Формирование установок ценностей убеждений мировоззрения: 1. Понятие мировоззрения. Знания, ценности, убеждения, верв и идеалы в структуре мировоззрения. Мироощущение и миропонимание как уровни мировоззрения.

1. Понятие мировоззрения. Знания, ценности, убеждения, верв и идеалы в структуре мировоззрения. Мироощущение и миропонимание как уровни мировоззрения.

Мировоззрение – это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. По сути, мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Следующие по глубине уровни отражения в этом плане – мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов.Понятийное отражение – это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия. Существенное значение для характеристики мировоззрения имеет пропорциональное присутствие различных компонентов – знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента: 1. Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи. 2. Ценностно-нормативный компонент.

Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами. Ценность – это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Например: жизнь – это главная ценность человека, безопасность человека – это тоже большая ценность, и т. д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. п. регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества.
В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определенным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим поведением. 3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента. 4. Практический компонент. Мировоззрение – это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения.
На основе вышеизложенного можно определить мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Формирование мировоззрения учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях



Нет, и не может быть личности, не имеющей каких-либо представлений о мире и месте человека в нем. Представления эти могут быть примитивными, малообоснованными, ненаучными, научными, но они есть у каждого человека. Эти представления существуют в виде определенной системы взглядов и убеждений, сложившейся в результате индивидуального опыта. В соответствии со своей системой взглядов и убеждений человек ищет ответ на любой вопрос, поставленный жизнью. Нравственность человека, его экологическая культура, эстетические идеалы и т. п. есть не что иное, как проявление личного отношения человека к окружающей действительности, т.

е. его мировоззрения. В конечном счете, мировоззрение обусловливает линию поведения людей и составляет основу решения всех остальных задач воспитания. Именно поэтому формирование личности — это, прежде всего формирование ее мировоззрения.

Мировоззрение относится к числу важнейших характеристик личности, направляющих жизнь и деятельность человека через систему целей и ценностей. Начиная с первого класса, активно развиваются мировосприятие и миропонимание детей, их познавательные интересы. Школьники учатся наблюдать за явлениями природы, событиями общественной жизни. В этот период накапливаются знания, развивается мышление, формируется эмоциональный и моральный опыт учеников. Поэтому необходимо использовать основные элементы деятельности школьников на уроке, направленные на положительное отношение и принятие поставленной учителем задачи, активное восприятие и осмысление научных фактов, выяснение спорных вопросов, положений, новой информации, которые способствуют выработке уверенности в истинности получаемых знаний, закрепление и выявление связей и зависимостей между новыми и усвоенными идеями для систематизации, построение всех видов деятельности школьника.

В формировании элементов мировоззрения у младших школьников наблюдаются два встречных процесса. С одной стороны, на основе сложившегося уровня воспитанности формируется отношение к миру. С другой стороны, усвоение мировоззренческих знаний постепенно не только углубляет это отношение, но и расширяет круг явлений, вызывающих такое отношение, делает его осознанным.

Мировоззрение это целостная система взглядов на окружающий мир, представляющая собой совокупность философских, научных, политических, экономических, правовых, этических, эстетических и других понятий о месте человека в природе и обществе, характере его отношений к окружающей среде и к самому себе. Мировоззрение включает в свою сферу также убеждения, идеалы, жизненную и научно-теоретическую ориентацию, систему взглядов и ценностей, определяющих направление деятельности и отношение к окружающему миру, способы осознания действительности. Каждая учебная дисциплина в школе, давая учащимся, определенный круг знаний, способствует воспитанию мировоззрения.

Оно складывается из элементов всех форм общественного сознания: философских, научных, политических, этических, эстетических и др. В мировоззрении обобщен опыт духовного и практического освоения мира. Ядром любого мировоззрения выступают философские взгляды, опирающиеся на обобщение знаний о природе, обществе и объясняющие закономерности природы.

Мировоззрение — система философских, научных, социальных, политических, этических, эстетических и других взглядов и убеждений, отражающих в сознании человека общую картину мира и определяющих направленность его деятельности. Оно является результатом воспитания. Взгляды и убеждения как основные компоненты мировоззрения — это принятые человеком достоверные и эмоционально переживаемые представления о мире. Усвоение мировоззренческих аспектов сознания обеспечивается отбором содержания учебного материала, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой сфере деятельности, а также межпредметными связями. Взгляды и убеждения, как утверждают педагоги и методисты, формируются в коммуникативной, трудовой, общественной, художественной, технической, учебно-познавательной, исследовательской и других видах деятельности.

Формирование мировоззрения — сложный процесс, осуществляющийся в течение всей жизни человека (особенно интенсивно в школьные годы, в период систематического овладения основами наук и опытом общественной жизни). При этом становление мировоззрения определяется, в первую очередь, содержанием учебных дисциплин в школе.

В формировании мировоззрения предметы эстетического цикла занимают центральное место. Во-первых, искусство, развивая эмоционально-чувственную сферу ребенка, облагораживает, очеловечивает его знания, формирует эстетическое отношение к жизни. Во-вторых, целостное постижение произведения искусства через развернутый художественный образ, задействует все стороны психики ребенка: интеллектуальную (анализ), эмоциональную (проживание), деятельность (творческую). В-третьих, искусство, как и наука, может создавать целостную картину мира, рассматривать модели миропонимания и форм знаний, но делает это в единстве мысли и чувства, раскрывая возможности для получения универсальных знаний.

К сожалению, истинное значение эстетического воспитания осознается до сих пор недостаточно.

В современной школе эстетическое воспитание должно стать приоритетным направлением развития личности человека. Возрастает роль способности человека к синтезу и обобщению. Важным становиться развитие воображения, умение соотносить разнородный материал, способность человека гармонизировать мир, воспринимать его картину целостно. Эти способности развиваются у человека, прежде всего, за счет предметов эстетического цикла.

Реальная картина педагогического процесса в школе характеризуется преобладанием рационально-логических способов познания, в которых доминирующим является анализ, членение, классификация, опора на понятийное мышление. Художественно-образные методы познания, лежащие в основе искусства и опирающиеся преимущественно на синтез, представлены в школе недостаточно. Постоянная апелляция к разуму и недогрузка эмоционально-образной сферы человека притупляет остроту чувственного восприятия и формирует природный ум ребенка. Именно искусство учит ребенка главному — умению сопереживать, сочувствовать, сострадать, смотреть на мир глазами другого человека — художника, композитора, писателя, поэта. Искусство учить и знать, и переживать. Знание, пропущенное через чувство, более многомерное, целостное.

Задача формирования мировоззренияучащихся средствами изобразительного искусства требует раскрытия критериев, показателей, которые определяют собой качественный уровень формирования мировоззрения на определённых этапах обучения и воспитания школьников. Одним из основных критериев является сознательное усвоение конкретной системы знаний, умений и навыков по курсу изобразительного искусства (в каждом классе и в конце обучения изобразительному искусству в школе) и творческое использование этих знаний, умений и навыков в практической деятельности (в процессе рисования и в процессе анализа произведений изобразительного искусства на уроке, в музее, на выставке и т. д.). Успешное выполнение рисунка, широкое привлечение на различных уроках (истории, литературы, географии и др. ) знаний и умений по предмету изобразительного искусства, глубокий, содержательный анализ произведений, свободное оперирование знаниями в области изобразительного искусства в самых различных ситуациях — все это может служить определенной характеристикой указанного критерия уровня формирования мировоззрения, диалектико-материалистического подхода к действительности.

В выдающихся произведениях художников как в фокусе собраны типичные явления жизни. Эти произведения заставляют по-новому смотреть на мир, подмечать его красоту. Умения и навыки в области восприятия и оценки художественных произведений повышают культурный уровень учащихся. Знания и навыки постепенно развиваются — начиная с элементарного умения рассматривать картину и разбираться в ее содержании до понимания художественных средств выражения, с помощью которых художник смог передать свой замысел.

Беседы об изобразительном искусстве являются важным средством не только эстетического, но и, нравственного и патриотического воспитания учащихся. Во время бесед учитель показывает детям картины, в которых отражена природа нашей Родины, запечатлены события из истории страны, портреты людей, которые прославили Отчизну. Чем в более яркой и эмоциональной форме будет рассказано учителем о картине из жизни нашей страны, тем больше чувств вызовет она в ребенке, тем более рельефно отпечатается в его сознании.

В беседах об изобразительном искусстве учащиеся получают начальные знания по истории русского и зарубежного искусства. Рассматривая произведения изобразительного искусства, школьники получают понятие о его мировом значении, национальном многообразии, богатстве творческих индивидуальностей их авторов, жизнеутверждающей силе. Причем школьников необходимо учить, не только раскрывать повествовательную сторону художественного произведения, но и анализировать его эстетическое содержание. Умея определить эстетические достоинства, изобразительно-выразительные средства произведения, ученик сможет объективно оценить его художественное значение.

Изображение в художественном произведении людей с их делами и переживаниями всегда выражает определенное отношение к ним автора. Отсюда понятно, что произведения изобразительного искусства не только раскрывают человеку определенные чувства с неизвестной ему доселе глубиной, но и формируют его отношение к объектам и явлениям действительности, помогают выработать их моральную оценку. При этом следует указать на возможность активного проявления эстетического отношения у зрителя, воспринимающего произведения художника, поскольку эстетические чувства тесно связаны с нравственными оценками и убеждениями. То обстоятельство, что в эстетическое отношение включаются наши нравственные оценки и чувства, объясняет тот факт, что произведение искусства может не только вызвать у человека эстетическое наслаждение, но и побудить к определенным действиям и поступкам.

Важным элементом формирования мировоззрения является развитие гуманистических взглядов. Гуманизм (от лат. humanus — человеческий) — это совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, безусловную ценность личности, а также отражающих заботу о благе людей, их всестороннем развитии. Понятие «гуманизм» отражает в концентрированном виде все оттенки ценностного отношения к человеку. Его основное ядро составляет признание человека как личности и утверждение блага человека в качестве критерия оценки деятельности всех социальных институтов, социоприродных и общественных отношений. Важнейшей стороной гуманизма является обращение к сущностным природным основам человека, к его внутреннему миру, духовному содержанию в целях достижения внутренней гармонии между социально детерминированными структурами личности и структурами, выражающими глубинную сущность каждого человека как личности. В то же время содержание традиционного понятия о гуманизме в настоящее время расширяется включением природной составляющей. Поэтому слово «гуманизм» используется не только в отношении «человек — человек», но и в отношении «человек — природа».

Осознание своего внутреннего мира, а вместе с этим и осознание непреходящей ценности человека как единства его социальной и биологической природы — важная сторона развития гуманистических взглядов у подрастающего поколения. Это имеет непосредственное отношение к духовности и культуре личности. С точки зрения материализма, духовное — особый, высший результат материальной, общественно-исторической практики людей.

Понятие духовности в настоящее время, как и гуманизм, рассматривается в тесной связи с природно-социальными отношениями.

Благодаря духовности человек может воспринимать и осознавать себя частью окружающей его природы и всего реального мира Это позволяет осмыслить весь прошлый опыт становления человечества, а также взаимосвязи человека и природы, осознать их будущее взаимодействие и развитие. Формирование таких взглядов связано с раскрытием учебного содержания предмета «Изобразительное искусство».

Опираясь на факты и реальность явлений живой природы, используя примеры ее движения и развития, раскрывая причинно следственные связи в природе, следует постепенно формировать у учеников научно-материалистическое мировоззрение.

Воспитание мировоззрения, самостоятельного мышления, культуры труда, эстетическое и нравственное воспитание связаны между собой и обусловлены содержанием учебного материла по изобразительному искусству.

Мировоззрение всегда формируется в деятельности. Учебный предмет поставляет ученику информацию (содержание), а философские взгляды формируются в процессе самостоятельной деятельности учащихся по усвоению и применению мировоззренческих идей. Учитель должен организовывать эту деятельность так, чтобы она способствовала проявлению и корректировке имеющихся убеждений.

Процесс формирования мировоззрения — это, прежде всего процесс формирования мышления. Осознанность восприятия, понимание изучаемого — первое важное условие формирования научных взглядов. Учащиеся должны научиться обобщать, систематизировать, экстраполировать, видеть проблему и намечать пути ее решения, устанавливать межпредметные связи. Последние играют особенно значимую роль в формировании мировоззрения. Главная задача установления межпредметных связей заключается, пожалуй, именно в этом. Они способствуют развитию широты взглядов, формированию сначала художественной, а затем и естественнонаучной картины мира, возникновению потребности объяснять явления с материалистических позиций. На этой базе появляется уверенность в безграничных воспитательных возможностях искусства и в том, что это зависит от успехов в его постижении.

Современная российская школа ориентирована в целом на формирование у учащихся научно-материалистических взглядов. Однако в новых учебниках и программах возможен отход от материализма к другим мировоззренческим концепциям.

Сейчас при формировании мировоззренческих убеждений, установок учащихся разумно соблюдать уважение и терпимость к их взглядам, необходимые для самоопределения личности при свободном выборе решений и проявлении ответственности за свои поступки.

Учителю изобразительного искусства важно руководствоваться основными положениями материалистического миропонимания при подборе и изложении материала художественного содержания, используя научное объяснение фактов, закономерностей, идей и приучая учащихся правильно осмысливать их. Такой подход обеспечивает формирование у учащихся убеждений в том, что явления происходящие в окружающей действительности объективны и протекают независимо от сознания человека.

Мировоззрение — это система взглядов и убеждений человека, которая определяет его поступки по отношению к окружающей его природной и социальной среде.

В каждом учебном предмете заложен большой потенциал формирования научного мировоззрения.

Важнейшими структурными элементами научного мировоззрения являются знания, взгляды и убеждения личности.

Основы научных знаний — фундамент мировоззрения. Процесс формирования мировоззрения, несомненно, начинается с усвоения основ научных знаний. Знания являются фундаментом, на котором базируется мировоззрение. Для того чтобы выражать свое отношение к чему-либо, быть в чем-то убежденным, надо это, прежде всего, знать.

Наиболее существенным недостатком в знаниях учащихся в настоящее время является не то, что их мало, а то, что они не организованы в четкую структуру и не систематизированы. Учащиеся подчас не понимают, что — главное, что — второстепенное; где основной тезис в тексте учебника и что является его основанием, а что его следствием; что относится к области фактов, а что — к их теоретическому объяснению; что является определением понятия, а что — законом. Они часто учат все подряд, в результате чего приобретают набор сведений, не приведенный в систему, не «разложенный по полочкам», не имеющий четко осознанной структуры. Учащиеся должны приобретать не совокупность, а систему знаний.

Однако наличие системы знаний не обеспечивает автоматически наличие убеждений. Нужны специальные педагогические усилия по переводу знаний в убеждения.

Определяющим условием формирования научного мировоззрения является перевод знаний во взгляды, а взглядов — в убеждения.

Чтобы знания превратились в личный взгляд, их надо каждому не только продумать, но и глубоко прочувствовать. Формирование взглядов обычно начинается с эмоциональной оценки фактов. Чаще всего она возникает в результате яркого образного показа событий, вызывающих сопереживание («оценка сердцем»). Сказанное позволяет сделать педагогически важный вывод: в процессе формирования мировоззрения надо искать такие способы, приемы воздействия, которые обогащают, перестраивают эмоциональный мир учащихся, развивают воображение, личностное отношение к действительности. Вот почему формирование познавательных интересов в процессе обучения изобразительному искусству имеет прямую связь с формированием мировоззрения школьников. Ни о каком формировании мировоззрения не может быть и речи, если ученик остается равнодушным к тому, что говорит учитель на уроке, если ему скучно.

Рецепты тут дать трудно. С определенностью можно сказать лишь то, что в пробуждении эмоций огромную роль играет манера, стиль и тон учителя. У всех учителей они разные, и их нельзя нивелировать. Что должно быть у каждого — так это неравнодушие к излагаемым проблемам, а вот форма его проявления может быть разной. Неравнодушие учителя, широкое использование исторического материала, лучших образцов учебной и популярной литературы будут создавать у учащихся определенное отношение к миру и его познанию.

Взгляды являются первой ступенью формирования мировоззрения. Они представляют собой оценочное суждение личности и оказывают определенное влияние на поведение человека. Но не всегда правильные взгляды подкрепляются соответствующими действиями и поступками. Взгляды — это только потенциальная готовность к действиям.

Следующей ступенью формирования мировоззрения являются убеждения, которые выступают в роли побудительных стимулов к деятельности и более тесно связаны с поведением.

Убежденность — это уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами. Убежденность формируется на основе синтеза научных знаний и жизненного опыта самих учащихся и проявляются в оценках, отношениях, поступках, поведении. Убеждения являются ядром и организующим началом мировоззрения. Мировоззрение, основанное на убеждениях, обусловливает активную жизненную позицию человека.

Сложность перевода знаний в убеждения состоит в том, что убеждения, хотя они и формируются на базе знаний, не идентичны им и не являются высшим уровнем усвоения научных понятий, закономерностей природы, явлений искусства. Можно все знать и не быть убежденным.

Переход научных знаний в убеждения можно представить в виде следующей схемы последовательных этапов: научные знания — личностное отношение к ним -потребность в отстаивании, использовании их — умение использовать, отстаивать, доказывать, опровергать, оценивать и т. д. Об убежденности можно говорить только тогда, когда знание человека прошло все этапы.

Можно вычленить несколько условий, которые способствуют переводу знаний в убеждения. Обязательным условием этой работы является развитие у учащихся диалектического мышления. Для этого нужно вырабатывать ряд специальных интеллектуальных умений: умение рассматривать изучаемое явление с разных точек зрения; умение рассматривать изучаемое явление во взаимосвязи с другими; умение рассматривать изучаемый объект в условиях влияния различных факторов, воздействующих на него; умение рассматривать явления и события в развитии, видеть перспективу изменений; умение рассматривать изучаемое событие в конкретных условиях места и времени.

Кроме диалектического мышления, переводу знаний в убеждения способствует:

– последовательное выделение главного (генерализация знаний),

– правильное толкование фактов,

– доказательность, логическая убедительность и непротиворечивость теоретических выводов и обобщений;

– использование всего фонда опыта и наблюдений;

– раскрытие способов получения знаний в науке, соблюдение принципа историзма,

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– пробуждение эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу,

– связь обучения с жизнью;

– личность учителя.

Убеждениями становятся главным образом те мировоззренческие идеи, которые личность может применить в жизни. Нужно упражнять учащихся в применении этих идей в обсуждениях, упражнениях, дискуссиях, трудовой деятельности, изобразительном творчестве. Применение мировоззренческих идей в жизненном опыте самих учащихся — это еще одно важное условие формирования мировоззрения.

Нельзя на одном уроке сформировать мировоззрение, однако на каждом уроке нужно создавать тенденцию к его формированию. Процесс формирования мировоззрения длится на протяжении всей жизни. Поскольку этот процесс связан с постоянными и непрерывными изменениями в общем развитии учащихся, то и система представлений, понятий и идей об окружающем мире на разных этапах школьного обучения будет не одинакова.

Средствами проверки степени сформированности научного мировоззрения учащихся являются обобщающие уроки, где ставятся специальные вопросы, диспуты, сочинения на свободные темы, индивидуальные беседы, поступки учащихся в школе и за ее пределами.

Показателями проявления убежденности учащихся являются:

– неоднократная идентичная оценка учеником тех или иных фактов и положений;

– постоянство высказываемых мнений;

– уверенность и категоричность суждений;

– самостоятельное оценочное отношение к явлению;

– эмоциональность отстаивания своего мнения;

– соответствие высказываемых суждений и поступков.

Сложность процесса формирования научного мировоззрения заключается в том, что он протекает под воздействием многих факторов, в числе которых влияние социальной и домашней среды, обучения и воспитания в школе, средств массовой информации и др. Трудности связаны с тем, что эти факторы действуют на каждого по-разному, и в отдельных случаях — противоречиво.

Воспитание подрастающего поколения всегда являлось важнейшей функцией школы. Воспитание — это процесс формирования у учащихся моральных представлений и понятий, черт характера, стремлений и чувств, поведения, т. е. процесс формирования их личности.

Формирование личности подрастающего человека требует систематического и целеустремленного воздействия.

Как соотносятся между собой воспитание и обучение? Это — процессы неразрывно связанные. Общепринятым поэтому считается понятие «учебно-воспитательная работа». Основным в теории обучения является принцип воспитывающего обучения.

Однако обучение и воспитание имеют и свои специфические задачи, так как первое направлено на формирование знаний умений и навыков, а второе — на организацию жизненного опыта учащихся и выработку привычек поведения.

Объективно связь обучения и воспитания выражается в том, что всякое обучение неизбежно воспитывает учащихся в определенном направлении, независимо от того, хочет или не хочет этого учитель. Процесс обучения невозможен без воспитания. Плохое обучение также воспитывает, но в отрицательном направлении, так как учитель являет собой пример нерадивого отношения к своим обязанностям.

Воспитание у учащихся положительных качеств неразрывно связано с поведением и чертами характера учителя. Для того чтобы служить примером для своих учеников, учитель должен в первую очередь предъявлять самые высокие требования к себе самому. Эти требования состоят в образцовом выполнении своих обязанностей, хорошей подготовке всех уроков, в отличном выполнении педагогических рисунков на классной доске, в выполнении всех данных обещаний, в спокойном, ровном и благожелательном отношении к своим ученикам, в умении радоваться их успехам, поддерживать и помогать при затруднениях, в культуре речи и др.

Независимо от того, какой предмет учитель преподает, он обязан решать на каждом уроке те или иные задачи воспитания. Нельзя сегодня обучать, а завтра воспитывать. Творчески работающий учитель должен уметь осуществлять воспитательное воздействие на уроке в единстве с его содержанием и организацией. При этом важно не то, сколько воспитательных задач решалось учителем на уроке, а насколько эффективно они были решены.

Главным воспитывающим фактором урока остаётся личность учителя. Учитель, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, широкой эрудицией, постоянно следящий за развитием науки, культуры, искусства, политики и экономики, способен решать комплекс воспитательных задач на каждом уроке. Проследить, как выполняются воспитательные задачи, на одном уроке не всегда удается. По одному уроку вообще нельзя сделать объективных выводов. Материал для выводов о степени воспитательного воздействия может дать анализ 5–6 уроков у данного учителя в одном и том же классе.

Мировоззренческие вопросы не решаются раз и навсегда. Каждый поворот жизни заставляет, побуждает снова и снова возвращаться к ним, подкрепляя или пересматривая свои прежние решения. В юности это делается наиболее категорично. Все изложенное выше позволяет сделать следующие выводы:

  1. Формирование научного мировоззрения — это процесс самостоятельного прохождения каждым школьником всех этапов от овладения знаниями до выработки убеждений. Формирование мировоззренческих взглядов и убеждений носит глубоко личностный характер. Простое заимствование мировоззрения в «готовом виде» у учителя, других людей невозможно.
  2. Формирование мировоззрения происходит одновременно и в единстве с усвоением учебного материала. Вся учебно-воспитательная работа в процессе обучения изобразительному искусству направлена на формирование научного мировоззрения, поэтому на уроках обычно отсутствует специально поставленная деятельность по формированию мировоззрения.
  3. Формирование мировоззрения будет тем успешнее, чем чаще происходит актуализация мировоззренческих знаний и убеждений.
  4. Работа по формированию мировоззрения школьников направляется и контролируется учителем не только путем сообщения знаний мировоззренческого характера, но и организацией деятельности учащихся.
  5. Задача формирования мировоззрения решается через последовательное осуществление нравственного, экологического, эстетического, трудового и других видов воспитания. Следовательно, научное мировоззрение составляет основу решения всех задач воспитания.

Литература:

  1. Козлов В. И. Модель специалиста — учителя изобразительного искусства. Монография. — М.: «Прометей», 2001. — 207.
  2. Козлов В. И. Подготовка, проведение и анализ уроков изобразительного искусства в процессе педагогической практики. Учебное пособие — М.: МПГУ, 2006. — 113 с.
  3. Козлов В. И. Профессиональная подготовка учителей изобразительного искусства в вузе. Монография. — Набережные Челны: НГПИ, 2010. — 431 с.
  4. Веретенникова Л. К. Подготовка студентов к развитию творческого потенциала школьников. Монография. М.: «Альфа», 2008. — 276 с.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, знание, научное мировоззрение, убеждение, взгляд, урок, формирование мировоззрения, умение, учащийся, учитель.

Ценности, убеждения и взгляды

Что делать, если ваши ценности, убеждения и отношение расходятся с ценностями школы, развития ребенка или закона? Присоединяйтесь к обсуждению.

© University of Reading

Человеческие ценности, убеждения и взгляды формируются и закрепляются с течением времени под влиянием семьи, друзей, общества и жизненного опыта. Таким образом, к тому времени, когда вы станете взрослым, вы можете иметь очень определенные взгляды практически на все с чувством «никто не изменит мое мнение».

Рисунок 1: Определения ценностей, убеждений и взглядов. ©University of Reading

Сочетание ваших личных ценностей, убеждений и взглядов — это ваши моральные принципы, которыми вы руководствуетесь в жизни и которые влияют на ваше поведение. Однако ваши взгляды могут сильно отличаться от других, и в таком учреждении, как школа, эти убеждения могут противоречить ценностям школы, развитию ребенка или даже закону. Вот несколько примеров:

Ценности, противоречащие развитию ребенка.

Вы считаете, что мальчики нуждаются в большей помощи и менее способны позаботиться о себе, чем девочки, из-за вашего опыта общения с детьми. Дома вы возитесь с сыном гораздо больше, чем с дочерью. В школе существует подход равенства возможностей, и ожидания от девочек и мальчиков состоят в том, что они одинаково хорошо себя ведут, прибираются и помогают друг другу. Однако вы не верите, что это может произойти. На уроках вы уделяете больше внимания мальчикам, удостоверяясь, что у них есть все необходимое, даете им бумагу, карандаши и ресурсы, доверяя девочкам, что они уже организованы. Считаете ли вы справедливым такое предположение? Какие сообщения вы отправляете мальчикам и девочкам?

Ценности, противоречащие эффективному управлению детьми.

Некоторые ученики воспитываются в семьях, где ругань является нормой, и они привносят это мнение в школу. Вы, однако, яростно ненавидите ругаться, и когда ученик ругается, вы наказываете его самым ужасным образом. Думали ли вы, соответствует ли наказание «преступлению»? Или даже связано с проблемой? Наказание больше связано с руганью, чем с тем, что сделал ученик? Возможно, ученика так спровоцировали, что он выругался. Если вы не занимаетесь глубинными проблемами и просто наказываете сквернословие, то превалирует ваш моральный компас, а не моральный компас школы.

У каждого свое мнение об образовании и о том, что оно должно включать в себя, что может привести к здоровым дискуссиям и идеям. Однако необходимо признать, что личная точка зрения так и останется — если только она не подкреплена вескими доказательствами.

Работая в школе, вы должны быть готовы приспособить свою систему убеждений к системе образования и школы. Если вы обратитесь к предыдущему Шагу в качестве примера, даже если вы не согласны с образованием в области секса и отношений для всех возрастов — если это закон — вам придется преподавать и поддерживать этот предмет. Это немного похоже на выключатель света — вы должны выключить свои ценности в школе. Это может быть трудно, но несправедливо по отношению к ученикам, если от них ожидают, что их чему-то научат, а потом этому не учат или учат плохо. Следуя правилам и ценностям школы, вы не идете на компромисс со своими ценностями и убеждениями.

Можете ли вы представить себе ситуацию, когда ваши взгляды (личные или профессиональные) изменились по сравнению с ранее определенными взглядами? Что случилось, чтобы изменить ваше мнение?

Наш совет по курсу

Если можете, постарайтесь принять участие в беседах, которые происходят во время мероприятий текущей недели, чтобы улучшить свой учебный опыт и получить от него максимальную отдачу.

© University of Reading

Наследуются ли убеждения?

Социальные психологи долгое время считали, что отношение — будь то к роли Америки в Ираке или важности внешнего вида — в значительной степени является продуктом факторов окружающей среды, сочетанием воспитания и культуры.

Но несколько исследований показывают не только то, что установки частично, хотя и косвенно, наследственны, но и то, что установки с высокой наследуемостью сильнее влияют на действия людей, чем установки с более слабой генетической основой. Действительно, согласно одному из направлений психологических исследований, наследуемые установки, такие как политические убеждения, могут даже направлять наш выбор социальных «ниш», которые мы для себя вырезаем, например, где и с кем жить.

“Когда я впервые начал эту работу в 19В 70-х годах отношение определялось реакцией, на 100 % обусловленной индивидуальным опытом», — отмечает социальный психолог Университета Джорджии Авраам Тессер, доктор философии, который провел новаторские исследования социальных последствий глубоко наследуемых установок. «Я думаю, что дух времени имеет значение. изменились с появлением проекта «Геном человека» — идея о том, что поведенческая система имеет сильный генетический компонент, уже вряд ли является проблемой». окружающей среды» или индивидуальный опыт человека вне семьи, обычно изучаемый с помощью исследований близнецов (см. стр. 46), — неизменно лучше предсказывают отношения, чем генетические, по крайней мере, среди взрослых. для любого заданного отношения: Вместо этого склонность отношения, вероятно, направляется через другие механизмы, такие как личность, которые возникают из генов, которые влияют на нейрохимию человека в таких областях, как импульсный контроль, говорят они.

Остаются большие вопросы. Например, в какой степени «ассортативное спаривание» — доказанная склонность людей выбирать себе пару со схожими установками — искажает результаты исследований, поскольку частичная наследуемость установок может дать детям эти тенденции? И чем объясняется тот факт, что отношение людей часто меняется с возрастом? Является ли это результатом скрытых генетических склонностей, возникающих, когда человек покидает дом, факторов окружающей среды или того и другого? 1999 исследование в Twin Research (том 2, № 2), проведенное социальным психологом Университета Содружества Вирджинии Линдоном Ивзом, доктором философии, и его коллегами.

Команда изучила данные о 29 691 испытуемом, включая 14 761 взрослого близнеца и их родителей, супругов, братьев, сестер и взрослых детей, и пришла к выводу, что путь передачи отношений внутри семьи сложен, вероятно, отражая смесь ассортативного брачного влияния и прямого влияния. родительская передача. Команда также обнаружила, что семейная среда играет большую роль в формировании отношения, чем в личностных переменных, подтверждая представление о том, что личность имеет более сильный генетический компонент, чем отношения.

Проблемы с передачей

Недавние исследования основаны на этой базе знаний. К примеру, исследование 195 однояйцевых близнецов и 141 разнояйцевой пары близнецов, проведенное в 2001 году социальным психологом Джеймсом Олсоном, доктором философии, из Университета Западного Онтарио и его коллегами, дополняет диапазон изученных взглядов — в прошлом в основном религиозных и политических. убеждения – и непосредственно исследует возможные генетические факторы, которые могут влиять на формирование отношения.

Опубликовано в J Journal of Personality and Social Psychology (Vol. 80, No. 6) исследование выявило значительные эффекты наследуемости для 26 из 30 исследованных элементов отношения, включая такие разнообразные элементы, как отношение к чтению книг, открытая иммиграционная политика и поездки на американских горках. (Однако влияние неразделенной среды снова перевесило влияние наследственности по всем направлениям.)

В исследовании также изучалось, как установки могут передаваться генетически, поскольку крайне маловероятно, что установки передаются по наследству напрямую, отмечает Олсон. Чтобы проверить это, исследователи включили вопросы для самоотчета о трех наборах характеристик, которые, как правило, имеют существенные генетические компоненты: спортивные способности, личностные черты, такие как агрессивность и общительность, и интеллект. Затем они проверили, насколько хорошо характеристики коррелируют на генетическом уровне со всеми 30 пунктами отношения в их списке. В некоторых случаях индивидуальные установки действительно значительно коррелировали с характеристиками в аналогичной области: например, положительное отношение к лидерству и высокий уровень общительности были тесно связаны, как и отношение к спорту и уровень атлетизма.

Полученные данные показывают, как могут передаваться установки, говорит Олсон. Он объясняет, что генетические и биологические факторы приводят к различному опыту у людей, что, в свою очередь, помогает создавать разные отношения. Спортивно одаренная девочка, например, имеет более положительный опыт занятий спортом, чем другие: ее чаще выбирают в команды, и она получает больше похвал от тренеров и одноклассников. Как следствие, у нее развивается положительное отношение к спорту. Хотя на первый взгляд может показаться, что положительный опыт девушки привел ее к занятиям спортом, этот опыт частично определялся ее спортивными способностями, которые, вероятно, являются генетическими, говорит Олсон.

«Идея о том, что биологические характеристики людей могут предрасполагать к их переживаниям, кажется настолько очевидной, что удивительно, что она не была изучена более подробно», — комментирует он. Тем не менее, требуется дополнительная работа, чтобы отделить причину от следствия, отмечает он, поскольку нет доказательств того, что спортивные способности предшествуют позитивному отношению к спорту, а не наоборот, например.

Разбор спаривания

Еще одно недавнее исследование позволяет более точно определить соответствующие роли наследственности и среды в формировании отношения, рассматривая эти факторы у усыновленных и не усыновленных молодых людей и их братьев и сестер. Рассмотрение молодых усыновленных имеет два преимущества: оно исключает проблему ассортативного спаривания, поскольку у усыновленных молодых людей нет общих генов своих родителей; и это дает другой взгляд на переменные и взаимодействия между генами и окружающей средой, поскольку большинство предыдущих исследований были сосредоточены на взрослых, часто на взрослых близнецах, отмечает психолог Университета Южной Калифорнии Лаура Бейкер, доктор философии, один из соавторов исследования.

В исследовании, опубликованном в 2002 году в Journal of Personality and Social Psychology (Vol. 83, No. 6), исследователи опросили 654 усыновленных и не усыновленных молодых людей об их уровне консерватизма и религиозных взглядах каждый год в течение четырех лет. лет, начиная с 12-летнего возраста. Изучая различия между усыновленными и неусыновленными детьми в том, насколько их отношение было похоже на отношение их родителей, команда обнаружила значительное, хотя и относительно небольшое, генетическое влияние консерватизма у детей уже в первом возрасте. год исследования, и почти нет генетической связи с религиозными установками. И наоборот, они обнаружили большое влияние общей среды как на консерватизм, так и на религиозные взгляды.

Результаты противоречат более ранним выводам по нескольким причинам, отмечает Бейкер: во-первых, другие исследования показали, что генетическое влияние на социальные установки не проявляется до взрослой жизни, но исследование находит такую ​​связь в молодости. С другой стороны, более ранние исследования отмечали генетические влияния на религиозные взгляды, по крайней мере, среди взрослых, в то время как текущее исследование не выявило их. В-третьих, исследование обнаружило большой эффект для общей среды , вероятно, в результате изучения такой молодой популяции, говорит Бейкер.

«Наши выводы об общей среде могут быть функцией возраста испытуемых и того факта, что они делят больше окружающей среды, чем взрослые», — комментирует Бейкер. На самом деле, результаты аналогичны результатам исследования IQ, говорит она, где исследования показывают большой общий эффект окружающей среды для детей, но не для взрослых.

Полученные данные подчеркивают необходимость проведения дополнительных лонгитюдных исследований, отслеживающих возрастные изменения в установках, добавляет Бейкер, поскольку в исследованиях изучались как молодые люди, так и взрослые, но ни одно из них не зафиксировало промежуточный переход. По ее словам, такие исследования могут лучше объяснить, почему отношение со временем меняется.

Применение в реальной жизни

Пока нет единого мнения о том, как гены влияют на отношения с течением времени, похоже, они могут объяснить, какие отношения больше всего влияют на нашу жизнь. Тессер из Университета Джорджии провел ряд исследований, показывающих, что установки, которые в предыдущих исследованиях считались сильно наследуемыми, сильнее, доступнее и сильнее, чем установки с меньшей наследственностью.

В исследовании 1998 года, опубликованном в журнале «Личность и индивидуальные различия» (Vol. 24, No. 1), Тессер и его коллеги даже продемонстрировали, что люди реагируют физиологически, если их побуждают изменить сильно наследуемые установки — действительно, их частота сердечных сокращений увеличивается, и они демонстрируют более высокую проводимость кожи.

Оставить комментарий