Примеры сочинений ЕГЭ (10 и 11 задания по литературе). Александр Блок
Мы решили продолжить практику комментирования сочинений, которые поступают к нам со всех уголков страны. Предоставить свой текст для подобного разбора требует от учащихся немалого мужества, поэтому мы благодарим за доверие и умение прислушаться к конструктивной критике. Мы не будем указывать имена и города, чтобы и у вас, и у комментаторов были те же условия, перед которыми оказываются учащиеся и эксперты во время проведения реального ЕГЭ.
Но иногда свои сочинения разрешают опубликовать ученики наших репетиторов, и это одно из таких.
Если хотите получить подобный разбор, отправляйте тексты своих сочинений по русскому языку и литературе на почту [email protected], в теме указывая “Комментарий к сочинению”. Подробности здесь.
Обозначения:
- полужирный курсив – ошибки, которые нужно исправить;
- подчеркнутый – неточности, которые необходимо доработать.
10.1 Что придаёт центральному образу стихотворения художественную яркость и глубину?
Россия
- Опять, как в годы золотые,
- Три стёртых треплются шлеи,
- И вязнут спицы расписные
- В расхлябанные колеи…
- Россия, нищая Россия,
- Мне избы серые твои,
- Твои мне песни ветровые, —
- Как слёзы первые любви!
- Тебя жалеть я не умею
- И крест свой бережно несу…
- Какому хочешь чародею
- Отдай разбойную красу!
- Пускай заманит и обманет, —
- Не пропадёшь, не сгинешь ты,
- И лишь забота затуманит
- Твои прекрасные черты.
..
- Ну что ж? Одно заботой боле —
- Одной слезой река шумней
- А ты всё та же — лес, да поле,
- Да плат узорный до бровей…
- И невозможное возможно,
- Дорога долгая легка,
- Когда блеснёт в дали дорожной
- Мгновенный взор из-под платка,
- Когда звенит тоской острожной
- Глухая песня ямщика!..
Центральным образом стихотворения А. А. Блока «Россия» является многогранный образ России. Блок придаёт ему художественную яркость и глубину с помощью синтаксических средств и тропов. Автор оканчивает все строфы многоточием или восклицательным предложением, с помощью чего передаёт разнообразное настроение: то неопределённо и необъятность мыслей о стране через многоточие, то уверенность и эмоциональность с помощью восклицательных предложений. Однако финальная строфа оканчивается «восклицательным многоточием», тем самым автор передаёт яркость и эмоциональность русского пейзажа, но подчеркивает необъятность и многогранность образа России-родины. Ведь Блок олицетворяет Россию и называет её «нищей», однако просит «отдать разбойную красу» и пишет о её «прекрасных чертах». Таким образом с помощью эпитетов Блок передаёт яркость Великой страны, а синтаксические средства углубляют художественный образ.
Критерии | Максимальный балл | Полученный балл |
1. Соответствие ответа заданию | 2 | 2 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | 2 | 2 |
3.![]() | 2 | 1 |
Итого: | 6 | 5 |
11. В каком произведении русских поэтов воссоздан образ России и в чём его сходство и различие со стихотворением А. А. Блока.
В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» так же, как и в стихотворении Блока «Россия», воссоздан образ России. Некрасов в описании России так же, как и Блок, обращает внимание читателя на неоднозначность образа Великой, необъятной страны. Блок в описании пейзажа использует полярные эпитеты: «прекрасные черты», но «нищая Россия», «расхлябанные колеи». Некрасов же добивается многогранности образа через сюжет, описывая как «светлые» пейзажи Руси, сильные характеры героев (Матрёна прошла через смерть сына, побои мужа), так и «тёмные», жестокие отношения сумасшедшего барина и крестьян, ведь из-за идеи «добровольного рабства» и её воплощения крестьянами, погиб ни в чём не повинный Агап. Оба поэта уделяют внимание пейзажу. Однако стилистически речь произведений различается, Блок использует частицы, чтобы придать возвышенности стихотворению («Ну что ж?», «лес, да поле»). А Некрасов, напротив, в поэме использует большое количество просторечий, чтобы точнее передать атмосферу простого крестьянского быта.
Критерии | Максимальный балл | Полученный балл |
1. Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом | 2 | 2 |
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | 4 | 4 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | 2 | 1 |
Итого: | 8 | 7 |
Комментарий Татьяны Шипиловой (аспирантка Литературного института им. А. М. Горького, репетитор с 10-летним стажем, руководитель видеокурса «Год ЕГЭратуры»)
Иногда хочется похвастаться результатом. Вот, хвастаюсь. Одна из моих самых любимых учениц периодически радует меня тонким пониманием лирического текста. Но я буду не я, если не найду к чему придраться. Потому что лучше я, чем проверяющий на экзамене.
Сначала замечания по заданию 10:
- “неопределённо и необъятность мыслей о стране” – что за необъятность мыслей? это как? не надо усиливать эффект там, где он уже и так достаточно усилен: просто “неопределенность в мыслях о стране”;
- “тем самым автор передаёт яркость и эмоциональность русского пейзажа, но подчеркивает необъятность и многогранность образа России-родины” – с противопоставительным союзом “но” всегда нужно быть аккуратным, потому что в двух частях предложения должны тогда присутствовать действительно противоположные мысли, а здесь их нет, наоборот, здесь мысль плавно из главного предложения перетекает в по сути придаточное, поэтому союз “но” лучше заменить на “что”;
- “Таким образом с помощью эпитетов Блок передаёт яркость Великой страны” – ну, во-первых, зачем “великой” с прописной буквы? Мы все свою страну, конечно, любим, но все же тут надо со строчной буквы; во-вторых, “передать яркость” можно в живописи, а в стихах скорее можно при помощи эпитетов ее создать, и не саму яркость, а яркий образ, и можно так и написать “создает яркий образ великой страны”;
- “А Некрасов, напротив, в поэме использует большое количество просторечий” – в поэме Некрасов скорее использует большое количество народно-поэтической лексики.
Замечания по заданию 11:
- “Блок в описании пейзажа использует полярные эпитеты” – что за “полярные эпитеты”, когда они там явно контрастные?
- “использует частицы, чтобы придать возвышенности стихотворению («Ну что ж?», «лес, да поле»)” – вот здесь скорее всего будет снят балл за логическую ошибку, потому что как-то слабо себе представляется, чтобы частицы придавали стихотворению возвышенности; к тому же в цитате “лес, да поле” присутствует не частица, а всю же союз “да”. Здесь надо менять цитату, и если хочется все-таки обратить внимание на частицы, то понять, зачем они нужны автору, и можно написать как-то так: “Блок использует частицы, чтобы показать лиричность и одухотворенность своего лирического героя («Ну что ж?», «А ты всё та же»)”.
Из плюсов хочется отметить обращение не только к литературоведческим терминам, но и к терминам из русского языка: синтаксические средства, частицы. Действительно, важно помнить, что анализ легче проводить, опираясь на терминологию, но терминологией можно пользоваться самой разной – от тропов до обращения к частям речи и синтаксису.
Сочинения по литературе 11 класс
В ряду русских поэтов рубежа Х1Х-ХХ веков особое место занимает С. Есенин. Многогранность, своеобразие его творчества не перестают удивлять меня.
Я люблю поэзию С. Есенина, потому что в ней — сложный комплекс тонких и глубоких настроений, переходящих друг в друга. Стихи поэта отличаются красочностью и многозвучностью, и все-таки в них всегда ощущается грусть и печаль. Поэт радостно принимает все земное бытие, но при этом постоянно помнит о конечности человеческой жизни, о хрупкости человеческого счастья. В самых, казалось бы, радостных стихах где-то глубоко внутри такая боль…
Подробнее…
Лирика М. Цветаевой — одно из самых сильных и серьезных явлений поэзии Серебряного века. Для меня в стихах М. Цветаевой наиболее значимы напряженность и энергия чувств, искренность интонаций, сложность и насыщенность переживаний. Всеми этими чертами отмечено мое любимое стихотворение — «Идешь, на меня похожий…»
Это раннее стихотворение, оно написано в 1913 году в Коктебеле. Как и многие ранние стихотворения М. Цветаевой, оно — о смерти. Но странно в этом стихотворении то, что «голос из- под земли» звучит так живо, так непосредственно, как будто бы никакой смерти не существует.
Подробнее…
Тема Великой Отечественной войны породила множество выдающихся произведений, в которых описывается жизнь и борьба советского народа с фашистскими оккупантами. Наши традиционные представления о войне связаны, в первую очередь, с образом мужчины-солдата, ведь воевали-то в основном представители сильного пола. Но масштаб той войны поставил в строй и женщин.
Подробнее…
Драма «На дне» — этапное произведение М. Горького. Обращаясь к жанру философской драмы, писатель трансформирует традиционную жанровую структуру. Здесь перестает играть роль внешнее действие, конфликт в любовном треугольнике отступает на второй план. В центре драмы — внутреннее действие, основанное на споре о назначении человека.
В пьесе «На дне» много босяцкого быта: картежная игра, попойки, драки, воровство. У босяков — своя точка зрения на человека. М. Горький отмечает, что босяк «страшен невозмутимым отчаянием своим, тем, что он сам себя отрицает, извергает из жизни». Отчаяние порождено безверием. «Все кончено для меня… Веры у меня не было… Кончен я…» — заявляет Актер.
Подробнее…
В рассказе «Матренин двор» Солженицын выступает как писатель деревенской прозы. Его всегда волновала трагическая судьба русского крестьянства. В памяти у писателя хранились сотни историй из жизни сельских жителей. В произведении отчетливо звучит мотив поиска праведника, известный в русской литературе. Первоначальное название рассказа «Не стоит село без праведника» Солженицыну приказали заменить.
Подробнее…
Критика буржуазного общества — одна из центральных тем русской и западноевропейской литературы рубежа Х1Х-ХХ веков. В ряде рассказов И. А. Бунин обнажает пороки европейской буржуазной цивилизации.
В рассказе «Братья» перед писателем предстает страшная фигура жестокого и циничного английского колонизатора. В основе сюжета произведения — рассказ о том, как англичанин замучил молодого рикшу, гоняя его целый день по знойному Коломбо. Увидев свою невесту проданной белым, отчаявшись от горя, юный рикша сознательно принимает смертельный укус змеи. Растоптана любовь, погублена молодая жизнь, всему виной — «деловитые буржуа» — европейцы.
Подробнее…
В романе «Тихий Дон» М. Шолохов смело обращается к социальным проблемам, изображая драматизм конфликтов и судеб героев. Писатель не боится пессимизма, пытаясь вскрыть социальные причины явлений. Особенности романа «Тихий Дон» в том, что историческая судьба страны и судьбы персонажей переплетаются. Автор утверждает: невозможно для человека определить свой жизненный путь вне социальной борьбы.
Подробнее…
Владимир Маяковский вошел в русскую литературу как разрушитель устаревших канонов искусства и жизни, как гневный ниспровергатель устоев старого быта, как бунтарь, ненавидящий все способы принуждения. Его мощный поэтический талант громко заявил о себе еще до Октября. Навстречу «настоящему» XX веку поэт вышел с удивительной искрой дерзости, юмора, иронии и одновременно — с беззащитно обнаженным сердцем. Все противоречия эпохи нашли отклик в его пламенном сердце и предельно концентрированное проявление в его творчестве. Оригинальность и сила поэтического голоса Маяковского подтверждены резонансом, который получило его творчество в России и за ее пределами.
Подробнее…
Говорить о С. Есенине – это значит говорить о Родине. Не зря же он сказал: «Чувство Родины основное в моем творчестве». Время Есенина – это время крутых поворотов в истории. Но поэт остался верен своей Родине, своей земле, родной природе. Можно сказать, что поэзия С. Есенина вобрала в себя все лучшее, что было создано до него Пушкиным, Лермонтовым, Кольцовым, Некрасовым.
Подробнее…
Тема свободного человека – главная в рассказе А.М. Горького «Старуха Изергиль». В трех романтических новеллах, объединенных общей идеей, автор рассматривает понятие свободы с разных ракурсов. И если Ларра и старуха Изергиль олицетворяют свободу «от чего-либо», то Данко — свободу «во имя».
Подробнее…
Как написать литературное эссе: Вещи разваливаются
Вернуться к учебе Помощь
Название
Как написать литературное эссе: Вещи разваливаются
%title
На заключительном экзамене по литературе в 12 классе вам нужно будет ответить на вопрос сочинения. Хорошее планирование является ключом к успеху в эссе по литературе, но на экзамене у вас редко будет на это время, поэтому вам нужно хорошо подготовиться.
Важно, чтобы вы читали роман более одного раза и глубоко над ним размышляли, чтобы у вас была вся информация, необходимая для построения здравого, хорошо обоснованного ответа.
Используя Вещи разваливаются в качестве примера, вот несколько рекомендаций, которые помогут вам написать эссе по литературе.
Рассмотрим возможный вопрос:
Трагедия Оконкво в том, что он не может приспособиться к меняющимся обстоятельствам . Насколько верным
Сначала внимательно изучите тему и подчеркните наиболее важные аспекты, как показано на рисунке. Как только вы узнаете, на чем вы должны сосредоточиться в своем ответе, вы можете спланировать свое эссе. Потратьте несколько минут на планирование своего эссе, чтобы вы знали, как будут развиваться ваши аргументы, прежде чем вы начнете писать эссе.
Структура эссе: введение, основная часть и заключение.
Введение | Вступительный абзац |
| Хотя верно, что Оконкво с трудом приспосабливается к меняющимся обстоятельствам, было бы упрощением думать, что это единственная причина его трагической смерти. Эти многочисленные причины лежат глубоко в его характере, а также в обстоятельствах меняющегося мира, в котором он живет. |
Развитие | Основная часть эссе |
| При написании основной части эссе вы должны осветить следующие моменты. Влияние на развитие персонажа Оконкво:
Изменения в окружении Okonkwo:
Столкновение Оконкво с колониальной властью
|
Заключение | Заключительный абзац |
| Таким образом, становится ясно, что трагическая смерть Оконкво вызвана множеством различных факторов, которые вызывают у него все большее уныние. В конце концов, его самоубийство — это выбор. Удаляя себя из мира, в котором ему больше нет места, он сохраняет инициативу и обманывает колониальные власти в их победе. Однако цена этого велика, поскольку он нарушил важное табу и, таким образом, будет лишен традиционных ритуалов, за сохранение которых он так упорно боролся. |
Запомните эти 5 пунктов:
- Не допускайте ошибок в именах персонажей.
- Не забывайте брать кавычки, когда цитируете роман.
- Никогда не цитируйте неправильно. Перефразируйте своими словами, если не можете точно вспомнить.
- Подчеркивайте вопросительное слово, чтобы знать, на чем сосредоточиться в своем ответе.
- После того, как вы ответили на вопрос, перечитайте свои ответы, чтобы проверить наличие небрежных орфографических ошибок и убедиться, что вы написали достаточно, чтобы оправдать присвоенную оценку.
Дополнительные сведения см. в этом замечательном учебном пособии по литературе X-kit Achieve: Серия литературы X-kit Achieve: Things Fall Apart
В поисках книги Things Fall Apart в формате электронной книги посетите веб-сайт http://shop.pearson .co.za/
Вернуться на страницу назад
Похожие материалы
Каковы ключевые темы в Цоци?
Тема:
X-kit Achieve, Английский первый дополнительный язык, Английский домашний язык, Учебный совет
Тема — это важная идея или концепция, лежащая в основе действия и всех других элементов сюжета.
Понимание структурных элементов сюжета , Учебный совет
Термин «сюжет» относится к тому, как основные события в книге или пьесе связаны друг с другом, как. ..0002 Afrikaans Eerste Addisionele Taal , Afrikaans Huistaal , Английский первый дополнительный язык , Английский домашний язык , IsiXhosa , IsiZulu , Учебный совет
Вам трудно ответить на раздел понимания вашей языковой работы? Или вы бы…
X-kit Achieve шаблон учебного расписания
Тема:
X-kit Achieve , Бухгалтерский учет , Afrikaans Eerste Addisionele Taal , Afrikaans Huistaal , Бизнес исследования , Экономика , Английский первый дополнительный язык , Английский домашний язык , География , Науки о жизни , Математическая грамотность , Математика , Физические науки , Учебный совет
Шаблон расписания занятий X-kit Achieve можно распечатать и использовать для планирования учебного времени…
Используйте экзамен по литературе, чтобы улучшить свои оценки по английскому языку: The Great Gatsby
Тема:
X-kit Achieve , Домашний английский язык, Совет по обучению
Бетси Такер — очень опытный преподаватель и автор английского домашнего языка . …
гр. 11 Раздаточные материалы | Английский язык мистера Тернера
Гр. 11 Раздаточные материалы | Английский мистера ТернераОбратите внимание, что я не могу предоставить для скачивания фотокопии наших учебников или любых других материалов, защищенных авторским правом и недоступных в свободном доступе в Интернете. Здесь вы в основном найдете созданные мной раздаточные материалы и ссылки на документы, размещенные на других веб-сайтах.
- Английский 11 Краткое содержание курса
- Карточки с именами Задание
Задание по заимствованию книги
Рубрики
- Рубрика творческого письма
- Эссе по анализу одного текста
- Рубрика сравнительного эссе (Синтез)
- Выступления и презентации Рубрика
Раздел коротких рассказов
- Литературный анализ – Тематическое предложение
- Написание эскиза персонажа Sr
- Ты есть ты
- Алиса и Гусеница.
Кто вы? Если вам интересно узнать больше о «Приключениях Алисы в Стране чудес», произведения Льюиса Кэрролла являются общественным достоянием и поэтому доступны в Project Gutenberg. (Есть даже аудиокниги!)
- Формат MLA и рубрика подсчета очков
- Задание по рассказу
- Руководство по подсчету баллов за синтез (12 класс, провинциальный)
- Редактирование обозначений
- Интеграция котировок (адаптировано из онлайн-источника)
- «Evona Darling» доступен на NarrativeMagazine.com (требуется бесплатная регистрация)
- Учебные вопросы для «Evona Darling»
- комментариев к записи Evona Darling
- «Седьмое путешествие» — рассказ в «Звездных дневниках», доступный здесь
- Что такое тема?
- Мероприятия для седьмого путешествия
- “Смерть кулачного бойца” доступен в журнале Harper’s Magazine
- Написание тем для «Смерти боксера»
- Макияж Задания по английскому языку 11
Подразделение «О дивный новый мир»
- Самостоятельное задание по проекту
- Проект и график чтения
- Инструкции по дневнику и вопросы для изучения, главы с 1 по 3
- Профиль проекта
- Вопросы для изучения с 4 по 7
- Вопросы для изучения с 8 по 11
- Афганские пастухи
Подразделение «Повелитель мух»
- Назначение плакатов LOTF Symbolism
- Страница 99 тестового эссе
Poetry Unit
- Определение поэзии Иглтона
- Здравый смысл
- Женщинам, насколько я могу судить
- Рабочий лист коннотаций
- Базовый словарный запас поэзии, рабочий лист, стр.
1 (коробки)
- Рабочий лист, стр. 2 (Лирическая поэзия, вопрос на синтез, письменное задание)
- Набор «Драматические монологи и убедительная любовная поэзия»
- Конспект поэтического эссе
- Вопросы для изучения канадских стихов
- Задание на исполнение стихотворения
- Рабочий лист «Технические навыки»
- Ваши мысли о устной поэзии
- Практический тест по стихотворным терминам
Блок документальной литературы
- Что входит в хороший устный рассказ
- Список трюизмов для идей рассказа
- Сравнение «Совершеннолетия в Путноке» с устными рассказами
- Введение в акт письма
- Найдите задание для сочинения
- Задание на описательное эссе
- Задание на описательное эссе
- Лист экспертной оценки
- Задание на эссе о благотворительности (блок G)
- Пример задания для эссе
- Самостоятельное эссе
- Альтернативная форма задания для эссе
- Контрольный список заданий для научно-популярных юнитов
- Точки с запятой Рабочий лист Рабочий лист
- “Двоеточие”
- Публикация альтернативной формы эссе
Горнило
- Краткая история колдовских преследований до Салема
- вопросов для краткой истории колдовских преследований
- Вопросы для изучения Горнила
- Характеристика посредством диалога
- Акт 2 Схема и инструкция для графика
- Горнило, Акт III — «Мы не можем больше мигать»
- Задание для плаката Горнила
- Темы для адаптации The Crucible
- Планирование адаптации и критерии
Macbeth
- Торрент-файл для потрясающей версии для радио BBC – загрузите его на свой iPod!
- Версия Орсона Уэлла 1948 года, красивая черно-белая
- Самурайская адаптация Акиры Куросавы 1957 года, «Кровавый трон»
- Классика: жестокая и тревожная версия Романа Поланки 1971 года
- Австралийская версия, в главной роли Сэм Уортингтон, 2006 г.