Курсовая работа федерация – Федерация – как форма государственного устройства — курсовая работа

Федерация как форма государственного устройства

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”

Дзержинский филиал

Направление подготовки “Юриспруденция”

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

“ФЕДЕРАЦИЯ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА”

 

 

 

Выполнил:

Студент I курса заочного отделения

группа 3-Б41 Ю/17

Черепахина Е.В.

Научный руководитель:

Кузнецова Ю.А.

 

 

г. Дзержинск 2011 год

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Форма государственного устройства как элемент формы государства: понятие, виды

Глава 2. Федерация: понятие, признаки, принципы построения, модели

Глава 3. Российское государство как федерация. История развития и конституционные основы федерализма современной России

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Особую популярность понятия “федерация” и “федерализм” получили в XX веке. Известный французский общественный деятель Ж.-П. Прудон даже сделал прогноз о том, что XX столетие станет веком федерализма. Этот прогноз во многом сбылся, что подтверждается тем, что федеративный тип государственного устройства утвердился во многих странах современного мира. В настоящее время в мире существуют более 20 федеративных государств, среди которых и высокоразвитые гиганты (США) и малые индустриальные страны (Швейцария, Австрия). Можно не без оснований предположить, что ряды этих государств в ближайшей перспективе пополнятся новыми федеративными государствами, поскольку в характере развития современного мира господствуют две тенденции: интернационализация важнейших сфер жизни различных стран и народов, с одной стороны, и децентрализация – с другой. Процессы экономической, а в отдельных случаях социальной и политической интеграции охватили целые регионы (создание НАФТА, ВТО). Децентралистские тенденции наблюдаются в большинстве унитарных государств Запада (Италия, Франция, Великобритания), что проявляется в передаче местным органам все большего круга властных полномочий и функций, что позволяет местным властям принимать решения по самым различным вопросам, оперативно реагировать на быстро изменяющиеся условия жизни на местах, гибко и эффективно руководить социальными и политическими интересами.

Таким образом, федеративная форма государственного устройства становится востребованной, поскольку позволяет продуктивно сочетать в себе две, казалось бы, противоположные тенденции.

Современная гуманистическая мысль активно исследует феномен федерализма. Эти исследования вызваны к жизни попытками ответить на глобальные вопросы. Как разделить власть так, чтобы управление государством выражало интересы конкретного человека и гражданина? Какое государственное устройство в наибольшей степени соответствует задачам гармоничного развития общества? Где пролегает та тонкая грань, за пределами которой централизация власти ведет к снижению ее эффективности и отдалению от народа, а децентрализаия – к распаду государства?

В настоящее время многие вопросы современной теории федерализма являются дискуссионными. Это объясняется многообразием федераций, представленных в мире в настоящий момент, а также существовавших ранее, базирующимся на разных исторических основах, уровнях экономического развития, общественных отношений и т.д. В основной части работы мы упомянем некоторые расхождения в понимании тех или иных аспектов федерализма и обоснуем ту точку зрения, которой придерживается автор.

В качестве основных методов своего исследования мы можем назвать сравнительно-правовой и исторический, что обусловлено выбранной тематикой. Для иллюстрации теоретического материала мы обращаемся к примерам федеративного устройства разных стран и разных эпох.

В настоящей работе мы обращаемся к изучению проблемы федерации как формы государственного устройства с тем, чтобы сквозь призму существующих теоретических воззрений взглянуть на российский федерализм в его современном состоянии, оценить его продуктивность и соответствие потребностям населения Российской Федерации, а также сделать выводы о жизненности и перспективности федерализма в условиях современного мира вообще. Попутно мы рассмотрим альтернативные формы государственного устройства и межгосударственных объединений, затронем проблемы классификации федераций по различным признакам, исследуем историческую подоплеку формирования российского федерализма.

 

 

Глава 1. Форма государственного устройства как элемент формы государства: понятие, виды

 

Государство, как и всякое другое явление, характеризуется взаимосвязью формы и содержания. Трудно переоценить значение формы государства, ведь эффективность действия его механизмов напрямую зависит от того, на сколько она соответствует его содержанию и другим реалиям. Под формой государства мы понимаем внешнюю организацию государственной власти, которая характеризуется сочетанием трех компонентов: формой правления, политическим режимом и формой государственного устройства.

Форма государства во многом определяется его содержанием, т.е. сущностью госуд

www.studsell.com

Понятие и виды федерации — курсовая работа

миниcтерство образования и науки российской федерации

федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Восточно-Сибирский государственный  технологический университет»

 

Институт экономики и права

Юридический факультет

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

на тему: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФЕДЕРАЦИИ

 

                  Исполнитель:       студентка вечерней формы обучения 2010 г.н.

НАБЕРЕЖНАЯ АЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

 

 

 

                             Руководитель работы:   к.ю.н. С.В.Лозовская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ  2011

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

стр.

ВВЕДЕНИЕ                        3

 

ГЛАВА 1. Понятие федерации                                                                    5                                  

 

1.1 История возникновения федерализма                                                    5 

1.2 Федерация как форма государственного устройства                              10

 

ГЛАВА 2. Виды федерации                                                                        14

2.1 Классификация федераций на основе степени соотношения элементов самоуправления и раздельного правления (В. Е. Чиркин)                                14

2.2 Классификация федераций на  основе способа образования федерации    18

2.3 Классификация федерализма на  основе различий культурного,  исторического, этнического, 

традиционного  свойства (А. Подберезкин)       20

2.4 Классификация федерализма на  основе выделения Евразии как  геополитического субъекта (А. Дугин)                                                               23

2.5 Классификация федерализма на  основе исторического опыта США        25

               

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                    29

         

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ         31         

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Федерализм как форма решения  вопроса о территориально-политической организации общества и разграничения  предметов ведения между союзом и входящими в его состав государственными образованиями вызывает особый интерес в силу той роли, которая принадлежит федеративным государствам в современном вире. В настоящее время существует около 200 суверенных государств, и только 25 из них являются федерациями. В их числе такие мощные в политическом и экономическом отношении государства, как США, Канада, ФРГ и Австралия, государства с высоким (Швейцария, Австрия, Бельгия) и средним уровнем развития капитализма (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Индия, Пакистан), развивающиеся страны (Малайзия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Коморские острова). В то же время необходимо подчеркнуть, что федеративное устройство отнюдь не является доминирующим, а его опыт – универсальным и исключительно положительным.

Таким образом, актуальность данной темы заключается в том, что с начала 90-х гг. XX века идея федеративного строительства вновь стала активно востребоваться, о чем свидетельствует провозглашение Федерации Бельгии (1993), Эфиопии (1994). И это закономерно вытекает как из перспективности федерализма, так и из объективной универсальной тенденции мирового общественного развития к интеграции. Исторический опыт, накопленный Федерациями, в определенной мере используется такими международными образованиями, как Европейский Союз, Содружество Независимых Государств.

Объектом данного исследования является федеративные государства как таковые. Предметом исследования являются научные работы по заданной тематике, конституции стран с федеративным устройством, работы по истории, словари.

Цель моей работы – исследовать понятие федерализм в историческом аспекте, раскрыть понятие федерация как форма государственного устройства и выделить основные классификации видов федераций и моделей федерализма.

В работе я  ставила перед собой следующие задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме;
  2. Исследовать историю возникновения понятия федерализм;
  3. Раскрыть понятие федерация как форма государственного устройства;
  4. Выделить основные классификации видов федераций и моделей федерализма.

Степень актуальности темы данной работы представлена в трудах таких учёных как: Ященко А., Гоптарева И. Б., Чиркин В. Е., Саликов М. С., Подберезкин А., Дугин А. Г. и др.

Методологическую базу исследования составляют общенаучные (анализ, синтез, интерпретация) и конкретно-исторические методы исследования, такие как, например, сравнительно-исторический.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, первая из которых подразделяется на 2 параграфа, а вторая – на 5, заключения и списка использованных источников и литературы.

Структура моей работы построена в соответствии с задачами исследования. Первая глава раскрывает историю возникновения понятия федерализм и, исходя из этого, раскрывает понятие федерация. Вторая глава структурно выделяет основные классификации моделей федерализма и видов федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФЕДЕРАЦИИ

 

1.1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА

 

Идея объединения народов  и государств возникла еще в античности. Так, Платон  в  диалоге  «Критий»  повествует  о  легендарном острове Атлантида, на котором был создан союз десяти независимых частей (государств), сочетавший в себе признаки и федерации  (части союза были не вправе нарушить единство),  и конфедерации (наличие суверенитета у составляющих его государств, наличие абсолютной власти правителя каждой из частей, а также обязательства государств по отношению друг к другу).1

В Древнем Риме существовали так называемые федеративные общины (foederatae civitates), свобода которых обеспечивалась договором (foedus) и которые, находясь под властью Рима, пользовались некоторой самостоятельностью. Мыслители Древнего Рима внесли весомый вклад в развитие идеи единства человеческого рода. Римские политические мыслители, как и римские юристы, заложившие основы римского права, видели объединение стран и народов как единую юридическую организацию человечества, единую империю под эгидой Рима. Например, Цицерон, развивая учение стоиков, пришел к выводу о необходимости союза человечества, распространяя его до мирового общения. Этот союз воспринимался прежде всего как юридический принцип, вытекающий из единого естественного права. Античный мир, как отмечал А. Ященко, «в теории и на практике пришел к единой юридической организации человечества в виде построенной на монархическом принципе всемирной империи».

2

В Средние века идея мирового единства возрождается на основе христианского  понимания божественной воли как  направления мира к единой цели.

На рубеже XV-XVI вв. в Западной Европе формировались капиталистические  отношения, а в политическом плане шел процесс оформления национальных государств, сопровождавшийся бесконечными войнами и конфликтами из-за государственных границ.

На фоне этих обстоятельств Н. Макиавелли разработал доктрину, касающуюся государственного устройства, роли государя, методов его руководства страной. Он считал необходимым объединить государства для создания более сильного и сплоченного союза, способного противостоять агрессии. Добиваться этого путем завоевания представлялось Макиавелли наименее приемлемым, более удачным вариантом он считал приобретение союзников за счет добровольного присоединения при сохранении за консолидирующим государством верховенства. Достоинства такого союза Макиавелли видел в возможности избежать войн и насилия, в способности сохранить и приумножить  приобретенное. Большое значение для современного понимания принципов федерализма представляют размышления Макиавелли о характере объединяющихся государств. Он полагал, что государства, образующие федерацию, не должны быть разнохарактерными и находиться слишком далеко друг от друга.3

Родоначальником теории социального  федерализма считается И. Альтузиус, сильное влияние на которого оказала доктрина договора У. Цвингли и Ж. Кальвина  (Бог передал право на управление не Правителю и не Римскому папе, а народу Израиля). Согласно Альтузиусу, власть также принадлежит не Правителю, а народу, который лишь наделяет его ограниченными полномочиями.4

В своем наиболее известном сочинении  «Politika Methodice Digesta et exemlis sacris etprofanis illustrata» (1603—1614) он сконструировал такую политическую систему, которая пронизана социальными отношениями, основанными на согласии и социальной солидарности.5

Государство согласно вышеуказанной  теории характеризовалось как союз общностей. Федерация должна учреждаться в результате иерархического возвышения нового союза над меньшими по размерам союзами, начиная с семьи и вплоть до государства, которые связаны между собой прямо или косвенно особым соглашением. Альтузиус пытался доказать, что дуализм между сословием и князем, проявляемый в управлении средневекового государства, можно снять при помощи конституционного регулирования, что, по его мнению, возможно лишь путем создания федерации.

Разрабатывая идею народного суверенитета в рамках безусловного господства государства в лице Правителя, Альтузиус предвосхитил идею договора, получившую свое полное развитие в учениях Гоббса о договоре принуждения, Локка – о политическом трасте и Руссо – об общественном договоре.

Однако, в отличие от Гоббса, Альтузиус  не отделял власть от церкви, а трактовал ее как данную Богом. Король не обладает абсолютной властью, он лишь имеет ограниченные, регулируемые полномочия. Будучи ограниченными, властные полномочия также делимы, следовательно, могут быть переданы местным властям, городу, области и, наконец, Империи. Федеративное устройство представлялось Альтузиусу как ряд сообществ, складывающихся на следующих друг за другом уровнях. Образованный таким образом союз он называл общественно-политическим союзом (consociatio politico).6

Альтузиус одним из первых исследователей природы федерализма  обозначил проблему сохранения отдельных  социально-экономических и культурно-религиозных  сообществ (как сегментов общего образования) в пределах целостного государства. И именно поэтому его  «Политику» называют первой современной теорией федерализма.7

Дж. Локк под федерализмом понимал сообщество людей, подданных  государства, противопоставляя его  остальной части человечества. Поэтому ущерб, нанесенный одному из членов сообщества (государства), по его мнению, следует считать ущербом всему народу, государству.8 Эта мысль в последующем была развита А. Гамильтоном, который суть американского федерализма видел не в договоре между штатами и федерацией, а в договоре между гражданами государства.

Выдающуюся роль в развитии идей современного федерализма сыграл Ш. Монтескье. Современный федерализм – это реализация политологической модели, предложенной им в XVIII в. Монтескье исходил из парадокса: настоящая демократия может быть реализована лишь в небольшом по размерам государстве, но такое образование легко становится добычей неприятеля. С другой стороны, большая Империя неуязвима для внешнего врага, но демократия внутри такой огромной структуры невозможна.

Идея Монтескье состояла в том, чтобы синтезировать две формы власти, используя преимущества обеих: большое и сильное государство должно состоять из ряда локальных демократических республик, во многом автономных,  но делегирующих центру права в области коллективной обороны, внешней политики, денежного обращения и т. д. Наблюдая природу человеческого общества, Монтескье пришел к выводу о неизбежности международной солидарности и о необходимости разделения властей, что, по мнению Монтескье, является принципом наиболее целесообразного и разумного государственного устройства.

В первых трех главах IX книги  «Духа законов»  Ш. Монтескье размышляет о сильных и слабых сторонах федеративных отношений. Федерацию он рассматривает  как договор, основанный на доброй воле государств, заключающих его с  целью создания более сильного государства, сознательно идя на утрату международно-правового статуса и права самостоятельного заключения международных договоров.9

Идея объединения стран  и народов возникла много веков  назад, но реально федерализм в современном  его понимании насчитывает чуть более двух веков. Впервые потребность теоретического осмысления проблем федерализма с политических и правовых позиций применительно к конкретной политической ситуации возникла при образовании Соединенных Штатов Америки.

Потребность создания единого и сильного государства стимулировала «отцов-основателей» Соединенных Штатов на изучение прежде всего принципиальных вопросов, касающихся самой сущности федеративных отношений, полномочий федерального правительства и его взаимоотношений с правительствами штатов. Так появился знаменитый «Федералист», который представляет собой серию статей А. Гамильтона, Д. Мэдисона и Д. Джея, опубликованных под псевдонимом «Публий» в ряде ведущих американских газет в период, предшествующий принятию Конституции США 1787 г.10 Книга стала классическим документом мировой политико-правовой мысли.

Большую популярность идеи федерализма получили во второй половине XIX и в XX в., когда интенсифицировались процессы образования современных национальных государств. К XXI в. большинство государств выбрали федеративную форму государственного устройства, хотя все они значительно отличаются друг от друга.

 

 

 

 

 

1.2 ФЕДЕРАЦИЯ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

 

Федерация – это форма государственного или национального государственного устройства, основанная на политических образованиях, обладающих определенной сферой государственной самостоятельности.

Прежде чем изучать  специфику федеративного государственного устройства, определим само понятие  государственного устройства. Итак, форма государственного устройства – это территориальная организация государственной власти. Нередко форму государственного устройства называют формой национально-территориального устройства, административного устройства или формой политико-территориального устройства.

В современной литературе принято выделять три основных формы  государственного устройства: унитарное, федеративное, конфедеративное. Более  правильным представляется мнение о  том, что существует две формы  государства: именно унитарная и  федеративная форма.

turboreferat.ru

Основы федерации (Курсовая работа) – TopRef.ru

Содержание:

Введение 2

1. Федерация – одна из основных разновидностей государственного устройства 4

2.Тип федеративного устройства; современный подход к классификации 6

3. Преимущества и недостатки федеративного устройства 12

3.1. Краткий исторический очерк 12

3.2. Причины образования федераций 15

3.3. Степень централизации власти в унитарном и федеративном государстве 16

3.4. Вопрос об устойчивости федеративных государств 18

3.5. Демократичность федеративной формы государственного устройства 23

Заключение 26

Список литературы 27

Приложение 29

Введение

Федерация – это форма государственного или национального государственного устройства, основанная на политических образованиях, обладающих определенной сферой государственной самостоятельности. Прежде чем изучать специфику федеративного государственного устройства, определим само понятие государственного устройства. Итак, форма государственного устройства – это территориальная организация государственной власти. “понятие “форма государственного устройства” применяется к странам с однонациональным составом населения”1. Нередко форму государственного устройства называют формой национально-территориального устройства, административного устройства или формой политико-территориального устройства. В современной литературе принято выделять три основных формы государственного устройства: унитарное, федерацию, конфедерацию. Более правильным представляется мнение о том, что существует две формы государства: именно унитарные и федеративная форма. Унитарная форма государственного устройства характеризуется в основном тем, что в таком государстве существует двухзвенная система органов: высшие и местные органы. Кроме того, в государствах существует единое законодательство, кредитно-денежная система, единая система налогов. Управление в унитарном государстве является наиболее простым. Федеративное государство – это наиболее сложная форма государственного устройства. Характеризуется тем, что в состав государства входят территориальные образования, обладающие признаками государственности и суверенитета. Это, по сути, государство, которое состоит из отдельных государств. Те территориальные образования, которые обладают государственностью, именуются субъектами федерации (не менее двух). В федеральном государстве существует трехзвенная система государственных органов (федеральные – высшие органы, высшие органы субъектов федерации, местные органы). В федеральном государстве может быть двойное гражданство (не обязательно). В федеральных государствах может существовать двойная система законодательства: федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации. В федеральных государствах может существовать двойная кредитно-денежная система и двойная налоговая система. Таким образом, государственное управление федерального государства является более сложным, чем в унитарном.

Тема данной работы – основы федераций. Тема, безусловно, актуальна в наше время. дело в том, что современный мир демонстрирует нам значительную диверсифицированность и динамичность институтов государства. Исчезают старые государства, возникают новые. Предметом постоянных споров и обсуждений становятся не только границы между различными государствами, но даже состав отдельных государств. Возникают и создаются населенные территории, население которых не считает себя частью ни одного из существующих государств (например, Палестина), одновременно возникают государства в государствах (например, республики в составе РФ), развитые государства создают свои надгосударственные образования. научное знание должно стремиться к максимальному извлечению позитивного потенциала из всего уже существующего, описывая процессы. Происходящие в современном мире. Поэтому, существующие признанные юридические и политические теории не только не должны быть отброшены, но наоборот, должны использоваться в максимальной степени, но с учетом тех изменений, которые произошли с момента их создания. Известный российский исследователь федерализма Л.М. Карапетян подчеркивает: “Бесспорно, что общие определения, понятия должны развиваться и уточняться в соответствии с исторической практикой и ее научным осмыслением. Но при этом не следует забывать, что эти уточнения не могут изменить сущностную характеристику рассматриваемого явления или предмета… Задача науки состоит не в том, чтобы оправдывать противоречащую естественно-историческим процессам политическую практику. Она призвана на основе объективного анализа этих процессов выявлять определяющие социального прогресса, вырабатывать обоснованные рекомендации по оптимальной организации жизнедеятельности государства и общества и, конечно же, упреждать волюнтаризм политиков”2. Цель данной работы – изложить традиционные положения теории государства и права в области изучения федерального государственного устройства, а также изучить взгляды современных исследователей федерализма. В рамках указанной цели необходимо решить ряд частных задач, а именно:

  • дать определение понятия “федерация”;

  • рассмотреть основные типы и виды федераций;

  • выявить преимущества и недостатки федеративного устройства.

1. Федерация – одна из основных разновидностей государственного устройства

Федерация как форма государственного устройства представляет собой состоящее из нескольких (двух и более) государственных образований суверенное государство, власть которого исходит от отдельных его членов, связанных в одно государственное целое. Это государственно-правовое объединение, в котором власть составляющих его частей пользуется известной самостоятельностью по вопросам, не входящим в компетенцию центральной власти. Федерация всегда является объединением исторически сложившихся устойчивых государственных образований. Если она складывается из государств, до тех пор не связанных в государственно-правовом отношении, то ее образованию предшествуют договоры, относящиеся к ее конституции. Превращение же единого государства в федеративное, как это имело место в Венесуэле, Мексике, Аргентине, Бразилии, возможно лишь в силу допустимости этого союзной конституцией.

За последние 30-40 лет, с развитием новых течений в социально-политической науке, использованием в политологии и юриспруденции новейших положений теории управления, появились идеи, авторы которых пытаются по-новому объяснить некоторые положения сущности государства и права, в том числе понятие и природу федеративного государства. Этому процессу, как справедливо замечает Л.М. Карапетян, способствовали и обстоятельства, связанные с распадом некоторых федераций – СССР, Югославии, Чехословакии, и усиление тенденции к самоопределению народов с выходом из состава федеративных и унитарных государств, что обусловило иное толкование федерализма с конструированием его новых моделей3. В связи с этим следует отметить, что новейшим идеям, теориям, объясняющим федерализм, присущ некий “многополярный” универсализм и “технократизм”, заменяющие собой политико-правовые конституции федеральных соединений. Один из новейших идеологов федерализма, Даниил Елазар, в одной из своих работ природу федеративных отношений видит “в отражении характера связи между людьми, их стремления к единению, приобщенности к идеям единства мира, божественного договора и гражданского согласия”4. Автор другого исследования пишет, что “федерация – возможная форма объединения государств целого континента (Соединенные Штаты Европы) и даже планеты в целом (Всемирная Федерация)”5.

Представляется, что подобные характеристики федерализма и его перспектив уводят нас из области определения формы государства в область библейских пророчеств о стремлении людей к единению, божественному праву и метафизических доктрин и никак не способствуют выработке более совершенных юридических понятий конструкции устройства государства. Думается, права И.А. Умнова, которая в связи с этими высказываниями отмечает, что “универсализм данного понятия не привел к девальвации основного смыслового значения федерализма в государствоведении, что доминантным в конституционном праве является понимание федерализма как формы государственного устройства конкретных стран, образование государства как федерации”6. Следует согласиться и с высказываниями И.А. Умновой о том, что отказ от исследования федерализма на основе идентификации его особенностей, характеризующих систему разделения власти по вертикали, демократии и эффективности федеративного устройства, едва ли оправдан. Однако представляется, что при исследовании типологии современного федерализма названный автор акцентирует внимание не на типе федерации как родовом понятии, а на типологии различных современных моделей федерализма, которые обозначают не тип федерации, а ее разновидности, достаточно изменчивые и в известной мере носящие конъюнктурный характер.

Федерация есть сложное государство, где центр власти один, так как в ней одна, единая система власти; федерализм не является многоцентрализмом власти. Децентрализм всегда имел тенденцию к созданию многих центров власти, независимых друг от друга и лишь условно контролируемых властью федерации. Федерализм, в силу своего объединительного начала, стремится соединить различные центры власти, свести их к единству, сохраняя их автономность во взаимоотношениях между собою и властью федерации. В этом, собственно, и состоит предназначение федеративного государства, направленного на соединение политических или территориальных образований в единое государство. В этой плоскости следует согласиться с В.Е. Чиркиным в том, что деление федерации на централизованные и децентрализованные достаточно условно, что в обстановке современных реалий в мировой практике федеративных государств, с бурными событиями и вызовами, федерация не может быть аморфной, государство должно обеспечивать определенное единство действий его субъектов, и поэтому все современные федерации, в той или иной степени, централизованы7.

2.Тип федеративного устройства; современный подход к классификации

Тип федеративного устройства – это родовое понятие, которое определяет характер и истоки ее формирования, политико-юридическую основу зарождения, сущность и порядок властеотношений между федерацией и ее членами. Термин же “модель федерализма”, который часто употребляется в современной литературе, на наш взгляд, не характерен для определения того или иного государства в плане формы правления, формы государственного строя и государственного устройства. Этот термин, имеющий французское происхождение, обычно употребляется в значении “образец”, “стандарт”, “схема”, “эталон какой-либо системы”. Термином “модель” в лучшем случае может быть определен не тип федерации как государственного устройства, а того или иного политического режима, характера и формы взаимоотношений федерации и ее субъектов, в условиях которого реализуется данный тип федерации. Например, при высокой оценке монографии И.А. Умновой о российском федерализме, нельзя, на наш взгляд, согласиться с тем, что можно выделить два типа федерализма: централизованный и нецентрализованный. Это не типы федерализма, а способ организации власти, режим властеотношений в системе разделения и реализации государственной власти между федерацией и ее членами на том или ином этапе развития данного типа федерации. Эта форма отношений, централизованная или нецентрализованная, имеет переменчивое значение: при одном и том же типе федерации она, в силу политической ситуации, соотношения политических сил Центра и регионов, центробежных или центростремительных сил, может изменяться. Мнение же Даниила Елазара, на которого ссылается И.А. Умнова, о том, что “при централизации центр может спустить вниз полномочия (децентрализовать), а может их забрать обратно (рецентрализовать)”8 и что нецентрализация этого не допускает, так как обеспечивается договором, достаточно упрощенно объясняет указанные процессы и возможности центра. Склонность центра к “децентрализации”, и особенно централизации властеотношений, – достаточно сложный процесс. Такое вольное варьирование этого процесса, о котором говорит Д. Елазар, возможно в условиях тоталитарной или авторитарной системы. В СССР так и делалось, и никакой договор, на основе которого был образован Союз ССР, не был помехой подобным действиям Центра. Но такое крайне сложно или почти невозможно осуществить в условиях таких демократических федераций, как США, ФРГ, Швейцария и др.

topref.ru

Федерация – как форма государственного устройства — курсовая работа

2.1. Понятие федерации. 

     Федерация – соединенное, союзное (от лат. « foedus» – « союз» ) государство. Это сложное образование, имеющее в своем составе административно – территориальные  или национальные образования – субъекты федерации (в Российской Федерации – и то и другое вместе). Субъекты федерации обладают значительной степенью самостоятельности ( штаты – в США, земли в ФРГ, республики, края и области – в России ) или даже суверенитетом ( кантоны – в Швейцарии ). На сегодняшний день, в состав современных федераций входит различное число субъектов: в США- 50, Австралии-6, Канаде-10, Австрии-9, ФРГ-16, Бельгии-3, Индии-25, Югославии-2 и т.д. Субъекты  федераций имеют  собственные территории, конституции и органы власти, которые в пределах предоставленных им прав обладают высокой степенью независимости.   Многонациональный состав населения оказывает определенное (но не решающее) влияние на форму государственного устройства, поскольку можно выделить административные федерации. 14Немало стран являются федерациями, сложившимися в силу различных исторических условий и социально- политических причин.

     Федеративное государственное устройство уникально. Во-первых, оно неоднородно. Во-вторых, разнообразно. Это определяется различием в населении, точнее национально-этническом составе этого населения, историческими процессами и конечно же, географическим положением.

     Существует множество разновидностей прошлых и современных федераций. На сегодняшний день, к числу современных федераций относятся, например, Российская Федерация, США, Австрия, Австралия, Канада, ФРГ, Швейцария, Бразилия, Индия.

     Различные виды федераций отличаются друг от друга способом  их возникновения (путём договора о создании федерации, конституционного оформления уже сложившегося труда государственного единства и т.д.), принципом их построения (по территориальному или национально – территориальному признаку), характером разграничения государственно – властных полномочий между общефедеральными органами власти и органами власти отдельных субъектов федерации и т.д.

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Общие черты различных федераций 

1) Суверенитет единого федеративного государства распространяется на всю его территорию, которая в качестве своих составных частей включает в себя территории отдельных субъектов федерации (республик, штатов, земель, кантонов и т.д.), т.е. суверенитет в федеративном государстве не делится между федерацией и ее субъектами. Федерация – это одно государство, но не в коем случаи, союз суверенных государств, отдающих «часть суверенитета» в пользу  федеральной власти.

Суверенитет – это качество верховенства и независимости государственной власти, и это качество невозможно разделить между государством как целым и его частями. В федеративном государстве делится не суверенитет, а компетенция , при которой суверенитетом обладает только федерация, а не субъекты федерации.

2) Субъекты федерации не являются суверенными государствами.

Входящие в состав федераций штаты, земли, провинции и кантоны в отличие от субъектов конфедераций не обладают суверенитетом. Они лишены права выхода из состава союза (сецессии), не обладают верховенством на своей территории, не имеют независимости в международных отношениях. Право выхода субъектов федераций не предусматривается ни в одной из конституций. Причем попытки сецессии подавляются:

-силой оружия, именно так было в период войны с Зондербундом  в 1847 г. в Швейцарии и в ходе Гражданской войны (1861- 1865 гг.) в США,

-политико-правовыми средствами(отказ в праве выхода штату Западная Австралия в 1938г.).

Но при этом следует отметить, что на практике в ряде случаев сецессия осуществлялась. В начале 30-х годов XIX столетия Венесуэла отделилась от Федерации Великая Колумбия, а в 1965 г. из состава Малайзии вышел штат Сингапур. Но в том и в другом случаях сецессия была проведена в экономически слаборазвитых странах.

3) Конституция, уставы, законодательства отдельных субъектов федерации не должны противоречить общефедеральной конституции и законодательству.

4) Полномочия в области внешней политики и основных вопросов внутренней политики государства принадлежит общефедеральным органам государственной власти. В общефедеральном парламенте верхняя палата (например, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Сенат в США, Бундесрат в ФРГ и т.д.) формируется из представителей субъектов федерации и выражает их интересы.15

     Одним из самых важнейших вопросов при любой форме государственного устройства является распределение полномочий между центром и ее субъектами,  создание условий и механизмов, позволяющих минимизировать межэтнические и межрегиональные конфликты, обеспечить социально-экономические и политико-правовые стимулы для отдельных регионов, которые закрепили бы их в составе государства и тем самым сохранили стабильность в государстве.   Предполагают, что федеративное устройство с самыми широкими политическими, экономическими, социальными правами на местах приведет к распаду  государства, а так же сложность ее экономической ситуации усиливает хрупкость государства. Но нужно обратить внимание на то, что великая депрессия  20-х и 30-х гг., поразившая множество федераций, не привела к утрате их целостности. Федерализм сводится к сложному географическому делению страны (особенно многонациональной) на территориальные единицы с вертикальной подчиненностью и полной зависимостью от политического центра. Само же понятие федерализма возникло с потребностью устройства государства в такой форме, которая, обеспечивая единство и согласованное функционирование крупного государства как целостной организации политической власти, допускает существование и развитие в его пределах структурных единиц, выступающих, в свою очередь, как относительно самостоятельные государства или государственные образования. Стабильность Федеративного государственного устройства зависит от отдельных ее субъектов, так как в силу своего этнического состава они могут иметь различные взаимоотношения с центральным правительством. В федеративном государстве конфликты, возникшие в отдельных регионах, подрывают позиции центрального правительства в принципе слабее, чем в унитарном государстве, где региональные столкновения вынуждены становится объектом внимания центра. Федеративное устройство позволяет субъектам федерации искать решения на месте и лишь в случае неудачи привлекать к решению федеративное правительство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Общие признаки федерации 

    1. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам государственной власти.

    2. Конституция разграничивает полномочия субъектов и самой федерации.

Федеральные конституции включают в предметы ведения федерации  важнейшие  вопросы государственной жизни: оборону страны, внешнюю политику, финансы, налогообложение, организацию высших органов власти, раз решение  конфликтов  между   субъектами федерации, регулирование торговли, развитие транспорта и коммуникаций. В ведение субъектов федерации входит более широкий круг вопросов, но это в основном  вопросы, не требующие единообразного регулирования. В их числе   организация местных органов власти, общественный порядок и охрана окружающей среды, общественно необходимые работы и службы.  

    3.Территория федерации состоит их :

       а) Субъектов, которые по-разному называются.

       б) Соответственно субъекты из административно- территориальных единиц.

    4. Субъекты федерации могут принимать свои конституции, законы, постановления и другие нормативно-правовые акты. Они имеют свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые действуют только на территории субъекта данной федерации.

   5. Зачастую имеется двойное гражданство, то есть субъект федерации наделяет проживающего на его территории гражданина своим гражданством, а гражданство федерации этот человек уже имеет. Поэтому получается у гражданина два гражданства : гражданство субъекта и гражданство федерации.

  6. Обычно от субъектов федерации выделяются представители, которые являются членами представительной власти; эти представители в своей совокупности образуют законодательный орган федерации, а точнее одну его часть (палату). Вторая часть (палаты) всегда избирается народом.

  7. Внешнеполитическую государственную деятельность осуществляют федеральные органы, Они выступают на международной арене от имени федерации.

     Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ФЕДЕРАЦИИ.

3.1.  Территориальная федерация. 

     Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации.

     1) Государственные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются государствами, так как внутренние и внешние отношения данного субъекта регулируются общефедеральными органами власти. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между субъектом и федерацией определяется конституционными нормами. Обычно в конституции устанавливается перечень вопросов, которые подведомственны только высшим федеральным органам власти. А все другие, не оговоренные в конституции вопросы регулируются исключительно субъектом. Но в конституции иногда составляется и перечень вопросов совместного ведения субъекта и федерации. Такие вопросы обычно субъект с федерацией решает по согласованию.

     2) Субъекты территориальной федерации лишены права прямого представительства в международных отношениях.

     3) В территориальных федерациях конституционное законодательство  не предусматривает, а в некоторых странах и запрещает односторонний выход из состава федерации без согласия всех остальных субъектов.

     4) Вооруженные силы в территориальной федерации едины. Управление ими осуществляется союзными государствами. Глава федерации является еще и главнокомандующим. У субъектов федерации в мирное время не должно быть своих вооруженных сил. (Пример территориальной федерации-Германия). 
 
 
 

3.2.  Национальная федерация. 

Национальные федерации наиболее сложные образования. Им присуще все признаки федерации, но кроме них имеется множество существенных  особенностей. У такого рода федераций можно выделить ряд черт :

     1) Субъектами такой федерации являются национальные государства и национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, культурой, бытом, традициями и обычаями, религией и верованиями.

     2) Такого рода федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов.

     3) Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации, то есть центральная власть создается для решения проблем каждой нации и народности, проживающей на территории федерации.

     4) Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций, другими словами их свобода и самостоятельное развитие.

     5) В национальной федерации особенностью является правовое положение ее субъектов. У такого рода федерации есть понятие – “ Право наций на самоопределение”. То есть право национального субъекта по своему усмотрению выйти из состава федерации, если он более не желает находиться в союзе с другими субъектами федерации и образовать свое самостоятельное государство. Причем согласие субъектов федерации на это как правило не требуется. 
 
 
 
 

3.3. Отличия территориальной и национальной федерации. 

     Эти федерации прежде всего отличаются степенью суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Если в территориальной федерации субъекты не могут устанавливать дипломатических отношений с другими государствами, то субъект национальной федерации запросто это может устроить.

     Россия – уникальное государственное устройство, где органически сочетаются признаки и территориальной и национальной федерации. В соответствии с Конституцией Российская Федерация “состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации” 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Российская Федерация 

Российская Федерация – это конституционно – организованная федерация, сформированная по территориальному и  национально – территориальному принципам. Согласно конституции (ст. 1, 4-6, 65-79), Российская Федерация состоит из 89 равноправных субъектов Федерации – республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Республики имеют свои конституции и законодательство, а края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа – свой устав и законодательство.

   1.  Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

   2. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Во взаимоотношениях  с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

turboreferat.ru

Федерация как форма государственного устройства 3

Курсовая работа студентки 1-го курса

________группы дневного отделения

_____________________ факультета

научный руководитель-

Дата защиты__________________

Оценка __________________

Владивосток 2008

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАЛИЗМА, КАК ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.

§1. Краткий исторический очерк. Стр. 5-7

§2. Причины образований федераций. Стр. 8-9

Возможно вы искали – Реферат: Виборче право в Україні

§3. Формы государственно-территориального устройства. Стр. 10-13

§4. Концепции федерализма. Стр. 14-16

ГЛАВА II. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ В ФЕДЕРАЦИИ.

§1. Осуществление государственной власти в федерациях. Стр. 17-19

§2. Правоотношение федерации и ее субъектов. Стр. 20-22

Похожий материал – Реферат: Германский опрос в годы Холодной Войны

§3. Особенности федеративного устройства Российской Федерации. Стр. 23-25

ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ФЕДЕРАЛИЗМА.

§1. Степень централизации власти в унитарном и федеративном

государстве. Стр. 26-27

§2. Вопрос об устойчивости федеративных государств. Стр. 28-31

Очень интересно – Доклад: Советский Союз в первое послевоенное десятилетие

§3. Демократичность федеративной формы государственного

устройства. Стр. 32-35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Стр. 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ Стр. 37

ВВЕДЕНИЕ.

Вам будет интересно – Реферат: Битва при Ватерлоо

Тема федеративного устройства государства, как нельзя, актуальна в современном мире. В настоящее время существует около 200 суверенных государств, и только 22 из них являются федерациями. Но какую роль занимают они в современном мире? На этот вопрос можно ответить однозначно – их значение для современного общества неоценимо. Из этих двадцати двух государств одно является всемирным банковским центром (Швейцария), три входят в «большую семерку»(США, Канада, Германия), шесть – имеют высокий уровень экономического развития (РФ, Австралия, Австрия, Бельгия, Малайзия, ОАЭ). Федеративные государства имеются на всех континентах и, как правило, занимают там лидирующие позиции.

Федеративное государство является самой молодой формой государственно-территориального устройства, большинство из них возникло в XX веке (кроме Швейцарии(1291) и США(1787)). Но за свое менее чем столетнее существование, они уже успели наделать много шума в мире, и перехватить пальмовую ветвь прогресса.

Мы с вами живем в государстве, с богатой историей. Наша государство знает федеративное устройство с 1918 года, но советский федерализм возник и развивался, не как модель демократизации страны, а исключительно как способ решения национального вопроса.

Все эти причины и подтолкнули меня на выбор темы «Федерация – как форма государственного устройства».

Но нельзя сказать, что у федерализма нет негативных сторон, и что федеративные государства несут только благо международному сообществу. С возникновением федераций возникли новые общемировые проблемы. Из этих проблем я постараюсь выделить две основные, которые резко обостряют отношения федерации, и ее субъектов, и подрывают международное спокойствие. Это проблемы разделения властных и правотворческих полномочий между федеральным центром и субъектами федерации и проблемы сецессии- выхода субъекта из федерации.

Похожий материал – Реферат: Война четвёртой коалиции

Ответить на все выше перечисленные вопросы, а так же попытаться решить основные проблемы федерализма и есть цель моего исследования. Также в своей работе я раскрою основные термины и понятия, представлю выдержки из основных

нормативно-правовых актов; расскажу о формах государственно-территориального устройства, и видах федераций.

Для решения этих проблем, я постаралась привлечь наиболее всесторонний, и объективный круг нормативных, и литературных источников: конституции, и дополнения к ним, наиболее ярких государств, представителей федерализма, нормативные актыРФ, работы по истории, словари и, конечно же, тот багаж знаний, который я получила обучаясь в ТИПП.

Среди использованных источников, особое внимание, я бы хотела обратить на источники, вплотную связанные с конституционным правом, которое, дает ответы на многие вопросы федерального устройства, ведь даже Корельский, по учебнику которого мы занимались целый год, писал: «Более углубленное теоретическое исследование этой важной проблемы многонационального общества (прим. Федерального устройства государства) – конкретная задача науки Конституционного права». Это например, работы следующих авторов : Баглая Ю.И. Конституционное право зарубежных стран., Казанчев Ю.Д. государственное право Российской Федерации., Корельский В.П. Теория государства и права., Казанчев Ю.Д. государственное право Российской Федерации.

cwetochki.ru

Курсовая работа: Основы федерации

Введение……………………………………………………………………………………………. 2

1. Федерация – одна из основных разновидностей государственного устройства………………………………………………………………………………………………………….. 4

2.Тип федеративного устройства; современный подход к классификации.. 6

3. Преимущества и недостатки федеративного устройства…………………… 12

3.1. Краткий исторический очерк……………………………………………………….. 12

Возможно вы искали – Реферат: Основы хозяйственного процессуального права

3.2. Причины образования федераций……………………………………………….. 15

3.3. Степень централизации власти в унитарном и федеративном государстве 16

3.4. Вопрос об устойчивости федеративных государств………………………. 18

3.5. Демократичность федеративной формы государственного устройства 23

Заключение………………………………………………………………………………………. 26

Похожий материал – Контрольная работа: Основы экологического права

Список литературы…………………………………………………………………………… 27

Приложение……………………………………………………………………………………… 29

Введение

Федерация – это форма государственного или национального государственного устройства, основанная на политических образованиях, обладающих определенной сферой государственной самостоятельности. Прежде чем изучать специфику федеративного государственного устройства, определим само понятие государственного устройства. Итак, форма государственного устройства – это территориальная организация государственной власти. “понятие “форма государственного устройства” применяется к странам с однонациональным составом населения”[1] . Нередко форму государственного устройства называют формой национально-территориального устройства, административного устройства или формой политико-территориального устройства. В современной литературе принято выделять три основных формы государственного устройства: унитарное, федерацию, конфедерацию. Более правильным представляется мнение о том, что существует две формы государства: именно унитарные и федеративная форма. Унитарная форма государственного устройства характеризуется в основном тем, что в таком государстве существует двухзвенная система органов: высшие и местные органы. Кроме того, в государствах существует единое законодательство, кредитно-денежная система, единая система налогов. Управление в унитарном государстве является наиболее простым. Федеративное государство – это наиболее сложная форма государственного устройства. Характеризуется тем, что в состав государства входят территориальные образования, обладающие признаками государственности и суверенитета. Это, по сути, государство, которое состоит из отдельных государств. Те территориальные образования, которые обладают государственностью, именуются субъектами федерации (не менее двух). В федеральном государстве существует трехзвенная система государственных органов (федеральные – высшие органы, высшие органы субъектов федерации, местные органы). В федеральном государстве может быть двойное гражданство (не обязательно). В федеральных государствах может существовать двойная система законодательства: федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации. В федеральных государствах может существовать двойная кредитно-денежная система и двойная налоговая система. Таким образом, государственное управление федерального государства является более сложным, чем в унитарном.

Тема данной работы – основы федераций. Тема, безусловно, актуальна в наше время. дело в том, что современный мир демонстрирует нам значительную диверсифицированность и динамичность институтов государства. Исчезают старые государства, возникают новые. Предметом постоянных споров и обсуждений становятся не только границы между различными государствами, но даже состав отдельных государств. Возникают и создаются населенные территории, население которых не считает себя частью ни одного из существующих государств (например, Палестина), одновременно возникают государства в государствах (например, республики в составе РФ), развитые государства создают свои надгосударственные образования. научное знание должно стремиться к максимальному извлечению позитивного потенциала из всего уже существующего, описывая процессы. Происходящие в современном мире. Поэтому, существующие признанные юридические и политические теории не только не должны быть отброшены, но наоборот, должны использоваться в максимальной степени, но с учетом тех изменений, которые произошли с момента их создания. Известный российский исследователь федерализма Л.М. Карапетян подчеркивает: “Бесспорно, что общие определения, понятия должны развиваться и уточняться в соответствии с исторической практикой и ее научным осмыслением. Но при этом не следует забывать, что эти уточнения не могут изменить сущностную характеристику рассматриваемого явления или предмета… Задача науки состоит не в том, чтобы оправдывать противоречащую естественно-историческим процессам политическую практику. Она призвана на основе объективного анализа этих процессов выявлять определяющие социального прогресса, вырабатывать обоснованные рекомендации по оптимальной организации жизнедеятельности государства и общества и, конечно же, упреждать волюнтаризм политиков”[2] . Цель данной работы – изложить традиционные положения теории государства и права в области изучения федерального государственного устройства, а также изучить взгляды современных исследователей федерализма. В рамках указанной цели необходимо решить ряд частных задач, а именно:

Очень интересно – Реферат: Основы экологического права в Узбекистане

-дать определение понятия “федерация”;

-рассмотреть основные типы и виды федераций;

-выявить преимущества и недостатки федеративного устройства.

1. Федерация – одна из основных разновидностей государственного устройства

Федерация как форма государственного устройства представляет собой состоящее из нескольких (двух и более) государственных образований суверенное государство, власть которого исходит от отдельных его членов, связанных в одно государственное целое. Это государственно-правовое объединение, в котором власть составляющих его частей пользуется известной самостоятельностью по вопросам, не входящим в компетенцию центральной власти. Федерация всегда является объединением исторически сложившихся устойчивых государственных образований. Если она складывается из государств, до тех пор не связанных в государственно-правовом отношении, то ее образованию предшествуют договоры, относящиеся к ее конституции. Превращение же единого государства в федеративное, как это имело место в Венесуэле, Мексике, Аргентине, Бразилии, возможно лишь в силу допустимости этого союзной конституцией.

Вам будет интересно – Реферат: Основы эффективности государственного управления

За последние 30-40 лет, с развитием новых течений в социально-политической науке, использованием в политологии и юриспруденции новейших положений теории управления, появились идеи, авторы которых пытаются по-новому объяснить некоторые положения сущности государства и права, в том числе понятие и природу федеративного государства. Этому процессу, как справедливо замечает Л.М. Карапетян, способствовали и обстоятельства, связанные с распадом некоторых федераций – СССР, Югославии, Чехословакии, и усиление тенденции к самоопределению народов с выходом из состава федеративных и унитарных государств, что обусловило иное толкование федерализма с конструированием его новых моделей[3] . В связи с этим следует отметить, что новейшим идеям, теориям, объясняющим федерализм, присущ некий “многополярный” универсализм и “технократизм”, заменяющие собой политико-правовые конституции федеральных соединений. Один из новейших идеологов федерализма, Даниил Елазар, в одной из своих работ природу федеративных отношений видит “в отражении характера связи между людьми, их стремления к единению, приобщенности к идеям единства мира, божественного договора и гражданского согласия”[4] . Автор другого исследования пишет, что “федерация – возможная форма объединения государств целого континента (Соединенные Штаты Европы) и даже планеты в целом (Всемирная Федерация)”[5] .

Представляется, что подобные характеристики федерализма и его перспектив уводят нас из области определения формы государства в область библейских пророчеств о стремлении людей к единению, божественному праву и метафизических доктрин и никак не способствуют выработке более совершенных юридических понятий конструкции устройства государства. Думается, права И.А. Умнова, которая в связи с этими высказываниями отмечает, что “универсализм данного понятия не привел к девальвации основного смыслового значения федерализма в государствоведении, что доминантным в конституционном праве является понимание федерализма как формы государственного устройства конкретных стран, образование государства как федерации”[6] . Следует согласиться и с высказываниями И.А. Умновой о том, что отказ от исследования федерализма на основе идентификации его особенностей, характеризующих систему разделения власти по вертикали, демократии и эффективности федеративного устройства, едва ли оправдан. Однако представляется, что при исследовании типологии современного федерализма названный автор акцентирует внимание не на типе федерации как родовом понятии, а на типологии различных современных моделей федерализма, которые обозначают не тип федерации, а ее разновидности, достаточно изменчивые и в известной мере носящие конъюнктурный характер.

Федерация есть сложное государство, где центр власти один, так как в ней одна, единая система власти; федерализм не является многоцентрализмом власти. Децентрализм всегда имел тенденцию к созданию многих центров власти, независимых друг от друга и лишь условно контролируемых властью федерации. Федерализм, в силу своего объединительного начала, стремится соединить различные центры власти, свести их к единству, сохраняя их автономность во взаимоотношениях между собою и властью федерации. В этом, собственно, и состоит предназначение федеративного государства, направленного на соединение политических или территориальных образований в единое государство. В этой плоскости следует согласиться с В.Е. Чиркиным в том, что деление федерации на централизованные и децентрализованные достаточно условно, что в обстановке современных реалий в мировой практике федеративных государств, с бурными событиями и вызовами, федерация не может быть аморфной, государство должно обеспечивать определенное единство действий его субъектов, и поэтому все современные федерации, в той или иной степени, централизованы[7] .

2.Тип федеративного устройства; современный подход к классификации

Тип федеративного устройства – это родовое понятие, которое определяет характер и истоки ее формирования, политико-юридическую основу зарождения, сущность и порядок властеотношений между федерацией и ее членами. Термин же “модель федерализма”, который часто употребляется в современной литературе, на наш взгляд, не характерен для определения того или иного государства в плане формы правления, формы государственного строя и государственного устройства. Этот термин, имеющий французское происхождение, обычно употребляется в значении “образец”, “стандарт”, “схема”, “эталон какой-либо системы”. Термином “модель” в лучшем случае может быть определен не тип федерации как государственного устройства, а того или иного политического режима, характера и формы взаимоотношений федерации и ее субъектов, в условиях которого реализуется данный тип федерации. Например, при высокой оценке монографии И.А. Умновой о российском федерализме, нельзя, на наш взгляд, согласиться с тем, что можно выделить два типа федерализма: централизованный и нецентрализованный. Это не типы федерализма, а способ организации власти, режим властеотношений в системе разделения и реализации государственной власти между федерацией и ее членами на том или ином этапе развития данного типа федерации. Эта форма отношений, централизованная или нецентрализованная, имеет переменчивое значение: при одном и том же типе федерации она, в силу политической ситуации, соотношения политических сил Центра и регионов, центробежных или центростремительных сил, может изменяться. Мнение же Даниила Елазара, на которого ссылается И.А. Умнова, о том, что “при централизации центр может спустить вниз полномочия (децентрализовать), а может их забрать обратно (рецентрализовать)”[8] и что нецентрализация этого не допускает, так как обеспечивается договором, достаточно упрощенно объясняет указанные процессы и возможности центра. Склонность центра к “децентрализации”, и особенно централизации властеотношений, – достаточно сложный процесс. Такое вольное варьирование этого процесса, о котором говорит Д. Елазар, возможно в условиях тоталитарной или авторитарной системы. В СССР так и делалось, и никакой договор, на основе которого был образован Союз ССР, не был помехой подобным действиям Центра. Но такое крайне сложно или почти невозможно осуществить в условиях таких демократических федераций, как США, ФРГ, Швейцария и др.

Похожий материал – Реферат: Основыне положения досудебного следствия

Традиционно существуют следующие классификации типов федераций.

1-ая классификация – с учетом порядка образования федеральные государства подразделяются на договорные (на основе федерального договора – СССР, РФ) и конституционные (возникают на основе Конституции – Чехословакия).

На наш взгляд, данная классификация не совсем обоснована. Договорная федерация – это и есть союзная федерация, возникающая на основе договора между самостоятельными политическими или территориальными образованиями, получающая законодательное закрепление в конституции единого федеративного государства и по своей природе являющаяся конституционной союзной федерацией. Договорной федерации, без ее оформления конституцией в союзную федерацию, в основе образования которой лежал договор, не существует в мировой практике. Договорная федерация без ее трансформирования путем конституционного оформления в единое государство – это уже не федерация, а конфедерация со всеми вытекающими политико-правовыми последствиями.

2-ая классификация – с учетом права наций на самоопределение федерации подразделяются на союзные (СССР, есть право выхода субъекта из состава федерации) и автономные (РСФСР, право выхода субъекта из состава федерации не предусматривается).

cwetochki.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *