§ Как решать задачи на функцию
Что такое функция в математике
Как решать задачи на функцию
Функция «y = kx» и её график
Линейная функция
«y = kx + b» и её график
Как построить график функции вида
«y = 7» или «x = 2»
Прежде чем перейти к разбору решения задач с функциями обязательно прочитайте урок «Что такое функция в математике».
После того, как вы действительно поймете, что такое функция (возможно, придется прочитать урок не один раз) вы с бóльшей уверенностью сможете решать задания с функциями.
В этом уроке мы разберем, как решать основные типы задач на функцию и графики функций.
Как получить значение функции
Рассмотрим задание. Функция задана формулой «y = 2x − 1»
- Вычислить «y» при «x = 15»
- Найти значение «x», при котором значение «y» равно «−19».
Для того, чтобы вычислить «y» при «x = 15» достаточно подставить в функцию вместо «x» необходимое числовое значение.
Запись решения выглядит следующим образом.
y(15) = 2 · 15 − 1 = 30 − 1 = 29
Для того, чтобы найти «x» по известному «y», необходимо подставить вместо «y» в формулу функции числовое значение.
То есть теперь наоборот, для поиска «x» мы подставляем в функцию «y = 2x − 1» вместо «y» число «−19» .
−19 = 2x − 1
Мы получили линейное уравнение с неизвестным «x», которое решается по правилам решения линейных уравнений.
Запомните!
Не забывайте про правило переноса в уравнениях.
При переносе из левой части уравнения в правую (и наоборот) буква или число меняет знак на противоположный.
−19 = 2x − 1
0 = 2x − 1 + 19
−2x = −1 + 19
−2x = 18
Как и при решении линейного уравнения, чтобы найти неизвестное, сейчас требуется умножить и левую, и правую часть на «−1» для смены знака.
−2x = 18 | · (−1)
2x = −18
Теперь разделим и левую, и правую часть на «2», чтобы найти «x» .
2x = −18 | (: 2)
x = −9
Как проверить верно ли равенство для функции
Рассмотрим задание. Функция задана формулой «f(x) = 2 − 5x».
Верно ли равенство «f(−2) = −18»?
Чтобы проверить верно ли равенство, нужно подставить в функцию «f(x) = 2 − 5x» числовое значение «x = −2» и сопоставить с тем, что получится при расчетах.
Важно!
Когда подставляете отрицательное число вместо «x», обязательно заключайте его в скобки.
Не забывайте использовать правило знаков.
Неправильно
Правильно
С помощью расчетов мы получили «f(−2) = 12».
Это означает, что «f(−2) = −18» для функции «f(x) = 2 − 5x» не является верным равенством.
Как проверить, что точка принадлежит графику функции
Рассмотрим функцию «y = x2 −5x + 6»
Требуется выяснить, принадлежит ли графику этой функции точка с координатами (1; 2).
Для этой задачи нет необходимости, строить график заданной функции.
Запомните!
Чтобы определить, принадлежит ли точка функции,
достаточно подставить её координаты в функцию (координату по оси
«Ox» вместо
«x» и координату по оси «Oy»
вместо «y»).
Если получится верное равенство, значит, точка принадлежит функции.
Вернемся к нашему заданию. Подставим в функцию «y = x2 − 5x + 6» координаты точки (1; 2).
Вместо «x» подставим «1». Вместо «y» подставим «2».
2 = 12 − 5 · 1 + 6
2 = 1 − 5 + 6
2 = −4 + 6
2 = 2 (верно)
У нас получилось верное равенство, значит, точка с координатами (1; 2) принадлежит заданной функции.
Теперь проверим точку с координатами (0; 1).
Принадлежит ли она
функции «y = x2 − 5x + 6»?
Вместо «x» подставим «0». Вместо «y» подставим «1».
1 = 02 − 5 · 0 + 6
1 = 0 − 0 + 6
1 = 6 (неверно)
В этом случае мы не получили верное равенство. Это означает, что точка с координатами (0; 1) не принадлежит функции «y = x2 − 5x + 6»
Как получить координаты точки функции
С любого графика функции можно снять координаты точки. Затем необходимо убедиться, что при подстановке координат
в формулу функции получается верное равенство.
Рассмотрим функцию «y(x) = −2x + 1». Её график мы уже строили в предыдущем уроке.
Найдем на графике функции «y(x) = −2x + 1», чему равен «y» при x = 2.
Для этого из значения «2» на оси «Ox» проведем перпендикуляр к графику функции. Из точки пересечения перпендикуляра и графика функции проведем еще один перпендикуляр к оси «Oy».
Полученное значение «−3» на оси «Oy» и будет искомым значением «y».
Убедимся, что мы правильно сняли координаты точки для x = 2
в функции «y(x) = −2x + 1».
Для этого мы подставим x = 2 в формулу функции «y(x) = −2x + 1». Если мы правильно провели перпендикуляр, мы также должны получить в итоге y = −3.
y(2) = −2 · 2 + 1 = −4 + 1 = −3
При расчетах мы также получили y = −3.
Значит, мы правильно получили координаты с графика функции.
Важно!
Все полученные координаты точки с графика функции обязательно проверяйте
подстановкой значений «x» в функцию.
При подстановке числового значения «x» в функцию в результате должно получиться то же значение «y», которое вы получили на графике.
При получении координат точек с графика функции высока вероятность, что вы ошибетесь, т.к. проведение перпендикуляра к осям выполняется «на глазок».
Только подстановка значений в формулу функции дает точные результаты.
Что такое функция в математике
Как решать задачи на функцию
Функция «y = kx» и её график
Линейная функция
«y = kx + b» и её график
Как построить график функции вида
«y = 7» или «x = 2»
Часто задаваемые вопросы | CASIO решения для образования
Зачем мне калькулятор, если у меня в мобильном телефоне (смартфоне) он есть?
Во-первых, калькулятор, в отличие от мобильного телефона и смартфона, узкоспециализированное устройство, конструкция которого разработана оптимальным образом для выполнения математических вычислений, то есть вычисления на калькуляторе проводятся удобнее и быстрее, чем на смартфоне, и, тем более, на телефоне (к тому же в телефоне набор функций существенно ограничен по сравнению с научным калькулятором). Во-вторых, использование непрограммируемых калькуляторов на вступительных экзаменах разрешено во многих вузах России, а также на ЕГЭ по физике и химии.
Какой калькулятор лучше?
Калькуляторы различаются функциональностью (то есть количеством встроенных функций), и, соответственно, ценой. Поэтому самый дорогой калькулятор может оказаться не самым удачным выбором, если Вы не будете в полной мере использовать заложенные в него функции. Поэтому при выборе калькулятора надо обратить внимание на то, какие функции Вам необходимы в работе.
Могут ли калькуляторы решать квадратные уравнения?
Научные калькуляторы CASIO fx-570ES, fx-991ES и графические калькуляторы серии fx-9860G содержат режим решения квадратных и кубических уравнений. Для решения необходимо ввести соответствующие коэффициенты, после чего калькулятор выдаст ответ. При этом вышеперечисленные калькуляторы определяют как вещественные, так и мнимые корни.
Может ли калькулятор строить графики?
Графические калькуляторы серии fx-9860G содержат режим GRAPH, в котором можно строить и исследовать графики функций в прямоугольной и полярной системах координат, графики параметрических функций, графики выражений х = constant и графики неравенств. Научные калькуляторы серии fx-ES графики не строят.
Можно ли с помощью калькулятора исследовать функции?
Графические калькуляторы серии fx-9860G содержат режим GRAPH, в котором можно строить и исследовать графики функций в прямоугольной и полярной системах координат, графики параметрических функций, графики выражений х = constant и графики неравенств. Научные калькуляторы CASIO серии fx-ES содержат режим составления таблицы чисел по функции TABLE. В этом режиме задается функция вида y = f(x) и вводятся начальные параметры: крайние левое и правое значения интервала по оси абсцисс и шаг, с которым будет изменяться значение х. Результатом является таблица значений х и y, используя которую можно построить график заданной функции в тетради, определить точки пересечения функции с осями координат, максимальные и минимальные значения функции.
Как калькулятор выключить?
Калькуляторы CASIO выключаются последовательным нажатием клавиш [SHIFT] и [AC]. Но если Вы забудете выключить калькулятор, то через шесть минут после последнего нажатия на любую клавишу он выключится автоматически.
Калькуляторы серии fx-ES
Открыть подробности »
Что означает надпись NATURAL DISPLAY на калькуляторе fx-82ES (fx-85/350/570/991ES)?
Надпись NATURAL DISPLAY (дисплей с естественным отображением чисел) означает, что ввод выражения (вывод результата) осуществляется в виде, максимально приближенном к традиционному, принятому в печатных изданиях, что упрощает контроль ввода данных. Например:
Чем отличаются научные калькуляторы fx-82ES, fx-85ES, fx-350ES?
Научные калькуляторы fx-570ES и fx-991ES функционально абсолютно одинаковы, отличаются только элементами питания: калькулятор fx-570ES работает на батарейке типа LR-44 (круглая таблетка), fx-991ES имеет двойное питание – солнечный фотоэлемент и LR-44. Это влияет на срок работы калькулятора на одном элементе питания. Соответственно, при одинаковых условиях эксплуатации и равноценных элементах питания меньшее время работы на одной батарейке будет у fx-570ES, большее – у fx-991ES.
Чем отличаются научные калькуляторы fx-570ES и fx-991ES?
Научные калькуляторы fx-570ES и fx-991ES функционально абсолютно одинаковы, отличаются только элементами питания: калькулятор fx-570ES работает на батарейке типа LR-44 (круглая таблетка), fx-991ES имеет двойное питание – солнечный фотоэлемент и LR-44. Это влияет на срок работы калькулятора на одном элементе питания. Соответственно, при одинаковых условиях эксплуатации и равноценных элементах питания меньшее время работы на одной батарейке будет у fx-570ES, большее – у fx-991ES.
При расчете тригонометрических функций калькулятор fx-82ES (fx-85/350/570/991ES) выдает неверный ответ.
Проверьте, соответствует ли вводимое значение угла заданному формату ввода угловых единиц. В верхней строке калькулятора буква D означает, что по умолчанию углы определяются в градусах, R – в радианах, G – в градах.
Графические калькуляторы серии fx-9860G
Открыть подробности »
Чем отличаются графические калькуляторы fx-9860G и fx-9860G SD.
Графические калькуляторы fx-9860G и fx-9860G SD функционально абсолютно одинаковы, отличие состоит только в том, что калькулятор fx-9860G SD имеет слот для подключения карты памяти SD, то есть в нем предусмотрена возможность расширения памяти.
При расчете тригонометрических функций калькулятор серии fx-9860G выдает неверный ответ.

Проверьте, соответствует ли вводимое значение угла заданному формату ввода угловых единиц. Для этого войдите в режим настроек SETUP, нажав последовательно [SHIFT] и [MENU] (SET UP). Угловые единицы задаются в строке Angle: Deg – в градусах, Rad – в радианах, Gra – в градах.
3-8
Укажите два таких числа.
- $-5$
- $-3$
- $-1/2$
- 2$
- $5/2$
Итак, вы пытались быть хорошим сдающим экзамен и практиковаться для GRE с помощью PowerPrep онлайн. Ноуууу, тогда у вас были вопросы по разделу «Количественные данные», а именно по вопросу 19 второго раздела «Количественные данные» Практического теста 1. Эти вопросы проверяют наши знания по
Изучите вопрос
Давайте поищем в задаче подсказки относительно того, что она будет тестировать, так как это поможет переключить наши мысли на мысли о том, какой тип математических знаний мы будем использовать для решения этого вопроса. Обратите внимание на любые слова, которые относятся к математике, и на что-нибудь особенное в отношении того, как выглядят числа, и отметьте их на нашем листе.
В вопросе упоминается функция 92$ в нем, что делает его квадратным уравнением . Мы помним, как учились решать эти типы уравнений в нашем математическом навыке «Решение квадратных уравнений» GRE. На самом деле мы знаем, что если мы сможем разложить это квадратное уравнение на множители, мы сможем найти значение $x$. Давайте быстро рассмотрим факторинг квадратных уравнений, если это необходимо, а затем решим для $x$.
Освежение понятий – разложение квадратного уравнения на множители
На GRE мы можем ожидать найти 92+bx+c=0$$
Здесь $b$ и $c$ — целые числа. Наиболее эффективный способ их решения — разложить квадратное уравнение на множители. Наша цель — представить его в виде: $(x+y)(x+z)=0$, где $y$ и $z$ — два целых числа. Когда уравнение приведено к такой форме, мы знаем, что если произведение двух чисел дает $0$, то одно из чисел должно быть $0$. Таким образом, либо $x+y=0$, и в этом случае $x=-y$, либо $x+z=0$, и в этом случае $x=-z$. 2 +ax+b=0$. Чтобы расширить $(x+y)(x+z)=0$, мы будем использовать
$(x+y)(x+z)$ | $=$ | $x·x+x·z+y·x+y·z$ |
$ $ | $ | $$ | $
$=$ | $0$ |
Из нашего повторения Факторизация квадратного уравнения мы знаем, что нам нужно найти два числа, которые умножаются на -30$ и добавляются к 1$. Давайте начнем с записи всех комбинаций двух целых чисел, которые мы можем придумать, которые умножаются на $-30$.
$-30$ | $=$ | $(-1)·(30)$ |
$-30$ | $=$ | $(1)·(-30)$ |
$-30$ | $=$ | $(2)·(-15)$ |
$-30$ | $=$ | $(-2)·(15)$ |
$-30$ | $=$ | $(3)·(-10)$ |
$-30$ | $=$ | $(-3)·(10)$ |
$-30$ | $=$ | $(5)·(-6)$ |
$-30$ | $=$ | $(-5)·(6)$ |
Очень красиво. Ищите пару чисел, которая в сумме составляет 1$, похоже, что $-5$ и $6$ будут работать. Для верности найдем их сумму. 92+x-30 = 0$$
$$(x-5)(x+6)=0$$
Далее, мы знаем, что если произведение двух чисел равно $0$, то одно из чисел ДОЛЖНО быть $0$. Таким образом, либо $x-5=0$, и в этом случае $x=5$, либо $x+6=0$, и в этом случае $x=-6$. Итак, два возможных значения $x$: $5$ и $-6$ .
Теперь, когда у нас есть значения $x$, давайте найдем $t$. У нас есть уравнение $2t=x$. Решая ее относительно $t$, получаем $t=x/2$. Подставив два наших значения $x$, мы получим $t=5/2$ и $t=-3$. Итак, мы видим, что правильные ответы: B, $-3$, и E, $5/2$ .
Чему мы научились
Умение быстро и эффективно решать квадратные уравнения с помощью факторинга — очень полезный навык, которым стоит овладеть перед днем экзамена. Если необходимо, давайте еще раз попрактикуемся в факторинге в этом вопросе, чтобы быть более уверенными в своих способностях к факторингу.