Этапы развития детского рисунка: Этапы и стадии развития детского рисунка

Этапы и стадии развития детского рисунка

В этой статье освещены основные этапы и стадии развития детского рисунка:
1,5 — 3,5 года — период «каракулей». Этот период можно разделить на три основные стадии. Первые графические проявления возникают случайно. Складывается впечатление, что ребенка интересует в первую очередь не изображение, а карандаш. Чаще всего ребенок рисует прямые короткие горизонтальные или вертикальные линии, точки, галочки, спиралеобразные линии. Постепенно каракули упорядочиваются, штрихи ложатся рядом, становятся ритмичными — возникает стадия ритмических каракулей. Третья и последняя стадия доизобразительного периода рисования возникает тогда, когда ребенок вначале рисует, а потом, «увидев» в рисунке образ предмета, — называет его. Тогда на вопрос: «Что ты нарисовал?» — ребенок может с равной вероятностью дать любое название своему рисунку. Это может быть и солнышко, и мама, и яблоко . То есть появляется ассоциация между изображением на листе и образом, имеющимся у ребенка (возникает так называемая ассоциативная стадия).

3-5 лет — период примитивной изобразительности. Ребенок пытается через линию выразить эмоции и движения (например, прыгание девочки изображено в виде зигзагообразной линии).
6-7 лет — период схематичных рисунков. ребенок рисует схематические изображения предмета часто по памяти, а не с натуры. Он рисует то, что знает о данном предмете. Например, когда ребенок рисует всадника на лошади в профиль, он рисует у всадника обе ноги. Или, изображая человека в профиль, он делает на рисунке два глаза.
8-9 лет — период форм и линий. Ребенок испытывает потребность не только перечислять конкретные признаки описываемого предмета, но и передавать формальные взаимоотношения частей. Рисунки еще имеют вид схемы, и в то же время появляются первые задатки изображения, похожего на действительность.
После 9 лет — начинается период правдоподобных изображений. Этот этап характеризуется тем, что рисунок имеет вид силуэта или контуров без передачи перспективы, пластичности предмета.

РИСУНКИ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНОМ ВОЗРАСТЕ
3,5 года — ребенок чаще всего рисует круг или овал, представляющий в большинстве случаев лицо, так как лицо ребенок воспринимает в качестве наиболее важной части фигуры. Непосредственно к голове ребенок присоединяет ноги, так возникает известный рисунок головонога.

3,5-4 года — у головонога появляется туловище, затем глаза, рот и волосы.
5 лет — туловище изображается в виде круга, овала, треугольника или четырехугольника. Голова непосредственно соединена с туловищем. Пропорции головы и тела, как и длина, а также присоединение конечностей, еще не находятся в согласии.
6 лет — прибавляются такие детали, как уши, волосы.
7 лет — ноги помещаются ближе друг к другу, руки присоединяются в правильном месте на высоте плеч, появляется намек на шею. Ребенок совершенствует прическу и одежду.

 

 

 

 

 

8 лет — переход от рисунка анфас к частичному или полному профилю.

 

 

 

 

 

9 лет — в рисунке все чаще присутствует попытка изобразить движение. В профильном рисунке это обыкновенно отображение ходьбы, в рисунке анфас — фигура несет, например, сумку. В этом возрасте развитие рисунка в общих чертах заканчивается, в последующие годы происходит лишь его совершенствование.

4.3. Стадии развития детского рисунка. Психология детского творчества

4.3. Стадии развития детского рисунка

Первые детские рисунки называются по-разному: и «марания», и «каляки», «каракули». В. Штерн [199] соотносит их с детским лепетом, подчеркивая тот факт, что и лепет, и каляки – начало нового этапа освоения мира.

Прежде чем начать рисовать, ребенок должен научиться воспринимать чужой рисунок как изображение предметов, только тогда и свою собственную активность впоследствии он сможет осознать как создание таких картинок [115]. Постепенно между случайно начерченными каракулями и знакомым предметом возникает связь по сходству, и рисование включается в двигательную игру, отображающую жизненные ситуации [128].

Позже слово начинает вносить символическое значение в рисунок; оно закрепляет связь рисунка и предмета, что позволит формировать замысел. Тогда калякам будет придаваться то или иное значение. Наконец ребенок начнет рисовать намеренно, предваряя процесс собственным замыслом или указаниями взрослых. Готовность к воспроизведению собственных каракулей включается в зарождающуюся знаковую функцию сознания: ребенок начинает давать каракулям названия, и графические построения обретают значение.

Поскольку развитие детского рисунка идет в нескольких направлениях одновременно, то и классификация стадий его развития оказывается крайне противоречивой в разных работах в зависимости от того, что рассматривается как развитие: взаимосвязь называния рисунка и процесса рисования, усложнение графического изображения или сюжета рисунка, структурирование пространства. Мы будем выделять этапы развития, внутри которых рассмотрим стадии или ступени, хотя надо учитывать, что в различных исследованиях одни и те же ступени развития могут быть названы и этапами, и стадиями, и шагами.

Не имеет значения, что называть стадией, а что – этапом, важно, что эти ступеньки развития отмечаются всеми без исключения авторами. Более того, этапы не появляются один за другим. На одном уровне развития рисунка каждый из этапов представлен в той или иной форме.

Первый этап – этап каракуль, или кинестетический рисунок, когда ребенок запечатлевает собственное движение по бумаге. Малыш, беря в руку карандаш, не стремится нарисовать что-то, он просто пробует свою руку и восхищается любым полученным результатом (рис. 4.2). Случайно возникающие формы становятся материалом для игры, причем удовольствие ребенок получает от простой активности на бумаге, от пятен краски, от того, как они сменяют друг друга. Он использует наиболее привычные движения: чиркания и круговые движения.

Каракули представляют собой графические следы, выполненные пальцем, карандашом, фломастером или любым другим предметом, способным оставлять след на поверхности листа, бумаги, стола, стены, обоев и т. д. Это могут быть точки, пятна, линии.

Нормально развивающийся ребенок начинает рисовать их в возрасте около одного года (рис. 4.3). Постепенно в этом процессе происходит координация ощущений в зрительной и двигательной сфере, что приводит ко все более изощренным линиям, усилению нажима на лист и тому, что зрение успевает следить за движением руки. Ребенок осознает, что может оставлять видимые следы в этом мире [131].

Рис. 4.2. Ребенок, увлеченный процессом нанесения краски на бумагу

Рис. 4.3. «Каляки» ребенка (Слава, 2 года 11 месяцев)

Р. Арнхейм [9] утверждает, что рисование – это движение, то есть процесс рисования является видом двигательного поведения человека, он развился из наиболее древних видов поведения – жеста, описания формы предмета по его контуру.

На этапе каракуль ребенок проходит несколько ступеней, на каждой из которых появляется нечто новое в его рисунке.

Очередная ступень, на которую ребенок переходит (обычно в возрасте до года), состоит в том, что он обнаруживает определенную взаимосвязь: кроме того, что оставленные им каракули могут существовать сами по себе, они могут означать еще и нечто другое. Он отмечает, что взрослые пытаются связывать то, что есть на бумаге, с реальными объектами. Тогда и он сам начинает интерпретировать то, что было нарисовано. Однако слишком неточное изображение позволяет обозначать одно и то же самым различным образом, а потому он может составить целый рассказ, в котором одна и та же форма выполняет разные функции.

Теперь отдельные изображения становятся элементами графического языка, при помощи которого ребенок создает изображения людей, животных и предметов окружающего его мира. Малыш, как волшебник, может вызывать к жизни существа. Он их нарисовал – и они есть. Он их не нарисовал – и их нет [131].

В египетском мифе бог Тот с лицом Ибиса пишет имя фараона. И пока он не напишет имени, фараон не существует. Ребенку свойственно мифологическое мышление, не чувствительное к фактам (то есть факты не могут изменить представление ребенка, оно меняется только под воздействием другого представления), не чувствительное к числу (малыш еще не освоил количество и легко воспринимает единое как многое).

Оно сильно до тех пор, пока правое полушарие мозга осуществляет ведущую роль в познавательных процессах. Как только левое полушарие в связи с развитием речи примет эту функцию на себя, ребенок будет способен к логике взрослых [98]. А пока он, как бог, создает и уничтожает маленькие вселенные на своих листочках бумаги.

Следующей ступенью в освоении пространства листа будет ощущение края. Оно возникает между первым и вторым годом жизни. Если в первых рисунках ребенок легко заходил за края рисунка, не замечая этого, упоенный самой возможностью реализоваться в зафиксированном движении, то теперь он уже видит границу рисунка, и рука четко останавливается перед краем, или линии загибаются в области угла (рис. 4.4).

Рис. 4.4. Ощущение края на рисунке ребенка (Арсений, 4 года)

Постепенно ребенок выделяет необходимые и достаточные признаки, характеризующие различные объекты. Это сложнейшая задача – нарисовать собаку так, чтобы ее никто не спутал с человеком. Ребенок должен знать, сколько конечностей у того и другого, каковы их типичные позы и т.

 д. Таким образом, рисование само по себе активизирует процесс познания, умение видеть и понимать, соотносить и размышлять.

К трем годам малыш все чаще и точнее изображает окружности. Сначала они похожи на непрерывный клубок, затем превращаются в отдельные кружки, которые он связывает с конкретными предметами. Считается, что появление окружностей связано с созреванием нервной системы, ответственной за координацию. Но есть и психоаналитическое объяснение, что таким образом ребенок изображает грудь матери. Однако даже дети, выращенные в детском доме, вскормленные искусственно, точно так же рисуют окружности, что опровергает эту интерпретацию.

Круг – это самый простой рисунок и самая распространенная фигура в природе [62]. Есть и представление о том, что в своих рисунках ребенок отражает развитие частей его тела. Например, первое появление окружности соотносится с закрытием главного родничка на голове, а появление зубцов в рисунках – с началом смены зубов у детей [154]. Доказательная база более сильна только у первого из этих представлений (хотя и она нуждается в более сильных аргументах).

Трехлетний ребенок, уже привыкший к карандашу и бумаге, сначала рисует фигуру, затем ее интерпретирует, хотя чуть позднее он может вновь изменить изображение в зависимости от направления игры или сказки. Например, нарисовав случайно неровный овал, он говорит: «О, киска получилась». Затем работает с этим образом, добавляя к нему необходимые элементы. Однако в любой момент в зависимости от настроения или внешней ситуации он может сказать, что «она не получилась». После этого он начинает новый рисунок либо с радостью обнаруживает, что киска превратилась в другой персонаж, причем это может быть и человек, и животное, и неживой объект. Для ребенка, чтобы приписать новую принадлежность его рисунку, будет важно не содержание этого объекта, а его форма.

Постепенно непрерывное фантазирование заменяется иной стратегией рисования: прежде чем дотронуться до листа бумаги, ребенок имеет в голове первоначальный замысел, которого он придерживается некоторое время. Например, садясь за стол, он объявляет, что будет рисовать кошку (рис.

 4.5). Теперь рисунок будет оставаться рисунком кошки до конца игры-рисования. Однако такая кошка не сидит на месте, а активно участвует в игре, то выпуская когти, то прыгая, то ласкаясь. Поэтому со временем рисунок для внешнего наблюдателя все менее и менее соответствует замыслу, оставаясь для ребенка таковым.

В процессе рисования ребенок комментирует свои действия, если у него есть благодарные слушатели. Но и оставшись один, он продолжает говорить за своих героев, хотя комментарии становятся более короткими. Поэтому всегда, особенно в естественной для ребенка домашней обстановке, слышится бурчание, в котором можно разобрать реплики участников действия.

Возможности ребенка будут расти, а игра с героями будет еще долго продолжаться. Она будет усложняться записями слов, доступными маленькому художнику для написания (рис. 4.6).

Рис. 4.5. Кошка и клубок (Арсений, 3 года)

Рис. 4.6. Рисунок-игра с подписями имен главных героев (Станислав, 5 лет)

Детское рисование требует огромного количества листов бумаги, поскольку малыши не стирают – это в этом возрасте долгий процесс, а ненужная черточка мешает воображению ребенка. Он вновь и вновь воспроизводит на листе бумаги похожие как две капли воды формы, так что внешнему наблюдателю смена листов бумаги кажется бессмысленным занятием. Однако в процессе этой деятельности, поскольку теперь изобразительная активность ребенка обрела цель, он укрепляет руку, карандаш все более и более точно движется по листу, а художник все более точно представляет свой замысел.

Важный параметр, влияющий на творчество, – эмоциональное состояние творца. Рисунки характеризуют самого ребенка больше, нежели служащий моделью предмет [62]. Это легко заметить по рисунку. Кошка, которая лежит перед ребенком, свернулась в клубок, и ее лап не видно. Но ребенок знает, что у нее есть лапы, поэтому он честно рисует то, что не видят его глаза (см. рис. 4.1 и 4.5). Опыт рисования заставляет его сличать рисунок и оригинал. Если рядом окажется компетентный взрослый, который будет осторожно обращать внимание ребенка на разницу, ребенок быстро научится рисовать то, что он видит, особенно при наличии образной памяти, более того, он просто научится видеть.

Мы уже отмечали, что человек видит лишь то, к чему готов. Ребенок рисует лапу кошки. Но он замечает, что она не похожа на реальную. Он вглядывается в реальную и видит когти. Тогда он рисует когти. Некоторое время это большее сходство его удовлетворяет. Но он вновь видит неточности, особенно в тех случаях, когда ребенок находится в детском коллективе и может сравнивать свои рисунки с другими, или есть взрослый, готовый помочь. Тогда он учится рисовать не лапу-палку а лапу с изгибом (см. рис. 4.1 и 4.5). Так постепенно идет познание мира с одновременным обучением видеть формы, цвет, текстуру, световые блики.

Таким образом, развитие художественного мастерства ребенка движется в нескольких направлениях. С одной стороны, из спонтанной активности на бумаге оно переходит к связыванию изображенного с теми или иными образами, с другой – он сначала предсказывает будущий образ, а затем реализует его на бумаге.

К пяти годам у нормально развивающегося ребенка складывается индивидуальная символическая система, позволяющая ему использовать пространственные и цветовые коды для передачи информации при помощи рисунка [131].

Следующим этапом развития детского творчества будет рисование человека.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Причины развития детского аутизма

Причины развития детского аутизма Поиски причин шли по нескольким направлениям. Как уже упоминалось, первые обследования аутичных детей не дали свидетельств повреждения их нервной системы. Кроме того, доктор Каннер отметил некоторые общие черты их родителей: высокий

Стадии развития

Стадии развития За двадцать пять лет работы с детьми с особыми потребностями мы выделили стадии, которые мы называем уровнями функционального эмоционального развития[16]. Первые из них перечислены в таблицах 3. 1 и 3.2. Их освоение крайне важно не только для нормального

Психологическая дифференциация, или усложнение, рисунка в процессе развития

Психологическая дифференциация, или усложнение, рисунка в процессе развития Первые исследователи графического самовыражения ребенка обратили внимание на тот факт, что с возрастом происходит не только усложнение структуры изображаемой фигуры человека, но также

Количественная оценка рисунка в изучении психического развития ребенка: номотетический анализ

Количественная оценка рисунка в изучении психического развития ребенка: номотетический анализ Системное изучение графического поведения детей ведет свой отчет с конца XIX века. Создатель эволюционной теории Чарльз Дарвин считал детские рисунки важнейшей частью своих

Стадии психосексуального развития

Стадии психосексуального развития Теория психосексуального развития Зигмунда Фрейда – одна из самых известных и противоречивых теорий в области психологии. Фрейд утверждал, что личность человека формируется в раннем детстве, к шести годам, и что если все

Стадии нравственного развития

Стадии нравственного развития Теория нравственного развития Кольберга базируется на трудах знаменитого швейцарского психолога Жана Пиаже. Однако если Пиаже описывал этот процесс как состоящий из двух стадий, то Кольберг выделял шесть стадий и три уровня. По его

4.2. Универсальность детского рисунка

4.2. Универсальность детского рисунка Где бы ни жил ребенок, к какой бы культуре ни принадлежал, он будет проходить через одни и те же этапы развития рисования. Такая универсальность детского рисунка рассматривается даже как подтверждение психобиологического единства

4.7. Диагностические возможности детского рисунка

4. 7. Диагностические возможности детского рисунка Мы уже говорили, что дети используют изобразительный язык как знаковую систему, при помощи которой можно моделировать мир на листе бумаги, пока еще не освоен другой язык – письменный. С помощью рисунка ребенок выделяет

СТАДИИ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

СТАДИИ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ По традиции у мужчины потенциально существуют три стадии психологического развития. Архетипический паттерн предполагает развитие мужской психологии от бессознательного детского превосходства и совершенства через сознательное ощущение

Стадии, или уровни, развития

Стадии, или уровни, развития Любые состояния сознания характеризует одна немаловажная черта: все они преходящи. Даже величайшие пиковые переживания или изменённые состояния, вне зависимости от того, как они были достигнуты, приходят, некоторое время длятся, а затем

Стадии развития анимуса

Стадии развития анимуса 1) Анимус как чужеродный ДругойЖенщина (или девушка) чувствует свою тождественность с существующей где-то в мире матерью или женщиной. Она формирует, как мать или дочь, материнские или сходные с ними отношения с этой женщиной (или женщинами). Сила

Этапы развития рисования у детей 0-6 лет

  • Поделиться
  • Электронная почта

Вот краткий обзор увлекательных этапов развития ребенка, связанных с рисованием, и почему важно поощрять рисование маленьких детей.

Рисование — естественный процесс для всех детей. С младенчества дети начинают экспериментировать с инструментами для рисования и делать отметки на бумаге, и по мере взросления эти отметки начинают обретать смысл.

Рисование в конечном итоге становится способом выражения ребенком своего понимания мира и всего, что для него важно.

Узнайте, как дети учатся рисовать и почему это очень важно. Также дана разбивка по этапам развития рисунка в разном возрасте.

Как научить ребенка рисовать

В первые годы важно сосредоточиться на процессе творческого рисования, а не на продукте.

Нет необходимости формально учить детей рисовать. Лучший способ научить их — дать им возможность ознакомиться с материалами и инструментами для рисования и позволить им свободно выражать себя.

По мере того, как они растут и взрослеют, их рисунки становятся более подробными и отражают окружающий мир.

Хотя использование книжек-раскрасок в небольших дозах доставляет удовольствие и по-прежнему имеет определенную ценность, лучше ограничить их воздействие и выбрать свободное рисование, которое имеет большую творческую ценность.

Почему важно рисовать

Рисование в раннем и дошкольном возрасте дает много преимуществ.

  • Рисование развивает у ребенка мелкую моторику .
  • Развивает зрительно-моторную координацию .
  • Развивает творческое самовыражение посредством свободного рисования.
  • Рисование является основой предварительных навыков письма .
  • Развивает концентрацию внимания ребенка .
  • Развивает когнитивное понимание понятий.

Обведение рисунков или «обучение» ребенка рисованию по моделям не являются естественными и не соответствующими возрасту способами развития творческих способностей.

Этапы рисования

Вот характеристики различных этапов развития детских рисунков. Они не высечены на камне, поскольку дети развиваются со своей собственной уникальной скоростью.

Они будут достигать вех в своем собственном темпе, однако все они проходят одни и те же этапы, которые основаны на их уровне понимания.

Характеристики перечислены по возрасту.

П.С. Скачайте БЕСПЛАТНЫЙ набор печатных форм в конце поста. Существуют игры, которые помогут развить зрительное восприятие и мелкую моторику, что важно для развития рисования.

Информация в следующих разделах основана на книгах «Язык и готовность к школе», написанных Марти Питерс, и «Обучение через игру: руководство для родителей в первые пять лет», написанных Яном Натансоном.

12 месяцев: случайные метки и каракули

Первый этап рисования связан с изучением и развитием координации движений.

Примерно в возрасте от 15 до 18 месяцев у детей начинают появляться неконтролируемые каракули, которые ничего не представляют.

Фигуры

Младенцы начинают делать случайные отметки и вскоре начинают формировать:

  • каракули
  • вертикальные и горизонтальные линии
  • многострочные чертежи

Понимание

Для малышей рисование на самом деле связано с изучением причин и следствий, а также их способности создавать вещи.

Это не имеет ничего общего с созданием и представлением их мира, а больше связано с наслаждением их движениями и их эффектами.

Их каракули позволяют им узнавать о свойствах предметов, материалов и инструментов, таких как карандаши, ручки, краски, мелки и бумага.

Захват

Примерно с 15-месячного возраста малыши обычно могут хватать мелки всей рукой (ладонный захват).

2 года: контролируемые каракули

Этот этап известен как контролируемая каракули .

Характеризуется спонтанными круговыми или прерывистыми каракулями и точками.

Подобные каракули можно найти на всех детских рисунках в этом возрасте, и фигуры в них необходимы для развития навыков рисования и письма в дальнейшем.

Фигуры

Малыши начинают рисовать, включая:

  • горизонтальные и вертикальные линии
  • несколько петель и спиралей
  • грубо нарисованные круги
  • фигуры, напоминающие буквы T и V

Захват

Двухлетние дети учатся удерживать карандаш глубоко вниз по стержню по направлению к острию, используя большой палец и первые два пальца (так называемый захват штатива).

Обычно они используют предпочитаемую руку.

Понимание

В этом возрасте малыши начинают обнаруживать связь между совершаемыми ими движениями и следами на бумаге. Они начнут целенаправленно повторять движения.

К концу этого года эти рисунки превратятся в простых диаграмм .

3 года: основные фигуры

На этом этапе дети начинают использовать основные фигуры в своих рисунках, так как их мелкая моторика и зрительно-моторная координация улучшаются.

Фигуры

Рисунки в этом возрасте включают в себя следующие фигуры, объединенные различными способами:

  • круги и квадраты
  • креста
  • точки
  • фигуры, напоминающие буквы T, V и H

Рисунок человека

Первый рисунок человека обычно появляется в возрасте 3-4 лет.

Эти люди-головастики нарисованы только с головой и обычно ногами, непосредственно прикрепленными к голове.

Ручка

Трехлетний ребенок держит карандаш около кончика, между первыми двумя пальцами и большим пальцем.

Они используют свою любимую руку и хорошо держат карандаш.

В этом возрасте вы можете помочь своему ребенку развить хорошее владение штативом, используя треугольные мелки.

Понимание

В этом возрасте дети могут рассказать вам, что представляют их каракули, хотя вы, возможно, не сможете увидеть, что они описали.

Обычно они называют свою картинку во время рисования или после того, как она будет завершена, но они не начинают рисовать с четким планом того, что они будут рисовать.

Использование цвета на данном этапе нереально, и часто предпочитают использовать только один цвет.

4 года: узоры и люди-головастики

К 4 годам на детских рисунках начинают появляться узоры. Ребенок сделает образец и интерпретирует его как представление чего-то, дав ему ярлык.

Формы

Их рисунки включают:

  • Квадраты, круги и прямоугольники
  • Пробует треугольники и ромбы, хотя, возможно, еще не может их составить
  • Кресты
  • Письма (притворись, что пишешь)

Рисунок человека

Рисунок человека 4-летнего ребенка будет развиваться от головы с ногами до таких деталей, как глаза, поскольку для них важен зрительный контакт.

Они рисуют не то, что видят, а то, что знают, и добавляют детали по мере того, как они становятся для них важными.

Появляются такие детали, как руки, пальцы и туловище.

Рисование других изображений

К 4,5 годам они начинают комбинировать две или более фигур или форм вместе, чтобы сформировать основные изображения, такие как прямоугольник и круг, чтобы сформировать шляпу. Они часто узнают об этом от взрослых.

Первые фигуры, которые дети последовательно делают, обычно формируют людей, но позже включают в себя основные изображения, такие как дом или солнце.

Захват

На этом этапе они хорошо держат карандаш, по-взрослому.

Понимание

Рисование приобретает больше смысла и намерений. Дети обычно решают, что они будут рисовать, прежде чем они начнут.

Они намеренно пытаются комбинировать формы и линии вместе, и их изображения начинают выглядеть так же, как изображения, которые они описывают.

5 лет: рисунки и портреты

5-летние дети начинают проявлять творческий подход к своим рисункам.

Формы

Их чертежи будут включать:

  • Основные формы
  • Треугольники и ромбы
  • Спонтанные письма (для имитации письма)

Рисунок человека

Появляется портрет человека с множеством деталей, таких как волосы, руки и пальцы, ступни и тело.

Рисование других изображений

Они рисуют такие изображения, как животные, дома, транспортные средства, деревья, растения, цветы и радуги.

Они могут включать детали – например, рисунок дома с дверью, окнами, крышей и дымоходом.

Захват

К 5 годам дети должны научиться хорошо держать карандаш, мелок или кисть.

Понимание

Теперь дети будут рисовать спонтанно и начнут показывать в своих рисунках свое прошлое, интересы и опыт. Они рисуют то, что знают.

Их представления о людях, животных и домах постоянно меняются.

Они также назовут свою фотографию перед началом.

Они могут раскрашивать линии, но их использование цвета может быть нереалистичным.

В этот момент люди и предметы могут еще парить в воздухе, так как у детей все еще развивается пространственное восприятие.

Обычно они помещают себя в центр рисунка из-за своего эгоцентричного характера (видя себя центром мира).

6 лет: рисунки представляют интересы и опыт

К 6 или 7 годам у детей появляется собственный стиль рисования, который обычно узнают взрослые.

Фигуры

К 7 годам они смогут правильно рисовать круги, квадраты, прямоугольники, треугольники и ромбы.

Рисунок человека

В этом возрасте ребенок обычно останавливается на определенном изображении человека и склонен рисовать их всех с одной и той же базовой формой.

Например, они нарисуют всю семью с одинаковым контуром тела, но сделают членов семьи разных размеров и покажут пол с помощью волос и одежды.

Рисование других изображений

На рисунках изображены все виды животных и предметов, обычно те, которые их интересуют больше всего.

Обычно они рисуют животных с человеческими лицами.

Понимание

На этом этапе дети демонстрируют свой более высокий уровень познания, рисуя людей, животных и объекты на базовой линии, например, на земле или траве.

Они также демонстрируют восприятие, рисуя, например, деревья выше дома или маленькие цветы.

Этот рисунок показывает более глубокое понимание ребенком глубины и расстояния.

То, как они видят мир, исходит из их рисунков. Они опускают неважные вещи и увеличивают то, что для них важно.

Они могут нарисовать в доме маленькую дверь, достаточно большую для себя, или очень высокие окна, так как они не могут до них дотянуться.

Они также могут показывать движение в своих рисунках, изображая летящие объекты или широко расставляя ноги бегущего животного.

Использование цвета становится вполне реалистичным.

Я надеюсь, вам понравилось читать об этапах развития рисования у маленьких детей, и вы вдохновлены на то, чтобы поощрять своих детей к свободному рисованию и творческому самовыражению.

Получите БЕСПЛАТНЫЙ доступ к печатным головоломкам, историям, наборам заданий и многому другому!

Присоединяйтесь к Empowered Parents +, и вы получите загружаемый набор из печатных головоломок, игр и рассказов , а также набор «Обучение через игру» , который включает целый год занятий для детей от 3 до 6 лет.
Бесплатный доступ навсегда.

Регистрация бесплатной учетной записи Grow выполняется быстро и легко. Она позволит вам добавлять в закладки статьи для последующего чтения на этом веб-сайте, а также на многих веб-сайтах по всему миру, использующих Grow .

  • Поделиться
  • Электронная почта

Понимание детских рисунков и этапов развития

Я не хочу показаться назойливым, но я хочу проверить, предоставляете ли вы творческую отдушину своим детям. Предоставляете ли вы время и пространство для самовыражения? Он не должен быть грандиозным или дорогим. Это может быть так же просто, как карандаш, бумага и несколько минут непрерывного времени.

Возможно, вашим детям это неинтересно? Возможно, ваши дети уже занимаются множеством безумно увлекательных творческих занятий! Одной из областей творчества и самовыражения, которая меня особенно интересует, является создание меток или рисование.

Для детей в возрасте от двух до двенадцати лет самовыражение через искусство – очень важная вещь. Дети используют рисунок как визуальный язык – язык мысли, который помогает им учиться и постоянно развивается по мере их взросления. Детское искусство дает ключи к тому, что им нравится и не нравится, чего они боятся и чего они желают, и, что наиболее важно, что они ценят и что они понимают или достигли Их рисунки являются серьезными попытками придать форму окружающей их среде, выразить что-то о ней и представить его по-настоящему осмысленно. Их искусство показывает, как они видят, думают и чувствуют в данный момент времени. К счастью, родители могут многое узнать о своих детях, просто глядя на их рисунки и наблюдая за тем, как они работают . » – «Дети рисуют: руководство о том, почему, когда и как дети занимаются искусством» Мэрилин Дж. С. Гудман.

Но что такое двухлетний рисунок? Стадии развития детских рисунков в «Понимании детских рисунков» Кэти Мальчиоди включают:

  1. Писание (от 1,5 до 3 лет и старше)
  2. Основные формы (от 3+ до 4+ лет)
  3. Человеческие формы и начальные схемы (4-6 лет)
  4. Разработка визуальной схемы (6-9 лет)
  5. Реализм (9-12 лет)
  6. Подростковый возраст (13-17 лет).

Для моего малыша меня интересует этап Scribbling. Стадия каракулей, иногда называемая «манипулятивной» или «органической» стадией, может быть подразделена на:

  1. Неупорядоченная каракуля (18–24 месяца+) — соответствует сенсомоторной стадии Пиаже (0–2 года), отметки, сделанные движения от плеч ритмичными, часто многократными махами всей рукой, большими жестами. Ребенок сосредоточен на собственной двигательной активности и получении удовольствия от движения. Ребенок мало обращает внимания на границы и края бумаги и часто пишет за края страницы. Могут даже не смотреть на страницу во время рисования, так как концентрируются на движении. Большое значение имеют большие поверхности для бумаги/рисования.
  2. Контролируемое каракули — на этом этапе ребенок замечает взаимосвязь между движениями руки и отметками на бумаге. Ребенок может смотреть на каракули во время рисования. Ребенок может больше экспериментировать с линиями и цветом. Начните делать петли, круги, линии и завихрения. Метки становятся более утонченными и продуманными. Отметины становятся меньше и могут повторяться, с большим количеством вкраплений или скоплений точек. Знаки могут напоминать формы письма, такие как подписи взрослых!
  3. Именные каракули  — ребенок может стараться оставаться в границах бумаги, может уделять больше внимания размещению и расположению меток, возможно, рисуя больше в одной области бумаги. Может означать переход от кинестетического мышления к образному мышлению и приравнивается к дооперационной стадии Пиаже (2-7 лет), когда дети начинают использовать символическую игру, использовать язык (слова и изображения) для обозначения объектов (включая называние вещей). С помощью символического мышления дети могут классифицировать свое окружение по линии, форме, размеру и цвету. Дети могут выражать личность и характер (драматичный, сдержанный) через свои рисунки.

Я многое узнаю! На этапе каракулей « Возможность свободно рисовать, с правом выбирать цвета и осуществлять другие индивидуальные предпочтения способствует растущему чувству автономии ребенка, что важно для его/ее эмоционального роста » – Children Draw: A Guide к «Почему, когда и как дети занимаются искусством» Мэрилин Дж. С. Гудман. Дети рисуют: руководство о том, почему, когда и как дети занимаются искусством — это хороший источник информации, если вы хотите читать дальше или если у вас есть дети старшего возраста и вы хотите изучить другие этапы. Для тех, кто ждет, чтобы увидеть, как их дети рисуют людей, я считаю, что это происходит в возрасте 3-4 лет или около того.

Этапы ранней маркировки Создание изображения с помощью тестов

Сейчас не время беспокоиться о хватке карандаша. Важно отметить, что другие виды деятельности, использующие мелкую моторику (с использованием ножниц, головоломок, пластилина и пластилина), могут в значительной степени способствовать развитию силы рук и развитию хвата карандаша.

Отто (2,5 года) использует изображенный выше цилиндрический захват, я также видел, что он называется ладонно-супинатным захватом, когда ладонь ребенка соприкасается с письменными принадлежностями, а большой палец находится вверху. При использовании этого хвата большинство движений большие и начинаются с плеча, однако Отто также делает множество меньших отметок (например, его маленькие круги), которые возникают в результате движения его запястья. Я вижу, как он комбинирует большие и маленькие движения и знаки.

“Папина машина” – это четкое указание на то, что важно и происходит в жизни моего малыша. Мой муж едет на работу на своей машине, это важная часть дня.

Этот рисунок типичен для того, как мой малыш рисует прямо сейчас, контраст больших движений и более мелких, утонченных движений, и он в основном остается на странице. Буквально за последние две недели Отто (2,5 года) рисовал круги, тщательно следя за тем, чтобы круг был полным и замкнутым. Один из самых важных моментов в развитии детского рисунка наступает, когда дети обнаруживают, что теперь они могут превращать линию в замкнутую фигуру. Эта первая замкнутая форма, обычно круг, была описана как предварительная попытка ребенка сделать реалистичный рисунок. » – Дети рисуют: руководство о том, почему, когда и как дети занимаются искусством. Круг – это универсальный символ, который может представлять почти что угодно, а также относится к теории Пиаже о расширении символического мышления. ребенок создает свой первый символ или первое сознательное представительская попытка.  

Этот рисунок выглядит яростным и полным энергии! Большая часть этих отметок делалась одновременно двумя руками: оранжевый карандаш в левой руке и красный карандаш в правой руке. Много быстрых кругов. Также можно увидеть преднамеренную попытку остаться на бумаге.

Ресурс, который мы используем:

  • A2 или A3 Альбом для набросков альбомной ориентации — я считаю, что они хорошо подходят для нас, мы можем взять их на улицу, переместить по дому и убедиться, что мы используем обратную сторону бумаги без большого количества свободной бумаги летать вокруг.
  • Карандаши Woody 3-в-1 STABILO и цветные карандаши Lyra Groove Triple 3-в-1. Я обнаружил, что оба этих набора карандашей прекрасно моются, Отто рисует на столе и стенах, и мне всегда удавалось протереть их дочиста. Имейте в виду, что вам понадобится большая точилка для карандашей, хотя они могут быть дорогими (больше, чем карандаши), наша продлилась, мы используем точилку Lyra Groove (ссылка для Великобритании).

Оставить комментарий