Социальная философия софистов — NovaInfo 51
- Шарипов А.Н.
Башкирский государственный аграрный университет
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 19
CC BY-NC
Аннотация
В центре философии софистов находится проблема человека. Но проблема человека для них это проблема индивида. Софисты являются также сторонниками релятивизма.
Ключевые слова
ИНДИВИД, РЕЛЯТИВИЗМ, СОФИСТЫ
Текст научной работы
Расцвет деятельности софистов приходится на период Пелопоннесской войны (431-404 гг. до н.э.). Главной заслугой софистов считают постановку проблемы исходных начал познания и, в частности, социального познания. Они мало интересовались сущностью происходящих в природе явлений, их практически не интересовала онтология, все свое внимание они сосредоточили на человеке, который рассматривался, с одной стороны, как познающее существо, с другой стороны – как существо социальное.
Софисты в своей социальной философии, как и Демокрит, исходят из отдельного индивида. Такая установка отчетливо проявляется в релятивизме, господствующем в философских рассуждениях софистов. Рассмотрение социально-философских взглядов софистов мы начнем с Протагора, считается основателем софистической школы. Наиболее известным изречением Протагора является: «Человек есть мера всем вещам – существованию существующих и несуществованию несуществующих».
Именно в этой парадигме коренится релятивизм софистов. С одной стороны, релятивизм этот является гносеологическим, поскольку истина зависит от человека, то не существует объективного критерия истины – у каждого человека истина своя. С другой стороны, релятивизм является и этическим, ибо отсутствует объективный критерий добра и зла, каждый человек вправе иметь свое мнение о том, что считать добром, а что злом. Гносеологический и этический релятивизм имел своим следствием отрицание догмы о существовании богов. В приписываемом Протагору трактате «О богах» говорится: «О богах ничего не могу знать, ни что они существуют, ни что они не существуют, ни какое они имеют подобие». Протагор не был атеистом, он считал, что лучше верить в богов, чем в них не верить, но решить этот вопрос должен сам человек.
Решая вопрос о происхождении и сущности общества, софисты отдают предпочтение «естественному порядку вещей», который складывается казуально, без участия какой-либо трансцендентной, например, божественной сущности. Софисты, как и Демокрит, считают что общество возникает в результате совместной деятельности и общения единичных индивидов, результатом взаимного соглашения которых является устойчивая структура организации социальных отношений, а также, как её составная часть, система законов, регулирующих поведение индивидов в социуме. Особое внимание привлекают взгляды Антифонта, которого можно считать основоположником договорной теории государства. Он считал, что предписания законов суть результат соглашения людей, а не возникшие сами собой веления природы. Противопоставляя естественные причины, субъектом которых признается индивид, обладающий свободой воли, законам как искусственно установленным социальным нормам, софисты продолжают номиналистическую линию, начатую Демокритом, утверждают, что законы по сути своей чисто условны и не имеют никаких онтологических оснований для своего существования. Единственное основание существования законов – их польза для индивидов, заключающаяся в упорядочении совместной их жизни. Хотя, как утверждал Пиппий, закон правя людьми, понуждает их делать многое против их природы, однако человек в своих действиях должен следовать и законом общества, и велениям своей индивидуальной природы. Тем самым как бы устанавливается равновесие между социальной природой индивида, к которой софисты сущность человека полностью не сводят, и природой естественной, основывающейся на свободе воли. По этому поводу Антифонт писал, что человек будет извлекать для себя наибольше пользы, если он в присутствии свидетелей станет соблюдать законы, высоко чтя их, оставаясь же наедине, без свидетелей, будет следовать законам природы.
Ибо предписания законов произвольны, веления же природы необходимы. Из сказанного выше очевидно, что в социально-философских взглядах софистов, так же как и у Демокрита, преобладает субъективная линия в истолковании взаимоотношений индивида и общества.
Нужно сказать, что учения многих софистов эклектичны. Тем не менее, в них явно просвечивает очень важная для философии критическая функция [1]. Признавая вечность природных законов, они допускают законы, которые придумывают люди, выступая тем самым предшественниками либерализма в общественной жизни [2; 3; 4].
Важной стороной философии софистов являются их антропологические взгляды. Они признают роль воспитания и условий жизни в формировании личности. Но, с другой стороны, они не оторвались еще от мифологических представлений о вечности жизни. Поэтому называть их атеистами мы бы не решились. Скорее всего, человек для них и изменяющееся и неизменное существо по своей природе. Этим их философская антропология напоминает более позднюю суфийскую антропологию [5; 6]. Но в отличие от религиозной антропологии суфиев, проблему смысла жизни они решают пессимистически. Видимо, это и является одной из причин того, что их считают атеистами [7].
Еще раз обратим внимание на их релятивизм в объяснении социальных процессов. Думается рациональное зерно в их рассуждениях есть. К примеру, сейчас весьма актуальной является проблема единого учебника истории России. Исследования на эту тему позволяют утверждать, что единый учебник, имеющий такое содержание, которое удовлетворяет всех ученых-историков, не возможен. Эта идея давно решена в философии науки [8; 9]. В частности, подобные идеи решались еще в классическом позитивизме [10].
Читайте также
Список литературы
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых филосо-фов. М.: Мысль, 1986. С. 348−349.
- Семенова Э.Р. Идеи традиционализма и либерализма в философии права // Альманах современной науки и образования. 2013. № 3 (70).
С. 161-163.
- Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Традиционализм и либерализм в свете философии права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. № 1 (52). С. 41-44.
- Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Традиционализм и либерализм в правовом и педагогическом пространстве // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 1 (12). С. 19-26.
- Рахматуллин Р.Ю. Суфийская антропология // Исламоведение. 2013. № 1. С. 64-74.
- Рахматуллин Р.Ю. Al-Ghazali’s gnoseology |// Вестник ВЭГУ. 2015. № 5 (79). С. 147-156.
- Давлетгаряева Р.Г. О смысле жизни // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 35 (289). С. 6-9.
- Рахматуллин Р.Ю. Проблема объективности исторического знания или как возможен единый учебник истории // European Social Science Journal. 2014. № 8-3 (47). С. 69-73.
- Рахматуллин Р.
Ю. Историческое знание в контексте философии науки // Вестник ВЭГУ. 2015. № 3 (77). С. 129-137.
- Rakhmatullin R. Сlassical positivism: general characteristics // Nauka i studia. 2015. Т. 9. С. 233-235.
Цитировать
Шарипов, А.Н. Социальная философия софистов / А.Н. Шарипов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 51. — С. 95-98. — URL: https://novainfo.ru/article/7717 (дата обращения: 17.12.2022).
Поделиться
Релятивизм – Православный портал «Азбука веры»
5 ступеней веры
- Истина и идолы. Ложь современного атеизма Ирина Силуянова
- Исторический релятивизм и авторитет в христианском вероучении прот. Иоанн Мейендорф
- Релятивизм в Церкви и богословии митр. Иерофей (Влахос)
- Христианский ответ на вызов тоталитарного релятивизма митр. Иларион
- Критика нравственного релятивизма диакон Артемий Сильвестров
- Моральный релятивизм — популярное заблуждение нашего времени С.
Л. Худиев
Релятиви́зм (от лат. relativus — относительный) – в широком смысле слова методологический принцип, в рамках которого абсолютизируется идея об относительности и условности процесса и результатов познания. В узком смысле слова понятие «релятивизм» применяется во многих отраслях человеческой деятельности и знания, начиная от физики (теория относительности) и заканчивая этикой (моральный релятивизм).
Краткая история понятия
Как своеобразная методологическая установка относительно познания релятивизм возник в творениях древнегреческих софистов. Одним из первых мысль об относительности познания и его плодов, а также о текучести и нестабильности наличного бытия (как внешнего мира, так и внутреннего мира человека) сформулировал античный философ Протагор Абдерский (др.-греч. Πρωταγόρας, ок. 485 до н. э. — ок. 410 до н. э.), выдвинувший тезис «Человек есть мера всех вещей». Считается, что Протагор находился на позициях сенсуализма и антропоцентризма и, соответственно, релятивизм для него состоял в том, что позиции разных людей в области познания действительности могут расходиться между собой.
Античная мысль сформулировала ряд базовых установок релятивизма. В дальнейшем отдельные элементы релятивизма в рамках теории познания детализировались и/или уточнялись. В частности, Эразм Роттердамский ок. 1466 — 1536) использовал релятивизм в качестве инструмента критики католического богословия. Другой автор – англиканский епископ Джордж Беркли 1685–1753) использовал релятивизм как эпистемологическую платформу для обоснования собственной философии — имматериализма, позже известного как субъективный идеализм.
Эпистемологический релятивизм
Эпистемологический релятивизм (от греч. ἐπιστήμη — знание, умение, наука) можно определить как доктрину, согласно которой среди множества точек зрения, взглядов, гипотез и теорий относительно одного и того же объекта не существует единственно верной, той, которая может считаться адекватной реальному положению дел в мире.
Какие типы релятивизма известны?
В научном дискурсе принято выделять два общих типа релятивизма – когнитивный и моральный. Когнитивный релятивизм касается вопросов о познании частей нашего мира и мира в целом, происходящих в нем явлений, событий и пр. Моральный релятивизм указывает на то, что не существует абсолютного добра, не существует «абсолютных моральных принципов», поскольку все принципы связаны с культурой и личным выбором.
В чем опасность релятивизма?
Тиражируя мысль, что любое знание относительно, релятивист подрывает доверие не только к ложному знанию, но и к истинному, в том числе научному и религиозному. По мнению релятивиста, все взгляды на духовную жизнь являются относительными, поскольку существует множество религиозных верований, множество мнений и богословских суждений, и каждый может выбрать любое, какое пожелает. Религиозный релятивизм делает человека неспособным к принятию Христа как истинного Бога и единственного Спасителя и, в конечном итоге, может привести его к глубокому духовному падению и вечной погибели. Релятивизм отвергает объективность существования норм добра, допуская, что понятия о добре и зле тоже относительны, делая невозможным вообще серьезное обсуждение этих категорий. В парадигму релятивизма просто не вписываются такие понятия, как истина и правильность.
Что есть «истина» в представлении релятивиста?
Релятивист убежден в том, что нет единой истины, одинаковой для всех людей, а есть множество представлений об истине (истинах), убедительной для одних лиц и групп, но неприемлемой для других. Каждое из таких представлений может соотноситься с желаниями, культурной, национальной и социальной принадлежностью человека или группы, с эпохой, расой и так далее.
- 296 0
- 0
-
- Р
Софистический релятивизм | filosofiapagano
Софисты – первые оплачиваемые учителя истории, которые объясняют молодым людям, как достичь мирского успеха и власти, которая является единственным счастьем в жизни.

Для них мир — это проекция человеческого субъекта. На самом деле Протагор сказал, что «men является мерой всех вещей», так что это способ судить о реальности или нереальности вещей. Из этого мы делаем вывод, что абсолютной истины не существует. Фактически философия софистов основана на моральном и эпистемологическом/когнитивном релятивизме.
Релятивизм — это философская позиция, утверждающая, что все точки зрения одинаково верны и что вся истина относительна к индивидууму.
Когнитивный релятивизм утверждает, что вся истина относительна и что нет системы истины, которая была бы более достоверной, чем другая, просто потому, что не существует объективного стандарта для суждения об истине.

С когнитивным релятивизмом неизбежно связан моральный релятивизм, поскольку не существует универсального закона природы, который бы устанавливал, что правильно, а что неправильно, тем самым отличая добро от зла.
У каждого своя философия и ценности, которые меняются от цивилизации к цивилизации.
Мораль — это изобретение людей, основанное на их конкретных обстоятельствах, и поэтому любые ценности, суждения или правила поведения не имеют абсолютной или обязательной основы.
Существует три типа морального релятивизма: индивидуальный, культурный и моральный релятивизм.
Первый подталкивает к мысли, что каждый сам создает свою мораль, на самом деле люди решают следовать своей идее, которую считают этически правильной вне зависимости от закона.

Культурный релятивизм — это мнение, согласно которому то, что является этически правильным, относится к одной или другой культуре. Так, например, может быть много различий между законами двух стран. Как следствие, путешественник, который приезжает в другую страну, должен уважать ее законы, не пытаясь их изменить.
Из этих двух теорий можно понять, что люди должны уважать мораль других людей, потому что установить правильную невозможно.
Итак, этот тип релятивизма является сторонником терпимости.
Моральный реализм состоит в вере в то, что сильные люди устанавливают правила и законы; так что люди не равны, человек всегда будет лучше кого-то и будет править другими.
Из релятивизма можно сказать, что у софистов пессимистическое видение действительности. Поскольку нет ничего объективного и невозможно отличить добро от зла, для Сократа, который будет их критиковать, это все равно, что софисты учат молодежь не иметь ценностей.

Горгий , один из тех, кто на самом деле поддерживает форму метафизического скептицизма. Он считает, что невозможно указать абсолютную истину о бытии, потому что оно несуществующее, непознанное и невыразимое. Таким образом, он создает разрыв между реальностью, мыслью и языком. Люди не являются вольнодумцами, но ими управляют другие силы: судьба, случай, страсти и убедительная сила слов, которые не всегда отражают истину.
Илария Чианчулло, Джулия Ди Стефано, Лука Ди Лембо, Джованни Маурицио, Франческа Габриэле, Мариасоле Сиано, I A, Февраль 2018
Мой номер:
Мой номер Caricamento…
введение в Soc.
Сократ
Исторический
предыстория: рождение около 470 г. , испытание и
казнь в 399 году. Сократ был первым
из трех основных греческих философов; другие – ученик Сократа Платон
и ученик Платона Аристотель. Сократ
сам ничего не писал. Мы знаем
своих взглядов в первую очередь через диалоги Платона, где Сократ является основным
символ. Сократ также известен
через пьесы Аристофана и исторические сочинения Ксенофонта. Во многих диалогах Платона трудно
определить, когда представлены взгляды Сократа и когда характер
Сократа используется как рупор для взглядов Платона.
Сократ был хорошо известен в Афинах. Он был экзоцентричный, бедный, уродливый, смелый, стойкий и умеренный. Он был заслуженным ветераном, воевавшим храбро защищал Афины и, по-видимому, был равнодушен к неприятности войны. Сократ утверждал, что услышать божественный внутренний голос, который он назвал своим даймоном . Он также был склонен впадать в кататонические состояния. концентрации.
Софисты: противоречивые взгляды
Ионийские и элейские естествоиспытатели поощряли скептицизм в отношении наших
способность получать знания путем рационального исследования.

Отличие ионийских и элейских философов, Сократ больше интересовался этическими имеет большее значение, чем метафизические вопросы о природе реальности. Сократ не был эпистемологическим или моральным релятивистом. Он преследовал рациональное исследование как средство открытия истины об этических имеет значение. Но он не продвигал ни этические доктрины или претендовать на какое-либо знание этических вопросов. Вместо этого его критика софистов и его вклад в философию и науку пришел в форме его метода расследование.
Оракул
Дельфийская история:
Херофонт посещает Дельфийского оракула и спрашивает, есть ли в Афинах кто-нибудь мудрее Сократа. Оракул ответил, что нет никого мудрее, чем
Сократ. Сократ сделал это своей миссией
в жизни, чтобы проверить и понять высказывание Оракула. Он ищет людей, которые имеют репутацию
мудрость в различных отношениях и проверяет свои претензии на знание через
допрос. Он обнаруживает много
пустое невежество и ложные моллюски к знанию, но никто с искренним
мудрость. В конце концов, Сократ заключает
что он самый мудрый; но не потому, что он обладает особыми знаниями, которых не было у
другие. Скорее он обнаруживает, что он
самый мудрый, потому что он признает собственное отсутствие знаний, в то время как другие думают, что они
знать, но не делать. Это не
скептический вывод, однако. Сократ
не отрицает, что знание нужно иметь.
Хотя он и не утверждает, что сам обладает знаниями, он показывает нам, как
получить знания путем демонстрации метода проверки притязаний на знания.
знание, которое Сократ искал в диалогах Платона, есть знание надлежащего определение или анализ абстрактных этических понятий, таких как справедливость, благочестие, любовь и т. д.
Диалектика: диалектика — это метод проверки утверждений
к знанию или предлагаемому анализу понятий.
Соц. предлагает только 2 варианта, полное знание или незнание. Но, возможно, мы можем определить третью альтернативу: ограниченную или частичное знание.
Платон принимает рационалистический стандарт знания и считает, что знание может быть достигается, но не без труда. Реальные знания есть знание абстрактных, вечных неизменных форм (свойств, или понятий: физические вещи — просто дешевые копии идеальных форм платоновского неба).
Но
с сократовской точки зрения перспективы знания могут выглядеть
тусклый Вопреки взглядам Платона, возможно,
философия полезна только для демонстрации слабости нашего интеллекта,
но не имеет перспективы раскрыть что-либо о природе
Мир.