Что делать на лекции: Что делать студентам на лекции?

Содержание

16 советов от трех серийных лекторов. Leader-IT events #2 / Хабр

В феврале мы выясняли секреты крутого митапа. В этот раз попросили поделиться советами трех хорошо знакомых Хабру лекторов (Кирилла Анастасина, Вячеслава Уточкина и Евгения Жданова). За их плечами сотни публичных выступлений, и им есть чем поделиться.

Говорили про выбор времени, длительность, контент, подстраховку и прочие важные вещи. В итоге у нас опять набралось 16 пунктов.

Кто делился с нами опытом

Кирилл Анастасин, создатель одноименной cтудии, отдела презентаций Яндекса, комиксов Komikaki и мема про ногу Акинфеева. Кирилл не первый год тренирует спикеров для крупнейших IT-конференций, много выступает сам, а также ведет несколько каналов в Telegram и соцсетях.

Вячеслав Уточкин, директор образовательных программ по игровой индустрии в Высшей школе бизнес-информатики НИУ ВШЭ. Через нашу платформу при его непосредственном участии регулярно проводятся технологические лекции и митапы по геймдеву и разработке, куда приглашаются интересные спикеры.

Евгений Жданов, ведущий эксперт Управления научных исследований и инноваций ЯрГУ. Только через наш Leader-ID он провел более двух сотен общественных лекций.


Онлайн / офлайн

Прежде чем говорить о конкретике, определимся с фокусом. Наши советы применимы как к онлайн-, так и к офлайн-мероприятиям. Но в сложившихся условиях мы сделали акцент именно на онлайне — на вебинарах.

На фоне классических лекций вебинары имеют ряд особенностей. С одной стороны, на них могут приходить люди из других регионов, которые иначе физически не смогли бы присутствовать. А с другой стороны, спикерам сложнее читать лекцию в пустоту. Во время привычных аудиторных мероприятий они мгновенно получают обратную связь, здесь же и ощущения, и формат подготовки совсем иные. Есть различия и в так называемом нетворкинге. Офлайновые мероприятия часто обслуживаются кейтерингом, чтобы за кофе или другим напитком люди, заинтересованные в тематике лекции, общались между собой, расширяли свой круг контактов. Увы, в онлайне доступны лишь общие чатики.

Несмотря на различия, есть у этих форм выступлений перед аудиторией и общие черты. Поэтому далее, если нет оговорки о формате, будем считать, что совет относится к обеим ситуациям.

Совет 1. Определите цель и аудиторию

Сначала отметим пару капитанских вещей, которые нужны для полноты картины.

Любая лекция, как в офлайне, так и в онлайне, должна иметь цель, правда, совершенно не обязательно с коммерческими корнями. Возможно, это обучение, и в этом случае корректнее будет говорить не о цели как таковой, а о том, какую задачу поможет решить изложенный в лекции материал (какими знаниями и навыками должен будет обладать слушатель по итогу). Успех мероприятия можно будет оценить по тому, достигнута ли эта цель в конечном итоге.

Цель во многом определяет аудиторию, перед которой предстоит распинаться. Лучше, если у аудитории будет приблизительно одинаковый уровень подготовки. Иначе может возникнуть неприятная ситуация, когда трети слушателей лекция непонятна, а еще треть считают время потраченным впустую, поскольку излагаются очевидные вещи.

Кирилл Анастасин:

«Ты не сможешь одинаково интересно рассказывать и для выпускника детского сада, и для кандидата наук одновременно. Группа должна быть цельная — с одинаковым уровнем знаний и понимания. Можно и входное тестирование делать, если речь идет о целом обучающем курсе. Но ради одной лекции это вряд ли имеет смысл».

Совет 2. Про контент

Люди тратят свое время, чтобы узнать что-то полезное для себя. Поэтому при подготовке на контенте следует сосредоточиться по максимуму.

Если в подготовке лекции участвует несколько человек, на этом этапе важно обсудить ожидания — не просто тему, о которой будет рассказывать спикер, а то, как организаторы и спикер видят весь процесс. Надо определить основные пункты, которые предполагается раскрыть, ведь хороший контент надо еще правильно подать.

Евгений Жданов:

«Спикер может быть глубоким профессионалом в своей области, но если он неинтересно рассказывает, аудитории лекция не понравится. Нужно ориентироваться на интересы и уровень слушателей, а также на ораторские навыки спикера».

Совет 3. Про время

Грамотно выбранное время проведения мероприятия, конечно, не обеспечит успех, но защитит от возможного провала.

Кирилл Анастасин:

«Неправильно подобранная дата погубит мероприятие. Однажды я пытался провести занятие перед майскими праздниками. Не учел, что многие люди уезжали в отпуска заранее. В итоге пришлось все отменить, потому что количество желающих прийти было невелико».

До того как объявлять дату, рекомендуем узнать, не проходит ли в это же время каких-то крупных отраслевых мероприятий. С массовым переходом в онлайн конференции и форумы стали растягиваться на несколько дней и даже недели. Такое наслоение по датам может отвлечь аудиторию от вашего рассказа, даже если по времени вы не совпадаете. Сложно послушать несколько осмысленных лекций за один день.

В выборе удобного времени суток для проведения лекции лучше положиться на собственные знания о слушателях.

Вячеслав Уточкин:

«По моим наблюдениям, с утра на лекции приходит меньше народу, чем вечером. Но тут все зависит от целевой аудитории».

Совет 4. Про длительность

Вячеслав Уточкин:

«Считается, что оптимальная длительность — как на TED: до получаса вместе с вопросами. Но наши лекции отличаются по формату, они более специализированные. Я вообще не любитель поверхностных лекций. Мне кажется, они должны нести какую-то понятную пользу человеку, который выделяет на нее время, структурированный пакет знаний. Поэтому я стараюсь делать доклады на 45 минут, предусматривая еще 15 минут вопросов и ответов».

Если материала много, лучше запланировать цикл лекций. Конечно, организовать его сложнее, зато, если цикл получится интересным, это поможет упростить привлечение аудитории ко второй и последующим лекциям.

Евгений Жданов:

«Серийные лекции формируют определенное сообщество. Если собрать весь материал в один рассказ на 2–3 часа, то люди начнут выходить из зала или отключаться (если мы, конечно, не говорим о каких-то стратегических сессиях и проектной работе, где люди взаимодействуют в команде заинтересованных коллег). А в серии лекций есть возможность разбить материал на комфортные 45-минутные лекции, снизив нагрузку, и аудитория уже знает, чего ждать».

Совет 5. Про выбор площадки для офлайновой лекции

Формула хорошей площадки описана уже не раз.

Вячеслав Уточкин:

«Она должна соответствовать целям, которые вы ставите перед своей лекцией. Например, если вы выступаете перед какой-то элитной закрытой аудиторией, то и площадка — ее оформление, расположение и т.п. — должна соответствовать заявленной планке».

Не забудьте про:

  • удобные кресла;
  • проветривание;
  • нормальный звук;
  • отсутствие засветки изображения с проектора.

Лекция в одной из Точек. Фото: Евгений Жданов

Совет 6. Позаботьтесь о технической платформе для вебинара

Говоря о выборе платформы для вебинаров, обычно сравнивают функционал. Но гораздо важнее, что техническая платформа должна быть удобна целевой аудитории и учитывать ее особенности. Грубо говоря, если все используют iPhone, то и платформа должна работать под iPhone.

А если аудитория — это персонал компании с серьезной системой безопасности, то платформа как минимум не должна этой безопасностью блокироваться.

Вячеслав Уточкин:

«Для выбора платформы вебинаров мы проводили опрос целевой аудитории, каким из вариантов им было бы удобнее пользоваться. Исходя из их ответов, мы приобрели подписку на Zoom для проведения небольших вебинаров. А вот большую аудиторию — порядка 1000 человек — удобнее подключать к трансляции на YouTube. В этом случае во встрече Zoom участвуют только спикеры и поток данных автоматически отправляется на YouTube. В теории можно параллельно стримить на Facebook и другие площадки, но я придерживаюсь мнения, что лучше, когда все собрано в одном месте».

Даже если запись вебинара не планируется никуда выкладывать, ее стоит вести средствами платформы, чтобы потом просмотреть и подумать над ошибками: где можно было мысль раскрыть глубже или, наоборот, не отвлекаться на примеры. Это тоже разновидность обратной связи.

Трансляции и ретрансляции вебинаров в сторонние сервисы — это самостоятельный процесс, за которым в идеале должен следить отдельный человек, чтобы спикер не отвлекался. Хотя, конечно, подготовить простой вебинар можно и в одиночку.

Совет 7. Не тащите принципы организации офлайновой лекции в онлайн

Мы привыкли воспринимать офлайновые лекции в комплекте с презентациями из слайдов. Со статичного слайда с несколькими текстовыми буллетами мы переводим взгляд на спикера, который зажигает своей харизмой, так что лекция не кажется скучной. Многие ведущие вебинаров переносят практику презентаций со скучными слайдами и на онлайн. Но прямая попытка копировать здесь работает не лучшим образом, поскольку спикер в маленьком окне уже не так завораживает.

Кирилл Анастасин:

«Много ли вы знаете популярных видеоблогеров, которые бы пользовались слайдами? Я считаю, стоит учиться у тех, кто действительно давно живет в онлайне и уже научился взаимодействовать со своей аудиторией.
Не надо переносить в онлайн стандартные парадигмы, по которым мы работаем в офлайне. Онлайн — это другая среда, которая может решать ту же задачу, но иными инструментами. Здесь мы не можем вживую работать с аудиторией. Поэтому онлайн должен быть более динамичным, более развлекательным и интерактивным».

Совет 8. Про картинку и звук у спикера

Фактически картинка и звук в вебинаре — это те же звук и свет у доски в лектории, но со своими техническими особенностями.

Чтобы спикера было нормально слышно, предусмотрите наушники и микрофон. Лучше использовать проводные, поскольку Bluetooth-подключение начинает отваливаться в самый неподходящий момент. Уровень звука и настройки микрофона стоит проверить заранее.

Чтобы спикера было хорошо видно, лучше раздобыть дополнительный свет и обеспечить какой-то задний фон — без помойки и свисающих с потолка маек. Также спикеру лучше не садиться так, чтобы свет бил в камеру из-за спины, иначе аудитория будет вынуждена час смотреть на черный силуэт. Антураж можно сделать даже из подручных средств, сидя на самоизоляции. Можно оформить уголок, в котором будет не стыдно показаться на камеру.

Одежда спикера должна соответствовать ситуации.

Кирилл Анастасин:

«Чтобы чувствовать себя в тонусе, я бы рекомендовал одеться полностью, как на офлайновое выступление, то есть не ограничиваться только рубашкой по принципу «ниже пояса все равно будет не видно». Такие полумеры расхолаживают. И вдруг вам придется встать перед камерой? Трусы в кадре будут выглядеть не очень хорошо. Кстати, некоторые спикеры предпочитают работать стоя, поскольку так голос звучит по-другому, да и жестикуляция отличается. Формат вебинара этого не запрещает. Достаточно поставить ноутбук на любую подставку — да хоть на стопку книг — и отойти на метр».

Совет 9. Иногда лучше в записи

Кирилл Анастасин:

«Когда люди пытаются делать все только живьем — это однобокий подход. Онлайн предоставляет массу альтернативных вариантов, и ими нужно пользоваться. Нет смысла гоняться за живыми трансляциями, поскольку аудитория все равно смотрит вебинар не совсем вживую. Можно заранее распространить какой-то лекционный материал, подав его в форме видеомонолога со стороны спикера или даже в виде текстовых статей, а вебинары устраивать по накопленным вопросам. Так на них точно придут только те, у кого эти вопросы имеются».

Если вы сделаете запись лекции и выложите ее на YouTube, возможно, ваша аудитория воспримет ее лучше?

Совет 10. Позаботьтесь о рассылках и уведомлениях

В преддверии мероприятия нужно подогревать к нему интерес, отсчитывая назад время до выбранной даты. Первый раз говорить о планах стоит за 3–6 недель. Однако в этот момент реакция на уведомления будет скорее пассивная. Чем ближе к делу, тем больше стоит добавлять огонька в своей маркетинговой активности. А основную атаку по всем фронтам можно начать дней за 10–14. Менее чем за 5 дней активно анонсировать уже бессмысленно — для молодой аудитории это минимальный срок построения планов.

Евгений Жданов:

«По нашей практике, если на очную лекцию записалось 40 человек, то без напоминания на нее придет в лучшем случае 17. Если напомнить, то до лекции дойдет уже 25–29 человек».

Если это вебинар, то лучше напомнить также в день трансляции (и непосредственно перед ее началом, выслав ссылку для подключения минут за 5 до старта).

Кирилл Анастасин:

«Я сейчас провожу с родителями и детьми уроки рисования. Накануне я напоминаю им о том, как мы будем проводить занятия и что надо иметь при себе для участия».

Если лекция или вебинар формируют серию для одной и той же аудитории, то такой масштабной маркетинговой атаки не требуется — начинать рассылать напоминания можно и за 3 дня.

Евгений Жданов:

«Рассылая уведомления, надо постоянно следить за наполняемостью мероприятия (в сравнении с ожидаемой). Это важно как в коммерческих, так и к некоммерческих проектах. К примеру, мы договариваемся со спикерами бесплатно. Одна из составляющих хорошей коммуникации с ними — это аудитория, и вряд ли у нас получится выстроить плодотворные и долгосрочные взаимоотношения со спикером, если на его вебинар зарегистрируются только полтора человека. Поэтому за количеством регистраций надо следить с самого начала и усиливать работу, если видим, что не добираем».

Совет 11. Репетируйте несколько раз

Чтобы предусмотреть возможные проблемы, лучше заранее протестировать лекцию. Это касается как тестового прогона очной лекции, так и пробного включения вебинара. В онлайн-версии, кстати, стоит провести репетицию со спикером в то же время суток, когда запланирован сам вебинар. И настоятельно рекомендуется использовать те же самые устройства, с которых потом будет идти трансляция.

Наши эксперты рекомендуют начинать трансляцию пораньше на ограниченный круг людей. Это позволяет выявить проблемы с настройками и т.п. К примеру, можно обнаружить, что звук спикера много тише, чем ожидалось (и это было незаметно на созвонах тет-а-тет).

Кирилл Анастасин:

«Включение в эфир заранее — очень хорошая практика. Иногда подключение может занять больше, чем ожидалось. Возможно, придется перегрузиться или даже обновиться, перезайти с помощью другого браузера, чтобы заработали все функции платформы, перезагрузить модем. Для себя я оставляю как минимум 15 минут на решение подобных проблем, но новичкам, а также тем, кто переходит на какие-то новые инструменты, я бы рекомендовал закладывать минут 25–30. Если все работает, заполнить пустоту в эфире можно заставкой, на которой указано, во сколько начнется вебинар».

Тестовое включение перед вебинаром. Фото: Анна Соколова

Совет 12.

Подготовьте технический план Б на случай мелких неувязок

Жалобы слушателей на технические сложности по итогам проведенного вебинара встречаются довольно часто. Изображение спикера может быть засвечено, его может быть плохо слышно или сам спикер говорит: «Ой, я не понимаю, как это сделать». Все это отвлекает внимание зрителей от основной темы. Следует продумать, как себя вести в подобных ситуациях, откуда взять резервную презентацию или даже резервного спикера.

Евгений Жданов:

«Если что-то идет не так, организаторам стоит брать инициативу на себя и искать альтернативы. Не стоит допускать, чтобы спикер краснел и говорил, что презентация отвалилась, поэтому лекции не будет. Нужно сообщить аудитории, что есть технические сложности, представить спикера и, например, предложить ему начать рассказ в другом формате».

Совет 13. Предусмотрите глобальный факап

Бывают ситуации, когда падает все — например, отрубается электричество у организатора. И тогда остается только надеяться на лучшее, если, конечно, вы и к этому не подготовитесь заранее. Вот несколько лайфхаков, как к вебинарному апокалипсису готовятся наши эксперты.

Вячеслав Уточкин:

«Я всегда договариваюсь с кем-то, чтобы при отключении интернета у меня дома человек мог подхватить трансляцию. Это значит, что ему заранее надо предоставить все доступы».

Кирилл Анастасин:

«Разумно предусмотреть напарника, который займет аудиторию, пока ты решаешь проблемы выхода на связь. Его задача — объяснить аудитории, что произошло, и продолжить тему, если это возможно. Удобно, когда лекция проводится вдвоем и напарник может рассказать свою часть, пока микрофон свободен. Для аудитории это, конечно, выглядит как некое нарушение логики, но зато трибуна не пустует — все равно будет интересно».

Желательно иметь резервный канал связи, чтобы предупредить напарника или аудиторию о том, что что-то пошло не так. О том, кто должен быть на другом конце резервного канала, стоит подумать заранее. Не всегда ваши широковещательные сообщения должна читать вся аудитория. Возможно, стоит организовать два чата — только с организаторами, если их несколько, и со всей аудиторией. Так можно управлять ожиданиями как первых, так и вторых. Первый чат будет полезен для озвучивания мыслей, которые не стоит открывать на всех.

Кирилл Анастасин:

«Наличие чата для всех участников подстрахует на случай отказа самой платформы — можно будет быстро перейти на альтернативный инструмент, удобный аудитории. У меня был такой случай несколько лет назад, когда мы всех переключили с Zoom на трансляцию в YouTube. При регистрации всех участников через почту оперативно такие вопросы решить не получится. Никому просто в голову не придет лезть проверять ящик при обрыве соединения. Также полезно иметь отдельный чат для организаторов и спикеров».

В том же канале, кстати, можно напомнить и про основные вехи тайминга — начало лекции, начало и конец перерыва, если он предусмотрен.

Подстраховку вещания можно организовать без посторонней помощи через телефон. Можно просто позвонить на тот же вебинар, выключив камеру и звук. При необходимости можно будет быстро включиться и заполнить эфир.

Кирилл Анастасин:

«Можно даже заготовить какие-то шутки, чтобы аудитория понимала, что происходит, и осознавала, что ты что-то делаешь для исправления ситуации. Параллельно с перезагрузкой подвисшего компьютера можно продолжать через телефон читать свою лекцию».

Совет 14. Продумайте перерывы

Если хочется уместить в одну лекцию много информации и ее никак нельзя дробить, лучше предусмотреть перерывы.

В онлайне перерывы надо оформить так, чтобы в процессе люди не продолжали болтать в основной «комнате» — чтобы не было желания проигнорировать перерыв.

Кирилл Анастасин:

«Перерыв должен быть явным и четким. Я рекомендую выключать камеру и звук, объяснив людям, что перерыв надо использовать по назначению. Налейте себе кофе и порекомендуйте аудитории сделать то же самое. Так вы избежите кулуарных разговоров. В самих разговорах нет ничего плохого, даже наоборот. Но если этот разговор начнется в основном потоке, он не даст многим уйти на перерыв. Люди продолжат слушать, развернется дискуссия… На офлайновых лекциях это обычно компенсируется тем, что те, кому надо, собираются вокруг спикера, а остальные свободно выходят из аудитории. В онлайне же это так не воспринимается. Также рекомендую включать на экране таймер, чтобы люди видели, сколько осталось до конца перерыва».

Совет 15. Предусмотрите секцию вопросов и ответов

Вопросы оживляют лекцию, добавляют ощущения реального времени для онлайна.

Кому-то нравится поддерживать общение с аудиторией во время доклада, да и самой аудитории удобно получить ответы на самые актуальные вопросы, как говорится, не отходя от кассы. В этом случае можно предупредить аудиторию о том, как удобнее прервать спикера.

Кирилл Анастасин:

«Если вы разбиваете лекцию дискуссией с аудиторией и ответами на вопросы, ставьте жесткий лимит и следите за временем. Иначе проболтаете половину лекции. Например, заранее запланируйте 5 минут в середине лекции на вопросы по первой части».

Если в середине лекции нет места для вопросов из зала, можно запланировать другой интерактив — пару вопросов залу от спикера. Так аудитория лучше слушает, участвует в процессе. Короткие вставки позволяют вернуть рассеявшееся внимание.

Евгений Жданов:

«В онлайне у спикера есть соблазн занять весь эфир собой, особенно если он знает и любит то, о чем говорит. Поэтому мы прорабатываем с выступающим механику вовлечения аудитории в лекцию и предоставляем инструменты для этого. Например, Mentimeter, что позволяет собирать обратную связь в онлайн-режиме, или Miro, что также стимулирует групповое вовлечение».

Вячеслав Уточкин:

«Как спикеру, мне нравится взаимодействовать с аудиторией, поэтому во время лекции я обычно задаю вопросы в зал или делаю небольшое голосование (например, прошу поднять руку или поставить плюс тех, кто занимается разработкой игр)».

В офлайновой лекции спикер с вопросами может справиться самостоятельно. Это проще простого: люди поднимают руки и озвучивают вопросы. А для секции вопросов в вебинаре полезно иметь ассистента, который промодерирует комментарии из чата и выберет наиболее интересные вопросы.

Ассистирование в офлайне тоже не будет лишним. На фото Вячеслав Уточкин с Ричардом Греем (Levelord)

Кирилл Анастасин:

«Когда вы объявите начало секции вопросов и ответов и полезете читать чат, вы скорее всего потеряете внимание аудитории. Мало кто умеет грамотно задавать вопросы в чатах. Вы можете начать зачитывать вопрос, а он окажется комментарием или вообще какой-то ерундой. Желательно, чтобы ассистент проводил какую-то премодерацию, в том числе подбирая 1–2 вопроса для обсуждения в середине лекции».

Кстати, практика подарков за самый интересный вопрос — неоднозначна. Когда есть подарки, вопросов всегда много — за это можно не беспокоиться. Однако…

Кирилл Анастасин:

«Я считаю такую практику ущербной. На мой взгляд, если приходится мотивировать задавать вопросы, значит, для этой аудитории у вас нет контента, потому что человек совершает действие не ради самого контента, а ради условного блокнотика. Человек с действительно интересным контентом всегда удержит аудиторию и спровоцирует ее на вопросы».

Совет 16. Не забудьте про фидбэк

Вячеслав Уточкин:

«Это плохая метрика, особенно когда вопросы задаются в рамках розыгрыша. В онлайн-мероприятии обычно фидбэк появляется сразу же в чате — либо пишут, что все было круто, либо что это инфобизнес и потраченное время. Я раньше по итогам каждой лекции проводил опросы — просил заполнить короткую анкету о том, что понравилось, а что не понравилось, какие есть пожелания на будущее. Только так со временем формируется подлинное видение того, что нужно нашей целевой аудитории».

Оценивать проведенное мероприятие можно по обратной связи со стороны слушателей. Можно у случайной выборки в неформальном общении спрашивать, что понравилось, а что нет. Альтернативный путь — заполнение анкет по итогам.

Евгений Жданов:

«Для очных лекций мы смотрели на повторную посещаемость. Город у нас небольшой, экспертов по каждому из вопросов не так много. Поэтому мы постоянно анализируем, кто нравится аудитории, и стараемся привлекать их повторно, исключая из списка спикеров с плохим фидбэком».

И помните, у вас все получится.

Евгений Жданов:

«Залог хорошего мероприятия — несколько провальных. Если вы будете ошибаться, но анализировать, почему все пошло не так и что бы вы могли изменить, вы сможете поднять свои лекции и вебинары на классный уровень. У нас принято спрашивать: а почему было принято именно такое решение при подготовке? Это позволяет глубже взглянуть на сам процесс, на факторы, которые на это решение повлияли».

Кирилл Анастасин:

«Настоящий фидбэк вы получите спустя полгода или даже больше. Так как за это время люди применят полученные знания и напишут вам письма с благодарностью».

Предыдущая часть:
— Как собрать крутой митап: 16 советов от трех «серийных митаперов». Leader-IT events #1

Как записывать лекции по методу Корнелла

9 сентября 2015 Продуктивность

В школе нас всех учили писать под диктовку. Но это не имеет никакого отношения к конспектированию лекций. Метод Корнелла наводит порядок в хаотичных студенческих записях и позволяет легко подготовиться к экзаменам. Кстати, этот метод пригодится вам и на работе во время встреч и совещаний.

Заметки, сделанные вручную, куда лучше записок в ноутбуке. Когда вы пишете на бумаге, вы более сконцентрированы и внимательны. Однако заметки в блокноте часто превращаются в беспорядочный набор закорючек, среди которых уже через пару недель невозможно найти нужную информацию. Вас выручит метод Корнелла.

Основы метода Корнелла

Для организации заметок по методу Корнелла подойдёт любой блокнот. На листе нарисуйте жирную горизонтальную линию на 5 см выше нижнего края. Затем добавьте жирную вертикальную линию на расстоянии 5–7 см от левого края. В итоге получится лист, разделённый на три секции:

  1. Правая — для заметок.
  2. Левая — для основных мыслей и вопросов.
  3. Нижняя часть — резюме.

Разлинуйте блокнот самостоятельно, скачайте лист в формате PDF в конце этой статьи или найдите в канцелярском магазине записные книжки для заметок по методу Корнелла.

Примеры использования метода Корнелла

Метод Корнелла для записи лекций

Вверху листа поставьте дату и заголовок лекции. В графе «Заметки» конспектируйте ключевые моменты. Не нужно записывать всё подряд. Главное правило метода Корнелла: меньше — лучше. Записывайте вопросы, которые возникают у вас по ходу лекции, и отмечайте моменты, в которых вы позже разберётесь подробнее.

Левую колонку вы заполняете, когда перечитываете записанную лекцию. Не откладывайте эту задачу, лучше провести анализ в тот же день или хотя бы на следующий, пока в голове свежи воспоминания. Скорее всего, некоторые фразы вы записали непонятно, сразу скорректируйте их.

Итак, в левую графу должны попасть только основные тезисы, вынесенные из заметок, и ответы на вопросы, которые вы задали сами себе, пока слушали лектора.

Резюме в нижней части листа — главная мысль лекции, выжимка из того, что вы услышали, записанная вашими словами. Если вы сможете написать резюме, значит, материал вы усвоили.

Не утрамбовывайте лекцию на одном листе, но разделите её на логические части. Если не получилось перенести новый кусок на следующую страницу, отчеркните его жирной линией. Резюмировать можно лекцию целиком или её отдельные главы.

По заметкам, сделанным при помощи метода Корнелла, легко готовиться к экзаменам. Ведь самое важное — понимать материал. А вы усвоите его во время обработки лекций. Чтобы освежить знания в памяти, достаточно прочесть ваши короткие записи. Попробуйте устроить себе тест: закрыть правую половину листа с заметками и объяснить каждый тезис лекции из левой графы.

Метод Корнелла на встречах и собраниях

Правая графа («Заметки») — записи, сделанные по ходу встречи или разговора.

Левая графа («Основные мысли») — основные идеи встречи, которые вы записываете уже после, анализируя свои записи.

Ваши записи почти наверняка будут сумбурными. Это ведь не лекция. Собеседник может сбиваться, перескакивать с темы на тему, терять мысль. Возможно, встреча даже покажется вам бесполезной, пока вы не проанализируете её и не выделите основные тезисы.

Резюме — итог встречи.

Метод Корнелла для подготовки к выступлениям

Левая графа («Основные мысли») — тезисы выступления.

Правая графа («Заметки») — раскрытие тезисов (кратко). Пометьте моменты, о которых обязательно надо упомянуть.

Резюме — главная мысль доклада.

Расписывая вручную тезисы, вы ещё раз их обдумаете, запомните. А перед выступлением сможете за несколько минут повторить доклад.

Метод Корнелла для планирования недели

Левая графа («Основные мысли») — планы на неделю.

Правая графа («Заметки») — разбивка планов на мелкие дела.

Резюме — главная цель недели.

Метод Корнелла вытащит вас из хаоса беспорядочных записей. Чёткую структуру обретут не только ваши заметки, но и ваши мысли!

Скачать лист для заметок по методу Корнелла.

103 занятия, когда скучно в классе (Что делать, чтобы не заснуть)

Скучно в школе?

Иногда эти лекции затягиваются, не так ли?

Вы задаетесь вопросом, заснете ли вы или сойдете с ума, прежде чем ваш учитель перестанет говорить.

Учиться трудно. Иногда слушать так же жестоко.

Итак, вот список того, чем можно заняться, когда вам скучно на лекции.

Большинство из них позволят вам заниматься любимым делом так, чтобы никто не знал, чем вы занимаетесь.

Есть время, чтобы нарушать порядок, но эти советы помогут вам пережить скучный урок без грубости.

1. Написать записку другу.

2. Рисовать или рисовать.

3. Делайте заметки и идите по касательной.

4. Составьте список дел.

5. Зарисуйте кого-нибудь в своем классе.

6. Составьте список идей для вашего следующего приключения.

7. Напишите список благодарностей.

8. Отправьте кому-нибудь мысленное сообщение.

9. Выгляни в окно (и придумай историю).

10. Спланируйте дерзкий побег.

11. Зарифмовать последние слова всех предложений.

12. Напишите стихотворение о важном для вас человеке.

13. Посмотрите, как долго вы можете задерживать дыхание (без потери сознания).

14. Выщипывайте брови (не говоря «Ой»).

15. Напишите сообщение на вашу родную планету.

16. Представьте, что вы баллотируетесь в президенты, и напишите предвыборный лозунг.

17. Напишите список из пяти вещей, которые вы хотите сделать перед смертью.

18. Представьте, что вы шпион, и запишите компрометирующие секреты, которые вы узнали.

19. Попросите сходить в туалет.

20. Напишите сценарий о том, как кто-то из вашего класса спасает мир.

21. Напишите кулинарный обзор обеденного меню дня.

22. Написать ходатайство о замене столовой на питание из любимого ресторана.

23. Запишите каждое пятое слово в учебнике и переставьте их в стихотворение.

24. Напишите рецензию на учебник для класса.

25. Тихо постучать по сигналу бедствия азбукой Морзе.

26. Представьте, что вы носите контактные линзы, которые позволяют вам видеть настоящую личность вашего учителя и одноклассников.

27. Представьте, что ваш учитель собирается рассказать всему классу о вашем самом ужасающем сне.

28. Подумайте, какие вопросы можно задать, чтобы направить лекцию в более интересное русло.

29. Напишите сценарий «Миссия невыполнима» с участием вас и кого-то из вашего класса.

30. Представьте, что вы можете читать мысли окружающих вас людей и записывать их мысли.

31. Придумайте более реалистичные концовки для фильмов Диснея.

32. Возьмите текущий заголовок новостей и переставьте буквы, чтобы получились новые.

33. Представьте, что ваш учитель — Доктор.

34. Напишите заметку и прикрепите ее к нижней части парты, чтобы кто-нибудь на следующем уроке мог ее найти.

35. Представьте себе роль, которую вы могли бы сыграть в любимом фильме или сериале.

36. Встаньте со стула и, когда кто-нибудь спросит вас, что случилось, скажите: «Извините, но я так давно не обладал телом».

37. Вытащите фляжку и, не так осторожно, пейте из нее каждый раз, когда учитель произносит определенное слово.

38. Соберите ворсинки с одежды и соберите их в небольшую кучку на столе.

39. Угадывайте любимые блюда (или самые сокровенные секреты) вашего учителя и одноклассников.

40. Нарисуйте сложную дверь и представьте, что бы вы увидели, если бы смогли открыть ее и пройти.

41. Создайте секретный язык или код и используйте его для написания сообщения.

42. Нарисуйте треугольники в углах ваших страниц для заметок.

43. Создать комикс или комикс.

44. Проверьте свой пульс.

45. Представьте, что ваш учитель собирается открыть секрет, который изменит вашу жизнь.

46. Сконцентрируйтесь на том, чтобы телепатически убедить своего учителя заказать пиццу.

47. Сделайте глубокий, тихий вдох, чтобы расслабиться.

48. Украсьте неведущую руку ручкой.

49. Напишите сообщение с помощью смайликов (включая те, которые вы хотели бы видеть на своем телефоне).

50. Представьте и опишите разные версии классной комнаты: далекое прошлое и будущее.

51. Придумайте разные варианты фразы «Собака съела мою домашнюю работу».

52. Напишите письмо самому себе из прошлого.

53. Напишите письмо себе в будущее.

54. Запишите любимый рецепт по памяти.

55. Подсчитайте странные, но повторяющиеся детали в своем классе.

56. Составьте список песен для караоке, которые вы бы спели за миллион долларов.

57. Поднимите одну ногу на стуле и, если ваш учитель возражает, назовите ее «терапевтической ногой».

58. Если вам разрешено пользоваться ноутбуком, проверьте электронную почту и т. д.

59. Напишите на eBay притворные списки вашей обуви, одежды и т. д.

60. Притворитесь, что вам нужна работа учителя, и напишите притворное резюме для себя.

61. Нервно смотреть на пустое место в классе, и если кто-то спросит, сказать: «Ты его не видишь?»

62. Напишите притворное разрешение, освобождающее вас от скучных лекций в классе.

63. Напишите список вещей, которые вы бы сделали, если бы выиграли 1 миллион долларов.

64. Создание оригами животных.

65. Используйте ручку для каллиграфии, чтобы даже самый плохой почерк выглядел красиво.

66. Нарисуйте и опишите мифическое существо.

67. Напишите героическую (или трагическую) предысторию своего учителя.

68. Наслаждайтесь леденцами (или леденцами от кашля).

69. Накрасьте или подпилите ногти.

70. Напишите слова любимой песни.

71. Составьте список вещей, которыми вы больше всего гордитесь.

72. Напишите список подарков до 10 долларов для семьи и друзей.

73. Запишите, как вы будете изучать материал, который читает лекция ваш учитель.

74. Напишите песню о своих любимых вещах.

75. Представьте, что ваш учитель — ваш любимый дядя или тетя, и сосредоточьтесь на том, чтобы они чувствовали, что их ценят.

76. Создайте себе новую подпись.

77. Напиши рассказ.

78. Спланируйте свой первый (или следующий) великий роман.

79. Практикуйте медитацию осознанности

80. Напишите хайку (три строки по 5, 7, 5 слогов в строке)

81. Сделайте себе татуировку.

82. Наведите порядок в пенале или рюкзаке.

83. Спроектируйте идеальный домик на дереве или мини-Ривенделл.

84. Спроектируйте идеальное место и окрестности для квартиры вашей мечты.

85. Создайте для себя новый образ.

86. Напишите список качеств, которые вы хотите видеть в своей второй половинке.

87. Опишите человека, которым вы хотите быть (лучшей версией себя).

88. Напишите список книг, которые вы бы прочитали, если бы ваше образование было на 100% зависит от вас.

89. Напишите список впечатлений, которые вы хотите получить.

90. Напишите список того, что вы можете сделать, чтобы улучшить жизнь окружающих вас людей.

91. Напишите список хороших вещей, которые другие люди сделали для вас.

92. Планируйте оставшуюся часть дня — с нетерпением жду чего-нибудь.

93. Планируйте оставшуюся часть недели….

94. Поищите возможности местных благотворительных организаций и волонтеров.

95. Ищите работу, которая вам нравится.

96. Напишите список вещей, о которых вы знаете больше, чем средний человек.

97. Напишите список вещей, о которых вы хотите узнать больше.

98. Пишите на другом языке.

99. Напишите список своих незабываемых впечатлений.

100. Спланируй идеальный день.

101. Спланируйте, что вы будете делать, когда ваш идеальный день пойдет под откос.

102. Представьте, что у вас есть уникальная сверхспособность, и опишите ее.

103. Напишите список людей, которые делают вашу жизнь (и мир) лучше.


Другие статьи по теме:

101 забавное занятие, когда вам скучно0009 Как стать умнее: 19 простых действий для повышения мощности мозга


Вам понравился этот список того, чем можно заняться, когда скучно на лекции?

Теперь, когда вы знаете, что делать, когда вам скучно в классе, какое из этих предложений вам понравится больше всего, чтобы никого не беспокоить?

Есть целое искусство — занять себя с удовольствием, чтобы никто не знал, что вы уже прослушали лекцию учителя.

Просто убедитесь, что вы выучили то, что вам нужно для вашего класса, если лекция не делает ничего, кроме проверки вашей воли к жизни. Это не о том, чтобы сдуть весь класс.

Речь идет о том, чтобы лучше использовать свое время, позволяя учителю думать, что вы все еще слушаете и делаете заметки. Отчаянные времена и все такое.

Пусть представленные здесь идеи сделают ваши занятия более продуктивными и веселыми.

99 забавных вещей, которые можно сделать на скучном уроке =]

Это список из 99 забавных вещей, которые можно сделать, когда вы застряли на скучном уроке в школе.

  1. Попробуйте развить экстрасенсорные способности, а затем используйте их.
  2. Надуй пляжный мяч и брось его по комнате.
  3. Когда все успокоятся, начинай битбокс.
  4. Отвечайте на вопросы учителя в замедленной съемке.
  5. Глупый смех без причины.
  6. Представьте, что вы управляете реактивным истребителем во время войны в Персидском заливе.
  7. Взбейте масло.
  8. Ответьте учителям на гангста-сленге.
  9. Зарифмовать последние слова всех предложений.
  10. Притворись, что ты Гарри Поттер, и твой шрам болит.
  11. Спросите у учителя номер его телефона.
  12. Посмотрите, как долго вы сможете задерживать дыхание.
  13. Сними штаны и отдай их учителю.
  14. Жуйте свою руку, пока кто-нибудь не заметит.
  15. Меняйте места каждые три минуты.
  16. Очень быстро отвечайте на вопросы учителей.
  17. Бритье.
  18. Бегите через комнату, отметьте кого-нибудь и скажите: «Ты пришел!»
  19. Сделай бумажный самолетик и попробуй застрять в неудобном или недоступном месте.
  20. Придумай пять новых способов использования обуви.
  21. Начать мексиканскую волну.
  22. Получите звук грозы на свой телефон. В какой-то момент во время урока включите звук, встаньте, заявите, что учитель разозлил богов, и уходите. Посмотрите, сколько учеников последует за вами после начала воспроизведения ленты.
  23. Отвечайте на вопросы на другом языке.
  24. Идти по проходу и кричать: «Попкорн! Горячий попкорн здесь!»
  25. Всегда отвечайте на вопрос учителя, каким бы он ни был, фразой «ТЕЛЕЖКИ!»
  26. Выкопайте туннель для побега.
  27. Вызовите своего учителя на рэп-баттл.
  28. Соблазнительно лизать канцелярские товары, глядя на человека.
  29. Ползайте по комнате, напевая музыку из фильма “Миссия невыполнима”.
  30. Сядь на пол и попроси денег.
  31. Притворитесь, что общаетесь со своей родной планетой.
  32. Поиграйте с собой в камень-ножницы-бумагу. Обвините свою левую руку в обмане.
  33. Сделай быструю чечетку.
  34. Попробуйте понаблюдать за птицами.
  35. Подбегите к окну и скажите: «Извините, мне показалось, что я увидел бэт-сигнал».
  36. Попросите человека перед вами жениться на вас.
  37. Начни сильно смеяться и скажи: «О, теперь я понял».
  38. Сделать солнечные часы.
  39. Создайте себе новую личность.
  40. Напишите сценарий о шведской девочке с диабетом, которая не умеет плавать.
  41. Выдвиньте свою кандидатуру на пост премьер-министра (президента).
  42. Произвольно встаньте со своего места и сядьте на пол.
  43. Разберите свой стол.
  44. Когда учитель входит в класс, кричите: «СЛЕДУЮЩИЙ!»
  45. Когда учитель входит в комнату, попросите вернуть деньги.
  46. Смотреть на один объект в классе в течение одного урока.
  47. Представьте, что вы Сьюзан Бойл, и спойте «I Dream A Dream».
  48. Когда становится очень тихо, поднимите руку и настаивайте на том, что это слишком громко.
  49. Если человек рядом с вами молчит, повернитесь и сообщите ему, что он вас отвлекает.
  50. Бросьте в кого-нибудь свой рюкзак.
  51. Отвечайте на вопросы учителей с акцентом.
  52. Если ваш учитель ходит по комнате во время теста, прикройте свой тест и подозрительно посмотрите на него.
  53. Во время теста скажите учителям: «Голоса заставляют меня жульничать».
  54. Произвольно поднимите руку и скажите «ответ 42!»
  55. Поднимите руку и укажите на человека в другом конце комнаты. Настаивайте на том, что этот человек изменяет вам.
  56. Сообщите своему учителю, что в силе беспорядки.
  57. Мяу, чтобы ответить на вопрос.
  58. Жуйте резинку ГРОМКО. Если учитель говорит: «Надеюсь, у вас хватит на всех», достаньте пачки жевательной резинки и начните их раздавать.
  59. Встаньте и представьтесь в начале урока (даже если все вас уже знают).
  60. Попросись в туалет. Оставайтесь на своем месте и, когда вас спросят, собираетесь ли вы, скажите: «Я только что пошел».
  61. Когда учитель призывает вас ответить на вопрос, говорите жутким голосом и говорите «Я никогда не скажу», а через несколько вопросов поднимите руку и спросите, почему вам еще не разрешили ответить на вопрос.
  62. Начать обратный отсчет до конца урока.
  63. Придумайте свой новый язык. Ответьте на любые вопросы в нем.
  64. Создать новую политическую партию.
  65. Опровергните теорию относительности Эйнштейна.
  66. Попробуйте и посмотрите, кто первым доведет учителя до нервного срыва.
  67. Исследовать влияние гамма-излучения на тропических рыб.
  68. Сочини музыкальный шедевр, а потом съешь его.
  69. Если директор показывает родителям школу, встаньте, представьтесь и начните рассказывать о рабском труде в школьных шахтах, беспорядочно дергаясь и смеясь. Попросите директора выделить время, чтобы устроить «похороны маленького Тимми».
  70. Начать лимбо-соревнование.
  71. Разрезать чью-то кожу, объяснив это тем, что вы не верили, что кровь действительно существует.
  72. В середине урока укажите в окно и маниакально закричите “свиньи бунтуют”, а затем с воем выбегите из урока.
  73. Наугад врубитесь в ямайский рэп и объясните, что вами вселился дух Боба Марли.
  74. Время от времени мяукают и лают.
  75. Лунная походка повсюду.
  76. Поставьте на дверь ведро с водой, чтобы, когда учитель войдет в класс, оно упало ему на голову. Используйте это отвлечение, чтобы избежать урока и жить свободно в дикой природе, наедине с природой.
  77. Сделайте модель Эйфелевой башни из спичек.
  78. Изобретите революционную новую картофелечистку.
  79. Обсудите политическую ситуацию в как можно большем количестве африканских стран.
  80. В бедности мира вините своего учителя.
  81. Противоречи всему, что говорит учитель. Предложите научное доказательство.
  82. Принеси пишущую машинку. Используйте его, чтобы делать заметки.
  83. Купи арбуз. Отдайте учителю.
  84. Напишите любовную записку. Подпишите его «тайный поклонник» и попросите кого-нибудь передать его учителю.
  85. Поднимите руку и спросите, когда начнется фильм.
  86. Принеси лампочку. Держите его над головой всякий раз, когда у вас есть ответ на вопрос.
  87. Скажите, что кто-то в другом конце комнаты использует свои телепатические способности (чтение мыслей), чтобы обмануть вас.
  88. Бормочет всякий раз, когда учитель задает вам вопрос.

Оставить комментарий