Занимательная физика: ЕГЭ физика
Будущие выпускники предлагаю вам ознакомиться с решение демоверсии ЕГЭ. Посмотрите видео, надеюсь оно вам поможет
В ЕГЭ по физике в части 1 добавлено одно задание базового уровня (№24), проверяющее элементы астрофизики. Задание может включать в себя знания о Солнечной системе, звездах и галактиках. Пока издательства готовят методические пособия, я предлагаю Вам начать готовиться и посмотреть легендарный сериал “Космос: Пространство и Время”. Ведущий – американский астрофизик, доктор философии по физике, писатель и популяризатор науки – Нил Деграсс Тайсон. https://www.kinopoisk.ru/film/kosmos-prostranstvo-i-vremya-2014-762381/
Алгоритм решения физических задач
1. Внимательно прочитайте и продумайте условие задачи.
2. Запишите краткие условия в левом столбике под словом
“Дано”, сначала буквенное обозначение физической
величины, затем ее числовое значение.
Всегда оставляйте свободное место в этой колонке, ведь в процессе решения могут понадобиться дополнительные справочные данные.
Записывайте числовые данные с единицами измерения. Это обязательное требование при решении задач по физике!
Если запись единицы измерения представляет собой дробь, записывайте ее только с горизонтальной дробной чертой.
Определитесь с тем, что же надо найти в задаче, и запишите буквенное обозначение этой физической величины под словом “Найти”.
3. Выразите все значения в системе СИ.
4. Запишите слово решение и выполните рисунок, чертёж, схему, если необходимо.
5. Проанализируйте, какие физические процессы, явления происходят в ситуации, описанной в задаче, выяви те законы (формулы, уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления.
6. Запишите формулы законов и решите полученное уравнение или систему уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде.
Помни! В физике любому расчету должна предшествовать запись формулы, а все величины в решении должны записываться с единицами измерения.
7. Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину.
8. Проверь решение путём действий над именованием единиц, входящих в расчётную формулу.
9. Проанализируй реальность полученного результата.
А вдруг ваша муха в задаче летит со скоростью ракеты?
А вдруг ваша подводная лодка весит всего несколько граммов?
10. Запиши слово “Ответ” и рядом вычисленную величину, не забыв указать единицы измерения.
Формулы по физике 7, 8, 9 класс
Формулы по физике
В ЕГЭ по физике в 2017 г. приняли участие 155 281 человек, среди которых 98,9% выпускников текущего года. В процентном отношении число участников ЕГЭ по физике не изменилось и составляет около 24% от общего числа выпускников текущего года. Наибольшее число участников ЕГЭ по физике отмечается в г. Москве (9943), Московской области (6745), г. Санкт-Петербурге (5775),
(5689) и Краснодарском крае (4869).
Средний балл ЕГЭ по физике 2017 г. составил 53,16, что выше показателя прошлого года (50,02 тестовых балла). Минимальный балл ЕГЭ по физике в 2017 г., как и в 2016 г., составил 36 т. б., что соответствовало 9 первичным баллам. Доля участников экзамена, не преодолевших минимального балла в 2017 г., составила 3,78%, что значительно меньше доли участников, не достигших минимальной границы в 2016 г. (6,11%).
В сравнении с двумя предыдущими годами в 2017 г. существенно снизилась доля неподготовленных и слабоподготовленных участников (набравших до 40 т. б.). Доля выпускников, демонстрирующих средние результаты (41—60 т. б.), осталась практически без изменений, а доля высокобалльников (81—100 т. б.) увеличилась, достигнув максимальных значений за три года – 4,94%. Максимальный тестовый балл набрали 278 участников экзамена, что выше показателей двух предыдущих лет.
Более подробные аналитические и методические материалы ЕГЭ 2017 года доступны по ссылке.
Работа состоит из 32 заданий: заданий базового уровня сложности 19, повышенного — 9, высокого — 4. Заданий с кратким ответом (Часть 1) — 27, с развернутым ответом (Часть 2) — 5. Работа рассчитана на 235 минут. |
Обозначение уровня сложности задания: Б — базовый, П — повышенный, В — высокий.
Проверяемые элементы содержания и виды деятельности | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания |
Задание 1. Равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, движение по окружности | Б | 1 |
Задание 2. Законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Гука, сила трения | Б | 1 |
Задание 3. Закон сохранения импульса, кинетическая и потенциальные энергии, работа и мощность силы, закон сохранения механической энергии | Б | 1 |
Задание 4.![]() | Б | |
Задание 5. Механика (объяснение явлений; интерпретация результатов опытов, представленных в виде таблицы или графиков) | П | 2 |
Задание 6. Механика (изменение физических величин в процессах) | Б | 2 |
Задание 7. Механика (установление соответствия между графиками и физическими величинами; между физическими величинами и формулами) | Б | 2 |
Задание 8. Связь между давлением и средней кинетической энергией, абсолютная температура, связь температуры со средней кинетической энергией, уравнение Менделеева — Клапейрона, изопроцессы | Б | 1 |
Задание 9. Работа в термодинамике, первый закон термодинамики, КПД тепловой машины | Б | 1 |
Задание 10.![]() | Б | 1 |
Задание 11. МКТ, термодинамика (объяснение явлений; интерпретация результатов опытов, представленных в виде таблицы или графиков) | П | 2 |
Задание 12. МКТ, термодинамика (изменение физических величин в процессах; установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами) | Б | 2 |
Задание 13. Принцип суперпозиции электрических полей, магнитное поле проводника с током, сила Ампера, сила Лоренца, правило Ленца(определение направления) | Б | 1 |
Задание 14. Закон Кулона, конденсатор, сила тока, закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников, работа и мощность тока, закон Джоуля — Ленца | Б | |
Задание 15.![]() | Б | 1 |
Задание 16. Электродинамика (объяснение явлений; интерпретация результатов опытов, представленных в виде таблицы или графиков) | П | 2 |
Задание 17. Электродинамика (изменение физических величин в процессах) | Б | 2 |
Задание 18. Электродинамика (установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами) | П | 2 |
Задание 19. Планетарная модель атома. Нуклонная модель ядра. Ядерные реакции. | Б | 1 |
Задание 20. Фотоны, линейчатые спектры, закон радиоактивного распада | Б | 1 |
Задание 21.![]() | Б | 2 |
Задание 22. Механика — квантовая физика (методы научного познания) | Б | 1 |
Задание 23. Механика — квантовая физика (методы научного познания) | Б | 1 |
Задание 24. Элементы астрофизики: Солнечная система, звезды, галактики | П | 2 |
Задание 25. Механика, молекулярная физика (расчетная задача) | П | 1 |
Задание 26. Молекулярная физика, электродинамика (расчетная задача) | П | 1 |
Задание 27. Электродинамика, квантовая физика (расчетная задача) | П | 1 |
Задание 28 (С1).![]() | П | 3 |
Задание 29 (С2). Механика (расчетная задача) | В | 3 |
Задание 30 (С3). Молекулярная физика (расчетная задача) | В | 3 |
Задание 31 (С4). Электродинамика (расчетная задача) | В | 3 |
Задание 32 (С5). Электродинамика (расчетная задача) | В | 3 |
Соответствие между минимальными первичными баллами и минимальными тестовыми баллами 2017 года. Приложение № 1 к распоряжению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Перейти.
Первичный балл | 0 | 1 | 2 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тестовый балл | 0 | 4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 | 28 | 32 | 36 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 |
Первичный балл | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 51 | 52 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тестовый балл | 53 | 54 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 65 | 67 | 69 | 71 | 74 | 76 | 78 | 80 | 83 | 85 | 87 | 89 | 92 | 94 | 96 | 98 | 100 |
Распоряжением Рособрнадзора установлено минимальное количество баллов, подтверждающее освоение участниками экзаменов основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. ПОРОГ ПО ФИЗИКЕ: 9 первичных баллов (36 тестовых баллов).
На экзамене по физике разрешено применение непрограммируемого калькулятора (на любого ученика) с возможностью вычисления тригонометрических функций (cos, sin, tg) и линейки, справочные материалы, которые возможно применять в ходе экзамена, выдаются каждому участнику ЕГЭ вместе с текстом его экзаменационной работы.
ФОРМУЛЫ ПО ФИЗИКЕ
Задания на анализ графиков ЗАДАНИЕ
24 задание астрономия ЗАДАНИЯ
Решение задач части С повышенного уровня
Опорные конспекты
ДИНАМИКА
ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ
КИНЕМАТИКА
КОЛЕБАНИЕ И ВОЛНЫ
МАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
ОПТИКА
ПОСТОЯННЫЙ ТОК
СТАТИКА И ГИДРОСТАТИКА
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
ЭЛЕКТРОСТАТИКА
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Уважаемые выпускники предлагаю для вашего внимания сайт для подготовки к экзамену. Желаю успехов.

Вариант 1
Задание 6 ЕГЭ по физике 2023: теория и практика
Русский язык Математика (профиль) Математика (база) Обществознание История Биология Физика Химия Английский язык Информатика Литература
Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание 6 Задание 7 Задание 8 Задание 9 Задание 10 Задание 11 Задание 12 Задание 13 Задание 14 Задание 15 Задание 16 Задание 17 Задание 18 Задание 19 Задание 20 Задание 21 Задание 22 Задание 23 Задание 24 Задание 25 Задание 26 Задание 27 Задание 28 Задание 29 Задание 30
За это задание ты можешь получить 2 балла. 2}/{A-mgh}}$
Ответ: 21
Показать решение
Бесплатный интенсив
Задача 2
С какой начальной скоростью v0 нужно бросить мяч с высоты h, чтобы он подпрыгнул на высоту H (H > h)? Считать удар о поверхность абсолютно упругим. Сколько секунд мяч будет падать обратно? Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Физические величины | Формулы |
А) начальная скорость v0 Б) время падения t | 1) $√{2g(H – h)}$ 2) $√{2gH}$ 3) $√{{2H}/{g}}$ 4) $√{2g(H+h)}$ |
Решение
Дано:
$h, H(H > h), g$
$А)υ_0-?;Б)t-?$
Решение:
A) Запишем закон сохранения энергии для положения 1 и 2 мяча: $E_1=E_2$(1), $mgh+{mυ_0^2}/{2}=mgH$, откуда $υ_0=√{2g(H-h)}$. 2}/{2}$, тогда время падения $t=√{{2H}/{g}}$.
Ответ: 13
Показать решение
Бесплатный интенсив
Задача 3
Начальная скорость пули v0 , её масса m, её кинетическая энергия высшей точки траектории Eк. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Физические величины | Формулы |
А) косинус угла вылета пули cos α Б) проекция скорости в высшей точке траектории vx | 1) ${√{2E_к}}/{v_0 · √m}$ 2) $v_0 · sin α$ 3) $v_0 · cos α$ 4) $√{{2E_к}/{2}}$ |
Решение
Дано:
$υ_0, m, E_к$
$А)cosα-?;Б)υ_x-?$
Решение:
Из рисунка видно, что $υ_0·cosα=υ_x$(1), откуда $cosα={υ_x}/{υ_0}$(2). 2}/{2}$ имеем: $υ_x={√{2E_к}}/{√m}$(3). Подставим (3) в (2): $cosα={√{2E_к}}/{υ_0√m}$(4).
Ответ: 13
Показать решение
Бесплатный интенсив
Задача 4
Троллейбус массой m = 20 т трогается с места с ускорением a = 1,2 м/с2. Найдите работу силы тяги на первых S = 10 м пути, если коэффициент сопротивления µ = 0,02. Какую кинетическую энергию приобрёл троллейбус? Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Физические величины | Формулы |
А) работа силы тяги Aт Б) кинетическая энергия Eк | 1) µmgS 2) m · (a + µg) 3) m · (a + µg) · S 4) m · a · S |
Решение
Дано:
$m=2·10^4$кг
$μ=0. 2}/{2g}$(2).
Ответ: 42
Показать решение
Бесплатный интенсив
Задача 6
В момент времени t = 0 шарик бросили вертикально вверх с начальной скоростью $v↖{→}$. На графиках А и Б представлены зависимости от времени t некоторых физических величин, характеризующих движение шарика. Установите соответствие между графиками и физическими величинами, зависимости которых от времени представлены на этих графиках (t0 — время полёта, сопротивлением воздуха пренебречь).
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Графики | Физические величины |
А) Б) | 1) координата шарика y 2) энергия взаимодействия шарика с Землёй 3) проекция ускорения шарика на ось Oy 4) кинетическая энергия шарика |
Решение
1) Так как ось y направлена вверх, а ускорение свободного падения g направлено вниз, проекция ускорения на ось отрицательна. 2}]$.
Ответ: 34
Показать решение
Бесплатный интенсив
Задача 9
Тело массой m покоится на наклонной плоскости, расположенной под углом α к горизонту, µ — коэффициент трения. Установите соответствие между физическими величинами и формулами для их вычисления.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Физические величины | Формулы |
А) сила трения покоя Б) сила реакции опоры | 1) 0 2) mg sin α 3) µmg sin α 4) mg cos α |
Решение
2 закон Ньютона в проекциях на ось x, направленную вдоль плоскости вниз, и на ось y, направленную перпендикулярно плоскости вверх:
Ox: $m·g·sinα-F_{тр}=0$, следовательно $F_{тр}=m·g·sinα$ (сила трения покоя)
Oy: $N-m·g·cosα=0$, следовательно $N=m·g·cosα$ (сила реакции опоры)
Ответ: 24
Показать решение
Бесплатный интенсив
Задача 10
Тело массой m скатывается по наклонной плоскости, расположенной под углом α к горизонту, µ — коэффициент трения. Установите соответствие между физическими величинами и формулами для их вычисления.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Физические величины | Формулы |
А) проекция ускорения тела на ось Ox Б) проекция силы реакции опоры на ось Oy | 1) g(sin α + µ cos α) 2) g(sin α − µ cos α) 3) µmg cos α 4) mg cos α |
Решение
Для движения тела по наклонной плоскости проекции ускорения тела на ось Ох $g(sinα-μcosα)$, из 2 закона Ньютона $ma=mgsinα-mμcosα$, проекция силы реакции опоры на ось Оу $mgcosα$.
Ответ: 24
Показать решение
Бесплатный интенсив
Задача 11
Брусок покоится на наклонной плоскости с углом α к горизонту. Коэффициент трения бруска о плоскость равен µ, масса бруска m, ускорение свободного падения g. Установите соответствие между между физическими величинами и формулами, по которым им можно рассчитать.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Физические величины | Формулы |
А)сила нормальной реакции опоры, N Б) сила трения, Fтр | 1) mg sin α 2)mg cos α 3) mg tg α 4) µN |
Решение
А) Из задачи очевиден факт того, что $N=mgcosα$, т.к. тело лежит на наклонной плоскости(2).
Б) Сила трения $F_{тр}=F_{скат}=mgsinα$ по третьему закону Ньютона.
Ответ: 21
Показать решение
Бесплатный интенсив
Задача 12
Искусственный спутник с кинетической энергией Eк движется вокруг Земли по круговой орбите радиусом R с частотой обращения ν. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать. 2}$
Б) Импульс спутника $p↖{→}=m{υ}↖{→};p={E_к}/{πRv}$.
Ответ: 42
Показать решение
Бесплатный интенсив
Задача 13
Каучуковый мяч, летящий горизонтально, упруго ударяется о вертикальную стену. Установите соответствие между физическими величинами, описывающими удар, и формулами для их нахождения.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Физические явления | Формулы |
А) изменение импульса Б) средняя сила удара | 1) mv 2) 2mv 3) ${mv}/{t}$ 4) ${2mv}/{t}$ |
Решение
А) Изменение импульса $∆p=mυ-(-mυ)=2mυ$, т.к. скорость (пар) изменили направление на противоположное и удар упругий.
Б) Средняя сила удара $F_{ср}={∆p}/{t}⇒{2mυ}/{t}$ воспользуемся формулами из основ кинематики. 2}}/{l}$
Ответ: 34
Показать решение
Бесплатный интенсив
Задача 17
Тело массой m удерживается в покое на шероховатой наклонной опоре с углом α к горизонту с помощью силы F. Коэффициент трения тела о плоскость равен µ. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Физические величины | Формулы |
А) модуль силы F Б) модуль силы трения | 1) mg sin α − µmg cos α 2) mg sin α + µmg cos α 3) µmg cos α 4) mg sin α |
Решение
Дано:
$m, α, F, μ$
$|F|-?|F_{тр}|-?$
Решение:
Запишем II закон Ньютона: $m{a}↖{→}=F↖{→}+N↖{→}+{F_{тр}}↖{→}+m{g}↖{→}$(1).
В проекциях на оси Ох и Оу: $Ox: O=F+F_{тр}-mgsinα$(2)
$Oy: O=N-mgcosα$(3)
Из уравнения (2) имеем: $F=mgsinα-F_{тр}$(4), учитывая, что $F_{тр}=μN$(5) и $N=mgcosα$(6), имеем: $F=mgsinα-F_{тр}=mgsinα-μmgcosα$(8).
Ответ: 13
Показать решение
Бесплатный интенсив
Задача 18
Математическому маятнику, находящемуся в положении равновесия, сообщают горизонтальный импульс, в результате чего он начинает совершать периодическое движение. Установите соответствие между физическими величинами и графиками, которые могут отражать зависимость этих величин от времени. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Графики | Физические величины |
А) Б) | 1) кинетическая энергия 2) потенциальная энергия 3) скорость 4) смещение от положения равновесия |
Решение
В начальный момент времени потенциальная энергия $E_п=0$Дж, в момент ${T}/{4}$ (где Т – период колебаний маятника) $E_п=max$, в момент ${T}/{2}$ $E_п=0$Дж и в момент времени ${3T}/{4}$ $E_п=max$, значит, график под буквой А) – график потенциальной энергии.