3 вида домашнего обучения: надомное, дистанционное и семейное
Формы получения образования
«В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)».
Статья 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Основное общее образование в нашей стране является обязательным (статья 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Каждый гражданин должен окончить хотя бы 9 классов.
В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
<<Перелинковка>>
В России можно получить образование и дома, не посещая школу и другие учебные заведения. Вне образовательных учреждений обучение происходит в форме семейного образования (с первого по девятый класс) и самообразования (10–11 классы).
Учиться на дому можно по-разному. Мы поговорим о семейном, надомном и дистанционном обучении. Они отличаются юридической стороной и отношением обучающегося со школой.
Что такое семейное обучение
Это форма получения образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом ребёнок так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.
Причины ухода на семейное обучение на дому разнообразны:
- Родители и дети недовольны школой, в которой учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
- Способности ребёнка выше среднего, и ему скучно на уроках в обычной школе. Возможно и обратное, когда ученику необходим свой темп занятий.
- Ребёнок — профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
- Семья часто переезжает или живёт в другой стране.
<<Форма демодоступа>>
Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подбор школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса. Организация учебного процесса лежит на родителях, в некоторых регионах предусмотрена компенсация за семейное образование.
Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» — помощник в обучении ребёнка дома. На уроках можно напрямую общаться с учителями и сверстниками. Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России, каждый урок сопровождают интерактивные домашние задания и электронный конспект, а контролировать успеваемость и поддерживать мотивацию будут персональные наставники, которые помогут ребёнку получить образование на дому. Попробуйте — первая неделя обучения бесплатно!
Плюсы семейного обучения
- Это полноценная форма получения образования.
- Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы — от выбора программы до выбора школы для аттестаций.
- Доступно всем.
- Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
- Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.
Минусы семейного обучения
- Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители не всегда располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.
- Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально.
Что такое надомное обучение
Надомное обучение — это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону надомное обучение не является самостоятельной формой получения образования.
Путаница между семейным и надомным видами обучения возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе.
При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.
«Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях».
Статья 66 Федерального закона «Об образовании в Российской федерации»
Ребёнок на надомном обучении остаётся в контингенте школы: получает учебники, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность — учиться с применением дистанционных образовательных технологий.
Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.
На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации индивидуального обучения на дому, а также утверждает индивидуальный учебный план, расписание, определяет учителей, которые будут посещать ребёнка.
Плюсы надомного обучения
- Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
- Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.
Минусы надомного обучения
- Можно воспользоваться только при наличии у ребёнка определённых диагнозов, инвалидности или во время длительного лечения или реабилитации.
- В учебный план при надомном обучении в школе включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, не будет аттестован.
- Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
- Практически полное отсутствие социализации ребёнка при надомном обучении.
<<Форма семейного образования>>
Что такое дистанционное обучение
Дистанционное обучение — это форма реализация образовательной программы. При таком взаимодействии дети общаются с учителями по видеосвязи, делают задания онлайн или просто отправляют в электронном виде выполненные работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.
Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам уже не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.
Юридически дистанционная учёба не является формой получения образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на семейной или заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
«Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
Статья 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.
Источник: freepik.com / @karlyukav
Плюсы дистанционного обучения
- Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
- Можно учиться не выходя из дома. Главное — иметь под рукой компьютер и интернет.
- Обучение проходит с комфортом. Можно не спеша пообедать в перерыве между уроками и заниматься в удобной одежде.
- Процесс автоматизирован. Не тратится время на перекличку или дисциплинарные нотации.
Минусы дистанционного обучения
- Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего это частные и платные учреждения.
В России можно учиться в школах и вне школ. В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне школ обучение происходит в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (10–11 классы).
Семейное обучение — форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим, в то время как надомное и дистанционное обучение не являются самостоятельными формами получения образования. Семейное обучение путают с надомным образованием, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу. Семейное и дистанционное обучение в домашних условиях смешивают потому, что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.
Для большей наглядности продемонстрируем различия трёх видов домашнего обучения с помощью таблицы.
Три способа учиться домаДомашнее или надомное обучение — в чем разница?
Домашнее обучение
Домашнее обучение — это форма получения образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение детей так, как сочтёт нужным семья. При этом ребёнок так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию. Синоним — семейное обучение.В России образование можно получить в образовательных организациях или в форме семейного образования и самообразования (Статья 17 Федерального закона «Об образовании»)
Чаще всего семьи переходят на домашнее обучение по трём причинам — недовольство качеством школьного образования, профессиональные увлечения ребёнка и частые переезды семьи. Чтобы забрать ребёнка из школы, нужно уведомить органы местного самоуправления. Для этого пишут специальное заявление, а затем прикрепляются к аккредитованной школе, чтобы регулярно сдавать аттестации.
<<Перелинковка>>
Организация дальнейшего учебного процесса на семейном обучении лежит на родителях. Что, как и когда учить — семья решает сама. Кто-то сам преподаёт детям, другие предпочитают поручить это онлайн-школам. Например, в «Фоксфорде» учатся дети с 1 по 11 класс. Занятия проводятся в режиме реального времени или можно смотреть их в записи. В программу входят базовые курсы — минимум, необходимый для сдачи аттестаций, а также углублённые и олимпиадные курсы для развития сильных сторон ребёнка. За успеваемостью и мотивацией учащихся следят персональные наставники.
<<Перелинковка2>>
Надомное обучение
Надомное обучение — это способ организации учебного процесса для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Учителя приходят на дом или в лечебное учреждение либо занимаются с ребёнком дистанционно, например, по скайпу. Зачастую назначаются 2–3 предметника, которые преподают надомнику сразу несколько дисциплин.
Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях (Статья 66 Федерального закона «Об образовании»).
Ребёнок на надомном обучении зачислен в контингент школы. Ему выдаются учебники, и он, как все, должен придерживаться графика аттестаций, писать контрольные работы и сдавать экзамены.
<<Форма демодоступа>>
Кто может рассчитывать на надомное обучение
Перечень заболеваний, дающих право на обучение на дому, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году.
Надомным обучением нельзя воспользоваться, если ребёнок легко простужается и поэтому часто пропускает школу. Его вряд ли переведут на надомное обучение. А вот ребёнок с сахарным диабетом первого типа имеет право стать надомником.
Алгоритм перехода на надомное обучение
Порядок действий такой:
- Семья получает заключение медико-социальной экспертизы.
- Родители пишут заявление в школу и заключают договор на оказание образовательных услуг.
- Школа издаёт приказ о надомном обучении.
- Школа утверждает индивидуальный учебный план, расписание, определяет учителей, которые будут посещать ребёнка.
Во время обучения на дому школа обязана предоставить бесплатные учебники, методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, а также создать условия для аттестации ребёнка.
К сожалению, на практике учителя часто не заинтересованы в обучении надомников. Качество образования сильно зависит от человеческого фактора. Бывает, что программа преподаётся поверхностно, а возможности ребёнка никак не учитываются. Так, мама ученицы домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елена Доманина рассказывает, как они вместе с дочерью Настей, у которой детский церебральный паралич, пробовали учиться на дому.
В четвёртом классе Насте стало трудно ходить в школу, а я не могла носить её на руках. Нагрузка возросла, и мы перешли на надомное обучение. Однако появились трудности. Материал, которые дети изучали целый день, нужно было усвоить на занятиях с учителем, приходившим из школы, за полтора–два часа.
Выходом для семьи Доманиных стала «Домашняя школа Фоксфорда».
Было очевидно, что даже её базовая программа даёт более глубокие знания, чем мы получали раньше. Бросилась в глаза связь школы и науки. Все термины научные, сложные, но в этом раскрывается суть и понимание предмета. Здесь не решишь задачку с ходу — нужно хорошенько подумать и применить сразу несколько правил. А Насте нравится глубоко погружаться в предмет и во всём доходить до самой сути.
Домашнее или надомное обучение: что выбрать
Домашнее обучение предоставляет больше свободы. Зачастую это более качественный формат, потому что помощники в виде онлайн-школ и репетиторов больше заинтересованы в ученике и развитии его индивидуальных способностей.
Надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Чтобы оставаться в контингенте, но не посещать школу, нужно получить медицинское заключение, подтверждающее наличие заболевания для обучения на дому. Качество надомного обучения не всегда отвечает запросам ребёнка, и семья вынуждена отказываться от помощи государства или дополнять её.
Определиться, какой тип обучения, семейное или надомное, всё же подойдёт ребёнку, поможет наглядная таблица.
Совместное обучение в сфере образования творит чудеса для будущих поколений
Поднимите руку, если вы помните, как сидели за партами, молча запоминая отрывки из учебника, или слушали 40-минутную лекцию. Давай, опусти руку. Даже это устаревший способ донести свою точку зрения.
Образование постоянно развивается по мере того, как мы сводим к минимуму то, как мы учимся и понимаем. Некоторые вещи никогда не выходят из моды. Некоторые вещи не могут исчезнуть достаточно быстро, например, вышеупомянутое обучение в классе «фабричного стиля». На протяжении всего этого мы изучаем и разрабатываем передовой опыт в области образования, чтобы наши ученики могли развивать интеллектуальную зрелость и способность думать самостоятельно, а также быть открытыми и уважительно относиться к мыслям и идеям других.
Войти в совместное обучение или совместное обучение.
Совместное обучение — это способ группового обучения, который улучшает коммуникативные навыки, культурную осведомленность, навыки мышления и многое другое. Работа в группе также позволяет учащимся проверять и контролировать свою работу на месте, а не выяснять это позже, чтобы сделать рабочий процесс более эффективным. Круто то, что нам всем нужны эти атрибуты. Можно с уверенностью сказать, что учиться друг у друга, имея возможность эффективно общаться, никогда не выйдет из моды. На самом деле, мы могли бы все больше и больше двигаться в этом направлении в будущем.
В исследовании Дэвида Гроссмана «Стоимость плохих коммуникаций» опрос 400 компаний, в которых работало 100 000 и более человек, показал, что ежегодные затраты на плохие коммуникации приводят к убыткам в среднем в 62,4 миллиона долларов. Стоимость для небольших компаний, в которых работает 100 и более человек, составляла в среднем 420 000 долларов в год. Для того, чтобы остановить потери, мы должны подчеркнуть важность коммуникации на ранней стадии. Это может быть мягкий навык, но из плохого общения могут быть извлечены тяжелые уроки.
Также учтите следующее: колоссальные 96 процентов руководителей, принявших участие в опросе Salesforce, указали на отсутствие навыков совместной работы, что привело к плохому общению между сотрудниками.
Соединим точки: неспособность эффективно сотрудничать из-за отсутствия коммуникативных навыков может означать потерю бизнеса, денег и рабочих мест. Крайне важно, чтобы мы улучшали эти способности у наших сотрудников, прививая их им, пока они учатся, посредством совместной учебной деятельности.
Например, инновационный курс Inventionland Institute улучшает социальные навыки за счет практического обучения на основе проектов. Учащиеся работают в небольших группах по три-четыре человека, чтобы определить проблему, а затем найти решение, разработав практическое изобретение. После создания рабочего прототипа учащиеся должны рассказать историю с помощью графики, дизайна и упаковки, а также рассказать о продукте потенциальным инвесторам (окей, это могут быть люди в школе, например, директор или суперинтендант).
Совместная работа над достижением общей цели развивает столь необходимые навыки сотрудничества и общения, а также критическое мышление и креативность, составляющие остальные 4 C. Согласно Журналу педагогической психологии, учащиеся, работающие в небольших группах, как эта, склонны достигать более высокого уровня успеваемости. Это действительно подтверждает старую поговорку о том, что вместе мы сильнее, чем порознь.
«В образовании существует множество стратегий», — сказала учительница начальных классов школьного округа Бергетстаунского района Алисса Нардоне. «По моему мнению, критическое мышление, рассуждение, анализ, креативность, настойчивость, решение проблем и сотрудничество находятся в авангарде того, что, по моему мнению, должно преобладать в классе 21 века.
Задача состоит в том, чтобы интегрировать эти навыки, маневрируя в соответствии со строгими стандартами обучения и учебным планом. Обучение на основе проектов предоставляет альтернативный способ развития этих навыков. Студенты принимают значимые проекты. Родители говорят, что их дети не могут дождаться, чтобы попасть в школу, когда они знают, что проект будет ждать, чтобы стать хорошим испытанием».
Несмотря на то, что учителя по-прежнему являются неотъемлемой частью процесса открытия, занятия проводятся под руководством учащихся и при содействии учителей. Это позволяет студентам учиться как у инструктора, так и друг у друга.
«Некоторые учащиеся просто хотят иметь возможность что-то делать», — сказала Лаура Уэллс, учитель средней школы школьного округа Бергетстауна. «Им нравится класс, который больше ориентирован на учащихся и позволяет им взять на себя ответственность за собственное обучение». Со своей стороны, учителя также участвуют в совместном обучении и обнаруживают скрытые качества своих учеников.
Возможно, вы никогда не узнаете, кто является прирожденным лидером или кому суждено стать инженером, если вы не дадите им шанс полностью проявить свои таланты и навыки.
Это одна из самых больших трудностей в образовании. Студентам все еще нужно учиться, однако их не всегда нужно учить. Поначалу это может показаться нелогичным, но если вы отпустите руль, то сможете направить учащихся в правильном направлении.
«Выбор и контроль по своей сути способствуют возбуждению и вовлечению», — сказал учитель средней школы школьного округа Эйвонворт Майк Линкольн. «Наш курс Inventionland — прекрасный пример такого типа опытного обучения».
Как взрослые профессионалы, мы обычно объединяемся в организации, команды, группы и т. д. Как бы вы это ни называли, миссия ясна: работать вместе как единое целое. Тогда имеет смысл учиться и в сотрудничестве.
«Работодатели ищут людей, которые могут думать самостоятельно, быть находчивыми и обладать навыками межличностного общения, такими как общение и работа в команде», — сказала учитель средней школы Carmichaels Area School District Бриттани Филлипс. «Работая на практике, мои ученики находят и устраняют свои проблемы, работая с людьми, которые имеют разные личности и трудовую этику, и гордятся своей работой».
Почему важно развивать эффективные навыки совместного обучения, такие как общение, сотрудничество, критическое мышление и творчество? Во-первых, профессиональный мир меняется и адаптируется к развивающимся технологиям. Поскольку мы все связаны друг с другом телефонами, планшетами и компьютерами, современный офис может быть кабинкой или запасной спальней в вашем доме. Статистика показывает, что почти 9 миллионов человек работают из дома. Вероятность того, что это число продолжит расти, высока, поскольку на рынок труда приходят миллениалы и молодые поколения. Это означает, что навыки совместного обучения имеют первостепенное значение для этого поколения учащихся, а также для следующих.
«Практическое обучение, основанное на проектах, учит учащихся управлять своим временем, работать в группе с другими людьми и опираться на идеи и работу других для создания конечного продукта», — сказала учитель средней школы Propel Charter School Маяда Кристиансен. . «Учащиеся в классе учатся идти на компромисс, учатся слышать чужое мнение и видеть ценность чужой точки зрения. Эти ориентированные на команду навыки бесценны в рабочей силе, и их очень важно развивать».
Просто захотеть остаться дома в спортивных штанах не получится. Ошибочное представление о работе на дому состоит в том, что это легко, практически без присмотра. Это не может быть дальше от истины. Мягкие навыки должны быть острее, чем когда-либо, чтобы идеи и концепции могли передаваться от одного человека к другому через электронные письма, текстовые сообщения или телефонные звонки. Во всяком случае, разлука добавляет еще один уровень сложности в работу.
Так как же перейти от традиционного обучения к совместному обучению? Вот несколько советов, как изменить свое образовательное предложение к лучшему:
• Пришло время закрыть фабрику. Да, эти классные комнаты в «фабричном стиле» существуют уже некоторое время. Так же были и дисковые телефоны, но мы все пошли дальше. Давайте сделаем то же самое с расположением в классе рядов парт, смотрящих на учителя. Вместо этого попробуйте использовать круглые или квадратные столы со стульями, расположенными вокруг них. Это позволит вашим учащимся смотреть друг на друга, пока они слушают или разговаривают с группой.
• Можно разговаривать в классе. Конечно, вы не хотите, чтобы ваш класс превратился в какофонию шума, но тишина может быть столь же вредной для процесса совместного обучения. Поощряйте своих учеников поддерживать поток идей и продолжение беседы. Не позволяйте им бояться излагать свои идеи, даже если они не кажутся победителями. Такие продукты, как Snuggie, кубик Рубика, Slinky и Pet Rock, — это лишь некоторые из многих примеров идей, которые легко могли быть отвергнуты негативным отношением.
• Запачкать руки. Поощряйте совместную работу над проектом или задачей, в которой есть нюансы и уровни. Некоторые из задач инновационного курса Inventionland Institute включают чистку труб или задачу с наклейками, в которой команда должна построить максимально возможную высокую конструкцию. Это требует группового мозгового штурма и сотрудничества во время строительства, чтобы каждый член команды был вовлечен в процесс и практиковал продуктивное совместное обучение.
• Будьте соавторами. Практикуйте то, что проповедуете, и привлекайте к этому веселью другие отделы. Допустим, вы ведете урок о древних акведуках на уроке истории. Сотрудничайте с учителем рисования, чтобы ваши ученики действительно построили один из этих акведуков на основе знаний, которые вы им дали. Включите учителя математики, чтобы увидеть, какой угол потребуется, чтобы вода двигалась быстро, но не вышла из-под контроля. Это послужит примером для ваших учеников, что совместное обучение — это обязательство на всю жизнь.
Как бы нам ни хотелось, чтобы все было идеально, дело в том, что не всегда все идет по плану. У вас могут быть ученики, которые хотят сделать ровно столько, сколько нужно, а остаток пути несут более амбициозные. Совместное обучение может быть контрпродуктивным на этом этапе.
«Однако меня беспокоят ученики, которые приходят в класс и разочарованы тем фактом, что они несут ответственность за собственное обучение», — сказала Лаура Уэллс. «У меня было несколько одаренных студентов, которые не хотели прилагать усилий, необходимых для начала изучения этого курса. Они предпочли бы учиться в классах, где содержание определяется учителями, и они выполняют указанные конкретные задачи».
Право собственности может быть непростой задачей. Предложение взять под свой контроль то, что вы изучаете, может быть сложной задачей для студента. В конце концов, они, вероятно, потратили большую часть своего образования на выполнение более конкретных задач.
Скорее всего, это реакция типа “шока от наклеек”. Студенты могут испытать немедленный взрыв эмоций, которые вызывают панику. Но как только эта пыль уляжется, они могут приступить к процессу совместного обучения вместе со своими друзьями и одноклассниками. Выполнение этого вместе в группе даст им понять, что они не одиноки. Вы будете поражены тем, чего могут достичь ваши ученики. Просто позвольте им это сделать.
Что такое совместное обучение? Теория, примеры занятий
Что такое совместное обучение?
Прочитав это руководство, вы лучше поймете, что такое совместное обучение.
Вы получите полезные советы о том, как улучшить и внедрить совместное обучение в вашей организации.
Узнайте:
- Определение совместного обучения
- Совместное обучение и совместное обучение: в чем разница?
- Преимущества совместного обучения
- Примеры совместной учебной деятельности
- Теории совместного обучения
- Теория общественного развития Выготского
- Теория когнитивного развития Пиаже
- Piaget и Выготский: в чем разница?
- Теория когнитивного развития Кегана
- Исследования и статьи о совместном обучении
Определение совместного обучения
Совместное обучение — это образовательный подход, основанный на использовании групп для улучшения обучения посредством совместной работы. Группы из двух или более учащихся работают вместе для решения проблем, выполнения задач или изучения новых концепций.
Этот подход активно вовлекает учащихся в процесс обработки и синтеза информации и понятий, а не в механическое запоминание фактов и цифр.
Учащиеся работают друг с другом над проектами, где они должны сотрудничать как группа, чтобы понять представляемые им концепции.
Защищая свою позицию, переформулируя идеи, выслушивая другие точки зрения и формулируя свои точки зрения, учащиеся получат более полное понимание в группе, чем в отдельности.
Совместное и кооперативное обучение: в чем разница?
Существует некоторая путаница в отношении различий между этими двумя типами обучения.
По сути, совместное обучение является разновидностью совместного обучения , поэтому на первый взгляд они могут показаться похожими.
Разница между кооперативным обучением и совместным обучением заключается в том, что в кооперативном обучении участники несут ответственность за определенный раздел своего обучения и успеха, а также за успех группы в целом.
Они должны использовать свои знания и ресурсы, чтобы убедиться, что все члены команды понимают концепции, которые они изучают.
Роли и структура совместного обучения предопределены и часто сравниваются с актерским составом и съемочной группой в театральной постановке: успех спектакля зависит от всех взаимосвязанных ролей, поддерживающих друг друга, но есть режиссер, наблюдающий за проектом близко.
Чтобы подумать о совместном обучении с точки зрения ролей в организации, при разработке программного обеспечения группа младших разработчиков должна изучить новую структуру, а затем разработать часть программы, используя ее. У каждого разработчика есть своя часть кода для разработки, но их работа будет успешной только в том случае, если каждый изучит и правильно выполнит свою часть. Хотя у каждого человека своя роль в работе, вся группа заинтересована в успехе других.
В совместном обучении отдельные участники также должны взять на себя ответственность за обучение и успех своей команды, но их роли, ресурсы и организация остаются на их усмотрение. Нет директора, который бы регулировал правила взаимодействия, поэтому сама группа должна управлять собой.
Преимущества совместного обучения
Зачем использовать совместное обучение? Потому что каждая организация может извлечь выгоду из энергичных и информированных сотрудников.
Совместное обучение дает множество преимуществ как для организации в целом, так и для отдельных учащихся.
Организационные преимущества совместного обучения
1. Развивает навыки самоуправления и лидерства
Когда людям поручают работать вместе для достижения общей цели, им предоставляется возможность развивать навыки высокого уровня.
Им приходится организовывать, назначать и учить, они учатся управлять собой и другими, продуктивно лидируя.
2. Повышает навыки и знания сотрудников
Когда сотрудники участвуют в совместном обучении, они приобретают широкий спектр навыков и знаний.
Они не только укрепят свои существующие навыки, обучая других, они, в свою очередь, получат новые навыки от других сотрудников.
Это снижает потребность в формальном обучении и поощряет сотрудников постоянно повышать квалификацию в известных концепциях и осваивать новые концепции.
3. Улучшает отношения между командами и отделами
Когда люди имеют ограниченные контакты между командами, трудно поддерживать связи и командную работу.
Совместное обучение в группах заставляет людей устанавливать новые связи и находить способы совместной работы.
Это может быть особенно полезно для организаций, которые зависят от удаленных сотрудников, поскольку установление прочных связей между удаленными работниками может быть затруднено.
4. Улучшает приобретение и сохранение знаний
Исследования показали, что использование совместного обучения может привести к более активному участию и лучшему сохранению знаний.
Процесс совместного обучения позволяет участникам достичь более высокого уровня мышления, а информация сохраняется гораздо дольше, чем при обучении без участия в совместной работе.
5. Повышает удержание сотрудников и способствует вовлеченности на рабочем месте
Сотрудники, которым предоставляется возможность освоить новые навыки, как правило, более удовлетворены своей работой и с меньшей вероятностью будут искать другие возможности.
Удовлетворенные сотрудники более продуктивны и будут вовлечены в свою работу, что приведет к повышению эффективности и производительности.
Индивидуальные преимущества совместного обучения
1. Превращает обучение в по-настоящему активный процесс
Учащийся должен организовать свои мысли, привести связные аргументы, чтобы продемонстрировать свою точку зрения, защитить ее перед сверстниками и убедить других в том, что их аргумент правильный.
Это активное участие означает, что человек учится и сохраняет больше знаний.
2. Способствует обучению с точки зрения других
Учащимся полезно услышать различные точки зрения.
Исследования показывают, что когда человек знакомится с разными точками зрения, особенно от людей с разным прошлым, он узнает больше.
3. Учит критически и быстро мыслить
Учащийся должен быстро синтезировать ответы и, если он обнаружит, что его аргументация недостаточна, скорректировать свои идеи на лету.
Люди учатся быстро и критически мыслить, получая новую информацию и корректируя свою точку зрения по мере появления новых идей.
4. Способствует выслушиванию критики и советов
Учащийся также будет слушать, как другие высказывают свои идеи, предлагая свои мысли за или против аргументов своих сверстников.
Этот динамический подход означает, что учащиеся получают более полное представление о теме, поскольку им приходится рассматривать ее со всех сторон.
5. Развивает навыки публичных выступлений и активного слушания
Люди учатся хорошо выступать перед аудиторией своих сверстников, активно слушать, оспаривать идеи и выстраивать структуру идей вместе с другими.
Повышенная социальная легкость поможет людям как в обществе, так и на работе.
6. Улучшает сотрудничество
Когда учащиеся ставят конкретную цель, они с большей вероятностью будут участвовать в вдумчивом обсуждении друг с другом, улучшая как свое понимание предмета, так и уважение друг к другу.
Примеры совместной учебной деятельности
Существует много способов способствовать совместному обучению в организации:
1. Оценка систем обучения
В командах или отделах объединяйте новых сотрудников с более старшими.
Попросите их вместе оценить существующие системы обучения, определить недостатки в системе и разработать рекомендации по эффективному обновлению обучения, чтобы лучше служить организации и ее сотрудникам.
2. Решение проблем в группах
Соберите вместе различные команды и поставьте перед ними проблему, которую нужно решить.
Это может быть как разработать новую функцию для продукта, какие изменения следует внести в существующее программное обеспечение или создать новую программу обучения.
В общих чертах укажите, какие результаты вы хотели бы получить, а затем дайте возможность командам работать.
В конце команды представляют то, что они разработали, обосновывают свой выбор и излагают свои планы по выполнению задания.
3. Разработка новых продуктов
Когда дело доходит до разработки новых продуктов, совместное обучение может быть огромным преимуществом.
Команды могут работать вместе, чтобы определить соответствующие ниши, провести мозговой штурм и создать концепцию продукта.
После презентации своей продукции сессия вопросов и ответов может помочь развить идею, поскольку они защищают свои идеи, реагируют на критику и оттачивают свое мнение.
4. Объяснение концепций другим отделам
Предложите командам отделов создать презентацию, которая обучает их работе другие отделы.
Они должны представить работу, которую они делают, проблемы, которые они решают, и некоторые текущие концепции, над которыми они работают.
Другие отделы примут участие в сессии вопросов и ответов, поделившись своим опытом, чтобы помочь решить текущие проблемы, а также узнать больше о том, как работает организация в целом.
5. Создайте сообщество для совместного обучения
Сообщество для совместного обучения — это среда, которая способствует совместной работе над решением проблем, уделяет первостепенное внимание открытому общению и дает людям множество возможностей учиться и учить других.
Организация, которая решит предоставлять эти возможности на регулярной основе, создаст сообщество совместного обучения, в котором люди будут активно участвовать в совместном обучении.
Хорошие примеры совместной учебной деятельности включают четкие инструкции, поставленную цель, группы среднего размера из трех-пяти человек и гибкие правила, чтобы группы могли экспериментировать внутри себя и работать с открытым общением.
Теории совместного обучения
Несмотря на некоторые различия между теориями совместного обучения, в целом совместное обучение основывается на концепции, согласно которой обучение является естественным социальным актом и что обучение происходит посредством разговоров, попыток решить проблемы и стремления понять мир.
Для начала мы рассмотрим первые теории совместного обучения, которые касались того, как учатся дети. Более поздние теории учитывали, как взрослые продолжают когнитивно развиваться на протяжении всей своей жизни.
Теория социального развития Выготского
Теория социального обучения Льва Выготского делает акцент на важности социального взаимодействия для развития обучения и познания.
Он считал, что сообщество является важным фактором в процессе создания смысла и знаний.
Теория Выготского подходит к обучению с социокультурной точки зрения, утверждая, что индивидуальное развитие не происходит без влияния социального и культурного контекста.
Он предположил, что речь играет важную роль в развитии мышления, а беседы с более знающими людьми способствуют пониманию и познанию.
Важным аспектом теории социального научения Выготского является Зона ближайшего развития.
Это идея о том, что если вы представляете, что человек может и не может делать в виде зон, между этими зонами находится третья зона, известная как зона ближайшего развития. Это то, чему человек может научиться, но для этого ему нужно руководство.
Именно в этой зоне находятся новые умения, находящиеся в процессе развития. Когда у человека есть доступ к другим людям, которые будут его учить, он будет изучать навыки, находящиеся в его зоне ближайшего развития.
Выготский также разработал концепцию Более Знающего Другого ( МКО ).
Более осведомленный Другой — это человек, уже обладающий знаниями или опытом, который ищет учащийся. Это может быть родитель, учитель или пожилой человек, но с таким же успехом может быть и сверстник.
Благодаря взаимодействию с этим человеком учащийся может увидеть смоделированное желаемое поведение или получить важную информацию.
Выготский назвал это совместным диалогом, когда учащийся ищет знания, усваивает информацию, предоставленную более знающим Другим, а затем использует эту информацию для руководства своими действиями.
Более Знающие Другие позволяют учащемуся работать в Зоне Ближайшего Развития.
Теория когнитивного развития Пиаже
Жан Пиаже задался целью понять, как младенцы и дети развивают свое понимание окружающего мира и как они становятся способными использовать разум и мышление для выдвижения гипотез.
Его теория утверждает, что по мере того, как дети растут, они создают понимание окружающего мира, испытывают несоответствия между своим пониманием и своим опытом, а затем исправляют эти несоответствия путем реорганизации своих умственных процессов.
Компания Piaget разработала концепцию « схемы », которые он определил как единицы знаний, основные строительные блоки, которые позволяют людям систематизировать знания и понимать сложные концепции.
Он определил схему как «связную повторяющуюся последовательность действий, состоящую из составных действий, которые тесно взаимосвязаны и управляются основным значением».
Он считал, что существуют некоторые врожденные схемы, такие как сосательная реакция новорожденных, и другие, приобретаемые с опытом.
Для Пиаже когнитивное развитие человека было напрямую связано с количеством и глубиной его схем.
По мере развития дети используют свои схемы для обработки окружающего мира с помощью ассимиляции и аккомодации. При ассимиляции ребенок использует существующую схему для обработки нового объекта, ситуации или взаимодействия. Приспособление — это когда ребенок обнаруживает, что его существующая схема не работает для нового объекта, и поэтому схема изменяется.
Пиаже считал, что это обусловлено потребностью в равновесии, которое, в свою очередь, стимулирует развитие. Равновесие — это состояние, в котором имеющиеся у ребенка схемы могут обрабатывать большую часть новой информации в процессе усвоения. Если этого не произойдет, начнется нарушение равновесия, и ребенку будет некомфортно. Ребенок отреагирует на это, стремясь приспособиться через процесс приспособления, и в ходе этого процесса овладеет новыми знаниями.
По мнению Пиаже, процессы ассимиляции и приспособления требуют активного ученика, поскольку ребенок должен стремиться открыть для себя необходимые ему навыки решения проблем. В этом процессе ребенок должен взаимодействовать с физической и социальной средой, чтобы учиться.
Четырехэтапный процесс когнитивного развития Пиаже
Пиаже также представил четырехэтапный процесс когнитивного развития, который, по его мнению, должен произойти, прежде чем можно будет начать обучение.
1. Сенсомоторный
От рождения до двух лет ребенок учится формировать ментальные представления.
В это время у ребенка развивается постоянство объекта.
2. Дооперационный
От двух до семи лет происходит развитие символического мышления.
3. Конкретный операционный этап
С семи до одиннадцати лет начинается использование логики для проработки вещей в уме, вместо физического изучения концепций.
4. Формальный операционный этап
Начинается в одиннадцать лет, это этап, когда возможно полное логическое познание, включая разработку сложных гипотез.
Piaget и Выготский: в чем разница?
Хотя и Пиаже, и Выготский согласились с тем, что когнитивное развитие происходит поэтапно и имеет корни как в природе, так и в воспитании, они расходились по некоторым ключевым моментам.
- Пиаже считал, что ребенок управляет своим собственным когнитивным развитием, поскольку дети имеют врожденную тенденцию адаптироваться к новому опыту, тогда как Выготский считал, что социальное взаимодействие — это то, что движет когнитивным развитием детей.
- Пиаже считал, что дети учатся лучше всего, когда им позволяют использовать самопознание и активное обучение, а Выготский считал, что обучение и руководство являются ключом к обучению ребенка.
- Выготский также постулировал, что разные культуры и периоды времени оказывают влияние на когнитивное развитие, в то время как Пиаже считал, что это повсеместно одинаково.
- Пиаже также считал, что, хотя этапы развития более или менее установлены, дети будут приступать к обучению только тогда, когда они будут готовы, а Выготский считал, что развитие можно ускорить, используя зону ближайшего развития и более знающих других.
Существенное отличие состоит в том, что Пиаже считал, что результатом когнитивного развития является язык, Выготский считал, что язык является ключом к когнитивному развитию.
Согласно исследованию, проведенному в 1990 году Фрейндом, согласно исследованию, проведенному в 1990 году Фройндом, ребенок, подвергающийся управляемому обучению в рамках зоны ближайшего развития Выготского, проявляет большее понимание, чем ребенок, обучающийся самостоятельно в рамках концепции обучения Пиаже.
Теория когнитивного развития Кегана
Рассмотренные выше теории развития сосредоточены на когнитивном развитии детей. Раньше считалось, что когнитивное развитие заканчивается примерно к 25 годам, но есть и такие, кто считает, что это процесс на всю жизнь.
Роберт Киган утверждал, что люди могут постоянно развивать системы, которые они используют для создания смысла, изменяя то, как они взаимодействуют с миром.
Он разработал пять стадий, в которых особое внимание уделялось переходу от предмет (я) на объект (у меня) рамки.
По словам Кагана, предметная структура не позволяет саморефлексии, так как она слишком тесно связана для объективности. Он может включать в себя убеждения, поведение и предположения о мире.
Объектная структура позволяет человеку отделиться от концепции, поразмышлять над ней и рассмотреть ее объективно. По словам Кегана, это упражнение по переходу на другую структуру стимулирует когнитивное развитие.
Проще говоря, Каган предположил, что взросление означает переход на более высокие стадии развития.
Это означает развитие независимого самоощущения и приобретение качеств, связанных с мудростью и социальной зрелостью.
Взрослый с высокой стадией развития контролирует свое поведение, осознает себя и способен более эффективно управлять своими отношениями и социальными факторами, влияющими на них.
Пять этапов Кегана:
1. Импульсивный ум
Эта стадия — раннее детство, когда действиями движут импульсы.
2. Имперский разум
Субъект : Есть потребности, интересы, желания
Объект : Имеются импульсы, восприятие
Это подростковая стадия, хотя некоторые взрослые остаются здесь.
Отношения носят транзакционный характер, и личный интерес является движущей силой любого поведения.
Действия обусловлены внешними последствиями, а не внутренними системами убеждений.
3. Социализированный разум
Субъект : Взаимность, межличностные отношения
Объект : Имеет потребности, интересы, желания
По словам Кегана, это стадия, на которой находится большинство людей.
На этом этапе доминируют внешние источники, такие как другие люди, группы и общество вокруг нас в целом, и то, что они думают о нас.
Предписанный культурой образ жизни имеет первостепенное значение для социализированного разума, независимо от личных желаний.
4. Самоавторский разум
Субъект : Самоопределение, личная автономия
Объект : Взаимность, межличностные отношения
На этом этапе человек способен к самоопределению.
Они не зависят от мнения общества и сами решают, кто они, за что они борются и как им следует себя вести.
5. Самотрансформирующийся разум
Субъект : Просто есть
Объект : Обладает самоопределением, личной автономией
Кеган считает, что только 1% взрослых достигает этой стадии .
На стадии 5 ощущение себя не является статичным, вместо этого оно способно постоянно приспосабливаться и реагировать по мере обработки новой информации, взаимодействий и переживаний.
Резюме
В организации идеально предоставить своим сотрудникам инструменты для перехода на более высокие уровни.
Стимулирование роста внутри организации имеет много доказанных преимуществ, в том числе увеличение производительности, более высокий уровень удержания сотрудников и повышение удовлетворенности сотрудников.