Групповая работа как средство формирования ууд в начальной школе – Материал по теме: Групповые формы работы как средство формирования коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. | скачать бесплатно

«Групповая работа как средство формирования УУД»

МБОУ «Борская средняя общеобразовательная школа»

Выступление по теме самообразования : «Групповая работа как средство формирования УУД»

Подготовила учитель нач. классов

Денисова Н. Б.

Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников.

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Учебно-образовательные учреждения на сегодняшний день переходят на ФГОС . Меняются цели и задачи которые ставит перед нами общество.

Задачей современной школы ( в том числе нашей школе) сегодня является воспитание ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще. Поэтому выбрала данную тему и работаю над проблемой самообразования : групповые формы работы –способ формирования УУД младших школьников в сфере ФГОС.

Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Считаю, что моя тема очень актуальна. Во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная компетентность относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий».  С этим термином тесно взаимосвязаны «информационная грамотность» и «информационная культура».коммуникативная ( общение людей, передача информации друг другу) проблемная ( ставить перед собой вопросы, уметь находить решения), рефлексивная ( позволяет критически оценивать свою работу, работу товарищей).

Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки.

Задачи групповой работы на уроке

  • Активная познавательная деятельность

  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности

  • Развитие умений успешного обучения

  • Совершенствование межличностных отношений в классе

Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.

Таким образом, группы выполняют коммуникативную (направленную на создание и сплочение коллектива) и личностно – ориентированную (направленную на самоорганизацию) функции.

Одной из самых распространенных форм групповой работы, пожалуй, является работа в парах. Её успешно используют учителя уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству. Чаще всего это статическая пара, образованная из детей, сидящих за одной партой.

Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям. Начинать групповую подготовку целесообразно начинать с первого класса.

Сначала эти упражнения могут быть такого вида:

  • Договоритесь и раскрасьте варежки для Машеньки. Они должны быть одинаковы.

  • Создайте узор из красок зелёного и красного цвета, раскрасьте. Варежки должны быть одинаковы.

  • Договоритесь и раскрасьте части пирамиды. Наклейте на шаблон.

  • Раскрась левую картинку в своей тетради, а твой товарищ пусть раскрасит правую.

Позднее это могут быть взаимопроверки, взаимодиктанты и т.д.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.

Парной работой может быть охвачен одновременно весь класс, часть класса, отдельные учащиеся. Так, например, если тема урока уже хорошо усвоена сильными учениками, только начинает осознаваться средними и пока непонятна слабым, учителю целесообразно дать задание парам, сформированным по принципу “сильный – средний”, а со слабыми работать самому. В другом с

multiurok.ru

Групповая работа как средство формирования УУД в начальной школе

Задачей современной школы сегодня является воспитание ученика, умеющего адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Для этого детям нужно уметь контактировать с другими, для передачи какой либо необходимой информации.

Одной из наиболее эффективных форм работы, которая помогает устанавливать контакт в начальной школе, является групповая работа.

Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще. В основном это такие урок как: окружающий мир, изобразительное искусство, технология и внеурочная деятельность (викторины, конкурсы).

В групповой работе дети чувствуют себя увереннее, они не бояться высказываться и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать УУД.

Задачи групповой работы на уроке:

  • Активная познавательная деятельность;
  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
  • Развитие умений успешного обучения;
  • Совершенствование межличностных отношений в классе.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД.

Говоря о коммуникативных УУД, имеется в виду формирование умения взаимодействовать в малых группах (под руководством учителя) в процессе решения проблемных ситуаций.

Для организации групповой работы класс делится при выполнении задания на группы по 3 — 6 человек, чаще всего по 4 человека. Задание даётся группе, а не отдельному ученику.

Иногда, назначается лидер группы, который дает указания другим членам группы.

Так,например, был проведен урок изобразительного искусства в 1 «Б» классе, где ребятам нужно было создать групповую композицию «Осенний пейзаж» в технике симметричное вырезание. Класс был поделен на 3 группы, 1 ряд, 2 ряд и 3 ряд. В каждой из них был назначен командир, который должен был раздать задания, кто какие листики, какого цвета и формы вырезает.

Проверялось умение слушать, и выполнят указания своих товарищей. С задачей дети справились на все 100%, в группах соблюдались все правила работы.

Объединение в группы способствует сплочению коллектива. В группе ребятам предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение других ребят, у них вырабатывается умение работать именно в команде, школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия.

Анализируя работу ребят, можно сказать, что игра увлекает их, работают они с огромным интересом, следовательно, игра способствует стимулированию деятельности школьников, повышает их интерес к урокам.

По окончанию нашей работы, была проведена оценка их действиям и самой работе, ребята адекватно оценивали свою работу и сравнивали с работой других.

Основные правила образования групп:

  • Количество участников группы зависит от возраста и решаемой задачи. Для младшей школы – это 4-5 человек, для основной школы – 5-6 человек, для старшей школы – 5-8-человек.
  • На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.
  • Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.
  • Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом, равномерно распределяя между собой сильных и слабых.

Всего комментариев: 0

www.uchportal.ru

«Групповая работа как средство формирования УУД»

Доклад

по самообразованию на тему

«Групповая работа как средство формирования УУД»

Подготовил:

учитель начальных классов

МОУ «Гимназия № 56»

Бембеева О.Н.

 

2017-2018 учебный год

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой и изменение целей современного образования. С введением ФГОС результатом обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний, т.е. речь идёт о развитии у детей общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных).

Моя задача сегодня, как педагога – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, научить детей учиться, т.е. сформировать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, приобретать навыки эффективного общения и работы с информацией. Я постоянно ищу пути для того, чтобы воспитывать и развивать в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают, на мой взгляд, групповые формы работы.

В рамках Образовательной системы «Школа России» на занятиях по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы.

Это связано с её важностью в качестве основы для формирования саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия. Это, на мой взгляд, фундамент всего образования.

Воспитательная ценность групповой работы заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Групповое обучение способствует развитию социально-значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т.к современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.

Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценивать свою работу позволяет соблюсти принцип «отметочной безопасности», развивать интерес к предмету, а использование опорных сигналов (таблиц, схем, рисунков и т. п.) облегчит запоминание изучаемого материала. Работа в группах наиболее эффективна при повторении и закреплении изученного материала. Групповые формы обучения можно использовать на уроках русского языка, чтения, математики, окружающего мира.

Групповые формы обучения рационально применять, когда материал доступен для групповой работы, учащиеся подготовлены к этой работе, имеются дидактические материалы для работы в группах. Работая над этой темой, я пришла к выводу: Объем усваиваемого материала возрастает. Возрастает творческая и познавательная самостоятельность. Характер взаимоотношений между детьми меняется. Класс становится сплоченней. Больше возможностей осуществлять индивидуальный подход к обучающимся. Ребята получают удовольствие от работы.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия

возникновения, становления опыта.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. Важно научить школьников учиться вместе. Чтобы новые знания открывали совместными усилиями, обдумывали, решали проблемы сообща. Важно, чтобы в команде каждый ее член усвоил учебную информацию, чтобы вся группа была заинтересована в этом.

Задачи групповой работы:

— Активизация познавательной деятельности.

— Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.

— Развитие умений успешного общения, что способствует совершенствованию межличностных отношений в классе.

Задачи групповой работы решают проблему развития метапредметных УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками, чем при традиционных формах классно-урочной системы. Воспитательная ценность заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Из опыта групповой работы замечено, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке. Групповое обучение привносит новизну в организацию традиционного процесса, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия. Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися. Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно- ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

— становление личности младшего школьника,

— раскрытие его индивидуальных возможностей.

Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию творческих способностей учащихся; снижение перегрузки учащихся. Проблема активного, творческого восприятия знаний как никогда остро стоит перед сегодняшней школой. Моя задача сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач вызвало необходимость применения мною новых педагогических подходов и технологий Переход классно-урочной системы от фронтальной к индивидуальным и групповым формам работы – это требование времени, а не дань моде. И в этой связи представляется не совсем оправданным то скромное место, которое пока еще занимает в школе групповая работа. В связи с этим значение групповой работы трудно переоценить. Она активизирует учение школьников, создает широкую наглядно чувственную базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения младшими школьниками такими сложными умениями, как целеполагание, контроль, оценка. Велик развивающий потенциал групповой работы, при которой школьник становится частичкой коллективного субъекта учебной деятельности — группы сотрудничающих между собой учащихся. В этих условиях младший школьник эффективно овладевает учебной деятельностью и накапливает предпосылки к переходу на следующую ступень в своем развитии — индивидуального субъекта учебной деятельности. По данным исследователей, эта ступень достижима лишь за пределами начальной школы, причем при условии специальной работы, иначе учебная деятельность может оказаться несформированной и к концу обучения в средней школе. Большое значение имеет групповая работа в воспитании у детей гуманистических качеств личности, освоении ими нравственного опыта поведения, формировании

положительных мотивов учения.

Групповые виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала. При построении учебного сотрудничества детей я учитываю, что такой формы общения в детском опыте еще не было, поэтому ее надо культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык.

Одно из важных условий эффективной организации групповой работы — правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Психолог Ю.Н.Кулюткин по этому поводу пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх».

Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество:

— По желанию

— Случайным образом

— По определенному признаку

— По выбору «лидера».

— По выбору педагога.

Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест уч-ся в классе. Для парной работы удобны обычные ряды, для групповой же работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников; не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы; был в пределах досягаемости от членов групп (чтобы дети могли соединить протянутые руки, показывая завершение работы). Организуя работу в группах нужно, чтобы каждый ее член выполнял свою роль. Это позволит быстро и качественно выполнить задание.

Группа может выполнять общее задание, но каждый член делает часть общей работы независимо друг от друга. Такую работу я часто использую на уроках технологии, так как она экономит время. Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей.

В заключении хотелось бы дать несколько советов, чего не стоит делать при организации групповой работы:

  • нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

  • разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

  • групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;

  • нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);

  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

infourok.ru

Презентация «Групповая работа как средство формирования УУД»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

«Групповая работа как средство формирования УУД»
Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ « Семилейская СОШ» Биушкиной М.Н.
Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» И.Г. Песталоцци

Слайд 2

Задачи групповой работы:
— Научить воспринимать и осознавать учебное задание со слухового письменного представления, ориентироваться в этих заданиях. - Учить планировать деятельность во время учебного процесса (т.е. составлять алгоритм своей деятельности). - Развивать навыки социально культурного поведения. -Учить самостоятельно добывать учебную информацию. - Формировать адекватную самооценку себя и партнера.

Слайд 3

Групповая работа как средство формирования УУД
I этап

Слайд 4

Групповая работа как средство формирования УУД
Мы с тобой похожи тем, что…

Слайд 5

II этап: парная работа

Слайд 6

Наши правила:
1. Говорим шёпотом. 2. Работаем вместе. 3. Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает. 4. В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, думаем, мы решили….». 5. Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки вверх. 6. Оцениваем работу, благодарим друг друга.

Слайд 7

III этап- групповая работа
1. Смотреть на собеседника при разговоре. 2. Говорить тихо, чтобы не мешать одноклассникам. 3. Говорить только по делу. 4. Внимательно слушать ответ. 5. Обращаться друг к другу по имени.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

«Мы группа, значит, мы способны действовать»
1. Покажите, что группа готова к работе (образуем солнышко, проговариваем слова: «Мы команда, значит мы вместе»). 2. Договариваемся, кто какую роль будет выполнять (кто за что отвечает). 3. Определяем цель работы (что будем делать). 4. Работаем вместе. 5. Представляем результат. (Покажи, что получилось). 6. Оцени работу в группе.
Ролевые функции: 1. Писарь – записывает решение, 2. Докладчик – рассказывает у доски решение группы, 3. Контролер – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.
Как комплектовать группы? По желанию Случайным образом По определенному признаку По выбору «лидера» По выбору педагога

Слайд 11

Слайд 12

Формируются универсальные учебные действия:
Групповая работа как средство формирования УУД
Личностные: - определять свой поступок; — уважать иное мнение; - стремиться  к взаимопониманию.
Регулятивные: - определять цель учебной деятельности; - составлять план выполнения задач, решения проблем; учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы; - оформлять свои мысли в устной и письменной речи; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Слайд 13

Познавательные: — извлекать информацию, — ориентироваться в своей системе знаний, — добывать новые знания, — перерабатывать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую.
Коммуникативные: -доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи, - понимать другие позиции, -договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

Слайд 14

Наши достижения

Слайд 15

Слайд 16

Конкурс Уровень 2013-2015
Государственная символика Районный 7
«Новогодний серпантин» Районный 16
Конкурс по противопожарной тематике Районный 7
Олимпиада 2014 Школьный 15

Слайд 17

Преимущества групповой работы : -дети приобретают важные навыки жизни, -улучшается успеваемость, -соблюдается дифференцированый подход, -укрепляется дружба, -улучшаются межличностные отношения, -устанавливается психологический комфорт в классе, -учащиеся усваивают больший объем материала, -появляется возможность избежать негативных сторон соревнования, -между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения, -реализуется принцип деятельности, -порождается взаимная ответственность, внимательность, -формируется интерес к работе товарища, -работа в группе помогает ребенку   проявить себя, упрощается процедура проверки работ,   -объем домашнего задания становится минимальным.

Слайд 18

Слайд 19

«Групповая работа как средство формирования УУД»
« Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» И.Г. Песталоцци

lusana.ru

Статья «Групповая работа на уроке как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников»

УДК 371.31

Групповая работа на уроке как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников

Устимова М. М.

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования коммуникативных универсальных действий младших школьников. Проанализирован авторский опыт применения разных форм организации групповой работы как средства формирования коммуникативных УУД на начальных этапах обучения.

Ключевые слова: учащийся начальной школы; коммуникативные универсальные учебные действия; групповые формы работы; сотрудничество.

Важной частью современного образования является формирование у учащихся социально значимых компетенций, умений слушать и вступать в диалог, участвовать в совместном обсуждении проблемных вопросов, строить эффективное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают основу социальной компетентности как важной составляющей личностного развития ребенка, определяют его возможности в сознательной ориентации на точке зрения и позиции собеседника.

Ребенок учится общаться уже с раннего возраста, к моменту поступления в школу он уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Задача начальной школы — сохранить и активно развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми, использовать имеющийся потенциал для развития познавательной мотивации, способностей к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, для формирования навыков учебной деятельности, основ нравственного поведения.

Мы полагаем, что наиболее благоприятные условия для формирования навыков эффективной коммуникации у школьников, включения каждого из них в активную познавательную деятельность создаются групповыми формами организации учебного процесса. Они позволяют организовать взаимообучение через сотрудничество и взаимодействие учащихся. При этом, групповые формы работы, как показывает практика, во многом способствуют активизации познавательной деятельности детей, развитию умений успешного общения, навыков самостоятельной учебной деятельности, улучшению межличностных отношений в классе.

В данной публикации хотелось бы поделиться опытом организации групповой работы с учащимися начальных классов в рамках разных видов учебной деятельности.

Практика показывает, что элементы групповой работы важно начинать вводить уже с первых дней учебы детей в школе. Первоклассникам интересно работать со своим товарищем, интересно общаться друг с другом, и такая форма работы будет для них нормой. Однако важной задачей учителя становится формирование таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь, умение выслушать и правильно высказать свою мысль, отстоять свою позицию и пр. Так, например, при построении учебного сотрудничества важно учитывать, что такой формы общения в детском опыте, возможно, еще не было, поэтому необходимо обратить внимание ребят на то, каким образом можно выразить свое согласие или несогласие с одноклассниками, как возразить, чтобы не обидеть, как попросить помощи у товарища. С одним — двумя учащимися у доски можно показать варианты эффективного общения: «Ты согласен?», «Ты не возражаешь?», «А как ты думаешь?», «Почему ты так думаешь?» и т. д.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроле знаний. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д. Педагог на первых этапах выступает в качестве образца эффективного взаимодействия, своим личным примером показывает культуру общения, внимательного отношения к участникам диалога, уважение к позиции собеседника. Затем, постепенно, инициатива в общении передается самим учащимся, при этом у них повышается интерес к заданиям, ведь они выступают не только в роли ученика, но и в роли учителя.

Только тогда, когда дети научатся работать в парах, можно приступать к обучению работы в небольших группах, состоящих из четырех и более человек. Как показывает практика, на первых порах овладения приемами групповой работы учащиеся не очень внимательны к ответам одноклассников. Здесь вновь позиция педагога должна быть активна – важно научить учащихся быть толерантными по отношению к товарищу, к разнообразным точкам зрения, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, уметь договариваться и правильно выражать свои мысли.

Интересным приемом при организации групповой работы является, на наш взгляд, введение так называемых правил работы группы. Они заранее обсуждаются, обозначается их значимость, им придается статус Правил, можно даже их оформить наглядно. Вот основные из них:

— Убедись, что в разговоре участвует каждый.

— Говори тихо и спокойно.

— К своим товарищам относись с уважением.

— Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца.

— В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю.

Разделение класса на группы – очень важный момент в организации групповой работы, так как это во многом определяет работоспособность группы в целом и каждого ученика в отдельности, в конечном счете, может определить и результат работы на уроке.

Практика показывает, что наиболее эффективными приемами разделения на группы являются:

по желанию, при этом объединение в группы происходит по взаимному выбору. Формирование групп по желанию может проходить спонтанно, когда педагогом озвучено условие выполнения задания: разделитесь на группы по (несколько) человек.

случайным образом, работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям действительности и к разным партнерам. Этот прием формирования групп полезен в тех случаях, когда учитель ставит цель — научить детей сотрудничеству.

по определенному признаку. Признак может быть задан учителем или учеником, например, по первой букве имени, по времени года рождения и так далее. Этот способ деления интересен тем, что может объединить детей, которые редко друг с другом взаимодействуют, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь друг к другу, с одной стороны, а с другой – общий признак, заданный изначально, сближает объединившихся учащихся. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других.

по выбору педагога. В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку для решения определенных педагогических задач. Можно объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, можно создать равные по силе команды, и пр.

Групповые формы организации деятельности довольно легко вписываются в контекст разных предметов. Так, на уроках русского языка, используя групповую или парную работу, можно привлечь детей к открытию новых знаний. Например, при изучении темы «Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения» возникает проблемная ситуация – «Какое окончание написать в слове»:

По дорог… зимней скучной

Тройка борзая бежит.

Учащиеся предлагают разные варианты решения проблемы: можно заглянуть в сборник А. С. Пушкина, а можно найти свой способ написания окончания для всех существительных 1 склонения. Решение проблемной ситуации вполне уместно найти в процессе коллективного обсуждения, не стоит давать готовые ответы! Каждой группе учащихся даются задания: просклоняйте существительные (земля, вишня, лиса, мама, дорога), обсудите, что общего есть у данных слов, сделайте вывод.

Работая в группе, дети активно участвуют в выполнении задания, контролируют друг друга. Ответственность за правильность выполнения задания лежит не на ком-то одном, а распространяется между всеми участниками групповой работы. Это позволяет детям в комфортных условиях освоить новое и перейти к индивидуальной работе с пониманием и некоторым накопленным опытом действий.

Для развития коммуникативных и познавательных УУД при групповой работе уроки математики представляют большие возможности. Например, выбор решенияследующей задачи очень успешно проходит в парах.

Задача.

Масса ящика 2 кг. Масса ящика с яблоками 15 кг. Трем покупателям продали по 2кг яблок. Чему равна масса оставшихся яблок?

Обсуди с товарищем, что находили каждым выражением и какое выражение будет удобным для решения задачи.

а)15-2 б)3х2 в)15-2-3х2 г) 15-(2+3х2) д) 15+ (2+3х2)

Приведенный фрагмент урока позволяет развивать интерес к различным способам решения задачи; дает возможность осознать свои способности, развивает умение договориться и найти общее решение.

При изучении порядка выполнения арифметических действий в числовых выражениях было дано такое задание для групповой работы: найти значение выражения 15х8+(365-187)- 12х8 +(124-88). Наблюдения показали, что в каждой группе учащиеся действовали по-разному: одни стали выполнять действия с комментированием, другие стали решать самостоятельно, сверяя результаты вычислений с результатами товарищей. Только в одной группе дети распределили выполнение действий, что позволило выполнить задание быстрее и успешнее других. В процессе проверки были обсуждены не только результаты выполнения задания и правильный ответ, но и приемы групповой работы, которые повлияли на успех.

Организация групповой работы в классе меняет функции учителя. Во время групповой работы ему необходимо отслеживать ход работы, отвечать на вопросы, регулировать порядок работы, в случае необходимости оказывать помощь отдельным ученикам или группе. При оценке работы группы важно подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие качества: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость.

Опыт применения групповой формы работы в учебном процессе отчетливо показывает, что данная форма работы создает наиболее комфортные условия для общения учащихся, позволяет им строить субъективные отношения между собой, между учащимися и учителем, что активизирует обратную связь. В рамках практически всех учебных предметов организация деятельности в групповой форме способствует развитию способности самостоятельно (в группах) решать сложные задания, вплоть до построения новых знаний. Именно групповые формы работы являются эффективным средством развития коммуникативных компетенций учащихся, способствуют формированию адекватной самооценки ребенка, а значит, самореализации своего «я».

Литература:

1. Землянская Е. Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках /Е.Н. Землянская //Начальная школа. – 2008. — № 1. – С.43

2. Королькова Л.В., Лебедева Н.Б. Групповые формы взаимодействия младших школьников. Начальная школа. – 2007. — № 2. –С.26

3.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/под ред. А. Г. Асмолова.-М.: Просвещение, 2008.

4. Уваров А. Ю. Кооперация в обучении: групповая работа/А. Ю. Уваров.- М., 2001.

5. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни /Г.А. Цукерман. – М.: Московский центр качества образования, 2010. –С.120

infourok.ru

Групповая форма работы как средство развития УУД

Групповая форма работы как средство развития УУД

С введением ФГОС результатом обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний, т.е. речь идёт о развитии у детей общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных).

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают, на мой взгляд, групповые формы работы.

В рамках Образовательной системы «Школа России» на занятиях по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы.

Это связано с её важностью в качестве основы для формирования саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия. Это, на мой взгляд, фундамент всего образования.

Воспитательная ценность групповой работы заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Групповое обучение способствует развитию социально-значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т.к современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.

Актуальность концепции развития универсальных учебных действий для начального общего образования обусловлена следующими факторами:

— необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;

— задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества. Уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми, формируется Я-концепция, включая культурную и этническую самоиндентификацию. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка уже на первых ступенях его включения в институты социализации;

— необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы. Актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, не-удовлетворительным государственным и социальным контролем за ходом и динамикой психического развития детей. В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со всей остротой встает задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться;

— возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам.

Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия — это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Виды групповой работы.

Назовем несколько видов групповой работы, которые можно использовать на уроках в начальной школе.

  • Работа в парах.

  • Мозговой штурм.

  • Игра «Продолжи».

  • Охота за сокровищами.

  • Снежный ком.

  • Мозаичная группа или Пазлы.

  • Прием «Зигзаг». (Метод пилы).

Мозговой штурм.

  • Используется для генерации идей.

  • Соблюдается жесткий регламент.

  • Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).

  • После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.

Игра «Продолжи».

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на истории при составлении обзора исторических событий).

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы.

Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания.

Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Снежный ком.

Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Пазлы.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

В заключение работы делают выводы.

Прием «Зигзаг». Или метод пилы.

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Правила организации групповой работы

Всегда необходимо установить правила работы группы и критерии оценки ее достижений, убедиться в том, что ученики понимают критерии оценки их совместной работы в начале каждого урока. Я устанавливаю для групп только реалистичные задачи, а в качестве критериев оценки работы использую выступления групп перед классом, сценки и другие виды активности, которые дети любят. Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

  • убедись, что в разговоре участвует каждый;

  • говорить спокойно и ясно;

  • говорить только по делу;

  • не говорить всем сразу;

  • реагировать жестами и знаками;

  • возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.

  • обращаться друг к другу по имени.

  • Требования к результатам изучения предметов включают формирование всех видов УУД.

  • Применяя групповую работу на уроке, можно сделать следующие выводы:

  • Для эффективности групповой работы важно использовать её в системе.

  • Групповая работа (работа в парах) позволяет быстро организовать проверку любого задания через взаимоконтроль.

  • В групповой работе кроется огромный потенциал для развития коммуникативных УУД учащихся.

  • Учащиеся в группах учатся сами оценивать результат своей работы.

  • Интерес к предмету повышается.

Источники:

  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2013/10/29/gruppovye-formy-raboty-kak-sredstvo

  2. http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/gruppovaia-rabota-kak-sriedstvo-formirovaniia-uud-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-v-nachal-noi-shkolie

  3. http://festival.1september.ru/articles/579384/.

kopilkaurokov.ru

Групповая работа как средство формирования УУД в начальных классах

Тема: Групповая работа как средство формирования УУД в начальных классах

       Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Учебно-образовательные учреждения на сегодняшний день переходят на ФГОС . Меняются цели и задачи которые ставит перед нами общество.  

Задачей современной   школы  ( в том числе  нашей школе) сегодня является воспитание ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

     Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще. Поэтому я уже 1 год работаю над проблемой самообразования : групповые формы работы –способ формирования УУД младших школьников в сфере ФГОС

      Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала

      Считаю, что моя тема очень актуальна. Во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная компетентность  относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий».  С этим термином тесно взаимосвязаны «информационная грамотность» и «информационная культура».коммуникативная ( общение людей, передача информации друг другу)  проблемная ( ставить перед собой вопросы, уметь находить решения), рефлексивная ( позволяет критически оценивать свою работу, работу товарищей).

     Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки.

Задачи групповой работы на уроке  

  1. Активная познавательная деятельность

  2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности

  3. Развитие умений успешного обучения

  4. Совершенствование межличностных отношений в классе

       Одной из самых распространенных форм групповой работы, пожалуй, является работа в парах. Её успешно используют учителя уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству. Чаще всего это статическая пара, образованная из детей, сидящих за одной партой.

Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям. Начинать групповую подготовку целесообразно с первого класса.

Сначала эти упражнения могут быть такого вида:

  • Договоритесь и раскрасьте варежки для Машеньки. Они должны быть одинаковы.

  • Создайте узор из красок зелёного и красного цвета, раскрасьте. Варежки должны быть одинаковы.

  • Договоритесь и раскрасьте части пирамиды. Наклейте на шаблон.

  • Раскрась левую картинку в своей тетради, а твой товарищ пусть раскрасит правую.

Можно использовать деление на группы, решая метапредметные задачи на уроке.

Позднее это могут быть взаимопроверки, взаимодиктанты и т.д.

     При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.

Работа в динамических парах применяется с целью выработки предметных умений, отработки навыков, творческого применения знаний, обучения учащихся планированию, контролю, оценке учебных действий. Полезна она для формирования понятий, так как позволяет провести наблюдения над различным материалом, найти общее и обобщить существенные признаки этого понятия.

Динамическая пара – это группа из четырёх человек, работающих попарно. Сначала работают дети, сидящие за одной партой (первая пара), затем разворачиваются к соседям, сидящим за следующей партой в ряду, и образуют новые пары (вторая пара). После завершения работы в парах необходимо обсуждение в группе результатов работы, подготовка к представлению результатов для общеклассного обсуждения. После отработки навыков работы в парах можно перейти к работе в группах.

Перед началом образования групп, педагог должен подчинить процесс группообразования как минимум двум установкам.

  1. У учащихся должна быть ориентация на мыслительную работу.

  2. При любых вариантах образования группы позиция организатора должна быть внешней по отношению к группе.

  3. Цели групповой работы открыто объявляются и объясняются учителем.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество:

  • По желанию

  • Случайным образом

  • По определенному признаку

  • По выбору «лидера».

  • По выбору педагога.

Основными средствами работы организатора являются:

  1. Определение направления движения работы группы;

  2. Контроль за процедурой работы;

  3. Оппонирование;

  4. Рефлексия.

Итогом работы организатора является, как правило, рефлексивное оформление проделанной работы, т.е. выделение способа работы и полученного, пусть даже не окончательного, а промежуточного результата.

Созданные группы могут быть зрелыми и самостоятельными. Т.е., когда в группе есть позиция организатора, есть понимание и умение точно следовать правилам групповой работы, группа всегда готова оформить результат своей работы. В этом случае учитель оценивает работу группы в конце, в ходе доклада группы об итогах работы.

Рефлексия групповой работы. Рефлексия групповой работы, есть анализ, прежде всего, действительности мышления. Обычно рефлексия среди учащихся становится возможной в случаях какого-либо затруднения в группе. Это такая ситуация, когда учащиеся понимают, что они не достигли целей групповой работы, и это заставляет их исследовать свои проблемы и трудности. Рефлексия должна обозначить для рефлексирующего границы знаемого и незнаемого, понимаемого и непонимаемого. Рефлексия одного из участников группы заставляет одновременно и других участников проводить границы своих представлений.

  Основные выводы:

Групповая работа на уроке, проводимая на основе диагностики, позволяет:

1.Педагогу индивидуально подходить к процессу закрепления знаний.

2.Увеличить речевую активность учащихся на уроке.

3.Сделать знания ученика более осознанными.

4.Обогатить социальный опыт детей при взаимодействии внутри группы.

videouroki.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о