Ес швейцария: Швейцария и Европейский союз: ставки сделаны!

Содержание

Швейцария и Европейский союз: ставки сделаны!

Philip Schaufelberger

Вот уже многие десятилетия отношения Швейцарии с ЕС являются вечным вопросом во внутренней и внешней политике Швейцарии. Понятно, что Берн не был членом ЕС и в обозримом будущем он в эту организацию не войдет. Вместе с тем давно назрел подробный «технический осмотр» нынешнего механизма швейцарско-европейской кооперации. От его итогов зависят будущие рамочные условия работы швейцарской экономики на европейском направлении, с учетом того, что ЕС был и остается основным торговым партнером Конфедерации. 

Этот контент был опубликован 13 мая 2020 года – 12:06
Игорь Петров

Род. 1969 г. в Москве, отслужил два года (1987-1989) в Погранвойсках, в том числе на Памире на афганской границе, где впервые увидел горы. Выпускник Исторического факультета МГУ, канд.

ист. наук, защитил диссертацию по внешней политике Германии 1919-1929 гг., преподаватель РГГУ и Правовой Академии Минюста России, где еще заведовал международными академическими связями, дипломат (работа в длительных командировках в Германии и Швейцарии), журналист, переводчик, писатель, автор монографий «Очерки истории Швейцарии» и «Введение в страноведение Швейцарии», владеет немецким и английским языками, с 2012 года – руководитель русскоязычной редакции портала SWI Swissinfo.

Больше материалов этого / этой автора | Русскоязычная редакция

Сибилла Бондольфи

Сибилла Бондольфи ( Сибилла Бондольфи, немецкий текст) и Филипп Шауфельбергер (Philip Schaufelberger, иллюстрация). Оригинальный русскоязычный текст и научная редакция: Игорь Петров

Швейцария не хочет вступать в ЕС, все уже прошедшие в Швейцарии референдумы и их результаты это наглядно продемонстрировали. Берн делает ставку на так называемые двусторонние соглашения, которые обеспечивают ему доступ на внутренний рынок ЕС. Однако Брюссель готов продолжать двигаться по «двустороннему пути» только в том случае, если стороны подпишут так называемое «Рамочное соглашение». 

В этом документе должны быть решены базовые институциональные вопросы модальностей и условий перспектив развития отношений в тандеме Швейцария-ЕС. В Швейцарии судьба этого «Рамочного документа» складывается непростая, против него слышна агитация как справа, так и слева, пусть и исходит эта критика порой из диаметрально противоположных мотивов. Ставки сделаны, и они очень высоки: каждая сторона хочет получить максимум, поступившись минимумом.

Переговоры по документу проходят сложно. До последнего времени Берн тянул время, что, с другой стороны, соответствует давней традиции: Швейцария всегда ведет переговоры с Европой, используя тактику «рубки хвоста собаки по частям». Об этом говорит и швейцарский лоббист в Брюсселе, адвокат Жан Руссотто (Jean Russotto). «Швейцария обычно предпочитает разобрать предмет разговора на мелкие детали, тщательно проанализировать их, глубоко изучить, и только потом уже начинать договариваться в целом».

 

Кроме того: «Добиваться наилучших результатов нам, швейцарцам, удается, только тогда, когда мы оказываемся прижатыми к стене».

Официальная позиция швейцарского правительства на данный момент выглядит довольно сложносочинённым образом. С одной стороны, в кабинете превалирует стремление подписать-таки это институциональное соглашение, однако на Федеральный совет сейчас оказывается мощное внутриполитическое давление. Левые профсоюзы и партии требуют от правительства обеспечить защиту швейцарского рынка труда и заработной платы от дешевой европейской рабочей силы, решить вопрос о параметрах предоставления государственных субсидий, а также решительно отказаться от включения в текст соглашения понятия «гражданство ЕС». Этого требуют уже правые силы, опасающиеся массового «социального туризма» в Швейцарию. 

Еще до карантина в Давосе правительство Швейцарии и ЕС договорились «не будить собак». Брюссель обещал до референдума 17 мая 2020 года по «ограничительной инициативе», запущенной консервативной Швейцарской народной партией (SVP), не предпринимать никаких шагов, которые могли бы ухудшить в народе Швейцарии и без того сложное отношение к Рамочному соглашению, а правительство в Берне, со своей стороны, обещало после негативного для «народников» исхода голосования по их предложению денонсировать режим свободы перемещения между Швейцарией и ЕС по-быстрому довести консультации по этому соглашению до «победного конца».

 

Коронавирус перечеркнул все эти планы, референдум был перенесен на 27 сентября, и кто от этого переноса выиграет — пока сказать нельзя. Ясно одно: согласие народа с предложением отказаться от свободы передвижения граждан между ЕС и Швейцарией приведет Берн к потере всего первого пакета секторальных соглашений (соглашение о свободе передвижения входит в этот пакет, и действуют они только вместе: денонсация одного соглашения пакета приводит автоматом к денонсации всех остальных договоров), а это фактически вернуло бы Берн на позиции, на которых она находился на европейском направлении в 1990 году. Rien ne va plus!

Ж. Руссотто: «Это может быть очень утомительным и действовать на нервы, но Швейцария действительно считает, что всё на свете нужно делать правильно, а на это нужно время, и что упомянутая тактика «рубки хвоста собаке по частям» в конечном счете обернется ей на пользу. Часто этот метод и в самом деле оправдывал себя в прошлом целиком и полностью, но он, мягко говоря, не всегда по достоинству ценился Евросоюзом».

 

По словам Ж. Руссотто, Швейцария в настоящее время находится в тупике, потому что новый состав Еврокомиссии отверг любые повторные или дополнительные переговоры по тексту Рамочного соглашения. «Не исключено, что Жан-Клод Юнкер действительно с нынешних позиций смотрится более гибким переговорщиком, [чем его сменщица Урсула фон дер Ляйен, которая занимает должность председателя Еврокомиссии с декабря 2019 года]. Но, как бы там ни было, эта фаза закончилась, и новые реалии пока приходятся Швейцарии не очень по вкусу». 

Швейцария рискует… И выигрывает? 

На первый взгляд, тактика проволочек идет на пользу Берну: если все останется как есть и никакого Рамочного соглашения не будет, то он все равно сохранит доступ к внутреннему рынку ЕС, сохраняя при этом свой суверенитет.

Но на второй взгляд становится ясно, что кое-что в этой стратегии все-таки до конца не продумано. ЕС не готов ведь продлевать старые секторальные соглашения или заключать новые договоренности такого рода до тех пор, пока Швейцария не подпишет Рамочное соглашение. «И Швейцария, и ЕС находятся в состоянии неустойчивого балансирования, а от этого проигрывают все стороны. Заблокированные переговоры и консультации наносят серьезный ущерб двусторонним отношениям Берна и Брюсселя», — говорит Ж. Руссотто. 

В качестве примера он приводит отказ ЕС продлить двустороннее соглашение о поставках на европейский рынок продукции швейцарской медико-технической отрасли. «Это замедляет торговлю между Швейцарией и ЕС в чрезвычайно чувствительной отрасли, непосредственно влияющей на здоровье пациентов. Для Швейцарии это может означать перенос производственных мощностей за границу, — говорит Ж. Руссотто. — Пока в Швейцарии не будет реальной политической воли к заключению Рамочного соглашения, эта стагнация будет продолжаться. А это чревато опасным риском эрозии базиса швейцарско-европейских экономических отношений», — считает Ж. Руссотто. 

Учтем, однако, и тонкости Рамочного соглашения: раньше швейцарская сторона имела «доступ» на рынок ЕС, теперь же в тексте этого документа говорится о ее «участии» в деятельности этого рынка.

В зависимости от толкования этих терминов Рамочное соглашение может означать потерю Швейцарией своего суверенитета, на что указывает, в частности, Швейцарская народная партия. Пока же очевидно одно: до референдума по «ограничительной инициативе» 27 сентября 2020 года никаких решительных шагов стороны предпринимать не будут.

Статья в этом материале

Ключевые слова:

Эта статья была автоматически перенесена со старого сайта на новый. Если вы увидели ошибки или искажения, не сочтите за труд, сообщите по адресу [email protected] Приносим извинения за доставленные неудобства.

Швейцария – ЕС: провал переговоров

Европейский союз заявил, что выходя из переговоров о рамочном экономическом соглашении Швейцария “потеряла большие возможности”. Соглашение было призвано заменить существующие двусторонние договорённости, углубив тем самым интеграцию Швейцарии в Единый рынок ЕС – крупнейшего торгового партнёра федеративной республики. Эксперты отмечают, что отсутствие рамочного соглашения с ЕС грозит Швейцарии потерей ряда льгот по торговле с еврозоной.

Эрик Мамер, представитель Европейской комиссии:

“Нашему ныне действующему соглашению со Швейцарией почти 50 лет. Нашим пакетам отраслевых соглашений более 20 лет. И ясно, что европейское законодательство будет продолжать развиваться. Пока у нас нет рамочного соглашения, то соглашения развиваться не будут. Разрыв будет увеличиваться, а это означает потерю возможностей для швейцарских операторов в Европейском Союзе”.

Швейцария объяснила выход из переговоров тем, что на протяжении нескольких лет “фундаментальные разногласия по ряду ключевых вопросов устранить не удалось”, и “дальнейшие дискуссии стали бессмысленны”. Одно из главных препятствий – нежелание Швейцарии следовать социально-иммиграционной политике ЕС:

Мейб Макмаон, Euronews:

“В последние несколько лет краеугольные камни оставались всё те же: заработная плата, правила государственной помощи и, конечно же, проблемы иммиграции. Мы слышали, как министр иностранных дел Швейцарии сказал, что если бы они подписали это двустороннее соглашение, которое позволило бы гражданам ЕС свободно перемещаться по Швейцарии и пользоваться местным социальным обеспечением, это означало бы смену парадигмы в иммиграционной и миграционной политике страны, а это Швейцарию не устраивает “.

В Швейцарии проживает около 2 млн граждан Евросоюза. Еще сотни тысяч работают там ежедневно, приезжая из приграничных районов других стран. Швейцарские власти считают, что принцип свободного перемещения должен применяться только к работающим людям, а не к получателям социальных выплат.

По мнению аналитиков, отказ от рамочного соглашения может привести к экономическим ограничениям со стороны Брюсселя.

ЕС сожалеет об отказе Швейцарии от работы над рамочным соглашением | Новости из Германии о Европе | DW

Представители Европейского Союза выразили сожаление в связи с решением Швейцарии прекратить длящиеся с 2014 года переговоры о разработке единого рамочного соглашения, регламентирующего их отношения. “Без этого рамочного договора модернизация текущих отношений будет невозможной”, – заявили в среду, 26 мая, в Еврокомиссии. В частности, Евросоюз больше не будет автоматически признавать швейцарскую регистрацию лекарственных средств, прекращаются переговоры о допуске Швейцарии на европейский рынок электроэнергии.

Об отказе от дальнейших переговоров с Евросоюзом в среду объявил президент Швейцарии Ги Пармелен, заявивший, что хотел лично сообщить об этом председателю Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen), но та не приняла его предложение беседы. В то же время Пармелен направил фон дер Ляйен письмо, в котором подчеркнул, что Швейцария хочет углублять и поддерживать отношения с ЕС.

Переговоры о соглашении, которое было в общих чертах выработано уже  в 2018 году и предусматривало автоматическую адаптацию к изменению европейских норм, зашли в тупик на фоне противодействия швейцарских профсоюзов и некоторых политических партий. В частности, Швейцария ставила под сомнение содержащиеся в нем нормы о государственной помощи, стремилась защитить высокие зарплаты в стране и не допустить жителей ЕС до швейцарских социальных выплат, пишет агентство dpa.

Смотрите также:

  • Автомобили из Швейцарии

    VW Porsche Beutler Coupé

    Год выпуска: 1959

  • Автомобили из Швейцарии

    1905.

    ..

    Плакат первого Женевского автосалона

  • Автомобили из Швейцарии

    Triumph Cabriolet Graber

    Год выпуска: 1937

  • Автомобили из Швейцарии

    Bentley Cabriolet Graber

    Год выпуска: 1952

  • Автомобили из Швейцарии

    Vauxhall Cabriolet Gygax

    Год выпуска: 1933

  • Автомобили из Швейцарии

    Sbarro GT 1

    Год выпуска: 1999. Мощность – 450 л.с. Максимальная скорость – 325 км/ч.

  • Автомобили из Швейцарии

    Isotta Fraschini

    Год выпуска: 1919

  • Автомобили из Швейцарии

    Lancia Cabriolet Langenthal

    Год выпуска: 1948

  • Автомобили из Швейцарии

    Alfa Romeo Cabriolet Worblaufen

    Год выпуска: 1938

  • Автомобили из Швейцарии

    Martini Rochers de Naye

    Год выпуска: 1903

  • Автомобили из Швейцарии

    Alfa Romeo Cabriolet Worblaufen

    Год выпуска: 1955

  • Автомобили из Швейцарии

    Salmson Wenger

    Год выпуска: 1924

  • Автомобили из Швейцарии

    Sauber C9

    Год выпуска: 1989

  • Автомобили из Швейцарии

    MG Ghia Aigle

    Год выпуска: 1952

  • Автомобили из Швейцарии

    Monteverdi Hai 450 GTS

    Год выпуска: 1973

  • Автомобили из Швейцарии

    Delahaye Cabriolet Graber

    Год выпуска: 1947

  • Автомобили из Швейцарии

    Martini

    Год выпуска: 1908

  • Автомобили из Швейцарии

    Soletta

    Прототип. Год выпуска: 1956

  • Автомобили из Швейцарии

    Simca Aronde Coupé Beutler

    Год выпуска: 1958


Отдать швартовы: почему Швейцария не захотела в ЕС

Однако система построена так, что любое из 28 государств-членов ЕС может торпедировать любое совместное решение и наложить на него вето. Что делает европейскую организацию общего управления неработоспособной, считает Абзалов.

Есть страны-члены ЕС, не вошедшие в еврозону (Польша, Великобритания, Болгария и другие), и есть европейские страны, не входящие в Евросоюз, но перешедшие на евро (например, Черногория). Есть страны, вошедшие в Единое экономическое пространство, но так и не вступившие в Евросоюз (например, Норвегия). Взносы, которые платят страны-члены ЕС в общую казну, далеко не всегда оправдываются теми преференциями, которые они в итоге получают (скажем, Великобритания), зато другие получают значительно больше, чем вкладывают (к примеру, Польша).

Это и другие примеры “недоинтеграции”, по мнению Абзалова, как раз и определяют выбор Швейцарии, а ее традиционный независимый статус лишь способствует этому выбору.

“В итоге Швейцарии намного выгоднее строить независимую экономическую политику, сохраняя и поддерживая свою валюту – одну из самых стабильных в мире. А интегрироваться с другими государствами эта страна предпочитает лишь на политическом уровне”, — подытоживает Дмитрий Абзалов.

Выбор Швейцарии – тревожный звонок

Евросоюз сейчас переживает не лучшие времена, в Европе сложилась крайне сложная ситуация, обусловленная сразу несколькими весьма серьезными факторами, считает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Евсеев.

“На первом месте стоит проблема беженцев, которая очень сильно ослабила связи внутри Европейского союза, фактически частично приостановив деятельность Шенгенского соглашения. Затем – очень серьезные расхождения во взглядах на то, как дальше развиваться Евросоюзу. Намеченную реформу провести не удалось”, — перечисляет Владимир Евсеев.

Среди назревших – вопрос о том, кто кого должен содержать, должна ли, к примеру, Германия дотировать другие государства, продолжает он. Великобритания добивается особого статуса в ЕС, и это вызывает раздражение других членов Евросоюза. И все это накладывается если не на общую экономическую стагнацию, то на очевидное замедление экономического роста.

Есть внутри ЕС проблемы серьезных задолженностей – как компаний, так и государств. Механизм поддержки и оказания помощи показал свое несовершенство. Всё в совокупности создает серьезную неустойчивость.

“Не хочу сказать, что имеет место кризис, но, во всяком случае, налицо повод задуматься о том, может ли Европейский союз  продолжать существовать в таком виде, как он есть”, — говорит Владимир Евсеев.

Пересмотра  требует сложившаяся в ЕС “система консенсуса”, когда любая страна может заблокировать любое общее решение. Кроме того, членам Европейского союза необходимо задуматься о необходимости ослабления влияния США на европейские процессы – прежде всего, имея в виду программу Трансатлантического партнерства, утверждает эксперт.

Швекзита не случилось: швейцарцы отказались запрещать свободный въезд гражданам ЕС

  • Юри Вендик
  • Русская служба Би-би-си

Автор фото, AFP

Подпись к фото,

“Хватит – значит, хватит”. Швейцарская народная партия своими плакатами перед референдумом убеждала избирателей, что ЕС с его иммигрантами “уселся” на Швейцарию

Граждане Швейцарии на воскресном референдуме отвергли предложение правопопулистской партии устроить мини-брексит и запретить свободную иммиграцию из окружающего Швейцарию со всех сторон Евросоюза.

Против этого предложения высказались 61,7% швейцарцев, за – 38,3%.

27 сентября, во Всемирный день мигрантов и беженцев, в Швейцарии прошел референдум об отмене соглашения с Европейским союзом, по которому граждане стран ЕС и Швейцарии могут свободно жить, работать и пользоваться всеми социальными благами по обе стороны границы, как у себя дома.

Если бы это предложение прошло, то правительство Швейцарии должно было бы в течение года разорвать соглашение с ЕС или передоговориться с ним о новых условиях миграции.

Референдум инициировала правопопулистская Швейцарская народная партия, которая уверяет своих избирателей, что приезжие из ЕС отнимают у них работу.

“Я не хочу видеть, как швейцарские семьи страдают под бременем миллионов иммигрантов из Евросоюза”, – заявил лидер ШНП Марко Кьеза в августе, когда его избрали главой партии.

“Работники из Евросоюза отнимают места у швейцарцев. Бизнесмены из ЕС, которые руководят швейцарскими фирмами, не знают местных условий и часто руководствуются иными интересами, чем мы, швейцарцы”, – доказывала в недавнем интервью нескольким немецкоязычным газетам Швейцарии заместительница Кьезы и предпринимательница Магдалена Мартулло-Блохер.

Отмена соглашения о свободе передвижения могла обернуться катастрофой: рухнула бы вся система отношений ЕС и Швейцарии.

Автор фото, AFP

Подпись к фото,

В Швейцарии много иммигрантов из-за пределов Евросоюза, но на нынешнем референдуме речь была не о них. На фото – швейцарские мусульмане в 2009 году протестуют против запрета на строительство минаретов

Швейцария не входит в Евросоюз, но максимально тесно интегрирована в единый рынок товаров, услуг, капитала и рабочей силы ЕС через несколько договоров, один из которых – договор о свободном перемещении людей. Швейцария входит и в Шенгенскую зону.

При этом все эти соглашения действуют “в пакете”: отменяется один – отменяются все.

Политики из ШНП, совсем как британские брекситеры перед референдумом 2016 года, доказывали, что Евросоюз сам заинтересован в сохранении экономических отношений и легко согласится тут же перезаключить все договоры в неизменном виде – все, кроме договора о миграции.

Но большинство избирателей и все остальные ведущие партии опасались, что ЕС может пойти на принцип. В том числе – чтобы не показать Британии, с которой сейчас идут тяжелые и пока бесплодные переговоры об окончательном брексите, что на Брюссель можно надавить и добиться серьезных уступок.

“Одобрение этой инициативы будет хуже чем брексит. ЕС совершенно не обязан начинать с нами переговоры”, – сказала перед референдумом министр юстиции Швейцарии от центристской Свободной демократической партии Карин Келлер-Зуттер.

“ЕС создал бы таким образом очень плохой прецедент для переговоров о брексите, позволив нам выбирать, что повкуснее. Мы и так уже выбираем – с какой стати позволять нам еще больше?” – сказал изданию The Local политолог Шон Мюллер из Лозаннского университета.

В 8,5-миллионной Швейцарии, по данным швейцарского Федерального бюро статистики, живут почти 2,2 млн иностранных граждан, в том числе 1,4 млн граждан ЕС. Больше всего – итальянцев (321 тысяч), немцев (307 тысяч) и португальцев (260 тысяч). Кроме того, более 400 тысяч жителей приграничных регионов каждый день ездят (или ездили до пандемии) в Швейцарию на работу.

С другой стороны, несколько сотен тысяч швейцарцев живут и работают в странах ЕС.

Швейцарская народная партия (во франкоязычной и италоязычной частях она называется Демократический союз центра) – это самая популярная партия Швейцарии. Сейчас ее рейтинг – 26% (у ближайших преследователей – 17%).

ШНП контролирует чуть больше четверти кресел в нижней палате парламента и имеет два из семи мест в Федеральном совете – это “коллективный глава государства” в Швейцарии.

ШНП в 2014 году уже добилась референдума об ограничении иммиграции из ЕС и даже победила на нем: “за” проголосовали 50,3%. Но тогда, как считают политологи, многие швейцарцы воспользовались этим референдумом как возможностью для мало к чему обязывающего протестного голосования.

“Одна из причин, почему в 2014 году то предложение прошло, – это то, что оно было очень расплывчатым. Там говорилось о квотах иммиграции, но не было сказано, какие должны быть квоты. Поэтому избиратели решили дать правительству понять, что они недовольны, не делая при этом ничего конкретного”, – объяснил изданию The Local Шон Мюллер из Лозаннского университета.

Из-за того референдума в отношениях ЕС и Швейцарии случился небольшой разлад, но в итоге стороны “замотали вопрос”: швейцарский парламент принял закон о преимущественном праве жителей Швейцарии – и швейцарцев по паспорту, и иностранцев – на работу, но не стал вводить квоты.

Автор фото, AFP

Подпись к фото,

В знак протеста против запрета на минареты швейцарские мусульмане стали сооружать бутафорские минареты на печных трубах

В Швейцарии все важные вопросы решаются на референдумах, и в этой стране, в отличие от большинства других, референдум – частое и обыденное мероприятие. В это воскресенье, например, прошло всенародное голосование не только об иммиграции, а и еще по четырем разным вопросам.

Швейцария движется к разрыву соглашения с ЕС — Российская газета

Брюссель, вероятно, уже осенью начнет жизнь на новой основе в двусторонних отношениях со Швейцарией. Переговоры по новому рамочному соглашению потерпели неудачу. В ЕС не скрывают раздражения: “Как можно просто так встать из-за стола переговоров. Даже британцы этого себе не позволяли”. Именно так в Евросоюзе рассматривают решение Федерального совета о прекращении консультаций. Со своей стороны, некоторые швейцарские политики видят в этом обретение суверенитета, пишет газета Tages-Anzeiger.

Берн может отважиться на “Швегзит”. Односторонний выход из переговоров по рамочному соглашению с Евросоюзом многих шокировал. В конечном итоге страна понесет экономический ущерб, отмечает в этой связи портал Spiegel online.

Евросоюз уже дал почувствовать свой гнев по поводу отказа от переговоров. В результате пострадали производители медицинских изделий. Швейцарские компании могут экспортировать свою продукцию, такую ​​как протезы или рентгеновские аппараты при больших административных расходах. Речь также идет о переезде некоторых работников, так как Брюссель отказывается обновлять соглашение о технических барьерах. Обновление договоренности о продукции машиностроения должно произойти в 2023 году. Тогда речь пойдет о значительно больших объемах торговли.

Подвешенным оказалось и участие в исследовательской программе Horizon Europe. Еврокомиссия не хочет разговаривать со Швейцарией до тех пор, пока миллиард евро не будет переведен в фонд ЕС. Есть шанс, что парламент разрешит выделить деньги в сентябре. Тем не менее, отсрочка означает изначальное неудобство для швейцарских ученых.

Переговоры по рамочному соглашению ведутся с 2014 года. Среди прочего оно должно регулировать автоматические обновления и определять порядок арбитражного рассмотрения споров. Но за это время появились новые правила, которые не захотели принять профсоюзы, конституционные юристы и правая Швейцарская народная партия (SVP), выступающая за ограничение иммиграции и сохранение нейтралитета страны. Речь идет о государственной помощи, мерах по защите высоких швейцарских зарплат и доступа граждан ЕС к фондам социального обеспечения Швейцарии, пишет газета De Standaard.

Швейцария отказалась от единого рамочного соглашения с Евросоюзом

Швейцария решила прекратить переговоры о разработке единого рамочного соглашения с Евросоюзом, длящиеся с 2014 года. В Берне посчитали, что такой договор может поставить под угрозу высокие зарплаты в стране. Кроме того, швейцарские власти не хотели предоставлять доступ гражданам государств ЕС к местным социальным пособиям. По мнению экспертов, решение Швейцарии — попытка сохранить самобытную политику, которая вряд ли отразится на двусторонних отношениях с «единой Европой».

Швейцарско-европейские экономические отношения зафиксированы в более чем сотне договоров и соглашений, а рамочное соглашение должно было в определенной мере объединить их и углубить интеграцию Швейцарии в Единый рынок ЕС — ее крупнейшего торгового партнера.

Отказ от этого соглашения в том числе означает, что Евросоюз больше не будет автоматически признавать регистрацию Швейцарией лекарственных средств, будут прекращены переговоры о ее допуске на рынок электроэнергии ЕС.

Об отказе от переговоров по рамочному соглашению объявил президент страны Ги Пармелен 26 мая. По его словам, он хотел лично сообщить об этом председателю Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен, но она не согласилась на беседу с ним. Пармелен при этом направил фон дер Ляйен письмо, где подчеркнул, что Швейцария хочет углублять и поддерживать отношения с ЕС.

Представители Евросоюза выразили сожаление в связи с этим шагом. «Без этого рамочного договора модернизация текущих отношений будет невозможной», — заявили в Еврокомиссии.

Соглашение было в общих чертах выработано уже в 2018 году. Переговоры по нему зашли в тупик на фоне противодействия швейцарских профсоюзов и некоторых политических партий. Как сообщает BBC, Берн в этих переговорах выдвинуло на первый план вопросы защиты высокой заработной платы в стране.

Власти Швейцарии подвергали критике содержащиеся в тексте соглашения правила, регулирующие государственную помощь, а также опротестовывала право граждан государств Евросоюза, работающих в стране, требовать выплаты швейцарских социальных пособий.

Как пояснил глава МИД Швейцарии Игнацио Кассис, его страна не может принять требований Брюсселя о равных правах для рабочих из ЕС, так как это означало бы нежелательный «сдвиг парадигмы» в миграционной политике страны.

Кроме того, национально-консервативная Швейцарская народная партия (SVP) призывала также к отмене иммиграционного соглашения с Евросоюзом от 1999 года, позволившего гражданам ЕС получить право свободно жить и работать в Швейцарии. SVP предлагала ограничить количество граждан государств ЕС, которым предоставляется право на проживание и работу. По мнению представителей этой политсилы, такой шаг якобы позволил бы положить конец «неконтролируемой миграции», которая, по их мнению, вела к росту безработицы в стране и угрожала благосостоянию и безопасности швейцарцев.

В сентябре прошлого года политобъединение даже инициировало проведение референдума по этому вопросу. Однако на состоявшемся 27 сентября плебисците граждане страны подавляющим большинством голосов отвергли эту инициативу.

По официальным результатам народного волеизъявления, против ограничения свободного передвижения со странами Евросоюза проголосовали 61,7% участников.

Если бы они поддержали эту инициативу, в течение года правительство страны должно было бы заключить с ЕС новый договор. В случае провала переговоров старое соглашение было бы расторгнуто в течение 30 дней после окончания этого срока.

Швейцария не готова на данный момент переходить к обсуждению дополнительных обязательств со своей стороны в отношениях с ЕС на фоне высокой степени неопределенности в конъюнктуре экономики «единой Европы» и сейчас, и в ближайшие годы, пояснила «Газете.Ru» директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Анастасия Лихачева. По ее словам, эти обязательства неминуемо потребуются при заключении рамочного соглашения.

Она отметила, что ЕС в целом на ближайшие годы становится менее предсказуемым партнером: подписание, а затем торможение инвестиционного соглашения с КНР, серьезные противоречия внутри союза вокруг имплементации политики «Зеленого курса», не завершенный до конца «развод» с Великобританией — все это демотивирует Берн принимать эпохальные решения в отношениях с Брюсселем на данном этапе.

В ситуации с отказом продолжать переговоры по рамочному соглашению проявилась боязнь Швейцарии потерять возможности контроля и свою политическую самобытность,

заявил «Газете.Ru» научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Сергей Шеин.

«Здесь интерес Швейцарии — сохранить свою политическую модель, которая во многом основана на элементах прямой демократии, это попытка сохранить непосредственно право на то, чтобы пускать или не пускать на швейцарский рынок труда европейских граждан, сохранить соцобеспечение только для граждан Швейцарии», — подчеркнул Шеин.

По его мнению, в этой ситуации не произошло ничего страшного, и 40 лет секторального взаимодействия Швейцарии и ЕС по тем аспектам, которые выгодны обеим сторонам, продолжатся. Эксперт отметил, что этом случае заинтересованность сторон друг в друге налицо.

Отношения Швейцарии и ЕС не рухнут из-за этого, но будет возникать все больше барьеров для торговых отношений, уверена доцент кафедры европейских исследований СПбГУ, эксперт дискуссионного клуба «Валдай» Татьяна Романова.

«У бизнеса будет возникать все больше и больше проблем в плане взаимного признания, в плане сертификатов соответствия, в плане технических стандартов», — пояснила она «Газете.Ru».

По ее словам, такая ситуация приведет к возникновению довольно существенных издержек для бизнеса, в этом смысле отношения отчасти осложнятся.

«Но Швейцария может позволить себе доплатить и находиться в тех отношениях, которые считает необходимыми», — заключила эксперт.

Швейцария – Торговля – Европейская комиссия

Страны и регионы

Швейцария

Экономические и торговые отношения Швейцарии с ЕС в основном регулируются рядом двусторонних соглашений, в которых Швейцария согласилась взять на себя определенные аспекты законодательства ЕС в обмен на доступ к части единого рынка ЕС.

Торговая фотография

  • ЕС является основным торговым партнером Швейцарии, тогда как Швейцария является четвертым торговым партнером ЕС после США, Китая и Великобритании.
  • Швейцарский товарный экспорт в ЕС сосредоточен в нескольких секторах, в частности, в химической / фармацевтической и медицинской продукции, оборудовании, инструментах и ​​часах.
  • Швейцария является очень важным партнером ЕС в торговле услугами, в частности, коммерческими услугами.

И ЕС, и Швейцария являются основными направлениями для иностранных инвестиций друг друга.

ЕС-Швейцария: Торговля товарами
Торговля товарами 2018-2020 гг., Млрд евро
Год Импорт из ЕС Экспорт в ЕС Весы
2018 101.9 134,7 32,8
2019 109,9 146,5 36,7
2020 108,6 142,4 33,8
ЕС-Швейцария: Торговля услугами
Торговля услугами 2017-2019 гг. , Млрд евро
Год Импорт из ЕС Экспорт в ЕС Весы
2017 66.9 106,5 39,6
2018 67,0 109,1 42,0
2019 65,2 113,7 48,4
ЕС-Швейцария: прямые иностранные инвестиции
Прямые иностранные инвестиции 2019, млрд евро
Год Поступления Исходящие запасы Весы
2019 734.6 969,3 234,7

Если не указано иное, «ЕС» касается за все указанные годы нынешнего Европейского Союза, состоящего из 27 государств-членов.

Дата извлечения: 12.04.2021

Дополнительная статистика по Швейцарии

ЕС и Швейцария

Ведение бизнеса со швейцарцами

  • Швейцарская экономика сильно интегрирована в международную экономику, используя открытый режим торговли промышленной продукцией, но с защищенным сельскохозяйственным сектором.
  • Тарифы на швейцарские производители, как правило, низкие, и в принципе отсутствуют количественные ограничения, антидемпинговые, компенсационные или защитные меры. Однако существуют значительные тарифы на ряд сельскохозяйственных продуктов, таких как мясо или некоторые переработанные сельскохозяйственные продукты.
  • В ряде секторов Швейцарии выход на рынок долгое время страдал от неформальных барьеров, которые можно отнести к наследию слабого антикартельного законодательства, специальных и защитных технических правил, определенных инвестиционных ограничений и исключительных прав в соответствии с законодательством об интеллектуальной собственности.
  • Являясь членом Европейской ассоциации свободной торговли (EFTA), торговые соглашения Швейцарии обычно заключаются в рамках EFTA. Швейцария имеет собственные торговые соглашения, особенно с Японией и Китаем.

Краеугольным камнем отношений между ЕС и Швейцарией является Соглашение о свободной торговле 1972 года.

В результате отказа от членства EEA в 1992 году Швейцария и ЕС согласовали пакет из семи отраслевых соглашений, подписанных в 1999 году (известных в Швейцарии как «Двусторонние соглашения I»).К ним относятся: свободное передвижение людей, технические торговые барьеры, государственные закупки, сельское хозяйство, воздушный и наземный транспорт. Кроме того, соглашение о научных исследованиях полностью включило Швейцарию в рамочные исследовательские программы ЕС.

Еще один набор отраслевых соглашений был подписан в 2004 году (известный как «Двусторонние соглашения II»), охватывающий, в частности, участие Швейцарии в Шенгенской зоне и Дублине, а также соглашения о налогообложении сбережений, переработанной сельскохозяйственной продукции, статистике, борьбе с мошенничеством, участии в Программа ЕС для СМИ и Агентство по окружающей среде.

В 2010 году было подписано соглашение об участии Швейцарии в образовательных, профессиональных и молодежных программах ЕС.

Всего в настоящее время существует более 100 двусторонних соглашений между ЕС и Швейцарией.

Текущее выполнение этих соглашений обязывает Швейцарию принять соответствующее законодательство ЕС в охватываемых секторах.

Эти двусторонние соглашения между ЕС и Швейцарией в настоящее время регулируются примерно 20 совместными комитетами.

В результате своей частичной интеграции в единый рынок ЕС Швейцария вносит финансовый вклад в экономическое и социальное единство в новых государствах-членах ЕС.

Комитеты и диалоги

ЕС и Швейцария регулярно встречаются для обсуждения проблем и передового опыта при применении соглашения.

Совместный комитет по соглашению о свободной торговле между ЕС и Швейцарией

65-е заседание – 13 ноября 2018 г . : Повестка дня | Отчет

66-е заседание – 21 ноября 2019 г .: Повестка дня | Отчет

67-е заседание – 26 ноября 2020 г .: Повестка дня | Отчет

Торговля со Швейцарией

  • Правила и требования для торговли со Швейцарией
  • торговых соглашений между ЕС и Швейцарией:

Швейцария и Европейский Союз

Введение

В соответствии со своими давними традициями суверенитета и нейтралитета Швейцария является одной из немногих западноевропейских стран, не присоединившихся к Европейскому Союзу.Граничит со всеми странами-членами, Швейцария поддерживает двусторонние отношения с ЕС. В 2001 году граждане Швейцарии проголосовали за народную инициативу о начале переговоров о членстве, но почти 77 процентов избирателей решили, что Швейцария должна оставаться отдельной от Европейского Союза.

История

История двустороннего сотрудничества Швейцарии с Европейским сообществом состоит из четырех основных частей.

1. Соглашение о свободной торговле 1972 года создало зону свободной торговли промышленными товарами.

2. Страховое соглашение 1989 года частично либерализовало страховой рынок.

3. Двусторонние соглашения I 1999 г. подтолкнули Швейцарию к экономической интеграции с ЕС после их решения не присоединяться к Европейскому экономическому пространству (ЕЭЗ) в 1992 году.

4. Двусторонние соглашения II от 2004 г. распространили экономическую интеграцию на отрасли, которые не рассматриваются в двусторонних соглашениях I, и установили совместные политические связи в вопросах безопасности, убежища, окружающей среды и культуры.

В 1992 году Швейцария провела референдум о членстве в Европейском экономическом пространстве, который позволяет членам Европейской ассоциации свободной торговли участвовать во внутреннем рынке ЕС. Граждане Швейцарии проголосовали против присоединения к ЕЭЗ, решив вместо этого придерживаться строго двустороннего подхода к своим отношениям с ЕС. Присоединение к ЕЭЗ потребовало бы от Швейцарии принятия части законодательства Европейского Союза.

Двусторонние договоры

Заключение двусторонних договоров с Европейским Союзом позволяет Швейцарии тесно сотрудничать с ЕС, решая конкретные вопросы и проблемы, используя поэтапный подход.Используя конкретные договорные соглашения, ЕС и Швейцария получают доступ к рынкам и совместно работают над ключевыми вопросами. Однако, в отличие от полной интеграции в ЕС, двусторонний подход не требует от Швейцарии принятия законов ЕС выше своих собственных.

Договоры, подписанные с ЕС, сделали возможным свободное перемещение товаров, услуг, капитала и людей. К ним, в частности, относятся Соглашение о свободной торговле (ССТ), Соглашение о свободном передвижении лиц и Шенгенское / Дублинское соглашение.Хотя Швейцария не имеет официального влияния на содержание законодательства и политики Европейского Союза и не обязана автоматически принимать изменения в законодательстве ЕС, так называемая статья о гильотине предусматривает, что если одно соглашение расторгается, то весь свод договоров будет недействительным.

Противоречие

Следует ли Швейцарии присоединиться к Европейскому Союзу? Швейцарская бизнес-ассоциация, Economiesuisse, говорит «нет». В их отчете говорится, что если Швейцария присоединится к ЕС, регулирование и затраты увеличатся, а политическая автономия снизится.Поскольку ЕС определил, что низкие кантональные налоговые ставки Швейцарии неконкурентоспособны, Швейцария может рисковать потерять иностранные предприятия, которых привлекают такие низкие ставки, если страна решит стать полноправным членом ЕС. Кроме того, швейцарская экономика во время недавней рецессии опережала все страны еврозоны.

С другой стороны, посол ЕС в Швейцарии Майкл Рейтерер заявил, что будущее молодых швейцарских граждан «находится в Европе», а британский парламентарий Денис МакШейн опасается, что Швейцария потеряет влияние, если останется нечленом ЕС.ЕС также рассматривает новые законы, которые могут уменьшить конкуренцию со странами, не входящими в ЕС, особенно в отношении альтернативных инвестиций. Открытие рынка финансовых услуг для швейцарской экономики может не только выиграть, но и интегрированный швейцарский финансовый сектор также повысит конкурентоспособность Европы.

Разногласия также возникли по поводу референдума 2008 года, на котором швейцарские граждане проголосовали за продление существующего соглашения о свободном передвижении людей и его распространение на новых членов ЕС, Болгарии и Румынии.Противники этой меры развернули кампанию, которая, как известно, включала широко распространенное изображение трех черных воронов, агрессивно атакующих небольшую карту Швейцарии.

Подавляющее большинство избирателей решили возобновить соглашение о свободном передвижении людей и предоставить право на работу в Швейцарии гражданам Болгарии и Румынии. Если соглашение не было продлено, статья Гильотина могла вступить в силу и аннулировать все двусторонние соглашения I.

Совсем недавно Швейцария проголосовала за принятие «защитной оговорки», которая позволяет им ограничивать количество разрешений на проживание, выдаваемых иностранным гражданам, в попытке остановить приток иммигрантов в страну. Согласно заявлению, «[правительство Швейцарии] пришло к выводу, что защитная оговорка является одной из нескольких мер, которые могут помочь сделать иммиграцию более приемлемой для общества».

Будущее

После ратификации Двусторонних соглашений II правительство Швейцарии понизило свое рассмотрение полного членства в ЕС со «стратегической цели» до «варианта», сигнализируя о нежелании страны предпринимать шаги в направлении членства в ЕС. Швейцария и Европейский союз сейчас рассматривают третий раунд двусторонних договоров, но между ЕС и Швейцарией возникли разногласия относительно дальнейших индивидуальных договоров.Некоторые официальные лица ЕС начали отвергать двусторонний подход Швейцарии к отношениям с ЕС, который, по их мнению, является слишком бюрократическим. ЕС также хочет более всеобъемлющего соглашения, а Швейцария автоматически принимает законы ЕС, но Швейцария настаивает на продолжении двусторонней тенденции.

швейцарцев начинают освобождать заблокированные платежи ЕС, чтобы помочь разморозить морозные галстуки

Государственный флаг Швейцарии и флаг Европейского союза видны у здания Европейской комиссии в Брюсселе, Бельгия, 23 апреля 2021 года. Francois Walschaerts / Pool via REUTERS

ЦЮРИХ, 30 сентября (Рейтер) – Верхняя палата парламента Швейцарии в четверг одобрила разблокирование 1,3 миллиарда швейцарских франков (1,41 миллиарда долларов) в виде платежей бедным членам Европейского Союза в попытке разморозить ледяные связи с его крупнейшим государством. торговый партнер.

Правительство хочет освободить «плату за сплоченность» – замороженную в скандале 2019 года из-за взаимного признания правил фондового рынка – как знак доброй воли после многолетних переговоров о более тесной привязке Швейцарии к единому рынку, который рухнул в мае .

Разногласия по поводу нового двустороннего договора, который, по словам критиков, слишком сильно ущемлял суверенитет Швейцарии, сорвали переговоры.

Плата за сплочение рассматривается как вступительный взнос для стран, не являющихся членами ЕС, таких как Швейцария или Норвегия, за участие в едином рынке.

Брюссель в течение десяти лет настаивал на заключении договора, который бы укладывался в лоскутное одеяло двусторонних договоренностей и заставлял бы Швейцарию регулярно вносить изменения в правила единого рынка.

После прекращения действия договора он заблокировал любой дополнительный доступ Швейцарии к единому рынку, являющемуся источником жизненной силы для ориентированной на экспорт швейцарской экономики, и отодвинул швейцарских ученых на второй план своей исследовательской программы Horizon.

Члены правой Швейцарской народной партии выступили против санкционирования выплаты, заявив, что нет никаких гарантий, что она убедит ЕС смягчить свою жесткую позицию в отношении Швейцарии.

«Выпустить деньги сами по себе – еще не гарантия того, что Швейцария может принять участие, например, в Horizon», – признал в ходе дебатов министр иностранных дел Игнацио Кассис, либерал. «Это риск, на который готово пойти правительство».

Ожидалось, что нижняя палата одобрит эту меру позже в четверг.

(1 доллар = 0,9239 швейцарских франков)

Отчет Майкла Шилдса, редакция Уильяма Маклина

Наши стандарты: принципы доверия Thomson Reuters.

Швейцария переживает двойной кризис в отношениях с ЕС

26 мая Швейцария вышла из переговоров о новом партнерстве с Европейским союзом. Клайв Х. Черч пишет, что страна сейчас сталкивается как с кризисом в отношениях с ЕС, так и с демократическим кризисом, связанным с тем, как было принято это решение.

Решение правительства Швейцарии от 26 мая не заключать институциональное рамочное соглашение (IFA) с ЕС было расценено учеными как просто вопрос между двумя администрациями, который может привести к соглашению или «дезинтеграции по умолчанию». Это также было воспринято антиевропейцами как великолепное пренебрежение к хулиганскому ЕС и оправдание самоопределения и прямой демократии, а также как предвестник возможного распада ЕС.

Скорее меньше было сказано о том, как и почему произошло отклонение, и в какой форме отказ действительно принял.Это произошло после периода растущей внутренней напряженности и было объявлено очень необычным образом. Более того, это было мотивировано политическими соображениями, а также конкретными проблемами. И изменения во внутренней политике также могут повлиять на то, как будут развиваться отношения с ЕС в будущем. Фактически, отказ, похоже, открыл новые и критические фазы не только в отношениях с ЕС, но и во внутренней политике.

Прекращение действия институционального рамочного соглашения

Что касается отношений с ЕС, все, вероятно, будет более сложным и менее драматичным, чем того хотелось бы антиевропейцам.Это связано с тем, что Швейцария по-прежнему хочет двигаться в совершенно ином направлении, нежели те, которые поддерживают сторонники Брексита. Таким образом, отказ сопровождался стремлением к более тесным отношениям с ЕС. Другими словами, несмотря на то, что они отвергают IFA, швейцарцы хотят продолжать очень специфические отношения, известные им, не очень полезные, как «двусторонние отношения», которые возникли в начале 2000-х годов.

Однако, хотя двусторонний подход становится все более популярным в Швейцарии, где он рассматривается как основной продукт политической культуры, ЕС считает эти отношения проблематичными.Он рассматривался как слишком статичный, слишком неопределенный с юридической точки зрения и все более сложный в управлении. Итак, переговоры о какой-то форме координации начались в 2014 году. В результате в ноябре 2018 года был явно согласован текст.

Это было распространено без комментариев для консультации с Федеральным советом. Это не было хорошо принято внутри страны: профсоюзы, что необычно, осуждали его. Отношение к Брюсселю ожесточилось, хотя швейцарский электорат категорически отверг инициативу Швейцарской народной партии (СВП) по ограничению свободы передвижения.

Швейцарское общественное мнение стало все более озабоченным вопросом суверенитета, поскольку группы давления со стороны бизнеса начали бороться с IFA. На январь 2021 года была создана новая швейцарская переговорная группа, но она тоже не выполнилась, даже после того, как ЕС был передан список требований. По мере нарастания напряженности ходили разговоры о том, что IFA мертва. Встреча на высшем уровне между министром СВП Гаем Пармелином и Урсулой фон дер Ляйен 23 апреля, похоже, усугубила ситуацию, поскольку тон последующих обменов мнениями ухудшился.

Затем, без дальнейших консультаций и игнорируя призывы парламента к продолжению переговоров, 26 мая правительство в весьма нешвейцарской манере объявило, что не будет подписывать соглашение. Его аргументация заключалась в том, что между сторонами существовали существенные разногласия в трех ключевых областях, и, если они не будут устранены, нет никакой надежды на то, что сделка пройдет референдум. Похоже, что опасения по поводу поражения были почти так же важны, как и реальные проблемы в трех областях, все из которых отразились на швейцарской идентичности.

Этими тремя областями были правила государственной помощи, которые угрожают автономии кантонов, защита заработной платы для предотвращения социального демпинга и последствия вероятного применения Директивы о гражданстве 2004 года в рамках IFA, которая может угрожать бюджетам социального обеспечения. Но правительство также намекнуло, что текст сам по себе навязанный ЕС, а не что-то совместно согласованное. Все это говорит об изменении отношения к интеграции. Тем не менее, все это сочеталось с приверженностью постоянному сотрудничеству и европеизации.

Реакции в Швейцарии и ЕС

Отказ стал настоящим шоком для большинства швейцарцев. Произошедший неожиданно и без привязки к парламенту, он казался необычайно резким и решительным, отбрасывая годы тяжелой работы, не давая четкого представления о будущем. Тем не менее, это создало новую дипломатическую ситуацию, которая пришлась по душе Кристофу Блочеру и другим евроскептикам внутри страны.

ЕС, напротив, отнесся к этому относительно спокойно, сожалея о решении и указывая на последствия, которые может иметь отказ.Таким образом, майский кризис был очень значительным, хотя и не в масштабах 1992 года, когда швейцарский электорат отказался от членства в Европейской экономической зоне. Он перекрыл то, что было главной дорогой впереди, не предлагая никакой гарантированной альтернативы, открыв путь к периоду непростого и неопределенного противостояния. Однако сразу же мало что изменится, поскольку швейцарцы отвергали будущие структуры, а не статус-кво. Более того, обе стороны теперь ожидают, что другой сделает первый шаг.

Драма 26 мая повлияла и на внутреннюю политику. Действительно, некоторые называют это «демократическим кризисом» из-за того, что правительство игнорировало другие мнения. Возникло ощущение, что страна постепенно приближается к популизму, и эта тенденция усилилась после провала 13 июня нового закона о выбросах CO2, который был тщательно и мучительно продуманным компромиссом, призванным помочь Швейцарии выполнить свои обязательства по Парижскому соглашению об изменении климата. Противостояние с ЕС также создает проблемы для проевропейских сил.Швейцария вполне может пережить долгий и критический период политической борьбы и, возможно, перегруппировки.

Отчасти это связано с тем, что и правительство страны, и основные политические партии продолжают игнорировать важное сообщение ЕС. ЕС ясно дал понять, что статус-кво больше не существует, и, отвергнув IFA, все, на что теперь могут рассчитывать швейцарцы, – это постепенное ухудшение их отношений, поскольку нынешние соглашения увядают и умирают, не будучи замененными.Несмотря на это предупреждение, швейцарцы по-прежнему придерживаются двусторонних взглядов.

Дебаты на внеочередной парламентской сессии по поводу отказа колебались между попытками распределить вину за отказ и агитацией по ряду возможных вариантов, чего не делалось уже около тридцати лет. Некоторые из них были совместимы с будущим ограниченных обстоятельств, таких как соединение с другими третьими государствами и реформирование внутренней экономики или непопулярные идеи стремления к членству в ЕЭЗ или ЕС. У каждой партии своя схема, как и у правительства.Однако последнее, похоже, также предполагает, что статус-кво можно укрепить или исправить, поговорив с лидерами ЕС и скопировав новые разработки.

Следующие шаги

Какие предложения в конечном итоге будут внесены в Брюссель, будет зависеть от баланса сил в Швейцарии. Отказавшись от IFA, правительство, похоже, встало на консервативную позицию и, похоже, пользуется поддержкой SVP, а также, вероятно, большинства радикалов. Это говорит о популистском отказе признать, что двусторонний подход уходит.А опрос общественного мнения показывает, что чуть более половины населения одобряют правительство и его действия.

В то же время отказ поставил проевропейские партии перед новыми вызовами. В настоящее время они очень разделены и, как показали недавние дебаты, придерживаются разных решений вопроса о том, как относиться к ЕС. Социал-демократы открыты для поднятия вопроса о присоединении к ЕС, зеленые либералы хотят, чтобы Швейцария присоединилась к ЕЭЗ, а зеленые стремятся к какой-то другой форме сближения.Радикалы хотели бы сохранить двусторонний подход, но они также открыты для новых партнерских отношений за пределами ЕС и хотят, чтобы пакет экономической либерализации помог компенсировать издержки, связанные с отсутствием IFA. Однако, как и партия «Центр», они разделились по этому вопросу, и их позиция была ослаблена внезапной отставкой президента их партии.

Более широкое проевропейское движение, вероятно, получит новую энергию от кризиса и будет иметь свои собственные идеи. Инициатива по сближению вероятна, но это может быть только долгосрочным делом.И хотя такая инициатива может оказаться поляризующей, такие организации, как проевропейские Либеро, обладают навыками проведения кампаний так же эффективно, как и СВП. Действительно, прямая демократия, кажется, предлагает им больше, чем СВП. Точно так же у них есть возможность подать в суд на правительство за превышение своих полномочий путем внесения серьезных изменений во внешнюю политику без участия парламента страны.

Трудно сказать, как именно все это сработает, но Швейцария, вероятно, будет придерживаться локально ориентированной линии, непривлекательной для других антиевропейских движений.Швейцарцы хотят оставаться рядом, но не платить институциональную цену и пока не признают, что это может быть невозможно. Так что кризис, скорее всего, продлится какое-то время.


Примечание. В этой статье изложена точка зрения автора, а не позиция EUROPP – European Politics and Policy или Лондонской школы экономики. Изображение предоставлено: Анджей Бялы на Unsplash


Quo vadis, отношения между Швейцарией и Европейским союзом?

Решение Швейцарии отказаться от переговоров по рамочному соглашению с Европейским союзом будет иметь далеко идущие последствия.Схема будущих отношений теперь зависит как от реакции ЕС, так и от внутренних событий.

Швейцария и Европейский Союз имеют тесные и уникальные отношения, но это отношения, которые висят на волоске после того, как 26 мая швейцарское правительство решило отказаться от переговоров по так называемому институциональному рамочному соглашению (InstA) с ЕС. Что такое договор, почему швейцарцы его отвергли и куда дальше денутся отношения?

Что такое институциональное рамочное соглашение?

В 1992 году швейцарские избиратели отказались от членства в Европейской экономической зоне.Впоследствии Швейцария и ЕС создали тесную сеть из более чем 120 двусторонних договоров, которые позволяют тесно сотрудничать по таким разнообразным вопросам, как доступ к рынкам, сотрудничество в области исследований и свободное передвижение. Двусторонние отношения между Швейцарией и ЕС, хотя и близкие, поэтому сложны, не в последнюю очередь потому, что многочисленные договоры необходимо постоянно обновлять по мере развития законодательства ЕС. Чтобы поставить отношения на более институциональную основу, Швейцария и ЕС в 2014 году начали переговоры о более широком институциональном рамочном соглашении.

Цели институционального рамочного соглашения заключались, в частности, в том, чтобы упростить обновление двусторонних соглашений о доступе на рынок и обеспечить механизм урегулирования любых конфликтов по поводу применения и толкования двусторонних соглашений. Таким образом, цель институционального рамочного соглашения заключалась в укреплении и дальнейшем развитии двусторонних отношений между Швейцарией и ЕС.

Почему швейцарская сторона отказалась от соглашения?

InstA оспаривается в швейцарской политике с начала переговоров, но стал более политизированным в 2019 году, когда швейцарское правительство начало внутренние консультации по тексту рамочного соглашения, согласованного с ЕС (и которое ЕС в то время считал доработанный договор).В ходе этих консультаций возникли три спорных вопроса: гарантированная защита традиционно высокой заработной платы в Швейцарии, правила государственной помощи, которые создали проблемы для швейцарских кантонов, и вопрос о том, принимать ли Директиву ЕС о правах граждан (2004/38 / EC) и предоставить иммигрантам из ЕС доступ к швейцарскому социальному обеспечению. После дальнейших переговоров, направленных на решение этих вопросов, швейцарское правительство в конце мая решило, что они не могут быть решены, и полностью отказалось от переговоров.

Критики этого решения указали, что эти три проблемы не были непреодолимыми. Но что сделало их политически проблематичными, так это то, что они раскололи традиционный проевропейский альянс в Швейцарии. Хотя левые традиционно поддерживали более тесные отношения с ЕС, проблема защиты заработной платы оттолкнула профсоюзы, которые категорически выступали против рамочного соглашения. Эта новая оппозиция возникла рядом с стойким, давним сопротивлением со стороны правых, которые принципиально противостояли InstA с самого начала (особенно в отношении любой роли Европейского суда в механизме урегулирования споров), а также растущей критикой со стороны бизнеса, который традиционно поддерживал двустороннее сотрудничество с ЕС.Хотя опросы общественного мнения неоднократно показывали, что большинство избирателей поддерживает InstA, широко распространенная критика как слева, так и справа затрудняла правительству победу на референдуме по рамочному соглашению.

Однако фундаментальные причины провала переговоров с InstA уходят глубже. Они коренятся в сильном беспокойстве Швейцарии по поводу отказа от суверенитета в условиях прямой демократии, в которой избиратели привыкли к тому, что окончательное решение по таким разнообразным вопросам, как налоговая реформа и обезглавливание коров, а также по международным договорам, принимают.Они также коренятся в твердом предпочтении того, чтобы двусторонние отношения оставались такими, как они есть сегодня. Поддержка двусторонних договоров исключительно сильна в Швейцарии. В ходе опроса, проведенного в феврале 2021 года, две трети респондентов заявили, что двусторонние договоры были очень или отчасти положительными, по сравнению с только 16%, которые отнеслись к ним отчасти или очень отрицательно. Для многих Швейцарии статус-кво является идеальным сценарием для отношений между Швейцарией и ЕС.

Куда движутся отношения Швейцарии и ЕС?

На этом фоне неудивительно, что швейцарское правительство хочет укрепить и расширить существующие отношения на двусторонней, индивидуальной основе.Непосредственная стратегия правительства состоит из трех элементов: во-первых, оно попытается убедить швейцарский парламент утвердить выплату «миллиарда сплоченности», денег, предназначенных для мер сплочения в Центральной Европе, которые были приостановлены в 2019 году, когда ЕС отказался предоставить эквивалент фондового рынка. Во-вторых, он будет охватывать все области, охватываемые двусторонними договорами, чтобы в одностороннем порядке обновить и привести внутреннее законодательство в соответствие со стандартами ЕС, если не существует возражений внутри страны. В-третьих, он планирует «вести политический диалог с ЕС».

Неизвестно, сохранят ли эти меры статус-кво. ЕС заявил, что не желает обновлять существующие соглашения или заключать новые до тех пор, пока не будет подписано рамочное соглашение. Для Швейцарии это проблематично, потому что статус-кво может быть сохранен только в том случае, если обе стороны пойдут по этому пути. Если ЕС выполнит свою угрозу отказа от обновления существующих соглашений, статус-кво двусторонних отношений будет постепенно разрушаться. В краткосрочной и среднесрочной перспективе это означает новые препятствия для сертификации медицинских технологий и машиностроения, снижение уровня безопасности электроэнергии и отнесение швейцарских исследователей к статусу третьих стран в Horizon Europe.В долгосрочной перспективе сотрудничество между Швейцарией и ЕС может упасть намного ниже нынешнего уровня.

Хотя сторонники InstA в Швейцарии предостерегают от этого сценария, преобладающее мнение среди евроскептиков и, похоже, правительства, заключается в том, что это пустая угроза. Президент Гай Пармелин утверждал в интервью газете, что «ЕС нанесет себе вред, разрушив торговые отношения с одним из своих самых важных торговых партнеров»

Многие считают, что ЕС блефует, потому что он в равной степени выигрывает от близких отношений со Швейцарией.Комментируя решение правительства, Даниэль Лампарт, главный экономист Швейцарской федерации профсоюзов, заявил, что «Комиссия ЕС поступит глупо», если поставит под угрозу хорошие и регулируемые экономические отношения со Швейцарией. Скептики InstA также указывают на опыт 1992 года, когда, несмотря на опасения по поводу ухудшения отношений между Швейцарией и ЕС, отказ от членства в ЕЭЗ в конечном итоге привел к благоприятному и индивидуальному соглашению со Швейцарией. Таким образом, широко распространено ожидание, что Швейцария сможет продолжить двусторонний путь с ЕС.

Между тем решение правительства вызвало серьезные внутренние дебаты. Отношения между Швейцарией и ЕС превратились в сквозной раскол с несколькими ключевыми партиями, в первую очередь либеральными демократами и социал-демократами, которые разрываются между еврофилами и евроскептиками. Неудивительно, что реакции были самыми разными: мнения разделились относительно того, должна ли Швейцария вносить средства в фонды сплочения ЕС, насколько возможно существенное обновление внутреннего законодательства и по существу нового политического диалога.

В общем, был целый ряд предложений о том, куда двигаться дальше. Некоторые утверждают, что решение о прекращении переговоров было прерогативой не правительства, а парламента. Действительно, в парламенте находится предложение, призывающее правительство продолжить переговоры (правительство действовало до того, как это предложение могло быть поставлено на голосование). Но неясно, может ли решение правительства быть отменено парламентом. Другие предлагали собирать подписи под народной инициативой, которая вынудила бы правительство возобновить сотрудничество с ЕС.Некоторые пошли еще дальше, утверждая, что Швейцария теперь нуждается в фундаментальном обсуждении своих отношений с ЕС, включая вступление в ЕС (вариант, который крайне непопулярен среди швейцарских избирателей) или членство в ЕЭЗ. На консервативной стороне политического спектра наблюдается стремление к внутренним реформам и усилению дерегулирования, чтобы компенсировать потерю доступа к рынкам ЕС за счет более конкурентной деловой среды в Швейцарии.

Каким будут отношения между Швейцарией и ЕС в будущем, будет зависеть как от реакции ЕС, так и от внутренних событий.Неприемлемый ответ ЕС может высветить риски, связанные с размыванием двусторонних договоров, но он также может усилить чувства по отношению к ЕС, что уже воспринимается в Швейцарии гораздо более негативно, чем в странах ЕС. Внутри страны могут формироваться новые союзы, и две основные партии, которые не представлены в консенсусном правительстве Швейцарии, зеленые и проевропейские зеленые либералы, могут получить политическую выгоду. Но этот шаг может также укрепить евроскептиков, в первую очередь Швейцарскую народную партию.Пройдет несколько месяцев, чтобы улеглась пыль и обозначились контуры новой политики Швейцарии и ЕС.

Рекомендуемое цитирование:

Вальтер, С. (2021 г.) «Quo vadis, Швейцарско-Европейский союз?», Блог Брейгеля , 7 июня


Переиздание и ссылки на

Брейгель считает себя общественным благом и не занимает никакой институциональной точки зрения. Любой желающий может переиздать и / или процитировать этот пост без предварительного согласия. Пожалуйста, предоставьте полную ссылку, четко указав Брейгеля и соответствующего автора в качестве источника, и включите заметную гиперссылку на исходное сообщение.

Швейцария завершила переговоры по договору о партнерстве с ЕС – POLITICO

Швейцария в среду отменила переговоры, чтобы спасти долгожданное соглашение о сотрудничестве с ЕС, заявив, что не может принять требования Брюсселя по таким вопросам, как права граждан и заработная плата.

«Принимая во внимание [внутренние] консультации и основываясь на результатах переговоров за последние месяцы, [Швейцарский] Федеральный совет определил, что переговоры с ЕС … не привели к необходимым решениям», – сказал президент Швейцарии Ги Пармелен. сообщили журналистам в Берне.«Поэтому Федеральный совет решил прекратить переговоры по проекту институционального соглашения».

Так называемое рамочное соглашение было заключено в период с 2014 по 2018 год и должно было улучшить отношения между ЕС и Швейцарией, которые в настоящее время регулируются путаницей двусторонних договоров, в областях беспрепятственного передвижения, взаимного признания промышленных стандартов, сельскохозяйственной продукции. , государственная помощь, медицинское оборудование, гражданская авиация и наземный транспорт.

Напротив, неспособность завершить соглашение может иметь пагубные последствия во всех этих областях, поскольку различные договоры, регулирующие каждый из них, устаревают.Швейцария является четвертым по величине торговым партнером ЕС, в то время как Швейцария торгует с ЕС больше, чем кто-либо другой. Оживленные переговоры также сигнализируют о том, что на горизонте могут быть более напряженные отношения между Швейцарией и ЕС.

Несмотря на то, что в 2018 году обе стороны достигли проекта соглашения, охватывающего все вопросы, реализация соглашения была приостановлена, поскольку швейцарское правительство заявило, что ему необходимо проконсультироваться с внутренними партнерами по поводу последствий сделки. После этих переговоров Берн выдвинул конкретные требования по трем направлениям – правилам государственной помощи, возможности граждан ЕС получить доступ к швейцарской системе социального обеспечения и защите более высокой заработной платы в Швейцарии.Обе стороны с тех пор пытались решить эти проблемы, но безуспешно.

Переговоры на высоком уровне между Пармелином и президентом Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен в прошлом месяце не смогли устранить пробелы, поскольку Комиссия заявила, что требование Швейцарии решить три вопроса вне более широкой сделки «просто неприемлемо».

В заявлении в среду Комиссия выразила разочарование по поводу решения Швейцарии: «Мы сожалеем об этом решении, учитывая прогресс, достигнутый за последние годы в реализации Соглашения об институциональных рамках.«

В нем говорится, что «основная цель» сделки «заключалась в том, чтобы гарантировать, что любой, кто работает на едином рынке ЕС, к которому Швейцария имеет значительный доступ, столкнется с такими же условиями. Это, по сути, вопрос справедливости и правовой определенности».

Комиссия также сделала косвенное предупреждение о том, что отказ от сделки будет иметь последствия для Швейцарии, предупредив, что рамочное соглашение было «важным для заключения возможных будущих соглашений о дальнейшем участии Швейцарии на едином рынке, а также важным элементом. для принятия решения о дальнейшем продвижении к взаимовыгодному доступу на рынок.«

Он также предсказал, что отношения между ЕС и Швейцарией в результате ухудшатся, поскольку существующие двусторонние договоры по таким вопросам, как торговля, становятся все более устаревшими: «Уже сегодня они не в курсе того, какими должны и могут быть отношения между ЕС и Швейцарией».

Хотите больше анализа от POLITICO ? POLITICO Pro – это наша интеллектуальная служба премиум-класса для профессионалов. От финансовых услуг до торговли, технологий, кибербезопасности и многого другого – Pro обеспечивает аналитику в реальном времени, глубокую аналитическую информацию и важные сведения, необходимые для того, чтобы быть на шаг впереди.Электронная почта [адрес электронной почты защищен], чтобы запросить бесплатную пробную версию. Президент

говорит, что Швейцария вложила большие средства в ЕС

Пармелин, прибывший на этой неделе в Нью-Йорк для участия в Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций, сообщил журналистам, что Швейцария уже сделала важные финансовые вложения на благо всего Европейского Союза. Авторские права 2021 Ассошиэйтед Пресс. Все права защищены. Президент

Гай Пармелин заявил, что переговоры на высоком уровне с Европейским союзом должны возобновиться после того, как вице-президент Европейской комиссии по межведомственным отношениям Марош Шефчович заявил, что выдающиеся взносы Швейцарии в Фонд сплочения являются камнем преткновения для диалога.

Этот контент был опубликован 23 сентября 2021 – 10:26.

Keystone-SDA / gw

Пармелин, который на этой неделе находится в Нью-Йорке для участия в Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций, сообщил журналистам, что Швейцария уже сделала важные инвестиции в ЕС, в том числе более 20 миллиардов швейцарских франков (21,6 миллиарда долларов) в строительство нового железнодорожного сообщения через Альпы ( NRLA), что, по его словам, приносит пользу всей Европе.

«После того, как встречи [высокого уровня] будут организованы, мы сможем выложить на стол все, что мы сделали для Европейского Союза», – сказал Пармелин.

Шефчович, который на этой неделе принял швейцарское досье для ЕС, сказал, что Брюссель «хочет иметь самые лучшие отношения со Швейцарией», но что «фундаментальные вопросы» должны быть прояснены, включая невыплаченные взносы в Фонд сплочения союза, разработанный для финансовой поддержки стран-членов с валовым национальным доходом ниже среднего по ЕС.

Однако словак также ожидал, что Швейцария внесет дополнительные платежи. Он отметил, что другие страны за пределами ЕС, такие как Норвегия, осуществляют регулярные переводы в обмен на доступ к единому рынку.

В мае прошлого года Швейцария отказалась от переговоров по проекту рамочного соглашения, предназначенного для регулирования двусторонних отношений с ЕС, сославшись на «существенные разногласия». В швейцарском парламенте обсуждается сделка о выделении взносов из фонда сплочения блоку из 27 членов.

Оставить комментарий