Поэтому, Однако, К счастью, Поскольку, Несмотря на это

Прочитайте текст и выполните задания 5, 6, 7

(1)…Мы недавно поженились. (2)Ещё ходили по улице и держались за руки, даже если в магазин шли. (3)Всегда вдвоём. (4)Я говорила ему: «Я тебя очень люблю». (5)Я ещё не знала, как я его любила… (6)Мы жили в общежитии пожарной части, где он служил. (7)И тут среди ночи какой-то шум – на Чернобыльской АЭС пожар. (8)Уехали они без брезентовых костюмов: как были в одних рубашках, так и уехали.

(9)Их не предупредили.

(10)Вызвали на обыкновенный пожар…

(11)А теперь – клиника острой лучевой болезни… (12)После операции по пересадке костного мозга мой Вася лежал уже не в больничной палате, а в специальной барокамере, за прозрачной плёнкой, куда заходить не разрешалось, поскольку уровень радиации был очень высокий. (13)Там такие специальные приспособления есть, чтобы, не заходя под плёнку, вводить уколы, ставить катетер… (14)Но всё на липучках, на замочках, и я научилась ими пользоваться: открывать и пробираться к Васе. (15)Ему стало так плохо, что я уже не могла отойти ни на минуту. (16)Звал меня постоянно. (17)Звал и звал… (18)Другие барокамеры, где лежали Васины сослуживцы, тоже получившие большую дозу облучения, обслуживали солдаты, потому что штатные санитары отказывались, требуя защитной одежды. (19)А я своему Васе всё хотела делать сама…

(20)Потом кожа начала трескаться на его руках, ногах, всё тело покрылось волдырями. (21)Когда он ворочал головой, на подушке оставались клочья волос. (22)А всё такое родное. (23)Любимое… (24)Я пыталась шутить: «Даже удобно: не надо носить расчёску». (25)Если бы я могла выдержать физически, то я все двадцать четыре часа не ушла бы от него и сидела рядышком. (26)Потому что, верите ли, мне каждую минутку, которую я пропустила, было жалко… (27)И я готова была сделать всё, чтобы он только не думал о смерти… (28)И о том не думал, что болезнь его ужасная и я его боюсь.

(29)Помню обрывок какого-то разговора, кто-то увещевает:

− (30)Вы должны не забывать: перед вами уже не муж, не любимый человек, а радиоактивный объект с высокой плотностью заражения. (31)Вы же не самоубийца. (32)Возьмите себя в руки.

(33)А я как умалишённая:

− (34)Я его люблю! (35)Я его люблю!

(36)Он спал, а я шептала: «Я тебя люблю!» (37)Шла по больничному двору: «Я тебя люблю!» (38)Несла судно: «Я тебя люблю!»

(39)О том, что ночую у него в барокамере, никто из врачей не знал.

(40)Не догадывался. (41)Пускали меня медсёстры. (42)Первое время тоже уговаривали:

− (43)Ты – молодая. (44)Что ты надумала? (45)Сгорите вместе.

(46)А я, как собачка, бегала за ними, стояла часами под дверью, просила-умоляла. (47)И тогда они:

− (48)Чёрт с тобой! (49)Ты – ненормальная!

(50)А мне было всё равно: я его любила и ничего не боялась. (51)Утром, перед восьмью часами, когда начинался врачебный обход, показывали мне через плёнку: «Беги!» (52)На час сбегаю в гостиницу. (53)А с девяти утра до девяти вечера у меня пропуск. (54)Ноги мои посинели до колен, распухли, настолько я уставала. (55)Но моя душа была крепче тела… (56)Моя любовь…

(57)Понимаю: о смерти люди не хотят слушать. (58)О страшном…

(59)Но я вам рассказала о любви… (60)Как я любила… (61)И люблю…

(62)А когда есть такая любовь, нет страха, нет усталости, нет сомнений, нет препятствий.

(по С. А. Алексиевич*)

5. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов в возрастающем порядке.

1) Супруг героини получил огромную дозу облучения, несмотря на то, что работал на пожаре в специальном защитном брезентовом костюме.

2) Героине повествования медсёстры не разрешали входить к мужу в барокамеру, однако она, в тайне от них, проникала туда.

3) Героиню предупредили, что она тоже может получить большую дозу облучения, но она всё равно находилась возле супруга.

4) Любовь придаёт силы и помогает выдержать невероятные испытания.

5) Муж выздоровел благодаря заботам жены.

6. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Суждение, высказанное в предложении 5, противопоставляется в тексте содержанию предложения4.

2) Предложения 57−62 представляют собой описание.

3) Предложение 26 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 25.

4) В предложениях 30−32 представлено рассуждение.

5) В предложениях 36-38 содержится описание.

7. Среди предложений 12–19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по теме «Текст».

Вариант 2

Прочитайте текст, выполните задания 1,2

(1)Спартанцы, на­се­ляв­шие юго-восточную часть Пе­ло­пон­не­са — Лаконию, отличались, по сви­де­тель­ству древ­них авторов, не толь­ко от­ва­гой и же­лез­ной дисциплиной, но и осо­бой речью, ко­то­рая яв­ля­лась об­раз­цом чёткости и краткости. (2)Клас­си­че­ский при­мер такой речи приведён в ле­ген­де о пись­ме Фи­лип­па II, царя Македонии, ко­то­рый на­пи­сал спартанцам: «<…> я за­хва­чу Спар­ту силой, то бес­по­щад­но уни­что­жу всё на­се­ле­ние и сров­няю город с землёй», на что спар­тан­цы от­ве­ти­ли одним словом: «Если». (3)Крат­кость и точ­ность суж­де­ний спар­тан­цев так по­ра­зи­ли древ­них греков, что Пла­тон ввёл в обо­рот сло­во­со­че­та­ние «лаконическая краткость», транс­фор­ми­ро­вав­ше­е­ся впо­след­ствии во всем из­вест­ное нам слово — лаконичность.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Словосочетание «лаконическая краткость», впоследствии сократившееся до слова «лаконичность», было введено в оборот Платоном.

2) Слово «лаконичность» произошло от названия юго-восточной части Пелопоннеса — Лаконии, где жили спартанцы, которые славились краткой и ясной речью.

3) В Древней Греции образцово простой и краткой речью, по свидетельству древних авторов, отличались спартанцы, населявшие юго-восточную часть Пелопоннеса — Лаконию.

4) От названия юго-восточной части Пелопоннеса — Лаконии, где жили славившиеся краткой и ясной речью спартанцы, произошло слово «лаконичность».

5) Когда царь Македонии Филипп II написал спартанцам: «Если я захвачу Спарту силой, то беспощадно уничтожу всё население и сравняю город с землёй», то получил ответ, являющийся классическим примером краткости спартанцев: «Если».

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении?

Следовательно, Если, Наверное, Во-вторых, Однако

Прочитайте текст и выполните задания 3, 4

(1)По сви­де­тель­ству Пла­то­на (диалог «Государство»), ве­ли­кий мыс­ли­тель Древ­ней Гре­ции Со­крат ска­зал однажды: «Я знаю толь­ко то, что ни­че­го не знаю», и часто читатель, стал­ки­ва­ю­щий­ся с этой фразой, при­хо­дит в замешательство, так как не понимает, зачем фи­ло­соф на­столь­ко ума­ля­ет свои знания. (2)Смысл дан­ной фразы, однако, проясняется, если мы об­ра­тим­ся к дру­го­му труду Пла­то­на («Апология»): Со­крат после бе­се­ды с человеком, «который слывёт мудрым» и «не зная, думает, что что-то знает», при­хо­дит к выводу, что оба они на самом деле ни­че­го не по­ни­ма­ют в совершенстве, и замечает: «Думается мне, я буду мудрее, чем он, раз я, не зная чего-то, не воображаю, что знаю эту вещь». (3)<…> Со­крат про­во­дит раз­гра­ни­че­ние между мни­мой и под­лин­ной мудростью: под­лин­ная муд­рость не сты­дит­ся огра­ни­чен­но­сти сво­е­го знания.

3. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Сократ, утверждая, что оппоненты, «которые слывут мудрыми», ничего не понимают в совершенстве, указывает таким образом на ограниченность всякого знания.

2) Великий философ Древней Греции Сократ, утверждая, что «знает только то, что ничего не знает», намеренно умаляет свои знания и стремится показать своё превосходство над другими философами.

3) Говоря «я знаю только то, что ничего не знаю», Сократ имеет в виду, что он мудрее тех, кто, ничего не зная на самом деле, «думает, что что-то знает», так как Сократ не стыдится собственного незнания и признаёт его.

4) Сталкиваясь с известным высказыванием Сократа, читатель приходит в недоумение от того, что великий философ в этой фразе безосновательно умаляет свои знания.

5) Значение фразы Сократа «я знаю только то, что ничего не знаю» заключается в том, что признать собственное незнание и не стыдиться его—это есть признак мудрости, которой лишены те, кто, ничего не зная на самом деле, «думает, что что-то знает».

4.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении?

Именно, Таким образом, Наоборот, Несмотря на это, Впоследствии

Прочитайте текст и выполните задания 5, 6, 7

(1)Художественное творчество, с моей точки зрения, не просто способ самовыражения. (2)Порой оно может стать спасительной соломинкой, уцепившись за которую человек может пройти через многие тяжёлые испытания и выжить. (3)И вот один из поразительных примеров.

(4) Удивительная женщина, художник-любитель Евфросинья Антоновна Керсновская много лет провела в сталинском лагере, после чего начала зарисовывать всю свою жизнь с самого начала: детство в Бессарабии, как была арестована в Румынии, как её в Сибирь сослали. (5)Много лет она изображала быт, детали и комментировала свои рисунки.

(6) Вот что она пишет маме:

(7) «Я их рисовала для тебя, думая о тебе… (8)Я начала рисовать там, в Норильске, сразу после того, как вышла из лагеря. (9)Не было ещё ни тюфяка, ни простыни, не было даже своего угла. (10)Но я уже мечтала нарисовать что-то красивое, напоминающее прошлое — то прошлое, которое неразрывно было связано с тобой, моя родная! (11) И единственное, что я могла придумать, это — рисовать…»

(12) И вот Евфросинья в картинках создаёт историю своей жизни, всех своих злоключений, чтобы освободиться от тех тяжёлых воспоминаний, что окружали её после выхода из двенадцатилетнего ада. (13)Она рисовала чем придётся: цветными карандашами, ручкой, иногда подкрашивала акварелью.

(14) И эти незамысловатые, но такие подробные, правдивые рисунки поражают своей убедительностью и внутренней свободой. (15)Целых двенадцать общих тетрадей были сочинены-нарисованы ею в 60-х годах прошлого века. (16)В 1991 году они вышли отдельной книгой, названной «Наскальная живопись». (17)И по сей день я, глядя на эти рисунки, которые появились на свет так давно, где-то глубоко внутри ощущаю, насколько сильно искусство помогло этому потрясающему художнику и просто благородной женщине выжить.

(18)Вот ещё одна история. (19)Художник Борис Свешников также долгое время находился в заточении. (20)Альбомы его были нарисованы непосредственно там, в неволе, но они были не о лагере, не о той жизни, которой он жил тогда, — они были фантастическими. (21)Он изображал какую-то вымышленную реальность и необыкновенные города. (22) Тоненьким пёрышком, тончайшим, почти прозрачным серебряным штрихом он создавал в своих альбомах параллельную, невероятно загадочную, волнующую жизнь. (23)И впоследствии эти альбомы стали свидетельством того, что его внутренний мир, фантазирование, творчество спасли ему жизнь в этом лагере. (24)Он выжил благодаря творчеству.

(25) Другой необыкновенный художник, Михаил Соколов, современник Свешникова, будучи посаженным в тюрьму за экстравагантный вид, тоже пытался искать свободы и спасения в творчестве. (26)Он рисовал цветными карандашами, а порой и огрызками карандашей маленькие картиночки три на три сантиметра или пять на пять сантиметров и прятал себе под подушку.

(27) И эти маленькие фантастические рисунки Соколова, по-моему, в каком-то смысле грандиозней, чем некоторые огромные картины, написанные иным художником в светлой и комфортной мастерской.

(28) Как видите, можно изображать реальность, а можно изображать фантазии. (29)И в том и в другом случае то, что ты переносишь из своей головы, из души, из сердца, из памяти на бумагу, освобождает тебя, выпускает на волю, даже если вокруг — тюремные решётки. (30)Поэтому роль искусства поистине велика. (31)И неважно, чем и как ты это делаешь: творчество не знает границ, не требует особых инструментов. (32)Оно, искреннее и правдивое, просто живёт в человеке, ищет выхода и всегда готово бескорыстно помочь ему.                                                                                                                  (по Л.А. Тишкову*)

5. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Можно рисовать где угодно и чем угодно: истинное творчество способно проявить себя в любых условиях.

2) Находясь в местах лишения свободы, человек невольно начинает испытывать тягу к самообразованию, к научному постижению окружающей реальности.

3) Творчество может дать человеку ощущение внутренней свободы, даже если тот в реальности лишён её.

4) Не так важно, что именно изображает художник: нечто вымышленное или реальность: гораздо важнее, чтобы душа и сердце, выплеснутые на бумагу, давали ощущение свободы.

5) Все, кто находится в местах лишения свободы, начинают рисовать.

6. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов в порядке возрастания.

1) В предложении 31 содержится вывод из предложения 30

2) Предложение 12 указывает на следствие того, о чём говорится в предложениях 7—11.

3) В предложениях 28—32 представлено рассуждение.

4) Предложение 26 раскрывает содержание высказывания в предложении 25.

5) В предложениях 4—5 представлено рассуждение.

7. Среди предложений 11–16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью союза и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

 

 

Ответы к заданиям

 

Вариант 1

1.       35 или 53

2.       Однако

3.       35 или 53

4.       Однако

5.       34

6.       134

7.       15

Вариант 2

1.       24 или 42

2.       Если

3.       35 или 53

4.       Таким образом

5.       134

6.       234

7.       14

Контрольная работа по теме “Текст и его строение”, 11 класс. Предмет “Родной (русский) язык.

Родной (русский) язык, 11 класс

Контрольная работа № 2 по теме «Текст и его строение»

1 вариант

Прочитайте текст и выполните задания

(1)Второй час ожидания подходил к концу, когда Женя наконец вошла в кабинет отца, где Савелий Петрович, озабоченный и нахмуренный, читал какое-то заявление.

– (2)Что надо? – резко спросил он, не поднимая глаз.

(3)Женя, удивлённая его тоном, не сразу ответила.

– (4)Это я, папа! – с достоинством сказала Женя. – (5)Я должна поговорить с тобой. (6)Вчера, на празднике, ты говорил, что молодёжь не должна уезжать из совхоза, что мы главная сила, без которой трудно будет строить новое, развивать то, что уже сделано. (7)Я тоже, как все наши ребята, решила остаться, а в вуз поступать можно и на заочный. (8)Вот пришла посоветоваться: если я останусь в совхозе, то как, по-твоему, за какую работу мне взяться? (9)Может, вместе с Руфой на утиную ферму?

(10)Савелий Петрович выпил воды.

– (11)Хорошо, поговорим спокойно. (12)Ты запомнила мою речь – и напрасно: я не для тебя произносил мою речь, не для тебя! (13)А для них, пойми ты это, ты же взрослая и должна понимать. (14)Мне – директору, хозяину – нужно, чтобы молодёжь осталась в совхозе, ведь это – сила нашего

хозяйства, его молодая кровь, молодая мысль, это – его будущее. (15)Я обязан думать о будущем моего хозяйства, если даже меня самого здесь не будет.

– (16)Так почему же я…

– (17)Потому. (18)Садись и слушай. (19)И не вскакивай, когда с тобой разговаривают.

(20)Женя послушно села, не сводя с отца широко открытых, почти испуганных глаз.

– (21)Слушай, Женя, – мягко и задушевно сказал Савелий Петрович, и голос его стал бархатным, – поверь мне, я знаю, что такое труд в сельском хозяйстве, почём фунт лиха. (22)Я знаю, что такое холод, промокшие ноги, непогода – когда надо убирать хлеб, засуха – когда нужен дождь. (23)Знаю,

что такое нехватка рабочей силы, когда на огороды наступают полчища сорняков или вредителей, когда хлеб и лён остаются неубранными в поле. (24)Сельское хозяйство подвержено всяким капризам и неожиданностям природы, стихиям, с которыми мы пока ещё не умеем справляться. (25)Вот

посеял ты хлеб, выходил колос тяжёлый, чуть не до земли клонится… (26)Думаешь – урожай будь здоров! (27)И вдруг туча, град – и за десять минут всё, что взлелеял, пропало: одна изломанная, вбитая в грязь солома…

– (28)Так если все решили остаться…

– (29)По-до-жди! – Савелий Петрович хлопнул по столу рукой. – (30)Возьмём другие отрасли. (31)Ферма, утки, романтика! (32)На словах. (33)На бумаге. (34)А на деле – вечно в грязи, вечно с мокрыми, красными руками, вечно в сапогах с налипшей глиной. (35)И так всю жизнь! (36)Вот и

вся романтика! (37)Зачем тебе эти утки? (38)Ты поступишь в институт,получишь настоящее образование, будешь учительницей, а потом директором школы… (39)Подумай ещё!

(40)Женя сидела бледная, с неподвижным, словно застывшим взглядом, а Савелий Петрович схватил портфель и стремительно вышел из кабинета.

(41)Женя не успела шагнуть на крыльцо, как его машина фыркнула газом и рывком сорвалась с места.

(42)Женя вышла на улицу, ошеломлённая тем, что услышала. (43)Зелёный мир совхозной улицы, цветущих палисадников, мохнатой ромашки у кромки жёлтой от зачерствевшей глины дороги принял её в свою тишину. (44)Но Женя шла и не видела ничего: ни алых костров мальвы, ни цветущих лип над крышами, ни подёрнутых синевой дальних лесистых косогоров… (45)Чувство неслыханного разочарования оглушило её, как удар. (46)И это разговаривал с ней отец, которого она так безгранично уважала. (47)Он разговаривал с ней сейчас, как самый последний мещанин! (48)Пускай всё делают они: Руфа, Ваня, Юрка, Вера Грамова – все, кто угодно, но не она, потому что она директорская дочка Женя Каштанова! (49)Женя не заметила, как взбежала на бугор, как спустилась к озеру. (50)И здесь, у тихой, стеклянно-голубой воды, легла в высокую траву. (51)За все её восемнадцать лет была ли когда-нибудь минута, чтобы она в чём-нибудь не поверила отцу? (52)И здесь, у тихой воды, она вдруг поняла, что отец сказал ей правду, что он, как отец, действительно хочет для неё лучшей доли, чем совхозная жизнь утятницы! (53)Но он дал право выбора именно ей, не запретил, не настоял на своей воле, а сказал думать ещё! (54)И это осознание принесло ей облегчение, а решение остаться всё крепло в её сознании…

(По Л.Ф. Воронковой)

Любовь Фёдоровна Воронкова (1906–1976) — советская писательница, автор многих детских книг и цикла исторических повестей для детей.

А) Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Женя, как директорская дочка, избегала грязной работы, которую выполняли её друзья Руфа, Ваня, Юра и Вера.

2) Отец восемнадцатилетней Жени хотел, чтобы она получила высшее образование и работала не на ферме.

3) Выступая перед молодыми людьми, директор совхоза призывал их поехать получать высшее образование, без которого невозможно построить будущее.

4) После выступления Савелия Петровича на празднике с речью молодёжь решила остаться в совхозе.

5) Женя безмерно уважала отца и верила ему, поэтому то, что она услышала от него в кабинете, вызвало у неё чувство разочарования.

Б) Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 14–15 представлено рассуждение.

2) В предложениях 37–39 представлено повествование.

3) Предложения 41-42 представлено рассуждение.

4) В предложениях 43-44 содержатся элементы описания.

5) Предложение 45 называет причину того, о чём говорится в предложении 44

В) Из предложений 15-24 выпишите фразеологизм.

Г) Среди предложений 40–47 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Укажите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Д) Определите названия пропущенных терминов. Цифры запишите.

«Образы героев текста Л.Ф. Воронковой – Жени и её отца – раскрываются в процессе их диалога. Речь Савелия Петровича очень образная: героя характеризуют лексическое средство – (А)______

(«взлелеял» в предложении 27), и троп (Б)______ («молодёжь… сила нашего хозяйства, его молодая кровь, молодая мысль» в предложении 14). Чувства, которые испытывает юная героиня после разговора с отцом, передают троп (В)______ (в предложениях 45, 47) и приём (Г)______ (предложения 31-34, 53)».

Список терминов:

1) анафора

2) развёрнутая метафора

3) литота

4) книжная лексика

5) сравнение

6) диалектизмы

7) противопоставление

8) лексический повтор

9) гипербола

Ответ:

А –

Б –

В –

Г-

Родной (русский) язык, 11 класс

Контрольная работа № 2 по теме «Текст и его строение»

2 вариант

Прочитайте текст и выполните задания

(1)Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно. (2)Потом стал лицом к стене и горячо продолжал:

– (3)Сам посуди. (4)Нас учили добру, уму, логике – давали сознание. (5)Главное – сознание.(6)Можно стать безжалостным, привыкнуть к слезам,но как возможно, познавши истину, отбросить её? (7)С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8)Тому же учили меня книги, какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9)Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10)Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. (11)Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны – что же это такое, ведь это сумасшествие?

(12)Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами.

– (13)Я скажу тебе правду. – (14)Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. – (15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16)Я не могу понять, и это ужасно. (17)Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18)Ты был на войне, ты видел – объясни мне.

– (19)Какой ты, брат, чудак! (20)Пусти-ка ещё горячей водицы. (21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое,

обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23)И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире. (24)А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны. (25)Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там.

– (26)Мне надо вылезать из ванны, – легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался – как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли.

(27)Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. (28)Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать. (29)Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался

начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою. (30)Как много во всём этом ума и чувства красоты!

(По Л. Андрееву*)

*Андреев Леонид Николаевич (1871–1919) – прозаик, драматург,

публицист, представитель серебряного века русской литературы.

А) Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчик на войне лишился обеих ног, и теперь горько сожалеет об утрате.

2) Брат рассказчика не может понять, почему люди воюют, так как считает это безумием.

3) Оба брата участвовали в военных действиях.

4) После ванной рассказчик не мог взяться за чтение, потому что разговор с братом взволновал его и пробудил в его душе тревожные воспоминания.

5) По возвращении домой рассказчик предполагает заниматься музыкой.

Б) Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 3-7 представлено повествование.

2) В предложении 27-28 представлено повествование с элементами рассуждения.

3) Предложение 9 объясняет предложение 10.

4) В предложении 20 содержится ответ на вопрос, заданный в предложении 11.

5) В предложении 1 представлено повествование.

В) Из предложения 19-21 выпишите синонимы (синонимичную пару).

Г) Среди предложений 21-26 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Д) Определите названия пропущенных терминов. Цифры запишите.

«Л. Андреев приводит эпизод из жизни двух братьев, один из которых вернулся с войны инвалидом. Показывая разность их восприятия жизни, автор применяет такой троп, как __________(А) («проклятой войне» в предложении 8, «большие и тяжёлые мысли» в предложении 26) и

лексическое средство выразительности __________(Б) («одинаково» в предложении 11). Передавая эмоциональное состояние рассказчика и его брата, автор использует также синтаксические средства: __________(В) (предложения 23, 27) и __________(Г) (предложения 6, 11)».

Список терминов:

1) эпитет

2) литота

3) лексический повтор

4) парцелляция

5) метафора

6) гипербола

7) вводное слово

8) вопросительные предложения

9) однородные члены предложения

Ответ:

А –

Б –

В –

Г-

Ответы к контрольной работе № 2

п/п

1 вариант

2 вариант

1.

245 или любая другая последовательность этих цифр

35 или 53

2.

23 или 32

25 или 52

3.

Почём фунт лиха или не сводя глаз

Простое – обыкновенное

4.

41

23

5.

4257

1398

Бесплатный онлайн-тест набора текста – результаты за 60 секунд!

Как »

Особенности »

Не хотите рекламы?

Перейти Премиум!

Бесплатная 7-дневная пробная версия

Войти или Зарегистрироваться для отслеживания вашего прогресса.

Автор:

Тип:

Настройки текста

Выбор

Случайный

Тип

All Textsbook Summarysbooksshort Soursfables (Easy-to-type) песня. 0007

Время тестирования

30 секунд1 минута2 минуты3 минуты5 минут10 минут15 минут20 минут

Режим выделения цветом

НормальныйВысокая видимостьБез выделения цветом

Коррекция фазового сдвига

Двойной интервал между предложениями ) Стандартная (QWERTY)QWERTY — UKDvorakColemakColemak — UKAZERTYQWERTZQWERTZ — SwissFrenchЦифровая клавиатура (10 клавиш)

Как сделать

Функции

  • Горячая клавиша перезапуска теста

    Держите руки на клавиатуре — используйте сочетание клавиш «Shift-Return», чтобы перезапустить тест набора текста.

  • Живая статистика

    Проверяйте скорость и точность печати, так как она обновляется и отображается каждую секунду, пока вы печатаете.

  • Персонализация и сохранение отчета

    Отчет

    можно персонализировать с помощью вашего имени, а ваши результаты можно легко сохранить и поделиться ими, используя ссылку, сгенерированную в конце каждого теста.

  • Нестандартный и интересный текст для ввода

    Если вы собираетесь что-то печатать, вы можете напечатать что-нибудь интересное и веселое.

    Текущие параметры набора текста включают в себя случайные общеупотребительные английские слова, случайные простые слова, книги, краткое изложение книг, рассказы, басни, слова для детей, случайные интересные и забавные факты, случайные мудрые пословицы и даже возможность печатать все, что вы хотите, с помощью пользовательский вариант текста.

    Басни и случайные слова — хороший выбор для легкого набора текста, который отлично подходит для детей младшего возраста и начинающих.

    Пользовательский текст можно легко сохранить и поделиться с помощью пользовательского URL-адреса, сгенерированного при загрузке нового пользовательского текста.

  • Поддержка Dvorak, Colemak, AZERTY, QWERTZ и Numpad

    Хватит возиться с настройками на вашем компьютере! Поддержка многих популярных раскладок клавиатуры позволяет легко переключаться на любимую раскладку, просто выбрав ее в раскрывающемся меню раскладки клавиатуры.

    Поддерживаются следующие раскладки клавиатуры :

    • QWERTY (США и Великобритания)
    • Colemak (США и Великобритания)
    • Дворжак
    • АЗЕРТИ
    • QWERTZ
    • Цифровая клавиатура (10 клавиш)
  • Несколько режимов ввода

    Два разных режима ввода освежают опыт и помогают развить различные навыки быстрого набора.

  • Упреждающий просмотр текста 100% времени

    В любой момент времени оба режима ввода предоставляют, как минимум, следующие 2-3 слова (точнее, 21 символ), так что вы всегда можете предусмотреть следующие слова для ввода — полезный навык для обучения быстрой печати .

  • Широкий диапазон циклов испытаний

    Почему вы всегда должны проходить 1-минутный тест на набор текста?

    Speed ​​Typing Online предлагает шесть разных тестовых циклов по времени: 30 секунд, 1 минута, 2 минуты, 3 минуты, 5 минут и 10 минут.

  • Печатайте то, что вы печатаете!

    Устали лихорадочно переключаться между текстом, который нужно напечатать, и тем, что вы печатаете?

    Оба режима ввода объединяют два в один, поэтому вы всегда смотрите на то, что печатаете на экране, как обычно, что позволяет легко совершенствовать свои естественные навыки набора текста.

  • Правильный расчет количества слов в минуту (WPM)

    Скорость печати рассчитывается в соответствии с наиболее распространенным методом, при котором «слово» принимается в среднем из 5 символов (включая пробелы), при этом за каждую ошибку (в минуту) вычитается 1 слово в минуту. Также сообщается почти вся другая важная статистика, что также позволяет выполнять более настраиваемые расчеты.

    Все расчеты производительности также четко объясняются (просто наведите указатель мыши на метки), что упрощает понимание результатов.

  • Параметры выделения цветом

    Режим “High Visibility” дает более четкое цветовое различие – отлично подходит для людей с дальтонизмом или другими нарушениями зрения.

    Режим «Без выделения цветом» дает более сложный и реалистичный опыт.

Практика каждый день!

Для достижения наилучших результатов старайтесь практиковать правильную технику набора текста каждый день понемногу.

Однако не забывайте часто делать перерывы — это полезно для тела и для обучения.

Бесплатный тест набора текста — проверьте скорость набора текста за 60 секунд

Проверьте свои навыки набора текста

LiveChat: отчет поколения Z

Смотреть на YouTube

Последние статьи

Присоединяйтесь к нашему сообществу

Вселенная великих идей

Навыки печати? Проверять. Сделайте следующий шаг и сделайте свое онлайн-общение выдающимся.

Посетите учебное пространство

Как повысить скорость печати

Сделайте глубокий вдох, расслабьте пальцы и медленно набирайте текст. Вы должны быть сосредоточены и не раздражаться при попытке пройти тест на скорость набора текста. Лучшее, что вы можете сделать, чтобы начать печатать быстрее, — это печатать больше. Чем больше практики у вас будет за плечами, тем быстрее будет ваше «печатное фу». Все дело в развитии мышечной памяти. Просто убедитесь, что вы укрепляете хорошие привычки, а не те, которые заставят ваши пальцы болеть после интенсивного сеанса печати.

Какая раскладка для десятипальцевого набора лучше?

Конечно, для набора текста следует использовать десять пальцев, но вы можете начать с наиболее удобной для вас раскладки. Небольшие выступы на клавишах F и J помогут вашим пальцам найти правильное положение, не глядя. Эта установка должна дать вам полный диапазон движения. Чем больше вы печатаете, тем быстрее вы получите. Есть несколько альтернативных макетов, которые предлагают более эргономичный подход к набору текста. Вы также можете сделать большой шаг вперед и попробовать клавиатуру Дворжака, но это уже другая история.

Кто изобрел клавиатуру Qwerty?

Клавиатура QWERTY была изобретена в 1868 году Кристофером Латамом Шоулзом. Он также разработал первую успешную пишущую машинку. Порядок клавиш был определен путем перечисления наиболее распространенных комбинаций букв и проверки того, что они не расположены рядом друг с другом. Он сделал это, чтобы избежать проблем, которые часто возникали при последовательном нажатии двух соседних клавиш. Клавиатура QWERTY используется по сей день и является наиболее широко используемой клавиатурой.

Тест набора слов в минуту (WPM)

Что такое тест набора WPM? Существуют различные типы тестов для набора текста. Это тест на набор текста, который выражает ваши навыки набора текста в словах в минуту. Чем больше вы практикуетесь в наборе текста и чем больше вы проверяете свою скорость набора текста, тем выше будет ваш показатель WPM. Некоторые онлайн-тесты набора текста и тестовые игры для набора текста ориентированы только на набор текста WPM. Недостатком теста печати WPM является то, что вы только учитесь печатать быстро. Тесты набора WPM не показывают вашу точность.

Это действительно бесплатный тест набора текста, который вы можете использовать?

Как создатели LiveChat, программного обеспечения для обслуживания клиентов для предприятий, мы хотели предоставить сообществу наших клиентов и агентов живого чата бесплатный тест набора текста. Таким образом, они могут постоянно практиковаться в наборе текста и улучшать свои навыки набора текста. Мы также сделали этот инструмент доступным для каждого посетителя нашей страницы. Наш инструмент представляет собой бесплатный тест скорости печати с оценкой WPM, но его также можно использовать в качестве теста скорости печати для детей.

Как вы можете улучшить свои навыки печати?

Тренируйтесь печатать как можно больше. Много печатайте, печатайте тесты и тренируйтесь в наборе тестов. Улучшайте результаты набора слов в минуту и ​​чаще проверяйте скорость набора текста. Наш тест скорости набора текста будет отслеживать все тесты набора текста, которые вы проходили в прошлом, чтобы вы могли видеть улучшения с течением времени. Вы сможете увидеть, как изменилась ваша скорость набора текста. Если вы сможете выполнять пятиминутный тест печати каждый день, ваши навыки набора текста значительно увеличатся.

Как выбираются слова из теста?

Мы решили использовать 1000 самых распространенных слов английского языка. Кроме того, мы хотели включить слова, которые вы можете найти в статьях нашего блога. Вы можете думать об этом как о привкусе LiveChat, чтобы сделать тест набора текста более интересным. Этот бесплатный тест скорости печати фокусируется на самом наборе текста, поэтому слова появляются случайным образом. Чтение полных предложений может повлиять на скорость набора текста.

Почему мы подготовили этот тест на машинопись?

Мы подготовили этот бесплатный тест печати, чтобы дать вам быстрый и простой способ проверить свою скорость печати. Вы можете использовать его при отработке навыков набора текста, чтобы понять, насколько хорошо вы прогрессируете. Предприятия могут использовать этот тест, чтобы получить представление о навыках набора текста у потенциальных сотрудников или помочь существующим сотрудникам развить скорость набора текста. Этот тест скорости набора текста является одним из наших бесплатных инструментов, как UTM Builder или наш генератор политики конфиденциальности.

Почему скорость печати важна для всех?

Чем быстрее вы печатаете, тем быстрее вы сможете общаться с другими. Вы сможете сэкономить массу времени на любой работе, требующей набора текста. Поначалу это будет пара лишних минут, которые вы особо и не заметите. Со временем минуты превратятся в часы сэкономленного времени, которое вы сможете потратить на другие занятия.

Какова средняя скорость печати?

В среднем человек печатает от 38 до 40 слов в минуту (WPM).

Оставить комментарий