Банкротство предприятий проблемы теории и практики: Access to this page has been denied.

Эссе на тему: “Банкротство предприятий: проблемы теории и практики”

В настоящее время в условиях стремительно изменяющегося экономического климата страны не всем предприятиям удается остаться в строе, то есть сохранять свое устойчивое положение на рынке. Устойчивость предприятия во многом зависит от его платежеспособности.
Платежеспособность предприятия подразумевает его возможность расплатиться по всем своим обязательствам в установленном объеме и сроке. Стоит отметить, что неплатежеспособность предприятия ведет к его банкротству. Рассмотрим, что представляет собой понятие банкротство. В российском законодательстве данному понятию тождественно понятие «несостоятельность». Итак, согласно Федеральному Закону от 26.10.2002 №127 – ФЗ « О несостоятельности (банкротстве)», несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Следует отметить, что для стран с рыночной экономикой несостоятельность является нормальным явлением. Она является результатом свободной конкуренции, в процессе которой на рынке остаются только сильные фирмы, способные быстро адаптироваться к изменениям внешней среды и соответствовать спросу потребителя. В связи с этим, можно считать, что банкротство хозяйствующих субъектов в условиях развитой рыночной экономики является положительным моментом, поскольку, в конечном счете, оно нацелено на оздоровление и более эффективное функционирование национальной экономики.
Что же двигает предприятие к несостоятельности? Итак, успешность деятельности любого хозяйствующего субъекта зависит от факторов его внешней и внутренней среды. Причем если на внутренние факторы предприятие может оказывать влияние, поскольку они напрямую зависят от его работы, то на внешние факторы повлиять практически невозможно, так как они не зависят от деятельности предприятия [3].
К основным факторам внешней среды, которые могут вести к финансовой несостоятельности предприятия можно отнести: покупательную способность населения, зависящая напрямую от размера доходов и накоплений потребителей; уровень конкуренции; политическую обстановку; технологические разрывы.
К внутренним факторам можно отнести: неэффективность работы кадров вследствие недостаточного уровня квалификации, неполного использования трудового потенциала, слабой мотивации труда; нерациональное управление предприятием; отсутствие развитой маркетинговой службы, ошибки в выборе маркетинговой стратегии; нехватка основных фондов, высоко оснащенной техники; дефицит инвестиционных ресурсов для осуществления расширенного воспроизводства продукции, пользующейся высоким спросом; производство конкурентоспособной продукции. Таким образом, все рассмотренные факторы прямо или косвенно могут негативно повлиять на финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта: медленный рост прибыли или уменьшение ее размеров, опережающий темп прироста обязательств, что является признаками неплатежеспособности предприятия. Следует отметить, что между неплатежеспособностью предприятия и опережающим приростом обязательств существует прямо пропорциональная зависимость, а между неплатежеспособностью и величиной прибыли – обратно пропорциональная.
По каким признакам можно судить о банкротстве организации? – Ссылаясь на Федеральный Закон от 26.10.2002 №127 – ФЗ ст.3.ч.2 « Онесостоятельности (банкротстве)» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2019), в настоящее время юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены [1].
В настоящее время различают несколько видов банкротства предприятий: реальное, временное, преднамеренное, фиктивное [5].
Банкротство реальное характеризуется отсутствием возможности восстановить платежеспособность предприятия из-за реальных потерь капитала (отсюда и дано название). Реальная несостоятельность вызвана неэффективностью управления компанией. В данном случае предприятие признается арбитражным судом в соответствии с действующим законодательством.
Банкротство временное характеризуется превышением актива баланса организации над его пассивом, либо наличием крупной дебиторской задолженности. Здесь есть большая доля вероятности восстановить платежеспособность должника при помощи специальных процедур, например, административное или внешнее управление (его сущность будет раскрыта чуть позже).
Что касается преднамеренного или умышленного банкротства, то следует подчеркнуть, что оно преследуется по закону, поскольку характеризуется умышленным доведением организации ее руководством до несостоятельности посредством расхищения его имущества.
Банкротство фиктивное также преследуется законом. Оно отличается заведомо ложным объявлением о несостоятельности за счет утаивания активов для погашения долгов. Это делается с целью предоставления кредиторами различных отсрочек, рассрочек платежей по обязательствам.
Рассмотрим теперь саму процедуру банкротства. Дела о банкротстве подвергаются рассмотрению Арбитражным Судом. Сам процесс банкротства достаточно сложен и длителен. Однако заявление о признании банкротом должно быть рассмотрено не позднее, чем через семь месяцев с даты его обращения.
Законодательно установлен ряд процедур, применимых в ходе рассмотрения дел о несостоятельности предприятий [1]: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение. Процедура наблюдения направлена на сохранение имущества должника. В ходе наблюдения проводится финансовый анализ деятельности предприятия, анализируются требования кредиторов, а также проводится первое собрание кредиторов. По итогу наблюдения в зависимости от решения первого собрания кредиторов Арбитражным Судом определяются дальнейшие действия в отношении должника.
Возможны следующие варианты решения суда:
введение финансового оздоровления;
введение внешнего управления;
признание предприятия банкротом и открытие конкурсного производства;
утверждение мирового соглашения и прекращения рассмотрения дела о несостоятельности.
Касательно финансового оздоровления, логично предположить, что данная процедура направлена на выход предприятия из кризисного положения и уход от его ликвидации. Иными словами, в процессе финансового оздоровления все силы направлены на восстановление платежеспособности должника, что позволит рассчитаться по его денежным обязательствам. Это достигается путем пересмотра и утверждения нового графика погашения платежей. Отчет о результатах проведения финансового оздоровления должника подкрепляется следующими документами: бухгалтерский баланс за последний отчетный период; отчет о прибылях и убытках предприятия; документы, удостоверяющие удовлетворения требований кредиторов. Данный отчет рассматривается административным управляющим. Следует пояснить, что административный управляющий – это лицо, назначенное Арбитражным судом для проведения финансового оздоровления. По результатам анализа отчета о результатах финансового оздоровления административный управляющий делает заключение, в котором отражены выполнения графика погашения задолженности, а также выполнение кредиторских требований и плана по финансовому оздоровлению предприятия. В конечном итоге данной процедуры банкротства суд праве принять следующие решения:
Прекратить производство дела о несостоятельности предприятия. Данное решение применимо при удовлетворении двух условий: отсутствие непокрытой задолженности, признание жалоб кредиторов необоснованными.
Введение внешнего управления. Данное решение применяется, если есть шанс восстановить платежеспособность организации.
Признание должника банкротом и открытие конкурсного производства. Это решение утверждается, если у предприятия существуют признаки банкротства, и при этом нет оснований для введения внешнего управления.
Теперь рассмотрим особенности проведения процедуры внешнего управления хозяйствующего субъекта. Данная процедура так же, как и финансовое оздоровление, направлена на восстановление платежеспособности должника. Внешнее управление назначается Арбитражным Судом на основании решения собрания кредиторов. Как правило, данная процедура вводится не больше, чем на полтора года. В отдельных случаях данный срок может быть продлен, правда на срок, не превышающий полгода. Кроме этого, установленный срок внешнего управления может быть сокращен на основании ходатайства собрания кредиторов или самого внешнего управляющего. Как только наступает срок внешнего управления, утрачивают свои силы полномочия руководителя предприятия, а также органов управления и собственника имущества. Помимо этого, отменяются принятые до наступления внешнего управления меры по обеспечению кредиторских требований. В течение процесса внешнего управления предприятию-должнику не начисляются всевозможные пени и штрафы по существующим долгам. Прекращение внешнего управления наступает, если Арбитражным Судом прекращается производство дела о несостоятельности, либо в случае решения признать предприятие банкротом и открыть конкурсное производство.
В рассуждении о процедуре конкурсного производства необходимо понимать, что она нацелена на соразмерное исполнение кредиторских требований к предприятию-должнику, признанного Арбитражным Судом банкротом. Конкурсное производство, как правило, открывается на срок, не превышающий полгода. В отдельных случаях вследствие ходатайство лица, участвующего в деле, эта процедура может быть продлена, но не более, чем еще на шесть месяцев. Следует отметить, что репутация должника непосредственно зависит от данной процедуры, поэтому очень важно, чтобы конкурсный управляющий действовал корректно как в отношении должника, так и в отношении кредиторов. Решение суда о завершении конкурсного производства служит поводом для внесения в ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц) записи о ликвидации предприятия должника. Собственно, с момента внесения данной записи конкурсное производство считают завершенным.
Таким образом, анализируя статистические данные о количестве проведенных процедур банкротства предприятий за последние несколько лет можно увидеть, что общее количество дел о несостоятельности с каждым годом растет. В целом в 2018 году ситуация выглядит позитивнее, чем в предыдущем: количество заключений о наличии признаков преднамеренного банкротства хоть и незначительно, но снизилось с 6,84% до 6,65% от общего числа. Доля дел с заключением об отсутствии признаков преднамеренного банкротства занимает главенствующее положение в общем весе, причем в 2018 году этот показатель увеличился почти на два процента со значения 74,73% до 76,06%. Кроме этого, есть прогресс и в результатах по заключениям с признаком недостаточности информации: в 2018 году по сравнению с предыдущим доля таких заключений снизилась более, чем на один процент, и составила 17,29 %. Все это говорит об улучшении ситуации в сфере рассмотрения дел о несостоятельности: становится больше доля дел с отсутствием преднамеренного банкротства, что не может не радовать, а также меньше дел с наличием такого признака или недостаточностью информации.
Таким образом, смысл процедуры банкротства содержится в следующем: в случае отсутствия возможности у должника расплатиться по обязательствам, он передает свои активы кредиторам для реализации в счет погашения задолженности, либо проводятся специальные мероприятия в отношении него с целью восстановления платежеспособности и, следовательно, погашения его долгов.
Нельзя забывать, что процедура банкротства достаточно сложный и противоречивый процесс, отнимающий большое количество сил и времени. Поэтому чтобы не пришлось столкнуться с проблемой несостоятельности и поиском путей по реабилитации, владельцам предприятий следует соблюдать меры по предупреждению банкротства:
1. Строгий контроль над деятельностью и компетенцией органов управления организацией;
2. Выделение средств на развитие и функционирование маркетинговых служб;
3. Отказ от накопления дебиторской задолженности и ее своевременное взыскание;
4. Проверка и контроль ведения бухгалтерской и иной финансовой отчетности;
5. Ведение промежуточной финансовой отчетности;
6. Наличие антикризисного финансового менеджмента;
7. Привлечение инвесторов;
8. Непрерывный поиск путей получения дополнительных доходов (помимо доходов от основной деятельности) за счет инвестирования проектов, продажи ненужных основных фондов, предоставления займов и ссуд и других.
9. Диверсификация производства;
10. Оперативный отказ от убыточного вида деятельности;
11. Поиск и применение ресурсосберегающих технологий.
Выполнение всех выше перечисленных действий позволит любому владельцу или управляющему предприятием быть в курсе событий, происходящих касаемо его деятельности. Это позволит оперативно принимать управленческие решения во избежание неудач и быстрой адаптивности к стремительно изменяющейся рыночной среде, ведь лучше проблему несостоятельности предупредить, чем встретиться с ней в лицо и искать пути ее решения.

Список использованных источников
О несостоятельности (банкротстве): федер.закон. РФ №127 от 26.10.2002 [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/ (Дата обращения 29.11.2019).
Гузнов А.Г. Меры по предупреждению банкротства банка, осуществляемые с участием Агентства по страхованию вкладов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2016. № 1 (108). С. 188–194.
Кислухина И.А. Участие государства в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве // Управление экономическими системами. 2017. № 9. (103).
Садова-Шевелева М.О. Государство как кредитор в делах о банкротстве // Информационный сайт Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю [Электронный ресурс]. URL: www. r23.nalog.ru.
Смирнова Е.Е. Участие налоговых органов в делах о банкротстве // Налоговый вестник [Электронный ресурс]. URL: http://www.nalvest.ru/nv-articles/detail. php?ID=33073. Сафронов Н. А. Экономика организации (предприятия) / Н.А. Сафронов. – М.: Магистр, 2016. – 387 с.
Федорова С. Ю. Понятие банкротства и роль бухгалтерского баланса в его оценке / С. Ю. Федорова // Экономика и социум. – 2017. – №1 (32) [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: https://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_32/Fedorova.pdf (Дата обращения 29.11.2019).
Фед.ресурс [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: http://www.rssoau. ru/Files/Uploaded/54.PDF (Дата обращения 29.11.2019).
Царик Г.П. Проблемы существующего механизма участия государства как кредитора в оздоровлении экономики посредством проведения процедур банкротства // Бизнес, менеджмент и право: научно-практический экономико-правовой журнал [Электронный ресурс]. URL:http://bmpravo.ru/show_stat.php?stat=676.
Энциклопедия Экономиста [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/bankrot.html (Дата обращения 29.11.2019).

Теория и практика процедуры банкротства

В сфере отношений, возникающих по поводу несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательской деятельности, активно идет процесс реформирования, что проявилось в принятии трех законов о несостоятельности в период с 1992 по 2002 гг.

Определяя государственную политику в сфере регулирования несостоятельности (банкротства), государство исходит из существующих экономических и политических реалий. В современной России институт банкротства развивался в условиях зарождения рыночной экономики и формирования демократических институтов. Поэтому в значительной мере правовое регулирование конкурсных отношений определяется этими обстоятельствами. Однако, несмотря на эти факторы, которые представляются не столь благоприятными для нормотворчества, можно констатировать, что российскому законодателю удалось за относительно короткий промежуток времени создать достаточно совершенную и эффективную по международным стандартам национальную систему регулирования процедуры несостоятельности (банкротства). Нельзя не заметить устойчивую положительную тенденцию в регулировании конкурсных отношений. Правовые нормы, образующие институт несостоятельности (банкротства), несомненно, стали более совершенными, способными по большей части обеспечить достаточно эффективное регулирование рассматриваемого вида отношений.

Правовое регулирование отношений в сфере несостоятельности не лишено существенных недостатков, что вызывает справедливую критику.

Наиболее критическое мнение о действующих законодательных актах о несостоятельности (банкротстве) состоит в том, что они являются ничем иным, как средством передела собственности и «ухода» от долгов.

В этой крайне негативной оценке законодательства о банкротстве есть немалая доля истины. Вместе с тем, как представляется, эта критика по большей части не относится собственно к проблеме правового регулирования конкурсных отношений. Это скорее не правовая, а политико-экономическая оценка нормативного акта. По своим целям и задачам, порядку возбуждения дела о банкротстве, ведению процедур банкротства и их реализации современный институт несостоятельности (банкротства) никак нельзя назвать инструментом передела собственности.

Подобная критика была уместна в отношении отдельных положений Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)” (далее — Закон о банкротстве 1998 г. ), позволяющих кредиторам легко, даже по непроверенным требованиям возбудить конкурсный процесс и злоупотребить процедурами банкротства. Острота проблемы была снята с принятием Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)” (далее — Закон о банкротстве 2002 г.), нормы которого содержат положения о возможности обращения кредитора в суд только по истечении 30 дней с даты направления предъявления к исполнению исполнительного листа в службу судебных приставов и его копии должнику, что является серьезным правовым барьером для различного рода злоупотреблений.

Поэтому сейчас есть все основания считать, что проблема злоупотребления правом кредитора на подачу заявления о признании должника банкротом утратила свою актуальность.

Если же институт банкротства сам по себе не является средством, позволяющим отнять собственность у одного и передать ее другому, а на самом деле, по результату его применения это выглядит именно так, то причины использования столь нужного для государства правового института в корыстных целях состоят в чем-то другом.

Пожалуй, в ряду множества факторов, негативно влияющих на применение законодательства о банкротстве, не последнюю роль играет субъективный фактор. Это может быть объяснено тем, что, как нигде, в механизме реализации процедур банкротства задействован не только целый комплекс правовых средств, но и множество субъектов конкурсных отношений.

Поэтому исполнение Закона о банкротстве 2002 г. зависит не только от его юридической состоятельности, но и от добросовестности действий лиц, наделенных полномочиями проводить в жизнь нормы конкурсного права.

Главным показателем эффективности правового регулирования отношений в сфере предпринимательской деятельности является обеспечение устойчивости экономического роста. Непосредственный результат правового воздействия на отношения по поводу несостоятельности должника выражается главным образом в показателях сохранения бизнеса (и, соответственно, рабочих мест) и в возврате долгов кредиторам.

Главенствующей в правовых системах несостоятельности является цель сохранить действующие предприятия, а не просто распродать имущество несостоятельного должника по частям. При такой направленности правового регулирования защита интересов кредиторов отходит на второй план, обеспечение их прав является лишь одной из задач в процессе сохранения хозяйствующего субъекта. Наиболее желаемый результат правового регулирования конкурсных отношений видится в решении обеих обозначенных задач. Такое регулирование было бы оптимальным.

Наличие в российской системе несостоятельности нейтральной процедуры банкротства — наблюдения, реабилитационных процедур — внешнего управления, финансового оздоровления и мирового соглашения, возможности перехода к внешнему управлению в конкурсном производстве, — все это говорит о намерении законодателя всеми возможными правовыми средствами сохранить предпринимательские структуры.

Безусловно, для государства наиболее важно восстановить платежеспособность должника и сохранить действующие предприятия и рабочие места. Однако, как представляется, важно, чтобы конкурсный процесс строился на основе равнозначности процессов ликвидации и реабилитации.

Следуя разумно обоснованному подходу при введении процедур банкротства, законодатель всегда должен сохранять возможность выбора между ликвидационной либо реабилитационной направленностью процедур банкротства. Реабилитационная процедура, вводимая лишь при наличии формальных оснований, не способна привести к восстановлению платежеспособности должника [2]. Эффективное внешнее управление способно полностью удовлетворить требования кредиторов и в то же время сохранить бизнес и рабочие места. Но процедура внешнего управления, вводимая на основании формальных критериев, которые содержатся в Законе о банкротстве 2002 г., без учета перспектив реального восстановления платежеспособности должника, вопреки анализу финансового состояния, не способна достичь целей внешнего управления и обеспечить защиту кредиторов, которые в результате неэффективного управления не получат того, на что они имели право рассчитывать при немедленной ликвидации.

Как показывает практика рассмотрения дел о банкротстве, бесперспективное внешнее управление, с неизбежностью переходящее в конкурсное производство, не оставляет шансов конкурсным кредиторам на удовлетворение их требований, т. к. расходы внешнего управления, возникновение требований текущего характера значительно уменьшают конкурсную массу. По своей сути такое внешнее управление есть не что иное, как скрытая форма ликвидации, осложненная негативными правовыми последствиями.

Почему же на практике применение процедуры — финансового оздоровления, внешнего управления, реорганизации, зачастую заканчивается ликвидацией предприятия и лишь малом проценте случаев реальным восстановлением. Причин много, рассмотрим некоторые из них.

На деле функции финансового оздоровления сводятся к восстановлению платежеспособности должника, причем на достаточно жестких для него условиях, включающих необходимость исполнения обязательств, погашение требований кредиторов первой и второй очереди в течение шести месяцев и т.

д. При этом закон не предусматривает создания системы стимулов для потенциального инвестора в предоставлении должнику финансовых средств. В то же время совершенствование механизмов финансирования неплатежеспособного предприятия, для его реорганизации принципиально важно.

Так же следует рассмотреть и субъективный фактор. Центральной фигурой в деле о несостоятельности является арбитражный управляющий, который, в зависимости от стадии банкротства, может быть временным, административным, конкурсным управляющим

. В качестве арбитражного управляющего на утверждение суда представляются три кандидатуры из числа членов саморегулирующейся организации арбитражных управляющих. Например, проблема действующей процедуры внешнего управления, не позднее чем через месяц после утверждения, внешний управляющий обязан представить собранию кредиторов разработанный им план внешнего управления, который призван решить две взаимоувязанные задачи [5]:

  • организовать деятельность предприятия так, чтобы как минимум рассчитываться с кредиторами в процессе текущей хозяйственной деятельности;

  • мобилизовать средства, достаточные для того, чтобы в течение шести месяцев после окончания работы погасить задолженности, имевшиеся на момент введения внешнего управления.

Первым естественным порывом станет выделение финансовых ресурсов за счет сокращения затрат. Мера крайне малоэффективна и ведет не к упрочению бизнеса, а скорее к окончательной его деградации. Здесь нужно действовать с точностью до наоборот, идти от противного, и это будет более актуально и эффективно. Существуют объективные законы экономики, которые действуют постоянно, будь то кризис или спокойные годы экономического процветания. Так вот, эти законы не позволяют предпринимать типичные, якобы антикризисные меры без того, чтобы уменьшилась прибыль организации. Снижаются объем продажи и качество продукции, и, как следствие, клиенты утрачивают интерес к компании, конкуренты оттягивают потребителей на себя, процесс движется по нарастающей и в итоге приводит к коллапсу. Вроде бы все делали правильно, пытались спасти компанию, а получилось, как обычно, плохо. Специалисты по антикризисному управлению рекомендуют стремиться к увеличению прибыли, делать все возможное для роста конкурентоспособности компании, не ставя во главу угла расходы. Для этого понадобятся сильные маркетинговые ходы и тщательно продуманная стратегия.

Очевидно, что для внешнего управляющего, который может быть недостаточно осведомлен о специфике деятельности предприятия, указанные сроки вряд ли реалистичны.

Если рассматривать методики финансового анализа, применимые в делах о банкротстве, можно говорить о том, что на сегодняшний день нет корректной методики.

Исследования зарубежных ученых в области предсказания банкротства предприятий показывают, что из множества финансовых показателей можно выбрать лишь несколько полезных и более точно предсказывающих банкротство.

Применение зарубежных моделей к финансовому анализу отечественных предприятий требует осторожности, так как они не учитывают специфику бизнеса (например, структуру капитала в различных отраслях) и экономическую ситуацию в стране. В связи с чем возникает необходимость разработки отечественных моделей прогнозирования банкротства с учетом специфики отраслей и макроэкономической ситуации. Использование указанных моделей в российской практике возможно с учетом того, что в России иные, отличные от стран с развитой рыночной экономикой, финансовые условия, а именно темпы инфляции, условия кредитования, условия налогообложения и т. д.

Подводя итог всему выше сказанному, можно говорить о том, что практика дел о банкротстве сильно разниться с теорией. Все недочеты выявляются при рассмотрении реальных дел, и на них стоит обратить внимание при проектировании поправок к законодательству, а так же к делопроизводству. Ведь правильнее будет, если процедура банкротства ориентированная на финансовое оздоровление предприятия, а не на ликвидацию.

Литература:

  1. Антикризисное управление: Учебник. — 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. Э. М. Короткова. — М.: ИНФРА-М, 2005.

  2. Гаврилова В. Е. Банкротство в России: Вопросы истории, теории и практики: Учеб. пособие. — М.: ТЕИС, 2010.

  3. Ковалева О. В., Константинов Ю. П. Аудит: Учебное пособие / Под ред. О. В. Ковалевой. — М.: Приориздат, 2007.

  4. Курошева Г. М. Теория антикризисного управления предприятием: Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2002.

  5. Ликвидация (банкротство) юридических лиц: Практическое руководство/ Под общей ред. В. В. Семенихина. — М.: Эксмо, 2005.

  6. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ.

  7. Федорова Г. В., Учет и анализ банкротств. Учебное пособие. 2-е издан., М.: Омега-Л, 2008 г., 248 с.

Процесс – Основы банкротства | Суды США

Статья I, раздел 8, Конституции Соединенных Штатов уполномочивает Конгресс принимать «единые законы по вопросу о банкротстве». В соответствии с этими полномочиями Конгресс принял «Кодекс о банкротстве» в 1978 году. В Кодекс о банкротстве, кодифицированный как раздел 11 Кодекса Соединенных Штатов, с момента его принятия несколько раз вносились поправки. Это единый федеральный закон, который регулирует все дела о банкротстве.

Процессуальные аспекты процедуры банкротства регулируются Федеральными правилами процедуры банкротства (часто называемыми «Правилами банкротства») и локальными правилами каждого суда по делам о банкротстве. Правила о банкротстве содержат набор официальных форм для использования в делах о банкротстве. Кодекс о банкротстве и Правила о банкротстве (и местные правила) устанавливают формальные юридические процедуры для решения долговых проблем физических и юридических лиц.

В каждом судебном округе страны есть суд по делам о банкротстве. В каждом штате есть один или несколько округов. В стране насчитывается 90 районов банкротства. Суды по делам о банкротстве обычно имеют собственные офисы клерков.

Должностным лицом суда, имеющим право принимать решения по федеральным делам о банкротстве, является судья по делам о банкротстве Соединенных Штатов, судебный чиновник окружного суда Соединенных Штатов. Судья по делам о банкротстве может принять решение по любому вопросу, связанному с делом о банкротстве, например, о праве на подачу иска или о том, должен ли должник получить списание долгов. Однако большая часть процесса банкротства носит административный характер и проводится за пределами здания суда. В случаях, предусмотренных главами 7, 12 или 13, а иногда и в случаях, предусмотренных главой 11, этот административный процесс осуществляется доверенным лицом, назначенным для наблюдения за делом.

Взаимодействие должника с судьей по делам о банкротстве обычно очень ограничено. Типичный должник по главе 7 не появится в суде и не увидит судью по делам о банкротстве, если по делу не будет выдвинуто возражение. Должнику по главе 13 может потребоваться только предстать перед судьей по делам о банкротстве на слушании по утверждению плана. Обычно единственное официальное разбирательство, на котором должен присутствовать должник, — это собрание кредиторов, которое обычно проводится в офисе доверительного управляющего США. Это собрание неофициально называется «собрание 341», потому что раздел 341 Кодекса о банкротстве требует, чтобы должник присутствовал на этом собрании, чтобы кредиторы могли задать должнику вопросы о долгах и имуществе.

Фундаментальная цель федеральных законов о банкротстве, принятых Конгрессом, состоит в том, чтобы дать должникам финансовый «новый старт» от обременительных долгов. Верховный суд сделал это замечание о цели закона о банкротстве в решении 1934 года:

[Это] дает честному, но несчастному должнику… новую возможность в жизни и чистое поле для будущих усилий, не стесненных давлением и разочарованием ранее существовавшего долга.

Local Loan Co. против Ханта , 292 США 234, 244 (1934). Эта цель достигается за счет освобождения от банкротства, которое освобождает должников от личной ответственности по конкретным долгам и запрещает кредиторам предпринимать какие-либо действия против должника для взыскания этих долгов. В этой публикации описывается освобождение от банкротства в формате вопросов и ответов, обсуждаются сроки погашения, объем погашения (какие долги погашены и какие долги не погашены), возражения против погашения и отзыв увольнения. В нем также описывается, что может сделать должник, если кредитор попытается взыскать погашенную задолженность после завершения дела о банкротстве.

Кодексом о банкротстве предусмотрено шесть основных видов дел о банкротстве, каждый из которых рассматривается в данной публикации. Делам традиционно даются названия глав, которые их описывают.

В главе 7, озаглавленной «Ликвидация», рассматривается упорядоченная процедура под надзором суда, посредством которой доверительный управляющий принимает активы имущества должника, превращает их в денежные средства и распределяет между кредиторами при условии соблюдения права должника на сохранение определенного освобожденного имущества и права обеспеченных кредиторов. Поскольку в большинстве дел, предусмотренных главой 7, обычно имеется мало или совсем нет неподпадающего под освобождение имущества, фактической ликвидации активов должника может и не быть. Эти дела называются «делами без активов». Кредитор, имеющий необеспеченное требование, получит распределение из конкурсной массы только в том случае, если дело касается активов и кредитор подает доказательства требования в суд по делам о банкротстве. В большинстве случаев, предусмотренных главой 7, если должник является физическим лицом, он или она получает освобождение от личной ответственности за определенные подлежащие погашению долги. Должник обычно получает освобождение всего через несколько месяцев после подачи ходатайства. Поправки к Кодексу о банкротстве, принятые в соответствии с Законом о предотвращении злоупотреблений при банкротстве и защите прав потребителей от 2005 года, требуют применения «проверки нуждаемости», чтобы определить, имеют ли отдельные должники-потребители право на помощь в соответствии с главой 7. Если доход такого должника превышает определенный пороговых значений, должник может не иметь права на помощь в соответствии с главой 7.

Глава 9, озаглавленная «Урегулирование долгов муниципалитета», в основном предусматривает реорганизацию, очень похожую на реорганизацию в соответствии с главой 11. Только «муниципалитет» может подать заявление в соответствии с главой 9, которая включает города, а также деревни, округа, налоговые округа. , коммунальные службы и школьные округа.

Глава 11, озаглавленная «Реорганизация», обычно используется коммерческими предприятиями, которые желают продолжать вести бизнес и одновременно расплачиваться с кредиторами посредством утвержденного судом плана реорганизации. Должник по главе 11 обычно имеет исключительное право подать план реорганизации в течение первых 120 дней после подачи иска и должен предоставить кредиторам заявление о раскрытии информации, содержащее информацию, достаточную для того, чтобы кредиторы могли оценить план. В конечном итоге суд одобряет (утверждает) или не одобряет план реорганизации. В соответствии с утвержденным планом должник может уменьшить свою задолженность, погасив часть своих обязательств и погасив другие. Должник также может расторгнуть обременительные контракты и договоры аренды, вернуть активы и изменить масштабы своей деятельности, чтобы вернуться к прибыльности. В соответствии с главой 11 должник обычно проходит период консолидации и выходит с уменьшенной долговой нагрузкой и реорганизованным бизнесом.

Глава 12, озаглавленная «Урегулирование долгов семейного фермера или рыбака с регулярным годовым доходом», предусматривает облегчение бремени задолженности семейных фермеров и рыбаков с регулярным доходом. Процесс в соответствии с главой 12 очень похож на процесс в главе 13, в соответствии с которым должник предлагает план погашения долгов в течение периода времени – не более трех лет, если суд не утвердит более длительный период, не превышающий пяти лет. В каждом деле по главе 12 также есть доверительный управляющий, обязанности которого очень похожи на обязанности доверительного управляющего по главе 13. Выплата доверительным управляющим платежей кредиторам в соответствии с утвержденным планом согласно главе 12 аналогична процедуре, предусмотренной главой 13. Глава 12 позволяет семейному фермеру или рыбаку продолжать вести бизнес, пока план выполняется.

Глава 13, озаглавленная «Урегулирование долгов физического лица с регулярным доходом», предназначена для должника-физического лица, имеющего постоянный источник дохода. Глава 13 часто предпочтительнее главы 7, потому что она позволяет должнику сохранить ценный актив, такой как дом, и потому что она позволяет должнику предложить «план» погашения долга кредиторам в течение определенного времени — обычно от трех до пяти лет. Глава 13 также используется должниками-потребителями, которые не имеют права на помощь по главе 7 в соответствии с проверкой нуждаемости. На слушании по утверждению суд либо одобряет, либо не одобряет план погашения долга должника, в зависимости от того, соответствует ли он требованиям Кодекса о банкротстве для подтверждения. Глава 13 сильно отличается от главы 7, поскольку должник по главе 13 обычно остается во владении наследственным имуществом и производит платежи кредиторам через доверительного управляющего на основе ожидаемого дохода должника в течение срока действия плана. В отличие от главы 7, должник не получает немедленного погашения долгов. Должник должен завершить платежи, предусмотренные планом, до получения освобождения от ответственности. Должник защищен от судебных исков, арестов и других действий кредиторов, пока действует план. Списание также несколько шире (т. е. ликвидируется больше долгов) в соответствии с главой 13, чем списание в соответствии с главой 7.

Цель главы 15, озаглавленной «Дополнительные и другие трансграничные дела», состоит в том, чтобы предоставить эффективный механизм рассмотрения дел о трансграничной несостоятельности. В данной публикации обсуждается применимость Главы 15, когда должник или его имущество подпадают под действие законов Соединенных Штатов и одной или нескольких зарубежных стран.

В дополнение к основным типам дел о банкротстве, Основы банкротства содержат обзор Закона о гражданской помощи военнослужащим, который, среди прочего, обеспечивает защиту военнослужащих от вынесения заочного решения и дает суду возможность оставаться в силе. производство по военным должникам.

Эта публикация также содержит описание процедуры ликвидации в соответствии с Законом о защите инвесторов в ценные бумаги («SIPA»). Хотя Кодекс о банкротстве предусматривает процедуру ликвидации биржевого маклера, гораздо более вероятно, что обанкротившаяся брокерская фирма окажется вовлеченной в процедуру SIPA. Целью SIPA является возврат инвесторам ценных бумаг и денежных средств, оставшихся у несостоявшихся брокерских компаний. С момента своего создания Конгрессом в 1970 году Корпорация по защите инвесторов в ценные бумаги защищает инвесторов, размещающих акции и облигации в брокерских фирмах, гарантируя защиту имущества каждого клиента на сумму до 500 000 долларов США на каждого клиента.

Процесс банкротства сложен и опирается на такие юридические понятия, как «автоматическое приостановление», «разрешение», «исключения» и «принятие». Таким образом, заключительная глава этой публикации представляет собой глоссарий терминологии банкротства, в котором простыми словами объясняется большинство правовых понятий, применяемых в делах, возбуждаемых в соответствии с Кодексом о банкротстве.

Расходы на банкротство и структура капитала компании

Когда компании не могут выплатить свои долги, у них могут быть очень ограниченные возможности для своего будущего. Одним из таких вариантов может быть банкротство — юридический термин, используемый для описания процесса освобождения компании от ее долгов и других обязательств с предоставлением кредиторам возможности их погашения. Хотя это крайняя мера, банкротство может дать компаниям новый старт.

Банкротство обычно происходит, когда у компании гораздо больше долга, чем собственного капитала. Хотя заемные средства в структуре капитала компании могут быть хорошим способом финансирования ее операций, они сопряжены с рисками.

Читайте дальше, чтобы узнать больше о структурах капитальных затрат и о том, как на них влияют затраты на банкротство.

Ключевые выводы

  • Компании используют заемный и собственный капитал для достижения оптимальной структуры капитала для финансирования своей деятельности.
  • Финансирование за счет долга может снизить налоговые обязательства компании, но получение слишком большого долга может увеличить уровень риска для акционеров, а также риск банкротства.
  • Расходы на банкротство, включающие судебные издержки, могут подорвать общую структуру капитала компании.

Теория Модильяни-Миллера

Теория Модильяни-Миллера используется в финансово-экономических исследованиях для анализа стоимости различных компаний. Согласно теории, стоимость компании основана на ее способности генерировать доход, а также на риске ее базовых активов и не зависит от того, как она распределяет прибыль и как финансируются ее операции.

Согласно теории, компании, использующие заемное финансирование, более ценны, чем те, которые финансируют себя исключительно за счет собственного капитала. Это потому, что использование долга для управления своей деятельностью дает налоговые преимущества. Эти компании могут вычитать проценты по своему долгу, снижать свои налоговые обязательства и получать более высокую прибыль, чем те, которые полагаются исключительно на собственный капитал.

Капитальные сооружения

Компании могут использовать различные методы финансирования своей деятельности для достижения оптимальной структуры капитала. Лучший способ сделать это — иметь хорошее сочетание долга и собственного капитала, включая комбинацию привилегированных и обыкновенных акций. Эта комбинация помогает максимизировать рыночную стоимость фирмы при одновременном снижении стоимости капитала.

Как отмечалось выше, компании могут использовать заемное финансирование в своих интересах. Но по мере того, как они решают взять больше долга, их средневзвешенная стоимость капитала (WACC) — средняя стоимость после уплаты налогов, которую компании получают из источников капитала для собственного финансирования — увеличивается. Взятие все большего и большего долга не всегда является хорошей идеей, поскольку обслуживание долга может снизить рентабельность инвестиций (ROI) инвесторов. Это связано с тем, что более высокие процентные платежи уменьшают прибыль и денежные потоки, а также увеличивается риск дефолта.

Компания может достичь оптимальной структуры капитала, когда существует баланс между налоговыми льготами и стоимостью как заемного, так и акционерного финансирования. Традиционно заемное финансирование дешевле и дает налоговые льготы за счет выплаты процентов до налогообложения, но оно также более рискованно, чем долевое финансирование, и его не следует использовать исключительно.

Компания никогда не хочет использовать свою структуру капитала выше этого оптимального уровня, чтобы ее WACC была высокой, ее процентные платежи были высокими, а риск банкротства был высоким.

Обслуживание долга может снизить ожидаемую доходность инвестиций акционеров.

Расходы на банкротство

Более высокая стоимость капитала и повышенная степень риска могут, в свою очередь, увеличить риск банкротства. По мере того, как компания добавляет больше долга в структуру своего капитала, WACC компании увеличивается за пределы оптимального уровня, что еще больше увеличивает затраты на банкротство. Проще говоря, расходы на банкротство возникают, когда существует большая вероятность того, что компания не выполнит свои финансовые обязательства, потому что она решила увеличить свое заемное финансирование, а не использовать собственный капитал.

Оставить комментарий