достоинства и недостатки / ФОМ
Поэтому неудивительно, что отношение россиян к ЕГЭ довольно настороженное: половина наших сограждан считают его введение неправильным; впрочем, пятая часть россиян одобряют эту относительно новую форму учебных испытаний.
Примечательно, те, кто сдавал ЕГЭ, относятся к нему значительно лучше сдававших экзамены по прежней системе: положительно отзываются о нем 44%, отрицательно – 43%.
Среди аргументов противников ЕГЭ главный – необъективность тестового формата экзамена, получение поверхностных, неглубоких знаний, большая нагрузка на детей.
Мы поговорили со студентами вузов, которые буквально несколько лет назад сдавали единый государственный экзамен. В числе основных недостатков недавние школьники, как и россияне в целом, выделяли неэффективность ЕГЭ в оценке знаний.
«Плохая сторона заключается в том, что знания для ЕГЭ нужны достаточно поверхностные» (студентка филологического факультета ГИРЯ им. А. С. Пушкина).
«Плохо то, что он не дает объективную оценку знаний. Человек не развивается, не развивается его эрудиция» (студентка факультета государственного управления РАНХиГС).
«Не позволила система ЕГЭизучить предмет вовсе, просто заполнила какие-то пробелы в знаниях, которые требует ЕГЭ. А по самому предмету ты, как правило, знаешь только какую-то базу» (студентка экономического факультета МГУ).
Об этом же говорили участники массового опроса: «натаскивание, а не обучение»; «для сдачи ЕГЭ не нужны глубокие знания». Однако отвечая на вопрос, к чему стремятся педагоги в школах – к тому, чтобы ребенок получил больше знаний или чтобы он лучше сдал ЕГЭ, – родители школьников чаще выбирают первый вариант ответа. То есть их личный опыт показывает, что обучение в условиях подготовки к единому госэкзамену все же не мешает получению знаний. Правда, некоторые студенты как раз на стороне меньшинства.
«Подготовка к ЕГЭ тотально становится самоцелью всех преподавателей, и это очень печально, потому что многие предметы были довольно интересные, их хотелось изучать более подробно. На всех занятиях в 10–11 классах мы не изучали новых предметов, а готовились к ЕГЭ по стандартным тестам» (студент факультета логистики МАДИ).
10% россиян считают, что сдача единого государственного экзамена – слишком большое напряжение и стресс для ребенка. Опрошенные нами студенты тоже говорят об этом, но чаще упоминают о процедурных сложностях.
«Атмосфера была действительно нервная, ее сильно нагнетали. Это был 2011 год – второй год, когда ЕГЭ нужно было сдавать в обязательном порядке, и не все процедуры экзамена были еще отработаны» (студентка факультета менеджмента НИУ ВШЭ).
«Атмосфера была довольно нервная, потому что мы сдавали только вторым годом, когда ЕГЭ был введен как обязательный экзамен. Никто ничего не знал о нем, никто не мог прокомментировать ситуацию. Не понравилось мне то, что во время сдачи ЕГЭ по английскому языку мне не хватало времени, времени банально не было, и поэтому мои результаты не достигли моих ожиданий» (студент факультета логистики МАДИ).
Впрочем, были и противоположные отзывы об атмосфере на экзамене.
«По поводу атмосферы: на трех из четырех экзаменов у меня была вполне расслабленная атмосфера, особенно на последнем, когда я сдавала обществознание. Всех запугивали по поводу серьезной слежки, но ничего этого вообще не было, только на математике за нами следили – доводили до туалета, например, и так далее. Все остальное время никто особенно не следил, все свободно выходили из кабинета только для того, чтобы иметь возможность что-то списать» (студентка экономического факультета МГУ).
Но напомним еще раз: 20% россиян, а среди сдававших ЕГЭ – 44% хорошо относятся к такому формату выпускного и одновременно вступительного экзамена. Среди его положительных сторон участники массового опроса прежде всего выделяют равные возможности для поступления: «дает равные права при приеме в вуз»; «ЕГЭ позволяет поступать в вузы учащимся из любых уголков нашей большой Родины». Согласно материалам интервью, в представлении студентов это также является самым главным достоинством.
«Хорошо то, что, во-первых, ЕГЭ увеличивает социальную мобильность, например, если ты учишься в регионе, ты можешь хорошо сдать ЕГЭ, подать документы и поступить в любой престижный вуз» (студентка факультета менеджмента НИУ ВШЭ).
Еще одно достоинство ЕГЭ – он позволяет одновременно и выпуститься из школы, и поступить в вуз, и даже сразу в несколько.
Насколько объективен формат единого государственного экзамена? Среди россиян преобладает точка зрения, что прежняя система, когда экзамены принимала комиссия учителей, была более объективной: «педагоги объективнее оценивают»; «потому что объективно оценивают знания»; «каждый учитель знает, как ребенка научили»; «потому что учителя знают ребенка, как он учится».
Студенты судить о прежней системе могут только понаслышке, но и среди них довольно широко распространено мнение, что тестовый формат экзамена не позволяет оценить знания в полной мере, здесь примешивается очень много посторонних факторов: удача, атмосфера.
«Я думаю, что связь между уровнем знаний и результатами ЕГЭ действительно есть. Но очень важна приспособленность к самому формату ЕГЭ, то есть человек должен быть не столько умным, сколько он должен уметь приспосабливаться и хорошо знать этот формат для успешной сдачи экзамена» (студентка факультета менеджмента НИУ ВШЭ).
«Опять же, все сильно зависит от везения и удачи. Многие, кто не особенно хорошо учился, получили довольно высокие баллы. И наоборот: умные, эрудированные люди получили низкие баллы по ЕГЭ, и это помешало им поступить в хорошие вузы. На мой взгляд, это очень необъективно» (студентка факультета государственного управления РАНХиГС).
«По моему классу можно сказать, что люди, которые были троечниками по русскому языку, умудрялись писать ЕГЭ на 90 баллов, в то время как хорошисты и отличники получали 50–70 баллов» (студентка, направление «логистика», МИИТ).
Хотя бывает и по-другому, когда результаты единого государственного экзамена в целом отражают текущую успеваемость в школе.
«Приблизительно все сходится. Отличники получили отличные оценки, хорошисты – хорошие, ну а двоечники и троечники… тоже получили хорошие оценки. Это крайне радует» (студент факультета прикладной политологии НИУ ВШЭ).
Некоторые участвовавшие в массовом опросе россияне считают, что в заслугу ЕГЭ можно поставить стимулирование к учебе: «дети более развиты, чем раньше, все на тестовой основе»; «ЕГЭ улучшило качество образования»; «более серьезная программа». Однако большая часть россиян уверены, что с введением ЕГЭ уровень знаний школьников снизился (36%). Считают, что школьники знают сегодня больше, чем до введения единого государственного экзамена, 16% наших сограждан, а 23% полагают, что ничего не изменилось.
Любопытен связанный с этим факт: очень немногие студенты могли бы сдать единый государственный экзамен сегодня хотя бы приблизительно на том же уровне, на каком сделали это в школе.
«Но думаю, что сейчас я бы сдала ЕГЭ очень плохо, потому что здесь имеет большое значение сам формат экзамена. А когда ты не тренируешься и не решаешь тесты, этот формат быстро забывается» (студентка факультета менеджмента НИУ ВШЭ).
Среди населения несколько преобладает мнение, что сами абитуриенты предпочли бы сдавать вступительные экзамены комиссии преподавателей (34% – против 29% тех, кто считает, что абитуриенты предпочли бы сдавать ЕГЭ). Как и вузы предпочли бы принимать людей по итогам вступительных экзаменов, а не ЕГЭ, и здесь перевес сторонников этой точки зрения над противоположной более убедительный: 42% против 24%. Но несмотря на все звучавшие в интервью претензии, самим студентам такой формат кажется удобным.
«Хорошо то, что сейчас при поступлении практически нигде не нужно сдавать вступительные экзамены» (студентка факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ).
«Хорошо то, что гораздо проще оценивать знания и гораздо проще поступать в вуз, – ведь можно подать документы сразу в несколько учебных заведений» (студентка филологического факультета ГИРЯ им. А. С. Пушкина).
Таким образом, когда людей спрашивают, как школьники, студенты или вузы относятся к ЕГЭ, в своих ответах они руководствуются не столько знанием реальной ситуации, сколько собственным, часто априори негативным, отношением к этому экзамену. При этом важно отметить, что их отношение к ЕГЭ тоже складывается не на основе личного опыта, а скорее на основе информации в медийном пространстве, в котором, по законам жанра, чаще всего появляются скандальные сообщения. Те же, кто сдавал ЕГЭ, значительно чаще остальных склонны одобрять эту форму вступительных испытаний – это видно как из данных массового опроса, так и из материалов интервью.
ЕГЭ: от истории вопроса к плюсам и минусам реформы | Вопрос-Ответ
Ольга Звонова
Примерное время чтения: 5 минут
1964
Сюжет ЕГЭ-2013Категория: Образование
Из истории
Идея проведения универсального экзамена в школах появилась во Франции в 60-х годах XX века, когда французские колонии в Африке обрели независимость. Во Францию хлынули эмигранты, их детям необходимо было учиться и сдавать экзамены – в результате французские власти решили пойти им навстречу и упростили систему выпускных экзаменов, введя тестовые вопросы, которые также являлись вступительным экзаменом в вуз. Однако такая система проведения экзаменов не прижилась, через три года французские власти решили отказаться от нововведений.
Тем не менее в мировой практике, в первую очередь в США, такая система универсального проведения экзамена прижилась и используется до сих пор. Там выпускники старшей школы для поступления в университет должны набрать определённое количество кредитных единиц (1 единица равняется 120 часам курса, ориентированного на поступление в университет). Кроме того, выпускники американских школ сдают тестовые экзамены, самые распространённые из которых – SAT (Scholastic Achievement Test), подготовленный службой педагогического тестирования ETS (Educational Testing Service) и комитетом по колледжам (College Board), и тест ACT (American College Testing). Результаты этих тестов принимаются практически всеми американскими колледжами и вузами.
Первые разработки системы проведения единого государственного экзамена в России относятся к 1997 году – именно тогда в отдельных школах были опробованы тесты ЕГЭ, ещё не до конца проработанные, но так или иначе оформленные. Автором идеи о внедрении ЕГЭ стал Владимир Филиппов, в то время возглавлявший Министерство образования РФ. Именно ему принадлежит инициатива по присоединению России к Болонскому процессу, согласно которому система высшего образования делилась на бакалавриат и магистратуру.
В течение последующих 3-х лет идея ЕГЭ приобретала форму, разрабатывались технологии и методики проведения единого госэкзамена, подготавливались программное обеспечение и шкалы оценок результатов тестирования.
В 2000 году был обозначен приблизительный план развития образования, в том числе, в части внедрения ЕГЭ. Экспериментально ЕГЭ был введён в 2001 году в школах пяти регионов страны – республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия, Самарской и Ростовской областях по восьми дисциплинам (русский язык, математика, биология, физика, история, химия и обществознание).
В 2002 году аналогичный эксперимент охватил уже 16 регионов страны.
В 2008 году ЕГЭ сдавали уже во всех регионах страны. Перечень предметов, по которым сдавали ЕГЭ ученики, устанавливался отдельно каждым регионом.
Посчитав эксперимент удавшимся, Правительство РФ решило сделать ЕГЭ общеобязательным с 2009 года. Тогда же было решено сделать два экзамена – по русскому и математике – обязательными для сдачи, а из остальных 9-ти предметов выпускник мог выбирать самостоятельно. С этого года все школьные медали теряли свою силу и льгот при поступлении в вуз не давали.
За и против
Специалистами в области образования отмечаются как положительные, так и отрицательные стороны внедрения единого госэкзамена.
Плюсы
1. В качестве положительных сторон называются унификация и стандартизация процесса сдачи выпускного экзамена, которая позволяет избежать предвзятого оценивания знаний учеников.
2. Кроме того, сведение воедино выпускных экзаменов и вступительных экзаменов в вуз значительно экономит время и нервы выпускников, а также упрощает процесс подачи документов в вуз, даже если выпускник живёт в другом регионе.
3. Третий положительный аспект ЕГЭ – это снижение коррупции при приёме в вузы: ведь в целом, именно на этапе вступительных экзаменов обычно происходит передача взяток за поступление.
Минусы
Тем не менее специалисты отмечают, что в системе ЕГЭ есть и ряд изъянов.
1. Так, преподаватели заявляют, что уровень реальных знаний учеников не совпадает с результатами ЕГЭ. К примеру, в 2009 году был проведён проверочный диктант на факультете журналистики МГУ: из 200 первокурсников только пятая часть сделала менее 8 ошибок на страницу текста, остальные, в среднем, допускали по 20-25 ошибок (среди них оказались даже отличники, поступившие со 100-балльными результатами по ЕГЭ).
3. Родители выпускников критикуют нововведения из-за того, что нагрузка на детей в выпускных классах резко увеличилась, при этом разница в условиях обучения (к примеру, в сельских школах, где не хватает учителей) не учитывается при проведении тестирования.

4. Некоторые престижные вузы продолжают не доверять результатам ЕГЭ, поэтому устраивают дополнительные экзамены при поступлении – а это означает двойную нагрузку на абитуриентов.
Следующий материал
Также вам может быть интересно
- Что такое ЕГЭ и как его сдают?
- Может ли ученик выбрать второй иностранный язык в школе?
- Когда в 2014 году сдают ЕГЭ по истории?
- Как выбрать зарубежный университет для получения дистанционного образования
- С какими нововведениями столкнутся в школе ученики?
Новости СМИ2
экзаменов | Преимущества экзамена
Экзамены – это тесты, целью которых является определение способностей учащегося. С академической точки зрения экзамен является официальной проверкой знаний. Во всем мире проводятся различные виды экзаменов для оценки навыков и интеллекта человека. Экзамены обычно представляют собой письменные тесты, хотя некоторые из них могут быть практическими или иметь практические компоненты и сильно различаться по структуре, содержанию и сложности в зависимости от предмета.
Жизнь сегодня стала настолько сложной, что экзамены стали играть важную роль в образовательной карьере. Важность экзаменов настолько высока, что большинство студентов боятся их. Экзамены многими ненавидимы и многими любимы. Вот несколько аргументов за и против экзаменов.
Преимущества экзаменов- Самоанализ собственных способностей: С помощью экзаменов человек может узнать свой уровень деятельности и знаний.
- Инструмент для обучения и работы: Экзамен поощряет людей к обучению и работе.
- Дух соперничества: Экзамены также создают чувство соперничества, которое раздвигает пределы способности человека делать больше и лучше всех.
- Развитие Личности и Уверенности: Дух Соревнования и Самоанализ ведет к развитию Личности и Уверенности.
- Стипендии и награды: Хорошая успеваемость на экзаменах приносит стипендии и награды
- Хорошее будущее: Хорошие оценки приводят к лучшему трудоустройству и вознаграждению
- Беспокойство перед экзаменами — это хорошо: Беспокойство из-за экзаменов — это хорошо. Это необходимая часть жизни. Наличие экзаменов подготавливает студентов к тому, чтобы привыкнуть к экзаменационным нагрузкам, их психика становится намного сильнее. И когда они выходят на работу, они способны выдержать давление своей карьеры, вместо того, чтобы рушиться под огромным количеством стресса
- Единый экзамен для нескольких учащихся:
Можно оценить успеваемость многих учащихся одновременно, проведя единый экзамен для всех. - Простое обнаружение недостатков преподавания: Экзамены также оценивают навыки и недостатки учителя, а также определяют, нужно ли заново преподавать или объяснять какой-либо предмет.
- Источник стресса и давления: Некоторые люди испытывают стресс перед началом экзаменов. Стресс производительности создает давление для многих.
- Проблемы со здоровьем: Обследования также приводят к различным проблемам со здоровьем, таким как головные боли, тошнота, понос, рвота и т. д.
- Потеря уверенности: Неудача на экзаменах приводит к потере уверенности для многих.
- Склонность к самоубийству: Неудача на экзаменах связана с низкой самооценкой, которая вызывает склонность к самоубийству.
- Разрыв товарищеских отношений: Конкурентные черты во время экзаменов иногда приводят к проблемам сверстников, таким как разрушенная дружба, связи и т. д.
- Экзамены – это формальность: Студенты не могут определить настоящую цель экзаменов. Для них сдача экзаменов является формальностью для поступления в хорошие школы.
- Давление вызывает отсутствие интереса к учебе: Усталость, стресс и другие проблемы, связанные с экзаменами, вызывают страх и ненависть, что, в свою очередь, приводит к потере интереса и веры в учебу.
- Экзамены не являются настоящим тестом: Экзамены измеряют относительно поверхностные знания или обучение, что полностью противоречит цели экзаменов. Человек с низкими оценками может оказаться успешным человеком, в то время как хороший аттестат может оказаться неудачником в жизни. Некоторые учащиеся не получают хороших оценок, даже если они знают материал, плохие навыки чтения могут помешать учащемуся, вопросы на экзамене могут не так хорошо проверять прогресс, как они могли бы.
Экзамены имеют хорошие и плохие стороны, но это то, как человек к ним относится. Экзамены имеют хорошие и плохие стороны. Они могут быть как конструктивными, так и деструктивными. Все зависит от Личности и Характера человека. Экзамены являются важной частью академических исследований. Хотя хорошие экзамены — это те, которые готовят вас к светлому будущему, а не к созданию ненужной конкуренции и бремени.
Преимущества и недостатки различных типов тестовых вопросов
Полезно регулярно просматривать преимущества и недостатки наиболее часто используемых тестовых вопросов и банков тестов, которые теперь часто их предоставляют.
Вопросы с несколькими вариантами ответов
Преимущества
- Быстро и легко подсчитывать баллы вручную или в электронном виде
- Можно написать так, чтобы они проверяли широкий спектр навыков мышления более высокого порядка
- Может охватывать множество областей содержания на одном экзамене, и при этом на него можно будет ответить в течение урока
Недостатки
- Часто проверяют навыки грамотности: «если учащийся внимательно читает вопрос, ответ легко узнать, даже если учащийся мало знаком с предметом» (с.
194) - Предоставьте неподготовленным учащимся возможность угадывать, и при правильных догадках они получают баллы за то, чего не знают
- Предоставлять учащимся дезинформацию, которая может повлиять на последующее осмысление содержания
- Потратьте время и навыки на построение (особенно хорошие вопросы)
Верно-ложно вопросы
Преимущества
- Быстро и легко набрать
Недостатки
- Считается «одной из самых ненадежных форм оценки» (стр. 195)
- Часто пишут так, что большая часть утверждения верна, за исключением одной небольшой, часто тривиальной части информации, которая затем делает все утверждение неверным
- Поощряйте угадывание и награждайте за правильные предположения
Вопросы с краткими ответами
Преимущества
- Быстрая и простая оценка
- Быстро и легко писать
Недостатки
- Поощряйте учащихся запоминать термины и детали, чтобы их понимание содержания оставалось поверхностным
Вопросы для эссе
Преимущества
- Предложите учащимся возможность продемонстрировать свои знания, навыки и способности различными способами
- Может использоваться для развития у учащихся навыков письма, особенно способности формулировать аргументы, подкрепляемые рассуждениями и доказательствами
Недостатки
- Требуется много времени для оценки
- Поощряйте использование субъективных критериев при оценке ответов
- При использовании в классе требуется быстрое сочинение без времени на планирование или повторение, что может привести к некачественному письму
Вопросы, предоставленные банками тестов
Преимущества
- Экономия времени и энергии инструкторов, затрачиваемых на написание тестовых вопросов
- Используйте термины и методы, которые используются в книге
Недостатки
- Редко включают анализ, синтез, применение или оценку (междисциплинарные исследовательские документы, подтверждающие, что примерно 85 процентов вопросов в банках тестов тестируют на запоминание)
- Ограничьте объем экзамена текстовым содержимым; при интенсивном использовании может привести учащихся к выводу, что материал, изучаемый в классе, неважен и неактуален
Мы склонны думать, что это единственные варианты тестовых вопросов, но есть и интересные варианты. В статье, рекламировавшей этот обзор, предлагается одно из них: начать с вопроса и корректировать его до тех пор, пока на него нельзя будет ответить одним словом или короткой фразой. Не перечисляйте варианты ответов на этот единственный вопрос, а прикрепите к экзамену алфавитный список ответов. Учащиеся выбирают ответы из этого списка. Некоторые из предоставленных ответов можно использовать более одного раза, некоторые нельзя использовать, и в списке ответов больше, чем вопросов. Это усиленная версия соответствия. Такой подход усложняет тест и снижает вероятность получения правильного ответа путем угадывания.
Помните, что учащиеся должны быть ознакомлены с любым новым или измененным форматом вопросов, прежде чем они столкнутся с ним на экзамене.
Примечание редактора: Список преимуществ и недостатков частично взят из упомянутой здесь статьи. В нем также приводятся данные исследований, относящиеся к некоторым из этих преимуществ и недостатков.
Ссылка: McAllister, D.