Что значит резонанс: Явление резонанса — условия, формулы, график

2$ и $W_э$ мак­си­маль­ны, и уве­ли­чивая, ко­гда эти ве­ли­чи­ны рав­ны ну­лю (рис. 1), то в сред­нем за пе­ри­од над сис­те­мой со­вер­ша­ет­ся по­ло­жи­тель­ная ра­бо­та и, сле­до­ва­тель­но, пол­ная энер­гия и ам­пли­ту­да ко­ле­ба­ний бу­дут мо­но­тон­но на­рас­тать.

П. р. наи­бо­лее эф­фек­тив­но про­яв­ля­ет­ся при из­ме­не­нии па­ра­мет­ров ко­ле­ба­тель­ной сис­те­мы с пе­рио­дом $T_н$, крат­ным по­лу­пе­рио­ду $T_0$ собств. ко­ле­ба­ний сис­те­мы:$$T_н≈nT_0/2,\quad ω_н=2ω_0/n,\qquad(1)$$ где $n$ – це­лое чис­ло, $ω_н=2π/T_н$ – час­то­та на­кач­ки.

Рис. 2. Области значений m, в которых возможен параметрический резонанс: ω0 – частота собственных колебаний; ωн – частота накачки (изменения параметра).

На­рас­та­ние ко­ле­ба­ний воз­мож­но не толь­ко при точ­ном вы­пол­не­нии со­от­но­ше­ний (1), но и в не­ко­то­рых ко­неч­ных ин­тер­ва­лах зна­че­ний $ω_н$ вбли­зи $2ω_0/n$ (в т. н. зо­нах не­ус­той­чи­во­сти, рис. 2). Ши­ри­на зон тем боль­ше, чем силь­нее из­ме­ня­ют­ся па­ра­мет­ры $C$ и $L$.

Из­ме­не­ние па­ра­мет­ра, напр. ём­ко­сти $C$, ха­рак­те­ри­зу­ют ве­ли­чи­ной $$m=(C_{макс}-C_{мин})/(C_{макс}+C_{мин}),$$ на­зы­вае­мой глу­би­ной из­ме­не­ния па­ра­мет­ра.

П. р. при­во­дит к не­ус­той­чи­во­сти ко­ле­ба­тель­ной сис­те­мы, т. е. к на­рас­та­нию ма­лых на­чаль­ных воз­му­ще­ний, напр. не­из­беж­ных во вся­кой сис­те­ме флук­туа­ций, сре­ди ко­то­рых все­гда най­дёт­ся со­став­ляю­щая с под­хо­дя­щей фа­зой по от­но­ше­нию к фа­зе из­ме­не­ния па­ра­мет­ров. Ес­ли в сис­те­ме име­ют­ся по­те­ри (напр., в кон­ту­ре при­сут­ст­ву­ет со­про­тив­ле­ние $R$), то не­ус­той­чи­вость воз­ни­ка­ет толь­ко при до­ста­точ­но боль­ших из­ме­не­ни­ях $C$ или $L$, ко­гда па­ра­мет­рич. на­кач­ка энер­гии пре­вос­хо­дит по­те­ри. Зо­ны не­ус­той­чи­во­сти при этом со­от­вет­ст­вен­но умень­ша­ют­ся или да­же ис­че­за­ют со­всем (на рис. 2 эти зо­ны по­ка­за­ны тон­ки­ми ли­ния­ми). На­рас­та­ние ко­ле­ба­ний при П. р. не про­ис­хо­дит бес­пре­дель­но, а ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся при дос­та­точ­но боль­ших ам­пли­ту­дах разл.

не­ли­ней­ны­ми эф­фек­та­ми. Напр., за­ви­си­мость со­про­тив­ле­ния от то­ка в кон­ту­ре мо­жет при­во­дить к уве­ли­че­нию по­терь по ме­ре воз­рас­та­ния ам­пли­ту­ды ко­ле­ба­ний, а за­ви­си­мость ём­ко­сти от на­пря­же­ния на ней – к из­ме­не­нию пе­риода собств. ко­ле­ба­ний $T_0$ и в ре­зуль­та­те к уве­ли­че­нию рас­строй­ки ме­ж­ду зна­че­ния­ми $ω_н$ и $2ω_0/n$. Рав­но­ве­сие на­сту­па­ет, ко­гда па­ра­мет­рич. на­кач­ка энер­гии в сред­нем за пе­ри­од ком­пен­си­ру­ет­ся по­те­ря­ми.

При­мер ме­ха­нич. сис­те­мы, в ко­то­рой воз­мо­жен П. р., – ма­ят­ник в ви­де гру­за мас­сы $M$, под­ве­шен­но­го на ни­ти, дли­ну $l$ ко­то­рой мож­но из­ме­нять. Eсли умень­шать $l$ в ниж­нем и уве­ли­чи­вать в край­них по­ло­же­ни­ях, то ко­ле­ба­ния мо­гут рас­ка­чи­вать­ся. На П. р. ос­но­ва­но са­мо­рас­ка­чи­ва­ние на ка­че­лях, ко­гда эф­фек­тив­ная дли­на ма­ят­ни­ка пе­рио­ди­че­ски из­ме­ня­ет­ся при при­се­да­ни­ях и вста­ва­ни­ях ка­чаю­ще­го­ся. П. р. учи­ты­ва­ет­ся в не­бес­ной ме­ха­ни­ке при рас­чё­те воз­му­ще­ний пла­нет­ных ор­бит, вы­зван­ных влия­ни­ем др.

пла­нет.

В ко­ле­ба­тель­ных сис­те­мах с не­сколь­ки­ми сте­пе­ня­ми сво­бо­ды (напр., в сис­те­ме из двух свя­зан­ных кон­ту­ров или ма­ят­ни­ков) воз­мож­ны собств. (нор­маль­ные) ко­ле­ба­ния (мо­ды) с разл. час­то­та­ми: $ω_1, ω_2,…$ Со­от­вет­ст­вен­но на­рас­та­ние ко­ле­ба­ний здесь воз­мож­но, напр., при из­ме­не­нии па­ра­мет­ра с сум­мар­ной час­то­той: $ω_н=ω_1+ω_2$.

В сис­те­мах с рас­пре­де­лён­ны­ми па­ра­мет­ра­ми (вол­но­вых сис­те­мах), об­ла­даю­щих бес­ко­неч­ным чис­лом сте­пе­ней сво­бо­ды, так­же воз­мож­но воз­бу­ж­де­ние нор­маль­ных ко­ле­ба­ний в ре­зуль­та­те П. р. Клас­сич. при­мер – опыт Мель­де (1859), в ко­то­ром на­блю­да­лось воз­бу­ж­де­ние по­пе­реч­ных ко­ле­ба­ний (стоя­чих волн) в стру­не, при­кре­п­лён­ной од­ним кон­цом к нож­ке ка­мер­то­на, ко­ле­ба­ния ко­то­ро­го пе­рио­ди­че­ски ме­ня­ют на­тя­же­ние стру­ны с час­то­той, вдвое боль­шей час­то­ты собств. по­пе­реч­ных ко­ле­ба­ний. Другой при­мер – опыт Фа­ра­дея (1831), в ко­то­ром вер­ти­каль­ные ко­ле­ба­ния со­су­да с во­дой при­во­дят к воз­бу­ж­де­нию стоя­чей по­верх­но­ст­ной вол­ны с уд­во­ен­ным пе­рио­дом.

П. р. в вол­но­вых сис­те­мах – это ре­зо­нанс не толь­ко во вре­ме­ни, но и в простран­ст­ве. Напр., ес­ли на­кач­ка, из­ме­няю­щая па­ра­мет­ры сре­ды, пред­став­ля­ет со­бой бе­гу­щую вол­ну с час­то­той $ω_н$ и вол­но­вым век­то­ром $\boldsymbol k_н$, то воз­бу­ж­де­ние па­ры нор­маль­ных волн с час­то­та­ми $ω_1$, $ω_2$ и вол­но­вы­ми век­то­ра­ми $\boldsymbol k_1$, $\boldsymbol k_2$ осу­ще­ст­в­ля­ет­ся, ес­ли вы­пол­ня­ют­ся ус­ло­вия: $$ω_н=ω_1+ω_2,\quad \boldsymbol k_н=\boldsymbol k_1+\boldsymbol k_2.\qquad(2)$$

На кван­то­вом язы­ке ус­ло­вия (2) оз­на­ча­ют, что при рас­па­де кван­та на­кач­ки на два др. кван­та со­хра­ня­ют­ся как энер­гия $\hbar ω$, так и им­пульс $\hbar \boldsymbol k$ ($\hbar$ – по­сто­ян­ная План­ка). На­рас­та­ние ам­пли­туд волн во вре­ме­ни и в про­стран­ст­ве (рас­пад­ная не­ус­той­чи­вость) так­же ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся не­ли­ней­ны­ми эф­фек­та­ми: ес­ли зна­чит. часть энер­гии на­кач­ки из­рас­хо­до­ва­на на воз­бу­ж­де­ние волн, то воз­мо­жен об­рат­ный про­цесс – рост энер­гии на­кач­ки за счёт ос­лаб­ле­ния волн на час­то­тах $ω_1$, $ω_2$; в сре­де без по­терь та­кой об­мен энер­ги­ей про­ис­хо­дит пе­рио­ди­че­ски.

Па­ра­мет­рич. и не­ли­ней­ные ре­зо­нанс­ные взаи­мо­дей­ст­вия волн ха­рак­тер­ны, напр., для разл. ти­пов волн в плаз­ме, мощ­ных све­то­вых волн (см. Па­ра­мет­ри­че­ский ге­не­ра­тор све­та), волн в элек­трон­ных пуч­ках и для др. вол­но­вых про­цес­сов.

Графен и плазмонный резонанс для будущего медицины

Конструкция чипа, предложенная исследователями из МФТИ: на золотую подложку наносится вещество — оксид графена.

Биочип на основе оксида графена.

Эффект поверхностного плазмонного резонанса: луч лазера отражается от поверхности металла.

Открыть в полном размере

Исследователи из лаборатории нанооптики и плазмоники Московского физико-технического института смогли повысить чувствительность биосенсоров на основе поверхностного плазмонного резонанса с помощью оксида графена. Если концентрация научных терминов в этой фразе не ввергла вас в ужас, то мы расскажем вам обо всём подробно и доступно. Начнём, пожалуй, с биосенсора — что это вообще за устройство и что означает приставка «био»? Всё достаточно просто: биосенсор — это такой прибор, который может определять химические соединения с помощью какого-нибудь биологического компонента.

Например, один из первых биосенсоров, которым продолжительное время пользовались шахтёры, назывался «канарейка в клетке». Дело в том, что канарейки очень чувствительны к повышению содержания опасных для шахтёров газов: метана, угарного и углекислого газов. И как только их концентрация увеличивалась, канарейка практически сразу погибала. Это служило сигналом тревоги для шахтёров, которые спешно покидали опасное место.

Суть работы биосенсора состоит в том, что определённый биологический компонент, а в этой роли могут выступать ферменты, антитела, клеточные рецепторы, а то и вовсе целые микроорганизмы, реагирует на изменение концентрации какого-нибудь химического вещества или другого компонента. Например, рецепторы на усиках насекомых могут «чувствовать» единичные молекулы особых веществ — феромонов. Если зафиксировать электрический импульс, который возникает, когда молекула феромона попадает на рецептор, то получится сверхчувствительный биосенсор для отдельных молекул. Кстати, такой метод есть, и называется он «электроантеннография».

Существует множество различных вариантов, как можно с помощью физических методов измерить сигнал от биологических объектов. И вот тут мы как раз подходим к поверхностному плазмонному резонансу. Как же он работает?

Плазмонный резонанс связан с особенностью отражения света от границы двух сред. Из школьной физики мы знаем, что угол падения равен углу отражения — это один из основных законов геометрической оптики. Отражение луча происходит от границы двух сред с разными показателями преломления. Например, на поверхности озера видно отражение облаков и совсем не видно, что же там, под водой. Это проявление эффекта, который называется полным внутренним отражением — когда луч света полностью отражается от границы раздела фаз. Чтобы увидеть дно или обитателей водоёма, взгляд должен быть направлен практически вертикально вниз — тогда мы видим не только отражённые лучи, но и преломлённые, которые прошли через границу воздух — вода. А что происходит, если луч падает не на прозрачное вещество, а на совсем непрозрачное, такое как поверхность металла?

У металлов есть одна характерная особенность, которая кардинально отличает их от, скажем, воды, стекла или воздуха: в металлах есть свободные электроны, и именно по этой причине металлы проводят электрический ток.

Но кроме проводимости у металлов есть ещё одна общая черта — они блестят. Металлический блеск — специфическое свойство, которое проявляется у самых разных металлов, будь то железо, алюминий, серебро или золото. Блеском металлы обязаны свободным электронам. Как мы знаем, свет — это волна, представляющая собой колебания электрического и магнитного полей с определённой частотой, поэтому её и называют электромагнитной. Когда электромагнитная волна попадает на поверхность металла, то на свободные электроны начинает воздействовать её переменное электрическое поле. Это приводит к тому, что электроны начинают как бы подстраиваться под воздействующее на них поле. В результате электроны экранируют металл от внешней волны — она отражается, а мы видим блестящую поверхность металла. А что, если частота волны окажется такой высокой, что электроны просто не будут успевать перемещаться вслед за колебаниями? Тогда они не смогут экранировать металл и волна сможет пройти сквозь поверхность. Например, большинство металлов отражает видимый свет, но вот ультрафиолет уже может «пробить» такой электронный экран.

Коллективные колебания свободных электронов физики назвали плазменными колебаниями, а виртуальную частицу, которой якобы соответствует такое колебание, — плазмоном. Как и у любого колебания, у плазменных есть своя частота, а значит, возможно явление резонанса. Плазмонный резонанс возникает, когда луч падающего света фиксированной частоты находится под определённым углом к поверхности, в результате нарушаются условия полного внутреннего отражения и интенсивность отражённого луча падает. Если световые лучи были в некотором диапазоне углов, то в отражённом луче будут отсутствовать те лучи, которые соответствовали углам возникновения плазмонного резонанса. Плазмонный резонанс весьма чувствителен к условиям, и если мы возьмём очень тонкий слой металла — толщиной меньше длины волны, — то резонанс будет сильно зависеть от свойств этой самой поверхности. Даже небольшие изменения в структуре поверхности заметно сдвигают условия возникновения резонанса, что позволяет использовать этот эффект для обнаружения сверхмалых количеств веществ.

  • 1
  • 2
  • Следующая страница

Учебное пособие по физике: резонанс

Цель раздела 11 учебного пособия по физике — развить понимание природы, свойств, поведения и математики звука и применить это понимание к анализу музыки и музыкальных инструментов. До сих пор в этом разделе применялись принципы звуковых волн для обсуждения битов, музыкальных интервалов, акустики концертного зала, различий между шумом и музыкой и производства звука музыкальными инструментами. В Уроке 5 основное внимание будет уделено применению математических соотношений и концепций стоячей волны к музыкальным инструментам. Будут исследованы три основные категории инструментов: инструменты с вибрирующими струнами (включая гитарные струны, струны скрипки и струны фортепиано), инструменты с открытым концом (включая духовые инструменты, такие как тромбон, и деревянные духовые инструменты, такие как флейта и блокфлейта), а также инструменты с закрытым концом (в том числе органная труба и бутылки из-под оркестр поп-бутылки ). Четвертая категория — вибрационные механические системы (к которым относятся все ударные инструменты) — обсуждаться не будет. Эти категории инструментов могут быть необычными для некоторых; они основаны на сходстве их моделей стоячих волн и математических соотношениях между частотами, создаваемыми инструментами.

 

Резонанс

Как уже упоминалось в Уроке 4, музыкальные инструменты приходят в колебательное движение с их естественной частотой, когда человек ударяет, ударяет, наигрывает, щипает или каким-либо образом мешает объекту. Каждая собственная частота объекта связана с одним из множества паттернов стоячих волн, по которым этот объект может вибрировать. Собственные частоты музыкального инструмента иногда называют гармоники прибора. Инструмент может быть вынужден вибрировать на одной из своих гармоник (с одной из его моделей стоячей волны), если другой взаимосвязанных объекта толкает его на одной из этих частот. Это известно как -резонанс — когда один объект, вибрирующий с той же собственной частотой, что и второй объект, заставляет этот второй объект колебаться.

Слово резонанс происходит от латыни и означает “звучать” – издаваться вместе с громким звуком. Резонанс является частой причиной возникновения звука в музыкальных инструментах. Одна из наших лучших моделей резонанса в музыкальном инструменте — это резонансная трубка (полая цилиндрическая трубка), частично заполненная водой и приводящаяся в вибрацию камертоном. Камертон — это объект, который заставил воздух внутри резонансной трубы войти в резонанс. Поскольку зубцы камертона вибрируют на своей собственной частоте, они создают звуковые волны, которые воздействуют на отверстие резонансной трубы. Эти сталкивающиеся звуковые волны, создаваемые камертоном, заставляют воздух внутри резонансной трубки вибрировать с той же частотой. Тем не менее, в отсутствие резонанса звук этих вибраций недостаточно громкий, чтобы его можно было различить. Резонанс возникает только тогда, когда первый объект вибрирует с собственной частотой второго объекта. Так что, если частота, с которой вибрирует камертон, не идентична одной из собственных частот столба воздуха внутри резонаторной трубы, резонанса не произойдет, и два объекта не будут звучать вместе с громким звуком. Но расположение уровня воды можно изменить, поднимая и опуская резервуар с водой, тем самым уменьшая или увеличивая длину столба воздуха. Как мы узнали ранее, увеличение длины колебательной системы (в данном случае воздуха в трубе) увеличивает длину волны и уменьшает собственную частоту этой системы. И наоборот, уменьшение длины колебательной системы уменьшает длину волны и увеличивает собственную частоту. Таким образом, поднимая и опуская уровень воды, собственная частота воздуха в трубке может быть согласована с частотой, с которой вибрирует камертон. Когда совпадение достигнуто, камертон заставляет столб воздуха внутри резонансной трубы вибрировать с собственной частотой, и достигается резонанс. Результатом резонанса всегда является большая вибрация, то есть громкий звук.

Другая распространенная физическая демонстрация, которая служит прекрасной моделью резонанса, — знаменитая демонстрация «поющего жезла». В его центре удерживается длинный полый алюминиевый стержень. Будучи обученным музыкантом, учитель лезет в канифольный мешок, чтобы подготовиться к мероприятию. Затем с большим энтузиазмом он медленно проводит рукой по всей длине алюминиевого стержня, заставляя его издавать громкий звук. Это пример резонанса. Когда рука скользит по поверхности алюминиевого стержня, трение скольжения между рукой и стержнем вызывает вибрации алюминия. Вибрации алюминия заставляют столб воздуха внутри стержня вибрировать с собственной частотой. Совпадение колебаний воздушного столба с одной из собственных частот поющего жезла вызывает резонанс. Результатом резонанса всегда является большая вибрация, то есть громкий звук.

 

Знакомый шум моря , который слышен, когда к уху подносят морскую ракушку, также объясняется резонансом. Даже в кажущейся тихой комнате существуют звуковые волны разного диапазона частот. Эти звуки в основном неслышны из-за их низкой интенсивности. Этот так называемый фоновый шум наполняет морскую раковину, вызывая вибрации внутри раковины. Но у морской раковины есть набор собственных частот, на которых она будет вибрировать. Если одна из частот в комнате заставляет воздух внутри морской раковины вибрировать на своей собственной частоте, создается резонансная ситуация. И всегда результатом резонанса является большая вибрация, то есть громкий звук. На самом деле, звук достаточно громкий, чтобы его можно было услышать. Итак, в следующий раз, когда вы услышите звук моря в ракушке, помните, что все, что вы слышите, это усиление одной из многочисленных фоновых частот в комнате.

 

Резонанс и музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты воспроизводят выбранные звуки таким же образом. Духовые инструменты обычно состоят из мундштука, прикрепленного к длинной трубке, наполненной воздухом. Трубку часто скручивают, чтобы уменьшить размер инструмента. Металлическая трубка просто служит контейнером для столба воздуха. Именно колебания этой колонны производят звуки, которые мы слышим. Длину вибрирующего столба воздуха внутри трубки можно регулировать либо сдвигая трубку для увеличения и уменьшения ее длины, либо открывая и закрывая отверстия, расположенные вдоль трубки, чтобы контролировать, где воздух входит и выходит из трубки. Духовые инструменты предполагают вдувание воздуха в мундштук. Вибрации губ относительно мундштука производят диапазон частот. Одна из частот в диапазоне частот соответствует одной из собственных частот столба воздуха внутри духового инструмента. Это заставляет воздух внутри колонны совершать резонансные колебания. Результатом резонанса всегда является большая вибрация, то есть громкий звук.

Деревянные духовые инструменты работают аналогичным образом. Только источником вибраций являются не губы музыканта, прижатые к мундштуку, а вибрация трости или деревянной планки. Работа деревянного духового инструмента часто моделируется на уроках физики с помощью пластиковой соломинки. Концы соломинки обрезаются ножницами, образуя конусообразную тростинку . Когда воздух продувается через тростник, тростник вибрирует, создавая турбулентность с диапазоном вибрационных частот. Когда частота вибрации трости совпадает с частотой вибрации столба воздуха в соломинке, возникает резонанс. И еще раз, результатом резонанса является большая вибрация – тростник и воздушный столб звучат вместе, производя громкий звук. Как будто это было недостаточно глупо, длину соломинки обычно укорачивают, отрезая небольшие кусочки от ее противоположного конца. По мере того как соломинка (и столб воздуха, который она содержала) укорачивается, длина волны уменьшается, а частота увеличивается. По мере укорачивания соломинки наблюдаются все более высокие частоты. Деревянные духовые инструменты воспроизводят свои звуки так же, как демонстрация соломы. Вибрирующий тростник заставляет столб воздуха вибрировать на одной из его собственных частот. Только для духовых инструментов длина воздушного столба регулируется открытием и закрытием отверстий в металлической трубке (поскольку трубки немного сложно разрезать и слишком дорого заменять каждый раз, когда они разрезаются).

 

Резонанс является причиной воспроизведения звука в музыкальных инструментах. В оставшейся части урока 5 математика стоячих волн будет применяться для понимания того, как резонирующие струны и воздушные столбы создают свои определенные частоты.


Следующий раздел:

Резонанс: Значение, Частота, Формула, Магнитный

Резонанс может возникнуть, когда существует периодическая внешняя движущая сила, вызывающая колебания системы. Когда частота движущей силы приближается к собственной частоте системы, она начинает вибрировать с гораздо большей амплитудой, которая продолжает увеличиваться до максимума, когда две частоты равны.

Факторы, ведущие к резонансу

Есть несколько факторов, которые приводят к резонансу, как мы рассмотрим ниже.

Собственная частота

Собственная частота объекта — это частота, с которой он колеблется во время свободных колебаний, то есть когда нет внешних сил, влияющих на его движение, и, следовательно, нет передачи энергии между объектом и его окружением.

В качестве примера рассмотрим систему масса-пружина. Если бы вы удержали массу вдали от положения равновесия, чтобы пружина растянулась, а затем отпустили бы массу, система колебалась бы с собственной частотой. Если никакая энергия не передается в окружающую среду, масса продолжает колебаться на этой частоте вечно. В действительности, однако, масса в конечном итоге замедляется силами трения, такими как сопротивление воздуха.

Рис. 1. Система масса-пружина, колеблющаяся с собственной частотой. Источник: Physics LibreTexts (CC BY-SA 4.0).

Вынужденные колебания

Периодическая внешняя движущая сила, действующая на систему, вызывает вынужденные колебания. Частота силы называется движущей частотой. Если она равна собственной частоте системы, это вызывает очень большие колебания, и в этот момент система находится в резонансе.

Примером системы, которая может быть вызвана в резонанс движущей силой, являются качели на игровой площадке. Если кто-то толкает ее через промежутки времени, правильно совпадающие с ее возвратно-поступательным движением, т. е. если частоты толчков и раскачивания одинаковы, система резонирует, и колебания становятся намного выше.

Родитель толкает ребенка на качелях каждые 2 секунды, так что качели заканчиваются очень высоко – система резонирует.

Какова частота движущей силы (родительского толчка)? И каков временной интервал t между приложением родителем максимальной силы и моментом, когда ребенок достигает вершины качелей?

Частота связана с периодом периодического движения соотношением:

f =

f = 0,5 Гц

Родитель должен толкать, когда качели проходят положение равновесия. Это четверть периода движения качелей.

t =

t = 0,5 с

Разность фаз

Из предыдущего примера видно, что если человек толкает качели в неподходящее время, например, когда качели движутся к нему, система не будет резонировать. Чтобы увеличить высоту колебаний, наибольшую силу следует прикладывать, когда качели удаляются от человека, толкающего их, и проходят через положение равновесия, когда их скорость наибольшая. Время, затрачиваемое на то, чтобы качели переместились между высшей точкой и положением равновесия, равно четверти всего периода времени, и, следовательно, это должна быть разница во времени между моментом, когда качание находится в максимальном смещении, и моментом, когда сила равна применяемый.

При более высоких и более низких значениях частоты возбуждения, по сравнению с собственной частотой воздействующего объекта, передача энергии в систему значительно менее эффективна, а амплитуда значительно ниже.

  • При низких частотах движения сила колеблется намного медленнее, чем объект, и между ними существует разность фаз, равная 0.
  • При резонансе разность фаз равна , что вызывает наибольшую передачу энергии, так как сила всегда действует в том же направлении, что и движение, и сила наибольшая, когда объект проходит через состояние равновесия с максимальной скоростью. Это также называется резонансом скоростей — графики движущей силы и скорости осциллятора имеют одинаковую форму.
  • Когда частота возбуждения продолжает увеличиваться после точки резонанса, разность фаз увеличивается до π, и сила полностью не совпадает по фазе с генератором. В этот момент осциллятор не может угнаться за движущей силой.

Рис. 2. Разность фаз между драйвером и генератором в зависимости от отношения их частот. Источник: Physics LibreTexts (CC BY-NC-SA 4.0).

Демпфирование

Настоящие колебательные системы не вибрируют вечно, так как они отдают энергию окружающей среде. Обычно это происходит из-за демпфирующих сил, которые представляют собой силы трения, такие как сопротивление воздуха или трение между движущимися частями системы. Они уменьшают амплитуду колебаний и тем самым минимизируют эффект резонанса.

Влияние различных типов демпфирования на амплитуду

Световое демпфирование : объект останавливается долго. Примером этого является сопротивление воздуха, действующее на качающийся маятник, медленно уменьшающее амплитуду колебаний.

Рис. 3. Система со слабым демпфированием. Источник: Wikibooks IB Physics/Oscillations and Waves (CC BY-SA 3.0).

Сильное демпфирование : большая сила прикладывается к движению вибрирующего объекта. В этом случае для прекращения колебаний требуется гораздо меньше времени. Амплитуда сильно уменьшается в течение каждого периода. График зависимости смещения от времени будет иметь форму, аналогичную графику затухания света, но будет уменьшаться до нуля гораздо быстрее. Примером сильного демпфирования может быть использование объекта с очень большой площадью поверхности вместо груза на простом маятнике. Сопротивление воздуха будет намного больше, и амплитуда уменьшится быстрее.

Критическое демпфирование : это точная величина силы сопротивления, необходимая для прекращения колебаний системы в кратчайшие сроки.

Передемпфирование : системы с передозировкой имеют большую силу сопротивления, действующую на них, чем системы с критическим демпфированием, но им требуется больше времени, чтобы вернуться к своему равновесию. Передемпфирование используется для очень больших и тяжелых дверей, чтобы заставить их закрываться медленно, а не захлопываться.

Рис. 4. Смещение во времени в системе с критическим демпфированием (A) и системе с избыточным демпфированием (B). Источник: Lumen Physics Damped Harmonic Motion (CC BY 4.0).

Влияние демпфирования на резонанс

Увеличение амплитуды, вызванное резонансом, зависит от демпфирования в колебательной системе. Слегка демпфированные системы имеют очень резкий пик амплитуды при резонансе: система очень чувствительна к моменту достижения резонансной частоты. По мере увеличения демпфирующих сил пик резонансных кривых становится более пологим, и пик начинает возникать немного раньше резонанса – резонансная частота уменьшается.

Рисунок 5. Кривые резонанса для систем с различной степенью демпфирования. Амплитуда колебательных систем отложена по оси y, B — константа, представляющая степень демпфирования, а w 0 — резонансная частота объекта. Источник: Дэниел А. Рассел, «Акустика и вибрационная анимация» (CC BY-NC-ND 4.0).

Демпфирующие эффекты могут быть очень полезны в некоторых случаях, так как резонанс может вызвать проблемы в больших конструкциях, таких как мосты. Люди и объекты, движущиеся по мосту, могут вызвать легкую вибрацию моста, и если частота совпадает с собственной частотой моста, он может сильно колебаться и даже разрушиться. Этого можно избежать, сконструировав мост таким образом, чтобы было больше трения между движущимися частями, чтобы уменьшить амплитуду колебаний.

Применение резонанса

Хотя резонанс может быть источником опасности, он также играет важную роль во многих полезных приложениях, включая, например, МРТ и музыкальные инструменты.

МРТ

МРТ основаны на эффекте ядерного магнитного резонанса (ЯМР). Ядра водорода имеют собственную частоту, и если к одному из них приложить очень сильное магнитное поле, оно может поглощать энергию электромагнитного излучения (в диапазоне радиочастот), равную этой частоте. Контролируемая девозбуждение ядер водорода позволяет определять их местонахождение на основе испускаемого ими излучения, что позволяет картировать ткани тела.

Музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты также зависят от резонанса. Например, когда дергают за гитарную струну, возникает волна, и суперпозиции этой волны образуют стационарную волну на струне (частота стационарной волны определяет высоту тона). Сами струны будут издавать только тихий звук, поскольку они легко перемещаются по воздуху, вызывая тем самым небольшую вибрацию молекул воздуха. Вибрации струн передаются на весь корпус гитары мостом на конце струн. Корпус рассчитан на те же резонансные частоты, что и частоты стоячих волн на струнах.

Оставить комментарий