Честь истинная и ложная рецензия – Сочинение: Честь истинная и ложная (Лихачев)

Сочинение: Честь истинная и ложная (Лихачев)

«Есть честь истинная и ложная» (Д.С. Лихачев)

На первый взгляд, утверждение Дмитрия Сергеевича Лихачева, известнейшего ученого, писателя и общест­венного деятеля, о существовании так называемой лож­ной чести кажется несколько странным и непонятным: не может быть честь, понимаемая как высшее достоинст­во человека, быть ложной. В этом случае, вероятно, ее уже можно называть бесчестьем. Но великий русский мыслитель XX века именно так трактует понятие чести, обозначая две возможные ее составляющие — истину и ложь. Попытаемся вслед за ученым понять, что есть честь истинная и ложная.

Обратимся к письму «Честь истинная и ложная» из известного сборника писем для юношества «Письма о добром». Д.С. Лихачев пишет: «…представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представ­ления наносят колоссальный вред обществу». Как по­нять это утверждение автора? Он говорит о так называе­мой «чести мундира», которая тяжелым грузом ложится на плечи чиновников. Однако писатель заставляет заду­маться: а действительно ли современным чиновникам и власть придержащим сложно соблюдать неписаные за­коны чести? Оказывается, практически невозможно! И когда того требуют обстоятельства, понимаемые автором как собственные корыстные интересы, тогда и появляет­ся искаженное современными бюрократами выражение «честь мундира». Именно она заставляет чиновников от­стаивать ложные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, сносить памятники культуры. Примеров подобного попрания чести довольно много. В этом нельзя не согласиться с Лихачевым: для современ­ных чиновников не существует понятия чести, для них есть лишь огромное желание скрыть свои недочеты и провалы, отстоять право и в дальнейшем жить и работать исключительно в собственных интересах, а не ради блага людей. Это честь ложная, которую следует называть и признавать бесчестьем.

А что же в понимании Лихачева истинная честь? От­вет автор дает простой и однозначный. Честь — это со­весть человека, то внутреннее мерило всего хорошего и дурного, которое не позволит оступиться и совершить что-либо дурное, безнравственное. И тогда будет уже не пресловутая «честь чиновничьего мундира», а просто честь — общечеловеческое понятие и принцип, в соответ­ствии с которым должна строиться жизнь порядочного человека.

Таким образом, можно сделать вывод: честь истин­ная — это совесть. Сегодня в бездуховном мире это поня­тие столь важно и значимо, что осознавать его должен каждый, кто считает себя человеком. Ложная честь — это неписаные правила солидарности чиновников, дейст­вующих в интересах государства и людей, а лишь из со­ображения собственных выгод и стремлений. Невозмож­но не восхищаться выводами русского мыслителя, на рубеже веков предупреждавшего о последствиях истин­ного и ложного понимания чести.

Здесь искали:
  • ложная честь примеры
  • текст честь истинная и ложная

sochineniye.ru

Академик Дмитрий Лихачев: “Честь истинная и ложная”: philologist — LiveJournal

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999) — советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН (АН СССР до 1991 года). Председатель правления Российского (Советского до 1991 года) фонда культуры (1986—1993). Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Ниже приведен фрагмент из книги: Лихачев Д.С. Письма о добром. – СПб.: Наука, Logos, 2006.

ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ

Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью. Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть “грызет”. Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется “честью мундира”. У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но “честь мундира” остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьется совестливое сердце.

“Честь мундира” заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами (“наша стройка важнее”) и т.д. Примеров подобного отстаивания “чести мундира” можно привести много. Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, “чиновничьей”) души.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
– в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

– в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
– в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

philologist.livejournal.com

Письмо десятое ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ. Письма о добром и прекрасном

Письмо десятое

ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ

Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью.

Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьется совестливое сердце.

«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т. д. Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много.

Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

public.wikireading.ru

Честь истинная и ложная. | Русулитка

Честь. Что это такое? Какой смысл мы вкладываем в это слово? Непросто ответить на эти вопросы. Я думаю, что честь – это чувство собственного достоинства, умение прожить жизнь по совести, не запятнать себя бесчестными поступками, побеждать в себе такие чувства, как зависть, ненависть, жадность, чтобы в конце жизни, подводя итоги, мог сказать, что прожил жизнь честно. Чтобы разобраться в том, что такое истинная и ложная честь, обратимся к примерам из художественной литературы.

Вспомним роман Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой произведения Пётр Гринёв живёт по законам чести, умеет вступиться за честь других людей. Вот он вызывает на дуэль Швабрина, который оскорбительно отозвался о Маше Мироновой, капитанской дочке. Гринёв не только любит Машу, но и уважает в ней человека, видит, что она девушка скромная, достойная, и готов защищать её от людей, посягающих на её честь. Даже когда Гринёва арестовали как пособника Пугачёва, он никому не говорит о причинах, по которым из Оренбурга без разрешения своих командиров отправился в Белогорскую крепость, занятую пугачёвцами, потому что не хочет, чтобы на суде звучало имя капитанской дочки.

Даже перед лицом смерти Гринёв не посрамил своей человеческой и воинской чести. Когда крепость захватил Пугачёв, молодой офицер не стал присягать самозванцу и, если бы не Савельич, был бы повешен.

«Береги честь смолоду» — таков эпиграф к роману Пушкина. И главный герой выполняет эту заповедь на протяжении всех событий, описанных в произведении. И читатель уверен, что и дальнейшую свою жизнь Гринёв проживёт достойно. Вот что такое честь истинная.

Для того чтобы разобраться, что такое ложная честь, обратимся снова к Пушкину, к его роману «Евгений Онегин». Перелистаем мысленно страницы, рассказывающие о дуэли Онегина и Ленского. Ленский оскорблён поведением Онегина, который на именинах Татьяны оказывает внимание невесте молодого поэта Ольге, танцует с ней, что-то нашёптывает ей. Легкомысленная девушка забывает о своём женихе. Онегин и Ленский – приятели. Онегин старше, умнее, опытнее. Он понимает ничтожность их ссоры, но не отказывается от дуэли. Мне кажется, это и есть ложная честь. Онегин боится за свою репутацию, тем более, что в дело вмешался старый дуэлянт Зарецкий, которого самого трудно назвать человеком чести. Теперь слухи об отказе от дуэли или примирении с Ленским разнесутся по всей округе. Онегина посчитают трусом, в обществе будут говорить о нём как о человеке, который не защитил свою честь. И бедный Ленский убит приятелем на дуэли. Ложная честь сыграла свою роль. Онегин не смог ей противостоять, хотя по-своему любил Ленского и понимал ничтожность их ссоры.

О многом заставляет задуматься художественная литература. В том числе и о том, как прожить жизнь, не путая понятий истинной и ложной чести.

Вернуться к списку: Сочинение по литературе

rusulitka.ru

Электронные учебники по русскому языку


О чести истинной и ложной ярко рассуждает Д.Лихачев в десятом письме книги «Письма о добром и прекрасном». Именно эти рассуждения я взял за основу своего сочинения. Лихачев пишет о том, что синонимом истинной чести является совесть, которая находится в подсознании человека, не дает ему успокоиться, «грызет» изнутри. Ложную же честь Лихачев называет «честью мундира». Это означает, что человек «при должности» часто поступает не по своим убеждениям, не по совести, а так, как требуют условия, инструкции. В этом случае часто личная выгода преобладает над чужими проблемами. 

Размышляя об истинной чести, я вспомнил известную российскую переводчицу Лилианну Лунгину. Ее воспоминания записал О.Дорман и опубликовал в книге «Подстрочник: Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана». Запомнился эпизод, где переводчица рассказывает о Клавдии Васильевне Полтавской, директоре школы, в которой училась девочка. В тяжелые годы репрессий, тотальной слежки Клавдия Васильевна в работе руководствовалась своими моральными принципами. Девочку, родителей которой арестовали, директор взяла жить к себе, дала ей возможность закончить школу. Полтавская приютила мальчика-беспризорника, подобрав его на улице, из нравственных соображений сказала всем, что это ее дальний родственник. Для Клавдии Васильевны важным было то, чтобы дети ей доверяли, не боялись ее. Одновременно она была строга с учениками. На мой взгляд, директор школы является примером истинной чести, потому что ее поступки никогда не шли вразрез с ее совестью. 
А вот примером ложной чести, по моему мнению, является начальник МТС Княжев из повести В.Тендрякова «Ухабы». Шофер грузовика вез попутчиков по плохой дороге. Вдруг машина перевернулась, и один из пассажиров получил серьезную травму живота. Княжев первым взялся за носилки и нес восемь километров по бездорожью истекающего кровью раненного. Добравшись до медпункта, он оставил носилки и приступил к своим должностным обязанностям. Когда стало понятно, что пострадавший находится при смерти, что счет идет на часы и минуты, обратились к Княжеву с просьбой выделить трактор для доставки молодого человека в район. Но начальник МТС категорически отказался давать распоряжение, ссылаясь на инструкции. Для бюрократа Княжева собственная значимость как стража закона оказалась выше человеческой жизни. Спустя несколько часов он все-таки выделил трактор, но не потому, что в нем проснулась совесть, а из-за страха партийного взыскания. Но время было потеряно, молодой человек по дороге в райцентр умер. Этот пример ярко иллюстрирует мысль о «чести мундира» Д.Лихачева. 
В заключение хочу сказать, что люди, которые поступают по совести, никогда не ждут аплодисментов и благодарностей, а делают добрые дела тихо и от души. Это их отличает от людей, чья честь является ложной. «Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо. Не за красивое спасибо услышавшего тебя рядом», – призывает певец Шура. И я с ним полностью согласен.

427 слов

Сочинение прислал пользователь сайта Никита Воротнюк. Посмотреть разбор сочинения на форуме >>>


mogu-pisat.ru

Конспект урока по русскому языку на теме “Публицистический стиль речи”

Тема. Публицистический стиль речи

Цели урока: Углубление знаний учащихся о публицистическом стиле речи, его назначении, основных жанрах публицистического стиля, совершенствование навыков публичного выступления. Знакомство с языковыми особенностями публицистического стиля речи. Развитие навыка анализа текста публицистического стиля речи.

Ход урока

I.Проверка домашнего задания

II. Изучение новой темы. Публицистический стиль речи.

Объяснение темы. Запись конспекта.

Публицистический стиль – это стиль, которым пользуются журналисты, общественные деятели. Это речь, рассчитанная на множество слушателей.

Сфера употребления – экономика, политика, наука, культура, спорт, криминал, быт. П.с. представлен в текстах газет, журналов, теле- и радиопередач, публичных выступлений.

Задачи речи – информационная и воздействующая. Обращение к злободневным проблемам общества (политическим, социальным, бытовым, философским).

Отличие от других стилей речи – оценочность, анализ, исследование проблем.

Основные свойства: стандартность и образность, логичность и эмоциональность, оценочность и доказательность, доходчивость и лаконичность.

Языковые средства. Нейтральная лексика (ситуация, событие), стандартные выражения (иметь значение, играть роль, поставить вопрос, здравый смысл, правовое государство) и метафоры, эпитеты, сравнения (пульс времени, солдаты удачи), высокая книжная (свершения, держава, созидание) и научная лексика (потребительская корзина, мониторинг) с разговорно-просторечной лексикой (бабки, крутой, зеленые), употребляются газетизмы – слова, сфера употребления которых газеты и журналы (гражданское согласие, плюрализм мнений, командная система, боевики), большое количество иностранных слов (спикер, имидж, хит), неологизмы (боевик – «террорист», думец – «депутат», авторитет – «глава преступной группировки»).

Морфология.

В отличие от научного и официально-делового стиля, для которых характерна некая отстраненность автора, в текстах п.с. всегда присутствует автор, речь часто ведется от первого лица и глаголы употребляются в первом лице.

Синтаксис

-простые предложения.

– неполные, без глаголов, предложения.

– риторические вопросы (что делать? кто виноват?)

– обращения (дорогой читатель).

– вводные конструкции (к сожалению, к счастью, по сообщению агентства).

– вопросительные, восклицательные предложения.

– инверсия (законы нужно уважать).

– членения предложения (Пригласил прийти. Завтра. Или послезавтра).

Жанры: заметка, репортаж, передовая статья, очерк, памфлет, фельетон, рецензия и др.

В заметке каком-либо интересном факте или явлении, а также событии общественной жизни. Основная черта заметки – информативность, изложение факта, но не анализ, не рассуждение по этому поводу.

В репортаже повествование соединяется с описанием. В репортаже главное отобрать наиболее характерные детали, использовать изобразительно-выразительные средства язык. В репортаже дается оценка, обобщение автора, его размышления.

Цель статьи – воздействовать на мысли и чувства читателей. Автор отбирает самые яркие факты. Основные черты – строгая логичность, образность, эмоциональность.

Рецензия (отзыв) помогает обозначить собственную точку зрения по тому или иному вопросу.

2) Стилистический анализ текста.

Текст

Небывалые морозы

Небывалые холода обрушились в нынешнем мае на Москву. Такой минусовой температуры столица не знала уже сто лет. Власти города решили включить отопление в учебных и просветительских учреждениях.

О том, что это текст публицистического стиля, говорит следующее:

Заголовок, который характерен для языка газет;

Сочетание стандарта и экспрессии:

а) стандартные обороты: власти города, учебные и просветительские учреждения;

б) эмоционально окрашенные языковые средства:

– слова, употребленные в переносном значении: обрушиться – стремительно напасть; столица – в значении жители столицы;

-разговорное слово нынешний;

– усилительная частица уже;

– местоимение такой для усиления степени признака;

– формы множественного числа морозы и холода, которые подчеркивают интенсивность природных явлений.

3) Анализ языковых средств

1.Как создается выразительность следующих газетных заголовков?

Время старта изменить нельзя.

С миру по строчке.

Все может магия.

Вологодские вечера.

Ученье – свет. Но за свет платить нечем.

Что? Где? Почем?

Эфир все стерпит?

Есть только мы между прошлым и будущим.

В Кремле объявлен перекур.

Выразительность заголовков определяется тем, что основой их создания послужили фразеологизмы, названия популярных песен, известных кинофильмов

III. Закрепление. Проверка умения выявлять лексические, морфологические и синтаксические  особенности публицистического стиля речи.                      

                                                     

                      Честь истинная и ложная

    Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать не некоторые различия между совестью и честью.

    Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком

преувеличенной. Но представления о чести бывают совершенно ложными, эти ложные представления  наносят колоссальный ущерб государству. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему

обществу явление, как понятие дворянской чести, «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри его уже не бьется совестливое сердце.

     «Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать  ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее»). Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много. Честь истинная     – всегда в соответствии с совестью.

      Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.

                             

                                                           Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном.

 Образец выполнения творческого задания:

           Текст Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном» относится к публицистическому стилю речи, так как, во-первых, в нем раскрываются такие важные нравственные понятия, как честь и совесть; во-вторых, цель текста – раскрыть отношение автора к проблеме истинной и ложной чести; в-третьих, в данном тексте используются свойственные этому стилю языковые особенности.

     Лексические особенности: в тексте преобладает общественная и нравственно – этическая лексика (честь, совесть, ущерб государству, «честь мундира», дворянская честь). Лексические повторы слов (честь, совесть) являются средством связи предложений. А антонимы (честь истинная и ложная) подчеркивают

остроту поднятой в тексте проблемы.

    Морфологические средства, подтверждающие принадлежность текста к публицистическому стилю, заключаются в использовании отвлеченных имен существительных ( различие, стремление, явление), наречий со значением меры и степени (совершенно ложными, явно неудачных строек), указательных местоимений (такое явление, как).

     Синтаксические особенности текста: используются однотипные (параллельные) конструкции (Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной…). Неполные предложения  помогают почувствовать уверенность автора в точности высказываемых им предположений. В тексте часто используются вводные конструкции, оформленные с помощью скобок. Они используются с целью уточнения мысли автора.

       Все это убеждает нас в том, что данный текст действительно относится к публицистическому стилю речи.

IV. Подведение итогов

– Что общего у научно – популярного и публицистического стиля речи?

(Информативность, общие жанры (статья, выступление) раскрытие проблемы в форме рассуждения, логичность, достоверность, использование общественно –

политической лексики.)

– Чем они различаются?

 (Публицистическому стилю, в отличие от научно – популярного стиля, свойственна образность, эмоциональность, оценочность).

– Какие особенности публицистического стиля вы знаете?

-Что вы считаете наиболее важным в публицистическом стиле речи?

V. Домашнее задание

Напишите устное выступление, выбрав интересную для вас тему:

Определяет ли деньги жизнь человека?

Что определяет успех в жизни: трудолюбие, талант или случай?

Легко ли быть молодым?

Надо ли стремиться к славе?

К чему надо больше стремиться – к славе или богатству?

Чтобы успешно выступать, очень важно овладеть различными способами подготовки. Прежде всего необходимо сформулировать цель своего выступления, определить, что и как придется говорить. После этого составляется краткий план или рабочие материалы. Записать фактические данные, основные положения выступления. Полезно также прорепетировать свою речь.

Выступающий должен прибегать к определенным ораторским приемам и средствам, помогающим донести до слушателей основное, главное, убедить их в чем-то, воздействовать на чувства. К таким приемам относится оригинальное начало, чёткое определение вопроса и задачи высказывания, выделение голосом главного, основной мысли высказывания, привлечение ярких примеров и цитат для подтверждения основных положений высказывания, использование сравнений, противопоставлений, аналогий и др.

Раздаточный материал

Публицистический стиль – это стиль, которым пользуются журналисты, общественные деятели. Это речь, рассчитанная на множество слушателей.

Сфера употребления – экономика, политика, наука, культура, спорт, криминал, быт. П.с. представлен в текстах газет, журналов, теле- и радиопередач, публичных выступлений.

Задачи речи – информационная и воздействующая. Обращение к злободневным проблемам общества (политическим, социальным, бытовым, философским).

Основные свойства: стандартность и образность, логичность и эмоциональность, оценочность и доказательность, доходчивость и лаконичность.

Языковые средства. Нейтральная лексика, стандартные выражения (иметь значение, играть роль, поставить вопрос, здравый смысл, правовое государство) и метафоры, эпитеты, сравнения (пульс времени, солдаты удачи), высокая книжная (свершения, держава, созидание) и научная лексика (потребительская корзина, мониторинг) с разговорно-просторечной лексикой (бабки, крутой, зеленые), употребляются газетизмы – слова, сфера употребления которых газеты и журналы (гражданское согласие, плюрализм мнений, командная система, боевики), большое количество иностранных слов (спикер, имидж, хит), неологизмы (боевик – «террорист», думец – «депутат», авторитет – «глава преступной группировки»).

-простые предложения.

– неполные.

– риторические вопросы (что делать? кто виноват?)

– обращения (дорогой читатель).

– вводные конструкции (к сожалению, к счастью, по сообщению агентства).

– вопросительные, восклицательные предложения.

– инверсия (законы нужно уважать).

– членения предложения (Пригласил прийти. Завтра. Или послезавтра).

Жанры: заметка, репортаж, передовая статья, очерк, памфлет, фельетон, рецензия и др.

В заметке каком-либо интересном факте или явлении, а также событии общественной жизни. Основная черта заметки – информативность, изложение факта, но не анализ, не рассуждение по этому поводу.

В репортаже повествование соединяется с описанием. В репортаже главное отобрать наиболее характерные детали, использовать изобразительно-выразительные средства язык. В репортаже дается оценка, обобщение автора, его размышления.

Цель статьи – воздействовать на мысли и чувства читателей. Автор отбирает самые яркие факты. Основные черты – строгая логичность, образность, эмоциональность.

Рецензия (отзыв) помогает обозначить собственную точку зрения по тому или иному вопросу.

  1. Стилистический анализ текста. Образец.

Небывалые морозы

Небывалые холода обрушились в нынешнем мае на Москву. Такой минусовой температуры столица не знала уже сто лет. Власти города решили включить отопление в учебных и просветительских учреждениях.

О том, что это текст публицистического стиля, говорит следующее:

Заголовок, который характерен для языка газет;

Сочетание стандарта и экспрессии:

а) стандартные обороты: власти города, учебные и просветительские учреждения;

б) эмоционально окрашенные языковые средства:

– слова, употребленные в переносном значении: обрушиться – стремительно напасть; столица – в значении жители столицы;

-разговорное слово нынешний;

– усилительная частица уже;

– местоимение такой для усиления степени признака;

– формы множественного числа морозы и холода, которые подчеркивают интенсивность природных явлений.

  1. Стилистический анализ текста

Честь истинная и ложная

    Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать не некоторые различия между совестью и честью.

    Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком

преувеличенной. Но представления о чести бывают совершенно ложными, эти ложные представления  наносят колоссальный ущерб государству. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему

обществу явление, как понятие дворянской чести, «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри его уже не бьется совестливое сердце.

     «Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать  ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее»). Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много. Честь истинная     – всегда в соответствии с совестью.

      Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.

                              Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном.

infourok.ru

Академик Дмитрий Лихачев: “Честь истинная и ложная”

Оригинал взят у philologist в Академик Дмитрий Лихачев: “Честь истинная и ложная”Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999) — советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН (АН СССР до 1991 года). Председатель правления Российского (Советского до 1991 года) фонда культуры (1986—1993). Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Ниже приведен фрагмент из книги: Лихачев Д.С. Письма о добром. – СПб.: Наука, Logos, 2006.


ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ

Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью. Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть “грызет”. Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется “честью мундира”. У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но “честь мундира” остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьется совестливое сердце.

“Честь мундира” заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами (“наша стройка важнее”) и т.д. Примеров подобного отстаивания “чести мундира” можно привести много. Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, “чиновничьей”) души.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
– в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

– в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
– в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

solvaigsamara.livejournal.com

Оставить комментарий