Серебряный век русской культуры кратко в таблице
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 2047.
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 2047.
Конец XIX – начало XX вв. – период, вошедший в историю под названием “Серебряный век русской культуры”. Ярче всего это проявилось в русской поэзии, литературе и искусстве. Этот стремительный взлет во всех областях культуры Н. А. Бердяев назвал “русским культурным ренессансом”.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.
Опыт работы учителем истории и обществознания – 11 лет.
Состояние общества в последние годы Российской империи
В конце XIX – начале XX вв. развитие России происходило крайне неравномерно. Огромные успехи в развитии науки, техники, промышленности переплетались с отсталостью и неграмотностью подавляющего большинства населения.
XX век провел резкую грань между “старой” и “новой” культурой. Еще больше усложнила ситуацию Первая мировая война.
Культура Серебряного века
Творческая элита видела в Первой мировой войне предзнаменование близкого конца света. Популярными становятся темы мировых катаклизмов, печали, тоски, бесполезности жизни.
Многие поэты и писатели, действительно, очень правдоподобно предсказывали будущую Гражданскую войну и победу большевиков.
Кратко о Серебряном веке русской культуры рассказывает следующая таблица:
Таблица “Серебряный век русской культуры”
Область культуры | Направление | Ведущие представители | Особенности творчества |
Литература | Критический реализм | Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. И. Куприн. | Правдивое изображение жизни, обличение существующих общественных пороков. |
Символизм | Поэты-символисты К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, Андрей Белый | Противопоставление “пошлому” реализму. Лозунг “искусство для искусства”. | |
Акмеизм | Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам | Главное в творчестве – безупречный эстетический вкус и красота слова | |
Революционное направление | А. М. Горький | Острая критика существующего государственного и общественного строя. | |
Футуризм | В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Маяковский | Отрицание всех общепризнанных культурных ценностей. Смелые эксперименты в стихосложении и словообразовании. | |
Имажинизм | С. Есенин | Красота образов. | |
Живопись | Реализм | В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. И. Левитан | Изображение социальной действительности и быта, сюжеты из русской истории, пейзажная живопись. Основное внимание уделяется мельчайшим деталям. |
Модернизм | Группа “Мир искусства”: М. Н. Бенуа, Н. Рерих, М. Врубель и др. | Стремление создать совершенно новое искусство. Поиск экспериментальных форм выражения. | |
Абстракционизм | В. Кандинский, К. Малевич. | Полная отрешенность от реальности. Произведения должны порождать свободные ассоциации. | |
Музыка | Смешение различных стилей | С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин. | Мелодизм, народная певучесть в сочетании с поиском новых форм. |
В эпоху Серебряного века больших успехов достигает русский театр и балет:
- В 1898 г. был основан Московский Художественный театр во главе с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.
- “Русские сезоны” за рубежом с участием А. П. Павловой, М. Ф. Кшесинской, М. И. Фокина стали настоящим триумфом русского балета.
Серебряный век в мировой истории
Серебряный век имел огромное значение для развития мировой культуры. Россия доказала всему миру, что по-прежнему претендует на роль великой культурной державы.
Тем не менее эпоха “культурного ренессанса” стала последним завоеванием разрушающейся Российской империи. Октябрьская революция положила конец Серебряному веку.
Что мы узнали?
Золотой век русской культуры в конце XIX века сменился Серебряным. Эта эпоха, длившаяся до октября 1917 г., ознаменовалась появлением огромного количества гениальных деятелей культуры и искусства.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
Светлана Берегова
10/10
Марина Хачпанова
10/10
Виктор Верин
7/10
Саша Римский
10/10
Наталия Курочкина
9/10
Алина Юрченко
10/10
Артем Макартычьян
10/10
Мариэтта Шагинян
10/10
Татьяна Андрианова
8/10
Инесса Кушникова
10/10
Оценка доклада
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 2047.
А какая ваша оценка?
Серебряный век русской культуры. Кратко
Серебряным веком был назван рубеж XIX—XX вв. — время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников.
Народы Российской империи получили к этому времени собственный алфавит, у них появились своя литература, национальная интеллигенция. Закон, принятый Государственной думой, гарантировал каждому жителю России получение начального образования на родном языке. Выпуск газет и других периодических изданий за первое десятилетие XX в. увеличился более чем в десять раз.
Наука развивалась быстрыми темпами. Отставание России в промышленности не помешало нашим ученым внести в мировую науку огромный вклад, названный революцией в естествознании. Это касалось и физики, и математики, и биологии, и химии, и многих других отраслей науки. Имена П. Н. Лебедева, В. И. Вернадского, Н. Е. Жуковского, С. А. Чаплыгина, К. Э. Циолковского, лауреата Нобелевской премии И. И. Мечникова, И. П. Павлова, С. П. Боткина, Д. И. Менделеева и многих других стали гордостью России. В области авиации значительны достижения Н. Е. Жуковского, И. И. Сикорского.
В этот период опубликованы труды выдающихся философов И. А. Ильина, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка, В. С. Соловьева, теоретиков революционного переустройства России Г. В. Плеханова и В. И. Ленина. Отечественная история пополнилась теоретическими работами В. О. Ключевского, П. Н. Милюкова. А. Е. Преснякова, С. Ф. Платонова. Вышли первые труды будущих советских историков Е. В. Тарле, Б. Д. Грекова.
Книги русских писателей Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. Г. Короленко, И. А. Бунина, М. Горького, А. И. Куприна вошли в мировую литературную сокровищницу. В поэзии Серебряного века появилось новое направление — символизм. Представители этого течения противопоставили свое мировоззрение материализму, несущему, по их мнению, оскудение души человека. Поиск эстетического идеала был характерен для творчества поэтов А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама, отличавшихся глубоким проникновением во внутренний мир человека.
Памятник Анне Ахматовой в Санкт-Петербурге
Новаторство в русской живописи проявилось в полотнах художников И. Е. Репина, В. И. Сурикова, К. А. Коровина, братьев А. М. и В. М. Васнецовых, призывавших к восстановлению первоначальной цели высокой живописи, которая, как они считали, была позабыта художниками предыдущих поколений. Традиции И. Е. Репина продолжил его ученик В. А. Серов — живописец, постоянно ищущий новые формы художественного отображения реальности, автор множества замечательных портретов, пейзажей, натюрмортов, картин на бытовые и исторические темы. Мир русской живописи начала XX в. изобиловал художественными объединениями разных направлений с различными взглядами. Все они внесли вклад в развитие русского искусства.
Архитектура серебряного века развивалась в направлении подчеркивания функционального назначения зданий. В основном это были богатые особняки и общественные здания. Их отличали пышное внешнее убранство, наличие лепнины. На фасадах домов изображались силуэты кораблей, башенных кранов, аэропланов. Разворачивалось городское строительство. Проводилась комплексная застройка в крупных городах России. В строительном деле начал применяться железобетон.
Большой подъем переживала и русская музыка. Традиции М. И. Глинки и П. И. Чайковского развивают А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский. Продолжали свою композиторскую и педагогическую деятельность С. И. Танеев, А. С. Аренский. Огромную работу по сохранению и пропаганде традиций русского народного музыкального творчества проводил В. В. Андреев. Неоценимый вклад в развитие отечественного театрального искусства внесли К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов.
В этот период интенсивно развивается технически новый для того времени вид искусства — кинематограф. В 1911 г. вышел первый отечественный полнометражный фильм «Оборона Севастополя».
В целом русская национальная культура конца XIX начала XX в. развивалась на традиционной народной почве. В ее основу легли идеи независимости, поиска добра и справедливости.
Поделиться ссылкой
Золотой и Серебряный век Америки
Серебряный век Америки. Управление государством Клэя-Вебстера-Калхуна. Джеральд В. Джонсон. Нью-Йорк: Харпер и братья. 3,50 доллара. Джон Тайлер, Чемпион Старого Юга. Оливер Перри Читвуд. Нью-Йорк: Компания D. Appleton-Century. 4 доллара. Торо. Генри Зайдель Кэнби. Бостон: Компания Houghton Mifflin. 3,75 доллара.
«Если вы считаете фатальной мысль о людях и учреждениях, — писал Торо, — вам не нужно нажимать на курок. Последствия размышлений неизбежно следуют».
Генри Торо родился в 1817 г. и умер в 1862 г. Г-н Джеральд У. Джонсон датирует начало Серебряного века Америки основанием второго Банка Соединенных Штатов в 1816 г. Он заканчивает свою книгу смертью Клея и Вебстером в 1852 году. Джон Тайлер был избран в Палату представителей в 1816 году, был президентом с 1841 по 1845 год и умер в том же году, что и Торо.
В период примерно между войной 1812 года и Гражданской войной, по словам г-на Джонсона, произошли «перемены гораздо более глубокие и более тревожные, чем все, что происходит в наше время, а именно промышленная революция». Он расширяет это дальше:
На самом деле каждый важный этап нашей национальной жизни менялся тогда быстрее, чем сейчас. Гетерогенные расы вливались в страну быстрее — пропорционально всему населению — чем сейчас. Урбанизация шла быстрее, пропорционально численности населения, чем сейчас. Разрыв между самыми богатыми и самыми бедными тогда увеличивался быстрее, чем сейчас. Любое влияние, о котором сегодня говорят политические философы, оказывающее давление на демократический идеал, было тогда сильнее, чем сейчас. Вдобавок ко всему этому, не только здесь, но и во всем мире самые основы цивилизации выворачивались и расшатывались введением пара вместо мускулов в качестве основного источника энергии, с помощью которой работает двигатель. был исполнен мир.
Доктор Кэнби рассматривает годы с 1830-х годов до начала Гражданской войны с точки зрения следствий, а не причин:
Это была эпоха резких контрастов. Внешне стабильный на давно заселенном Востоке и Юге, внутри он бурлил переменами. Это была эпоха конфликтов между идеализмом и материализмом, между аболиционизмом и рабством, между рвением и здравым смыслом, между капиталистическим Востоком и авантюрным Западом, между религией и проповедью успеха. . . . Это была настоящая молодость американского народа, и действительно, как и наша эпоха, подчеркнуто время для молодежи. Эмерсон писал для молодежи, Паркер проповедовал, а Грили редактировал. Но эта американская молодежь унаследовала опыт двухсотлетнего роста и, особенно в Новой Англии, Вирджинии и Южной Каролине, больше походила на взрослеющую цивилизацию, чем раньше или позже.
Однако судя по всему, цивилизация Вирджинии, изображенная профессором Читвудом в «Джоне Тайлере, чемпионе Старого Юга», и цивилизация Новой Англии в «Конкорде» Торо были полюсами друг от друга. На Юге такие люди, как Джон Тайлер, и даже сам Генри Клэй, были озабочены людьми и институтами и их сохранением. В Конкорде Эмерсон и Торо обдумывали роковую мысль, которой принадлежало будущее. Слава Торо, конечно, была в основном местной, но ни профессору Читвуду, ни мистеру Джонсону не доводилось даже упоминать Эмерсона. Единственная выдающаяся политическая фигура, которая затрагивает жизнь Конкорда на страницах доктора Кэнби, — это Дэниел Вебстер. Он превратил тетю Торо Луизу Данбар в почтовую карету.
Тем не менее, из трех государственных деятелей Серебряного века именно Вебстер, сенатор от «интересов», больше всего похож на нашего современника. Как отмечает г-н Джонсон, он был первым представителем «большого бизнеса» в Сенате. Таким образом, он не гнушался принимать финансовые услуги от своих друзей, получая при этом зарплату от правительства; и он не всегда использовал свои большие ораторские способности в интересах логики, не говоря уже о честности. Однако в качестве госсекретаря Вебстер показал себя способным, патриотичным и дальновидным. А во время кризиса, приведшего к Компромиссу 1850 г., Вебстер, столкнувшись с «выбором между отменой смертной казни и Союзом, выбрал Союз».
Благодаря своей смелой поддержке Генри Клей смог в последний раз заставить групповые интересы поставить интересы страны в целом на первое место и отсрочить конфликт, который мистер Джонсон отказывается называть «неизбежным». Клэй так не думал. Получив образование в основном благодаря личному общению в ранние годы с канцлером Уайтом, Клей был вигом в великой традиции восемнадцатого века, к которой он принадлежит по темпераменту и принципам.
Принципы Кэлхауна, по иронии судьбы усвоенные в Новой Англии, сначала в Нью-Хейвене, а затем в Хартфорде, были жестко законническими и придерживались их с теологическим рвением. Одним словом, он был пуританином. Он дал фанатичным аболиционистам больше, чем получил. В конце концов, по мнению мистера Джонсона, он убедил даже умеренных противников в том, что Юг рвется в бой.
«Серебряный век Америки» — свежая и вдохновляющая книга. Никто из тех, кто читал ее, не мог почувствовать, как школьники мистера Джонсона последнего поколения, «что период между войной 1812 года и Гражданской войной был практически пустым». Однако она омрачена чрезмерным цитированием мнений других авторов и постоянным повторением не только фактов и идей, но и целых абзацев почти идентичной формулировки. Стиль также страдает склонностью к остроте.
Мистер Джонсон справедливо отвергает традиционное мнение вигов о Джоне Тайлере как об Иуде, замечая, что Тайлер никогда не притворялся вигом. «С другой стороны, — говорит он, — он принял кандидатуру вице-президента по списку вигов, и ни один человек с хорошим чувством приличий не сделал бы этого, если бы он не был готов помочь в осуществлении Программа вигов».
Отсутствовало не столько чувство приличия, сколько чувство реальности. Как отмечает профессор Читвуд, самый мягкий из критиков, в разные моменты своей научной биографии, Тайлера следует критиковать не столько за то, что он сделал, сколько за то, что он поставил себя перед той или иной неловкой дилеммой. Согласно его словам, Тайлер действовал честно и мужественно в различные кризисы своей карьеры. Насколько могла ему помочь последовательная приверженность унаследованным принципам, он с успехом применял свои выдающиеся таланты и несомненную личную грацию. Когда требовалось видение или понимание сути, этот почти автоматический ответ терпел неудачу.
Пытаясь найти ответ на вопрос, был ли Тайлер «патриотически настроенным государственным деятелем или нелояльным политиком», профессор Читвуд собрал все доступные доказательства из общедоступных документов, частной переписки, газет, дневников и мемуаров, а также воспоминаний Потомки Тайлера. Склонность к римской школе политической фразеологии, которую он разделяет со своим предметом — он называет две из своих глав, например, «Молодой Солон» и «Фаски, обмениваемые на тогу», — и которая является симптомом вежливого благочестия в его способ выражения не мешает профессору Читвуду дать окончательный ответ — что Тайлер не был ни тем, ни другим. Он не был предателем сознательно и определенно был патриотом; но он не был, как можно сделать вывод, ни государственным деятелем, ни даже здравомыслящим политиком.
Отец Тайлера был соседом Джефферсона по комнате в «Уильям и Мэри», и именно Тайлер, будучи губернатором Вирджинии, произнес надгробную речь Джефферсона в Ричмонде. Кэлхун считал себя истинным сторонником теории Джефферсона, и даже Клей считал себя его последователем. И все же вряд ли будет преувеличением сказать, говоря словами г-на Джонсона, что все трое на самом деле были «ядовито антиджефферсоновскими». Вся правда, конечно, в том, что Джефферсон был настолько многогранен, что люди самых разных взглядов могут называть его имя; но если мы хотим выделить какого-то одного человека как настоящего, существенного сторонника Джефферсона того времени, то этим человеком будет Генри Торо, житель Новой Англии.
Именно Торо, выступая против негритянского рабства, осмелился сказать обществу аболиционистов, что наемное рабство в их родном Массачусетсе так же плохо, как принудительное рабство, практикуемое на Юге. Торо сказал: «Я всем сердцем принимаю девиз: «Лучше то правительство, которое правит меньше всего». «Никогда не будет по-настоящему свободного и просвещенного государства до тех пор, пока государство не признает человека высшей и независимой силой, от которой проистекает вся его сила и власть, и не будет относиться к нему соответственно». выражение ‘а либеральное образование* первоначально означало достойного свободного человека. Таково образование просто в истинном и широком смысле. Но обычно так называемое образование — изучение ремесел и профессий, предназначенное для того, чтобы дать людям возможность зарабатывать себе на жизнь или подготовить их для определенного положения в жизни, — рабство».
Доктор Кэнби прав, заключая Конкорд в девятнадцатом веке в скобки с тем, что он называет «Вирджинией государственных деятелей», как с «подлинными моментами в истории цивилизации». Он также полагает, что Торо, хотя он почти ничего не знал о Юге и южанах, мог бы найти жизнь Юга более благоприятной, чем жизнь Конкорда, если бы он был в состоянии не замечать зла рабства. Ибо Конкорд, несомненно, был провинциальным в этом мире, и Торо, с его универсальным умом, часто чувствовал, что он ограничен. Но он оставался на всю жизнь местным уставом внешне кажущимся. Следовательно, почти невозможно написать биографию Торо, которая была бы интересна как рассказ. Все, что представляет более чем случайный интерес о Торо, находится в его трудах. Все, что может сделать биограф, — это просеять, сравнить, сопоставить, интерпретировать, аннотировать и предоставить фон и рамку. Доктор Кэнби сделал это очень тщательно и всесторонне. Было бы самонадеянностью пытаться оценить его оценку. Он знает все, что нужно знать о Торо, и для нашего удобства и выгоды он поместил самое необходимое между двумя обложками.
Но, пожалуй, можно усомниться в том, объясняет ли что-нибудь объяснение предполагаемой любовной жизни Торо, данное доктором Кэнби. Более важным является вопрос, не слишком ли смягчены контуры социальной философии Торо в биографическом изложении, хотя д-р Кэнби добавил главу «Торо в истории», которая значительно усиливает впечатление, остающееся в сознании читателя. Последнее слово он дает Эмерсону: «Его душа создана для благороднейшего общества».
Серебряный век комиксов – Шестидесятые
Серебряный век комиксов
Некоторые определения, относящиеся к комиксам и графическим романам:
- ЗОЛОТОЙ ВЕК (с 1938 до конца 1940-х годов): Рождение супергероев. В апреле 1938 года родился новый вид искусства — комикс. После долгих лет борьбы писатель Джерри Сигал и художник Джо Шустер подарили миру Супермена. Его первое появление было в
- КОДЕКС КОМИКСОВ (см. ниже). Из-за страха перед цензурой индустрия создала Кодекс комиксов в 1954 году.
- СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК (1956 — начало 1970-х): Возвращение супергероев. После установки Кодекса две крупные компании, выпускающие комиксы, DC и Marvel, испытали прилив энергии. В октябре 1956 года DC повторно представила Флэша в Showcase # 4. Вскоре на сцене появилось множество новых супергероев. К ним относятся «Лига справедливости Америки» DC и «Фантастическая четверка» и «Человек-паук» Marvel.
Чтобы узнать больше о комиксах и графических романах, перейдите по этой ссылке.
Источник: Supergods Грант Моррисон.
Комиксы DC
Некоторые создатели DC Серебряного века
- Мерфи Андерсон, художник
- Джон Брум, писатель
- Ник Карди, художник
- Гарднер Фокс, писатель
- Рамона Фрадон, художник
- Кармин Инфантино, художник
- Боб Кейн, писатель
- Гил Кейн, художник
- Роберт Канигер, писатель
- Джо Куберт, художник
- Денни О’Нил, писатель, редактор
- Юлиус Шварц, редактор
Летучий телевизор
В 1950-х DC Comics адаптировали Супермена для телевидения. Приключения Супермена с Джорджем Ривзом в роли Супермена выходили в течение 6 сезонов с 1952 по 1958 год. В 1960-х настала очередь Бэтмена. Бэтмен с Адамом Уэстом в роли Бэтмена и Бертом Уордом в роли Робина выходил в течение 3 сезонов с 1966 по 1968 год.
Стив Аллен в роли Аллена Стивенса | Джон Эстин в роли Загадочника |
Таллула Бэнкхед в роли Черной Вдовы | Энн Бакстер в роли Зельды Великой |
Милтон Берл в роли Сиреневого Луи | Виктор Буоно в роли Тутанхамона |
Арт Карни в роли Лучника | Дик Кларк в роли самого себя |
Сэмми Дэвис-младший в роли самого себя | |
Филлис Диллер в роли неназванной уборщицы | Ховард Дафф в роли Кабалы |
Морис Эванс в роли Головоломки | Жа Жа Габор в роли Минервы |
Лесли Гор в роли Кошечки | Фрэнк Горшин в роли Загадочника |
Глинис Джонс в роли Пенелопы Писуп | Ван Джонсон в роли Менестреля |
Кэролайн Джонс в роли Марши, Бубновой королевы | Эрта Китт в роли Женщины-кошки |
Брюс Ли в роли Като | Либераче как Chandell |
Арт Линклеттер в роли самого себя | Ида Лупино в роли доктора Кассандры |
Родди МакДауэлл в роли Книжного червя | Берджесс Мередит в роли пингвина |
Этель Мерман в роли Лолы Лазаньи | Дина Меррилл в роли Бедствия Январь |
Джули Ньюмар в роли Женщины-кошки | Пол Ревир и рейдеры в роли самих себя |
Отто Премингер в роли мистера Фриза | Винсент Прайс в роли Умника |
Клифф Робертсон в роли Позора | Сезар Ромеро в роли Джокера |
Джордж Сандерс в роли мистера Фриза | Джилл Сент-Джон в роли Молли (помощницы Риддлера) |
Руди Валле в роли лорда Мармадьюка Фогга | Эли Уоллах в роли мистера Фриза |
Дэвид Уэйн в роли Безумного Шляпника | Шелли Уинтерс в роли Ма Паркер |
Хенни Янгман в роли Мэнни Месопатамца |
Источник: IMDB. com
Комиксы Marvel
Некоторые создатели Marvel Серебряного века
- Дик Эйерс, художник
- Джон Бушема, художник
- Винс Коллетта, художник
- Стив Дитко, художник
- Дон Хек, художник
- Джек Кирби, художник
- Стэн Ли, писатель-редактор и писатель
- Ларри Либер, писатель-художник
- Джим Стеранко, художник
- Шикарный камень, художник
Другие комиксы и художники шестидесятых
Код комиксов
КОД КОМИКСА
Согласно книге Тима Хэнли “ Расследование Лоис Лейн ” (стр. 53-54), в конце Второй мировой войны комиксы о супергероях были на пике популярности с момента появления Супермена. «К началу 1950-х годов линейка супергероев DC Comics сводилась только к Супермену, Чудо-женщине, Бэтмену и Робину. Ужасы и криминальные комиксы захватили газетные киоски, хотя и ненадолго».0009
«В книге 1954 года Seduction of the Innocent доктора Фредерика Вертама утверждалось, что комиксы подвергают молодых людей вредным образам изображений насилия, преступности и ненормальной сексуальности … Столкнувшись с внешней цензурой, издатели объединились. вместе, чтобы создать Управление по кодексу комиксов, которое наложило строгий свод правил в отношении содержания комиксов. Комиксы ужасов и криминальных комиксов … были полностью исключены ».
С этого момента, пока Marvel не бросила вызов Кодексу в 1971, это был закон в отрасли. Ни один комикс не будет продаваться в газетном киоске без Знака Кодекса. Избежал только Mad Magazine, потому что он считался журналом, предназначенным для взрослой аудитории.
История супергероев
Дополнительные ссылки
Стоддер, К., и Филлипс, М. (2007).