Реферат по психологии Тема «Эмоции»
8
ученика 11 класс Б
средней школы №159
город Москва
Когда вы наблюдаете восход солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищете ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, то, наряду с разными формами познавательной деятельности, вы проявляете свое отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут вас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада – это разнообразные чувства и эмоции. Они – одно из проявлений отражательной психической деятельности человека.
Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого.
Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов.
В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.
Эмоции и чувства – это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.
Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.
Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый до утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставлять пить воду человека, не испытывающего жажды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздражения.
Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.
Эмоции и чувства обозначают различные психические явления, которые тесно связаны друг с другом. И в эмоциях и в чувствах отражаются потребности человека, вернее, то, как эти потребности удовлетворяются. В эмоциональных переживаниях отражается жизненная значимость действующих на человека явлений и ситуаций. Иначе говоря Эмоции – это отражение в форме пространственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Одна из главных функций эмоций состоит в том, что они помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценить предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.
Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется также тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность. Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразить переживания в речи. Подбираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отражающими различные эмоциональные состояния и их оттенки.
Чувства человека – сообщение доклад
- Энциклопедия
- Разное
- Чувства человека
Чтобы понять, что такое чувства. Нужно уметь их классифицировать и отличать от эмоций. Когда человек понимает, что такое чувства, ему легче ими управлять и контролировать.
Что такое чувства? Чувства – это переживания человека, связанные с людьми и событиями. Благодаря им можно определить отношение человека к тому или иному объекту.
Не каждый человек в состоянии передать свои чувства и эмоции. Одни стесняется их и не может выражать перед другими. Другие свободны в этом отношении.
Многие люди путают понятия эмоцию и чувства. Их часто используют как синонимы, но это не так.
Эмоции – это врожденная реакция на происходящее вокруг. А чувства возникают в процессе социализации и воспитания. Эмоциями человек обладает от рождения, им не надо учиться, в отличие от чувств. Можно заметить, что некоторые люди уже в зрелом возрасте не в состоянии выражать своих чувств.
Особенно, это можно наблюдать у мужчин. Потому что в детстве им говорили, что нельзя плакать – ты же мальчик. После этого парень не может проявлять никаких эмоций и чувств. Позже от этого страдает девушка или жена, которой так не хватает проявления чувств.
Эмоции не поддаются воле. Чувствами же можно управлять, потому что они осознаны. Эмоции возникают бессознательно.
Чувства пришли – ушли, они, то есть, то нет. Отличаются непостоянством. Могут меняться на противоположные. Любовь может смениться ненавистью и наоборот. А эмоция отличается постоянством и не склонна к изменению. Эмоция, например, страх либо есть, либо нет. И не может заменяться.
Чувства делят на категории:
– моральные;
– интеллектуальные;
– эстетические.
К моральным чувствам относят симпатию и антипатию, уважение, привязанность, отчужденность, любовь и ненависть. Благодарность, совесть и дружба.
Моральные чувства зарождаются в обществе в связи с их устоями, воспитанием и убеждениями. Если действия соответствуют установленным нормам – то другие люди будут восхищены, а если нарушают нормы – то возникнет возмущение.
К интеллектуальным чувствам относят радость, восхищение, чувство удовлетворения, открытие чего-либо. К ним относят чувство прорыва или поражения.
К эстетическим чувствам относят восхищение природными красотами и разного рода искусство. По-другому это чувство прекрасного. Кого что приводит в восхищение. У каждого человека свои источники восхищения: одни могут восхищаться детками, другими отношениями между мужчинами и женщинами, между парами, общением детей с родителями.
Чувствами надо уметь управлять. Иначе они начнут управлять вашей жизнью. Всегда важно помнить о балансе. Разум и чувства должны равномерно управлять поведением человека. Нельзя всё измерять только чувствами, но и полностью забывать о них не стоит.
Чувства человека
Интересные темы
Наука об эмоциях: изучение основ эмоциональной психологии
Определение эмоций
Эмоции часто путают с чувствами и настроениями, но эти три термина не являются взаимозаменяемыми. По данным Американской психологической ассоциации (АПА), эмоция определяется как «сложная модель реакции, включающая эмпирические, поведенческие и физиологические элементы». Эмоции — это то, как люди справляются с вопросами или ситуациями, которые они считают значимыми для себя. Эмоциональные переживания состоят из трех компонентов: субъективного переживания, физиологической реакции и поведенческой или экспрессивной реакции.
Чувства возникают из эмоционального опыта. Поскольку человек осознает это переживание, оно относится к той же категории, что и голод или боль. Чувство является результатом эмоции и может зависеть от воспоминаний, убеждений и других факторов.
АПА описывает настроение как «любое кратковременное эмоциональное состояние, обычно низкой интенсивности».
Определение эмоций — задача, которая еще не завершена. Многие исследователи до сих пор предлагают теории о том, из чего состоят наши эмоции, и существующие теории постоянно подвергаются сомнению. Тем не менее, есть хорошая база знаний для анализа при изучении темы.
Процесс эмоций
Несмотря на споры о последовательности, существует общее мнение, что эмоции, как упоминалось ранее, состоят из трех частей: субъективных переживаний, физиологических реакций и поведенческих реакций. Рассмотрим каждую из этих частей более подробно.
Субъективные переживания
Все эмоции начинаются с субъективного переживания, также называемого стимулом, но что это значит? Хотя основные эмоции выражаются всеми людьми, независимо от культуры или воспитания, опыт, который их вызывает, может быть весьма субъективным.
Субъективные переживания могут варьироваться от чего-то такого простого, как видение цвета, до чего-то столь важного, как потеря любимого человека или женитьба. Каким бы интенсивным ни был опыт, он может спровоцировать множество эмоций у одного человека, и эмоции, которые каждый человек испытывает, могут быть разными. Например, один человек может чувствовать гнев и сожаление по поводу потери любимого человека, в то время как другой может испытывать сильную печаль.
Физиологические реакции
Мы все знаем, каково это, когда наше сердце быстро бьется от страха. Этот физиологический ответ является результатом реакции вегетативной нервной системы на эмоцию, которую мы испытываем. Вегетативная нервная система контролирует наши непроизвольные телесные реакции и регулирует нашу реакцию «бей или беги». По мнению многих психологов, наши физиологические реакции, вероятно, объясняются тем, как эмоции помогали нам развиваться и выживать как людям на протяжении всей истории.
Интересно, что исследования показали, что вегетативные физиологические реакции наиболее сильны, когда выражение лица человека больше всего напоминает выражение испытываемой им эмоции. Другими словами, выражение лица играет важную роль в соответствующей реакции на эмоцию в физическом смысле.
Поведенческие реакции
Поведенческий аспект эмоциональной реакции – это фактическое выражение эмоции. Поведенческие реакции могут включать улыбку, гримасу, смех или вздох, а также многие другие реакции в зависимости от социальных норм и личности.
В то время как многочисленные исследования показывают, что многие выражения лица универсальны, например, хмурый взгляд, указывающий на грусть, социокультурные нормы и индивидуальное воспитание играют роль в наших поведенческих реакциях. Например, то, как выражается любовь, отличается как от человека к человеку, так и в разных культурах.
Поведенческие реакции важны для того, чтобы сигнализировать другим о том, что мы чувствуем, но исследования показывают, что они также жизненно важны для благополучия людей. Исследование в журнале Journal of Abnormal Psychology обнаружил, что при просмотре негативных и позитивных эмоциональных фильмов подавление поведенческих реакций на эмоции оказывало физическое воздействие на участников. Эффекты включали учащенное сердцебиение. Это говорит о том, что выражение поведенческих реакций на стимулы, как положительные, так и отрицательные, лучше для вашего здоровья в целом, чем удержание этих реакций внутри. Таким образом, есть преимущества в улыбке, смехе и выражении негативных эмоций здоровым способом.
Физиологические и поведенческие реакции, связанные с эмоциями, показывают, что эмоция — это гораздо больше, чем психическое состояние. Эмоции влияют на все наше поведение и наше здоровье. Кроме того, наша способность понимать поведенческие реакции других играет огромную роль в нашем эмоциональном интеллекте, что будет обсуждаться более подробно позже.
Эмоции и психология
Теории и гипотезы об эмоциях уходят корнями в глубь веков. На самом деле базовые или первичные эмоции упоминаются в Книге Прав , китайской энциклопедии первого века. Эмоции гораздо сложнее измерить и правильно определить, чем многие другие человеческие реакции. Большая часть исследований, проведенных в области эмоциональной психологии, посвящена основным эмоциям, нашим психологическим и поведенческим реакциям и роли эмоционального интеллекта в нашей жизни.
Основные и сложные эмоции
В эмоциональной психологии эмоции делятся на две группы: основные и сложные.
Основные эмоции связаны с узнаваемыми выражениями лица и, как правило, возникают автоматически. Чарльз Дарвин был первым, кто предположил, что выражения лица, вызванные эмоциями, универсальны. Это предположение было центральной идеей его теории эволюции, подразумевая, что эмоции и их выражения были биологическими и адаптивными. Фактически, исследователи наблюдали эмоции у животных в течение нескольких лет, что позволяет предположить, что они имеют решающее значение для выживания и других видов. Базовые эмоции, вероятно, играли роль в нашем выживании на протяжении всей человеческой эволюции, сигнализируя окружающим реагировать соответствующим образом.
Эмоциональный психолог Пол Экман определил шесть основных эмоций, которые можно интерпретировать с помощью выражений лица. Они включали счастье, печаль, страх, гнев, удивление и отвращение. В 1999 году он расширил список, включив в него смущение, волнение, презрение, стыд, гордость, удовлетворение и развлечение, хотя эти дополнения не получили широкого распространения.
Список шести основных эмоций
- Грусть
- Счастье
- Страх
- Гнев
- Сюрприз
- Отвращение
Точно так же в 1980-х годах психолог Роберт Плутчик определил восемь основных эмоций, которые он сгруппировал в пары противоположностей, включая радость и печаль, гнев и страх, доверие и отвращение, удивление и ожидание. Эта классификация известна как колесо эмоций, и ее можно сравнить с цветовым кругом в том смысле, что определенные эмоции, смешанные вместе, могут создавать новые сложные эмоции.
Совсем недавно новое исследование Института неврологии и психологии Университета Глазго в 2014 году показало, что вместо шести легко узнаваемых базовых эмоций может быть только четыре. Исследование показало, что гнев и отвращение имеют схожие выражения лица, как и удивление и страх. Это говорит о том, что различия между этими эмоциями имеют социологическую, а не биологическую основу. Несмотря на все противоречивые исследования и адаптации, большинство исследований признают, что существует набор универсальных базовых эмоций с узнаваемыми чертами лица.
Интересуетесь психологией?
Если вы хотите пополнить ряды тех, кто изучает эмоции, подумайте о получении онлайн-степени бакалавра психологии. Степень бакалавра UWA даст вам основу для разработки экспериментов и анализа данных.
Исследовательская степень
Сложные эмоции проявляются по-разному и могут быть не так легко узнаваемы, как горе, ревность или сожаление. Сложные эмоции определяются как «любая эмоция, являющаяся совокупностью двух или более других». APA использует пример ненависти как сплава страха, гнева и отвращения. Базовые эмоции, с другой стороны, являются несмешанными и врожденными. Другие сложные эмоции включают любовь, смущение, зависть, благодарность, вину, гордость и беспокойство, среди многих других.
Сложные эмоции сильно различаются по тому, как они проявляются на лице человека, и не имеют легко узнаваемых выражений. Горе выглядит совершенно по-разному между культурами и отдельными людьми. Некоторые сложные эмоции, такие как ревность, могут вообще не сопровождаться выражением лица.
Теории эмоций
Как мы уже выяснили, эмоции многогранны и спорны. Таким образом, существует множество теорий эмоций. В то время как одни теории прямо опровергают другие, многие строятся друг на друге. Вот некоторые распространенные теории эмоциональной психологии, которые помогли сформировать область и то, как люди рассматривают эмоции.
Теория Джеймса-Ланге
Теория эмоций Джеймса-Ланге — одна из самых ранних теорий эмоций в современной психологии. Теория, разработанная Уильямом Джеймсом и Карлом Ланге в 19 веке, предполагает, что физиологические стимулы (возбуждение) вызывают реакцию вегетативной нервной системы, которая, в свою очередь, заставляет людей испытывать эмоции. Реакции нервной системы могут включать учащенное сердцебиение, напряжение мышц, потливость и многое другое. Согласно этой теории, физиологическая реакция предшествует эмоциональному поведению. Со временем теория Джеймса-Ланге была подвергнута сомнению, а также расширена в других теориях, предполагающих, что эмоция представляет собой смесь физиологической и психологической реакции.
Теория лицевой обратной связи
Теория эмоций с обратной связью по лицу предполагает, что выражения лица имеют решающее значение для переживания эмоций. Эта теория связана с работой Чарльза Дарвина и Уильяма Джеймса, которые выдвинули гипотезу о том, что выражение лица влияет на эмоции, а не является реакцией на эмоцию. Эта теория утверждает, что эмоции напрямую связаны с физическими изменениями лицевых мышц. Таким образом, тот, кто заставляет себя улыбаться, будет счастливее, чем тот, кто хмурится.
Кэннон-Бард Теория
Теория эмоций Кэннона-Барда, разработанная Уолтером Кэнноном и Филипом Бардом в 1920-х годах, была разработана для опровержения теории Джеймса-Ланге. Эта теория утверждает, что телесные изменения и эмоции происходят одновременно, а не одно за другим. Эта теория подкрепляется нейробиологической наукой, которая утверждает, что при обнаружении стимулирующего события информация одновременно передается как в миндалевидное тело, так и в кору головного мозга. Если это верно, возбуждение и эмоция являются одновременным событием.
Теория Шахтера-Зингера
Эта теория, разработанная Стэнли Шахтером и Джеромом Э. Сингером, вводит элемент рассуждения в процесс эмоций. Теория предполагает, что когда мы переживаем событие, вызывающее физиологическое возбуждение, мы пытаемся найти причину этого возбуждения. Затем мы испытываем эмоции.
Теория когнитивной оценки
Ричард Лазарус был пионером этой теории эмоций. Согласно теории когнитивной оценки, прежде чем испытывать эмоции, должно произойти мышление. Таким образом, человек сначала испытывает стимул, думает, а затем одновременно испытывает физиологическую реакцию и эмоцию.
Это далеко не единственные существующие теории эмоций, но они дают прекрасные примеры того, как идеи о том, как генерируются эмоции, отличаются друг от друга. Общим для всех теорий эмоций является идея о том, что эмоция основана на каком-то личностно значимом стимуле или опыте, вызывающем биологическую и психологическую реакцию.
Преимущества понимания эмоций
Как уже говорилось, эмоции помогают людям развиваться и выживать. По словам Экмана, разработавшего колесо эмоций, «было бы очень опасно, если бы у нас не было эмоций. Это также была бы очень скучная жизнь. Потому что, по сути, нами движут наши эмоции — волнение, удовольствие, даже гнев». Вот почему так важно, чтобы мы могли понимать эмоции, поскольку они играют такую важную роль в нашем поведении.
Экман утверждает, что эмоции в основе своей созидательны. На них влияет то, что хорошо для нашего вида в целом, и то, чему мы научились во время нашего воспитания. Они направляют наше поведение таким образом, чтобы привести нас к положительному результату. Однако эмоции могут стать разрушительными, если эмоции, которым мы научились, являются правильной реакцией, больше не соответствуют нашей ситуации или если подсознательные эмоции вызывают реакции, которые мы не в состоянии понять. Быть в контакте со своими эмоциями и превращать свое понимание в действие называется эмоциональным осознанием. Способность делать это с другими также называется эмоциональным интеллектом.
Эмоциональный интеллект — это способность воспринимать, контролировать и оценивать эмоции. Этот термин был впервые введен исследователями Питером Саловеем и Джоном Д. Майером и стал популярным благодаря книге Дэна Гоулмана 1996 года. Они определяют это как способность распознавать, понимать и управлять своими собственными эмоциями, а также распознавать, понимать и влиять на эмоции других. Изучение эмоционального интеллекта приобрело большую популярность с середины 1990-х годов, когда профессионалы бизнеса, тренеры по отношениям и многие другие используют этот термин, чтобы побудить других улучшить свою жизнь. Многие исследователи считают, что эмоциональный интеллект можно улучшить с течением времени, в то время как некоторые утверждают, что мы рождаемся с этой чертой или без нее.
Компоненты эмоционального интеллекта включают:
- Оценка и выражение эмоций в себе и других: Распознавание или выражение вербальных или невербальных сигналов об эмоциях
- Регулирование эмоций в себе и других: Управление эмоциями, чтобы все стороны были мотивированы на положительный результат.
- Адаптивное использование эмоций: Использование эмоций и интерпретация эмоций для достижения положительных результатов.
Те, кто обладает эмоциональным интеллектом, открывают себя положительным и отрицательным эмоциональным переживаниям, определяют эмоции и сообщают об этих эмоциях соответствующим образом. Эмоционально интеллигентные люди могут использовать свое понимание своих эмоций и эмоций других, чтобы продвигаться к личному и социальному росту. Люди с низким эмоциональным интеллектом могут не понимать и контролировать свои эмоции или эмоции других. Это может заставить других чувствовать себя плохо, когда они не понимают своих эмоций, чувств или выражений.
Совершенно очевидно, что улучшение эмоционального интеллекта принесет пользу как личному, так и профессиональному. В Forbes сопредседатель кампании, номинированной на Нобелевскую премию мира, и автор бестселлеров New York Times Чейд-Мэн Тан рассказала о преимуществах улучшения эмоционального интеллекта. Он указал, что высокий эмоциональный интеллект коррелирует с лучшей производительностью труда, делает людей лучшими лидерами и создает условия для личного счастья. Он заявил: «Существуют также убедительные личные преимущества, и самые основные из них относятся к трем категориям: спокойствие и ясность ума, устойчивость и более удовлетворительные отношения».
Эмоциональный интеллект играет такую же роль в общем успехе, как и традиционный интеллект. На самом деле, некоторые исследователи утверждают, что это играет большую роль. В своей книге 1995 года «Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ» психолог Дэниел Гоулман представил идею EQ. Как и IQ, EQ — это измерение способности человека к эмоциональному интеллекту. Гоулман утверждает, что EQ в два раза важнее, чем IQ и технические навыки вместе взятые, когда речь идет о достижении успеха.
Можно спорить о том, правда это или нет, но эмоциональный интеллект хорошо служил людям на протяжении всей нашей эволюции и истории. Она сыграла свою роль задолго до того, как была официально определена, и, вероятно, будет играть еще долгие годы.
Будущее эмоциональной психологии
Несмотря на то, что уже проведены многочисленные исследования и основательные исследования эмоций, область эмоциональной психологии, несомненно, имеет захватывающее будущее. От искусственного интеллекта до новых вызовов и давних теорий невозможно сказать, каким будет наше понимание людей и их эмоциональных реакций.
Если вы хотите пополнить ряды тех, кто изучает эмоции, подумайте о получении онлайн-степени бакалавра психологии. Степень бакалавра Университета Западной Алабамы даст вам основу для планирования экспериментов и анализа данных.
Уже есть степень бакалавра? Продвиньте свою психологическую карьеру с онлайн-мастерами экспериментальной психологии. Наши опытные преподаватели имеют докторскую степень в различных областях экспериментальной психологии. Связи, которые вы устанавливаете, и навыки, которые вы приобретаете, подготовят вас к работе в этой области или дальнейшему обучению.
Получите степень полностью онлайн в одном из самых доступных учебных заведений штата. Наше культурно и интеллектуально разнообразное учреждение и гибкая структура позволяют вам бросить вызов себе, в то же время вписывая образование в ваш занятой образ жизни. Мы с гордостью предоставляем всем нашим студентам личную поддержку от подачи заявления до выпуска.
Эмоции – Введение в психологию и неврологию
К концу этого раздела вы сможете:
- Объясните основные теории эмоций
- Опишите роль лимбических структур в обработке эмоций
- Понять вездесущую природу создания и распознавания эмоционального выражения
В повседневной жизни мы испытываем множество эмоций. эмоция – это субъективное состояние бытия, которое мы часто описываем как наши чувства. Эмоции являются результатом сочетания субъективного опыта, выражения, когнитивной оценки и физиологических реакций (Levenson, Carstensen, Friesen, & Ekman, 19).91). Однако, как будет показано далее в этой главе, точный порядок появления компонентов не ясен, и некоторые части могут происходить одновременно. Как правило, в эмоциональном процессе у нас есть какое-то предшествующее событие, которое запускает эмоцию. Это предшествующее событие побуждает нас к оценке, которая является шагом, на котором мы пытаемся осмыслить событие. В зависимости от того, как мы оцениваем событие, мы получаем разный эмоциональный отклик. Эмоциональная реакция состоит из трех компонентов: физиологических изменений, поведенческих/выразительных изменений и субъективных изменений (более подробно описанных в сложной теме ниже).
Слова «эмоция» и «настроение» иногда используются взаимозаменяемо, но психологи используют эти слова для обозначения двух разных вещей. Как правило, слово «эмоция» указывает на субъективное аффективное состояние, которое является относительно интенсивным и возникает в ответ на то, что мы испытываем (рис. EM.20). Часто считается, что эмоции переживаются сознательно и преднамеренно. Настроение, с другой стороны, относится к продолжительному, менее интенсивному аффективному состоянию, которое не возникает в ответ на то, что мы испытываем. Состояния настроения могут не осознаваться сознательно и не нести интенциональности, связанной с эмоциями (Beedie, Terry, Lane, & Devonport, 2011). Здесь мы сосредоточимся на эмоциях, а о настроении вы узнаете больше в главе, посвященной психологическим расстройствам.
Рисунок EM.20 Малыши могут быстро переключаться между эмоциями, будучи (а) очень счастливыми в один момент и (б) очень печальными в следующий. (кредит а: модификация работы Керри Чешик; кредит б: модификация работы Керри Чешик)
В этом разделе будут изложены некоторые из наиболее известных теорий, объясняющих наши эмоциональные переживания, и дано представление о биологических основах эмоций. Этот раздел завершается обсуждением вездесущей природы выражений эмоций на лице и нашей способности распознавать эти выражения у других.
Теории эмоций
Наши эмоциональные состояния представляют собой комбинацию физиологического возбуждения, психологической оценки и субъективных переживаний. Вместе они составляют компонента эмоций , а наш опыт, происхождение и культура влияют на наши эмоции. Поэтому у разных людей могут быть разные эмоциональные переживания даже при сходных обстоятельствах. Со временем было предложено несколько различных теорий эмоций, показанных на рис. EM.21, для объяснения того, как различные компоненты эмоций взаимодействуют друг с другом.
Рисунок EM.21 На этом рисунке показаны основные утверждения двухфакторных теорий эмоций Джеймса-Ланге, Кэннона-Барда и Шахтера-Зингера. (кредит «змея»: модификация работы «табличный»/Flickr; кредит «лицо»: модификация работы Кори Занкера)
Теория Джеймса-Ланге
Теория Джемса-Ланге эмоций утверждает, что эмоции возникают в результате физиологического возбуждения. Вспомните, что вы узнали о симпатической нервной системе и нашей реакции «бей или беги», когда нам угрожают. Если бы вы столкнулись с какой-то угрозой в вашем окружении, например с ядовитой змеей на заднем дворе, ваша симпатическая нервная система инициировала бы значительное физиологическое возбуждение, которое заставило бы ваше сердце биться быстрее и увеличить частоту дыхания. Согласно теории эмоций Джеймса-Ланге, вы испытаете чувство страха только после того, как произойдет это физиологическое возбуждение. Кроме того, разные модели возбуждения будут связаны с разными чувствами.
Теория пушечного барда
Другие теоретики, однако, сомневались в том, что физиологическое возбуждение, возникающее при различных типах эмоций, достаточно отчетливо, чтобы привести к большому разнообразию переживаемых нами эмоций. Так была разработана теория Кэннона-Барда эмоций. Согласно этой точке зрения, физиологическое возбуждение и эмоциональное переживание возникают одновременно, но независимо друг от друга (Lang, 1994). Итак, когда вы видите ядовитую змею, вы чувствуете страх в тот самый момент, когда ваше тело начинает реагировать на борьбу или бегство. Эта эмоциональная реакция была бы отдельной и независимой от физиологического возбуждения, даже если бы они происходили одновременно.
Улыбка делает вас счастливым? С другой стороны, счастье заставляет вас улыбаться? Гипотеза лицевой обратной связи предполагает, что выражение вашего лица действительно может влиять на ваши эмоциональные переживания (Adelman & Zajonc, 1989; Boiger & Mesquita, 2012; Buck, 1980; Capella, 1993; Soussignan, 2001; Strack, Martin & Stepper, 1988). Исследования, изучающие гипотезу лицевой обратной связи, показали, что подавление выражения эмоций на лице снижает интенсивность некоторых эмоций, испытываемых участниками (Davis, Senghas, & Ochsner, 2009).). Хавас, Гленберг, Гутовски, Лукарелли и Дэвидсон (2010) использовали инъекции ботокса для паралича лицевых мышц и ограничения мимики, в том числе хмурого взгляда, и обнаружили, что люди, страдающие депрессией, меньше сообщали о депрессии после того, как их хмурые мышцы были парализованы. Другое исследование показало, что интенсивность выражения лица влияет на эмоциональные реакции (Soussignan, 2002; Strack, Martin, & Stepper, 1988). Другими словами, если происходит что-то незначительное, и вы улыбаетесь, как будто вы только что выиграли в лотерею, вы на самом деле будете счастливее этой мелочи, чем если бы у вас была только крошечная улыбка. И наоборот, если вы все время ходите хмурясь, это может вызвать у вас меньше положительных эмоций, чем если бы вы улыбались. Интересно, что Soussignan (2002) также сообщил о физиологических различиях в возбуждении, связанных с интенсивностью одного типа улыбки.
Теория двух факторов Шактера-Зингера
Двухфакторная теория эмоций Шехтера-Зингера является еще одним вариантом теорий эмоций, который учитывает как физиологическое возбуждение, так и эмоциональный опыт. Согласно этой теории, эмоции состоят из двух факторов: физиологического и когнитивного. Другими словами, физиологическое возбуждение интерпретируется в контексте возникновения эмоционального переживания. Возвращаясь к нашему примеру с ядовитой змеей на вашем заднем дворе, двухфакторная теория утверждает, что змея вызывает активацию симпатической нервной системы, которая в данном контексте определяется как страх, а наш опыт — это страх. Если бы вы обозначили активацию симпатической нервной системы как радость, вы бы испытали радость. Двухфакторная теория Шахтера-Зингера зависит от маркировки физиологического опыта, что является типом когнитивной оценки.
Магда Арнольд была первым теоретиком, предложившим исследовать значение оценки и представить схему того, каким может быть процесс оценки и как он соотносится с эмоциями (Roseman & Smith, 2001). Ключевая идея теории оценки заключается в том, что у вас есть мысли (когнитивная оценка) до того, как вы испытаете эмоцию, и эмоция, которую вы испытываете, зависит от мыслей, которые у вас были (Frijda, 1988; Lazarus, 1991). Если вы считаете что-то положительным, у вас будет больше положительных эмоций по этому поводу, чем если бы ваша оценка была отрицательной, и наоборот. Теория оценки объясняет, как два человека могут испытывать две совершенно разные эмоции по поводу одного и того же события. Например, предположим, что ваш преподаватель психологии выбрал вас для лекции об эмоциях; вы можете воспринять это как положительный момент, потому что это дает возможность оказаться в центре внимания, и вы испытаете счастье. Однако, если вам не нравится выступать на публике, вы можете получить отрицательную оценку и испытать дискомфорт.
Шахтер и Сингер считали, что физиологическое возбуждение очень похоже на различные типы эмоций, которые мы испытываем, и поэтому когнитивная оценка ситуации имеет решающее значение для реальных переживаемых эмоций. На самом деле можно было бы ошибочно приписать возбуждение эмоциональному переживанию, если бы обстоятельства были правильными (Schachter & Singer, 1962). Они провели умный эксперимент, чтобы проверить свою идею. Участники были случайным образом распределены в одну из нескольких групп. Некоторым участникам вводили инъекции адреналина, которые вызывали телесные изменения, имитирующие реакцию симпатической нервной системы на борьбу или бегство; однако только некоторым из этих участников сказали ожидать этих реакций как побочных эффектов инъекции. Другим участникам, получившим инъекции адреналина, сказали, что либо инъекция не будет иметь побочных эффектов, либо приведет к побочному эффекту, не связанному с симпатической реакцией, например, к зуду в ногах или головной боли. После получения этих инъекций участники ждали в комнате с кем-то еще, кого они считали еще одним субъектом исследовательского проекта. На самом деле другой человек был сообщником исследователя. Сообщник по сценарию демонстрировал эйфорическое или гневное поведение (Schachter & Singer, 19 лет). 62).
Когда тех участников, которым сказали, что они должны ожидать появления симптомов физиологического возбуждения, спросили о каких-либо эмоциональных изменениях, которые они испытали, связанных либо с эйфорией, либо с гневом (в зависимости от того, как вел себя сообщник), они не сообщили ни об одном. Однако участники, которые не ожидали физиологического возбуждения в результате инъекции, с большей вероятностью сообщали, что они испытывали эйфорию или гнев в зависимости от поведения назначенного им сообщника. В то время как все, кто получил инъекцию адреналина, испытали одинаковое физиологическое возбуждение, только те, кто не ожидал возбуждения, использовали контекст, чтобы интерпретировать возбуждение как изменение эмоционального состояния (Schachter & Singer, 19).62).
Сильные эмоциональные реакции связаны с сильным физиологическим возбуждением, что заставило некоторых теоретиков предположить, что признаки физиологического возбуждения, в том числе учащенное сердцебиение, частота дыхания и потоотделение, могут использоваться для определения того, говорит ли кто-то правду или нет. Предполагается, что большинство из нас проявили бы признаки физиологического возбуждения, если бы вели себя с кем-то нечестно. Полиграф , или тест на детекторе лжи, измеряет физиологическое возбуждение человека, отвечающего на ряд вопросов. Кто-то, обученный читать эти тесты, будет искать ответы на вопросы, которые связаны с повышенным уровнем возбуждения, как потенциальные признаки того, что респондент мог быть нечестным в этих ответах. Хотя детекторы лжи по-прежнему широко используются, их достоверность и точность весьма сомнительны, поскольку нет доказательств того, что ложь связана с каким-либо конкретным паттерном физиологического возбуждения (Saxe & Ben-Shakhar, 19).99).
Когнитивно-медиационная модель
Связь между нашим переживанием эмоций и нашей когнитивной обработкой их, а также порядок, в котором они возникают, остаются предметом исследований и дискуссий. Лазарус (1991) разработал когнитивно-опосредованную теорию , которая утверждает, что наши эмоции определяются нашей оценкой стимула. Эта оценка является посредником между стимулом и эмоциональной реакцией, она является немедленной и часто бессознательной. В отличие от модели Шахтера-Зингера, оценка предшествует когнитивному ярлыку. Вы узнаете больше о концепции оценки Лазаря, когда будете изучать стресс, здоровье и образ жизни. Однако существуют и другие взгляды на эмоции, которые также делают упор на когнитивные процессы.
Вернитесь к примеру, когда ваш профессор попросил вас прочитать лекцию. Даже если вам не нравится выступать на публике, вы, вероятно, сможете это сделать. Вы бы целенаправленно контролировали свои эмоции, что позволило бы вам говорить, но мы постоянно регулируем свои эмоции, и большая часть нашей регуляции эмоций происходит без того, чтобы мы активно думали об этом. Мосс и ее коллеги изучали автоматическую регуляцию эмоций (AER), которая относится к непреднамеренному контролю эмоций. Это просто отсутствие реакции с вашими эмоциями, и AER может повлиять на все аспекты эмоциональных процессов. AER может влиять на то, на что вы обращаете внимание, на вашу оценку, на ваш выбор участия в эмоциональном переживании и на ваше поведение после переживания эмоции (Mauss, Bunge & Gross, 2007; Mauss, Levenson, McCarter, Wilhelm, & Gross, 2005). AER похож на другие автоматические когнитивные процессы, в которых ощущения активируют структуры знаний, влияющие на функционирование. Эти структуры знаний могут включать понятия, схемы или сценарии.
Идея AER заключается в том, что люди разрабатывают автоматический процесс, который работает как сценарий или схема, и этот процесс не требует преднамеренного мышления для регулирования эмоций. AER работает как езда на велосипеде. Как только вы разрабатываете процесс, вы просто делаете это, не задумываясь об этом. AER может быть адаптивным или неадекватным и иметь важные последствия для здоровья (Hopp, Troy, & Mauss, 2011). Адаптивный AER приводит к лучшим результатам для здоровья, чем неадаптивный AER, в первую очередь из-за того, что стрессоры переживают или смягчают лучше, чем люди с неадаптивным AER (Hopp, Troy, & Mauss, 2011). С другой стороны, неадекватные AER могут иметь решающее значение для поддержания некоторых психологических расстройств (Hopp, Troy, & Mauss, 2011). Мосс и ее коллеги обнаружили, что стратегии могут уменьшить негативные эмоции, что, в свою очередь, должно улучшить психологическое здоровье (Mauss, Cook, Cheng, & Gross, 2007; Mauss, Cook, & Gross, 2007; Shallcross, Troy, Boland, & Mauss, 2010). ; Troy, Shallcross, & Mauss, 2013; Troy, Wilhelm, Shallcross, & Mauss, 2010). Мосс также предположила, что существуют проблемы со способами измерения эмоций, но она считает, что большинство аспектов эмоций, которые обычно измеряются, полезны (Mauss, et al., 2005; Mauss & Robinson, 2009).). Однако другой способ рассмотрения эмоций бросает вызов всему нашему пониманию эмоций.
После примерно трех десятилетий междисциплинарных исследований Барретт заявил, что мы не понимаем эмоции. Она предположила, что эмоции не были встроены в ваш мозг при рождении, а были созданы на основе вашего опыта. Эмоции в конструктивистской теории — это предсказания, которые конструируют ваше восприятие мира. В главе 7 вы узнали, что концепты — это категории или группы лингвистической информации, образов, идей или воспоминаний, таких как жизненный опыт. Барретт расширил это, включив эмоции в качестве понятий, которые являются предсказаниями (Barrett, 2017). Два одинаковых физиологических состояния могут привести к разным эмоциональным состояниям в зависимости от ваших прогнозов. Например, если ваш мозг предсказал бурление желудка в пекарне, это может привести к тому, что вы сконструируете чувство голода. Однако ваш мозг, предсказывающий вздутие живота, пока вы ждете результатов медицинских анализов, может привести к тому, что ваш мозг начнет конструировать беспокойство. Таким образом, из одних и тех же физиологических ощущений можно сконструировать две разные эмоции. Вместо того, чтобы эмоции были чем-то, что вы не можете контролировать, вы можете контролировать свои эмоции и влиять на них.
ТРУДНАЯ ТЕМА: ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ
Два других выдающихся взгляда возникают из работ Роберта Зайонца и Джозефа Леду. Zajonc утверждал, что некоторые эмоции возникают отдельно от нашей когнитивной интерпретации или до них, например чувство страха в ответ на неожиданный громкий звук (Zajonc, 1998). Он также верил в то, что мы могли бы небрежно назвать интуитивным чувством, — что мы можем испытать мгновенную и необъяснимую симпатию или неприязнь к кому-то или чему-то (Зайонц, 19).80). Леду также считает, что некоторые эмоции не требуют познания: некоторые эмоции полностью обходят контекстуальную интерпретацию. Его исследования в области нейронауки эмоций продемонстрировали основную роль миндалевидного тела в возникновении страха (Cunha, Monfils, & LeDoux, 2010; LeDoux, 1996, 2002). Стимул страха обрабатывается мозгом по одному из двух путей: из таламуса (там, где он воспринимается) непосредственно в миндалевидное тело или из таламуса через кору и затем в миндалевидное тело. Первый путь быстрый, а второй позволяет больше обрабатывать детали стимула. В следующем разделе мы более подробно рассмотрим нейронауку эмоционального отклика.
Биология эмоций
Лимбическая система, которая представляет собой область мозга, участвующую в формировании эмоций и памяти (рис. EM.22), включает гипоталамус, таламус, миндалевидное тело и гиппокамп. Гипоталамус играет роль в активации симпатической нервной системы, которая является частью любой данной эмоциональной реакции. Таламус служит сенсорным релейным центром, нейроны которого проецируются как в миндалевидное тело, так и в высшие области коры для дальнейшей обработки. Миндалевидное тело играет роль в обработке эмоциональной информации и отправке этой информации (Fossati, 2012). Гиппокамп объединяет эмоциональный опыт с познанием (Femenía, Gómez-Galán, Lindskog, & Magara, 2012).
Рисунок EM.22 Лимбическая система, включающая гипоталамус, таламус, миндалевидное тело и гиппокамп, участвует в опосредовании эмоциональной реакции и памяти.
Амигдала
Миндалевидное тело привлекло большое внимание исследователей, заинтересованных в понимании биологической основы эмоций, особенно страха и тревоги (Blackford & Pine, 2012; Goosens & Maren, 2002; Maren, Phan, & Liberzon, 2013). Миндалевидное тело состоит из различных субъядер, включая базолатеральный комплекс и центральное ядро (рис. EM.23). базолатеральный комплекс имеет плотные связи с различными сенсорными областями мозга. Это имеет решающее значение для классической обусловленности и для придания эмоциональной ценности процессам обучения и памяти. Центральное ядро играет роль во внимании и имеет связи с гипоталамусом и различными областями ствола мозга, чтобы регулировать активность вегетативной нервной и эндокринной систем (Pessoa, 2010).
Рисунок EM.23 На этой диаграмме проиллюстрирована анатомия базолатерального комплекса и центрального ядра миндалины.
Исследования на животных показали повышенную активацию миндалевидного тела у детенышей крысы, у которых есть запаховые сигналы в сочетании с электрическим током, когда их биологический родитель отсутствует. Это приводит к отвращению к сигналу запаха, что предполагает, что крысы научились бояться сигнала запаха. Интересно, что когда биологический родитель присутствовал, крысы на самом деле отдавали предпочтение запаховому сигналу, несмотря на его связь с электрическим током. Это предпочтение не ассоциировалось с усилением активации миндалевидного тела. Это предполагает дифференцированное влияние на миндалевидное тело контекст (присутствие или отсутствие матери) определял, научились ли детеныши бояться запаха или их влекло к нему (Moriceau & Sullivan, 2006).
Raineki, Cortés, Belnoue и Sullivan (2012) продемонстрировали, что у крыс негативный опыт в раннем возрасте может изменить функцию миндалевидного тела и привести к подростковым моделям поведения, имитирующим расстройства настроения у человека. В этом исследовании детеныши крыс подвергались жестокому или обычному обращению в течение 8–12 дней после рождения. Было две формы жестокого обращения. Первая форма жестокого обращения заключалась в неудовлетворительном состоянии постели. У матери-крысы было недостаточно подстилки в клетке, чтобы построить надлежащее гнездо, в результате чего они проводили больше времени вдали от детенышей, пытаясь построить гнездо, и меньше времени кормили детенышей. Вторая форма жестокого обращения заключалась в ассоциативной обучающей задаче, которая включала сочетание запахов и электрического стимула в отсутствие матери, как описано выше. Контрольная группа находилась в клетке с достаточным количеством подстилки и в течение того же периода времени не беспокоила своих родителей. Крысята, подвергшиеся жестокому обращению, с гораздо большей вероятностью проявляли депрессивные симптомы в подростковом возрасте по сравнению с контрольной группой. Такое депрессивное поведение было связано с повышенной активацией миндалевидного тела.
Исследования на людях также предполагают связь между миндалевидным телом и психологическими расстройствами настроения или тревоги. Изменения в структуре и функции миндалевидного тела были продемонстрированы у подростков, которые либо находятся в группе риска, либо у которых диагностированы различные аффективные и/или тревожные расстройства (Miguel-Hidalgo, 2013; Qin et al., 2013). Также предполагалось, что функциональные различия в миндалевидном теле могут служить биомаркером для дифференциации людей, страдающих биполярным расстройством, от людей, страдающих большим депрессивным расстройством (Fournier, Keener, Almeida, Kronhaus, & Phillips, 2013).
Гиппокамп
Как упоминалось ранее, гиппокамп также участвует в обработке эмоций. Как и миндалевидное тело, исследования показали, что структура и функция гиппокампа связаны с различными расстройствами настроения и тревожными расстройствами. У лиц, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), наблюдается заметное уменьшение объема нескольких частей гиппокампа, что может быть результатом снижения уровней нейрогенеза и ветвления дендритов (образование новых нейронов и образование новых дендритов в существующих нейронах, соответственно). ) (Ванг и др., 2010). Хотя с помощью подобных корреляционных исследований невозможно установить причинно-следственную связь, исследования продемонстрировали улучшение поведения и увеличение объема гиппокампа после фармакологической или когнитивно-поведенческой терапии у лиц, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством (Bremner & Vermetten, 2004; Levy-Gigi, Szabó, Келемен и Кери, 2013 г.).
Выражение лица и распознавание эмоций
Культура может влиять на то, как люди проявляют эмоции. Правило культурного отображения – это один из набора культурно-специфических стандартов, регулирующих типы и частоту проявления допустимых эмоций (Malatesta & Haviland, 1982). Следовательно, люди из разных культур могут иметь очень разные культурные правила проявления эмоций. Например, исследования показали, что люди из США выражают негативные эмоции, такие как страх, гнев и отвращение, как в одиночестве, так и в присутствии других, в то время как японцы делают это только в одиночестве (Мацумото, 19 лет).90). Кроме того, люди из культур, которые склонны подчеркивать социальную сплоченность, с большей вероятностью будут подавлять эмоциональные реакции, чтобы они могли оценить, какая реакция наиболее уместна в данном контексте (Matsumoto, Yoo & Nakagawa, 2008).
Эмоциональность может быть связана с другими культурными характеристиками. Например, могут быть гендерные различия, связанные с эмоциональной обработкой. Хотя исследования гендерных различий в проявлении эмоций неоднозначны, есть некоторые свидетельства того, что мужчины и женщины могут различаться в регуляции эмоций (McRae, Ochsner, Mauss, Gabrieli, & Gross, 2008).
Пол Экман (1972) исследовал человека из Новой Гвинеи, который жил в дописьменной культуре с использованием каменных орудий, был изолирован и никогда раньше не видел посторонних. Экман попросил мужчину показать, каким было бы выражение его лица, если бы: (1) его посетили друзья, (2) его ребенок только что умер, (3) он собирался драться, (4) он наступил на вонючую дохлую свинью. После возвращения Экмана из Новой Гвинеи он исследовал мимику более четырех десятилетий. Несмотря на разные правила проявления эмоций, наша способность распознавать и выражать эмоции на лице кажется универсальной. На самом деле, даже слепые от рождения люди демонстрируют одинаковое выражение эмоций на лице, несмотря на то, что у них никогда не было возможности наблюдать эти проявления эмоций на лице у других людей. Казалось бы, это предполагает, что схема активности лицевых мышц, участвующих в формировании эмоциональных выражений, универсальна, и действительно, эта идея была высказана в конце XIX века.века в книге Чарльза Дарвина Выражение эмоций у человека и животных (1872) . На самом деле, существуют существенные доказательства существования семи универсальных эмоций , каждая из которых связана с определенным выражением лица. К ним относятся: радость, удивление, печаль, испуг (страх), отвращение, презрение и гнев (рис. EM.24) (Ekman & Keltner, 1997).
Рисунок EM.24 Показаны семь универсальных выражений эмоций на лице. (кредит: модификация работы Кори Занкера)
Конечно, эмоции выражаются не только выражением лица. Мы также используем тон нашего голоса, различное поведение и язык тела для передачи информации о наших эмоциональных состояниях. Язык тела – это выражение эмоций с помощью положения тела или движения. Исследования показывают, что мы весьма чувствительны к эмоциональной информации, передаваемой через язык тела, даже если мы не осознаем этого (де Гелдер, 2006; Тамиетто и др., 2009).
Эмоциональное выражение и регулирование эмоций
Расстройство аутистического спектра (РАС) представляет собой набор нарушений развития нервной системы, характеризующихся повторяющимся поведением и коммуникативными и социальными проблемами. Дети с расстройствами аутистического спектра могут испытывать трудности с распознаванием эмоциональных состояний других, и исследования показали, что это может быть связано с неспособностью отличать друг от друга различные невербальные выражения эмоций (например, мимику) (Hobson, 1986). Кроме того, есть основания полагать, что аутичным людям также трудно выражать эмоции тоном голоса и выражением лица (Macdonald et al., 19).89). Трудности с распознаванием и выражением эмоций могут способствовать нарушениям социального взаимодействия и общения, характерным для аутизма; поэтому для решения этих трудностей были изучены различные терапевтические подходы. Различные образовательные программы, когнитивно-поведенческая терапия и фармакологическая терапия продемонстрировали определенные перспективы в оказании помощи аутичным людям в обработке эмоционально значимой информации (Bauminger, 2002; Golan & Baron-Cohen, 2006; Guastella et al., 2010).
Регулирование эмоций описывает, как люди реагируют на ситуации и переживания, изменяя свои эмоциональные переживания и выражения. Стратегии скрытой регуляции эмоций — это те, которые происходят внутри человека, в то время как явные стратегии включают других или действия (например, обращение за советом или употребление алкоголя). Aldao and Dixon (2014) изучали взаимосвязь между открытыми стратегиями эмоциональной регуляции и психопатологией. Они исследовали, как 218 студентов бакалавриата сообщили об использовании скрытых и явных стратегий, а также о симптомах, связанных с отдельными психическими расстройствами, и обнаружили, что стратегии открытой эмоциональной регуляции лучше предсказывают психопатологию, чем скрытые стратегии. В другом исследовании изучалась взаимосвязь между предварительными играми (активное употребление алкоголя перед общественным мероприятием) и двумя стратегиями регуляции эмоций, чтобы понять, как они могут способствовать возникновению проблем, связанных с алкоголем; результаты предполагали связь, но сложную (Pederson, 2016). В этих областях необходимы дальнейшие исследования, чтобы лучше понять закономерности адаптивной и неадекватной регуляции эмоций (Aldao & Dixon-Gordon, 2014).