Этапы человеческой истории в концепции дж вико: Джамбаттиста Вико

Джамбаттиста Вико

Джамбаттиста Вико (1668–1744) – один из самых оригинальных мыслителей Нового времени – не разделял по теоретическим установкам ни одной из современных ему доктрин. Ему принадлежит первенство в формулировании целого ряда общетеоретических принципов исследования исторического процесса, которые получили развитие гораздо позднее.

Родился Вико в Неаполитанском королевстве, в семье книготорговца. Учился в иезуитской школе, но бросил, как он сам отмечал в автобиографии, из-за зависти учителей. В 16 лет начал адвокатскую практику, выиграв в суде дело своего отца, да так, что его противник с другой стороны лично его поздравил. В качестве домашнего учителя работал в семьях аристократов под Неаполем. Заботясь о большой семье, Вико подрабатывал, сочиняя оды «на случай», свадебные поздравления, хвалебные биографии. В конце 90-х гг. XVII века получил должность профессора риторики в неаполитанском университете, а в конце жизни король Карл Бурбон даже пожаловал ему должность придворного историографа.

Главная работа, которая обессмертила Вико, – «Основания новой науки об общей природе наций» или просто «Новая наука» (издания 1725, 1730, 1744, уже после смерти автора). Все три издания друг от друга отличаются, т.е. сильно переработаны. Интерес представляют идеи Вико, связанные с осмыслением им особенностей и характера протекания исторического процесса. В этом контексте он обращался и к осмыслению проблем, связанных с духовной стороной развития социумов или наций.

Характер исторического процесса определялся Вико как циклическое развитие человеческих социумов по спирали.

Ученый исходил из того, что человечество развивается под влиянием внутренних процессов. Исторические явления закономерны и повторяемы. Для всех народов можно выявить одну идеальную схему исторического процесса, по которой можно построить конкретную историю каждого народа. Ученый выделяет три стадии развития любого исторического цикла: божественную, героическую, человеческую. Европа прошла два этапа (эпоху богов, или период варварских королевств; эпоху героев, то есть собственно феодализм).

Сейчас, в современное ему новое время, она переживает третью фазу – эпоху людей. Таким образом, в основе теории циклического развития Вико – идея круговорота, но не простого, а по своеобразной спирали, т.е. с усвоением всего нового и полезного, что создано предыдущим циклом.

Состояние каждого этапа можно зафиксировать по четырем социальным параметрам: внутренняя природа людей, нравы эпохи, естественное право, форма государства. Сущность состояния любой нации видоизменяется трижды, а эти компоненты, присутствуя всегда, эволюционируют вместе с нацией. Таким образом, Вико предлагает как бы идеальную схему развития любого социума, отсюда и название его работы – «Новая наука об общей природе наций».

Далее, основной движущей силой социумов или народов, по мнению Вико, является принцип общественного взаимодействия.

Смена основных циклов в концепции Вико осуществляется в ходе общественного противостояния. Инструментом такого взаимодействия является государство и сопутствующее ему право.

Вико рассматривает их как инструмент насилия в процессе борьбы привилегированных слоев общества (национальной элиты) и маргиналов (асоциально ориентированной толпы).

Концепция Вико пессимистична, он не видит здорового начала ни в стремительно вырождающихся элитах, ни в люмпенизированной, маргинальной части населения, которая выступает источником нестабильности.

Первый этап развития любой нации – эпоха (век) богов. Условно, для Европы это – период варварских королевств, для Греции и Рима – «легендарные» века их истории, времена «отцов-основателей».

Внутренняя природа людей эпохи богов основывалась на признании личных заслуг как подтверждении «богоизбранности». Это был удел только самых незаурядных личностей.

В подтверждение своего утверждения Вико приводит весьма наивные соображения, но их интерпретация вполне актуальна до сих пор. По мнению Вико, первоначально окружающий мир был дик и грозен и выжить в нём могли не все. Вико считал, что первых людей создал Бог, они были гигантского телосложения и блуждали по горным вершинам как звери. Это было время гигантов, которые распространились по всей Земле и только потом выродились в обычных людей. Первые молнии после Великого Потопа повергли людей в шок, состояние страха и изумления. Только немногие из них смогли проявить инициативу, справиться со своим страхом и обратиться к Богам, посчитав, что только на небесах могут жить те, кто насылает на людей неприятности. Первые гиганты, «увидевшие» («выдумавшие») Богов, в глазах окружающих и стали «избранными».

Нравы людей рассматриваемого этапа основывались на страхе перед сверхъестественным, которое они сами и персонифицировали, создавая затем мифы и предания. Рационально объяснить для себя окружающее первые люди ещё не могли, поэтому нравы основывались на поэтике, на образном мировосприятии окружающего. Неслучайно «первыми мудрецами были поэты-теологи», которые творили окружающий мир, выдумывая богов по своему образу и подобию. Поскольку люди воспринимали окружающее только образно, фантастически, весь мир был наделён «одушевленными субстанциями», которым и покланялись.

Естественное право основывалось на идее личного авторитета, в соответствии с которой индивиды, первыми обратившие свои взоры к богам, занимали в обществе привилегированное положение и имели право распоряжаться другими. Страх перед богами заставил первых гигантов укрыться в горах, вести оседлый образ жизни и поклоняться выдуманным богам. Гиганты, собравшие вокруг себя бродящих людей, и стали первыми господами. Вико называет их Отцами или Главами Семей. За то, что они спасли в своих убежищах обычных людей, Главы Семей получили право распоряжаться любой собственностью. Аутсайдеры же стали первыми плебеями, получив в управление временную (прекарную) собственность.

Форма правления, государственность эпохи богов – теократия, власть жрецов. Итак, с течением времени Главы Семей, Отцы объединяются в города. В соответствии с нравами данной эпохи, авторитет в обществе мог иметь только религиозные основания. Постепенно все Главы Семей параллельно становятся и жрецами первых городов. Поэтому миром правит теократия.

Второй этап эволюции нации – эпоха (век) героев. Условно, для Европы это – классическое средневековье, для Древнего Мира – периоды Гомеровской Греции и Рима эпохи Царей.

Внутренняя природа людей этой эпохи основывалась на восприятии благородства происхождения. Потомки первых Глав Семей и Жрецов первых городов обладали наследственной избранностью, превосходством над остальными людьми. Они могли и брали на себя ответственность.

Нравы людей этого периода были «гневливы и щепетильны». Во главу угла ставилась честь, благородство нельзя было запятнать неподобающим, низким проступком. Всё основывалось на традиционном кодексе поведения.

Естественное право основывалось на праве силы, но ограниченном честью, благородством происхождения. Эпоха героев – это время непрерывных войн с целью демонстрации своей доблести.

Форма правления, государственность эпохи героев – аристократический режим, опирающийся на сословные ограничения. Аристократия считала своё происхождение божественным, тогда как у плебеев оно было низким. Однако с течением времени плебеев становилось всё больше, последние стали требовать себе прав. Потомки прежних глав Семей вынуждены были объединиться и создать охранительный режим. Ограничения были закреплены сословным состоянием. Подобная система координат фиксировалась с помощью религиозных установок.

Третий, завершающий, этап национального развития – эпоха (век) людей. Условно, для Европы это Новое время, для Рима – республика и империя, для Греции – полисы и греко-македонская монархия.

Внутренняя природа людей в рассматриваемый период основывалась на рассудке, на понятии равенства всех индивидов. Естественная убыль аристократии и демографические процессы привели к перемешиванию и растворению исторических различий. На первый план выходят различия имущественные, а во всём остальном люди равны.

Нравы основываются на формально-юридических принципах. Кодекс поведения гражданина имеет формально-юридический оттенок и фактически не касается морального и этического аспектов поведения.

Естественное право основывается на идее гражданской сознательности. Общество, в котором «все уравнены законами», естественно и необходимо. Абсолютизируется логика, «Человеческий Разум».

Форма правления, государственность в век людей, – как это ни парадоксально, – монархия, закономерно сменяющая сломавшие старую аристократию народные республики. Связано это, по мнению Вико, с тем, что, как только плебеи героических городов возросли в числе, они стали издавать законы без санкции аристократии. Общественное противостояние привело и к смене формы государственности. Однако в народных республиках сразу возникли партии, начались восстания и гражданские войны. Таким образом, сильная власть приходит только в форме монархии, которая является, по мнению Вико, оптимальным вариантом правления.

Итак, хорошо заметно, что стержнем нации в интерпретации Вико является её духовная сторона. Одним из первых он пытался структурировать это аспект социальной истории человечества.

И снова по кругу.

Теория циклического прогресса Дж.Вико

Для самих философов Джамбаттиста Вико фигура знакомая, но малоизвестная аудитории широкой. Его труды по истории философии и ее методологии стали камнем преткновения для многих философов. Concepture публикует третью статью из курса «Философские концепции исторического процесса» о теории прогресса Дж.Вико.

 

Джамбаттиста Вико родился в 1668 году в густонаселённом итальянском городе Неаполь, втором городе Европы по величине того времени. Достаточно большую роль в развитии жизненных интересов и основного способа времяпровождения сыграло его семейное окружение: отец Вико был книготорговцем. После окончания школы главным направлением его мысли стала философия, которой он посветил всю свою жизнь. В 1697 он был избран в Неаполитанский университет в должности профессора риторики, где проработал до конца жизни, в последствии также активно выступал с критическими лекциями на научных мероприятиях, а также подрабатывал гувернёром у детей местных аристократов.

В 1725 году Дж. Вико в своём сочинении «Основания новой науки об общей природе наций, благодаря которым обнаруживаются такие новые основания естественного права народов» заложил основы философии истории и её методологии. Изложенные Вико идеи имели достаточно существенное влияние на Арнольда Тойнби, Освальда Шпенглера, Питирима Сорокина и многих других.

Отвергнув разработанную Рене Декартом и достаточно популярную в XVII-XVIII веках концепцию всеохватывающего рационализма, а также естественнонаучную концепцию универсальности математической методологии, Джамбаттиста Вико указал на то, что история – продукт исключительно человеческой деятельности, а человеческая сущность завязана на желаниях, страхах и надеждах.

Вико одним из первых заговорил о фундаментальной разнице между точными и гуманитарными науками, о невозможности применения классической научной рациональности при изучении истории человечества.

Таким образом, Вико рассматривал в качестве необходимого объекта изучения источники, в которых было запечатлено коллективное сознание. На разных этапах истории оно отражалось в продуктах человеческой культуры посредством языка – в поэзии, прозе и религии, а также в законах, обычаях и социальных структурах.

Взяв за основу «триумвират» Древних Египтян относительно своей концепции истории – Век Богов, Век Героев и Век Людей, Вико развил эту идею и выдвинул тезис, что любая нация проходит через три исторических этапа в своём развитии. И каждому из трёх таких этапов соответствуют три вида нравов, три типа права, три разновидности языка и три способа государственного правления.

Также стоит отметить последующую популярность подобного тройственного деления в философии: например, один из крупнейших немецких философов Георг Вильгельм Фридрих Гегель, не слишком близкий по своим представлениям с Вико, выделял три этапа развития права (причём каждый этап включал в себя, в свою очередь ещё три основных подкатегории), три классических закона диалектики, три понимания сущности государства.

Дж. Вико в центр исторического развития ставил объективирующееся вовне сознание, а сам механизм развития рассматривал как круговорот (corsi е ricorsi), как непременное и неизбежное изменение социальных парадигм. В качестве исходной точки и критерия прогресса он выделял индивидуальную человеческую свободу и юридический механизм её обеспечения – развитие законодательства, улучшение работы органов правосудия и так далее. Давайте рассмотрим все три цикла подробнее. 

«Божественная» эра

Является эрой генезиса социальных институтов, формирования письменности и мифов. Преобладает теократическое правление, и религиозные нормы выступают основным регулятором общества. Вико исключительно положительно оценивает влияние религии на данном этапе, поскольку она является инструментом аккумулирования общественного сознания. Также большую важность имеют мифы: они позволяют прочесть часто эмпирически обусловленное эмоциональное представление людей о реальном мире и представляют собой субъективную картину истории божественного века, по которой можно изучать как саму человеческую историю, так и особенности человеческого характера и менталитета.  

«Героическая» эра 

Эра аристократов, полярно-феодального разделения человеческого общества, распространения насилия как основного способа разрешения конфликтов и обеспечения интересов. В таком цикле основными человеческими идеалами являются мужество и власть.

«Человеческая» эра

Только в ней начинает работать, по мнению Вико, картезианский рационализм. Разум влияет на общественное устройство, которое под этим воздействием демократизируется, происходит всеобщее и многоаспектное улучшение общественной жизни; право, построенное на принципах равенства людей перед законом, является основным социальным регулятором.

Таким образом, история представляется собой цикл взросления каждой нации – от наполненного эмоциональными фантазиями детства к зрелому рациональному состоянию. Циклы меняются не плавно и безболезненно: причина смены каждого – общественный распад вследствие неизбежно возникающих социальных конфликтов. В божественной эре неизбежны патриархальные и религиозные конфликты, в героической – столкновение богатых и бедных социальных слоёв.

Однако «человеческая» эра не представляет собой венец общественного творения, не является финальной точкой социального прогресса. Человечество, достигая всё большего совершенства в науке, культуре, правовом регулировании и гражданском обществе, пожирает посредством неизбежных конфликтов само себя и отправляется в новое варварство, где на более высоком уровне цикличное развитие начинается заново.  Получается, что исторические циклы бесконечны, однако каждый раз точка возврата располагается выше, что и является, по мнению Дж. Вико, прогрессом человечества. Выход из этой своеобразной вечной спирали невозможен, однако развитие определённой нации в исключительных случаях может быть остановлено под воздействием другой: подобное, например, со временем случилось с индейцами, после того как в XV веке была открыта Америка.

Вико подчёркивал важность для исторического процесса изменений, происходящих в коллективном сознании, необходимость и незаменимость изучения культуры человечества. История, по его мнению, циклична и спиралевидна и состоит не из случайностей, а из актов деятельности человека, которая на каждом этапе обуславливается определённым набором факторов.

А искусство, в том числе литература, архитектура и живопись, мифология и религия, правовые и государственные институты суть запечатлевшее время зеркало, в котором отражается человеческая сущность каждой эпохи.

Джамбаттиста Вико | Итальянский философ

Giambattista Vico

Смотреть все медиа

Год рождения:
23 июня 1668 г. Неаполь Италия
Умер:
23 января 1744 г. (75 лет) Неаполь Италия
Предметы изучения:
Провиденс философская антропология социальная эволюция

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Джамбаттиста Вико (родился 23 июня 1668, Неаполь [Италия] — умер 23 января 1744, Неаполь), итальянский философ истории культуры и права, признанный сегодня предшественником культурной антропологии или этнологии. Он пытался, особенно в своем основном труде « Scienza nuova » (1725; «Новая наука»), добиться сближения истории, с одной стороны, и более систематических социальных наук, с другой, так, чтобы их взаимопроникновение могло образовать единую науку о человеке.

Вико был сыном бедного продавца книг. В доме его семьи все жалко жались друг к другу в комнате с земляным полом, которая использовалась одновременно как книжный магазин, гостиная и кухня. Когда ему едва исполнилось семь, Вико повредил голову, упав с лестницы, ведущей на небольшой чердак второго этажа, служивший спальней. Травма оказалась настолько серьезной, что врач предсказал, что она приведет к смерти или слабоумию. Хотя рана зажила, он стал суровым и меланхоличным по характеру. Позже Вико признал это в своей автобиографии и заметил: «Такой природой обладают люди с глубоким и деятельным духом».

Он недолго посещал различные школы, в том числе иезуитский колледж, но в основном был самоучкой. Ему приходилось заниматься при свечах в убогой комнате, битком набитой большой семьей. Он часто пропускал занятия, потому что его посредственные учителя не могли предложить ему ничего, кроме сухой схоластики, системы западно-христианской философии, которая процветала с 11 по 15 века, но сильно пришла в упадок ко времени Вико. Несмотря на свою бедную жизнь, ему иногда удавалось сбежать в сельскую местность; эти экскурсии открыли огромные горизонты за пределами его ограниченного раннего окружения. Фактически, личный опыт, а не чтение, был первоисточником уникальной гениальности Вико, хотя его чтение было обширным, разнообразным и всегда отличалось личной интерпретацией.

Во время чтения Вико встретил своего первого учителя, греческого философа Платона. Критический дух быстро вмешался, и он обратился к Тациту, римскому историку, и к Макиавелли, итальянскому государственному деятелю и политическому философу, которые изображали людей не такими, какими они должны быть, а такими, какими они, к несчастью, являются. Таким образом, вскоре важным элементом его мысли стали контрасты: между природой и духом; между телом, как «этой мрачной тюрьмой», и душой; между высокими устремлениями заточенной души и падением, ожидающим ее, когда она уступит желаниям чувств.

Викторина «Британника»

Философия 101

Мысль Вико становилась все более независимой, и он предпочитал медитировать в одиночестве; но в то же время он часто посещал модные салоны, где встречался с несколькими учеными того времени, такими как Томас Корнель, французский драматург, и Джованни Марио Крескимбени, историк литературы, с которыми он дискутировал. Постепенно этот круг ученых увлекся идеями Рене Декарта, Бенедикта де Спинозы, Джона Локка, проникавшими в Неаполь в конце 17 в. Хотя Вико был отдаленно вовлечен в споры, он продолжал больше полагаться на курс своего собственного самообучения.

После приступа сыпного тифа Вико покинул Неаполь и принял должность наставника в доме Дука делла Рокка в Ватолле, к югу от Салерно, где он написал свои самые аутентичные и самые унылые стихи. Там, тайно влюбленный в свою ученицу, юную Джулию делла Рокка, он познал боль «социальных барьеров» — барьеров, которые были непреодолимы, потому что они были остатками укоренившихся древних структур. Джулия, которая восхищалась Вико, умерла в возрасте 22 лет, вскоре после замужества с молодым человеком «из ее круга». Хотя Вико всегда стремился к миру во всем мире, он чувствовал, что разлад, который управляет отдельными людьми, распространяется и что сама история лишь частично подчиняется замыслам Провидения.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Следующие несколько лет после возвращения в Неаполь для Вико были менее трудными. Он оправился от своей злополучной страсти и в декабре 1699 года женился на подруге детства Терезе Дестито, которая была благонамеренной, но почти неграмотной и неспособной его понять. В том же году он получил кафедру риторики в Неаполитанском университете. Одной из обязанностей профессора риторики было открывать учебный год латинской речью, и Вико выполнял эту обязанность, читая вводные лекции между 169 г.9 и 1708. Последний, напечатанный в 1709 году под названием De Nostri Temporis Studiorum Ratione («О методе исследований нашего времени»), богат его размышлениями о педагогических методах. За этой работой почти сразу последовала публикация великого метафизического эссе Вико De Antiquissima Italorum Sapientia («О древней мудрости итальянцев»), которое было опровержением рационалистической системы Декарта.

Этот спокойный период, во время которого он привел к себе своего престарелого отца, длился недолго. Трое из его восьми детей умерли в раннем возрасте, а еще один, Игнацио, доставил родителям сильное беспокойство и даже был посажен в тюрьму за свои долги. Вико также был разочарован своей карьерой, которая поначалу казалась многообещающей. Ему не удалось получить более престижную и лучше оплачиваемую кафедру права, которую он активно добивался. Когда в одном из научных изданий появилась заметка с пренебрежением к его работе, его вспыльчивый характер воспламенился, и он написал в ответ памфлет «Vici Vindiciae» («Оправдания Вико»). Ему было грустно видеть, что так много посредственных мыслителей пользуется благосклонностью, и что он не может обеспечить публикацию своей самой важной работы.

Концепция собственной философии Вико | Новое искусство автобиографии: очерк жизни Джамбаттисты Вико, написанный им самим

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНовое искусство автобиографии: эссе о жизни Джамбаттисты Вико, написанное им самимФилософия 17-18 вековИстория западной философииСоциальная и политическая философияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНовое искусство автобиографии: эссе о жизни Джамбаттисты Вико, написанное им самимФилософия 17-18 вековИстория западной философииСоциальная и политическая философияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Verene, Donald Phillip,

‘Концепция Вико его собственной философии’

,

Новое искусство автобиографии: эссе о жизни Джамбаттиста, написанное самим собой

(

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

.

1991;

Online Edn,

Oxford Academic

, 3 октября 2011 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198239000.003.0004,

Доступ к 13 фунтам.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНовое искусство автобиографии: эссе о жизни Джамбаттисты Вико, написанное им самимФилософия 17-18 вековИстория западной философииСоциальная и политическая философияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНовое искусство автобиографии: эссе о жизни Джамбаттисты Вико, написанное им самимФилософия 17-18 вековИстория западной философииСоциальная и политическая философияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В этой главе исследуется концепция Джамбаттисты Вико его собственной философии, основанная на его автобиографии. Он анализирует жизнь Вико как серию философских мыслей и предполагает, что педагогика, право и поиск науки мудрости доминируют в его мыслях и карьере. Он оценивает Vico New Science и утверждает, что его рассказ о собственной жизни является проверкой принципов его собственной философии.

Ключевые слова: Джамбаттиста Вико, философия, автобиография, философские мысли, педагогика, право, новая наука

Предмет

Социальная и политическая философия Философия 17-18 вековИстория западной философии

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.

Оставить комментарий