Что такое период в химии 8 класс: Периодическая таблица — урок. Химия, 8 класс.

Содержание

Урок по химии “Периодическая таблица химических элементов. Группы и Периоды” (8 класс)

Разработка урока в 8 классе

По теме : «Периодическая таблица химических элементов. Группы и Периоды

Цель урока: закрепить знания об изменении свойств элементов в периодах и группах, формировать и развивать умение пользоваться периодической системой для характеристики химических элементов.

Развивающие задачи: – развивать познавательную активность, умение устанавливать связь между местом элемента в периодической таблице и строением его атома;

– развивать внимание, память, химическую речь, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, самостоятельно добывать знания по теме, работать с компьютером;

– формировать творческую, социальную и информационную компетентность.

Воспитательная цель: воспитывать культуру поведения во время урока, культуру взаимоотношений.

Учащиеся должны знать: – структуру периодической системы;

– технику безопасности работы с компьютером.

Уметь: анализировать информацию, заложенную в периодической системе и использовать её для характеристики химического элемента, составлять схемы строения их атомов, формулы высших оксидов, гидроксидов, определять характер их химических свойств.

Тип урока: повторение усвоенных знаний, усовершенствование умений и навыков.

Метод: проблемно-поисковый.

Формы работы: групповая, парная, решение расчетных задач, работа с учебным диском, беседа, разноуровневая самостоятельная работа.

Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

План урока

1. Актуализация знаний и умений

2. Повторение пройденного материала

3. Новый материал

4. Обобщение и систематизация знаний

5. Контроль и оценка знаний учащихся

6. Домашнее задание

Ход урока

1.Актуализация

Фронтальная беседа:

1. Раскрыть физическую сущность порядкового номера, химического элемента, номера группы, периода.

2. Как изменяются свойства элементов в периодах и группах? Приведите примеры.

3. Чем отличаются между собой электронные конфигурации металлов и неметаллов?

4. Что общего в строении атомов элементов одной подгруппы? Одного периода?

5. Как изменяется радиус атома в периоде, группе? Почему? Приведите примеры.

Химическая игра «Третий лишний», эстафета:

На карточках в вертикальных столбцах написаны формулы элементов, их простых и сложных веществ. Учащиеся вычеркивают ту формулу вещества, которая не принадлежит к данной группе или подгруппе элементов, а также к классу веществ, образованных этими элементами. Учащиеся разделены на команды по 5-6 человек и работают по принципу эстафеты. Побеждает та команда, которая закончит игру.

I группа

1) Li 2)Cl2 3)Mg(OH)2 4)Ne 5)N2

Na Br2 NaOH F O2

Ba H2 KOH Ar S

II группа

1) С 2) Ca 3) S 4)Ca(OH)2 5) F2

P Mg Se Cr(OH)2 O2

Si Cu I Sr(OH)2 Cl2

Ш группа

1)Mg 2)H2SiO3 3) Si 4)Kr 5) H2Se

Cu H3AlO3 B Xe HF

Ag H2CO3 Al Fe H2Te

I группа

1) Li 2)Cl2 3)Mg(OH)2 4)Ne 5)N2

Na Br2 NaOH F O2

Ba H2 KOH Ar S

II группа

1) С 2) Ca 3) S 4)Ca(OH)2 5) F2

P Mg Se Cr(OH)2 O2

Si Cu I Sr(OH)2 Cl2

Ш группа

1)Mg 2)H2SiO3 3) Si 4)Kr 5) H2Se

Cu H3AlO3 B Xe HF

Ag H2CO3 Al Fe H2Te

2. Повторение пройденного материала

(индивидуальная работа с предоставленной таблицей)

Мы с вами, ребята, уже достаточно вооружены знаниями о периодическом законе Д.И. Менделеева и теорией о строении атома. Сегодня на уроке мы закрепим наши умения и навыки в использовании периодической системы, а также знания об основных классах неорганических соединений.

Сейчас вы продолжаете работать в парах, учитесь давать характеристику химического элемента самостоятельно по вариантам.

Согласно своему варианту заполните таблицу

I вариант

элемент №11

I вариант элемент №16

I

Название элемента, символ.

II

Положение в периодической системе:

1)порядковый номер;

2)номер периода;

3)номер группы, подгруппы.

III

Строение атома:

1)заряд ядра;

2)количество р, п, е

3)электронная формула;

4)графическая электронная формула внешнего слоя;

5)количество электронов на внешнем слое.

IV

Характер простого вещества (металл или неметалл).Привести пример по одной реакции.

V

Формула высшего оксида, его характер (по одной реакции).

VI

Формула высшего гидроксида, его характер (по одной реакции).

VII

Формула летучего соединения с Гидрогеном.

Согласно своему варианту заполните таблицу

I вариант

элемент №11

I вариант элемент №16

I

Название элемента, символ.

II

Положение в периодической системе:

1)порядковый номер;

2)номер периода;

3)номер группы, подгруппы.

III

Строение атома:

1)заряд ядра;

2)количество эл., нейтр., прот.

3)электронная формула;

4)графическая электронная формула внешнего слоя;

5)количество электронов на внешнем слое.

IV

Характер простого вещества (металл или неметалл).Привести пример по одной реакции.

V

Формула высшего оксида, его характер (по одной реакции).

VI

Формула высшего гидроксида, его характер (по одной реакции).

VII

Формула летучего соединения с Гидрогеном.

3. Новый материал

У атомов металлов малых периодов (I—III) на внешнем электронном слое находится от 1 до 3 электронов, а у атомов неметаллов — от 4 до 8. Исключение составляют атомы водорода — 1 электрон

и бора — 3 электрона.

Зная характер изменения радиусов атомов по группам и периодам, а также их электронную структуру, можно объяснить причину изменения металлических и неметаллических свойств атомов элементов, точнее, их простых веществ.

Проявление металлических свойств определяется, прежде всего, способностью атомов данного элемента отдавать электроны с внешнего электронного слоя. Именно наличием у металлов свободных электронов обусловлена их высокая электропроводность.

И наоборот, способность атомов данного элемента присоединять электроны определяет неметаллические свойства его простого вещества.

Усиление металлических свойств щелочных металлов с возрастанием атомного номера элемента связано прежде всего с увеличением радиусов их атомов, т. е. с ростом числа электронных слоев. Электрон на внешнем электронном слое у этих атомов все слабее связан с ядром, поэтому легче отрывается. Одновременно усиливаются основные свойства оксидов и гидроксидов этих элементов, поскольку они определяются металлическими свойствами.

В противоположность этому неметаллические свойства элементов группы галогенов ослабевают с увеличением зарядов ядер их атомов, так как растет число электронных слоев. Внешний слой находится все дальше от ядра, поэтому электроны, находящиеся на этом слое, слабее связаны с ядром. Кислотные свойства у оксидов и гидроксидов этих элементов также ослабляются.

Таким образом, в главных группах (группах А) периодической системы с ростом зарядов ядер атомов химических элементов усиливаются металлические свойства их простых веществ и, соответственно, ослабевают неметаллические. Это особенно наглядно проявляется в группе IV (A). В ней свойства простых веществ химических элементов изменяются от неметаллических (у углерода и кремния) к металлическим (у олова и свинца).

Закономерности изменения различных характеристик химических элементов в малых периодах и главных группах периодической системы на примере IVA-группы показаны в таблице ниже.

Номер периода

Символ элемента

Заряд ядра атома

Число электронных слоев

Число электронов на внешнем слое

Валентность в высших оксидах

1

2

С

6+

2

4

IV

3

Si

14+

3

4

IV

4

Ge

32+

4

4

IV

5

Sn

50+

5

4

IV

6

Pb

82+

6

4

IV

В малых периодах с ростом зарядов ядер атомов увеличивается и число электронов на внешнем слое. Они сильнее притягиваются к ядру, поэтому атомам все труднее отдавать электроны и легче присоединять их. По этой причине в периоде у атомов химических элементов ослабевают металлические и усиливаются неметаллические свойства. Аналогично в периоде с ростом зарядов ядер атомов свойства оксидов и гидроксидов изменяются от основных к кислотным.

Номер периода равен общему числу энергетических уровней, заполняемых электронами, у атомов данного элемента.

В малых периодах и нечётных рядах больших периодов с ростом положительного заряда ядер возрастает число электронов на внешнем энергетическом уровне. С этим связано ослабление металлических и усиление неметаллических свойств элементов слева направо.

Необходимо помнить:

Ядро атома:

занимает большую часть объёма атома

занимает ничтожно малую часть объёма атома

занимает примерно половину объёма атома

не имеет определённых размеров

Химическая активность металлов и неметаллов – простых веществ элементов 2 и 3 периода. Падает металлическая активность, нарастают неметаллические свойства, что связанно с увеличением количества электронов на внешнем энергетическом уровне. Каждый из этих периодов начинается с активного щелочного металла, состоит из 8 элементов, плавно нарастают неметаллические свойства и заканчивается инертным газом.

Рассмотрите таблицу № 6 в учебнике, на странице 188

Какие выводы вы можете сделать применяя эти свойства к элементам 3-го периода натрию, алюминию и сере?

Рассмотрите таблицу № 8 в учебнике, на странице 190

Какие выводы вы можете сделать применяя эти свойства к элементам 3-го периода натрию, алюминию и сере?

4. Обобщение и систематизация знаний

Сегодня на уроке мы закрепили знания об изменении свойств элементов в малых периодах, пользуясь периодической системой для характеристики химических элементов малых периодов.

Ответе на вопросы (фронтальный опрос):

-какие периоды называют «малыми»?почему?

-какими элементами они начинаются и какими заканчиваются?

-как изменяются химические свойства простых в-в этих элементов в периодах?

5. Контроль и оценка знаний учащихся

Решение расчетных задач на нахождение элемента по периодической системе.

Задача 1

Назвать элемент по таким данным: находится в III группе, относительная молекулярная масса высшего оксида 102.

Дано: Решение:

R2O3

Mr(R2O3)=102

Mr(R2O3)=102, Ar(O)=16

2x+16*3=102

2x=102-48

2x=54

x=27 Ответ: Алюминий.

R-?

Задача 2

При взаимодействии 6 г двухвалентного металла с сульфатной кислотой выделилось 5,6 л водорода. Определить металл.

Решение:

6г 5,6 л

X + h3SO4 = XSO4 + h3

n (h3)= n (X) = V/V н.у.= 5,6/22,4 = 0,25 моль

Mr (X)= m/n= 6/ 0,25= 24 г/моль

Металл – Магний

Задача 3

Определите металл, если при разложении 9 г гидроксида металла (II) образуется 7,2 оксида металла (II)

Решение:

9г 7,2

X (OH)2= XO + h3O

n(XO)=n(X(OH)2)=7,2/х+16= 9/х+34

9(х+16)=7,2 (х+34)

9х+144=7,2+244,8

1,8х=100,8

Х=56 Металл – Железо

6. Домашнее задание:

7. Рефлексия.

Периодическая система химических элементов (тест) | Тест (химия, 8 класс) по теме:

Опубликовано 01. 11.2013 – 10:29 – Власенко Мария Владимировна

Тест для 8-9 лкассов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тест

по теме:

«Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»

I вариант.

  1. Верно ли утверждение:

(форма ответа «да» или «нет»)

  1. Ядро атома химического элемента заряжено отрицательно.
  2. Сумма числа протонов и нейтронов называется массовым числом атома.
  3. Электроны заряжены положительно.
  4. Число протонов в ядре равно числу электронов, вращающихся вокруг ядра.
  5. Атом любого химического элемента нейтрален.
  6. В ядре серы  16 протонов.
  7. Количество нейтронов в ядре равно номеру группы.
  8. Период – это горизонтальный ряд химических элементов.
  1. Установите соответствие:

(форма ответа «буква – цифра»)

Химический элемент

Положение химического эл-та в ПСХЭ Д. И.Менделеева

А.литий.

Б.медь.

В.кальций.

Г.железо.

Д.марганец.

1.I группа побочная подгруппа.

2. II группа главная подгруппа

3. VIII группа побочная подгруппа.

4. VII группа побочная подгруппа.

5.I группа главная подгруппа.

  1. Составьте и запишите электронную формулу элемента:

натрий.

никель.

  1. Расшифруйте формулу:

39 19К

32 16S

  1. Охарактеризуйте химический элемент по его положению в таблице Д.И.Менделеева.

Азот

Тест

по теме:

«Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»

II вариант.

  1. Дополните определение:

(форма ответа «цифра – слово»)

  1. Свойства химических элементов и их соединений находятся в ….. зависимости  от величины заряда их атомов.
  2. Химические элементы, обладающие свойствами металлов и неметаллов называются ……
  3. ……….. – это вертикальный ряд химических элементов, сходных по строению и свойствам.
  1. Верно ли утверждение:

(форма ответа «да» или «нет» )

А) Номер химического элемента показывает заряд ядра, количество протонов в ядре и число электронов, вращающихся вокруг ядра.

Б) Нейтроны имеют положительный заряд.

  1. Выберите верный ответ:

(форма ответа «цифра – буква»)

Протоны заряжены:

А. положительно

Б. отрицательно

В. не имеют заряда

  1. Составьте и запишите электронную формулу элемента:

фосфор

литий

  1. Расшифруйте формулу:

 4020Са

147Nа

  1. Рассчитайте  и запишите:

Количество протонов в ядре атома меди.

Количество электронов, вращающихся вокруг ядра химического элемента калия.

Количество нейтронов в ядре атома серы.

Количество энергетических уровней у элемента брома.

  1. Охарактеризуйте элемент по его положению в таблице Менделеева:

элемент № 13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Общая характеристика химических элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»

Материал для учителей, работающих по программе О.С.Габриеляна…

Тест по теме: «Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»

Тест составлен по программе 8 класса Кузнецовой Н.Е., требующий знаний таких тем, как:  “Основные законы химии и расчеты на их основе”, “Современные представления о строении атома”, “Периодически…

Разработки уроков для реализации МТО при изучении тем «Важнейшие химические понятия и законы», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома», «Строение вещества» (11 класс).

Представлены  методические разработки уроков химии в 11 классе (технология МТО)    по следующим темам: «Важнейшие химические понятия и законы» (2 ч), «Периодический закон и п…

Тест по темам: «Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»

Представленный тест по темам: «Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» можно использовать для контроля или самоконтроля изученного материала.О…

Тест по теме “Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева” 9 класс

Тест составлен в четырех вариантах. Каждый вариант включает две части. Первая часть содержит 14 заданий с выбором ответа (базовый уровень сложности), вторая часть- два задания (В1 и В2) с кратким отве…

Тест по теме: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

К каждому из 10 заданий даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Проверочный тест по теме: ” Периодический закон и периодическая система химически элементов Д.И. Менделеева”

Тест проверяет знания по теме: ” Периодический закон и периодическая система химически элементов Д.И. Менделеева” в 8 классе к  учебнику: О.С Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков…


Поделиться:

 

Что такое периоды в периодической таблице? Что понимают под номером периода? Что это означает?

Ответ

Проверено

218,7 тыс.+ просмотров

Подсказка: Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны сначала понять некоторые основные понятия о нашей современной периодической таблице. Затем нам нужно оценить его свойства и информацию, связанную с периодами, и записать их очень четко и точно, и только тогда мы сможем сделать правильный ответ.

  Полный пошаговый ответ:
Прежде чем мы приступим к решению данного вопроса, давайте сначала разберемся с некоторыми основными сведениями о Периодической таблице:
Периодическая таблица представляет собой табличную форму расположения химических элементов, упорядоченных по атомному номеру, так что периодические свойства элементов (химическая периодичность).
Период: период в периодической таблице представляет собой ряд химических элементов. При таком расположении группы элементов в одном столбце имеют сходные химические и физические свойства, отражающие периодический закон. Все элементы в ряду имеют одинаковое количество электронных оболочек. В периодической таблице семь периодов, каждый из которых начинается в крайнем левом углу.
Периодическое число: также известное как атомный номер или число протонов (символ $Z$) химического элемента — это число протонов, находящихся в ядре каждого атома этого элемента.
Атомный номер однозначно идентифицирует химический элемент. Он идентичен зарядовому числу ядра. В незаряженном атоме атомный номер также равен числу электронов. Атомы с одинаковым атомным номером, но разным числом нейтронов и, следовательно, разными массовыми числами, известны как изотопы.

Примечание: Современная квантовая механика объясняет эти периодические изменения свойств с точки зрения электронных оболочек. По мере увеличения атомного номера оболочки заполняются электронами примерно в порядке, показанном на диаграмме правил упорядочения. Наполнение каждой оболочки соответствует строке в таблице.

Недавно обновленные страницы

В Индии по случаю бракосочетания фейерверк 12 класса химии JEE_Main

Щелочноземельные металлы Ba Sr Ca и Mg могут быть организованы 12 класса химии JEE_Main

Что из следующего имеет самый высокий электродный потенциал 12 класса химии JEE_Main

Что из следующего является истинным пероксидом A rmSrmOrm2 класса 12 химии JEE_Main

Какой элемент обладает наибольшим радиусом атомов А класса 11 химии JEE_Main

Получен фосфин из следующей руды Кальций класса 12 химии JEE_Main

В Индии по случаю бракосочетания фейерверк класса 12 химии JEE_Main

Щелочноземельные металлы Ba Sr Ca и Mg могут быть организованы класс 12 химии JEE_Main

Что из следующего имеет самый высокий электродный потенциал 12 класса химии JEE_Main

Что из следующего является истинным пероксидом A rmSrmOrm2 класса 12 химии JEE_Main

Какой элемент обладает наибольшим радиусом атомов А класса 11 химии JEE_Main

Получен фосфин из следующей руды A Кальций класс 12 химия JEE_Main

Тенденции сомнения

a Какие периоды и группы в периодической таблице Дайте две характеристики каждого b В терминах.

..

Перейти к

  • Упражнение
  • Глава 1 Химические реакции и уравнения
  • Глава 2 Кислоты, основания и соли
  • Глава 3 Металлы и неметаллы
  • Глава 4 Углерод и его соединения
  • Глава 5 Периодическая классификация элементов

Главная > Лахмир Сингх Солюшнс Класс 10 Химия > Глава 5 – Глава 5 Периодическая классификация элементов > Упражнение > Вопрос 86

Вопрос 86 Упражнение

(а) Какие периоды и группы в периодической таблице? Назовите две характеристики каждого из них.

(b) С точки зрения электронных конфигураций объясните изменение размеров атомов элементов, принадлежащих к одному и тому же периоду и одной группе.

(c) Данный рядом является частью таблицы Менделеева. Двигаясь вертикально вниз от

Li к Fr:

Ли Быть
Нет данных
К
Руб
Цз
Пт Ра

(i) Что происходит с размером атомов?

(ii) Что происходит с их металлическими свойствами?

(d) Назовите два свойства элементов, величины которых изменяются при переходе сверху вниз в группе периодической таблицы. Каким образом они меняются?

(e) Перепишите следующее утверждение после исправления, если это необходимо:

Группы состоят из элементов с последовательными атомными номерами.

Ответ:

(а) Горизонтальные ряды элементов периодической таблицы называются периодами.

Характеристики:

(i) Элементы в периоде имеют последовательные атомные номера.

(ii) №. элементов в период фиксируется максимальным числом. электронов, которые могут быть размещены на различных оболочках.

Вертикальные столбцы периодической таблицы называются группами.

Характеристики:

(i) Элементы в группе не имеют последовательных атомных номеров.

(ii) Все элементы в группе имеют сходные электронные конфигурации и проявляют схожие свойства.

(б) Размер атома увеличивается при движении сверху вниз в одной и той же группе за счет сложения оболочек на каждом шаге.

В период размер атома уменьшается в течение периода, потому что атомный номер увеличивается. Поэтому количество электронов и протонов увеличивается, заряд ядер увеличивается, и электроны будут удерживаться еще крепче.

(c)(i) Размер атома увеличивается.

(ii) Металлический характер также усиливается.

(d) При движении вниз по группе размер атома и металлический характер увеличиваются. По мере продвижения сверху вниз размер атома увеличивается от лития до франция.

В щелочных металлах группы 1 литий является наименее металлическим элементом, тогда как франций является наиболее металлическим элементом

Связанные вопросы

**(б) Как определялись позиции кобальта и никеля в современной периодической таблице?**

**(а) Как определялось положение изотопов элемента в современной периодической таблице?**

**(b) Каково значение атомного номера в современной классификации элементов? Объясни с.

Оставить комментарий