Что значит решить дифференциальное уравнение: Дифференциальные уравнения — все самое интересное на ПостНауке

Дифференциальные уравнения

Определение 1. Дифференциальным уравнением будем называть уравнение, связывающее аргумент, неизвестную функцию этого аргумента и производную этой функции, т.е. в самом общем виде дифференциальное уравнение может быть записано:

.

Определение 2. Старший из порядков производных входящих в дифференциальное уравнение называют порядком дифференциального уравнения.

В частности дифференциальное уравнение первого порядка запишется так:

.

(1)

Определение 3. Решить дифференциальное уравнение, значит найти такую функцию, которая обратит это уравнение в верное равенство.

Пример 1. Покажем, например, что, функция , где является решением дифференциального уравнения .

Действительно, при подстановке функции в уравнение, она обращает его в тождество:

.

Заметим, что в общем случае при решении дифференциального уравнения первого порядка получаем не одну функцию, а целое семейство, зависящее от одного параметра.

Пример 2. Решить уравнение: .

Решение: Чтобы найти функцию, которая является решением данного уравнения необходимо проинтегрировать обе части уравнения:

.

Такое семейство будет называть общим решением дифференциального уравнения, а для каждого конкретного значения параметра будем получать

частные решения (для указания конкретного значения параметра используют дополнительные условия, которые назначают начальные условия).

Определение 4. Общим решением дифференциального уравнения (1) называется функция зависящие от и произвольной постоянной, если она является решением уравнения (1) при любом значении постоянной .

Определение 5. Условия при , в силу которых, функция принимает заданное значение в заданной точке называют начальными условиями

решения и записываются .

Определение 6. Частным решением уравнения (1) называется функция, которая получается из общего решения при определённом значении постоянной , которое получается с помощью начальных условий.

Вернемся к примеру 2. Функция является общим решением дифференциального уравнения. Найдем частное решение данного уравнения, удовлетворяющего начальным условиям: . Подставим начальные условия в общее решение дифференциального, получим:

, , .

− частное решение уравнение, удовлетворяющее данным начальным условиям.

В наиболее общем случае однопараметрическое семейство кривых являющееся решение дифференциального уравнения первого порядка имеет вид:

.

Определение 7. Уравнение неразрешимое относительно называют общим интегралом дифференциального уравнения первого порядка, а кривые входящие в данное семейство называют интегральными кривыми.

Основной задачей теории дифференциальных уравнений является отыскание всех решений данного уравнения. В простейших случаях эта задача сводится к вычислению интеграла. Поэтому решение дифференциального уравнения называют также его интегралом, а процесс отыскания всех решений − интегрированием дифференциального уравнения.

Таким образом, мы будем говорить, что получено решение дифференциального уравнения, если найдена неизвестная функция, удовлетворяющая этому уравнению или получен общий интеграл этого уравнения.

Определение 8. График решения дифференциального уравнения называется интегральной кривой.

Откуда берутся дифференциальные уравнения? // Владимир Побережный

Главная ≫ Инфотека ≫ Математика ≫ Видео ≫ Откуда берутся дифференциальные уравнения? // Владимир Побережный

Математик Владимир Побережный об экспонентах, источниках дифференциальных уравнений и векторном пространстве функций.

Что такое дифференциальные уравнения? Это уравнения на какую-то неизвестную функцию или соотношения, которым должна удовлетворять эта функция и какие-то ее производные (если функция одной переменной, то просто производные, если функция многих переменных, то частные производные). Это обобщение наших обычных уравнений, например алгебраических. Мы сначала учим в школе линейные уравнения, их графики дают прямые на плоскости — бывают квадратичные, кубические и так далее. Это все алгебраические уравнения. Можно брать более сложные функции и более сложные уравнения, они дают какие-то более сложные графики. Объекты, которые они описывают, становятся более сложными, то есть линейные уравнения рисуют прямые, квадратичные — параболы, это все какие-то графики на плоскости или в более общем случае в большой размерности, какие-то поверхности в пространстве той или другой размерности.

Поверхности или более сложные объекты, сделанные из поверхностей, — так называемые многообразия и так далее.

Дифференциальные уравнения — это следующий шаг. Уравнения, которые мы сейчас перечислили, задают в пространстве какие-то точки, подмножества точек. Уравнение задает множество точек на плоскости, и мы знаем, что эти точки выглядят как прямая. Это и есть график. Дифференциальные уравнения тоже задают какие-то подмножества, но они заданы уже в пространстве функций, то есть это соотношения, которым удовлетворяют функции. Решение дифференциального уравнения — это какой-то набор подмножества точек в пространстве функций. Пространство функций является бесконечномерным.

Возникает нужда в анализе: как это все устроено и почему мы вообще на это так смотрим? Такой взгляд действительно имеет вполне разумное содержание и смысл. Если мы рассматриваем линейные дифференциальные уравнения, то у нас возникает аналогия с обычными линейными уравнениями. Например, мы знаем, что линейные уравнения на плоскости — это прямая, в пространстве — какая-то гиперплоскость.

То есть это какой-то плоский объект. Оказывается, что множество функций, удовлетворяющих линейному дифференциальному уравнению, устроено примерно так же, это в каком-то смысле плоскость, или прямая, или плоскость какой-то размерности, но уже в бесконечномерном пространстве функций (официально это называется векторным пространством). Множество решений линейного дифференциального уравнения образует векторное пространство во множестве всех функций.

Откуда берутся дифференциальные уравнения? Конечно, основной поставщик дифференциальных уравнений (это мы тоже со школы знаем) — это физика и механика. Законы Ньютона, например, ускорение материальной точки (силе, которая на нее действует). Но ускорение — это вторая производная. Вот у вас получилось дифференциальное уравнение (вторая производная координаты) равна какой-то силе . Свойство классической механики состоит в том, что, как правило, уравнения там второго порядка. Видимо, оттуда это возникло, причем, как принято у физиков (это не редкость), дифференциальные уравнения возникли чуть ли не раньше дифференциального исчисления, и решать их тоже (конечно, без построения общей теории) люди начали раньше, чем все эти понятия вообще были определены, и добивались каких-то успехов.

Мы знаем, что введение основ дифференциального исчисления произошло как раз во времена Ньютона и Лейбница, то есть практически одновременно с законом Ньютона, в котором уже есть дифференцирование.

Физика не единственный источник этих уравнений. Практически любая околоестественная наука является таким источником. Например, в химии происходят какие-то реакции, скорость реакций зависит от количества и пропорций компонентов. Два вещества смешиваются и как-то превращаются в третье с какой-то скоростью, пропорциональной чему-то. Это дифференциальные уравнения. В биологии тоже есть дифференциальные уравнения.

Конечно, это не биология, а какой-то детский пример. Есть стандартная задача о размножении кроликов. У вас есть парочка кроликов, они с какой-то периодичностью рожают еще пару. У вас была пара кроликов, она родила — стало две пары. Каждая пара еще родила — стало четыре и так далее. Как устроен закон? Видно, что число растет очень быстро, это экспоненциальный рост. Здесь возникает очень интересный, но уже не совсем математический вопрос моделестроительства или адекватного построения модели.

Вот мы хотим описать размножение кроликов. Если мы его описываем таким образом, то легко подсчитать, что если уравнение устроено так, что (это из физики идет такое стандартное обозначение; вообще производные функций обычно обозначаются , но если производная по времени, то ее удобно обозначать ) равняется , то есть скорость роста равна числу уже имеющихся пар. Такие уравнения мы умеем решать, это экспонента.

Эта модель, очевидно, не дает нам правильного приближения к жизни, на маленьких порядках немножко дает. С другой стороны, если бы все было в жизни устроено так, то кролики очень быстро бы захватили всю землю во много слоев, некуда было бы между ними наступить. Значит, надо как-то менять наше уравнение, подстраивать свойства модели под картинку, которую мы наблюдаем в жизни, и то, чему хотим быть адекватными. Например, чем больше кроликов, чем чаще они встречаются, тем больше вероятность, что у них возникнет какая-нибудь болезнь, которая будет заразной и будет передаваться от одного к другому, то есть надо вычесть какое-то слагаемое, пропорциональное частоте встреч. А как устроена частота встреч? Если кролики живут в каком-то лесу, каждый кролик занимает какое-то место, надо поделить площадь леса на площадь кроликов и так далее.

Стандартное, вполне обозримое и разумное приближение. Например, добавление в модель волков. У нас есть волки, есть кролики. Кролики как-то размножаются, и волки как-то размножаются. Кроликам для размножения нужен только лес и другие кролики, а волкам нужно что-то есть, им нужны, собственно, кролики. Поэтому скорость роста кроликов (), с одной стороны, равна числу пар (какому-то слагаемому ). С другой стороны, вычитается какое-то неудобство из-за перенаселенности, из-за ограниченности площади. С третьей стороны, вычитается какая-то пропорциональность числу волков, каждый волк кого-то съедает. А волки, в свою очередь, размножаются пропорционально своему имеющемуся числу (не как кролики, но все-таки), к тому же им надо что-то кушать, к тому же они тоже болеют. У нас получается набор, система уравнений. — это наши кролики, а , допустим, волки. Эти два уравнения должны выполняться одновременно, так модель усложняется и усложняется.

Даже в классической механике мы знаем, что если бросаем камень, то вблизи Земли у него ускорение постоянно . Но мы можем, например, добавлять сопротивление воздуха, оно уже зависит от скорости камня, то есть вторая производная будет не , а минус еще какое-то слагаемое, пропорциональное скорости . Например, падает дождевая капля. Во-первых, она падает из-за силы тяжести, во-вторых, тормозится воздухом, в-третьих, если воздух влажный, то она еще и конденсируется, растет, вбирает влажность из окружающего воздуха, то есть у нее меняется масса.

Можно строить разные модели, как-то их усложнять, исследовать те интересные вопросы, которые возникают почти в любом приложении, где как-то используется математика. Но математика ради математики здесь тоже имеется: дифференциальные уравнения — это очень большой отдельный разнообразный раздел со множеством вариаций. Он настолько большой, что даже практически не бывает конференций по дифференциальным уравнениям, потому что нужно более тонкое деление: качественная теория, асимптотические методы, интегрируемые системы, уравнения в частных производных и так далее. Это вполне большая развитая наука, продолжающая развиваться.

Какие основные свойства и характеристики есть у дифференциальных уравнений? Что можно о них сказать? Во-первых, краеугольный камень для обыкновенных дифференциальных уравнений для одной переменной (неважно, вещественной или комплексной, комплексной даже лучше, как всегда это устроено в анализе) — это теорема существования и единственности. Если у вас есть дифференциальное уравнение с достаточно разумными коэффициентами (эти слова формализуются разными способами, например гладкие) и есть начальные данные, то всегда есть локальное решение. Например, вы знаете, что ваш камень как-то падает, знаете, где он был в начальный момент времени и какая у него была в начальный момент времени скорость. После этого у него траектория считается по крайней мере локально, в окрестности этого положения.

Это очень сильный результат, опять-таки похожий на то, что у нас было с обычными уравнениями: мы знаем, что алгебраическое уравнение -того порядка имеет корней. В школе, конечно, учат, что бывает меньше, а потом если кто доучивается дальше, то учит, что нет, на самом деле столько же. Здесь есть аналогия: если уравнение -того порядка, то у него не решений, конечно, их бесконечно много, но множество решений параметризуется параметрами . Если есть уравнение второго порядка (наш камень), надо задать начальное положение и начальную скорость. И вообще, для уравнения -того порядка надо задать начальных данных, и тогда будет всегда существовать решение. Если уравнение линейное, то эти начальных данных — это просто его координаты в -мерном конечномерном векторном пространстве решений.

Это специфика обыкновенных уравнений от одной переменной, но при этом все-таки уравнение локально решается, то есть мы знаем, что решение существует, а вот найти его мы в явном виде можем не всегда. Мы можем использовать какие-то приближенные методы, как-то бороться, но гарантий, что мы напишем какое-то конечное выражение и оно будет решать наше уравнение, нет.

Это была деятельность XIX века, когда люди активно занимались этой областью и изучали уравнения математической физики, из этого возникла целая наука про классические многочленные специальные функции Лежандра, Лагерра, Чебышева. Это была попытка как-то решать уравнения, которые возникали при тогдашнем развитии науки. В явном и конечном виде решения не выписывались, но это совершенно не мешало заниматься их анализом: исследовать свойства, связи, асимптотики. Современная наука занимается более сложными уравнениями. Сейчас, например, вполне популярная деятельность — исследование уравнений Пенлеве. Это такие новые специальные функции — решения уравнений Пенлеве, сейчас занимаются их исследованиями, асимптотикой, связями, геометрическим смыслом, содержанием и так далее по аналогии с физикой XIX века.

Владимир Побережный, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник международной лаборатории теории представлений и математической физики, доцент факультета математики НИУ ВШЭ
ПостНаука

Теги

#видео #математика #дифференциальные_уравнения #уравнения_матфизики

Похожее

  • О стратегии Петровского–Ландиса, амплитуде колебаний маятника и движении по предельному циклу

    Илья Щуров

    Представим себе заведенные часы, в которых маятник находится в положении равновесия. Возможно, вы знаете, что для того, чтобы такие часы запустить, маятник нужно немного качнуть в сторону. Но после того, как вы его качнете, вы можете его качнуть совсем слабенько или вы можете его качнуть достаточно сильно, вне зависимости от того, как сильно вы это сделаете, маятник достаточно быстро начнет колебаться с той частотой и с той амплитудой, с которой он должен это делать. Именно это позволяет ему аккуратно отмерять время. С точки зрения математика, маятник переходит в режим, который называется движением по предельному циклу. Что это означает?

  • Изомонодромные деформации

    Владимир Побережный

    Математик Владимир Побережный об уравнениях Шлезингера, интегрируемости и полиномиальных функциях.

  • Дифференциальные уравнения: то решаем, то рисуем

    Дмитрий Аносов

    В книге рассказывается о дифференциальных уравнениях. В одних случаях автор объясняет, как решаются дифференциальные уравнения, а в других—как геометрические соображения помогают понять свойства их решений. (С этим и связаны слова «то решаем, то рисуем» в названии книги.) Рассмотрено несколько физических примеров. На максимально упрощённом уровне рассказано о некоторых достижениях XX века, включая понимание механизма возникновения «хаоса» в поведении детерминированных объектов. Книга рассчитана на интересующихся математикой школьников старших классов. От них требуется лишь понимание смысла производной как мгновенной скорости.

  • Дифференциальные уравнения

    Валерий Опойцев

    Тематику дифференциальных уравнений, безусловно, надо расширять, иначе «молодые побеги» — хаос, аттракторы, солитоны — будут расти сквозь асфальт. С другой стороны, базовые курсы нуждаются в резком сокращении, поскольку для самих дифуров не так много места остается в этой жизни. Из-за информационного переполнения. При этом стандартных мер недостает. Единственное средство — тривиализация дисциплины. Математика, как и человек, — иногда надувает щеки, наряжается и творит мифы. Поэтому в дифурах немало лишнего, вычурного, случайного — и одно лишь наведение порядка высвобождает массу свободного места. Данный мини-курс адресован «всем», поскольку преподносит некую общую часть. Не простую и не сложную, но дающую представление об основах и позволяющую при необходимости быстро войти в предмет и двигаться дальше.

  • Дифференциальные уравнения: не решаем, а рисуем

    Дмитрий Аносов

    Как геометрические соображения помогают понять свойства решений дифференциальных уравнений. С этим и связаны слова «то решаем, то рисуем» в названии лекции. Рассмотрено несколько физических примеров. На максимально упрощённом уровне рассказано о некоторых достижениях XX века, включая понимание механизма возникновения «хаоса» в поведении детерминированных объектов.

  • Эволюционные процессы и философия общности положения

    Юлий Ильяшенко

    Эволюционные процессы происходят повсюду вокруг нас — от движения атомов до движения планет. Ньютон понял, что эти процессы описываются дифференциальными уравнениями, и что эти уравнения полезно решать. В последующие полтора столетия стало ясно, что большинство дифференциальных уравнений решить нельзя. Пуанкаре создал новую ветвь математики — качественную или геометрическую теорию дифференциальных уравнений, которая изучает свойства решений непосредственно по уравнению, минуя попытки это уравнение решить. Оказалось, что даже на качественном уровне поведение решений может быть очень сложным. Ситуация резко упрощается, если «все» уравнения заменить на «типичные». С физической точки зрения интересны именно типичные дифференциальные уравнения. В лекциях будет рассказано об эволюции этих концепций и сформулированы некоторые нерешенные проблемы.

  • Проблема Римана — Гильберта

    Владимир Побережный

    Математик Владимир Побережный о том, из чего состоят комплексные дифференциальные уравнения, об обратных задачах монодромии, понятии горизонтальности и топологическом характере препятствий.

  • Математики нашли проблему в знаменитых уравнениях Навье-Стокса для описания жидкостей

    Уравнения Навье-Стокса при помощи нескольких лаконичных членов описывают одно из самых распространённых явлений физического мира: течение жидкостей. Эти уравнения используются для описания всего, от океанских течений и турбулентности, следующей за самолётом до потока крови в сердце. Хотя физики считают эти уравнения надёжными, как молоток, математики относятся к ним с недоверием. Для математика то, что эти уравнения вроде бы работают, мало что значит. Им нужны доказательства того, что уравнения безошибочны: что для любой жидкости и для долгосрочного прогноза, распространённого сколь угодно далеко в будущее, математика уравнений не подведёт.

  • Бифуркации векторных полей на плоскости

    Наталия Гончарук

    В каждой точке плоскости нарисуем вектор. Получилось векторное поле. Будем считать, что по плоскости течёт вода, а векторы — её скорости течения в разных точках. Теперь бросим в воду несколько щепок и нарисуем траектории их движения. Получится фазовый портрет векторного поля. По картинке стало видно, что происходит со щепками: некоторые приближаются к внешнему предельному циклу, от другого цикла все щепки отдаляются. Куда ещё могут накапливаться траектории щепок (теорема Пуанкаре-Бендиксона). Как ещё могут быть устроены фазовые портреты. Также мы обсудим бифуркации: перестройки фазовых портретов, когда векторное поле слегка меняется. Будут свежие результаты и открытые вопросы.

  • Комплексные дифференциальные уравнения

    Владимир Побережный

    Что такое монодромия? Как продолжаются функции в комплексном мире? Каково пространство решений в комплексной плоскости? Как построить линейное дифференциальное уравнение? На эти и другие вопросы ответил кандидат физико-математических наук Владимир Побережный.

Далее >>>

Главная ≫ Инфотека ≫ Математика ≫ Видео ≫ Откуда берутся дифференциальные уравнения? // Владимир Побережный

производных – Что именно означает решение дифференциального уравнения?

Ваш вопрос — отличный вопрос, который я задавал себе очень давно. В самом деле, почему концепция решения уравнений преподается так, как она преподается, а не таким образом, чтобы уточнить, что именно вы ищете? Причина в том, что начальное образование, даже на уровне бакалавриата, преподает математику не для того, чтобы вы понимали ее концептуально, а для того, чтобы вы могли хорошо овладеть вычислительными методами и символическими манипуляциями. Лично я считаю, что это неправильный способ преподавания математики, но, тем не менее, так оно и есть, и именно так устроено образование в большинстве стран мира. Вот почему учителя, учебники и образовательные ресурсы в Интернете не могут по-настоящему объяснить, что значит решить уравнение.

Итак, что означает для решения уравнения? Каждое уравнение в конечном счете можно свести к записи $f(x)=y,$, где $f$ — функция $X\to{Y}$ (другими словами, область определения — $X,$, а область значений — $ Y$), $x$ — некоторый объект в множестве $X,$ и $y$ — некоторый объект в множестве $y.$ Идея состоит в том, чтобы найти, какие объекты в множестве $X$ составляют уравнение $f( x)=y. $ Это все, что это значит.

Но есть проблема. Очень часто уравнение, которое вам дают, дает явное выражение для $f,$, но не определяет домен из $f.$ Таким образом, это делает неоднозначным то, что вы должны искать. Рассмотрим, например, уравнение $x+x=0.$ Каковы решения этого уравнения? Вы можете подумать, что легко сказать, каковы решения: очевидно, $x=0,$ и ничего больше. Но вы были бы неправы. Если у меня есть алгебраическая структура, в которой $0+0=0,$ $1+0=0+1=1,$ и $1+1=0,$, то $x+x=0$ подразумевает $x=0$ или $x =1.$ Это совершенно правильный ответ? Да, поскольку вы никогда не указывали домен $X$, вы просто дали мне то, что фактически представляет собой бессмысленную строку символов, и сказали мне заполнить пробел. Теперь, если вы скажете мне, что домен $\mathbb{R},$, тогда это изменит ситуацию. Указание домена делает так, что множество решений определено корректно: очевидно, это некоторое подмножество $\mathbb{R},$, и оно единственно. Вот более экстремальный пример: рассмотрим уравнение $x\cdot{x}=1. $ Сколько у него решений? Ну, это зависит от домена. Если областью является $\mathbb{N},$, то она имеет решение $1$. Если домен $\mathbb{R},$, то у него есть два решения. Но если областью является множество матриц $2\times2$, то решений бесконечно много. Все три множества можно снабдить алгебраической структурой, в которой понятие умножения, обозначаемое $\cdot,$, определено корректно. Поскольку я указал символ $\cdot,$, но не область определения функции, которую он представляет, я не указал однозначно эту функцию, и поэтому просьба решить уравнение более или менее бессмысленна. Хорошо написанный вопрос всегда будет спрашивать что-то вроде «найти все $x\in{S}$ такие, что $x\cdot{x}=1$». Указание $S$ делает этот вопрос хорошо написанным.

Дифференциальные уравнения ничем не отличаются. базовое дифференциальное уравнение первого порядка выглядит так: $$F(x,f(x),D[f](x))=0,$$, но это не очень хорошо написанный вопрос, на который нужно ответить, потому что область $F$ не указан, и домен $f$ не указан. Даже простейшее уравнение $D[f]=g$ решить неоднозначно. Почему? Потому что я знаю, что $D$ означает оператор производной, но конкретный класс дифференцируемых функций, который будет областью определения $D$, не указан. Меня спрашивают обо всех функциях, дифференцируемых в $(0,1)$? Дифференцируемость на $(0,\infty)$? Или дифференцируем по всему $\mathbb{R}$? Хорошо написанный вопрос для решения дифференциального уравнения выглядит так: «Найдите все $y\in{C(\mathbb{R})}$ такие, что $D[y]=f$», где $C(\mathbb {R})$ — множество всех функций $\mathbb{R}\to\mathbb{R}$, которые всюду дифференцируемы. И уравнение $D[y]=f$ по определению эквивалентно $y'(x)=f(x)$ для всех $x\in\mathbb{R}$ в этом случае. Таким образом, двусмысленности нет, если $f$ определено корректно. А в настройках более высокого уровня вы обнаружите, что вопросы написаны лучше и недвусмысленны. Но если вы только знакомитесь с темой дифференциальных уравнений, то обычно бывает так, что тексты и преподаватели будут очень неряшливыми. Они будут думать, что «домен подразумевается из контекста» или что-то в этом роде, и они будут думать так даже в ситуациях, когда контекста на самом деле нет вообще или он очень сильно не подразумевается. В таких ситуациях я советую вам задавать вопросы и уточнять, чтобы вы могли получить представление о том, что на самом деле означает текст или что на самом деле имеет в виду ваш профессор, когда он что-то говорит. В конечном итоге все сводится к общению.

Но, с учетом сказанного, большинство обыкновенных дифференциальных уравнений, которые нас интересуют решить, — это уравнения, в которых неизвестная функция имеет область определения $\mathbb{R}$, дифференцируема везде в области определения и удовлетворяет уравнению повсюду в области определения. В конце концов, на самом деле мало пользы в уравнении, которое удовлетворяется только в какой-то ограниченной части области. В таких случаях мы просто ограничиваем домен и указываем его явно. Опять же, это вопрос общения, а общение часто сопровождается условностями. хотя я думаю, что эти соглашения чаще всего используются неправильно.

исчисление – Что означает пространство решений дифференциального уравнения?

спросил

Изменено 2 года, 9 месяцев назад

Просмотрено 109 раз

$\begingroup$

Я пытаюсь понять, что я на самом деле получаю, когда решаю дифференциальное уравнение. Например, последнее, что я решил, было 9{x \cos(x)- \sin(x)}$$

Я проверил его график на GeoGebra, но что он на самом деле означает? Как я должен думать о решениях для такого рода уравнений? Хотелось бы интуитивного объяснения.

  • исчисление
  • обыкновенные дифференциальные уравнения

$\endgroup$

7

$\begingroup$

Дифференциальное уравнение, которое вы рассматриваете, является развернутым дифференциальным уравнением первого порядка. \prime=f(x,y)$ означает нахождение дифференцируемой функции $y:I\rightarrow\mathbb{R}$, $I\subseteq\mathbb{R}$, такой, что график $y$ лежит в $D$ и подходит к полю направлений в том смысле, что в каждой точке наклон касательной к графику совпадает с наклоном, заданным полем направлений. Следовательно, имея график поля направлений в достаточно высоком разрешении и начальное значение $(x_0,y_0)\in D$, через которое должен проходить график искомого решения, можно (почти) нарисовать этот график вручную. В приведенном ниже примере показаны четыре решения и поле направлений линейного дифференциального уравнения; ; координаты $(t,x)$ вместо $(x,y)$ (извините).

$\endgroup$

$\begingroup$

В каждой точке $(x,y)$ можно вычислить $f'(x,y)=-xy\sin(x)$ Например, $f'(1,1)=-1\times1\times\sin(1)$. Это означает, что градиент отрезка линии в точке $(1,1)$ должен быть нанесен примерно как $-0,84$.

Оставить комментарий