Что такое аннотация и как её написать
Аннотация — это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста книги, статьи.
Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме. Эти данные можно включить и в первую часть аннотации.
Аннотация в книге обычно состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения.
Субъект действия в аннотации обычно не называется, потому что он ясен, известен из контекста; активнее употребляются пассивные конструкции (глагольные и причастные).
Образец аннотации:
Образцы клишированных аннотаций:
В книге исследуется (что?)…
Показан (что?)…
Большое место в работе занимает рассмотрение (чего?).
В монографии дается характеристика (чего?)…
Исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как…
В книге анализируется (что?)…
Главное внимание обращается (на что?)…
Используя (что?), автор излагает (что?)…
Отмечается, что…
Подчеркивается, что…
В книге дается (что?)…
Раскрываются (что?)…
Описываются (что?)…
Особое внимание уделяется вопросам (чего?)…
В работе нашли отражение разработка проблем (чего?), вопросы (чего?)…
Показывается (творческий) характер (чего?)…
Устанавливаются критерии (чего?)…
В книге подробно освещаются (что?)…
Характеризуется (что?)…
Рассматривается (что?). ..
В статье на основе анализа (чего?) показан (что?)…
Констатируется, что…
Говорится о…
В заключение кратко разбирается (что?)…
По материалам: «Культура устной и письменной речи делового человека:
“Издательство книг PRESS-BOOK.RU”
При использовании материала ссылка на сайт обязательна.
Другие темы …
- Книгоиздание
- От рукописи к книге
- Технология полиграфического производства
- Оформление книги
- Верстка книги
- Шрифтовое оформление книги
- Структура книги и ее элементы
- Книга и маркетинг
- Автор – право и книга
- Автор и творчество
Как написать аннотацию
Аннотация — это рекламное объявление для вашей книги. Покажите, что именно вы продаете и для кого предназначается ваш товар, а также дайте гарантии качества.
Как писать аннотацию?
«Скелет» аннотации выглядит примерно так:
• Декорации: где и когда происходит действие?
• Представляем героя: кто он такой? Почему его судьба должна заботить читателя?
• Показываем проблему, с которой сталкивается герой. Что герой теряет или может потерять? Это «что-то» должно быть крайне важным для него.
• Задаем вопрос (сумеет или не сумеет герой решить проблему?), дразним читателя или приводим решение.
Писатель Карен С. Уизнер нашла свой ответ на вопрос «Что такое аннотация и как ее писать?» Она предлагает и такую схему написания аннотации:
Кто? Что? Почему? Почему нет?
*** хочет добиться ***, т.к. ему нужно ***, но он сталкивается с ***.
Вы также можете заполнить пробелы в следующей схеме:
____________ хочет ____________, потому что ___________, но он (она) сталкивается с
(имя героя) (цель) (мотивация)
___________________________.
(препятствие на пути к счастью)
Создав подобный черновик аннотации, вы решите первую задачу: опишете, что за книгу вы хотите опубликовать. Теперь нужно переработать текст так, чтобы он соответствовал потребностям вашей целевой аудитории. Если ваши читатели — люди с неразвитым литературным вкусом, то предложения в аннотации должны быть краткими, без украшательств. Акцент делается на нечто сенсационное, вызывающее или полезное. Читателю обещаются простые удовольствия — смех, страх, удовлетворение любопытства.
Если целевая аудитория — интеллигенция, то упор надо делать на эстетическом удовольствии от книги и высоком качестве информации. В данном случае приземленная аннотация может убить книгу. Одно дело написать: «Роман рассказывает о педофиле, который сожительствовал с ребенком» и совсем другое: «Перед вами роман о трогательной, мучительной любви зрелого мужчины к 12-летней девочке». Обе аннотации верно описывают набоковскую «Лолиту», но если на обложку поместить первый вариант, то книгу купит охранник из пивного ларька, а образованная барышня даже не найдет этот роман: ведь в магазине на основании аннотации его поставят на полку «Секс и эротика».
Советы о том, как написать аннотацию к книге
• Не забывайте, что аннотация для издательства и для читателей — это разные вещи. В некоторых случаях они совпадают, в некоторых нет. Редакторами работают люди с высшим образованием и определенной начитанностью, и живут они, как правило, в городах. А целевой аудиторией книги могут быть совсем иные граждане.
• Не выдавайте желаемое за действительное. Если на бульварном романе будет написано «Новый Довлатов» — это отпугнет и эстетов, и неэстетов. Людям попроще не нравится классика. А тех, кому нравится, не обманешь аннотацией.
* Если вам нужно написать аннотацию на сборник рассказов, опишите один из них, а ниже укажите, что речь идет о сборнике.
Аннотация: что это такое с точки зрения «вирусоного текста»?
Американские авторы Чип и Дэн Хэт в книге «Made to Stick» утверждают, что текст, привлекающий внимание людей, обладает следующими качествами:
Простота
Текст аннотации должен сводиться к одной ключевой идее и отвечать на вопрос: О чем эта книга? Как бы ни было жаль всех остальных красот, их нужно оставить за бортом. Простота — это ключевой момент к пониманию аннотации.
Неожиданность
В аннотации должен присутствовать намек на нетривиальность: необычная идея, необычная фраза или хорошая шутка. Если описание книги полностью совпадает с информацией, которой мы уже владеем, нашему вниманию не за что зацепиться. Если же появляется какая-нибудь новая и даже противоречивая идея, подсознание говорит нам: «Стоп! А это что еще такое?!»
Но необычность — штука тонкая. Главный секрет: на первый взгляд идея должна казаться странной, из ряда вон выходящей, и лишь через секунду-две человек понимает, что речь идет о логичном явлении или здравом высказывании.
Кстати, этот прием можно использовать не только в аннотациях, но и в любых текстах и визуальных изображениях. На нем строятся значительная часть анекдотов, шуток, прикольных фотографий, ярких дизайнерских решений и т.п.
Но с необычностью очень легко переборщить. Распознавание должно быть чуть замедленным: если этого не будет, идея покажется банальной (слишком быстрое распознавание) или глупой (слишком медленное).
Нехватка знаний
Когда человеку интересна какая-то тема, ему хочется подробностей. На этом принципе построены все детективы (Кто убийца?), триллеры (Как ему удастся выбраться из ловушки?) и многие из любовных романов (Как они смогут преодолеть все препятствия и в конце концов пожениться?). Интерес может возникнуть и тогда, когда читатель обнаруживает белое пятно в привычном и логичном. Не стоит ждать, что читатель сам задастся нужными вопросами. Автор должен подвести к этому: дать вводную и показать, что для полноты картины не хватает какого-то звена.
Конкретика
Абстрактные рассуждения о качестве литературы никого не трогают. Подобного романа еще не было на белом свете — такая информация воспринимается как информационный шум. Аннотация должна описывать конкретные действия, задевать конкретные эмоции и описывать конкретные проблемы. Даже если ваша книга посвящена абстракциям, им надо придать земную, реальную форму. Как? Делать аналогии по той же схеме, которая употребляется в пословицах.
Абстрактная идея «Не следует гнаться за призрачным счастьем, надо уметь ценить то, что есть» отлично трансформируется в «Лучше синица в руке, чем журавль в небе».
Убедительность и правдоподобие
Очень важно, чтобы читатель расценил вашу книгу как достойную прочтения. Самый простой способ — вставить в текст аннотации яркие, запоминающиеся детали, о которых может знать только эксперт. То же самое касается красивого слога: если вы хотите убедить потенциального покупателя, что книга написана изысканным языком, пишите аннотацию в выбранном вами ключе.
Эмоциональность
Аппелируйте к эмоциям, рассказывайте не о героях вообще, а о конкретном персонаже. Людям гораздо проще сопереживать не десяткам шахтерам, которых завалило в тоннеле под землей, а шахтеру дяде Васе, у которого есть маленькая дочка и любимая жена.
Наличие истории
К аннотации следует относиться как к крошечному рассказу с главным героем и конфликтом. История — это то, что люди запоминают. История конкретна, она может быть эмоциональной и в нее легко вписать элемент неожиданности. Если она проста и написана так, что в нее хочется верить, то вы получите то, что надо: блестящую аннотацию.
Истории, которые заставляют биться сердца, бывают трех типов:
1) вызов — когда человек сталкивается с трудностями и преодолевает их;
2) соединение несоединимого — например, толстая деревенская тетка выходит на сцену и начинает петь как оперная дива;
3) изобретательность — когда человек придумывает необычное и/или остроумное решение для проблемы.
Типичные ошибки
Пустые слова (нехватка конкретики)
Это очень смешная книга!
Вам смешно, когда вы читаете такое в аннотациях? Если вы хотите убедить читателя, что книга забавная, вставьте в ее описание шутку. То же самое касается нежнейшей лирики, оригинальной философии, богатого языка и прочих достоинств. Не рассказывайте, а показывайте на деле, что вы владеете своим искусством: пишите аннотацию в том же ключе, что и основной текст.
Не верю! (не хватает достоверности)
Вася Пупкин — открытие в мире литературы последних лет. Он один из самых неординарных писателей сегодняшней России. В его сильной, жесткой прозе сочетается черный юмор и мастерство настоящего прозаика.
Таких аннотаций — пруд-пруди и ни одна из них не кажется убедительной.
Что это было? (отсутствие истории)
Звери, проникающие в деревню на рассвете…
Девушка в черном платье…
Странный сюжет, основанный на реальном политическом скандале!
Интересно?
Просто раскройте книгу. И вы не оторветесь от нее до самой последней страницы.
Вопрос: о чем книга?
Банальность (нечему удивляться)
Известный писатель Вася Пупкин с одному ему присущими глубиной и сопереживанием рассказывает удивительные истории о любви и ненависти, об изменах и разочарованиях, о терпении и надеждах, о том, как чувства украшают или уродуют человеческую жизнь.
Сухость (полное отсутствие эмоций)
Мужчина и женщина встречаются и расходятся. А потом вновь встречаются через двадцать лет. Кем они могли бы стать, если бы не расстались тогда? Это роман о любви. О стереотипах и о проклятьях, которые навлекаем мы сами на себя.
Полный набор всех ошибок
В сборник вошли лучшие фантастические произведения русскоязычных авторов из разных стран мира. Работы тщательно отбирались наиболее авторитетными представителями российской фантастики. Имена, которые вы найдете в этой книге, вряд ли встречались вам раньше, но они, без сомнения, внесут значительный вклад в развитие своего направления.
Неэмоционально, неубедительно, никакой конкретики, никакой истории, никакого сюрприза.
Образец аннотации
Эльвира Барякина “Ж. замечательных людей”
Если скрестить Фаину Раневскую, Сократа и мадам Помпадур, получится Мардж Тенш. Она родилась в СССР, но потом перебралась в Америку, открыла в Голливуде литературное агентство и по неосторожности влюбилась в адвоката Пола Вардлоу.
Пол умеет тонко шутить и проводить любопытные исторические параллели, но, к сожалению, в его шкафу имеется пара мрачных скелетов, и ужиться с этой зубастой братией не так-то легко.
Мардж насмехается над всем, что плохо лежит, ведет бурную жизнь и пишет полу-дневник, полу-лечебник, полу-роман, полу-учебник новейшей истории — своей, а заодно всемирной. Выходит игристая смесь, которую весьма полезно принимать на свежую голову — как витамины, помогающие от хандры и излишне серьезного отношения к жизни.
Образец аннотации
Эльвира Барякина “Белый Шанхай”
Клим Рогов прибыл в Китай вместе с тысячами белогвардейцев, которые покинули Россию после Гражданской войны. Журналист, умеющий писать только по-русски и по-испански, не мог рассчитывать на успех в Шанхае, однако Клим решил побороть эмигрантское проклятие. Он должен был вернуть себе былую славу и любовь Нины Купиной — сильной, несносной, ослепительной женщины, ради которой стоило штурмовать неприступные города.
Аннотирование текста — Колледж Хантер
Аннотирование текста или разметка страниц примечаниями — это отличный, если не обязательный, способ извлечь максимальную пользу из чтения, которое вы читаете для курсов колледжа. Аннотации позволяют быстро находить важную информацию, когда вы оглядываетесь назад и просматриваете текст. Они помогают вам ознакомиться как с содержанием, так и с организацией того, что вы читаете. Они дают возможность начать работу с идеями и проблемами непосредственно через комментарии, вопросы, ассоциации или другие реакции, возникающие у вас во время чтения. Во всех этих отношениях аннотирование текста делает процесс чтения активным, а не просто фоном для письменных заданий, но неотъемлемым первым шагом в процессе письма.
Хорошо аннотированный текст выполняет все следующие задачи:
- четко определяет, где в тексте расположены важные идеи и информация
- выражать основную мысль текста
- проследить развитие идей/аргументов в тексте
- представить некоторые мысли и реакции читателя
В идеале вы должны прочитать текст один раз, прежде чем делать основные аннотации. Вы можете просто обвести незнакомую лексику или понятия.
Краткое описание и обсуждение четырех способов аннотирования текста — выделение/подчеркивание, перефразирование/резюме основных идей, описательный план, и комментарии/ответы — и образец аннотированного текста следуют:
ВЫДЕЛЕНИЕ/ПОДЧЕРКИВАНИЕ
Выделение или подчеркивание ключевых слов и фраз или основных идей является наиболее распространенной формой аннотирования текстов. Многие люди используют этот метод, чтобы упростить повторение материала, особенно для экзаменов. Выделение также является хорошим способом выделить определенный язык в тексте, который вы, возможно, захотите процитировать или процитировать в письме. Однако чрезмерно полагаться на подсветку неразумно по двум причинам. Во-первых, существует тенденция выделять больше информации, чем необходимо, особенно при первом чтении. Во-вторых, выделение — наименее активная форма аннотирования. Вместо того, чтобы быть способом начать думать и взаимодействовать с идеями в текстах, выделение может стать отсрочкой этого процесса.
С другой стороны, выделение — это удобный способ пометить части текста, к которым вы хотите сделать примечания. Также рекомендуется выделять слова или фразы в тексте, на которые ссылаются другие ваши аннотации.
ПЕРЕРАФИЗ/ОБЗОР ОСНОВНЫХ ИДЕй
Выход за пределы поиска важных идей и возможность уловить их смысл посредством перефразирования — это способ укрепить ваше понимание этих идей. Это также отличная подготовка к любому сочинению, которое вам, возможно, придется написать на основе вашего чтения. Серия кратких заметок на полях рядом с важными идеями дает вам удобное резюме прямо на страницах самого текста, и если вы можете взять суть предложения или абзаца и сжать его в несколько слов, у вас не должно возникнуть особых проблем. ясно демонстрируя ваше понимание рассматриваемых идей в вашем собственном письме.
ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН
Описательный план показывает организацию части письма, разбивая его, чтобы показать, где идеи представлены и где они развиты. Описательный план позволяет увидеть не только основные идеи, но и детали, факты, объяснения и другие виды поддержки этих идей.
Описательный план фокусируется на функции отдельных абзацев или разделов в тексте. Эти функции могут включать любое из следующего:
- резюмируя тему/аргумент/и т.д.
- введение идеи
- добавление пояснений
- с примерами
- предоставление фактических доказательств
- расширение или ограничение идеи
- с учетом противоположной точки зрения
- отклонение противоположного мнения
- создание перехода
- с заключением
Этот список вряд ли является исчерпывающим, и важно понимать, что некоторые из этих функций могут повторяться в тексте, особенно те, которые содержат более одной основной идеи.
Составление описательного плана позволяет вам проследить построение аргументации автора и/или процесс его/ее мышления. Это помогает определить, какие части текста работают вместе и как они это делают.
КОММЕНТАРИИ/ОТВЕТЫ
Вы можете использовать аннотацию, чтобы выйти за рамки понимания смысла и организации текста, отмечая свои реакции — согласие/несогласие, вопросы, связанный с этим личный опыт, связь с идеями из других текстов, обсуждения в классе и т. д. Это отличный способ начать формулировать свои собственные идеи для написания заданий на основе текста или любых содержащихся в нем идей.
Аннотирование образцов — CTLT — Калифорнийский политический университет, Сан-Луис-Обиспо
Предоставление надежных моделей для студентов-писателей о жанрах, в которых они должны писать. утверждают, что разъяснение того, как эксперты организуют и представляют знания в своих областях, значительно улучшает обучение студентов.

Аннотирование текста — обозначение сильных риторических и когнитивных функций — помогает учащимся лучше понять, как думать и писать по дисциплинам. Аннотации демистифицируют процесс, делают явным то, что часто неявно для экспертов, и предоставляют студентам ценную модель, к которой они могут стремиться. Короче говоря, они предоставляют «указатели» для студентов, ориентирующихся в новом ландшафте. Поскольку вы являетесь экспертом в жанрах написания, которые вы назначаете (лабораторные отчеты, официальные документы, заметки, руководства, аналитические эссе и т. д.), у вас есть возможность помочь студентам в приобретении риторических и когнитивных знаний, характерных для вашей области. Предоставление подробных аннотаций помогает учащимся пройти «когнитивное ученичество» (Базерман) и познакомиться с типами дискурсов (Ну и дела) и жанрами, которые используются в дисциплинах.
Рекомендации, которые помогут учащимся изучать и анализировать жанры письма
Знакомые и важные для нас места могут казаться непонятными или гостеприимными для учащихся, которых мы пытаемся привнести в наш мир.— Чарльз Базерман, “Где находится класс?”
(Адаптировано из
Scenes of Writing: Strategies for Composing with Genres (Devitt, Reiff, Bawarshi, 2004) 1. Соберите образцы жанра. два примера из вашего списка для чтения и дайте аннотации.0015 2. Определите сцену и ситуацию, в которой используется этот жанр. Настройка: Где отображается жанр? С какими другими жанрами взаимодействует этот жанр? Тема: Каким темам, проблемам, идеям, вопросам и т. д. посвящен этот жанр? Когда люди используют этот жанр, о чем они общаются? Цели : Почему писатели пишут в этом жанре и почему его читают читатели? Какие цели выполняет жанр для людей, которые его используют? 3. 4. Что эти риторические паттерны говорят о жанре, его ситуации и сцене, в которой он используется? Почему эти закономерности важны? Что вы можете узнать о действиях, выполняемых в жанре, наблюдая за языковыми моделями? Что участники должны знать или во что верить, чтобы понять или оценить жанр ? Кого приглашают в жанр, а кого исключают? Какие роли для писателей или читателей это поощряет или препятствует? Вы можете предоставить аннотации в нескольких форматах. Выберите формат, который лучше всего подходит для вашего курса и учебного сообщества. Исследования по использованию моделей постоянно показывают преимущества работы с сильными (образцовыми) текстами. Примеры текстов могут быть профессиональными произведениями из вашей области и/или образцами студенческих работ. Хорошей практикой является выявление и аннотирование по крайней мере одного образца отличной студенческой работы из вашего курса каждый семестр. Это позволит вам создать свой архив и показать будущим студентам, что влечет за собой письмо на уровне A в вашем курсе. Сильная аннотация определит «письменные приемы» (Графф) и модели мышления, которые вы хотели бы, чтобы ваши ученики подражали. Следующие фразы могут быть адаптированы в соответствии с вашим собственным стилем аннотации и потребностями: Автор эффективно представляет тему/вопрос/аргумент/проблему с помощью . . . Здесь автор организует сложные идеи, концепции и информацию (приведите примеры), чтобы каждый новый элемент основывался на . В этом предложении/абзаце/разделе автор тщательно развивает тему/аргумент/проблему, выбирая наиболее значимые и относящиеся к делу факты (приведите примеры, такие как расширенные определения, конкретные детали, цитаты или другую информацию) к знанию темы аудиторией. . . . Определите и опишите закономерности в признаках жанра . Какие повторяющиеся черты характерны для образцов? (Или как один образец объединяет функции с другими в своем роде?) Какой контент обычно включается? Что исключено? Как обрабатывается контент? Какие виды примеров используются? Что считается доказательством (личные показания, факты и т.д.?) Какие риторические призывы используются? Какие апелляции к логосу (логике), пафосу (чувству) и этосу (авторитету) появляются? Как выглядят тексты в жанре структурированный ? Каковы их части и как они организованы? В каком формате форматируются тексты этого жанра? Какая компоновка или внешний вид являются общими? Какой длины типичный текст в этом жанре? Какие типы предложений обычно используются в текстах этого жанра? Как долго они? Они простые или сложные, пассивные или активные? Какая дикция (виды слов) наиболее употребительна? Используется ли какой-то жаргон? Как бы вы описали голос писателя?
Проанализируйте, что эти паттерны говорят о ситуации и сцене.
. .
Обратите внимание, как автор использует соответствующие и разнообразные переходы и синтаксис, чтобы связать основные разделы текста, создать связность и прояснить отношения между сложными идеями и концепциями. . . .
Автор использует точный язык и специфическую лексику (приведите примеры), чтобы справиться со сложностью темы. . . .
Писатель устанавливает и поддерживает ________ стиль и ________ тон, соблюдая при этом нормы и условности (укажите конкретную дисциплину), в которой пишет писатель. . . .
Автор представляет заключительный раздел, который следует из информации или объяснения и поддерживает ее. . .
Писатель демонстрирует хорошее владение условностями стандартного письменного английского языка.