Чем вызван кризис государства благосостояния: Государство всеобщего благосостояния — все самое интересное на ПостНауке

Кризис “общества всеобщего благосостояния”

Политика создания «государства всеобщего благоденствия» привела к благоприятным переменам. Уровень жизни в западных странах значительно возрос. Две трети их населения уже относились к среднему классу. Это были не только предприниматели, менеджеры, специалисты, но и квалифицированные рабочие. Но любое благо имеет свою цену.

Социальные программы финансировались из бюджета. Для его пополнения увеличивались налоги: и с доходов граждан, и с прибылей предприятий. Рост налогового бремени сокращал возможности компаний вкладывать деньги в расширение производства, модернизацию оборудования, внедрение новых технологий.

Значительно возросли расходы и на содержание госаппарата. Если государство усиливало своё вмешательство в социально-экономические отношения, значит, создавались новые органы управления – министерства, комитеты, комиссии, росла армия чиновников.

К тому же оказалось, что накормить голодных, дать крышу над головой бездомным, обеспечить стабильность – ещё не значит сделать всех счастливыми.

Для молодых людей, выросших в эпоху благополучия, оно (материальное благополучие) было вещью само собой разумеющейся. Они стремились к большей свободе, отказу от условностей, обязательных норм, которые навязывало им общество и государство.

В тысяча девятьсот шестьдесят восьмом году по странам Европы и Америки прокатилась волна молодёжных бунтов. Эти события даже называют «революцией шестьдесят восьмого года». Но революция предполагает наличие конкретных целей, более или менее чётких планов переустройства общества. Были ли они у молодых бунтарей? Познакомимся более подробно с событиями, которые происходили в это время во Франции, США и Италии.

Майские события 1968 года во Франции часто называют «Красным маем». Это связано не только с широким распространением идеологии классического социализма, который тоже казался молодёжи устаревшим и скучным.

Пример СССР и стран Восточной Европы, где было создано жёстко регламентированное общество, не особенно вдохновлял. Более популярны были идеи анархизма, отрицавшего любое государство как инструмент насилия над личностью. Привлекали внимание троцкизм и маоизм с их идеей перманентной (непрерывной) революции. Вот некоторые из популярных лозунгов тех дней.

·        Освобождение человечества будет всеобщим, либо его не будет.

·        Запрещать запрещено.

·        Мы не хотим жить в мире, где за уверенность в том, что не помрёшь с голоду, платят риском помереть со скуки.

Таким настроениям совсем не соответствовал авторитарный стиль руководства Шарля де Голля. С 1958 года он был президентом Франции. Конституция Пятой республики давала ему серьёзные полномочия: президенту подчинялась исполнительная власть.

Политика де Голля возвратила Франции статус великой державы – она стала государством с собственным ядерным оружием и космической программой. В течение десяти лет в стране происходил беспрецедентный экономический рост. Уровень жизни французов был одним из самых высоких в мире.

Но в то же время государство обладало монополией на телевидение и радио, свободными были лишь печатные СМИ. Отсутствовала автономия университетов, там действовали жёсткие внутренние уставы.

Послевоенный бум рождаемости к середине шестидесятых годов значительно увеличил число желающих поступить в вузы. Расходы государства на образование росли, но более медленными темпами. Аудитории университетов были переполнены, общежитий не хватало. Правительство решило ужесточить правила приёма в университеты. Всё это вместе взятое и вызвало взрыв недовольства студентов.

С февраля по апрель 1968 года во Франции произошло 49 крупных студенческих выступлений. Протесты перерастали в открытые столкновения с полицией. Национальный студенческий союз призвал к забастовке. 1 мая 100 тысяч человек вышли на улицы Парижа.

Кроме демократизации системы образования были выдвинуты требования возврата к сорокачасовой рабочей неделе (в это время она составляла 45 часов), расширения прав профсоюзов. Звучали также требования отменить постановление правительства о сокращении программы социального обеспечения.

6 мая на улицах Парижа начали появляться баррикады.

В ночь с 10 на 11 мая происходили уже не просто отдельные столкновения, а настоящие бои между студентами и бойцами спецподразделений. 13 мая профсоюзы призвали рабочих поддержать студентов. Франция была парализована двадцатичетырёхчасовой всеобщей забастовкой. В ней приняло участие около 10 миллионов человек.

Лишь в июне властям удалось переломить ситуацию. Но они вынуждены были выполнить большую часть требований. Была начата реформа высшего образования, увеличены пособия по безработице, выросла зарплата. Последние меры подхлестнули инфляцию и съели значительную часть золотого запаса Франции. Это стало первой ласточкой грядущего экономического кризиса. Шарль де Голль держался стойко, смог сохранить свою власть и вернуть жизнь страны в нормальное русло.

Но в апреле 1969 года он подал в отставку после того, как проиграл референдум о реформе системы местного самоуправления.

Поводами для массовых выступлений молодёжи в США послужили расовая дискриминация и война во Вьетнаме. Первая общенациональная акция протеста против вьетнамской войны произошла в октябре 1967 года. Её участники отказывались от призыва в армию. Кульминацией этого события стал «

поход на Пентагон».

В апреле 1968 года был убит Мартин Лютер Кинг, лидер движения за права чернокожих граждан США. По всей стране прокатилась волна массовых беспорядков. Волнения затронули, в том числе, такие крупные города, как Вашингтон, Чикаго, Балтимор.

В августе начались новые акции протеста в Чикаго. Они были приурочены к предвыборному съезду Демократической партии. Одним из главных организаторов этого выступления стало леворадикальное движение йиппи.

Йиппи призывали к переменам всех сторон жизни Соединённых Штатов. «Мы – это свободная Америка», – заявляли они в своём Манифесте. Первым пунктом их программы было прекращение войны во Вьетнаме, отмена воинской повинности и вывод всех военных баз из-за рубежа.

Отметим и такие требования, как прекращение дискриминации меньшинств, легализация так называемых «лёгких» наркотиков, охрана окружающей среды, реформа системы образования, свобода СМИ и сексуальная свобода и даже отмена денег. Последний пункт программы показателен: «Каждый может вписать сюда, что хочет».

И здесь, как и во Франции, чётко прослеживалась одна вещь. У молодёжи были какие-то конкретные требования, но в целом движение 1968 года – «бунт ради бунта», недовольство сложившейся моделью общества в целом. Неслучайно именно в это время начали развиваться крупнейшие протестные субкультуры молодёжи, не имевшие прямого отношения к политике: хиппи, панки, рокеры.

Наивысший подъём забастовочной борьбы в Италии приходится на 1969 год – «Жаркая осень шестьдесят девятого года». Так, в ноябре в стачках приняло участие 20 миллионов человек: рабочих, студентов, фермеров. Речь шла не только о повышении зарплат (хотя удалось добиться её рекордной прибавки). Участники движения были готовы к захвату политической власти, но для этого недоставало организованности.

События, о которых мы говорили, свидетельствовали, скорее о политическом и духовном кризисе западного мира. Они происходили в относительно благополучной с материальной, финансовой точки зрения, ситуации. Но не за горами было и серьёзное экономическое потрясение. Начало ему положил

энергетический (или нефтяной) кризис 1973 года.

После Второй мировой войны быстро росла зависимость развитых государств от ввоза нефти из стран «третьего мира». Все цифры, которые сейчас будут приводиться, не включают данные по социалистическим странам. Итак, в 1973 году 66 % мирового экспорта нефти приходилось на Ближний и Средний Восток. Чуть меньше 18 % – на Африку. 8 % – на Центральную и Южную Америку и 4,5 % – на Юго-Восточную Азию.

Почти половину продаваемой нефти покупали западноевропейские государства. До начала нефтедобычи на шельфе (со дна моря) собственных запасов этого важнейшего энергоресурса у них практически не было. Много нефти покупала Япония, которую природа также обделила полезными ископаемыми. Но более 10 % шло и в США, которые в общем-то могли обходиться и без импорта. Почему же не обходились?

Дело в том, что покупка нефти по сложившимся мировым ценам была гораздо выгоднее с финансовой точки зрения. В 1960-е – начале 1970-х годов цена за баррель нефти колебалась в районе трёх с половиной – четырёх долларов.

Название меры объёма для сыпучих и жидких продуктов «баррель» происходит от английского слова «бочка». Бочки бывают разные. Нефтяной баррель – это приблизительно 159 литров.

На сентябрь 2017 года цена барреля нефти на мировом рынке превышала 50 долларов США. А исторический максимум приходится на начало июля 2008 года – 143 доллара 95 центов за баррель.

Большую часть выгод от продажи нефти получал Международный нефтяной картель. В начале 1970-х он контролировал половину её добычи и 85–90 % продаж. Мощи картеля вполне хватало, чтобы поддерживать низкие закупочные цены. Но нефтедобывающие страны такое положение не устраивало.

В 1960 году была создана Организация стран-экспортёров нефти – ОПЕК.

ОПЕК стала вести активную борьбу в защиту национальных интересов своих членов. В 1971 году был подготовлен договор о том, что в течение 5 лет цены на нефть будут ежегодно расти на 4,5 %.

Но в октябре 1973 года ситуация кардинально изменилась. Началась очередная арабо-израильская война (Октябрьская война или война Судного дня). Страны Запада, прежде всего США, поддержали Израиль. И ответ арабских стран не заставил себя долго ждать. Шесть нефтедобывающих стран Персидского залива заявили о повышении цен на нефть на 70 %.

А затем было введено эмбарго на поставки нефти в США, Великобританию, Канаду, Нидерланды, Японию. В декабре 1973 года цена барреля нефти превысила 9 долларов, а в январе – феврале 1974 года достигла 23 %.

Это был сокрушительный удар по экономике западных стран. Относительно дешёвая энергия позволяла обеспечивать прирост производства в значительной степени за счёт экстенсивных факторов. (Вспомните, чем отличаются экстенсивный и интенсивный типы экономического роста). Теперь же пришлось задуматься об экономии. Во многих странах ограничивалась скорость движения на автомобилях, вводились лимиты на продажу бензина, сокращалось уличное освещение.

В Италии, например, все бары и рестораны должны были закрываться до одиннадцати часов вечера. В Англии отменялись трансатлантические авиационные рейсы. А США перешли на круглогодичное «летнее время».

Но безусловно в наибольшей степени пострадало производство. Сократился выпуск продукции в автомобильной, химической, целлюлозно-бумажной промышленности. Экономический кризис 1974–1975 годов – первое серьёзное потрясение, не связанное с войной, после Великой депрессии. Промышленное производство в капиталистических странах сократилось на 15 %, в 2–3 раза вырос уровень безработицы. Более всего пострадали Япония и ФРГ: спад в промышленности составил там 20 % и 22 % соответственно.

Особенностью этого кризиса была стагфляция – сочетание стагнации (застоя в производстве) и инфляции (роста цен). Раньше для рыночной экономики это было нехарактерно. Если спрос на продукцию ниже предложения, то и цены падают. Инфляция была обусловлена внешними причинами – ростом цен на нефть.

Ситуация, разумеется, была небезвыходной. Выход был найден – технологический переворот, широкое внедрение ресурсосберегающих технологий. Но экономическая политика, основанная на идеях Джона Кейнса (об активной регулирующей роли государства) затрещала по швам. Подтвердилась старая истина: когда государства в экономике слишком много, она становится менее поворотливой – слишком медленно реагирует на меняющуюся ситуацию.

Экономические потрясения середины 1970-х годов стали главной причиной неоконсервативных революций в странах Запада.

Но об этом поговорим отдельно. А пока попробуйте сформулировать причины кризиса «общества всеобщего благоденствия».

На всех не угодишь Почему создание государств всеобщего благосостояния приводит к экономическим кризисам: Госэкономика: Экономика: Lenta.

ru

Мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 годов и последовавшая за ним рецессия привели к сокращению социальных расходов по всей Европе. Где-то, как в средиземноморских странах, это вызывает регулярные акции протеста, где-то, как в Нидерландах, приводит к переосмыслению государственной идеологии. «Лента.ру» решила посмотреть, как зарождалась европейская идея государства всеобщего благосостояния в 1960-1970-х годах и как она пережила свой первый кризис в 1980-х: без учета опыта 30-летней давности невозможно понять, в каком направлении движется Европа, восстанавливающаяся после обвала ВВП.

Альтернатива «-измам»

Истоки происхождения идеи государства всеобщего благосостояния часто находят в социальных реформах Отто фон Бисмарка в Германской империи в конце 1880-х годов. Она была призвана увеличить поддержку правительства в широких слоях общества и составить противовес оппозиционным либеральным и социалистическим настроениям. Прогрессивное для того времени законодательство, которое предусматривало выплату пенсий и страхование от несчастных случаев на работе, позволило укрепить стабильность и приостановить массовый отъезд немецких рабочих в США. Преобразования Бисмарка, а в дальнейшем реформаторская деятельность британского премьера Дэвида Ллойд-Джорджа и итальянского политика Джованни Джолитти стали образцом буржуазного реформизма — попыток властных элит в начале XX века снизить напряжение в обществе с помощью государственного вмешательства. Успех реформистских инициатив, запущенных «сверху», показал, что капитализм поддается культивации, а классовые конфликты могут быть сглажены.

Совершенно иные задачи и масштабы встали перед западными — и прежде всего европейскими — правительствами после Второй мировой войны. В то время как Соединенные Штаты вышли из нее экономическим лидером, Старый Свет лежал в руинах, а коммунистическая альтернатива традиционному пути развития была едва ли не на пике популярности, как и внешнеполитический престиж Советского Союза. Европе требовалась такая модель, которая позволила бы сохранить преимущества капиталистической экономики, а также избежать соблазнов построения авторитарных режимов и копирования советского строя.

Наиболее полно модель государства всеобщего благосостояния на практике была реализована в скандинавских государствах — Норвегии, Дании, Финляндии, Исландии и Швеции. Выбранный ими путь развития иногда называют скандинавским социализмом, или «северной моделью». Однако сравнивать североевропейские государства с южными соседями не совсем корректно. Скандинавские страны меньше других пострадали во время Второй мировой войны, обладают гомогенным обществом и особой культурой, которая благоприятствует взаимодействию государства и общества.

На этом фоне и возникло государство всеобщего благосостояния (иногда его называют государством всеобщего благоденствия или социальным государством). Обычно под этим словосочетанием подразумевается модель государства с высоким уровнем социальных расходов. В такой экономической модели граждане получают значительную помощь со стороны властей или различных форм государственно-частного партнерства; в экономике доминирует госсектор, а уровень налогообложения граждан и бизнеса остается средним или выше среднего.

Государство всеобщего благосостояния никогда не было исключительно экономическим феноменом, сохраняя сильную идеологическую компоненту — его сторонники часто использовали нравственные аргументы в поддержку своих взглядов. Показательно, что один из инициаторов социальных реформ в Великобритании, либеральный политик Уильям Беверидж, еще в 1942 году выделил пять угроз, с которыми, по его мнению, британскому обществу предстояло столкнуться после войны. Среди них только одна имела доминирующую экономическую составляющую — это бедность. Другими четырьмя политик назвал болезни, невежество, ущербность и безделье. Бороться с ними Беверидж предлагал через социально-экономические преобразования, которые включали бы создание системы всеобщего здравоохранения, социальное страхование и борьбу с безработицей.

В 1950-е, а особенно в 1960-е и 1970-е годы европейские государства начали тратить все больше средств на поддержку высокого уровня жизни своих граждан (например, во Франции с 1951-го по 1981 год расходы на социальные нужды выросли с трети до половины всех бюджетных трат). Государство всеобщего благосостояния стало не просто реформированным капитализмом, а во многом действующей альтернативой как социализму и коммунизму, так и «традиционному» капитализму. Даже в США в начале 1960-х значительная часть общества, особенно прогрессивно настроенные демократы, выступала за построение государства всеобщего благосостояния.

Очевидно, что в каждой стране эта модель обладала своей спецификой и опиралась, в том числе, на местные традиции. В 1960-1970-х годах социальные реформы в различных формах были характерны для большинства западноевропейских государств. Однако наиболее показательными они были в Великобритании, ФРГ и Италии.

Взгляд изнутри

В практической плоскости государство всеобщего благосостояния зависело от экономического роста. Например, в ФРГ в 1950-е годы он достигал восьми процентов, а в 1960-е — 4,6 процента. В Великобритании показатели были скромнее — они достигали четырех-пяти процентов в 1950-1970-е, а в Италии в послевоенные годы экономика росла со средней скоростью 5,8 процента в год. Рост ВВП позволял правительствам этих европейских государств наращивать социальные расходы в духе кейнсианской доктрины. Она предусматривала прежде всего стимулирование спроса — считалось, что платежеспособное население будет активно покупать товары и услуги, тем самым способствуя экономическому росту.

Джон Мейнард Кейнс, автор концепции поддержки экономического роста через стимулирование спроса.

Фото: архив AP

Примерно в том же ключе действовал президент-демократ Франклин Рузвельт в США 1930-х годов, чтобы справиться с кризисом и выйти из Великой депрессии. Однако в европейских государствах по пути государственного регулирования экономики и социальной сферы пошли гораздо дальше, чем в Новом Свете. Европейцы не боялись наращивать расходы бюджета на социальные нужды, а в случае необходимости — национализировать целые отрасли экономики, как в Соединенном Королевстве поступили со здравоохранением после войны.

Поначалу экономическая модель государства всеобщего благосостояния работала превосходно, что отражалось как в макроэкономической статистике, так и на уровне жизни рядовых граждан. Например, в Великобритании за десять лет с 1951-го по 1961 год количество владельцев автомобилей выросло на 250 процентов, а в период с 1955-го по 1960-й средний ежегодный заработок увеличивался на 34 процента, в то время как стоимость потребительских товаров снижалась.

В бюджете ФРГ в 1950-1970-е годы доля социальных расходов возросла с 19,2 процента до 32,2 процента (.pdf). Куда более показательным, впрочем, был рост налогов, который и обеспечивал высокий уровень социальной поддержки. Если средние налоги в ФРГ 1950 года достигали 31,6 процента, то в 1975 году они уже составляли 42,7 процента (.pdf). Это позволило расширить круг получателей различных форм помощи как от государства, так и от различных форм частно-государственного партнерства, которое было развито в ФРГ. В частности, в 1974 году в обязательное медицинское страхование были включены фермеры, представители свободных профессий, студенты и инвалиды (.pdf).

Помимо роста бюджетных расходов и перенаправления их на социальные нужды, европейские правительства активно создавали новые ведомства и институты. В частности, в Великобритании в 1968 году на базе Национального бюро помощи (National Assistance Board) и нескольких сопутствующих ведомств было образовано Министерство здравоохранения и социальной защиты (Department of Health and Social Security). В его задачу вошло распределение помощи нуждающимся британцам. Несмотря на стабильные показатели роста ВВП после Второй мировой, в период с 1950-го по 1980-й год в Соединенном Королевстве количество получателей различных социальных пособий выросло с 1,5 до 3,3 миллиона человек. Рост количества британцев, нуждавшихся в помощи, стал первым признаком того, что при создании государства всеобщего благоденствия послевоенные правительства допустили какие-то ошибки.

В Италии государство социального благосостояния полностью оформилось чуть позже, чем в других европейских странах — лишь к концу 1970-х, с созданием всеобщей пенсионной системы. При этом специалисты заметили потенциальные уязвимости в итальянской системе социального обеспечения уже в 1960-е годы, когда начал накапливаться дефицит частных пенсионных фондов. Но в полной мере недостатки системы социальной помощи в Италии обнаружились в 1980-х и 1990-х годах, когда страна столкнулась с неблагоприятными изменениями экономической конъюнктуры.

Несложно заметить, что эта модель, привлекательная для широких слоев общества, в основе своей зависела от роста ВВП. Именно увеличение экономики позволяло наращивать социальные расходы и повышать зарплаты, что стимулировало спрос. Стоило исчезнуть экономическому росту — и над государством всеобщего благосостояния нависла угроза.

Правый поворот

Западноевропейские страны оказались уязвимы в том числе еще и потому, что являлись неотъемлемой частью мировой экономики. К 1970-м годам европейская промышленность столкнулась с конкуренцией со стороны не только США, но и Японии. Вдобавок конкурентоспособность европейских предприятий оказалась подорвана государственным регулированием и высокими налогами. Кроме того, в 1973 году ОПЕК резко повысила нефтяные цены, что оказало шоковый эффект на развитые государства, вызвав среди прочего рост безработицы. Западная Европа и США также были вынуждены пережить отложенные последствия длительного использования кейнсианской доктрины — высокую инфляцию.

Рост ВВП Великобритании в послевоенные годы

Ian Hopkinson/http://www.ianhopkinson.org.uk/2011/01/deficit-reduction-through-growth/

Совпадение высокой инфляции и безработицы получило название стагфляции. Это состояние экономики ранее было абсолютно неизвестным и на некоторое время обезоружило западный мир. Традиционный для кейнсианства подход — повышение социальных расходов — перестал работать, так как все выгоды для населения съедались ростом цен.

В то время как послевоенный экономический консенсус поощрял государственные расходы и борьбу с безработицей, выбранный для борьбы с кризисом неоконсервативный подход предписывал бороться с другими напастями — инфляцией, засильем государства в экономике, высокими налогами. Очевидно, что общество всеобщего благосостояния, которое зависело от государственного дирижизма и налоговых поступлений, было обречено как минимум на серьезные реформы.

Наиболее ярким примером правого поворота в Европе в 1980-е годы стала деятельность британского премьера Маргарет Тэтчер. Она серьезно ограничила в правах профсоюзное движение, сократила часть социальных расходов, способствовала приватизации ряда секторов экономики. Действия Тэтчер послужили образцом и для других европейских государств. При этом трансформация государства всеобщего благосостояния в каждой европейской стране опять-таки отличалась своей спецификой.

Наиболее последовательно неоконсерваторы действовали в Великобритании, гораздо менее активно — в ФРГ. По данным Бундесбанка, приватизация части государственных предприятий в Западной Германии позволила сократить долю государства в ВВП с 52 процентов в 1982 году до 46 процентов в 1990-м. Итальянский парламент в 1980-е обсуждал предложения по сокращению социальных расходов, но они касались лишь второстепенных статей. С 1983 года пациенты были вынуждены оплачивать до 15 процентов от стоимости прописанных лекарств, а затем размер компенсации был увеличен до 30 процентов. О неспособности Италии сократить социальные расходы свидетельствует тот факт, что к 1990 году социальные расходы там не только не уменьшились, но даже выросли за десять лет с 19,4 до 24,1 процента ВВП (.pdf).

Неизвестно, чем бы завершился неоконсервативный поворот для европейских государств, если бы не развал коммунистической системы в конце 1980-х, вызвавший тектонические сдвиги в политической сфере. Вместе с радикальной сменой политического ландшафта произошли и изменения в экономике, часть из которых, впрочем, не была связана с распадом СССР — например, компьютеризация и транснационализация. В результате всех перемен в начале и середине 1990-х годов был либерализован рынок труда, социальная мобильность населения повысилась, а уровень жизни вырос. Но самое главное заключалось в том, что с исчезновением СССР утратили всякую актуальность коммунистические идеи и социалистическая альтернатива капиталистическому обществу.

Государство всеобщего благосостояния оказалось временным решением, которое в своем традиционном воплощении не выдержало экономических, политических и идейных перемен. Уже в XXI веке привычные для этой модели высокие социальные расходы не могли не попасть под сокращение. Например, в Греции бюджетные траты формировали до 50 процентов ВВП, а пенсионерам гарантировалась пенсия, которая достигала 80 процентов от зарплаты, что было едва ли не самым высоким показателем для ЕС (.pdf). Неудивительно, что подобный уровень расходов для государства с задолженностью в 142,8 процента ВВП показался Брюсселю неприемлемым.

Тот факт, что концепция государства всеобщего благосостояния популярна и сегодня, легко объясним современной уязвимостью Евросоюза — в кризисные периоды идеи социальной поддержки всегда находят отклик. История этой экономической модели может помочь современным европейским странам, нашедшим баланс между социальной защищенностью и экономической гибкостью, избежать ошибок тридцатилетней давности. Новейшая история Европы показала, что государство всеобщего благосостояния просто невозможно без экономического роста, а наращивать «социалку» без увеличения ВВП пока так никто и не научился.

Будущее государства всеобщего благосостояния: кризисные мифы и кризисные реалии

. 2002;32(2):255-77.

doi: 10.2190/GJ9M-WUGX-DMJ2-35PA.

Фрэнсис Джи Каслс 1

принадлежность

  • 1 Департамент социальной политики, Эдинбургский университет, Шотландия. [email protected]
  • PMID: 12067031
  • DOI: 10.2190/GJ9M-WUGX-DMJ2-35PA

Замки Фрэнсиса Джи. Int J Health Serv. 2002.

. 2002;32(2):255-77.

дои: 10.2190/GJ9M-WUGX-DMJ2-35PA.

Автор

Фрэнсис Джи Каслс 1

принадлежность

  • 1 Департамент социальной политики, Эдинбургский университет, Шотландия. [email protected]
  • PMID: 12067031
  • DOI: 10.2190/GJ9M-WUGX-DMJ2-35PA

Абстрактный

Счета будущего государства всеобщего благосостояния часто представлены в терминах кризиса. Некоторые комментаторы определяют глобализацию как силу, которая уже привела к серьезному отступлению государства и, вероятно, приведет к дальнейшему сокращению государственного сектора. Другие считают, что будущее бремя старения населения создаст огромное давление на государственные расходы, которому можно противопоставить только повышенную экономию в большинстве областей расходов. Хотя оба сценария кризиса содержат элементы правды, анализ последних тенденций государственных расходов показывает, что оба они существенно преувеличены, поскольку представляют собой общие представления о возможных событиях в течение следующих двух или трех десятилетий. Однако незаметно для большинства комментаторов начинает давать о себе знать настоящий, долгосрочный кризис. Этот кризис возникает отчасти из-за демографического воздействия культурных преобразований на рынке труда, происходящих в течение нескольких десятилетий. Крайние сценарии возможных последствий в течение следующих 50–100 лет включают демографический взрыв, массовую миграцию, все более опасные вспышки правого популизма и, возможно, территориальный конфликт между развитыми и слаборазвитыми странами. Это не кризис государства всеобщего благосостояния, а скорее кризис, для которого государство всеобщего благосостояния может стать существенной частью ответа. Единственный способ, с помощью которого западные общества могут уменьшить влияние продолжающейся культурной трансформации рынка труда в будущем, — это перестройка институтов государства всеобщего благосостояния для решения этих новых проблем.

Похожие статьи

  • [«Солнечное» государство — утопия? (II). Исторические планы благосостояния между мечтой и реальностью в настоящее время.

    Мерц ДП. Мерц ДП. Versicherungsmedizin. 2010 1 июня; 62 (2): 90-4. Versicherungsmedizin. 2010. PMID: 20575480 Немецкий. Аннотация недоступна.

  • Глобализация капитала, государство всеобщего благосостояния и политика старости.

    Эстес К.Л., Филлипсон К. Эстес С.Л. и соавт. Int J Health Serv. 2002;32(2):279-97. дои: 10.2190/5TY7-PD68-QLD1-V4TY. Int J Health Serv. 2002. PMID: 12067032

  • Спекулятивный анализ социально-экономических влияний на изменение рождаемости в Китае.

    Ченг С. Ченг С. Asia Pac Popul J. 1991 Sep;6(3):3-24. Азиатско-Тихоокеанское население J. 1991. PMID: 12284857

  • Структурные изменения в принимающей стране и будущая трудовая миграция — пример Кувейта.

    Шах Н.М. Шах НМ. Int Migr Rev. 1995 Winter; 29(4):1,000-22. Международный миграционный обзор, 1995 г. PMID: 12291221

  • Политическая экономия государства всеобщего благосостояния в развитых капиталистических странах.

    Наварро В. Наварро В. Int J Health Serv. 1999;29(1):1-50. дои: 10.2190/9AFY-KQHL-BT6T-J7G4. Int J Health Serv. 1999. PMID: 10079396 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Кто больше тратит на борьбу с социальными рисками COVID-19 и почему?

    Но Х.С., Хан С.Х., Чой Ю.Дж. Но ХС и др. Int J Soc Welf. 2022 апр 20:10.1111/ijsw.12535. doi: 10.1111/ijsw.12535. Онлайн перед печатью. Int J Soc Welf. 2022. PMID: 35599724 Бесплатная статья ЧВК.

  • Разделение и повышенная жилая мобильность: сравнение по странам.

    Кулу Х., Миколай Дж., Томас М.Дж., Видал С., Шнор К., Уилларт Д., Виссер ФХЛ, Малдер К.Х. Кулу Х. и др. Eur J Popul. 2020 29 мая; 37 (1): 121-150. doi: 10.1007/s10680-020-09561-1. Электронная коллекция 2021 март. Eur J Popul. 2020. PMID: 33597837 Бесплатная статья ЧВК.

  • Структура для оценки структуры социального обеспечения и моделей предоставления услуг в области здравоохранения и социального обеспечения: тематические исследования двух известных регионов Италии.

    Лонго Ф., Нотарникола Э., Тасселли С. Лонго Ф. и др. BMC Health Serv Res. 2015 9 апр; 15:152. doi: 10.1186/s12913-015-0800-9. BMC Health Serv Res. 2015. PMID: 25886481 Бесплатная статья ЧВК.

  • Деторождение в партнерских отношениях в Австралии, США, Норвегии и Швеции.

    Томсон Э., Лаппегард Т., Карлсон М., Эванс А., Грей Э. Томсон Э. и др. Демография. 2014 Апрель; 51 (2): 485-508. doi: 10.1007/s13524-013-0273-6. Демография. 2014. PMID: 24399143 Бесплатная статья ЧВК.

  • Социальное отторжение, связанное со здоровьем, в Европе: многоуровневое исследование роли благотворительности.

    Салткел Т., Даль Э., ван дер Вел К.А. Saltkjel T, et al. Int J Equity Health. 2013 28 сент.; 12:81. дои: 10.1186/1475-9276-12-81. Int J Equity Health. 2013. PMID: 24073744 Бесплатная статья ЧВК.

термины MeSH

  • 90933
  • 3

    Ирландия: государство всеобщего благосостояния и кризис | Благосостояние и Великая рецессия: сравнительное исследование

    Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicWelfare and the Great Recession: A Comparative StudyPublic EconomicsBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicWelfare and the Great Recession: A Comparative StudyPublic EconomicsBooksJournals Термин поиска на микросайте

    Расширенный поиск

    • Иконка Цитировать Цитировать

    • Разрешения

    • Делиться
      • Твиттер
      • Подробнее

    Cite

    Daly, Mary,

    «Ирландия: государство всеобщего благосостояния и кризис»

    ,

    в Stefán ólafsson и других (Eds)

    ,

    Благосостояние и Великая рецессия: сравнительное исследование

    (

    Oxford,

    2019;

    онлайн Edn,

    Oxford

    6,

    , EDN,

    Oxford

    6,

    . 21 февраля 2019 г.

    ), https://doi.org/10.1093/oso/9780198830962.003.0007,

    , по состоянию на 11 февраля 2023 г.

    Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicWelfare and the Great Recession: A Comparative StudyPublic EconomicsBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicWelfare and the Great Recession: A Comparative StudyPublic EconomicsBooksJournals Термин поиска на микросайте

    Advanced Search

    Abstract

    В этой главе Мэри Дейли исследует тяжелый кризис в Ирландии. Кризису предшествовал продолжительный период быстрого экономического роста, однако перед рецессией финансовое положение страны ухудшалось. Когда это произошло, был принят жесткий подход жесткой экономии, продиктованный главным образом условиями финансовой помощи, которую Ирландия получила в 2010 году. В обмен на это финансирование Ирландия провела очень подробную программу реформ, в которой социальная политика и изменение налогообложения были приоритетными. Эти реформы предусматривали значительное сокращение социальных расходов и значительное сокращение всех пособий (кроме пенсий по старости) и услуг, что привело к увеличению бедности и лишений. Задолженность по жилищным вопросам также значительно увеличилась. Реформы также институционализировали гораздо более сильный подход к активизации. Помимо этого, в ирландском государстве всеобщего благосостояния не было серьезной реструктуризации, поэтому оно оказалось весьма устойчивым в период, когда социальное партнерство затмило собой, если не прекратило его существование.

    Ключевые слова: Ирландия, тяжелый кризис, меры жесткой экономии, бедность, лишения

    Предмет

    Государственная экономика

    В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

    Войти

    Получить помощь с доступом

    Получить помощь с доступом

    Доступ для учреждений

    Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

    Доступ на основе IP

    Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

    Войдите через свое учреждение

    Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

    1. Щелкните Войти через свое учреждение.
    2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
    3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
    4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

    Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

    Войти с помощью читательского билета

    Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

    Члены общества

    Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

    Войти через сайт сообщества

    Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

    1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
    2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
    3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

    Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

    Вход через личный кабинет

    Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

    Личный кабинет

    Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

    Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

    Просмотр учетных записей, вошедших в систему

    Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

    • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
    • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

    Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

    Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Оставить комментарий