Курсовая работа система гражданского законодательства – Курсовая работа по гражданскому праву «Понятие и система гражданского законодательства» (73225)

Содержание

Понятие и система гражданского законодательства — курсовая работа

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ 
КОЛЛЕДЖ

 

 

 

 

Отделение «Заочной и вечерней подготовки»

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

 

по дисциплине   «     ГРАЖДАНСКОЕ   
ПРАВО   »

вариант №    9

 

 

 

 

 

 

Выполнил(а): Смык
Светлана

                                                             Владимировна

       
Группа: ЮК – 02 – 07

      
Курс обучения:  4 курс 8 семестр

                                                             
Специальность:  Правоведение

                                                              Преподаватель_____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Челябинск

 

Курсовая 
работа по гражданскому  праву на
тему:

 ПОНЯТИЕ 
И СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

ПЛАН:

 

Введение.

 

1. Понятие и система 
гражданского законодательства.

 

2.Действие гражданского 
законодательства во времени пространстве и по
кругу лиц.

 

3.Применение и толкование 
гражданского законодательства.

 

4.Задача .

 

Заключение.

 

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в
том, что в законодательной и правоприменительной
деятельности государства в последнее
время начинает формироваться весьма
опасная тенденция придания так называемым
публичным отраслям законодательства
(административному, налоговому, бюджетному,
земельному) доминирующего положения
в системе правовых норм, регулирующих
общественные отношения в сфере социально-экономической
жизни общества. Примеров тому вполне
достаточно.

Так, частокол излишних административных
правил установлен при государственной регистрации юридических
лиц и отдельных граждан в качестве субъектов
предпринимательской деятельности. Налоговое
законодательство деформирует сложившиеся
в гражданском законодательстве правовые
понятия и категории, например понятие
филиала юридического лица. Бюджетное
законодательство в нарушение ст. 124, 126
и 214 ГК РФ ограничивает гражданско-правовую
ответственность государства лишь денежными
средствами, предусмотренными ежегодными
бюджетами. Земельный кодекс РФ на будущее
ликвидировал право пожизненного наследуемого
владения земельным участком, предусмотренное
ст. 216 ГК РФ.

В результате подобного 
рода нововведений резко снижается 
потенциал воздействия гражданского
законодательства на общественные отношения,
жизненно важные для общества в целом 
и каждого его члена в отдельности.

В действующем Гражданском 
Кодексе РФ (ГК) содержится новое понятие
гражданского законодательства. Если
до принятия настоящего Кодекса термин
«законодательство» использовался
для суммированного обозначения законов,
указов Президента РФ и постановлений
Правительства РФ, то в настоящее время
ГК под гражданским законодательством
понимает лишь сам ГК и принятые в соответствии
с ним федеральные законы. Данное нововведение
прямо вытекает из ст. 10 Конституции РФ,
закрепившей принцип разделения государственной
власти на законодательную, исполнительную
и судебную.

Кроме того, установлено 
верховенство ГК по отношению ко всем
другим законам в части включаемых в них
норм гражданского права. Положения ст.
3 ГК исходят из того, что система гражданского
законодательства не ограничивается нормами
ГК. Нормы гражданского права в достаточно
большом количестве содержатся в трудовом,
семейном, административном, лесном, водном
законодательстве, законодательстве о
недрах и об охране окружающей среды, в
многочисленных законах, имеющих комплексный
характер.

В системе гражданского законодательства
ГК занимает положение координирующего
центра. Поэтому все нормы гражданского
права, содержащиеся в других законах,
должны ему соответствовать. В тех же случаях,
когда указанные нормы не отвечают этому
требованию, а их принятие диктуется интересами
общества и государства, необходимо одновременно
с принятием таких норм вносить соответствующие
изменения в ГК.

Гражданским Кодексом установлены 
два нормативных положения, касающиеся действия гражданского законодательства
во времени. Одно распространяется на
вновь возникающие правоотношения, другое
— на продолжающиеся после введения в действие
нового закона правоотношения.

В качестве общего правила 
новый закон применяется лишь
к отношениям, возникшим после введения его
в действие, и, соответственно, обратной
силы не имеет.

Целью курсовой работы является исследование
системы гражданского законодательства
РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:

1. Дать определение понятию гражданского 
законодательства и рассмотреть основные
способы систематизации (упорядочения)
законодательства.

2. Раскрыть действие гражданского 
законодательства во времени, 
пространстве и по кругу лиц.

3. Охарактеризовать способы применения 
и толкования гражданского законодательства.

 

1 . Понятие и система гражданского 
законодательства

Гражданское законодательство
представляет собой совокупность нормативных актов (а не норм права, как
правовая отрасль) различной юридической
силы. При этом охватываемые им нормативные
акты во многих случаях имеют комплексную,
межотраслевую природу, поскольку зачастую
содержат не только гражданско-правовые
нормы.

В актах гражданского
законодательства гражданско-правовые
нормы преобладают, но весьма редко 
полностью вытесняют нормы иной
юридической природы. Это вызвано тем, что законодатель
обычно думает о содержательной стороне,
а не об отраслевой принадлежности принимаемых
им актов. Содержащиеся же в них нормы
в силу своих объективных юридических
свойств распределяются на публично-правовые
и частноправовые.

Расположенные с учетом
единства и дифференциации нормы 
гражданского права находят свое выражение
в статьях различных правовых нормативных
актов (в дальнейшем – нормативные акты
или правовые акты), которые принято именовать
источниками гражданского права. Указанные
нормативные акты в совокупности образуют
гражданское законодательство. Вместе
с тем следует иметь в виду, что в ГК понятие
«гражданское законодательство» используется
в узком смысле.

Статья 3 ГК включает в 
понятие «гражданское законодательство» только ГК и принятые в соответствии
с ним иные федеральные законы. Иные акты,
содержащие нормы гражданского права,
выведены за пределы понятия «гражданское
законодательство». Обусловлено это, по-видимому,
тем, что принятие законов является прерогативой
законодательной власти. Органы же исполнительной
власти не должны законодательствовать.

Поэтому указы Президента
РФ и постановления Правительства 
РФ названы «иные правовые акты», а содержащие
нормы гражданского права акты федеральных
министерств, комитетов и иных ведомств
именуются «нормативные правовые акты
федеральных органов исполнительной власти»1.

 Понятие «гражданское 
законодательство» используется 
также в широком смысле, охватывающем не только законодательные,
но и иные нормативные акты, содержащие
нормы гражданского права. Именно в таком
смысле используется понятие гражданского
законодательства в ст. 71 Конституции
РФ.

Входящие в гражданское 
законодательство нормативные акты
составляют весьма значительный по объему
законодательный массив. Их неизбежное
обилие вызвано широтой и сложностью самого
предмета гражданско-правового регулирования.
Вместе с тем это обстоятельство затрудняет
ознакомление с действующим гражданским
правом и значительно усложняет установление
необходимых взаимосвязей между составляющими
его различными актами. Поэтому именно
для гражданского законодательства первостепенное
значение имеет решение проблемы его систематизации
и упорядочения.

К основным способам систематизации
(упорядочения) законодательства, применяемым и в гражданско-правовой
сфере, относятся инкорпорация, консолидация
и кодификация.

 Инкорпорация нормативных актов представляет собой
сведение ранее изданных актов в единый
источник (сборник) без изменения их содержания.
Официальная инкорпорация обычно оформляется
в виде единого свода, собрания или иного
сборника законов или других нормативных
актов. Примерами такой инкорпорации являются
Свод законов Российской империи и Собрание
действующего законодательства Союза
ССР (которое не было завершено). Неофициальные
инкорпорации представлены различными
сборниками нормативных актов, обычно
тематического характера.

Консолидация нормативных актов представляет собой
объединение ряда актов, посвященных общему
кругу вопросов, в единый нормативный
акт, иногда даже более высокой юридической
силы (например, в 1992 г. Центральным банком
РФ было принято Положение о безналичных
расчетах в Российской Федерации, заменившее
собой ряд ранее действовавших банковских
инструкций, которое, однако, утратило
силу с введением в действие второй части
ГК РФ). Достоинством консолидации является
возможность некоторой «расчистки» законодательства
при его объединении путем отмены (пропуска)
или замены явно устаревших или повторяющихся
норм, однако без внесения изменений в
их содержание.

При большом количестве
изменений (новелл), внесенных в закон или
иной нормативный акт, используется также
возможность его повторной официальной
публикации в полном объеме (новеллизации),
при которой старая редакция акта теряет
силу. Такой прием, к сожалению редко используемый
отечественным законодателем, значительно
облегчает применение официального текста
нормативного акта.

Высшей формой систематизации
законодательства является его кодификация, при которой принимается единый новый
закон (реже – подзаконный нормативный
акт), отменяющий действие ряда старых
нормативных актов. Особенностью кодекса
является построение его по определенной
системе с непременным выделением общих
положений (Общей части) и охват им всех
основных правил соответствующей сферы,
что предопределяет его центральное, стержневое
место в общей системе нормативных актов.
Поэтому кодекс становится главным источником
права соответствующей отрасли.

В гражданском праве 
кодификация может носить общий
(отраслевой) либо частный характер.
В первом случае она выражается в 
принятии Гражданского кодекса, охватывающего
все основные нормы и институты данной
отрасли права. Во втором – в принятии
закона, в том числе в форме кодекса, регулирующего
определенную узкую (отраслевую или межотраслевую)
группу общественных отношений (например,
Жилищного кодекса, Кодекса торгового
мореплавания, Воздушного кодекса и т.
п.), для которых возможна разработка и
некоторых реальных, а не надуманных общих
положений.

Гражданско-правовые нормативные 
акты, традиционно охватываемые понятием
гражданского законодательства, составляют определенную
систему. При применении на практике норм
действующего законодательства, наряду
с правилами разграничения предписаний
нормативных документов по отраслям права,
к которым они относятся, следует учитывать,
что все нормативные акты действуют в
системе определенной иерархической
соподчиненности друг другу, в которой
значение нормативного акта определяется
его юридической силой.  Чем больше
юридическая сила нормативного акта, тем
выше его положение в системе гражданского
законодательства. Такое построение нормативных
актов гражданского законодательства
имеет не только теоретическое, но и важное
практические значение. Ввиду многочисленности
нормативных актов гражданского законодательства
и несовершенства законодательной техники
встречаются ситуации, когда различные
нормативные акты по-разному решают один
и тот же вопрос. В таком случае применяется
нормативный акт, имеющий большую юридическую
силу.

Выделяют вертикальную
и горизонтальную иерархии предписаний 
нормативных документов.

Как отмечают М.И. Брагинский
и В.В. Витрянский, вертикальная иерархия призвана дать ответы на вопросы
о том, на каком именно уровне должен быть
принят соответствующий акт, и к какому
именно виду этот акт относится. Горизонтальная
иерархия дает ответ на вопрос об относительном
приоритете норм, которые находятся на
одной и той же ступени вертикальной иерархии2.

  Вертикальная иерархия

«Иерархическую лестницу» нормативных 
документов выстраивает Конституция 
Российской Федерации, которая 
имеет высшую юридическую силу
в отношении любых законов и других нормативных
актов (и возглавляет всю систему действующего
законодательства).

Прежде всего, необходимо
отметить, что в состав этой системы 
теперь могут входить лишь акты федеральных 
государственных органов, поскольку в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции
РФ гражданское законодательство составляет
предмет исключительной федеральной компетенции.
Никакие акты, содержащие нормы гражданского
права, не вправе принимать ни органы субъектов
Федерации, ни иные государственные органы
или органы местного самоуправления. Если
такие акты были приняты до момента введения
в действие части первой нового Гражданского
кодекса (1 января 1995 г.), они сохраняют
силу лишь в части, не противоречащей ему.

Исключительное ведение 
Российской Федерации в сфере гражданского
законодательства исключает для субъектов
Федерации возможность издавать в области
гражданского права не только свои законы,
но и свои иные нормативно-правовые акты.
Этот очевидный  вывод следует не только
из существа исключительности компетенции
Федерации в сфере гражданского законодательства,
но и из прямых указаний Федерального
закона (п.3-7 ст.3 ГК) относительно того,
что положения этого законодательства
могут развиваться и конкретизироваться
лишь подзаконными правовыми актами федерального
уровня.

 Вместе с тем 
следует учитывать, что нормы 
гражданского права могут содержаться 
и в актах некоторых других 
отраслей законодательства, отнесенных к совместному ведению Федерации
и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции
РФ). К их числу относится, например, жилищное
законодательство, которое состоит из
комплексных нормативных актов, содержащих
нормы как гражданского, так и административного
права (таков, в частности, Жилищный кодекс).
Указанные акты могут, следовательно,
приниматься и субъектами Федерации, но
не могут противоречить нормам федеральных
законов (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).

Все нормативные акты
в зависимости от их юридической 
силы делятся на законы (законодательные 
акты) и подзаконные нормативные 
акты. Законы как нормативные акты высших органов
государственной власти обладают большей
юридической силой по отношению к подзаконным
нормативным актам. Статья 76 Конституции
Российской Федерации разграничивает
федеральные конституционные законы и
федеральные законы. Федеральные конституционные
законы обладают большей юридической
силой по сравнению с федеральными законами.
Поэтому федеральные законы не могут противоречить
федеральным конституционным законам.

student.zoomru.ru

Понятие и система гражданского законодательства, Гражданское право

Пример готовой курсовой работы по предмету: Гражданское право

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 6

1.1.Понятие гражданского законодательства и его систематизация 6

1.2. Система гражданского законодательства 9

ГЛАВА

2. ДЕЙСТВИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 19

2.1. Действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц 19

2.2. Применение гражданского законодательства 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Содержание

Выдержка из текста

На основании и во исполнение Гражданского кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

в Российской Федерации практически сформировалась правовая база, регулирующая процессы создания, функционирования и ликвидации организационных форм корпоративных отношений, возникающих в предпринимательской деятельности. практики развития корпоративных отношений в предпринимательской деятельности, особенно спорными сегодня являются вопросы правового регулирования организационно-экономических, организационно-управленческих процессов деятельности корпоративного бизнеса; вопросы, касающиеся взаимодействия корпоративного бизнеса и государственной власти, государственно-правового регулирования процессов создания, деятельности, в том числе реорганизации и ликвидации корпоративных структур хозяйствования. заключается в определении понятия и системы корпоративного законодательства, проблем его

Общество стремилось сохранить ту форму взаимоотношений, которая сложилась в процессе эволюции и с этой целью разрабатывало нормы и правила, которые становились обязательными для всех и передавались из поколения в поколения, проходя определенные стадии.

Рассмотреть особенности развития гражданского законодательства в рамках современной доктрины Дать определение понятию гражданского права

Предметом исследования являются гражданско-правовые отношения. Объект исследования — комплекс юридических явлений, в том числе российское гражданское законодательство, а также теоретические проблемы в области учения о гражданском правоотношении.

Под вещами понимаются материальные объекты внешнего мира. К ним относятся как предметы материальной и духовной культуры, т. е. продукты человеческого труда, так и предметы, созданные самой природой и используемые людьми в своей жизнедеятельности — земля, полезные ископаемые, растения и т. п. Важнейший признак вещей, благодаря которому они и становятся объектами гражданских прав, заключается в их способности удовлетворять те или иные потребности людей. Естественные свойства вещей могут обусловить различное правовое регулирование отношений людей по поводу вещей. Так неделимость вещи часто создаёт необходимость появления общей собственности на неё, потребляемые вещи не могут быть объектами договоров имущественного найма и ссуды. В интересах обеспечения общественной безопасности некоторые вещи требуют для приобретения в собственность получения предварительного разрешения государственных органов управления.

В настоящее время происходит глобальная реформа гражданского законодательства, что не могло не отразиться и на системе коммерческих юридических лиц. В связи с этим, в свете последних изменений гражданского законодательства, необходимо рассмотреть, как отразилась реформа гражданского законодательства на системе коммерческих организаций. Целью работы является комплексное исследование понятия и системы коммерческих юридических лиц в Российской Федерации.

Источник права выступает объектом, из которого правоприменитель извлекает нормы права и применяет их к конкретным жизненным обстоятельствам, поэтому в правоприменительном акте необходима ссылка на источник права (правовое основание).

В связи с этим следует разграничить правоприменительный акт, например постановление судебного пристава-исполнителя, и юридически значимый документ, например, исковое заявление. Если в юридически значимом документе можно ссылаться на любые «источники» права, в том числе судебные прецеденты, судебную практику, работы юристов, правовые обычаи, то в правоприменительных актах на такие нетрадиционные источники права ссылаться недопустимо.

Установив для иностранных граждан и лиц без гражданства национальный режим, закон допускает изъятия из этого правила, огрничивающие их правоспособность по сравнению с правоспособностью граждан Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы изучения: логический, диалектический, системно-структурный, исторический, а также специальные методы: нормативный, комплексный, технико-юридический, сравнительно-правовой и др.

Актуальность темы в том, что понятие гражданского права как науки шире, чем понятие гражданского права как отрасли права. Оно включает отрасль права, т. е. совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и неимущественные отношения, законодательство по этой отрасли права, историю развития отрасли права, теорию по основным положениям отрасли права, закономерности и тенденции развития законодательства.

Работа над строилась на базе общефилософских принципов исследования социальных явлений, принятых в праве. Автор базировался на современных методах познания, разработанных наукой и апробированных на практике. Исходя из этого, методологическую основу исследования составил комплекс методов научного познания: исторического, системного, логического.

Впрочем, сама необходимость специального регулирования отношений с участием предпринимателей обнаруживается не столь часто, касается определенного (ограниченного) числа ситуаций, и в целом специальные нормы о таких отношениях вполне вписываются в общий режим регулирования ГК РФ.

I.Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // «Российская газета». — 1993. —  № 237.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 года № 51-ФЗ // «Собрание законодательства РФ. —  1994. — № 32. — Ст. 1257.

3.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 года № 14-ФЗ // «Собрание законодательства РФ». —  1996. —  № 5. — Ст. 3892.

4. Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ //СПС «Гарант».

5. Федеральный закон от

1. июня 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» //СПС «Гарант».

II. Научная и учебная литература:

1. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу РФ ч. 1,2,3/ Т.Е. Абова, М.М. Богуславский и др. — М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2009. — 1038 с.

2. Гражданское право. Том

1. Учебник. Издание пятое, переработанное и дополненное. // Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. — М.: ПБОЮЛ А.В. Ротников», 2010. — 632 с.

3. Барщин И.Н., Бошно С.В. Источники гражданского права, Учебник для вузов. М.: Рагс, 2011. — 270 с.

4. Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса. // Источники права. М., 2009. — 308 с.

5. Алексеев С.С. Общая теория права. — М.: Проспект, 2008. — 420 с.

список литературы

referatbooks.ru

Курсовая работа, Система гражданского законодательства

ВУЗ, город:

Москва

Предмет: Гражданское право

Курсовая работа по теме:

Система гражданского законодательства

Страниц: 34

Автор: Юлия


2011 год

Рекомендуем посмотреть похожие работы:

  1. Гражданское законодательство (Курсовая работа, 2008)

    … простую совокупность нормативных правовых актов, а упорядоченную и согласованную систему законодательства. Законодательство субъектов РФ конкретизирует, дополняет федеральное законодательство, составляя с ним …

  2. ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА (Курсовая работа, 2008)

    … законодательством. Источниками гражданского права служат: 1. Конституция РФ; 2. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права:  Гражданский Кодекс РФ;  Федеральные законы РФ …

  3. Гражданское законодательство (Курсовая работа, 2007)

    … законом или договором. Это диспозитивная норма гражданского права, так как содержащееся в ней правило о моменте возникновения права собственности …

  4. Действия гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц (Контрольная работа, 2011)

    Гражданское законодательство представляет собой совокупность нормативных актов (а не норм права, как правовая отрасль) различной юридической силы. При этом охватываемые …

  5. Ипотека как способ обеспечения обязательства в гражданском законодательстве Российской Федерации (Курсовая работа, 2007)

    … залога и представляет собой залог недвижимого имущества (п.2 ст.334 ГК, ст.1 Закона об ипотеке). По договору об ипотеке … регистрации вещных прав залогодателя на недвижимое имущество, то есть права собственности или права хозяйствен-ного …

  6. Источники гражданского права (Курсовая работа, 2011)

    … юридической силы. В гражданско-правовой сфере они традиционно охватываются понятием гражданского … правовых норм, имеющей общеобязательный характер. Установление или признание государством того или иного источника (формы) права … международно-правовых …

  7. Современные источники гражданского права (Дипломная работа, 2007)

    … в юридической науке условно именуется источником права, в действительности есть только формы, способы закрепления и выражения юридических норм» .

Содержание

Введение….……3


Глава 1. Понятие и сущность злоупотребления 


гражданскими правами


1.1. История развития концепции «злоупотребление 


гражданским правом» в отечественной цивилистике………5


1.2. Современное понятие злоупотребления гражданскими правами8


Глава 2. Отдельные вопросы применения концепции 


«злоупотребления гражданскими правами»


2.1. Злоупотребление гражданскими правами 


и смежные правовые явления……15


2.2. Формы злоупотребления гражданскими правами……22


Заключение.…………………30


Список использованных источников и литературы.………32

Выдержка

Определение и установление пределов осуществления субъективного гражданского права — одна из наиболее запутанных, сложных для понимания и разрешения правовых проблем. В этом механизме установления юридических границ ярко выражена цель права — предоставить обществу средство для цивилизованного разрешения возникающих противоречий и конфликтов. Определяя с помощью комплекса юридических средств для субъектов права «стандартные» внешние границы, переход за которые начинает затрагивать конкретные субъективные права других участников правоотношений, законодатели всегда пытались воплотить одну из ярких правовых идей, лежащих у истоков законотворчества: право само не должно быть орудием для бесправия.


Несмотря на то что вопросы границ правоосуществления исследуются столько же, сколько существует само гражданское право, вопрос об осуществлении гражданских прав не в соответствии с их действительным назначением (злоупотребление правом) всегда решался через призму власти того или иного государственно-правового устройства. Сегодня с развитием экономики и с усложнением правоотношений развиваются и учащаются различные формы злоупотреблений гражданскими правами. Практика показывает, что неправомерным может быть поведение, не только нарушающее конкретные нормы позитивного права, но и внешне законное, а по существу, нарушающее основополагающие системные связи (принципы) гражданского права. .


В теории и практике гражданского права существует проблема понимания и распознавания юридического феномена «злоупотребление правом», которая требует своего разрешения. 


Отсутствие единого научно-теоретического фундамента для определения субъективных пределов осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей негативно сказывается на правоприменительной практике: в практической деятельности происходят значительные колебания при квалификации недобросовестных актов правоосуществления в форме злоупотреблений правами, вследствие чего возникают и трудности, связанные с применением сопутствующих гражданско-правовых норм. 


Следовательно, проблема злоупотребления гражданскими правами является довольно важной и ее решение может иметь общетеоретическое значение для науки российского права. 


Объектом курсовой работы выступает совокупность общественных отношений, складывающихся вследствие злоупотребления гражданскими правами. 


Предметом исследования являются правовые основы злоупотребления гражданскими правами, система норм и практика их применения в отношении указанного института.


Цель настоящей работы состоит в выявлении на основе комплексного правового анализа современного российского гражданского права особенностей института злоупотребления гражданскими правами. 

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.


2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2011) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.


3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 07.02.2011) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.


4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Специальное приложение к «Вестнику ВАС РФ». — 2005. — № 12.

Научная и учебная 

5. Агарков М.М. Проблема злоупотребления правом в советском гражданском праве // Известия АН СССР. — 1946. — № 6. — С. 426-428.


6. Арзуманян М.Н., Мисник Г.А. Проблемы выявления законного интереса при осуществлении гражданских прав // Право и современность. — Саратов: СЮИ МВД России, 2009. — Вып. 4. Ч. 1. — С. 176-181.


7. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. первая: Общие положения. — Изд. 3-е, стереотипное. — М.: Статут, 2001. — 848 с.


8. Волков А.В. Принцип недопустимости злоупотребления гражданскими правами в законодательстве и судебной практике (анализ более 250 судебных дел о злоупотреблении правом). — М.: Волтерс Клувер, 2011. — 960 c.


9. Гражданское право в 4-х томах: Учебник. — 3-е изд., перераб и доп., учеб. — М.: Волтерс Клувер, 2008. Том 1, Общая часть / Отв. ред. Е.А. Суханов. — 2008. — 670 с.


10. Гражданское право Российской Федерации. Том 1 / Под ред. О.Н. Садикова. — М.: Инфра-М: Контракт, 2007. — 608 с.


11. Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. — М., 1992. — 207 с.


12. Емельянов В.И. Разумность, добросовестность, незлоупотребление гражданскими правами. — М.: Лекс-Книга, 2002. — 160 с. 


13. Захаров Ю.Ю. Интерес в осуществлении гражданских прав // Арбитражная практика. — 2003. — № 7. — С. 14-19. 


14. Кация Т.В. Злоупотребление субъективным гражданским правом // Закон . — 2009. — № 3. — С. 200-211.


15. Коваленко А.Г. Институт доказывания в гражданском и арбитражном судопроизводстве. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Норма, 2004. — 256 с.


16. Кулаков В.В. Злоупотребление абсолютными и относительными гражданскими правами: проблемы теории и практики // Российское правосудие. — 2009. — № 5. — С. 18-23.


17. Куликова Л.А. Закон или судейское усмотрение: размышления на тему о применении принципа недопустимости злоупотребления гражданскими правами // Юридический мир. — 2001. — № 2. — С. 62-70.


18. Малеин Н.С. Закон, ответственность и злоупотребления правом // Советское государство и право. — 1991. — № 11. — С. 28-35.


19. Малеин Н.С. Юридическая ответственность и справедливость. — М., 1992. — 204 с.


20. Малиновский А.А. Злоупотребление субъективным правом: Теоретико-правовое исследование. — М.: Юрлитинформ, 2007. — 352 с.


21. Новицкий И.Б. Право собственности. — М., 1925. — 64 с.


22. Павлова А. Злоупотребление при осуществлении гражданских прав // Роль законодательства в стабилизации российского общества. — Вологда: Изд-во ВГПУ, 2009. — С. 56-60.


23. Постановление ФАС Московского округа от 20.06.2001 г. по делу № КГ-А40/2961-01 // Консультант Плюс: Версия Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮРСпектр». — М., 2011.


24. Постатейный научно-практический комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации / Под общ. ред. А.М. Эрделевского. — М., 2001. — 439 с.


25. Радченко С.Д. Злоупотребление правом в гражданском праве России. — М.: Волтерс Клувер, 2010. — 224 c.


26. Радченко С.Д. Понятие и сущность злоупотребления субъективным гражданским правом // Журнал российского права. — 2005. — № 11. — С. 143-154.


27. Рассолова Т.М. Гражданское право: учебник. — М. :Юнити-Дана: Закон и право, 2011. — 847 с.


28. Рыжков Ю.В., Махненко Р.Н., Мельник В.В. Практика рассмотрения Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа споров, связанных с применением ст. 10 Гражданского кодекса РФ // Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа. — 2002. — № 1. — С. 17-23.


29. Рясенцев В. Условия и юридические последствия отказа в защите гражданских прав // Советская юстиция. — 1962. — № 9. — С. 7-10.


30. Самойлова М.В. Право злоупотребления правом в советском гражданском праве // Известия АН СССР. — 1946. — № 6. — С. 429-433. 


31. Скловский К.И. О применении норм о злоупотреблении правом в судебной практике // Вестник Высшего арбитражного суда РФ. — 2001. — № 2. — С. 45-49.


32. Тарасенко Ю.А. Злоупотребление правом: теория проблемы с точки зрения применения в арбитражном процессе // Вестник Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа. — 2004. — № 4. — С. 34-38.


33. Хохлов В.А. О злоупотреблении субъективным гражданским правом // Актуальные проблемы правоведения. — 2008. — № 1. — С. 104-108.


34. Хрестоматия по истории государства и права России / Сост. Ю.П. Титов. — М.: Проспект, 2001. — 576 с. 


35. Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. — Тула: Автограф, 2001. — 720 с.


36. Яценко Т.С. Категория шиканы в гражданском праве: история и современность. — М., 2003. — 157 с.

3
32

RUR 1490

Книги для самоподготовки по теме «Система гражданского законодательства» — Курсовая работа

Гражданское право. Т.1

ISBN 5998800222,9785998800221

Принцип недопустимости злоупотребления гражданскими правами в законодательстве и судебной практике (анализ более 250 судебных дел о злоупотреблении правом): монография


Wolters Kluwer Russia , 2013

ISBN 5466007439,9785466007435

Правоведение

ISBN 5392019226,9785392019229

Т. 1 : Общая часть


Wolters Kluwer Russia , 2013

ISBN 5466000434,9785466000436

Предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 521400 «Юриспруденция» по…

Гражданское право. Краткий курс

ISBN 5947236559,9785947236552

Гражданское право


МГИУ , 2013

ISBN 5276015376,9785276015378


Статьи по теме для самостоятельной работы

Совершенствуется избирательное законодательство — УзА — Национальное ИА Узбекистана


Совершенствуется избирательное законодательство УзА, Г.Г.ГГ. далее

Украинский МИД. Своя игра — Полемика — В споре рождается истинна!


Заявление МИД Украины, в котором внешнеполитическое ведомство выразило озабоченность внесением в польский Сейм законопроекта о признании ОУН-УПА преступными организациями, привлекло незаслуженно мало внимания в украинском обществе. Ведь этим заявлением Михайловская площадь фактически задекларировала выход Украины из антигитлеровской коалиции и признала нашу страну правопреемником держав… далее

Двухголовая система власти в городецком районе дала сбой — Московский комсомолец


Власти Городецкого района явно не хотели привлекать к себе столько общественного внимания, выворачивая наизнанку овчинку двухголовой системы управления. 11 апреля глава местного самоуправления, исполняющий полномочия председателя земского собрания Виктор Зиненко уволил нанятого главу администрации Городецкого муниципального района Виктора Труфанова (за “однократное грубое нарушение главой…… далее

От дефиниции – к имплементации — Казахстанская Правда


Инициированный депутатами Парламента – членами Правового совета НДП «Нур Отан» и разработанный совместно с Агентством по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) законопроект «О противодействии коррупции» обсужден… Открывая заседание, председатель названного комитета Рахмет Мукашев вынужден был констатировать, что отечественная правовая система… далее

nadfl.ru

Понятие и система гражданского законодательства — курсовая работа

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 
ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ МНЭПУ»

ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО 
ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по Гражданскому праву

на тему Понятие и система гражданского

законодательства

 

 

 

 

 

студентки: Никулиной М.Д.

6 курса

 

научный руководитель:

Шеснович В.В.

 

2012 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Под термином «гражданское законодательство»
следует понимать объективную форму внешнего
выражения гражданско-правовых норм либо
правил поведения, санкционированных
или установленных государством для регулирования
общественных отношений. К источникам
гражданского законодательства относятся:
законы (законодательные акты), подзаконные
нормативные акты федеральных органов
исполнительной власти, нормы международного
права, международные договоры, обычаи
делового оборота, комплексные нормативные
акты. Многообразие источников гражданского
законодательства способствует всеобщему
и эффективному урегулированию общественных
отношений.

Актуальность 
исследования данной темы заключается в том, что в
современных условиях перехода к рыночным
отношениям происходит изменение всей
законодательно-нормативной базы страны,
вследствие чего принимаются новые законы,
следовательно, изменяются и источники.
Вопрос о видах источников гражданско-правового
регулирования слабо решен в Гражданском
Кодексе, что порождает ряд вопросов касательно
отнесения тех или иных правовых актов к источникам гражданского права. Источники гражданско-правового регулирования
разнообразны по своей природе, юридической
силе, но при этом они взаимосвязаны и
взаимообусловлены. Источники гражданского
права составляют весьма значительную
по объему систему гражданского законодательства.

Проблема заключается в необходимости урегулирования 
системы гражданского законодательства
для обеспечения стабильности и правопорядка
в обществе и государстве

Цель исследования — комплексный анализ
совокупности теоретических разработок
по проблемам источников гражданско-правового
регулирования и системе гражданского
законодательства.

Объект исследования – гражданское законодательство
Российской Федерации.

Предмет – понятие и система гражданского
законодательства.

Гипотеза – система
гражданского законодательства обширна,
что, в свою очередь, способствует всеобщему
и эффективному урегулированию общественных
отношений. Значимость источников гражданского
законодательства велика для укрепления
законности, стабильности в правовом государстве,
что особенно актуально в настоящее время
в нашей стране.

Основные задачи: дать определение понятию гражданского
законодательства и рассмотреть основные
способы систематизации (упорядочения)
законодательства, изучить функционирование
системы гражданского законодательства
в РФ, раскрыть действие гражданского
законодательства во времени, пространстве
и по кругу лиц, охарактеризовать способы
применения и толкования гражданского
законодательства.

Методологическая основа исследования: Смоленский
М.Б. Гражданское право, Грудцына Л.Ю. Гражданское
право, Сендюкаева Н.Х., Шустикова И.Н. Гражданское
право. Нормативно-правовую базу исследования
составили Конституция РФ, Международные
договоры РФ, Гражданский Кодекс РФ, и
иные законы, Указы Президента РФ, Постановления
Правительства РФ и ведомственные акты,
соответствующая практика их применения.

Методы исследования:
общетеоретический, сравнительный, аналитический,
исторический. При проведении исследовательской
работы была  изучена научная литература,
монографии, материалы современных журналов
по теме исследования, нормативно-правовая
база по гражданскому законодательству
Российской Федерации.

Элементы новизны и 
теоретической значимости:

-рассмотрены теоретические вопросы,
связанные с понятием и системой гражданского
законодательства, влиянием источников
гражданского законодательства на правовую
ситуацию в стране.

-изучены особенностей отдельных
источников гражданского права, система
этих источников, а также современные
проблемы применения гражданского законодательства
на практике.

Практическая значимость – в результате проведенных
исследований  удалось в целом раскрыть
тему курсовой работы и сделать важные
обобщающие выводы, имеющие реальное практическое
применение. Для юриста очень важно знать и правильно
понимать, что такое источник права, знать
какие существуют виды источников, а также
нужно уметь выбрать источник права при
решении юридических дел, содержащий необходимые
нормы права, регулирующие соответствующие
общественные отношения. Материалы исследования  могут
быть использованы для дальнейшего изучения.

Структура курсовой работы:
Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы из 15 книг,
приложения. В 1 главе рассматривается
понятие, система гражданского законодательства
и его структура. Во 2 главе анализируются особенности
функционирования системы гражданского
законодательства в РФ, действие гражданского
законодательства во времени, пространстве
и по кругу лиц, а также применение
и толкование гражданского законодательства.

 

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ
ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЕГО
СИСТЕМЫ В РФ

    1. Понятие гражданского законодательства

 

Гражданское законодательство представляет собой
совокупность нормативных актов различной
юридической силы. При этом охватываемые
им нормативные акты во многих случаях
имеют комплексную, межотраслевую природу,
поскольку зачастую содержат не только
гражданско-правовые нормы.

В актах гражданского
законодательства гражданско-правовые
нормы преобладают, но весьма редко 
полностью вытесняют нормы иной
юридической природы. Это вызвано 
тем, что законодатель обычно думает
о содержательной стороне, а не об
отраслевой принадлежности принимаемых им актов. Содержащиеся
же в них нормы в силу своих объективных
юридических свойств распределяются на
публично-правовые и частноправовые. [2,c.14]

Расположенные с учетом
единства и дифференциации нормы 
гражданского права находят свое
выражение в статьях различных правовых нормативных
актов (в дальнейшем — нормативные акты
или правовые акты), которые принято именовать
источниками гражданского права. Указанные
нормативные акты в совокупности образуют
гражданское законодательство. Вместе
с тем следует иметь в виду, что в ГК понятие
«гражданское законодательство» используется
в узком смысле.

Статья 3 ГК включает в 
понятие «гражданское законодательство» 
только ГК и принятые в соответствии
с ним иные федеральные законы.
Иные акты, содержащие нормы гражданского права, выведены за пределы
понятия «гражданское законодательство».
Обусловлено это тем, что принятие законов
является функцией законодательной власти.
Поэтому указы Президента РФ и постановления
Правительства РФ названы «иные правовые
акты», а содержащие нормы гражданского
права акты федеральных министерств, комитетов
и иных ведомств именуются «нормативные
правовые акты федеральных органов исполнительной
власти».

 Понятие «гражданское 
законодательство» используется 
также в широком смысле, охватывающем не только
законодательные, но и иные нормативные
акты, содержащие нормы гражданского права.
Именно в таком смысле используется понятие
гражданского законодательства в ст. 71
Конституции РФ. [2,c.6]

1.2 Система гражданского законодательства
и его структура

 

Входящие 
в гражданское законодательство
нормативные акты составляют значительный
по объему законодательный массив.
Их обилие вызвано широтой и сложностью
самого предмета гражданско-правового 
регулирования. Это обстоятельство
затрудняет ознакомление с действующим гражданским
правом и значительно усложняет установление
необходимых взаимосвязей между составляющими
его различными актами. Поэтому именно
для гражданского законодательства первостепенное
значение имеет решение проблемы его систематизации
и упорядочения. К основным способам систематизации
(упорядочения) законодательства, применяемым
и в гражданско-правовой сфере, относятся
инкорпорация, консолидация и кодификация.

Инкорпорация нормативных актов представляет
собой сведение ранее изданных актов в
единый источник (сборник) без изменения
их содержания. Официальная инкорпорация
обычно оформляется в виде единого свода,
собрания или иного сборника законов или
других нормативных актов. Примерами такой
инкорпорации являются Свод законов Российской
империи и Собрание действующего законодательства
СССР (которое не было завершено). Неофициальные
инкорпорации представлены различными
сборниками нормативных актов, обычно
тематического характера.

Консолидация нормативных актов представляет
собой объединение ряда актов, посвященных
общему кругу вопросов, в единый нормативный
акт, иногда даже более высокой юридической
силы (например, в 1992 г. Центральным банком
РФ было принято Положение о безналичных
расчетах в Российской Федерации, заменившее
собой ряд ранее действовавших банковских
инструкций, которое, однако, утратило
силу с введением в действие второй части
ГК РФ). Достоинством консолидации является
возможность некоторой «расчистки» законодательства
при его объединении путем отмены (пропуска)
или замены явно устаревших или повторяющихся
норм, однако без внесения изменений в
их содержание. [10,c.82]

При большом 
количестве изменений, внесенных в 
закон или иной нормативный акт,
используется также возможность 
его повторной официальной публикации
в полном объеме, при которой старая редакция
акта теряет силу. Такой прием, к сожалению
редко используемый отечественным законодателем,
значительно облегчает применение официального
текста нормативного акта.

Высшей формой
систематизации законодательства является
его кодификация, при которой принимается
единый новый закон (реже — подзаконный
нормативный акт), отменяющий действие
ряда старых нормативных актов. Особенностью
кодекса является построение его по определенной
системе с непременным выделением общих
положений (Общей части) и охват им всех
основных правил соответствующей сферы,
что предопределяет его центральное, стержневое
место в общей системе нормативных актов.
Поэтому кодекс становится главным источником
права соответствующей отрасли.

В гражданском 
праве кодификация может носить общий (отраслевой)
либо частный характер. В первом случае
она выражается в принятии Гражданского
кодекса, охватывающего все основные нормы
и институты данной отрасли права. Во втором
— в принятии закона, в том числе в форме
кодекса, регулирующего определенную
узкую (отраслевую или межотраслевую)
группу общественных отношений (например,
Жилищного кодекса, Кодекса торгового
мореплавания, Воздушного кодекса и т.
п.), для которых возможна разработка и
некоторых реальных, а не надуманных общих
положений.

Гражданско-правовые
нормативные акты, традиционно охватываемые
понятием гражданского законодательства,
составляют определенную систему. При 
применении на практике норм действующего
законодательства, наряду с правилами 
разграничения предписаний нормативных документов по отраслям
права, к которым они относятся, следует
учитывать, что все нормативные акты действуют
в системе определенной иерархической
соподчиненности друг другу, в которой
значение нормативного акта определяется
его юридической силой. Чем больше юридическая
сила нормативного акта, тем выше его положение
в системе гражданского законодательства.
[11,c.63]

Ввиду многочисленности
нормативных актов гражданского
законодательства и несовершенства
законодательной техники встречаются 
ситуации, когда различные нормативные
акты по-разному решают один и тот же вопрос.
В таком случае применяется нормативный
акт, имеющий большую юридическую силу.

Выделяют 
вертикальную и горизонтальную иерархии
предписаний нормативных документов.

Вертикальная 
иерархия призвана дать ответы на вопросы
о том, на каком именно уровне должен быть
принят соответствующий акт, и к какому
именно виду этот акт относится. Горизонтальная
иерархия дает ответ на вопрос об относительном
приоритете норм, которые находятся на
одной и той же ступени вертикальной иерархии.

Вертикальная 
иерархия

Конституция
Российской Федерации, имеет высшую
юридическую силу в отношении 
любых законов и других нормативных 
актов и возглавляет всю систему 
действующего законодательства.

Все нормативные 
акты в зависимости от их юридической
силы делятся на законы (законодательные
акты) и подзаконные нормативные акты.
Законы как нормативные акты высших органов
государственной власти обладают большей
юридической силой по отношению к подзаконным
нормативным актам. Статья 76 Конституции
Российской Федерации разграничивает
федеральные конституционные законы и
федеральные законы. Федеральные конституционные
законы обладают большей юридической
силой по сравнению с федеральными законами.
Поэтому федеральные законы не могут противоречить
федеральным конституционным законам.
[7,c.21]

По своей 
юридической силе гражданско-правовые
акты распределяются на три группы:

— обладающие 
высшей юридической силой федеральные 
законы — нормативные акты, принятые 
Государственной Думой РФ; Составляющие первую группу актов
законы возглавляются Гражданским кодексом
и охватываются понятием гражданское
законодательство (п. 2 ст. 3 ГК). Действующий
закон придает этому термину весьма узкое
значение (считая, в частности, что акты
исполнительной власти не могут включаться
в категорию законодательства, поскольку
данная ветвь власти лишена права законодательствовать).

yaneuch.ru

Понятие и система гражданского законодательства

Понятие гражданского законодательства, его действие во времени, в пространстве и по кругу лиц. Применение и толкование гражданского законодательства. Основные способы систематизации гражданского законодательства и его развитие на современном этапе.

Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

1. Общая характеристика гражданского законодательства

1.1 Понятие гражданского законодательства

1.2 Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц

1.3 Применение и толкование гражданского законодательства

2. Система гражданского законодательства

2.1 Основные элементы системы гражданского законодательства

2.2 Способы систематизации гражданского законодательства

2.3 Развитие гражданского законодательства на современном этапе

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в последнее время большое значение приобретают общетеоретические проблемы, связанные с определением основных направлений развития гражданского законодательства в условиях рыночной экономики. Прежде всего, речь идет о корреляции роли государства с соответствующим законодательством в обеспечении развития экономики и повышения жизненного уровня. При этом имеется в виду не механический рост числа принимаемых законов, а необходимость повышения их качества и эффективности воздействия на процессы становления в России нового общества, на удовлетворение потребностей всех социальных групп населения.

В законодательной и правоприменительной деятельности государства начинает формироваться весьма опасная тенденция придания так называемым публичным отраслям законодательства (административному, налоговому, бюджетному, земельному) доминирующего положения в системе правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере социально-экономической жизни общества. Примеров тому вполне достаточно.

Так, множество излишних административных правил установлено при государственной регистрации юридических лиц и отдельных граждан в качестве субъектов предпринимательской деятельности. Налоговое законодательство деформирует сложившиеся в гражданском законодательстве правовые понятия и категории, например понятие филиала юридического лица. Бюджетное законодательство в нарушение ст. 124, 126 и 214 ГК РФ ограничивает гражданско-правовую ответственность государства лишь денежными средствами, предусмотренными ежегодными бюджетами. Земельный кодекс РФ на будущее ликвидировал право пожизненного наследуемого владения земельным участком, предусмотренное ст. 216 ГК РФ.

В результате подобного рода нововведений резко снижается потенциал воздействия гражданского законодательства на общественные отношения, жизненно важные для общества в целом и каждого его члена в отдельности.

Кроме того, установлено верховенство ГК по отношению ко всем другим законам в части включаемых в них норм гражданского права. Положения ст. 3 ГК исходят из того, что система гражданского законодательства не ограничивается нормами ГК. Нормы гражданского права в достаточно большом количестве содержатся в трудовом, семейном, административном, лесном, водном законодательстве, законодательстве о недрах и об охране окружающей среды, в многочисленных законах, имеющих комплексный характер.

В системе гражданского законодательства ГК занимает положение координирующего центра. Поэтому все нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны ему соответствовать. В тех же случаях, когда указанные нормы не отвечают этому требованию, а их принятие диктуется интересами общества и государства, необходимо одновременно с принятием таких норм вносить соответствующие изменения в ГК.

Целью курсовой работы является исследование системы гражданского законодательства РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать определение понятию гражданского законодательства и рассмотреть основные способы систематизации (упорядочения) законодательства.

2. Раскрыть действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц.

3. Охарактеризовать способы применения и толкования гражданского законодательства.

Объектом исследования является гражданское законодательство.

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, в области регулирования гражданских правоотношений.

Методологическую основу составляют частно-научные методы: сравнительно-правовой и формально-логический, а также метод научного анализа, правовой и метод системного подхода к исследованию. Эти методы позволяют описывать и обобщать, классифицировать и систематизировать, рационализировать познавательную деятельность, оценивать данные.

Теоретическая значимость данной работы заключается в подробном рассмотрении системы гражданского законодательства, в анализе её содержания, а также сделаны выводы о дальнейшем развитии гражданского законодательства в РФ.

Практическая значимость: используя данную курсовую работу, можно изучить действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц, а также уяснить способы систематизации гражданского законодательства, а также.

Новизна курсовой работы заключается в расширении понятийного аппарата в результате анализа основных теоретических положений правовых основ гражданского законодательства, его содержания и значения в современных условиях.

1. Характеристика гражданского законодательства

1.1 Понятие гражданского законодательства

Гражданское законодательство представляет собой совокупность нормативных актов (а не норм права, как правовая отрасль) различной юридической силы. При этом охватываемые им нормативные акты во многих случаях имеют комплексную, межотраслевую природу, поскольку зачастую содержат не только гражданско-правовые нормы.

Гражданское законодательство в Российской Федерации отнесено к исключительному ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации, ст. 3Гражданского кодекса Российской Федерации), а не её субъектов.

Одним из основных актов гражданского законодательства в Российской Федерации выступает Гражданский кодекс, который, в свою очередь, содержит понятие гражданского законодательства и иных актов, содержащих нормы гражданского права:

— Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданско-правовые отношения.

— Гражданско-правовые отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Гражданскому кодексу и иным законам.

— На основании и во исполнение Гражданского кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

— Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Гражданское законодательство соблюдает общий принцип действия закона во времени, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы. Подзаконные акты, принятые как на уровне субъектов федерации, так и на федеральном уровне, подлежат применению в части, не противоречащей Гражданскому кодексу и другим федеральным законам.

Гражданскому законодательству родственны такие отрасли законодательства, как трудовое, семейное, земельное, лесное, водное, горное и ряд других. Тихомиров А.В. Гражданское право. Практическое пособие. — М.: Статут, 2013.

В актах гражданского законодательства гражданско-правовые нормы преобладают, но весьма редко полностью вытесняют нормы иной юридической природы. Это вызвано тем, что законодатель обычно думает о содержательной стороне, а не об отраслевой принадлежности принимаемых им актов. Содержащиеся же в них нормы в силу своих объективных юридических свойств распределяются на публично-правовые и частноправовые.

Расположенные с учетом единства и дифференциации нормы гражданского права находят свое выражение в статьях различных правовых нормативных актов (в дальнейшем — нормативные акты или правовые акты), которые принято именовать источниками гражданского права. Указанные нормативные акты в совокупности образуют гражданское законодательство. Вместе с тем следует иметь в виду, что в ГК понятие «гражданское законодательство» используется в узком смысле.

Статья 3 ГК включает в понятие «гражданское законодательство» только ГК и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы. Иные акты, содержащие нормы гражданского права, выведены за пределы понятия «гражданское законодательство». Обусловлено это, по-видимому, тем, что принятие законов является прерогативой законодательной власти. Органы же исполнительной власти не должны законодательствовать.

Поэтому указы Президента РФ и постановления Правительства РФ названы «иные правовые акты», а содержащие нормы гражданского права акты федеральных министерств, комитетов и иных ведомств именуются «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти» Гражданское право. Часть I./ Под редакцией: А.Г.Калпина; А.И.Масляева. М., 2012. — С. 72.

Понятие «гражданское законодательство» используется также в широком смысле, охватывающем не только законодательные, но и иные нормативные акты, содержащие нормы гражданск…

www.tnu.in.ua

Понятие и система гражданского законодательства — курсовая работа

 

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ МНЭПУ»

ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по Гражданскому праву

на тему Понятие и система гражданского

законодательства

 

 

 

 

 

студентки: Никулиной М.Д.

6 курса

 

научный руководитель:

Шеснович В.В.

 

2012 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Под термином
«гражданское законодательство» следует
понимать объективную форму внешнего
выражения гражданско-правовых норм либо
правил поведения, санкционированных
или установленных государством для регулирования
общественных отношений. К источникам
гражданского законодательства относятся:
законы (законодательные акты), подзаконные
нормативные акты федеральных органов
исполнительной власти, нормы международного
права, международные договоры, обычаи
делового оборота, комплексные нормативные
акты. Многообразие источников гражданского
законодательства способствует всеобщему
и эффективному урегулированию общественных
отношений.

Актуальность исследования данной темы заключается в том, что в
современных условиях перехода к рыночным
отношениям происходит изменение всей
законодательно-нормативной базы страны,
вследствие чего принимаются новые законы,
следовательно, изменяются и источники.
Вопрос о видах источников гражданско-правового
регулирования слабо решен в Гражданском
Кодексе, что порождает ряд вопросов касательно
отнесения тех или иных правовых актов к источникам гражданского права. Источники гражданско-правового регулирования
разнообразны по своей природе, юридической
силе, но при этом они взаимосвязаны и
взаимообусловлены. Источники гражданского
права составляют весьма значительную
по объему систему гражданского законодательства.

Проблема заключается в необходимости урегулирования 
системы гражданского законодательства
для обеспечения стабильности и правопорядка
в обществе и государстве

Цель исследования — комплексный анализ
совокупности теоретических разработок
по проблемам источников гражданско-правового
регулирования и системе гражданского
законодательства.

Объект исследования – гражданское законодательство
Российской Федерации.

Предмет – понятие и система гражданского
законодательства.

Гипотеза – система гражданского
законодательства обширна, что, в свою
очередь, способствует всеобщему и эффективному
урегулированию общественных отношений.
Значимость источников гражданского законодательства
велика для укрепления законности, стабильности
в правовом государстве, что особенно
актуально в настоящее время в нашей стране.

Основные
задачи: дать определение понятию гражданского
законодательства и рассмотреть основные
способы систематизации (упорядочения)
законодательства, изучить функционирование
системы гражданского законодательства
в РФ, раскрыть действие гражданского
законодательства во времени, пространстве
и по кругу лиц, охарактеризовать способы
применения и толкования гражданского
законодательства.

Методологическая основа исследования: Смоленский
М.Б. Гражданское право, Грудцына Л.Ю. Гражданское
право, Сендюкаева Н.Х., Шустикова И.Н. Гражданское
право. Нормативно-правовую базу исследования
составили Конституция РФ, Международные
договоры РФ, Гражданский Кодекс РФ, и
иные законы, Указы Президента РФ, Постановления
Правительства РФ и ведомственные акты,
соответствующая практика их применения.

Методы исследования: общетеоретический,
сравнительный, аналитический, исторический.
При проведении исследовательской работы
была  изучена научная литература, монографии,
материалы современных журналов по теме
исследования, нормативно-правовая база
по гражданскому законодательству Российской
Федерации.

Элементы новизны и теоретической значимости:

-рассмотрены теоретические вопросы,
связанные с понятием и системой гражданского
законодательства, влиянием источников
гражданского законодательства на правовую
ситуацию в стране.

-изучены особенностей отдельных источников
гражданского права, система этих источников,
а также современные проблемы применения
гражданского законодательства на практике.

Практическая значимость – в результате проведенных
исследований  удалось в целом раскрыть
тему курсовой работы и сделать важные
обобщающие выводы, имеющие реальное практическое
применение. Для юриста очень важно знать и правильно
понимать, что такое источник права, знать
какие существуют виды источников, а также
нужно уметь выбрать источник права при
решении юридических дел, содержащий необходимые
нормы права, регулирующие соответствующие
общественные отношения. Материалы исследования  могут
быть использованы для дальнейшего изучения.

Структура курсовой работы: Работа
состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы из 15 книг, приложения.
В 1 главе рассматривается понятие, система
гражданского законодательства и его
структура. Во 2 главе анализируются особенности
функционирования системы гражданского
законодательства в РФ, действие гражданского
законодательства во времени, пространстве
и по кругу лиц, а также применение
и толкование гражданского законодательства.

 

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ
ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЕГО
СИСТЕМЫ В РФ

 

    1. Понятие гражданского законодательства

 

Гражданское законодательство представляет собой
совокупность нормативных актов различной
юридической силы. При этом охватываемые
им нормативные акты во многих случаях
имеют комплексную, межотраслевую природу,
поскольку зачастую содержат не только
гражданско-правовые нормы.

В актах гражданского законодательства
гражданско-правовые нормы преобладают,
но весьма редко полностью вытесняют нормы
иной юридической природы. Это вызвано
тем, что законодатель обычно думает о
содержательной стороне, а не об отраслевой
принадлежности принимаемых им актов. Содержащиеся
же в них нормы в силу своих объективных
юридических свойств распределяются на
публично-правовые и частноправовые. [2,c.14]

Расположенные с учетом единства и дифференциации
нормы гражданского права находят свое
выражение в статьях различных правовых нормативных
актов (в дальнейшем — нормативные акты
или правовые акты), которые принято именовать
источниками гражданского права. Указанные
нормативные акты в совокупности образуют
гражданское законодательство. Вместе
с тем следует иметь в виду, что в ГК понятие
«гражданское законодательство» используется
в узком смысле.

Статья 3 ГК включает в понятие «гражданское
законодательство» только ГК и принятые
в соответствии с ним иные федеральные
законы. Иные акты, содержащие нормы гражданского права, выведены за пределы
понятия «гражданское законодательство».
Обусловлено это тем, что принятие законов
является функцией законодательной власти.
Поэтому указы Президента РФ и постановления
Правительства РФ названы «иные правовые
акты», а содержащие нормы гражданского
права акты федеральных министерств, комитетов
и иных ведомств именуются «нормативные
правовые акты федеральных органов исполнительной
власти».

 Понятие «гражданское законодательство» 
используется также в широком смысле, охватывающем не только
законодательные, но и иные нормативные
акты, содержащие нормы гражданского права.
Именно в таком смысле используется понятие
гражданского законодательства в ст. 71
Конституции РФ. [2,c.6]

 

1.2 Система гражданского законодательства
и его структура

 

Входящие в гражданское законодательство
нормативные акты составляют значительный
по объему законодательный массив. Их
обилие вызвано широтой и сложностью самого
предмета гражданско-правового регулирования.
Это обстоятельство затрудняет ознакомление с действующим гражданским
правом и значительно усложняет установление
необходимых взаимосвязей между составляющими
его различными актами. Поэтому именно
для гражданского законодательства первостепенное
значение имеет решение проблемы его систематизации
и упорядочения. К основным способам систематизации
(упорядочения) законодательства, применяемым
и в гражданско-правовой сфере, относятся
инкорпорация, консолидация и кодификация.

Инкорпорация нормативных актов представляет
собой сведение ранее изданных актов в
единый источник (сборник) без изменения
их содержания. Официальная инкорпорация
обычно оформляется в виде единого свода,
собрания или иного сборника законов или
других нормативных актов. Примерами такой
инкорпорации являются Свод законов Российской
империи и Собрание действующего законодательства
СССР (которое не было завершено). Неофициальные
инкорпорации представлены различными
сборниками нормативных актов, обычно
тематического характера.

Консолидация нормативных актов представляет
собой объединение ряда актов, посвященных
общему кругу вопросов, в единый нормативный
акт, иногда даже более высокой юридической
силы (например, в 1992 г. Центральным банком
РФ было принято Положение о безналичных
расчетах в Российской Федерации, заменившее
собой ряд ранее действовавших банковских
инструкций, которое, однако, утратило
силу с введением в действие второй части
ГК РФ). Достоинством консолидации является
возможность некоторой «расчистки» законодательства
при его объединении путем отмены (пропуска)
или замены явно устаревших или повторяющихся
норм, однако без внесения изменений в
их содержание. [10,c.82]

При большом количестве изменений,
внесенных в закон или иной нормативный
акт, используется также возможность его
повторной официальной публикации в полном
объеме, при которой старая редакция
акта теряет силу. Такой прием, к сожалению
редко используемый отечественным законодателем,
значительно облегчает применение официального
текста нормативного акта.

Высшей формой систематизации
законодательства является его кодификация, при которой принимается
единый новый закон (реже — подзаконный
нормативный акт), отменяющий действие
ряда старых нормативных актов. Особенностью
кодекса является построение его по определенной
системе с непременным выделением общих
положений (Общей части) и охват им всех
основных правил соответствующей сферы,
что предопределяет его центральное, стержневое
место в общей системе нормативных актов.
Поэтому кодекс становится главным источником
права соответствующей отрасли.

В гражданском праве кодификация может носить общий (отраслевой)
либо частный характер. В первом случае
она выражается в принятии Гражданского
кодекса, охватывающего все основные нормы
и институты данной отрасли права. Во втором
— в принятии закона, в том числе в форме
кодекса, регулирующего определенную
узкую (отраслевую или межотраслевую)
группу общественных отношений (например,
Жилищного кодекса, Кодекса торгового
мореплавания, Воздушного кодекса и т.
п.), для которых возможна разработка и
некоторых реальных, а не надуманных общих
положений.

Гражданско-правовые нормативные
акты, традиционно охватываемые понятием
гражданского законодательства, составляют
определенную систему. При применении
на практике норм действующего законодательства,
наряду с правилами разграничения предписаний
нормативных документов по отраслям
права, к которым они относятся, следует
учитывать, что все нормативные акты действуют
в системе определенной иерархической
соподчиненности друг другу, в которой
значение нормативного акта определяется
его юридической силой. Чем больше юридическая
сила нормативного акта, тем выше его положение
в системе гражданского законодательства.
[11,c.63]

Ввиду многочисленности нормативных
актов гражданского законодательства
и несовершенства законодательной техники
встречаются ситуации, когда различные нормативные
акты по-разному решают один и тот же вопрос.
В таком случае применяется нормативный
акт, имеющий большую юридическую силу.

Выделяют вертикальную и
горизонтальную иерархии предписаний
нормативных документов.

Вертикальная иерархия призвана дать ответы на вопросы
о том, на каком именно уровне должен быть
принят соответствующий акт, и к какому
именно виду этот акт относится. Горизонтальная
иерархия дает ответ на вопрос об относительном
приоритете норм, которые находятся на
одной и той же ступени вертикальной иерархии.

Вертикальная
иерархия

Конституция Российской Федерации,
имеет высшую юридическую силу в отношении
любых законов и других нормативных актов
и возглавляет всю систему действующего
законодательства.

Все нормативные акты в зависимости от их юридической
силы делятся на законы (законодательные
акты) и подзаконные нормативные акты.
Законы как нормативные акты высших органов
государственной власти обладают большей
юридической силой по отношению к подзаконным
нормативным актам. Статья 76 Конституции
Российской Федерации разграничивает
федеральные конституционные законы и
федеральные законы. Федеральные конституционные
законы обладают большей юридической
силой по сравнению с федеральными законами.
Поэтому федеральные законы не могут противоречить
федеральным конституционным законам.
[7,c.21]

По своей юридической силе
гражданско-правовые акты распределяются
на три группы:

— обладающие высшей 
юридической силой федеральные 
законы — нормативные акты, принятые 
Государственной Думой РФ; Составляющие первую группу актов
законы возглавляются Гражданским кодексом
и охватываются понятием гражданское
законодательство (п. 2 ст. 3 ГК). Действующий
закон придает этому термину весьма узкое
значение (считая, в частности, что акты
исполнительной власти не могут включаться
в категорию законодательства, поскольку
данная ветвь власти лишена права законодательствовать).

referat911.ru

Система гражданского законодательства курсовая работа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Восточно-Сибирский институт экономики и права

ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Студент гр. ЮЗ-09-4-01

1. Гражданское право как отрасль права 5

1.1. Особенности системы отечественного права 5

1.2. Сущность гражданского права и его место в правовой системе 7

2.1. Отношения, регулируемые гражданским правом 10

2.2. Имущественные отношения, регулируемые гражданским правом 11

2.3 Личные неимущественные отношения, регулируемые гражданским правом 16

3. Метод регулирования гражданского права 20

4. Принципы и функции гражданского права 23

4.1 Функции и задачи гражданского права 23

4.2. Принципы гражданского права и их роль в регулировании общественных 24

Гражданское право — одна из основных, важнейших частей всякой развитой правовой системы. Термин гражданское право берет свое начало от римского «цивильного права» (jus civile), под которым понималось право исконных римских граждан-квиритов (cives), право государства-города (civitas). В дальнейшем известный процесс рецепции (заимствования) римского частного права европейскими правопорядками привел к переносу этого понятия в современную юридическую терминологию (Zivilrecht, droit civil, civil law), где оно стало привычным, традиционным наименованием одной из наиболее крупных, фундаментальных правовых отраслей. Поэтому и гражданское право нередко называют цивилистикой, а специалистов в этой области — цивилистами.

Актуальность темы определяется тем, что гражданское право в известном смысле действительно можно считать правом граждан, поскольку оно призвано регулировать подавляющее большинство их взаимоотношений как имущественного, так и неимущественного характера. А такие взаимоотношения возникают, как правило, по воле их участников, которые сами определяют и содержание своих взаимосвязей, и даже последствия их прекращения или изменения. Ведь люди обычно самостоятельно решают, вступать им или не вступать, например, в те или иные договорные отношения и на каких условиях; они вольны защищать свое имущество или отказаться от его защиты в конкретной ситуации; они вправе предъявить требование о судебной защите своих прав (иск) или не делать этого и т.д. При этом люди руководствуются своими собственными, частными интересами (в том числе согласуя их с аналогичными интересами других лиц), которые, таким образом, по общему правилу всецело определяют и содержание складывающихся между ними отношений.

Государство должно предоставлять им такую возможность саморегулирования этих отношений, ибо никакие его нормативные акты не в состоянии предусмотреть все возможные в жизни варианты поведения, наиболее целесообразные во всех мыслимых ситуациях. Разумеется, оно обязано также принимать и известные меры охраны участников от злоупотреблений недобросовестных лиц и в определенной мере защищать более слабую сторону, а в необходимых случаях принуждать к соблюдению общественных (публичных) интересов.

Вмешательство государства в сферу частных интересов своих граждан не может становиться всеобъемлющим, безграничным и произвольным, а публичная власть не вправе считать себя единственным подлинным выразителем и защитником любых интересов своих граждан на том, в частности, основании, что она знает их лучше, чем сами их носители (как это обычно имело и имеет место в истории российской государственности). В ином случае, как свидетельствует исторический опыт, одни граждане становятся пассивными ожидателями различных государственных благ и теряют всякий интерес к инициативной, самостоятельной деятельности (что в конечном итоге не идет на пользу и самому государству), а другие прибегают к многообразным ухищрениям и попыткам обхода закона с целью добиться удовлетворения собственных интересов и потребностей.

Вышесказанное определяет и тему нашего исследования — работа представляет собой исследование гражданского права как самостоятельной отрасли права, его предмета, метода и принципов.

Объект работы — общественные отношения. Предмет исследования – нормативно-правовая база. Задачи работы:

Рассмотреть понятие гражданского права и определить его место в правовой системе;

Изучить метод регулирования гражданского права;

Рассмотреть принципы гражданского права;

Исследовать функции гражданского права.

1.1. Особенности системы отечественного права

До недавнего времени отечественная правовая система, развивавшаяся как система советского права, представляла собой комплекс весьма многочисленных самостоятельных правовых отраслей, количество которых насчитывало несколько десятков. Ее главной особенностью было многообразие составляющих элементов при принципиальном отказе от их общего, традиционного деления на сферы частного и публичного права.

К числу известных преимуществ такого подхода можно было отнести возможность максимального учета специфики разнообразных видов общественных отношений, регулируемых правом, тщательность и разветвленность их регламентации. Однако при этом неизбежными стали сложности и громоздкость сложившейся системы, необходимость последовательного размежевания правовых комплексов, затрудняющие их взаимную согласованность. Это было особенно заметно в «пограничных», переходных ситуациях, складывавшихся «на стыке» отдельных правовых отраслей. Решение проблемы нередко искали в создании новых, «комплексных», или «вторичных» правовых отраслей наряду с прежними, общепризнанными, что еще более усложняло всю систему. Однако главной задачей правовой системы является не разграничение правовых отраслей и их сфер (хотя очевидно, что без этого просто нельзя говорить об их системе), а обеспечение их единого, комплексного воздействия на регулируемые общественные отношения. Поэтому система права должна характеризоваться внутренней согласованностью всех входящих в нее подсистем (элементов), опирающейся на социально-экономические и организационно-правовые факторы. Прежний правопорядок в той или иной мере достигал этих целей с помощью построения системы правовых отраслей по иерархическому принципу. Она представляла собой некую «пирамиду», во главе которой находилось конституционное (государственное) право. Затем следовали подчиненные ему «основные» отрасли — гражданское, уголовное, административное, процессуальное право, — в свою очередь возглавлявшие группы правовых отраслей, большей частью выделившихся из базовых, «материнских» (например, из гражданского права выводилось семейное и трудовое право, из административного — финансовое и т.д.).

Таким образом, всю эту систему пронизывали публичные начала, оформлявшие безграничное, по сути, вмешательство государства в любые сферы жизни общества и его членов и обеспечивавшие преимущественную защиту государственных и общественных (публичных) интересов. Данный подход вполне соответствовал и административно-плановому характеру огосударствленной экономики, и реальной роли тогдашнего государства в общественной жизни.

Кардинальное реформирование экономического и общественного строя в качестве одного из неизбежных следствий имело изменение данной системы. Восстановление частноправовых начал и переход к принципиальному делению всей правовой сферы на частноправовую и публично-правовую привели к тому, что место «пирамиды» соподчиненных отраслей заняла новая их система, основанная на равенстве частноправового и публично-правового подходов. В этой системе две взаимодействующие, но не соподчиненные сферы частного и публичного права поглощают множество отдельных правовых отраслей и их групп.

Основными общепризнанными критериями самостоятельности отраслей права являются наличие самостоятельного предмета правового регулирования, т.е. особой области общественных отношений, и метода правового регулирования, т.е. известной совокупности приемов, способов воздействия на данную группу общественных отношений, соответствующих их особому характеру. В качестве дополнительных критериев указывается также наличие особых, самостоятельных функций отрасли права, что связано с ее положением элемента общей системы права, и общих положений (Общей части), свидетельствующих о юридической однородности составляющих отрасль правовых институтов и норм. Гражданское право как самостоятельная правовая отрасль в полной мере отвечает всем перечисленным критериям.

Гражданское право составляет основу частноправового регулирования. Тем самым определяется его место в правовой системе как основной, базовой отрасли, предназначенной для регулирования частных, прежде всего имущественных отношений.

Из этого следует, что общие нормы и принципы гражданского права могут применяться для регулирования любых отношений, входящих в частноправовую сферу, если на этот счет отсутствуют прямые предписания специального законодательства (т.е. в субсидиарном, восполнительном порядке). Это касается, прежде всего сферы семейного права, где такое положение получило прямое законодательное закрепление (ст. 4 Семейного кодекса РФ), но также и частноправовых отношений, затрагиваемых институтами трудового, природоресурсового, экологического права. Именно на этом, в частности, базируются небезосновательные попытки судебной практики использовать в отношениях, возникающих при необоснованном расторжении или изменении трудового договора, гражданско-правовые нормы о возмещении морального вреда.

Напротив, нормы трудового или, например, семейного права не могут использоваться для восполнения пробелов в сфере гражданско-правового регулирования ни при каких условиях.

В настоящее время происходит известное расширение сферы действия гражданского права. Так, к нему теперь относится ряд отношений землепользования и природопользования, изменивших свою экономическую и юридическую природу в связи с признанием права частной собственности на некоторые земельные участки и другие природные объекты. Гражданско-правовые начала все больше проникают в сферу семейных отношений. Взаимоотношения индивидуального управляющего с нанявшей его компанией (например, акционерным обществом) строятся по нормам акционерного (гражданского), а не трудового законодательства. Все это свидетельствует о возрастании социальной ценности гражданского права как наиболее эффективного регулятора формирующихся рыночных отношений.

Таким образом, гражданское право занимает центральное, ключевое место в частноправовой сфере и в целом в регламентации большинства имущественных и многих неимущественных отношений. Косвенным показателем этого являются даже распространенные, хотя и необоснованные попытки применения гражданско-правовых норм к имущественным отношениям, входящим в предмет публичного, а не частного права.

Так, при возврате налогоплательщикам неправильно удержанных сумм налогов на них иногда начисляются проценты, предусмотренные за нарушение денежного (гражданско-правового) обязательства ст. 395 ГК. Между тем никаких гражданско-правовых, в том числе обязательственных, отношений между налогоплательщиком и налоговым органом не возникает, а потому нет и оснований для применения частноправовых правил. (Иное дело, что эту ситуацию можно рассматривать как деликт, т.е. причинение налогоплательщику имущественного вреда государственным налоговым органом, в силу которого последний обязан возместить потерпевшему все причиненные убытки.) В действительности же изложенная ситуация свидетельствует о необходимости учета в нормах публичного (налогового) права содержания соответствующих частноправовых отношений, а не только фискальных (публичных) интересов.

www.krepkoeradi.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о