Что защищают в аспирантуре: Что дает аспирантура без защиты диссертации

Деградация аспирантуры подошла к опасному пределу / Образование / Независимая газета

Наука пока так ничего и не выиграла от существования “третьей ступени образования”

Тэги: высшее образование, аспирантура, законопроект, кандидатская диссертация, научный потенциал

За последние 10 лет число аспирантов сократилось вдвое. Фото агентства «Москва»

Аттестацию выпускников аспирантуры будут проводить, оценивая их диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Правительственный законопроект Госдума собирается рассмотреть во втором чтении на одном из ближайших пленарных заседаний. Исторически основа аспирантуры – как раз подготовка кандидатской диссертации, считают в правительстве.

Напомним, сейчас аспирант, окончивший обучение, не обязан защищать диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. Вместо этого выпускник проходит итоговую аттестацию, защищая научный доклад, а потом сам решает, защищать ли ему кандидатскую диссертацию или нет.

В итоге выпускник аспирантуры фактически защищает две научно-квалификационные работы, отмечают авторы законопроекта.

Новый документ устанавливает, что итоговая аттестация по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) будет проводиться в форме оценки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук на предмет ее соответствия критериям, установленным законом «О науке и государственной научно-технической политике». Обучающийся также сможет не дожидаться окончания аспирантуры и защитить кандидатскую диссертацию до ее завершения, следует из пояснений к законопроекту.

Новая мера направлена на то, чтобы усилить научный потенциал страны. А ситуация здесь не из простых. Снижение рождаемости в 1990-х годах и реформа аспирантской подготовки существенно повлияли на снижение приема и выпуска аспирантов. И то, и другое за период 2010–2019 годов сократилось более чем вдвое. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил данные об основных показателях деятельности аспирантуры за последние 10 лет и подтвердил это положение.

Кроме того, что упали показатели приема и выпуска аспирантов, пострадало также качество подготовки аспирантов и их эффективность. Если в 2010 году показатель выпустившихся с защитой кандидатской составлял 28,4%, то в 2019 году в общем выпуске аспирантов лишь 10,5% защитили кандидатскую диссертацию.

В 2012 году в закон «Об образовании в РФ» были внесены изменения, сделавшие аспирантуру третьей ступенью высшего образования. И вроде бы все задумывалось исключительно во благо. А получилось – не совсем.

Во-первых, определенная часть людей стала воспринимать обучение в аспирантуре как реальную возможность задержаться в вузе еще на несколько лет. Это подтвердили данные ИССиЭЗ НИУ ВШЭ. Как следует из результатов опроса, в котором приняли участие 1866 аспирантов, примерно четверть аспирантов мужского пола идут в аспирантуру ради отсрочки от армии, а каждый 10-й – ради места в общежитии.

Во-вторых, став третьей ступенью образования, аспирантура получила все атрибуты образовательной программы. И у аспирантов появилось значительное число обязательных учебных курсов и возможность завершить аспирантуру без защиты диссертации. Это повлияло на количество защит. Об этом говорят уже приведенные выше цифры из опросов ВШЭ.

В-третьих, с новым законом изменилась процедура отбора, которая не учитывает или учитывает с небольшим весом академические достижения и опыт поступающих. Напомним, что поступление в аспирантуру проходит на конкурсной основе. В среднем конкурс здесь составляет 3–5 человек на место. Но зачастую «человеку с улицы» поступить сложней, потому что университетские кафедры продвигают «своего» и растят будущего ученого еще с университетской скамьи.

Не надо забывать, что еще есть аспирантура платная и целевая. В связи с чем и раздается критика аспирантского набора. Дескать, прием здесь сводится к формальной оценке. Председатель Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки РФ Владимир Филиппов уже несколько раз заявлял, что нужно сокращать прием в аспирантуру, чтобы шел готовый к научной деятельности контингент.

Вот и нынешний законопроект тоже увязывают с темой усиления научной составляющей аспирантуры.

Кстати, как следует из опросов ВШЭ, в 2019 году наибольшая численность аспирантов проходила обучение по трем направлениям подготовки: экономика и управление (9,5% от общей численности), информатика и вычислительная техника (8,2%), а также клиническая медицина (7,4%). Среди женщин, обучающихся в аспирантуре, популярностью пользуются клиническая медицина (9,9%), образование и педагогические науки (9,2%). Наиболее распространенные направления у мужчин – информатика и вычислительная техника (11,1%), экономика и управление (10,1%). Судя по перечисленным направлениям, молодые выбирают в науке «легкий жанр».

Согласно основанным на данных расчетам исследователей НИУ ВШЭ, с 2013 года наблюдается устойчивая тенденция к сокращению числа организаций, имеющих аспирантуру. За последние 10 лет число таких организаций сократилось на четверть – с 1568 в 2010 году до 1187 в 2019-м. Общая численность аспирантов также снизилась примерно вдвое – с 157,4 тыс. до 84,3 тыс. человек соответственно. И это тоже не самая оптимистичная новость. 

Аспирантам приготовиться к защите – Газета Коммерсантъ № 36 (7237) от 02.03.2022

С начала марта группа российских вузов объявит набор на программы аспирантуры, разработанные по новой модели. Их выпускники получат дипломы особого образца, а государственная аттестация будет заменена процедурой предзащиты диссертации. Ранее в Российской академии наук (РАН) неоднократно критиковали действующую модель аспирантуры, поскольку, по статистике, лишь 13% ее выпускников защищали диссертацию. По мнению экспертов, реформа подготовки молодых ученых снизит образовательную нагрузку на аспирантов, что должно способствовать росту защит.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

С 1 марта начинается первый этап по переходу к новой модели аспирантуры, которая фактически отменяет проведенную в 2012 году отраслевую реформу.

Тогда аспирантура стала третьей ступенью высшего образования (после бакалавриата и магистратуры), получив все атрибуты образовательной программы, в том числе существенную учебную составляющую. Аспирантам стали выдавать диплом с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь» без защиты диссертации.

В РАН неоднократно критиковали эту модель. «У нас в аспирантуре обучается около 20 тыс. человек, а диссертацию защищают на выходе только 13%,— заявлял в 2019 году президент академии Александр Сергеев.— Сейчас аспирантура — это фабрика подготовки аспирантов. Средства используются нерационально, научного работника по окончании аспирантуры мы не получаем, так что эта фабрика работает вхолостую». С ним согласен директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев, по словам которого устойчивый тренд на снижение показателей эффективности аспирантуры наблюдается последние десять лет. Если в 2010 году около 30% выпускников аспирантуры защитили диссертацию в срок, то в 2021 году этот показатель составил менее 10%.

Предполагается, что новая модель вернет аспирантуру к выполнению задачи подготовки научных кадров.

Так, ее программы будут реализовываться на основе федеральных государственных требований (ФГТ) вместо федеральных государственных стандартов (ФГОС). «ФГТ менее жесткие и сформулированы в рамочном формате,— объясняет начальник управления аспирантуры и докторантуры НИУ ВШЭ Елена Кобзарь.— Вузы и научные организации смогут самостоятельно решать, каким будет содержание программ. Они не регулируют структуру образовательной программы и дисциплины так детально, как ФГОСы». Сами программы уже не будут подлежать государственной аккредитации.

Директор Центра подготовки кадров высшей квалификации НИТУ МИСиС Андрей Игнатов указывает, что теперь аспирантам не нужно будет осваивать большое количество дисциплин (ранее их число доходило до десяти). Это, по его мнению, позволит высвободить больше времени на проведение научных исследований. С другой стороны, после реформы выпускники аспирантуры больше не получат диплом об образовании.

Им не будет присваиваться образовательная квалификация, указывает проректор РЭУ им. Плеханова Ксения Екимова. Итоговая аттестация по программам аспирантуры будет проходить в формате предзащиты кандидатской диссертации — с выдачей заключения на диссертационное исследование. В РАНХиГС указывают, что именно это заключение о готовности диссертации к защите, то есть о соответствии критериям, которые необходимы для получения степени кандидата наук, будет являться результатом успешного окончания аспирантуры.

Для получения степени кандидата наук недостаточно написать диссертацию, нужно еще опубликовать несколько научных статей, напоминает начальник управления аспирантуры и докторантуры НИУ ВШЭ Елена Кобзарь: «Но прежние требования к итоговой аттестации не предусматривали их обязательной подготовки вместе с диссертацией. Поэтому нередко аспиранты оказывались в ловушке — получали диплом об окончании аспирантуры, но не могли идти в диссертационный совет, так как не фокусировались на подготовке публикаций в период обучения в аспирантуре».

По ее словам, новые условия «заставляют аспирантов концентрироваться на том, чтобы в течение обучения в аспирантуре выполнить все условия для получения степени кандидата наук, а не часть из них, как это было ранее».

Отметим, после 1 марта все действующие программы сохраняются, а аспиранты доучиваются по прежним правилам. Однако с осени все новые аспиранты будут зачисляться уже на новые программы. Требования не меняются, говорят в РАНХиГС: «В обязательном порядке должно быть высшее образование уровня магистратуры или специалитета. Кроме того, образовательное учреждение устанавливает вступительные экзамены для приема в аспирантуру. Также учитываются индивидуальные достижения, которые дают абитуриенту дополнительные баллы для участия в конкурсе». Некоторые вузы уже с начала марта готовы принимать заявки на новые программы аспирантуры, другие должны объявить об этом до 15 апреля.

В прошлом году было зачислено 16,1 тыс. абитуриентов на бюджетные места, еще 9 тыс. человек принято по договорам об оказании платных услуг, отмечают в Минобрнауки. Однако в вузах не ждут снижения количества поступающих. «Наши исследования говорят о том, что подавляющее большинство поступающих идут в аспирантуру за ученой степенью, а не за дипломом об окончании аспирантуры,— говорит Евгений Терентьев из НИУ ВШЭ.— Соответственно, предлагаемый возврат к “научной аспирантуре” и защите диссертации как обязательном требовании может даже сыграть на руку с точки зрения привлечения кандидатов». По мнению Ксении Екимовой, новая модель будет способствовать росту защит диссертаций выпускниками в нормативные сроки.

Вице-президент РАН Алексей Хохлов заявил “Ъ”, что академия участвовала в написании и продвижении закона, предусматривающего новую модель аспирантуры. «Думаю, что изменения повысят процент защит, но, конечно, искусственно это делать не нужно,— говорит он.— И позитивно должно повлиять то, что теперь аспиранты могут быть приняты на штатную должность, в том числе научного сотрудника и преподавателя». По его словам, РАН будет предлагать Минобрнауки, чтобы цифры приема перераспределялись в пользу тех вузов и научных институтов, которые используют такую практику.

Анна Васильева

Защита | Высшая школа

Дополнительные сведения для защиты см. в документе PDF Ref, . Шаг 2. Защитите свое исследование перед комитетом .

Процесс защиты

Каждая программа магистратуры имеет свой протокол планирования и проведения защиты диссертаций. Убедитесь, что вы знаете процедуры своего отдела и следуете им. Даже если информация о защите указана в вашем Справочнике по программе для выпускников , всегда полезно проконсультироваться с вашим консультантом для получения подробной информации.

Требования к расписанию и календарю

В ЛЮБОМ случае вы ДОЛЖНЫ уведомить Enrolled Services о дате, времени, месте и других деталях вашей защиты по крайней мере за 10 дней до вашей защиты. Для этого заполните онлайн-форму , которая добавит вашу защиту в Календарь защиты . Отправка этой формы приведет к созданию электронного письма в Enrolled Services, и это электронное письмо будет служить вашим официальным письменным уведомлением. Если вам нужно изменить детали защиты, используйте 9Форма 0003 Edit Defense Details . Эта форма имеет небольшую временную задержку, поэтому при нажатии «Отправить» может показаться, что ничего не происходит. Ваша обновленная запись о защите должна появиться в календаре в ближайшее время.

После защиты

Соблюдение срока

Ваша защита должна быть проведена до окончательного срока подачи формы GS7M (магистры/специалисты) или GS7D (докторанты). Обязательно ознакомьтесь с Текущими крайними сроками для учащихся 9Диаграмма 0007 для получения дополнительной информации. Имейте в виду, что планирование вашей защиты на крайний срок, очень близко или после него оставит вам мало или совсем не будет времени для внесения требуемых комитетом изменений в вашу рукопись и, вероятно, приведет к задержке вашего выпуска. Запланируйте свою защиту как можно раньше, но по крайней мере за несколько дней до окончательного срока. Пожалуйста, обратитесь к разделу о сроках на целевой странице ETD.

Подача подписанной комитетом формы GS7

После успешной защиты ваш комитет выполнит одно из трех действий:

  1. Подпишите форму GS7M или GS7D;
  2. Потребовать от вас внесения изменений в вашу рукопись, , затем подписать GS7M или GS7D; или
  3. Потребовать от вас внесения изменений в вашу рукопись по требованию комитета. и завершите рассмотрение рукописи Высшей школой, затем подпишите свой GS7M или GS7D.

Любой из этих вариантов подходит, если процесс проверки рукописи завершен и ваш GS7M или GS7D представлен до окончательного срока.

Формы GS7 могут быть подписаны в цифровой форме всеми необходимыми подписывающими лицами, а затем отправлены в электронном виде или могут быть распечатаны, подписаны вручную и отправлены в Службу зачисленных студентов (104D Sikes Hall, главный кампус) лично, по почте или в виде отсканированного изображения. прикреплен к электронному письму.

Отсрочка вашего выпуска
В: Что, если мой комитет захочет внести серьезные правки после моей защиты? Что, если меня утвердили, но я предпочитаю отсрочить выпускной, чтобы погулять со своей когортой? Что, если что-то случится, и я не смогу закончить редактирование/форматирование к установленному сроку?

Если ваш комитет требует от вас внесения значительных изменений, и вы чувствуете, что не сможете уложиться в сроки подачи и пересмотра ETD, или у вас есть другая причина, по которой вы хотите отложить выпуск, вы можете обсудить со своим консультантом возможность отсрочить выпускной на один семестр. Если вы сможете внести изменения в свою рукопись для утверждения комитетом, получить рассмотрение и одобрение формата и сдать свой GS7, все к классам первого дня в следующем семестре , вы получите разрешение на выпуск в конце этого семестра без необходимости записываться на какие-либо кредитные часы или платить за обучение. Проверьте академический календарь , чтобы узнать, когда начнутся занятия в предстоящем семестре, и сообщите Enrollment Student Services , что вы откладываете выпускной; они позаботятся о том, чтобы в вашем дипломе и академической успеваемости была указана правильная дата окончания учебы. Кроме того, вам нужно будет повторно подать заявку через iROAR для следующего запланированного выпуска.

Следующий шаг

После того, как вы внесли все требуемые комитетом исправления и сравнили свою рукопись с Окончательным контрольным списком ETD , вы перейдете к этапу ПРЕОБРАЗОВАНИЕ , чтобы создать свой PDF-файл для публикации.

Вернуться к обзору тезисов и диссертаций

Что такое защита диссертации?

Завершение программы магистратуры дает много преимуществ, в том числе повышение заработной платы и карьерный рост, поэтому неудивительно, что миллионы американцев ежегодно подают заявления в аспирантуру. Один из первых вопросов, который они могут задать: «Каковы требования для завершения программы магистратуры?» К сожалению, на этот вопрос нет простого ответа. В одних школах требуется сдача GRE, в других — практика, в третьих — защита диссертации и т. д.

Требования различаются в зависимости от конкретной школы и типа степени, которую вы хотите получить, поэтому вам нужно изучить это до подачи заявки на программу. Для многих студентов защита диссертации является одним из самых нервных требований, но это не обязательно! Во-первых, это требование не для всех программ. А с другой стороны, есть много способов убедиться, что вы готовы и чувствуете себя уверенно. Читайте дальше, чтобы узнать, как лучше всего провести защиту диссертации и добиться успеха в своей программе!

Что такое защита диссертации?

 Защита диссертации – это устное изложение и обсуждение диссертации. Диссертация представляет собой сумму всех знаний, которые человек изучает в рамках своей магистерской программы. Однако не все магистерские программы требуют защиты диссертации, и мы обсудим это позже в этой статье. Цель защиты состоит в том, чтобы аспирант мог показать академическому сообществу, что он понимает и выполнил достаточный объем работы для получения степени.

Каждая ли выпускная программа имеет защиту диссертации?

Если коротко, то нет. Все докторские программы требуют защиты диссертации, но не все магистерские программы. Для большинства программ последипломного образования не требуется диссертация, но вам следует проконсультироваться с вашим университетом, чтобы определить их конкретные требования, прежде чем подавать заявку на участие в программе. Каждая школа уникальна, и некоторым может потребоваться защита диссертации по программе, которой нет в других. Некоторые школы освобождают студентов от написания диссертации, если они выполнят завершающий или исследовательский проект. Другие школы могут предпочесть полевой опыт под наблюдением вместо диссертации.

Как выглядит защита диссертации?

Защита диссертации не должна выглядеть как агрессивная линия допроса; цель состоит в том, чтобы вы могли поделиться и обсудить свои знания и опыт в отношении конкретного предмета. Да, академический комитет будет задавать вопросы, но при тщательной подготовке это должны быть вопросы, на которые вам будет комфортно отвечать. Комитет просто хочет убедиться, что вы являетесь экспертом в своей области. Вопросы, как правило, открытые и требуют навыков критического мышления, чтобы ответить на них.

Как подготовиться к защите диссертации

Защита диссертации, возможно, звучит пугающе, но хорошая новость заключается в том, что у вас будет куча времени на подготовку. Университет хочет, чтобы вы преуспели, поэтому они предупредят вас заранее, прежде чем будет назначена дата защиты. Это никогда не должно быть сюрпризом, и вы не должны торопиться. Думайте об этом как о собеседовании при приеме на работу; Проведите мозговой штурм вопросов, которые вам могут задать, а затем потренируйтесь отвечать на них. Практика, практика, практика; чем больше вы готовитесь, тем меньше нервничаете. Думайте об этом не как об экзамене, а как о возможности поделиться своими знаниями по предмету с другими преподавателями. Это должно восприниматься как содержательный разговор между коллегами, а не как допрос.

Мой опыт защиты диссертации

Мне не нужно было писать и защищать диссертацию, чтобы получить степень магистра управления образованием. Вместо этого университет, в котором я учился, требовал, чтобы я провел определенное количество часов практического опыта под наблюдением. Один из моих инструкторов поручил мне создать и вести профессиональное учебное сообщество (PLC) с моими коллегами в школе, где я работал раз в неделю в течение 6 недель. Мои коллеги пришли в PLC с вопросами и проблемами, касающимися образования, которые они хотели обсудить, и я способствовал обсуждению. Для нас это была прекрасная возможность найти решения общих проблем и объединиться как преподаватели.

Я также следил за директорами двух средних школ в моем районе. Было интересно посмотреть, как работает каждая школа и как директор решает свои проблемы, исходя из потребностей своей школы. Были некоторые сходства, и все же демография обеих школ была настолько разной, что невозможно было подойти к этой позиции с «стандартным» подходом. Каждому директору нужно было адаптироваться, чтобы удовлетворить потребности своих сотрудников и учеников, и наблюдение за тем, как они это делают, чрезвычайно помогло моим навыкам критического мышления.

Оставить комментарий