Карта сайта
|
|
Возможности системы управления курсами Moodle для высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Лопатина К. Е.,
Студент
Филиал РГППУ в г. Нижнем Тагиле
Беленкова И.В.
Филиал РГППУ в г. Нижнем Тагиле, г. Нижний Тагил, Россия
ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КУРСАМИ MOODLE ДЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Аннотация
В данной статье показывается актуальность дистанционного образования в высшей школе, демонстрируются его преимущества в связи с информатизацией всех сфер жизнедеятельности человека. Кроме того, подробно обсуждается вопрос о выборе платформы для организации дистанционного обучения в вузе, ее необходимых характеристиках, доказывается рациональность выбора системы управления курсами Moodle.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционный курс, дистанционные образовательные технологии, система управления курсами, Moodle.
Lopatina K.E.,
Student
branch of the Russian State Pedagogical University in Nizhny Tagil,
Belenkova I. V.
branch of the Russian State Pedagogical University in Nizhny Tagil,
Nizhny Tagil, Russia
MANAGEMENT SYSTEM MOODLE FOR E-LEARNING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Abstract
In this article, the relevance of distance education in higher education is shown, its advantages in connection with informatization of all spheres of human life are demonstrated. In addition, the issue of choosing a platform for distance learning in the university, its necessary characteristics is discussed in detail, the rationality of the choice of the Moodle course management system is proved.
Keywords: e-learning, distance learning, distance learning technologies, course management system, Moodle.
В настоящее время во всем мире возрастает количество желающих получить образование, в частности и в Российской Федерации (РФ). Так по
данным, предоставленным Московским Государственным университетом им. М.В. Ломоносова на 10 тысяч населения России приходится 500 студентов [7], а Интернет журнал «Эксперт online» заявляет, что количество студентов и желающих получить второе высшее образование растет с каждым годом [2]. Также заметно [3], что увеличивается и число иностранных студентов, получающих или желающих получать образование в России.
Данная тенденция положительно сказывается на позиции нашей страны на образовательном рынке [7]. При этом одновременно сокращается преподавательский состав в различных ВУЗах всех регионов нашего государства в виду преклонного возраста, тем самым повышается нагрузка на оставшийся преподавательский состав.
Сегодня существует большое количество форм обучения, способных «разгрузить» рабочий график преподавателя. Они отвечают конкретным требованиям, целям, задачам, предъявляемым обучению в конкретном образовательном учреждении. Одной из таких форм обучения может стать дистанционное обучение (ДО). Преимущества ДО в следующем [5]:
– максимальная индивидуализация учебного процесса;
– ориентация обучающихся на процесс самообразования;
– гибкость организационной структуры обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
– возможность интенсификации процесса обучения;
– разноуровневость содержания образовательного процесса;
– дифференцированный подход к обучающимся.
В век компьютеризации появилось большое количество виртуальных обучающих сред, позволяющих обучающим заниматься на платной и бесплатной основах, в любое удобное для них время, а преподавателям облегчить свой трудовой график, доверив некоторые из своих обязанностей системе управления.
При выборе такой системы управления обучением необходимо учитывать такие характеристики как [6]:
1) надежность в эксплуатации: возможность легко и быстро обновлять, дополнять контент, содержание курса, добавлять новых пользователей и исключать старых;
2) безопасность;
3) совместимость: поддержка стандартов;
4) удобство использования и администрирования: интуитивно понятный интерфейс на каждой стороне образовательного процесса;
5) обеспечение доступа: совместимость со всеми используемыми в ходе обучения программными продуктами;
6) сопровождение и аппаратная часть: необходимо убедится, что имеется необходимый уровень квалификации для работы с системой и имеется необходимое аппаратное обеспечение.
Как и любой другой информационный продукт компьютерное обеспечение образовательного процесса (КООП) подразделяют на
коммерческие и свободно распространяемые. Производители коммерческих программ предлагают готовые онлайн-курсы или услуги по их созданию, при этом не дают такие возможности как самостоятельная разработка, администрирование и создание. Самыми распространенными платными системами можно считать «Прометей», «ДОЦЕНТ», «IBM Lotus Workplace Collaborative Learning», «LMS eLearning Server», «Red Class», «Web Tutor».
К свободно распространяемым средам можно отнести, например, такие системы ДО как: ATutor (www.atutor.ca), Claroline (www.claroline.net), Dokeos (www.dokeos.com), LAMS (http://www.lamscommunity.org), Moodle (www.moodle.org), OLAT (http://www.olat.org), OpenACS (http://openacs.org) и Sakai (http://www.sakaiproject.org) [8].
По данным [Ошибка! Источник ссылки не найден.] видно, что наиболее популярными бесплатными системами управления обучением являются: Moodle; Ё-Стади; ATutor; Eliademy; Forma LMS; Dokeos; ILIAS;. Opigno.
В данной работе мы рассмотрим систему Moodle. Она уже много лет занимает лидирующую позицию среди похожих средств для обеспечения ДО в образовании, как среди коммерческих, так и среди свободно распространяемых продуктов [6, 8]. На диаграмме (рис. 1.) можно ознакомиться со статистикой использования некоторых систем.
i% i%
2% i i% i% I г
■ Moodle
■ Прометей
■ Sakai ДОЦЕНТ
■ Dokeos
■ IBM
■ Claroline
■ Oracle
■ LMS eLearning
■ Atutor
Рис. 1. Статистика использования систем дистанционного обучения
в образовании
Преимущества Moodle в том, что [6] система: – распространяется в открытом исходном коде, т.е. имеет возможность подстраиваться под особенности конкретного образовательного проекта, разработки дополнительных модулей, интеграции с другими системами;
– позволяет организовать обучение в активной форме, в процессе совместного решения учебных задач, взаимообмена знаниями;
– большие возможности коммуникации: форум, чат, внутренняя почта, обмен файлами любых форматов, рассылка, возможность рецензировать работы обучающихся, и пр.;
– возможность использовать балльную и словесную систему оценивания;
– полная информация об успехах обучающегося и его работе;
– программные интерфейсы позволяют работать людям разного образовательного уровня, физических возможностей и культур.
Некоторые технические характеристики можно рассмотреть в табл. 1.
Таблица 1
Характеристика системы дистанционного обучения Moodle_
SCORM Да Лицензии GNU/GPL
IMS Да Русский язык, кол-во языков Да; >54
Языки приложения PHP Система проверки знаний Тесты, задания, семинары, активность на форумах
СУБД MySQL Демонстрационный сервер да
Непосредственно в процессе обучения принимают участие присутствуют следующие пользователи:
1) сетевой преподаватель;
2) методист;
3) учащийся.
Сетевой преподаватель сопровождает учебный процесс на основе заранее подготовленных курсов, отвечает на вопросы учащихся, проверяет домашнее задание и выставляет оценки и работает с журналом. Его взаимодействие с обучающимися происходит в дистанционной форме через сайт системы.
Методист является ответственным за ведением системы, отвечает на вопросы обучающихся, касающиеся работы с системой, контролирует посещаемость и заводит учетные записи учащихся.
Учащийся в свободном режиме проходит учебный материал, по результатам выполнения заданий учащемуся выставляется оценка [3].
В Moodle существует три типа курсов: форум, календарь (учебные модули с привязкой к календарю), структура (без привязки к календарю). Также курс может содержать любое количество электронных ресурсов (веб-страницы, книги, ссылки на файлы, каталоги) и произвольное количество интерактивных элементов курса, таких как wiki, анкеты, глоссарий, опрос, пояснения, тесты,
урок [6]. Данные возможности будет полезны не только преподавателям, желающим отслеживать обучение занимающихся, но и студентам.
Таким образом, можно увидеть, что система управления дистанционным образованием может значительно упростить работу преподавателя, а рассмотренный продукт поможет сделать обучение приятным, содержательным и даже полезным, ввиду возможности наполняемости различными формами контента.
Система Moodle уже помогла добиться больших успехов в обучении сельскому хозяйству в Африке, таможенному делу в Австралии и многим другим образовательным, медицинским и прочим организациям мира [9]. Ярким примером использования Moodle в России могут быть учебные сайты высших учебных заведений, например, Сибирского государственного индустриального университета [10]. В нашем вузе ведется работа по созданию обучающих курсов на основе рассмотренной системы.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. М.: ВУ, 1997.
2. Богомолов В.А. Обзор бесплатных систем управления обучением // Educational Technology & Society (Международный форум образовательных технологий и общества), 2007. №10(3). [Электронный ресурс]. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v10_i3/html/9_ bogomolov.htm. (Дата обращения: май 2017).
3. Единое окно доступа к электронным ресурсам. [Электронный ресурс]: URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/465/58465/28386. (Дата обращения: май 2017).
4. Интернет журнал «Эксперт-online» [Электронный ресурс] URL: http://expert.ru/ural/2016/37/komu-korochki-inzhenera/. (Дата обращения: май 2017).
5. Информационный портал фонда «Русский мир» [Электронный ресурс] URL: http://russkiymir.ru/publications/221537/]. (Дата обращения: май 2017).
6. Курсы дистанционного обучения «Ра-курс» [Электронный ресурс] URL:https://ra-kurs.spb.ru/2/0/3/1/?id=13#_Toc177795512. (Дата обращения: май 2017).
7. Московский Государственный университет им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс] URL: http://www.msu.ru/press/federalpress/uvelichilos_chisl o_rossiyan_zhelayushchikh_poluchit_vysshee_obrazovanie.html. (Дата обращения: май 2017).
8. Мурашова А.Ю. Дистанционное обучение // Научно-методический журнал «Концепт», 2017. Т31. С. 681-685. URL: https://e-koncept.ru/2017/970187.htm. (Дата обращения: май 2017).
9. Официальный сайт Moodle [Электронный ресурс] URL: http://moodle.com. (Дата обращения: май 2017).
10. СУО Moodle СибГИУ [Электронный ресурс] URL: http://do.sibsiu.ru/day/mod/forum/discuss.php?d=211. (Дата обращения: май 2017).
11.Электронный журнал «Гражданская инициатива» [Электронный ресурс] URL: http://netreforme.