Ясперс К. – Истоки истории и ее цель (1978) | Философия истории | Книги по философии
- Подробности
- Категория: Философия истории
- Создано: 2013-06-06
- Автор: gera
- Просмотров: 2207
К. Ясперс
Истоки истории и ее цель. Выпуск 1, 2
Перевод М. И. Левиной
Москва: АН СССР, Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН), 1978.- 210 + 211 с.
PDF 19 Мб
Качество: сканированные страницы + текстовый слой
Язык: русский
Книга Ясперса “Истоки истории и ее цель” вышла в свет в 1949 г., всего четыре года спустя после окончания второй мировой войны. Как и несколько других работ Ясперса, изданных непосредственно после войны – “Вопрос о вине”, “Ницше и христианство”, “Философская вера”, – это исследование является откликом на сложившуюся в послевоенной Западной Германии политическую и духовную ситуацию.
Философия истории Карла Ясперса (П.Д.Гайденко) 5
Предисловие 22
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. МИРОВАЯ ИСТОРИЯ 24
I. Осевое время 28
1. Характеристика осевого времени 29
2. Попытка наметить структуру мировой истории, отправляясь от осевого времени 36
II. Схема мировой истории 56
III. Доистория 64
1. История и доистория 64
2. Отношение к доистории 67
3. Хронологическая схема доистории 71
4. Что произошло в доисторический период? 73
5. Общая картина доистории 82
6. Проблема взаимосвязанности всех людей 83
IV. Великие исторические культуры древности 85
1. Общий обзор 85
2. Какие события непосредственно вели к началу истории? 87
3. Общность и различия великих культур древности 91
V. Осевое время и его последствия 94
2. Мировая история после прорыва осевого времени 97
3. Значение индогерманских народов 100
4. История Западного мира 102
VI. Специфика Западного мира 106
VII. Еще раз: схема мировой истории 118
ВТОРАЯ ЧАСТЬ. НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ 128
I. Принципиально новый фактор наука и техника 128
1. Современная наука 129
а) Характеристика современной науки 131
б) Происхождение современной науки 138
в) Искажения современной науки и ее задачи 145
2. Современная техника 149
а) Сущность техники 154
б) Сущность труда 162
в) Оценка труда и техники 172
II. Ситуация в современном мире 190
1. Характеристика современного положения 191
2. Как возникло современное положение? 202
3. Выводы 207
III. ПРОБЛЕМА БУДУЩЕГО 5
1. Цель – свобода 22
2. Основные тенденции 50
а) Социализм 50
б) Единство мира 81
в) Вера НО
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ. О СМЫСЛЕ ИСТОРИИ 132
I. ГРАНИЦЫ ИСТОРИИ 138
1. Природа и история 138
2. Наследование и традиция 139
3. История и космос 141
II. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРЫ ИСТОРИИ 146
1. Всеобщее и индивидуальное 146
2. История как стадия перехода 149
1. Факты» указывающие на единство 155
2. Единство как смысл и цель истории 168
3. Единство в тотальной концепции иотории 171
4. Выводы 178
IV. НАШЕ СОВРЕМЕННОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ 181
V. ПРЕОДОЛЕНИЕ ИСТОРИИ 190
ПРИМЕЧАНИЯ 197
- Назад
- Вперёд
Скачать:
- vk.com (PDF, выпуск 1)
- v (PDF, выпуск 2)
Истоки истории и ее цель Карл Ясперс
Я прочитал книгу “Почти человек” Ли Бергера, и читал “Самое грандиозное шоу на Земле” Ричарда Докинза. Учился в советской школе и посещал уроки биологии. Я отношу себя к людям, которые имеют высокую степень заинтересованности в ответе на вопрос: “Откуда взялся человек?” На подходе к прочтению книга Чарльза Дарвина “Происхождение видов путем естественного отбора”. На данный момент я уверен на 99% в том, что человек произошел от обезьяны. Решив так, я “успокоился” и проживаю себе с такой мыслью вполне комфортно.
Но здесь появляется Карл Ясперс с книгой “Общая психопатология”, которую я приобрел (еще не читал) из-за увлечения загадкой “Зигмунда Фрейда”, как источник альтернативного мнения. Ясперс был философом и психиатром. Кем больше – не знаю, но подозреваю, что у него был вполне жизнеспособный синтез этих двух наук. Так вот, на сегодня я прочитал у Ясперса только “Истоки истории и ее цель”. И получил новую пищу для размышлений.
Пусть человек произошел от обезьяны, но почему он стал Человеком, которого мы знаем?
Ясперс утверждает, что большее время ничего не происходит. Человек не меняется.
НО! был прорыв! Примерно между 800 и 200 годами до н. э.. Это все, что было замечательного в истории развития человека. Говорит Карл убедительно. Ему веришь, что только этот период и значим с точки зрения эволюции Человека. Современный Человек родился в то время и более ничего значимого с ним не происходило. Он просто жил. И до 800 до н. э. и после 200 до н. э. человек не развивался. Ясперс называет этот период – осевое время.
Мне всегда эволюция человека представлялась плавной кривой, начинающейся в тот момент, когда обезьяна стала человеком. Теперь понимаю, что этого момента не было, и кривая не была плавной. Карл утверждает, что нет возможности понять, почему все так происходило. Получается, что осознанного прошлого у Человека мало – 5000 лет. Из этих тысяч лет только 2500 лет – человек такой, как он сейчас. Будущее тоже неизвестно. Очень пугающая картина. Но при этом мы бьем себя в грудь и называемся венцом творения. Ужасная гордыня.
Много страниц книги “Истоки истории и ее цель” посвящено рассуждению “не есть ли сегодняшний момент – осевое время 2”?
В этой книге я впервые столкнулся с определением – экзистенциальность человека. Это такое направление в философии. При этом Карл Ясперс рассуждает в своем сочинении о судьбах мира. Получается плохо. Ну сами посудите, уникальность человека + общество. Когда это было хорошо? Но автор пытается увязать и сказать, как надо… И здесь уж совсем ни в какие ворота.
С некоторыми моментами Ясперса не могу согласиться, и оправдать его вряд ли сможет год написания его книги:
Фанатически и безгранично веря в могущество разума, она (Французская революция) не является источником современной свободы, которая выросла на почве последовательного развития подлинной свободы в таких странах, как Англия, Америка, Швейцария и Голландия.
“Подлинная свобода выросла в Америке” – говорит Карл. Нормально? О чем он? Книга написана в 1948 году. С чего бы в 1963 в Вашингтоне Мартин Лютер Кинг выступил со своей знаменитой речью «У меня есть мечта». Ладно… Пусть Свобода еще не выросла в Америке на момент написания книги “Истоки истории и ее цель”. Но Ясперс недвусмысленно говорит, что американская почва точно ее вырастит, так как она правильная. Сегодня 2021 год. Я уверен, что Карл Ясперс плохой прогнозист. Доказательство тому Black Lives Matter, созданное в 2013 году. Под лозунгом “Жизни чёрных важны” в 2020 году случились массовые протесты в США в которых поучаствовало около 25 млн. человек. Плохая почва для Свободы в США, если за 72 года на ней так ничего и не выросло. Карл ошибался.
А вот такое мне вообще странно слышать:
Америка и Россия — предстают как образования сравнительно позднего времени. Правда, развитие их культуры датируется тысячелетием. Однако сравнительно с другими народами они как бы начинены чужими идеями. Христианство было привнесено в Россию, в Америке духовно присутствует Европа.
Христофор Колумб открыл Америку в 1492 году. Коренное население на данный момент живет в резервациях и никого не интересует. Что имеет ввиду Ясперс, когда говорит: “Америка”? Когда она началась? Как максимум 500 лет назад. Почему Карл пишет, что развитие культуры Америки датируется 1000-ем?
А Россия начинается с момента ее крещения? Почему? До этого России не было? Письменный памятник “Повесть временных лет” датируется 1110-ми годами. В ней описываются события 852 года.
Родина Ясперса Германия упоминается римским летописцем приблизительно в 98 году. А франкская империя возникла в 800 году.
Есть разница? Ясперс не знает истории? Ну не может же такого быть! Почему факты так небрежно представлены в книге “Истоки истории и ее цель” Карла Ясперса?
Книгу местами читать очень сложно, а местами очень легко. Когда Карл начинает философствовать про Общество – мало понятно, что он хочет сказать. Когда про технический прогресс – все понятно, но также хорошо видно насколько мнение Ясперса ошибочно с сегодняшней точки зрения. Он говорит, что общение, дозволенное гаджетами – хорошо. Мне очень-очень сложно с этим согласиться. Я веб-мастер, сео-шник и смм-шник со стажем. Я видел…
Я видел секретные карты,
Я знаю, куда мы плывем.
Капитан, я пришел попрощаться с тобой,
с тобой
И твоим кораблем.
Ну это же не общение! То, что сейчас происходит в Интернете – не общение. Никто никого не читает, не слушает, не хочет. Да, было раньше, а сейчас значительно меньше. Точно уверен, что не думал Карл о таком повороте событий.
Текст неряшливый у Ясперса. Одни и те же факты или мысли повторяются по несколько раз. Это часто облегчает чтение, но у Ясперса это почему-то напрягает. Эти повторения превращают научный труд в размышления умного человека в форме блога.
Впереди “Духовная ситуация времени” Карла Ясперса. Буду читать. Все же есть идеи, достойные внимания, в уже прочитанном. Возможно в том, какой получилась эта рецензия, виноват экзистенциализм Ясперса. Ведь по своему определению такой подход подразумевает индивидуальность, а, следовательно, трудность понимания.
Добавить комментарий
История и обзор – Месяц истории чернокожих: памятные памятные даты Руководство по юридическим исследованиям
Национальный месяц истории чернокожих берет свое начало в 1915 году, когда историк и писатель доктор Картер Г. Вудсон основал Ассоциацию изучения жизни и истории негров. Эта организация теперь известна как Ассоциация изучения жизни и истории афроамериканцев
В 1975 году президент Форд опубликовал Послание о соблюдении Недели истории чернокожих External, призывая всех американцев «признать важный вклад, внесенный в жизнь и культуру нашей страны чернокожими гражданами».
В 1986 году Конгресс принял публичный закон 99-244, в соответствии с которым февраль 1986 года был объявлен «Национальным месяцем чернокожей (афроамериканской) истории». В этом законе отмечалось, что 1 февраля 1986 года «отметится начало шестидесятого ежегодного публичного и частного чествования черной истории». Закон также предписывал президенту издать прокламацию, призывающую народ Соединенных Штатов соблюдать 19 февраля.86 как Месяц черной истории с соответствующими церемониями и мероприятиями. Президент Рейган издал президентскую декларацию 5443

С 1996, президенты издали ежегодные прокламации о Национальном месяце черной истории. В январе 1996 года президент Клинтон издал президентскую прокламацию 6863 External для «Месяца национальной афроамериканской истории». регулярно принимал резолюции, посвященные Месяцу черной истории. В феврале 1996 г. Сенат принял резолюцию 229 Сената.в ознаменование Месяца черной истории и вклада чернокожих американских сенаторов.
Что такое история?
История – это изучение прошлого, особенно людей, обществ, событий и проблем прошлого, а также наши попытки понять их. Это стремление, общее для всех человеческих обществ.
1 Истории, идентичность и контекст
2 «История» и «прошлое»
3 Пересмотр и историография
4 Изучение великих личностей
5 Изучение «ветров перемен»
6 Изучение вызова и ответа
7 Изучение диалектики
8 Изучение неожиданного
Истории, идентичность и контекст
История может принимать форму потрясающая история, динамичное повествование, наполненное великими личностями и рассказами о суматохе и триумфе. Каждое поколение добавляет в историю свои главы, переосмысливая и находя новое в уже написанных главах.
История дает нам чувство идентичности. Понимая, откуда мы пришли, мы можем лучше понять, кто мы есть. История дает ощущение контекста нашей жизни и нашего существования. Это помогает нам понять, как обстоят дела и как мы можем приблизиться к будущему.
История учит нас, что значит быть человеком, подчеркивая великие достижения и катастрофические ошибки человечества. История также учит нас на собственном примере, предлагая подсказки о том, как мы можем лучше организовать наше общество и управлять им на благо всех.
История — это не «прошлое» — это наши попытки понять и объяснить прошлое
«История» и «прошлое»
Те, кто плохо знаком с историей, часто думают, что история и прошлое одно и то же вещь. Это не вариант. Прошлое относится к более раннему времени, людям и обществам, населявшим его, и событиям, которые там происходили. История описывает наши попытки исследовать, изучать и объяснять прошлое.
Это тонкая разница, но важная. То, что произошло в году в прошлом году, зафиксировано во времени и не может быть изменено. Напротив, история меняется регулярно. Прошлое конкретно и неизменно, но история — это непрекращающийся разговор о прошлом и его значении.
Слово «история» и английское слово «история» происходят от латинского historia , что означает повествование или отчет о прошлых событиях. История сама по себе является собранием тысяч историй о прошлом, рассказанных множеством разных людей.
Редакция и историография
Так как этих историй очень много, они часто изменчивы, противоречивы и противоречивы. Это означает, что история подвергается постоянному пересмотру и переосмыслению. Каждое поколение смотрит на прошлое своими глазами. Он применяет другие стандарты, приоритеты и ценности и делает разные выводы о прошлом.
Изучение различий истории и ее изменений с течением времени называется историографией.
Как и сами исторические нарративы, наше понимание того, что такое история и какую форму она должна принимать, является гибким и открытым для обсуждения. Пока люди изучают историю, историки выдвигают разные идеи о том, как следует изучать, создавать, писать и интерпретировать прошлое.
Как следствие, историки могут по-разному подходить к истории, используя разные идеи и методы и сосредотачиваясь на разных аспектах или расставляя приоритеты. В следующих параграфах обсуждаются несколько популярных теорий истории.
Изучение великих личностей
Греческий историк ПлутахСогласно древнегреческому писателю Плутарху, истинная история – это изучение великих лидеров и новаторов. Выдающиеся личности определяют ход истории благодаря своей личности, силе характера, амбициям, способностям, лидерству или творчеству.
Истории Плутарха были написаны почти как биографии или истории «жизни и времени» этих людей. Они объяснили, как действия этих великих личностей сформировали курс их наций или обществ.
Подход Плутарха послужил моделью для многих более поздних историков. Иногда ее называют историей «сверху вниз» из-за того, что она сосредоточена на правителях или лидерах.
Одним из преимуществ этого подхода является его доступность и относительная простота. Исследовать и писать о людях не так сложно, как исследовать более сложные факторы, такие как социальные движения или долгосрочные изменения. Плутархианский акцент на личности часто более интересен и доступен для читателей.
Основная проблема с этим подходом заключается в том, что он может обойти, упростить или упустить из виду исторические факторы и условия, которые не исходят от важных лиц, такие как народные волнения или экономические изменения.
Изучение «ветров перемен»
Падение Берлинской стены в 1989 году, момент «ветров перемен» Другие историки уделяли меньше внимания отдельным лицам и применяли более тематический подход, рассматривая факторы и силы, вызывающие значительные исторические изменения . Некоторые сосредотачиваются на том, что в общих чертах можно назвать «ветром перемен»: мощным идеям, силам и движениям, которые формируют или влияют на то, как люди живут, работают и думают.
Эти великие идеи и движения часто инициируются или движутся влиятельными людьми, но они становятся гораздо более мощными движущими силами перемен. По мере того как «ветры перемен» нарастают, они формируют или влияют на политические, экономические и социальные события и условия.
Одним из примеров заметного «ветра перемен» было христианство, которое сформировало правительство, общество и социальные обычаи в средневековой Европе. Другим было европейское Просвещение, подорвавшее старые представления о политике, религии и мире природы. Это вызвало длительный период любопытства, образования и инноваций.
Марксизм возник в конце 19 века и вырос, чтобы бросить вызов старому порядку в России, Китае и других странах, формируя правительство и общество в этих странах. Эпоха географических открытий, промышленная революция, деколонизация в середине 1900-х и откат восточноевропейского коммунизма в конце 1900-х — все это реальные примеры «ветров перемен».
Исследование вызовов и ответов
Некоторые историки, такие как британский писатель Арнольд Тойнби (1889-1975), считали, что исторические изменения обусловлены вызовами и ответами. Цивилизации определяются не только их руководством или условиями, но и тем, как они реагируют на сложные проблемы или кризисы.
Эти вызовы принимают разные формы. Они могут быть физическими, экологическими, экономическими или идеологическими. Они могут быть вызваны внутренним давлением или внешними факторами. Они могут исходить от своего народа или от посторонних.
Выживание и успех цивилизаций определяются тем, как они реагируют на эти вызовы. Это само по себе часто зависит от его сотрудников и от того, насколько они креативны, находчивы, адаптируемы и гибки.
История человечества наполнена множеством реальных примеров вызова и ответа. Многие страны столкнулись с сильными соперниками, войнами, стихийными бедствиями, экономическими спадами, новыми идеями, зарождающимися политическими движениями и внутренним инакомыслием.
Процесс колонизации, например, сопровождался серьезными проблемами, как для колонизирующих поселенцев, так и для коренных жителей. Экономические изменения, такие как новые технологии и рост или сокращение торговли, создали проблемы в форме социальных изменений или классовой напряженности.
Изучение диалектики
Карл Маркс, создатель «материальной диалектики»В философии диалектика — это процесс, в котором две или более стороны с совершенно разными точками зрения достигают компромисса и взаимного согласия. Теория диалектики была применена к истории немецким философом Георгом Гегелем (1770-1831).
Гегель предположил, что большинство исторических изменений и результатов были обусловлены диалектическим взаимодействием. По Гегелю, на каждый тезис (предложение или «идею») существует антитезис (реакция или «противоположная идея»). Тезис и антитезис сталкиваются или борются, из чего возникает синтез («новая идея»).
Этот непрерывный процесс борьбы и развития открывает перед человечеством новые идеи и новые истины. Немецкий философ Карл Маркс (1818–1883) был учеником Гегеля и включил гегелевскую диалектику в свою собственную теорию истории, но с одним важным отличием.
Согласно Марксу, история была сформирована «материальной диалектикой»: борьбой между экономическими классами. Маркс считал, что владение капиталом и богатством лежит в основе большинства социальных структур и взаимодействий. Все классы борются и стремятся улучшить свои экономические условия, писал Маркс, обычно за счет других классов.
Материальная диалектика Маркса нашла отражение в его язвительной критике капитализма, политической и экономической системы, в которой классы, владеющие капиталом, контролируют производство и эксплуатируют рабочих, чтобы максимизировать свою прибыль.
Исследование неожиданного
Убийство Франца Фердинанда в июне 1914 года вызвало огромные перемены Хотя история и исторические изменения обычно следуют шаблонам, они также могут быть непредсказуемыми и хаотичными. Несмотря на наше увлечение временными рамками и линейным развитием, история не всегда следует четкому и ожидаемому пути. Прошлое наполнено неожиданными происшествиями, неожиданностями и случайными открытиями.
Некоторые из них высвободили исторические силы и изменения, которые нельзя было предсказать, контролировать или остановить. Некоторые из них пришли в решающие моменты и послужили источником возгорания или «точкой воспламенения» для очень важных изменений. Открытие золота, например, вызвало золотую лихорадку, которая определила будущее целых народов.
В июне 1914 года автомобиль эрцгерцога Франца Фердинанда проехал по другому маршруту через Сараево и проехал бесцельно Гаврило Принцип, стечение событий, приведшее к Первой мировой войне.0004
Американский историк Дэниел Бурстин (1914–2004), сторонник этого увлечения историческими случайностями, утверждал, что если бы нос Клеопатры был короче, что умаляло ее красоту, то мировая история могла бы быть радикально иной.