Русский язык и культура речи контрольная работа для заочников ответы – «Нормы современного русского литературного языка»

«Нормы современного русского литературного языка»

38

Современный русский язык – это язык ХIХ – ХХIвв.Литературный язык – это язык в своей нормированной, образцовой разновидности.

Культура речи имеет три аспекта: нормативный, коммуникативный, этический.

Нормативный аспект культуры речи предполагает владение языковыми нормами. Языковая норма– это общепринятые, закреплённые в словарях, грамматиках, справочниках правила произношения, написания, употребления слов.Нормылитературного языкавключают правила ударения (акцентологическиенормы), произношения (орфоэпическиенормы), правила образования слов и грамматических форм, например, форм рода, числа, падежа, степеней сравнения и др. (грамматическиенормы – морфологические и синтаксические),лексические

нормы (правильный выбор слова),орфографическиеипунктуационные нормы.

Коммуникативные качества речи – это точность, понятность, логичность, выразительность, уместность речи.

Этический аспект культуры речи – это владение нормами языкового поведения, принятыми в данном обществе, соблюдение речевого этикета.

Для выполнения контрольной работы прослушайте записанные на диске лекции, ознакомьтесь с описанием норм современного русского языка в соответствующих разделах учебников, учебных пособий, справочников, перечисленных в списке литературы в конце данной контрольной работы; можно пользоваться пособиями по русскому языку и культуре речи, не указанными в списке. При выполнении заданий необходимо обращаться к словарям (см. список литературы).

Контрольную работу следует выполнять на листах формата А 4. Вверху следует написать название дисциплины, тему контрольной работы, фамилию, инициалы и номер группы. В начале работы необходимо указать реально использованную литературу (учебники, учебные пособия, словари, справочники, сайты в Интернет). Ответы на вопросы заданий давайте в тестовой форме. В каждом задании может быть 1,2 и более правильных ответов, например: Задание 3: в), ж) и т.п. Текст устного выступления можно писать на обороте листа или на отдельном подписанном листе.

Вариант 1. Произносительные нормы

Задание 1. При выполнении задания используйте словарь ударений, орфоэпический или орфографический словари (см. список литературы).

Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение:

а) газопровОд, б) облЕгчить, в) намЕрение, г) сОзыв, д) диспансЕр, е) каталОг,

ж) звОнят, з) красИвее, и) договОр, к) (уголовное дело) возбужденО.

Задание 2. Для справок используйте орфоэпический словарь.

Отметьте слова, в которых на месте пропуска произносится Ё:

а) аф…ра, б) плат…жеспособный, в) ос…длый, г) св…кла.

Лексические нормы

Задание 3. Отметьте примеры, в которых нарушены нормы сочетаемости слов:

а) близкий путь, б) ближний отъезд, в) близлежащий район, г) недалёкий дом

Задание 4. Подберите к каждому слову иноязычного происхождения, данному в левом столбце, соответствующее толкование из правого столбца. В случае затруднений обращайтесь к словарям иностранных слов или толковым словарям (см. список литературы)

1. Альма-матер а) торжественное вступление в должность главы государства

2. Бартер б) согласие по спорному вопросу на переговорах

3. Тривиальный в) исключительный, предназначенный только для данного случая

4. Дискредитация г) прямой товарообмен

5. Эксклюзивный д) лишенный оригинальности, избитый, пошлый

6. Инаугурация е) старинное студенческое название университета, места учёбы

7. Консенсус ж) подрыв доверия, авторитета

Задание 5. Выберите нужное слово (пароним). Значение паронимов следует уточнять по специальным словарям паронимов (см. список литературы) или по толковым словарям русского языка. Если вам трудно выбрать правильный вариант, исходя из значения слова, попробуйте заменить его синонимом или антонимом: это поможет определить, возможна ли такая замена.

1. Предприятия готовы … около 120 наименований сельскохозяйственной продукции.

а) усвоить; б) освоить

2. Работая в системе профсоюзов, он занимал … должность.

а) выборочную; б) выборную

3. Его … талант был высоко оценён критикой.

а) исполнительный; б) исполнительский

4. Я собираюсь … свою работу на конкурс.

а) представить; б) предоставить

5. Андрей – человек …, а сегодняшний день был для него особенно …. .

а) удачный; б) удачливый; в) удачным; г) удачливым

Задание 6. Укажите, какие словосочетания содержат смысловую избыточность (плеоназм):

а) оглянуться назад, б) важное значение, в) бесценные сокровища, г) вернуться обратно.

studfiles.net

Контрольная работа по дисциплине “Русский язык и культура речи” для заочного отделения.

Контрольные работы по дисциплине «Русский язык и культура речи» для заочного отделения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и культура речи является дисциплиной вариативной части основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: 131018 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» и предназначена для изучения русского языка и культуры речи в учреждениях среднего профессионального образования.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального образования, реализующими профессиональную образовательную программу технического и социально – экономического профиля.

Цель курса: совершенствование коммуникативной компетенции студентов, развитие способности к социальной адаптации и мобильности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

– работать с оригинальной литературой по специальности;
стилистически правильно использовать речевые средства в процессе общения;
– выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;

– вести деловую беседу, обмениваться информацией, давать оценку полученной информации;
– подбирать материал для сообщений на заданную тему и выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы по теме;
– эффективно использовать невербальные компоненты общения и декодировать их в речи собеседников;
– соблюдать правила речевого этикета.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

– содержание таких понятий как «культура общения», «речевая деятельность», «язык», «стили и подстили», «нормы литературного языка», «ораторское мастерство»;
– принципы употребления средств языка в соответствии с целью и ситуацией общения;
– речь как инструмент эффективного общения;

– нормы официально-деловой письменной речи, международные и стандартные виды и разновидности служебных документов;
– способы создания устных и письменных текстов разных стилей и жанров.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть:
– навыками и умениями речевой деятельности применительно к сфере бытовой и профессиональной коммуникации, основами публичной речи;
– навыками подготовки текстовых документов в управленческой деятельности;
– навыками реферирования и аннотирования литературы по специальности.

Формой промежуточной аттестации является зачёт.

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Раздел 1. Культура речи и языковая норма.
Тема 1.1. Культура речи и языковая норма. Лексикография.

Коммуникативные качества речи. Форма существования речи (письменная, устная, кодифицированная речь). Лексикография как раздел языкознания. Основные типы словарей. Разновидности речи (монолог, диалог, полилог). Нормы РЛЯ и их разновидности. Логическое ударение. Фонетические средства языковой выразительности: ассонанс, аллитерация.

Раздел 2. Фонетика. Орфоэпия.

Тема 2.1. Фонетические единицы языка. Орфоэпические нормы.

Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Использование орфоэпического словаря. Варианты русского литературного произношения.

Раздел 3. Лексика и фразеология.

Тема 3.1. Слово как предмет лексикологии. Лексические и фразеологические единицы русского языка.

Лексическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Лексико-фразеологическая норма, её варианты. Лексические и фразеологические единицы русского языка.

Тема 3.2. Лексические ошибки и их исправление.

Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари.

Раздел 4. Словообразование. Части речи.

Тема 4.1. Словообразовательная структура слова.

Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования. Словообразовательный анализ общеупотребительной и профессиональной лексики. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Стилистические возможности словообразования. Нормативное употребление форм слова. Нормы современного русского литературного языка.

Тема 4.2. Морфологическая норма.

Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Стилистика частей речи. Ошибки в речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова (написании заявления, доверенности, объяснительной, составлении автобиографии).

Раздел 5. Синтаксис.

Тема 5.1.Синтаксис и пунктуация.

Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Виды синтаксических и пунктуационных норм русского языка.

Тема 5.2. Типы предложений в современном русском языке.

Типы и виды предложений. Выразительные возможности русского синтаксиса.

Раздел 6. Текст и стили речи.

Тема 6.1. Функциональные стили речи. Жанровая специфика стилей речи.

Функциональные стили литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей. Жанр стиля речи. Основные жанры научного, официально – делового, публицистического, литературно – художественного и разговорного стилей.

Тема 6.2. Текст и его структуры.

Структура текста. Функционально – смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования). Описание научное, деловое, художественное. Основы ораторского искусства. Понятие об ораторском искусстве (риторика, красноречие). Виды ораторской речи. Публичная речь и условия её эффективности. Оратор и аудитория. Контакт со слушателями, речевые действия, обеспечивающие его виды подготовки публичной речи. Этапы и виды подготовки публичной речи. Речевой этикет. Официальное (деловое и служебное)общение. Особенности служебного и делового общения.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По дисциплине “Русский язык и культура речи” студенты выполняют одну контрольную работу. Данная контрольная работа составлена в 10 вариантах. Вариант контрольной работы определяется по двум последним цифрам шифра студента.

Требования к оформлению контрольной работы

  1. Контрольная работа выполняется в обычной ученической тетради или же на листах А4(в распечатанном виде), указав № варианта и списывая текст задания. страницы которой нумеруются. Если тетрадь в клетку, то писать следует через одну клетку для удобства чтения и правки работы преподавателем.

  2. На каждой странице тетради следует оставлять поля шириной 3-4 см для замечаний преподавателя, а для рецензии (заключения) преподавателя – 2-3 свободные (оставшиеся или вложенные) страницы в конце тетради.

  3. На обложке тетради должен быть наклеен заполненный студентом бланк, который выдается техникумом. В нем указываются: фамилия, имя и отчество студента, шифр, наименование предмета в строгом соответствии с учебным планом, номер контрольной работы, номер варианта, адрес.

4.Работа должна быть выполнена аккуратно, четким, разборчивым почерком. Сокращение слов в тексте не допускается.

  1. В конце работы указывается перечень использованной литературы. Затем ставится дата выполнения работы и подпись учащегося.

  2. Работа, выполненная не по своему варианту, возвращается назад без проверки.

Выполняя 1 задание, обратитесь к «Словарю ударений русского языка», проверив акцентологические нормы в предложенных словах.

Для работы над 2 заданием вам потребуется  «Орфоэпический словарь русского языка». Вспомните, что на письме звуки записываются в квадратных скобках; мягкость звука обозначается запятой, поставленной в правом верхнем углу квадратных скобок.

Определить лексическое значение слов в 3 задании вам поможет «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова или «Словарь иностранных слов».

Правильно образовать различные формы от предлагаемых слов в 4 задании вы сможете, если поработаете с «Грамматическим словарём русского языка», особенность построения которого состоит в том, что слова в нём располагаются по алфавиту, но, начиная с последней буквы в слове, а не с первой, как в других словарях.

При работе со словарями обращайте внимание на пометы, имеющиеся в них. Пометы бывают запретительные, например: неправ., и разрешительные, например: проф.

Перед выполнением 5 задания вам надо познакомиться с морфологической нормой употребления собирательных числительных, которые можно употреблять не со всеми существительными (пять – количественное числительное; пятеро –собирательное числительное).

В 6 задании необходимо уточнить лексическое значение слов, входящих в состав предложенных словосочетаний, чтобы найти в них лишнее.

При выполнении 8 задания помните, что при склонении (изменении по падежам) сложных и составных числительных изменяются все слова и все корни, входящие в состав числительного.

В 9 задании следует найти и исправить различные нарушения грамматических и лексических норм русского языка, связанные, например, с порядком слов в предложении; с точным употреблением лексического значения слова; с построением предложений с причастными и деепричастными оборотами; с отсутствием согласования между подлежащим и сказуемым (главными членами) в предложении и т.п.

ДКР по РЯиКР нацелена на проверку уровня усвоения норм русского языка и умения применять их в устной и письменной речи. Познакомившись с теоретическим материалом по теме по учебным пособиям Введенской В.А. или Данцева А.А., используйте для выполнения заданий словари, имеющиеся в библиотеке НТМТ.

Для правильной постановки ударения в словах (зад.1) обратитесь к «Словарю ударений» любого года издания. При обнаружении разночтений информации с другими словарями (орфографическим, толковым и др.) преимущество следует отдать специальному изданию, при этом обращайте внимание на пометы в словарях, которые носят разрешительный и запретительный характер, например: проф. или не реком..

В задании 2 необходимо в квадратных скобках указать звучание подчёркнутых в словах букв или сочетания букв, например: счёт – щ Правильность выполнения задания 2 можно проверить по «Орфоэпическому словарю».

Для выполнения заданий 3,6,7 необходимо поработать с «Толковым словарем русского языка», уточнив значения слов или сферу их употребления , обратив внимание на многозначные слова и на пометы в словарных статьях.

В «Грамматическом словаре русского языка» вы найдете ответ, как правильно образовать форму Род. пад. от предложенных существительных (задание 4). Только надо иметь в виду, что данный словарь построен не так, как все словари: слова в нём располагаются по алфавиту, но с последней буквы в слове.

В задании 5 образуйте словосочетания существительных с двумя формами числительных: количественным – пять и собирательным –пятеро (по вариантам), познакомившись с морфологическими нормами употребления собирательных числительных, которые можно употреблять не со всеми существительными.

Записывая словами математические выражения в задании 8, помните, что количественные числительные в русском языке изменяются по падежам (склоняются), и при их склонении изменяются все слова и все корни, входящие в состав числительного, например: сколько? – 385; скольким? – трёмстам восьмидесяти пяти.

Во всех предложениях задания 9 нарушены нормы: лексические (связанные со значением слова, например: тавтология – повторение однокоренных слов; плеоназм – употребление лишнего по значению слова; употребление слов в неточном или в несвойственном им значении и т.п.) Или морфологические (связанные с образованием и употреблением различных частей речи). Или синтаксические (связанные с построением словосочетаний и предложений, например: неправильный порядок слов в предложении; построение предложений с причастными и деепричастными оборотами, т. е. с обособленными членами предложения; согласование главных членов предложения; нарушение норм управления, когда глагол-сказуемое «требует» постановки при себе зависимых слов в определённом падеже и т. п.) Вам необходимо определить вид нарушения нормы и записать предложение в исправленном виде.

Вариант 1.

Задание № 1. Расставьте ударение в словах.

Задолго, заложить, запломбировать, издревле, иконопись, генезис, донельзя, дочерна, завсегдатай, идефикс.

Задание № 2. Укажите, каким звуком обозначаются выделенные буквы.

Биоэнергетика, мужчина, жакет, енот, жёны, азиатский, прокатчик, масштаб, конечно.

Задание № 3. Определите значение слов.

Броня – броня.

Задание № 4. Образуйте форму родительного падежа от приведенных ниже существительных во множественном числе.

Гренки, киловатт, кастрюли, слесари, башкиры, деревца.

Задание № 5. Соедините числительные (два – двое) с приведенными ниже существительными: студент, окно, сестра, мужчина, козленок.

Задание № 6. В каких сочетаниях есть лишнее слово? Объясните, почему в этих случаях рекомендуется обходиться без зависимых слов.

Своя автобиография, первый дебют, информационное сообщение.

Задание № 7. Выберите правильный вариант, консультируясь с Толковым словарем русского языка.

Письмо дошло до (адресанта, адресата). Бухгалтерия должна (оплатить, заплатить) зарплату. Команда (обрела, приобрела) свое лицо.

Задание № 8. Запишите данные числительные словами. Используйте речевые модели: «Сумма А и В составляет С» , «Разность А и В составляет С».

267549 + 871923 = 1139472

954137 – 532284 = 421853

Задание № 9. Исправьте допущенные ошибки:

Читая статью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки.

Оратор, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привел интересные сравнения.

Отредактированная рукопись редактором лежала на столе.

Задание № 10. Затранскрибируйте текст:

Вариант 2.

Задание № 1. Расставьте ударение в словах:

Иначе, искони, исповедание, исчерпать, карабинер, кожанка, корысть, осужденный, упрочение, феерия.

Задание № 2. Укажите, каким звуком обозначаются выделенные буквы.

Орхидея, бухгалтер, жасмин, вето, язык, жернов, голландский, молодчина, яичница.

Задание № 3. Определите значение слов.

Хаос-хаос.

Задание № 4. Образуйте форму родительного падежа от приведенных ниже существительных во множественном числе.

Гусары, ботфорты, шпроты, туфли, отметки, чуваши.

Задание № 5. Соедините числительные (три – трое) с приведенными ниже существительными.

3: сапог, сутки, девочка, котенок, станочник.

Задание № 6. В каких сочетаниях есть лишнее слово? Объясните, почему в этих случаях рекомендуется обходиться без зависимых слов.

Прейскурант цен, объяснительная записка, свободная вакансия.

Задание № 7. Выберите правильный вариант, консультируясь с Толковым словарем русского языка.

Слово (представили, предоставили) поэту. Зал (поаплодировал, зааплодировал).

Водолазы (надели, одели) теплое белье.

Задание № 8. Запишите данные числительные словами. Используйте речевые модели: «Сумма А и В составляет С» , «Разность А и В составляет С».

421853 + 532284 = 954137

849576-794347 = 55229

Задание № 9.

Исправьте допущенные ошибки:

Не порти мебели, ставя на стол горячий чайник. Многие студенты, работавшие на производстве нашего вуза, премированы. Прошло четыре дня, обусловленные контрактом.

Задание № 10. Затранскрибируйте текст:

Вариант 3.

Задание № 1. Расставьте ударение в словах.

Княжение, кремень, ломота, аналог, наперченный, пасквиль, первенствовать, ходатайство, сковырянный, смолокурение.

Задание № 2. Укажите, каким звуком обозначаются выделенные буквы.

Рейс, острие,детектив, ветчина,январь,жженка, злорадство, скучно, жалоба.

Задание № 3. Определите значение слов.

Блеклый – блёклый.

Задание № 4. Образуйте форму родительного падежа от приведенных ниже существительных во множественном числе.

Гольфы, очистки, брелки, охи, грузины, сандалеты.

Задание № 5. Соедините числительные (четыре – четверо) с приведенными ниже существительными.

4: лягушонок, компьютер, ножницы, шофер, школьница.

Задание № 6. В каких сочетаниях есть лишнее слово? Объясните, почему в этих случаях рекомендуется обходиться без зависимых слов.

Совместное сотрудничество, памятный сувенир, незаконный оборот.

Задание № 7. Выберите правильный вариант, консультируясь с Толковым словарем русского языка.

Проявляет (внимательность, внимание). Климат отражается на (голосовых, голосистых) связках. Часть почвы (каменная, каменистая).

Задание № 8. Запишите данные числительные словами. Используйте речевые модели: «Сумма А и В составляет С», «Разность А и В составляет С».

55229+794347 = 849576

1384 – 651 = 733

Задание № 9. Исправьте допущенные ошибки:

Построено три новых дома для переселенцев. На собрании были все, за исключением отсутствующих двух сотрудников по уважительным причинам. Витрина – стенд помещен в вестибюле.

Задание № 10. Затранскрибируйте текст:

Вариант 4.

Задание № 1. Расставьте ударение в словах.

Зевота, аристократия, некролог, оптовый, памятливый, уравненный, христианин, танцовщица, смолокуренный, тафья.

Задание № 2. Укажите, каким звуком обозначаются выделенные буквы.

Форте, заезжать, ржаной,январь, жёны, парламентский, отчистить, суточный, порог.

Задание № 3. Определите значение слов.

Бытие– бытиё.

Задание № 4. Образуйте форму родительного падежа от приведенных ниже существительных во множественном числе.

Солдаты, караты, сумерки, озерца, россияне, песни.

Задание № 5. Соедините числительные (семь – семеро) с приведенными ниже существительными.

7: преподаватель, лисенок, ключ, женщина, торт.

Задание № 6. В каких сочетаниях есть лишнее слово? Объясните, почему в этих случаях рекомендуется обходиться без зависимых слов.

Коллега по работе, передовой авангард, мужественный человек.

Задание № 7. Выберите правильный вариант, консультируясь с Толковым словарем русского языка.

(Памятное, памятливое) событие. (Поступок, проступок) останется безнаказанным. (Скрытые, скрытные) резервы.

Задание № 8. Запишите данные числительные словами. Используйте речевые модели: «Сумма А и В составляет С», «Разность А и В составляет С».

733 + 651 = 1384

798256 – 537652 = 260604

Задание № 9. Исправьте допущенные ошибки:

Меньшинство сотрудников все – таки проголосовало против. Три человека работающие вышли во вторую смену на новом участке. Завидев друга у меня появилась радость.

Задание № 10. Затранскрибируйте текст:

Вариант 5

Задание № 1. Расставьте ударение в словах.

Маркетинг, асимметрия, несессер, памятливый, патент, экскурс, танцовщик, сровненный.

Задание № 2. Укажите, каким звуком обозначаются выделенные буквы.

Патент, бездна, поэт,яблока, жёлтенький, жёсткий, средство, подрядчик, коричневый.

Задание № 3. Определите значение слов.

Истекший – истёкший.

Задание № 4. Образуйте форму родительного падежа от приведенных ниже существительных во множественном числе.

Амперы, турки, гектары, абрикосы, коллеги, программы.

Задание № 5. Соедините числительные (шесть – шестеро) с приведенными ниже существительными.

6: книга, инженер, воронёнок, сани, балерина.

Задание № 6. В каких сочетаниях есть лишнее слово? Объясните, почему в этих случаях рекомендуется обходиться без зависимых слов.

Коренные аборигены, долгие аплодисменты, монументальный монумент.

Задание № 7. Выберите правильный вариант, консультируясь с Толковым словарем русского языка.

Без (согласования, согласованности) с директором. В воде (отражались, отображались) деревья. Мы вели себя как (невежи, невежды).

Задание №8. Запишите данные числительные словами. Используйте речевые модели: «Сумма А и В составляет С», «Разность А и В составляет С».

778591 + 13846 = 792437

792437 – 778591 = 13846

Задание №9. Исправьте допущенные ошибки:

Собака Кинг пропал два дня назад. Поссорившись с отцом, у меня поднялось давление. Мы любим и гордимся своей Родиной.

Задание № 10. Затранскрибируйте текст:

Вариант 6.

Задание №1. Расставьте ударение в словах.

Легкоатлет, безудержный, неумно, повременный, факсимиле, эксперт, минусовой, размоченный, канапе, донельзя.

Задание №2. Укажите, каким звуком обозначаются выделенные буквы.

Темп, тореро, его, хозрасчет, жёрдочка, экстремистский,отчизна, яичница, жалеть.

Задание №3. Определите значение слов.

Маневр – манёвр.

Задание №4. Образуйте форму родительного падежа от приведенных ниже существительных во множественном числе.

Лимоны, греки, раздумья, ревуны, осетины, пашни.

Задание №5. Соедините числительные (восемь – восьмеро) с приведенными ниже существительными.

8: библиотекарь, львенок, камень, брюки, мы.

Задание №6. В каких сочетаниях есть лишнее слово? Объясните, почему в этих случаях рекомендуется обходиться без зависимых слов.

Оптимальная профессия, в мае месяце, семейный конфликт.

Задание №7. Выберите правильный вариант, консультируясь с Толковым словаре русского языка.

Засорился (масляный, масленый) фильтр. (Надев, одев) очки, он читает письмо. (Заразный, заразительный) смех.

Задание №8. Запишите данные числительные словами. Используйте речевые модели: «Сумма А и В составляет С», «Разность А и В составляет С».

871923 + 532284 = 1404207

871284 – 407584 = 463700

Задание №9. Исправьте допущенные ошибки:

Они и представляют наибольший интерес потомкам. Целый ряд распространённейших жанров в быту стандартен. Общаясь с ним, у него нет возможности расспросить о сестре.

Задание № 10. Затранскрибируйте текст:

Вариант 7.

Задание №1. Расставьте ударение в словах.

Летоисчисление, бижутерия, новорожденный, прозорливый, уведомить, фейерверк, житие, скрещенный, лабильный, догмат.

Задание№2. Укажите, каким звуком обозначаются выделенные буквы.

Антитеза, легато, емкость, ничто, жёлтенький, журналистский, ветчина, лоточник, жасмин.

Задание №3. Определите значение слов.

Оглашенный – оглашённый.

Задание №4. Образуйте форму родительного падежа от приведенных ниже существительных во множественном числе.

Ананасы, поляки, кастрюли, репьи, раздумья, сопла.

Задание №5. Соедините числительные (пять – пятеро) с приведенными ниже существительными.

5: внук, дети, они, зайчонок, ножницы.

Задание № 6. В каких сочетаниях есть лишнее слово? Объясните, почему в этих случаях рекомендуется обходиться без зависимых слов.

Старый ветеран, первая премьера, производственный процесс.

Задание №7. Выберите правильный вариант, консультируясь с Толковым словарем русского языка.

(Лирический, лиричный) напев. (Занятой, занятный) человек. (Подпись, роспись) потолка.

Задание №8. Запишите данные числительные словами. Используйте речевые модели: «Сумма А и В составляет С», «Разность А и В составляет С».

674387 + 257144 = 934531

931531 – 353931 = 577600

Задание №9. Исправьте допущенные ошибки:

Не владея навыками речевого поведения, нередко ускользает главное в общении. Тургенев любил и рассказывал нам о неиссякаемой мощи природы. В Москву было свезено девяносто тысяч пудов колокольной меди.

Задание № 10. Затранскрибируйте текст:

Вариант 8

Задание №1. Расставьте ударение в словах.

Ломоть, боязнь, несказанно, омоложенный, перчить, сторицей, шасси, батман, барежевый, асимметрия.

Задание №2. Укажите, каким звуком обозначаются выделенные буквы.

Критерий, боа, юрки, мужчина, братский, прокатчик, Саввична, макать.

Задание №3. Определите значение слов.

Ирис –ирис

Задание №4. Образуйте форму родительного падежа от приведенных ниже существительных во множественном числе.

Бутсы, гренки, шпроты, решета, ставни, туркмены.

Задание №5. Соедините числительные (девять – девятеро) с приведенными ниже существительными.

9: ворота, героиня, кролик, вы, люди.

Задание №6. В каких сочетаниях есть лишне слово? Объясните, почему в этих случаях рекомендуется обходиться без зависимых слов.

Незаконное растаскивание, следующий ответ, мертвый труп.

Задание №7. Выберите правильный вариант, консультируясь с Толковым словарем русского языка.

(Эффектный, эффективный) прием. (Яркий, яростный) пример. (Авторитетный, авторитарный) стиль управления.

Задание №8. Запишите данные числительные словами. Используйте речевые модели: «Сумма А и В составляет С», «Разность А и В составляет С».

353931 + 577685 = 913616

616577 – 593685 = 22892

Задание №9. Исправьте допущенные ошибки:

«Иванов и сыновья» образованны два года назад. Заглянув в окно, у них был шок. Освоенные технологии педагогами дали поразительный результат.

Задание № 10. Затранскрибируйте текст:

Вариант 9.

Задание №1. Расставьте ударение в словах.

Мышление, вероисповедание, одновременный, скругленный, демиург, бармен, городит, ностро, катарсис.

Задание №2. Укажите, каким звуком обозначаются выделенные буквы.

Капелла, рококо,ёмкий, жёлудь, грузчик, господство, ветчина, жакет.

Задание №3. Определите значение слов.

Совершенный – совершённый.

Задание №4. Образуйте форму родительного падежа от приведенных ниже существительных во множественном числе.

Джинсы, солдаты, заявки, римляне, розвальни, снадобья.

Задание №5. Соедините числительные (десять – десятеро) с приведенными ниже существительными.

10: ребята, девушка, концерт, задание, мышонок.

Задание №6. В каких сочетаниях есть лишнее слово? Объясните, почему в этих случаях рекомендуется обходиться без зависимых слов.

Машинный парк, ценные сокровища, необычный феномен.

Задание № 7. Выберите правильный вариант, консультируясь с Толковым словарем русского языка.

(Активный, актуальный) вопрос. (Злобный, злой) взгляд. (Воинское – воинственное) поведение.

Задание №8. Запишите данные числительные словами. Используйте речевые модели: «Сумма А и В составляет С», «Разность А и В составляет С».

576785 + 652473 = 1229258

884853 – 276945 = 607908

Задание №9. Исправьте допущенные ошибки:

Используя его лекарство, ваше здоровье поправится. Услышанные угрозы вами возымели свое действие. Жильцы требовали ликвидировать неполадки и сделать ремонт.

Задание № 10. Затранскрибируйте текст:

Вариант 10.

Задание №1. Расставьте ударение в словах.

Меновая, втридорога, прозорливый, псевдоним, рожки (макаронные), статуя, скопленный, демаскирование, разоружить.

Задание №2. Укажите, каким звуком обозначаются выделенные буквы.

Итого, чтобы, всенощная, жестче, желчный, жалеть, щёлка, адекватный, барокко.

Задание №3. Определите значение слов.

Образы – образа (мн. чис.)

Задание №4. Образуйте форму родительного падежа от приведенных ниже существительных во множественном числе.

Отчистки, обезьяны, полотенца, болгары, сопла, русла.

Задание №5. Соедините числительные (семь – семеро) с приведенными ниже существительными.

7: токарь, буфетчица, рубль, рысенок, звонок.

Задание №6. В каких сочетаниях есть лишнее слово? Объясните, почему в этих случаях рекомендуется обходиться без зависимых слов.

Ценные сокровища, главная суть, оголенные провода.

Задание №7. Выберите правильный вариант, консультируясь с Толковым словарем русского языка.

(Разлив – розлив) реки. (Сущие – существенные) отличия. (Занятный – занимательный) случай.

Задание №8. Запишите данные числительные словами. Используйте речевые модели: «Сумма А и В составляет С», «Разность А и В составляет С».

607937 + 27967 = 883904

984471 – 549762 = 434709

Задание № 9. Исправьте допущенные ошибки

Под милосердием понимается идущее бескорыстие от человеческого сердца. «Волгоградская шина» выбралась из долговременного кризиса. Выполнив все задания, преподаватель похвалил меня.

Задание № 10. Затранскрибируйте текст:

Литература и источники

Основные источники:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи: Учебное пособие для студентов вузов. – Ростов н/Д., 2005.

Дополнительные источники:

1. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – М., 2007.
2. Федосюк М.Ю. и др. Русский язык для студентов – нефилологов: Учебное пособие. – М., 2005г.
3. Культура русской речи: Учебник для вузов / под ред. проф. Граудиной Л.К. и проф. Ширяева Е.Н. – М., 2005.
4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М: «Айрис-пресс», 2005.
5. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. – М., 2005.

6. Русский язык и культура речи: Практикум / Под ред. В.И. Максимова. – М., 2005.
7. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. Практикум. – М.: «Флинта»: Наука, 2001.
8. Павлова Л.Г. Основы делового общения: Учебное пособие. – Ростов на/Д., 2008.
9. Тихонов А.Н., Тихонова Е.Н., Казак М.Ю. Новый учебный словарь русского языка. – М., «Астрель», 2003.
10. Кожевников А.Ю. Большой синонимический словарь русского языка. Речевые эквиваленты: практический справочник. – т.1, т.2. –СПб., Издательский дом «Нева», 2003.
11. Словарь сочетаемости слов русского языка. / Под. ред. Денисова Н.П., Моркович В.В. – М., «Астрель», 2002.
12. Чирейкин М.К., Матвееева М.Ю., Михайлова Л.В. и др. Русский язык и культура речи: Учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения. – Н.,2005.

Перечень рекомендуемых учебных изданий Интернет-ресурсов:

1. Электронная библиотека ГОУ ВПО «СГГА» http://www.lib.ssga.ru/;
2. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru/;
3. Культура письменной речи http://www.gramma.ru/;
4. Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru;
5. Интернет-тестирование в сфере образования http://www.i-exam.ru/, ключ: 46364tt741.

infourok.ru

Контрольная работа по курсу «Русский язык и культура речи»

 

   Задание 1. Образуйте форму именительного и родительного падежей множественного числа следующих существительных. Расставьте ударение.

 

1. избалованное

2. щиколотка

3. обеспечение

4. мастерски

5. включим

6. жалюзи

7. облегчить

8. экипировать

9. генезис

10. туфля

11. тотчас

12. завидно

13. знахарь

14. принудить

15. исподволь

 

   Задание 2. Отметьте нарушения морфологических норм. Исправьте ошибки.

 

1. Мою голову детской шампунью.

2. Туристов привлекает солнечное Дели.

3. Результаты первой группы были более выше, чем у второй.

4. Недовес составил более трёхста граммов.

5. На остановке стояло четверо мужчин и двое женщин.

6. Влажность воздуха составляет 76,5 процентов.

7. Пойдём мимо ихнего дома.

8. Олег это сделает лучше него.

9. Курсовая работа студентки Остаповой даёт право говорить о том, что она не отступает от норм литературного языка.

10. Лесной массив сначала разбился на несколько участков.

11. Трудно найти автора, согласившегося бы писать на эту тему.

12. Он кричал, бия себя в грудь.

13. Навряд ли он мог слышать крики.

14. Это был самый красивейший пейзаж, который я когда-либо видел.

15. Сестра купила четыре пары чулок.

16. Продавец взвесила килограмм баклажанов.

17. Трое из них признаны виновными.

 

   Задание 3. Определите значение фразеологизмов.

 

1. Витать в облаках –

2. После дождичка в четверг –

3. От корки до корки –

4. Ахиллесова пята –

5. Толочь воду в ступе –

6. Тёртый калач –

7. Альфа и омега – 

 

   Задание 4. Раскройте скобки.

 

   (В)следстви… сильного снегопада, делать (на)перекор желанию, (по)прибыти… на место, узнать (на)счет подписки, перевести деньги (на)счет фирмы, (в)следстви… по делу, (в)виду приближения осени, иметь (в)виду, (в)связи с собранием, (в)силу аттестации, иметь (в)виду ряд обстоятельств, (в)продолжени… романа известного автора, (в)продолжени… утра, идти, (не)смотря по сторонам, (не)смотря на обстоятельства, (в)место благодарности, (в)течени… пяти лет, (в)течени… бурной реки, (в)виду недостатка времени, узнать (в)последстви…, (не)что (в)роде шара, отсутствовать на занятиях (в)течени… недели, наблюдать изменения (в)течени… реки, отсутствовать (в)продолжени… месяца, читать о судьбе героя (в)продолжени… романа, отменить экскурсию (в)следстви… дождя, (в)последстви… вернется в город, договориться (на)счет транспорта, (в)виду нелетной погоды, непредвиденные обстоятельства нужно иметь (в)виду, (в)связи с изменением расписания, письма (в)роде дневника, (в)соответстви… с государственным образцовым стандартом, (не)взирая на преграды.

 

   Задание 5. Вставьте слово с корнем -лож- или -класть-.
 

1. Здесь кирпичи можно в один ряд ___________.

2. Ну, __________ карту!

3. Не ___________ноги на стол.

4. Я всегда все на место ___________.

5. Ты обычно куда калькулятор ____________?

6. Быстро все вещи в шкаф ___________!

7. В горах снег _________ рано.

8. Куда можно ___________ вещи?

 

   Задание 6. Прочитайте ответ на письмо-претензию. Что, на ваш взгляд, здесь не
соответствует деловому этикету. Отредактируйте данный ответ. 
 

______

Subject: Ответ на претензию.
Data: 12.05.2016
From: [email protected]
To: Анна Колесникова
 

 

   На Ваше заявление Алексинская швейная фабрика индпошива и ремонта одежды по заказам населения сообщает.

   Факты, изложенные в заявлении, подтвердились. Администрация фабрики приняла меры для срочного выполнения вашего заказа. Жалоба обсуждалась на общем собрании коллектива, доведена до сведения всех работников фабрики. Меры приняты.

   Лица, виновные в нарушении сроков исполнения и за грубость, наказаны согласно приказа фабрики от 13.10.2008 № 78/2. Сменному мастеру Волковой В. В. объявлен выговор, закройщик А. П. Гусев переведён портным в бригаду по пошиву мужской верхней одежды.

 

   Директор фабрики А. Ю. Петрова 

______

literarus.ru

Контрольная работа для студентов 1 курса заочного отделения специальности 260807 по учебной дисциплине «Русский язык»

Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Новосибирский технологический техникум питания»

Контрольная работа

для студентов 1 курса заочного отделения

специальности 260807

по учебной дисциплине «Русский язык»

Рассмотрено и утверждено на заседании цикловой комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Протокол № от 2011г.

Председатель _____________

2011

Учебным планом специальности 260807 Технология продукции общественного питания форма обучения заочная на базе основного общего образования по учебной дисциплине «Русский язык» предусмотрено выполнение домашней контрольной работы.

^

Варианты контрольных заданий составлены с учетом контингента студентов-заочников, отличающегося разнородностью состава, вызванного возрастными различиями, перерывом в учебе, различной степенью подготовленности.

Данные методические рекомендации соответствуют рабочей программе по русскому языку, составленной в соответствии с примерной программой дисциплины «Русский язык» для специальностей СПО, утвержденной ФГУ ФИРО 10.04.08г., рабочим учебным планом техникума, рассчитанной на студентов, изучающих данный курс в цикле общеобразовательных дисциплин.

Основной задачей методических указаний является восстановление и закрепление навыков грамотного письма и повышение культуры речи. Система упражнений домашней контрольной работы строится с учетом осуществления межпредметных связей, прежде всего, с курсом русской литературы.

Работа по развитию речи представлена упражнениями, имеющими специальные задания (анализ стиля, типа речи, структуры текста и др.), работа с синонимами, конструирование предложений. Много внимания уделяется также словарной работе разного типа.

Контрольная работа выполняется в отдельной тетради, четко и аккуратно, страницы работы следует пронумеровать. Объем выполненной работы не должен превышать 8-9 страниц ученической тетради.

В тетрадях надо оставлять поля шириной 3 см, а в конце 2-3 страницы для рецензии.

На первой странице тетради пишутся название дисциплины, номер контрольной работы, фамилия, имя, отчество студента, шифр, адрес заочника. В конце работы ставится подпись, дата выполнения.

Обязательно указывается список используемой литературы.

Каждый вопрос варианта контрольной работы переписывается в тетрадь, подчеркивается; сразу же после вопроса пишется ответ.

Контрольная работа представлена в десяти вариантах. Выбор варианта зависит от последней цифры шифра личной карточки студента. Работа, выполненная не по своему варианту, не засчитывается и возвращается студенту без проверки.

Если работа выполнена неудовлетворительно и не зачтена, то студент исправляет ее и представляет вторично.

Если возникнут трудности в понимании какого-либо вопроса или в ответе на него, следует обратиться за консультацией к преподавателю.

^

Вариант 1

I. ОРФОГРАФИЯ.

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, слитное написание обозначьте ( / ), раздельное ( | ), дефисное ( — ), подчеркните правописание слова с прописной буквы там, где это необходимо.

Поэты наши (з,с)делали д…бро уже тем, что разнесли благ…звучие, (до) толе (н…) бывалое. (Н…) знаю , в какой другой лит…ратуре пок…зали стих…творцы такое бе…к…нечное разн……бразие о…тенков звука, чему (от) части, разумеет…ся, сп…собствовал сам поэтический язык наш. У каждого свой стих и свой особен…ый звон. Этот метал…ический , бронзовый стих (Д,д)ержавина, к…т…рого до сих пор не может ещё п…забыть наше ухо; этот густой, как смола или струя ст…летнего токая, стих (П,п)ушкина; этот ле…кий, в…здушный стих (Ж.ж)уковского, п…рхающий, как (н…) ясный звук эоловой арфы; этот т…ж…лый , как влач…щийся по земл… стих (В,в)яземского, пр…никнутый по…час едкой щ…мящ…й рус…кой груст…ю, – все они, точно разн…звон…ые к…л…к…ла или бе…числен…ые клавиши одного в…лик…лепного органа, разнесли благ…звучие по рус…кой земле.

(Н.В. Гоголь)
^

2. Вставьте в тексте знаки препинания.

Наверняка многие слышали малопонятный термин который часто упоминается в связи с именем знаменитого Эйнштейна теория единого поля. Разработать эту теорию то есть доказать математически что нет отдельного магнитного поля электрического и даже биополя а все это проявления единого энергетического поля Вселенной было любимой и неосуществленной мечтой Эйнштейна. Такова официальная точка зрения прочно укрепившаяся в истории науки мечтал но не успел… Но есть и другие.

(М. Ветрова)
^

3. Установите тип текста в задании № 2. Правильный, по Вашему мнению, ответ подчеркните.

А. Повествование. Б. Описание. В. Рассуждение.

4. Установите стиль текста в задании № 2. Правильный ответ подчеркните.


А. Научный.

Б. Научно-художественный.

В. Художественный.


Г. Научно-публицистический,

Д. Научно-популярный,
^

5. Установите центральную смысловую единицу текста в задании № 2. Правильный ответ подчеркните.

А. Эйнштейн.

Б. Теория единого поля.

В. Единое энергетическое поле.
6. Какое из приведенных словосочетаний вам представляется более правильным? Подчеркните его. Если оба варианта считаете правильным, подчеркните тот и другой.

^

Б. Обе девочки или обеи девочки.

В. У тех и других ворот или у обоих ворот
7. Подберите синонимы к словам:

А. Поразить –

Б. Компромисс –

В. Взирать –
8. Подберите антонимы к словам:

А. Весело –

Б. Талант –

В. Естественно –
9. Объясните значение фразеологических оборотов:

А. Гордиев узел –

Б. Танталовы муки –

В. Дело табак –
10. Найдите в предложениях речевые ошибки, устраните их, записав предложения, по Вашему мнению, правильно.

^

…………………………………………………………………………………

Б. Я могу к бабушке ездить только по каникулам.

…………………………………………………………………………………

В. Стадо лебедей летели из холодных стран в теплые края.

…………………………………………………………………………………
Вариант 2
^

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, слитное написание обозначьте ( / ), раздельное ( | ), дефисное ( — ), подчеркните правописание слова с прописной буквы там, где это необходимо.

П…р…шил лё…кий сн…жок, л…жась на их плечи и вол…сы. Тиш…на прост…рлась над белою (В,в)олгой. Лиш… (из) редк… вздраг…вал под дугой кол…кол…чик, всхрап…вал конь. И опять – белая сне…ная тиш…на.

На в…твях нависшей с бер…га, отяг…щ…ной пышным снег…м б…резы, тр…скотала с…рока, р…сыпая куржак. И сне… падал с в…твей – сам точ…но белая ветка, р…зламываясь уже в воздух….

А иногда и до…л…тал (не) ра…павшись, и тогда слышно было п…дение этого снега, а в пухлом сумете под б…рез…й об…зн…чалась пр…д…лговатая впад…на, буд (то) и от (в) прямь упа…шей ветки.

(А.К. Югов)
^
2. Вставьте в тексте знаки препинания.

Дом-музей В.М. Васнецова.

Дом художника Виктора Михайловича Васнецова словно из сказки перенесся сюда на одну из московских улиц. И домом-то его трудно назвать. Так и хочется сказать терем. Не из камня сложен вспоминал Шаляпин был срублен из дерева. Внутри не было ни мягких кресел ни кушеток. Вдоль стен сурово стояли простые дубовые скамьи в середине дубовый крепко слаженный стол простой без скатерти а кое-где расставлены были коренастые табуреты.

А наверху мастерская Виктора Михайловича у входа сторожит тишину нарисованный углем на стене Ангел молчания. Здесь царство сказки хранилище картин Ковер самолет Сивка бурка Баба Яга Кощей Бессмертный Спящая красавица.
^

3. Установите тип текста в задании № 2. Правильный, по Вашему мнению, ответ подчеркните.

А. Повествование. Б. Описание. В. Рассуждение.

4. Установите стиль текста в задании № 2. Правильный ответ подчеркните.


А. Научный.

Б. Научно-художественный.

В. Художественный.


Г. Научно-публицистический,

Д. Научно-популярный,
^

5. Установите центральную смысловую единицу текста в задании № 2. Правильный ответ подчеркните.

А. Дом-музей В.М. Васнецова.

Б. Словно из сказки перенесся он сюда.

В. Какую задачу решает автор?
6. Какое из приведенных словосочетаний вам представляется более правильным? Подчеркните его. Если оба варианта считаете правильным, подчеркните тот и другой.

^

Б. Огромный жираф или огромная жирафа.

В. Был в отпуску или был в отпуске.
7. Подберите синонимы к словам:

А. Определить –

Б. Эхо –

В. Аннулировать –
8. Подберите антонимы к словам:

А. Огонь –

Б. Рассвет –

В. Звонкий –
9. Объясните значение фразеологических оборотов:

А. Дела как сажа бела –

Б. На вкус и цвет товарища нет –

^
10. Найдите в предложениях речевые ошибки, устраните их, записав предложения, по Вашему мнению, правильно.
А. Сразу уснув, мне приснился сон.

……………………..…………………………………………………………………………

^

………………………………………………………………………………………………..

В. Поэтесса создает свой очередной шедевр.

………………………………………………………………………………………………..

userdocs.ru

Контрольная работа по курсу «Русский язык и культура речи»

 

   Задание 1. Образуйте форму именительного и родительного падежей множественного числа следующих существительных. Расставьте ударение.

  Аэропорт, директор, доктор, договор, вексель, инспектор, выговор, приговор, профессор, диспетчер, плейер, принтер, слесарь, сторож, шофёр, токарь, борт, госпиталь, китель, купол, фельдшер, шарф, кузов, округ, отпуск, лифт, локоть, паспорт, новость.

 

   Задание 2. Вставьте слово с корнем –лож– или –класть-.

   Справка. Корень –класть– употребляется в бесприставочных глаголах несовершенного вида, а корень –лож– употребляется в глаголах совершенного вида с приставками. 
   1. Здесь кирпичи можно в один ряд ___________. 2. Ну, __________ карту! 3. Не ___________ноги на стол. 4. Я всегда все на место ___________. 5. Ты обычно куда калькулятор ____________? 6. Быстро все вещи в шкаф ___________! 7. В горах снег _________ рано. 8. Куда можно ___________ вещи?

 

   Задание 3. Подчеркните в словосочетаниях лишние слова.

   Неожиданный сюрприз, электорат избирателей, весь цвет элиты, саммит на высшем уровне, успех победы, агрессивный экстремизм, иммунитет неприкосновенности, положительный успех, главный приоритет, первый лидер, тоска по ностальгии, трудоустройство на работу, полный аншлаг, передовой авангард, предельные лимиты, обыденная повседневность.

 

   Задание 4. Определите значение фразеологических оборотов.

1. Не хлебом единым.
2. Пустить на самотек.
3. Считать ворон.
4. Вить веревки.
5. Ставить вопрос ребром.
6. Дразнить гусей.
7. Выводит на чистую воду.

 

   Задание 5. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие запятые при вводных словах и формулах вежливости.

   (В)течени… года; (в)продолжени… семестра; конечно (в)следстви… гололеда было много аварий; (в)виду заморозков подача тепла в квартиры к сожалению так и не была усилена; (в)последстви… вспоминать об этом; (в)течени… океана есть свои закономерности; (в)продолжени… урока; (в)продолжени… игры не было смысла; остановиться (в)виду леса; по истечени… договора; (в)следстви… проигрыша настроение у меня было разумеется неважное; (в)виду грядущего сокращения штата многие проекты были заморожены; (в)следстви… об украденных бриллиантах появились новые подозреваемые; договориться (на)счёт встречи; положи мне денег (на)счёт пожалуйста.
   Во-первых он имел (в)виду брата во-вторых из его слов выходило, что ситуация не так уж плачевна; (В)продолжени… всего разговора Виктор упорно не смотрел мне в глаза. – По словам бабушки (в)продолжени… сериала было много неожиданных поворотов сюжета. (Не)смотря на усталость, он продолжал работать. К счастью (не)смотря на опоздание мы не пропустили ничего интересного.  Почти (не)смотря на дорогу водитель маршрутки разговаривал с кем-то по телефону. (В)заключени… своей речи лектор сказал о важности изучаемого предмета. (В)заключени… попали все преступники. Я постоянно опаздываю (на)встречу с одноклассниками. (На)встречу нам ехал огромный грузовик. Я лечу (на)встречу счастью.
   Пишу, что(бы) договориться о встрече. Что (бы) такое купить маме на день рождения? Что(бы) ни случилось, друг всегда придёт на помощь. По-моему Вы так(же) прелестны, как в юности. «Я не люблю, когда стреляют в спину, / Я так(же) против выстрелов в упор» (В. Высоцкий). Стоял апрель, а на улице всё так(же) хлопьями валил снег. Доллар, как и евро, так(же) продолжает стремительно расти. Брат Юра учится в МГУ, я то(же) хочу. За Фомою Григорьевичем водилась особенного рода странность: он до смерти не любил пересказывать одно и (то)же. (Гоголь). Он пришёл в то(же) время. Я тоже хочу это платье. У меня то(же) платье, что и у неё.

 

   Задание 6. Отредактируйте ответ на следующее письмо.

______

Subject: Счёт на оплату обучения
Data: 20.12.2016
From: Мария Смирнова
To: [email protected]

 

Здравствуйте!

 

Я прошла предварительное тестирование во время записи на курсы итальянского языка в Вашем институте. По результатам тестирования меня зачислили в группу 1б15. Оплата обучения будет осуществляться моим работодателем.

 

Пожалуйста, пришлите счёт на оплату обучения.

 

Спасибо!

 

С уважением,
Маша Смирнова

_____

Ответ на письмо:

 

Subject: Счет 
Data: 20.12.2016
From: [email protected]  
To: Мария Смирнова

 

Здравствуйте, Маша!

 

Для того, что бы выслать вам счёт, нам необходимо получить реквизиты компании – вашего работодателя. Пришлите ответом на это письмо.
Если у вас появятся вопросы обращайтесь.

 

С уважением,
Анна Смирнова

______

literarus.ru

Контрольная работа по курсу «русский язык и культура речи»

 

 

ВАРИАНТ № 37

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные равноправные варианты.

Кремень, по средам, каталог, прожил, хитро.

 

2.Укажите, какими звуками обозначается сочетание ЧН: [ЧН] или [ШН]?

Горчичный, огуречный, пасечник, конечно, скворечник.

 

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1.Дайте лексическое значение иностранных слов.

Арьергард, бестселлер, визави, дегустация, инспирировать.

 

2.Устраните речевую избыточность (тавтологию или плеоназм).

1. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. 2. К тому же право подписи под документом – исключительная прерогатива префекта, что исключает возможность сделки. 3. Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления.

 

3.Составьте словосочетания с паронимам (при необходимости меняйте форму слова).

Комический – комичный, явный – явственный, злой – злостный, понятный – понятливый.

 

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

  1. Тяжелый труд механизатора раньше времени уводит его в могилу.

2. Что тут греха скрывать, деньги, посланные по почте, идут долго. 3. Услышав неожиданную весть, мы не знали, как реагировать, у нас буквально глаза полезли на затылок.

 

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Покрывало Исиды. 2. Восстать, как Феникс, из пепла. 3. Перейти Рубикон. 4. Кровь с молоком.

 

 

 

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый) какао – теплое какао.

(Коварный) Миссури, дорогой (тюль), (дорогой) боа, (знойный) сирокко, (роскошный) барокко.

 

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Окошко, помидор, якут, лезвие, наволочка.

 

3. Напишите количественные числительные прописью, составьте с ними предложения.

Над 7, перед 73, около 347, с 2543.

 

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.

Заведующий (кафедра),Уверенность (победа), вера (победа), благодаря (помощь), согласно (предписание).

 

2. Замените придаточные предложения причастными оборотами.

1. Он не тревожился о семье, которую оставил без всяких средств к существованию. 2. Руководитель не обращает внимания на статью, которая указывает на беспорядки, которые царят в сварочном цеху. 3. Режиссеру передали видеофильм, который был снят его студентами.

 

 Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Второй этаж сост…ял из (не)скольких пом…щений разной величины. Самое крупное большая гости(н, нн)ая. Она имела овальную форму. Гр…мадная в…тая бронзовая люстра нав…сала над ее центром. Четыре потускневших зерк…ла а(к, кк)уратно распол…гались по стенам (в)переме…ку со сливоч(?)ными коло(н,нн)ами д…ван м…нувшего ст…летия обитые вишневым француз…ким барх…том оп…ясывали гости(н, нн)ую вел…колепный п…ркет бл…стал буд(то) вчера натертый. Гости(н, нн)ая к…залась пустой лиш…(н, нн)ая рояля и кресел за (то) она открывала теперь свое пр…странство годное для фехтования и одиночества

 

 

  

studfiles.net

Контрольная работа по курсу

«Русский язык и культура речи»

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов миппс

Вариант № 14

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

  1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Начать, гренки, корысть, премированный, феномен.

  1. Укажите, какими звуками обозначается сочетание ЧН: [ЧН] или [ШН]?

Ильинична, булочная, конечно, заочный, досрочно.

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

  1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Дендрарий, депеша, инквизиция, апелляция, менеджер.

  1. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ. 2. Яснее нам стали видны возможности и пути нашего движения вперед. 3. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее.

  1. Составьте словосочетания с паронимами

Оборотный – оборотливый, нестерпимый – нетерпимый, выборный – выборочный, тактичный – тактический.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Войска неприятеля потерпели огромные потери в сражении. 2. «Белая ворона» – так называют иногда человека совестливого, не равнодушного к тому, что плохо лежит. 3. Результаты эксперимента превзошли наши ожидания: практически погибла большая часть подопытных кроликов.

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Оседлать Пегаса. 2. Пиррова победа. 3. Колесо Фортуны.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый) какао – теплое какао.

(Прикубанский) РОНО, новый (плащ-палатка), (храбрый) шевалье, (громкий) сопрано, (экстренный) коммюнике.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Цыган, рекрут, габарит, карат.

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

7 щенков, 2 суток, 8 человек, с 675 рублями.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.

Внушать страх, вселять страх (противник), сопротивляться, бороться (враг), полон (бодрость).

2. Замените придаточные предложения причастными оборотами.

1. Автор рассказал о книге, которая готовилась к изданию. 2. Факты, которые были приведены в докладе, свидетельствуют об успехах в медицине. 3. Арестованный тревожился о семье, которая была взята под надзор.

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Второй этаж сост…ял из нескольких помещений разной вел…чины. Самое крупное большая гости(н, нн)ая. Она имела овальную форму. Гр…мадная в…тая бронзовая люстра нав…сала над ее центром. Четыре потускневших зерк…ла а (к, кк)уратно распол…гались по стенам (в)переме…ку со сливоч(?)ными коло(н,нн)ами д…ван м…нувшего ст…летия обитые вишневым француз…ким барх…том оп…ясывали гости(н, нн)ую вел…колепный п…ркет бл…стал буд(то) вчера натертый. Гости(н, нн)ая к…залась пустой лиш…(н, нн)ая рояля и кресел за (то) она открывала теперь свое пр…странство годное для фехтования и одиночества.

studfiles.net

Оставить комментарий