Формулы для решения задач по химии 8 9 класс – Формулы для решения задач по химии

Содержание

Формулы для решения задач по химии

Так как химия наука точная, она неразрывно связана с различного рода вычислениями. Чтобы решать задачи, нужно знать формулы и хорошо в них ориентироваться. Без этих базовых знаний и навыков изучение химии становится невозможным.
Мы собрали для вас основные химические формулы, изучаемые в школьном курсе. Они пригодятся каждому ученику, особенно тем, кто будет сдавать ОГЭ или ЕГЭ по этому непростому, но очень интересному предмету.


Нахождение количества вещества

Первое и основное понятие, которое необходимо усвоить – это количество вещества, измеряемое в молях и обозначающееся латинской буквой «n». Для его нахождения нужно основываться на условии задачи, так как вычислить количество вещества можно по трём формулам:

1) По массе. n=m/M — Массу вещества (в граммах) разделить на его молярную массу (в г/моль).

2) По объёму. n=V/Vm — Отношением объёма вещества к его молярному объёму (используется для газов).

3) По числу молекул. n=N/NA – Число молекул вещества делённое на число Авогадро. Число Авогадро (NA) – физическая величина, указывающая на число молекул, содержащихся в 1 моле вещества, и численно равная 6,0221 * 1023 моль-1.


Формулы для нахождения массы

Массу вещества можно найти несколькими способами:

1. Умножив количество вещества на молярную массу: m (г) = n (моль)×M (г/моль).

2. Произведением объёма раствора и его плотности: m = V (л) ×ρ (г/л).

3. Перемножив массовую долю с массой раствора: m = m

(р-ра) × ω.

Молярная масса (М) – это масса одного моля вещества. Вычисляется она следующим образом: посредством сложения атомных масс элементов, из которых состоит вещество, получаем относительную молекулярную массу. Молярная масса численно равна относительной молекулярной массе, но имеет размерность «г/моль». Также молярную массу можно найти с помощью отношения массы вещества к его количеству:

M = m/n


Формулы для нахождения объёма

Для вычисления объёма того или иного вещества можно воспользоваться одной из формул:

1. Объём раствора находится как отношение массы раствора к его плотности:

V(р-ра) = m

(р-ра) / ρ

2. Объём газа равен отношению его количества вещества к молярному объёму:

V(газа) = n/VM

Молярный объём (VM) – объём, который занимает 1 моль вещества при определённых показателях давления и температуры. Находится при делении молярной массы вещества на его плотность:

VM = M/ρ

При нормальных условиях молярный объём газа равен 22,4 л/моль.


Формулы для нахождения плотности и относительной плотности

Плотность (ρ) – физическая величина, указывающая на массу определённого вещества, содержащуюся в единице объёма.
Следовательно, формула для её вычисления имеет вид:

ρ=m/V

Помимо основной, существует формула для нахождения плотности газа при нормальных условиях, где молярная масса делится на молярный объём газа при н.у.:

ρ=M/VM

Относительная плотность (D) газов – величина, указывающая насколько одно вещество тяжелее или легче другого. Вычисляется она отношением молярных масс газов:

D = M(1) / M(2)

Например, условием было найти плотность газа по водороду. Решение будет иметь вид: D = M(газа)/M(H2) = M(газа)/2. Относительная плотность является безразмерной величиной.


Формулы для нахождения концентрации

Молярная концентрация (С) – отношение количества растворённого вещества к объёму раствора. Единица измерения – моль/л. Молярная концентрация вычисляется по формуле:

С = n/V

Массовая концентрация чаще всего называется титром (Т). Это отношение массы растворённого вещества к объёму раствора. Единица измерения — г/л.

T = m/V

Массовая доля (ω) – это один из вариантов выражения концентрации. С её помощью можно вычислить процентное содержание растворённого вещества в общей массе раствора:

ω = (mр.в./mр-ра) × 100%

По такому же принципу вычисляется массовая доля определённого компонента в смеси:

ω = (mкомпонента / mсистемы) × 100%

Если возникает необходимость найти массовую долю химического элемента в соединении, то нужно относительную атомную массу этого элемента умножить на число атомов в соединении и разделить на молекулярную массу вещества:

ω = (Ar × N) / M


Формулы для нахождения выхода продукта реакции

Под выходом продукта реакции (ᶯ) подразумевается отношение массы (объёма, количества) вещества, полученного на практике, к теоретически возможному (рассчитанному по уравнению реакции). Единица измерения – доля, а проценты — если результат умножить на 100 !
Для его вычисления, в зависимости от условия задачи, используются следующие формулы:

ᶯ=(mпракт./mтеорет.) × 100%
ᶯ=(Vпракт./Vтеорет.) × 100%
ᶯ=(nпракт./nтеорет.) × 100%

Попрактиковать решение задач и знание формул возможно в приложении «ХиШник». Оно содержит в себе каталог заданий, которые, в свою очередь, разделены по темам и уровням сложности. Если вы дали неверный ответ, то приложение не просто уведомит об этом, а предложит правильный алгоритм решения. Также в нём есть раздел для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, в котором собраны типовые задания.

Знание расчётных формул – это ключевой момент при решении задач. Главное, понимать их, а не бездумно заучивать. Так как они будут использоваться не только в школьных задачах, на ЕГЭ и ОГЭ, но и в дальнейшей жизни, даже если ваша профессиональная сфера будет далека от химии.

hishnik-school.ru

Формулы по химии 8-9 класс

Соотношение некоторых физико-химических величин и их единиц

Величина, её обозначение

Единицы величины

Основная

В 1000 раз большая

В 1000 раз меньшая

Масса, m

г

кг

мг

Количество вещества, n

моль

кмоль

ммоль

Молярная масса, M

г/моль

кг/кмоль

мг/ммоль

M=Mr

Число частиц, N

Молекул, атомов, ионов

Число молекул в единице количества вещества – постоянная Авагадро, NA

6▪1023(в 1 моль) молекул/моль

6▪1026 (в 1 моль) молекул/кмоль

6▪1020 (в 1 моль) молекул/ммоль

Объём газа, V

л (дм3)

м3

мл (мм3)

Молярный объём газа, Vm

л/моль (22,4 л/моль при н.у.)

м3/кмоль (22,4 м3/кмоль при н.у.)

мл/ммоль (22,4 мл/ммоль при н.у.)

Массовая доля, ω

Объёмная доля, φ

Массовая доля Элемента, ω (Э)

Выражают в долях и %

ω (Э, в долях) = ; n – число атомов, Аr – атомная масса, Mr – молекулярная масса

Выход продукта реакции от теоретически возможного, W

W = Vпракт : Vтеор, Vпракт = WVтеор

W =

mпракт : mтеор, mпракт = Wmтеор

infourok.ru

Научиться решать задачи по химии легко: следуем инструкции

У громоздких формул есть смысл

Задачи по химии делятся на несколько разных видов: на составление уравнения химической реакции, на анализ растворов веществ, на определение массы или плотности. Способы их записи и решения различаются. Многие хотели бы научиться с легкостью читать условные обозначения в химии, и кому-то это покажется недостижимым мастерством. Но все дело как раз в том, что символы и формулы ученые придумали, чтобы как можно удобнее записать свои представления о химических процессах. Поэтому за символами нужно научиться видеть конкретную информацию о веществах и их характеристиках.

Возможно даже нелишним будет узнать, кто, когда и при каких обстоятельствах ввел то или иное обозначение.

Возьмем понятие «количество вещества». Оно очень важно для решения расчетных задач по уравнениям химических реакций. Эту особую единицу измерения не нужно путать с массой. Под ней понимают количество структурных элементов (атомов, молекул или ионов). Никогда не говорят: «здесь количество вещества 4 молекулы», потому что измеряют его в молях. В международной системе единиц СИ количество вещества принято обозначать буквой n.

Проверяем свою готовность к задаче


Прежде чем приступать к решению задач, нужно быть уверенным, что ты выучил основные термины. Кроме уже рассмотренного количества вещества, нужно знать, что такое масса, молярная масса, постоянная Авогадро, массовая доля, выход продукта, стехиометрический коэффициент, и так далее.

Знать Таблицу химических элементов — это почти то же самое, что и выучить таблицу умножения в математике и склонения в русском языке. Нет, зубрить список элементов не нужно, потому что таблица всегда может быть перед глазами, даже на ОГЭ и ЕГЭ. Но нужно уметь с ней работать, знать общие принципы построения этой таблицы. А затем станет ясно, как структура таблицы и свойства элементов зависят друг от друга. Например, в таблице Менделеева содержится такая важная справочная информация, как атомная масса элементов. Обратите внимание: знание атомной массы элементов нам пригодится для решения задачи, приведенной ниже!

Самые важные формулы, которые нужно запомнить:

  1. Формула расчета массовой доли в растворе (ω) очень простая и содержится уже в самом определении. Массовая доля — это отношение массы (m) растворенного вещества к общей массе раствора. Если требуется ответ в процентах, то тогда так:
ω = mр.в./mр-ра*100%
  1. Масса вещества это произведение количества вещества на молярную массу.
m = n*M
  1. Формула объема газа при нормальных условиях.
V = n*22,4л/моль
  1. Формула плотности
ρ = m/V

Из этих формул можно вывести другие формулы. Ниже мы для примера определим массу растворенного вещества исходя из массовой доли.

Теперь можно приступать


Когда ты удостоверился, что азы усвоены, можно решать задачи на растворы, смеси и все остальные. Решение задачи выстраивается пошагово. Например, определим массу гидроксида натрия, необходимого для полной нейтрализации 1000 г 49% раствора серной кислоты.
  1. Пишем условие в следующем виде:
m р-ра = 1000г
ω(h3SO4) = 49%
m(NaOH) = ?
  1. Какую формулу для чего использовать.
Для начала мы определяем, какие формулы здесь использовать. Чтобы знать массу гидроксида натрия (NaOH), необходимо знать массу серной кислоты. Пока известна только ее массовая доля (49%). Мы выведем формулу массы серной кислоты с помощью формулы массовой доли вещества (мы ее записывали выше):

m(h3SO4) = m р-ра * ω(h3SO4)/100% = 1000 г * 49%/100% = 490 г

Как масса серной кислоты поможет найти массу гидроксида натрия? Если посмотреть на формулу поиска массы, то ответ очевиден. Нужно найти количество вещества гидроксида натрия, которое можно узнать по уравнению реакции нейтрализации.

  1. Используем уравнение реакции
При работе с уравнением реакции нам пригодится знание того, что стехиметрический коэффициент — коэффициент, стоящий перед символом или формулой вещества в химическом уравнении. Важно, что он отражает не количество молекул участвующих в реакции веществ, а их относительное количество. Количество вещества гидроксида натрия нам неизвестно, поэтому над уравнением мы ставим x моль.

x моль
2NaOH + h3SO4 = Na2SO4 + 2h3O
2 моль    1 моль

Количество вещества серной кислоты мы можем узнать, так как уже выяснили ее массу, а молярная масса легко вычисляется как сумма атомных масс, входящих в состав молекулы.
n(h3SO4) = 490г/98г/моль = 5 моль.
x моль 5 моль 2NaOH + h3SO4 = Na2SO4 + 2h3O
2 моль 1 моль

Зная по уравнению реакции, что количества вещества гидроксида натрия в два раза больше, чем у серной кислоты, мы вывели значение n(NaOH) = 10 моль.

Осталось только найти массу вещества NaOH.
m(NaOH) = 10 моль * 40г/моль = 400г.

Это и есть ответ.

Иногда в ходе работы с задачами придется возвращаться к учебнику и повторять пройденный материал. В этом нет ничего страшного, рано или поздно знания закрепятся. Рекомендуем использовать приложение “ХиШник”, в котором решение задач сопровождается решениями и подсказками. Записывать решения и уравнения реакций удобнее сначала в специальном редакторе, который снабжен всплывающими подсказками. После тренировки в “ХиШнике” обязательно получится решать задачи вручную и без подсказок. Так или иначе, полученные теоретические знания обязательно закрепятся на практике, и решать задачи по химии будет легко и интересно.

Теперь вы знаете, что научиться решать задачи по химии несложно: достаточно просто следовать инструкциям.

hishnik-school.ru

Методическая разработка по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему: Алгоритмы решения задач по химии

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

 ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ

количественный метод

1.Прочитайте текст задачи.

1.Сколько граммов оксида кальция можно получить из 400г известняка, содержащего 20% примесей?

2.Запишите условие и требование задачи с помощью общепринятых обозначений.

2.Дано:

m(CаСO3) = 400 г

ω прим.= 20% (0,2)

  

m(CаO)=?

3.Составьте уравнение химической реакции.

3.Решение:

CаСO3 = CаО + СO2 

4.Массу чистого вещества (как и объём) можно вычислить двумя способами

1 способ:

ω (чист.вещ-ва)= 100% – ω прим.

ω (чист.вещ-ва) = m (чист.вещества) / m (смеси) 

Отсюда:

m (чист.вещ-ва) = m (смеси) · ω (чист.вещ-ва)

2 способ:

m (примеси) = m (смеси) ·  ω (примеси)

 m (чист.вещества) = m (смеси) – m (примеси)

4.Решение:

1 способ:

ω (чист.вещества) CаСO3= 100% – 20% = 80% или 0,8

m (чист.вещества) CаСO3= 400г · 0,8 = 320 г

2 способ:

m (примеси) = 400 г ·  0,2 = 80 г

m (чист.вещества) CаСO3= 400 г – 80 г = 320 г

Выбирай понятный для тебя способ решения!

5.В уравнении одной чертой подчеркните формулы веществ, о которых идёт речь в задаче.

 5.CаСO3 = CаО + СO2 

6.Вычислите молярные массы этих веществ.

6.

М(CаСO3) = 40 + 12 + 16·3 = 100 г/моль

М(СaO) = 40 + 16 = 56 г/моль

7.Массу чистого вещества, полученную в пункте 4, переведите в количество вещества  по формуле ν= m/М

7.ν(CаСO3)= 320 г/100 г/моль = 3,2 моль

                 

   

8.Над подчёркнутой формулой известного вещества укажите величину, полученную в пункте 7, – показывает количество взятого реагента по условию задачи, над формулой вещества, массу которого надо найти, поставим Х моль.

8.     3,2 моль                 Х моль

        CаСO3      =      CаО     +   СO2 

 

9. Под подчёркнутыми формулами исходного и образующегося веществ укажите количество вещества (число молей) согласно уравнению реакции (это будут коэффициенты, стоящие перед формулами веществ в уравнении реакции)  – показывают необходимые количества исходного и образующегося веществ.

 

9.     3,2 моль        Х моль

        CаСO3  =  CаО+ СO2 

        1моль             1моль

10.Составить и решить пропорцию.

10.

3,2 моль    Х моль                     Х = 3,2 моль · 1 моль   = 3,2 моль

 1 моль      1 моль                            1 моль

ν (CаО) = 3,2 моль.

11.Вычислите массу продукта реакции

m(вещества)= ν( вещества) · М(вещества)

11.

m(СаО)  =3,2 моль · 56 г/моль = 179,2 г

 

12.Запишите ответ.

12.Ответ:

m(CаО) = 179,2 г.

метод пропорций

1. Повторить действия пунктов 1 – 6 количественного метода

2. По формуле m= М · ν (где ν – коэффициент перед соответствующей формулой вещества в уравнении реакции) найдите массу вещества

m= М · ν

m(CаСO3) = 100 г/моль · 1 моль = 100 г

m(СaO) = 56 г/моль · 1 моль = 56 г

3. Над подчёркнутой формулой известного вещества укажите массу, полученную в пункте 4 количественного метода, над формулой вещества, массу которого надо найти, поставим Х г

3.

           320 г                Х г

        CаСO3  =  CаО+ СO2 

        

4. Под соответствующей формулой записать массу, полученную в пункте 3

4.

           320 г                Х г

        CаСO3  =  CаО+ СO2 

         100 г                56 г

5. Составить и решить пропорцию

5.

      320 г = Х г              Х = 320 г · 56 г  = 179,2 г

      100 г     56 г                         100 г

6.Запишите ответ.

6.Ответ:

m(CаО) = 179,2 г.

nsportal.ru

Методы решения задач по химии. Задачи на вывод химической формулы вещества

Разделы: Химия


С задачами на вывод химической формулы вещества учащиеся встречаются при прохождении программы химии с 8 по 11 классы. К тому же, данный тип задач довольно часто встречается в олимпиадных заданиях, контрольно – измерительных материалах ЕГЭ (части В и С). Диапазон сложности данных задач достаточно широк. Как показывает опыт, у школьников часто возникают затруднения уже на первых этапах решения при выводе молярной массы вещества.

В данной разработке предлагаются задачи на нахождение формулы вещества, исходя из разных параметров в условиях. В представленных задачах приведены различные способы нахождения молярной массы вещества. Задачи составлены таким образом, чтобы учащиеся могли освоить оптимальные методы и различные варианты решения. Наглядно демонстрируются наиболее общие приёмы решений. Для учащихся предлагаются решённые задачи по принципу нарастания сложности и задачи для самостоятельного решения.

Таблица 1

Вывод химической формулы вещества:

Номер задачи
(пример решения)

Вычисление молярной массы вещества

Задачи для самостоятельного решения

– на основании массовых долей (%) атомов элементов

1

M, где n – число атомов

Определить химическую формулу соединения, имеющего состав: натрий – 27,06%; азот – 16,47 %; кислород – 57,47%. Ответ: NaNO3

– на основании массовых долей (%) атомов элементов и плотности соединения

2

М (CхНу) = D(Н2) ·М (Н2)

Относительная плотность паров органического кислородсодержащего соединения по кислороду равна 3, 125. Массовая доля углерода равна 72%, водорода – 12 %. Выведите молекулярную формулу этого соединения. Ответ:C6H12О

– по плотности вещества в газообразном состоянии

3

М (в-ва) = ρ · М (газообр. в-ва)

Относительная плотность паров предельного альдегида по кислороду равна 1,8125. Выведите молекулярную формулу альдегида. Ответ: C3Н6О

– на основании массовых долей (%) атомов элементов и массе соединения

4

М находится по соотношению,
или
M

Углеводород содержит 81,82 % углерода. Масса 1 л. этого углеводорода (н.у.) составляет 1,964 г. Найдите молекулярную формулу углеводорода.
Ответ: C3Н8

– по массе или объёму исходного вещества и продуктам горения

5

М (в-ва)=Vm·ρ

Относительная плотность паров кислородсодержащего органического соединения по гелию равна 25,5. При сжигании 15,3 г. этого вещества образовалось 20,16 л. СО2 и 18,9 г. Н2О. Выведите молекулярную формулу этого вещества.Ответ: C6H14О

Приводится пример решения задачи № 6 на применение уравнения Менделеева – Клайперона

Задача № 1

Массовая доля кислорода в одноосновной аминокислоте равна 42,67%. Установите молекулярную формулу кислоты.

Дано:
w (О) = 42,67%

Решение:
Рассчитать молярную массу кислоты CnН2n (N Н2) CОOH
w (О) =

M кислоты = 75 (г/моль)
Найти число атомов углерода в молекуле кислоты и установить её формулу М = 12 n + 2 n + 16 + 45 =75
14 n = 14, n = 1
Ответ: формула кислоты NН22CОOH
М (NН22 CОOH) = 75 г/моль

Вывести формулу соединения
CnН2n (N Н2) CОOH

Вернуться к табл.1

Задача № 2

Относительная плотность углеводорода по водороду, имеющего состав: w(С) = 85,7 %; w (Н) = 14,3 %, равна 21. Выведите молекулярную формулу углеводорода.

Дано:
w (С) = 85,7 %
w (Н) = 14,3 %
D Н2 (CхНу) = 21

Решение:

  1. Находим относительную молярную массу углеводорода, исходя из величины его относительной плотности: М (CхНу)= D (Н2) ·М (Н2)

  М (CхНу)= 21 · 2 = 42

  1. m(С) = 42г. /100% · 85, 7 %= 36 г.

m (Н) = 42г. /100% · 14,3 %= 6 г.
Находим количество вещества атомов углерода и водорода
n (С) = 36г :12 г/моль = 3 моль
n (Н) = 6г.: 1 г/моль = 6 моль

Ответ: истинная формула вещества C3Н6.

Вывести формулу соединения
CхНу- ?

Вернуться к табл.1

Задача № 3

Определите молекулярную формулу алкана, если известно, что его пары в 2,5 раза тяжелее аргона.

Дано:
Пары алкана в 2,5 раза тяжелее аргона

Решение:
По относительной плотности можно найти молярную массу алкана: М (C n Н 2 n + 2) = 14 n + 2 = 2,5 · М(Ar) = 100 г/моль
Откуда n = 7.
Ответ: формула алкана C7Н14

Вывести формулу алкана
C n Н2 n + 2

Вернуться к табл.1

Задача № 4

Массовая доля углерода в соединении равна 39,97 %, водорода 6, 73 %, кислорода 53,30 %. Масса 300 мл. (н.у.) этого соединения равна 2,41 г. Выведите молекулярную формулу этого вещества.

Дано:
w (С) = 39,97 %
w (Н) = 6,73 %
w (0) = 53,30 %
Vн.у. (CхHуОz) = 300 мл.
m (CхHуОz) = 2,41 г.

Решение:
Для расчёта выбираем 100г. соединения. Тогда масса углерода равна 39,97 г; водорода 6,73 г; кислорода 53,30 г.
1. Определяем количество вещества:
n (С) = 39,97г :12 г/моль = 3,33 моль
n (Н) = 6,73г.: 1,008 г/моль = 6,66 моль
n (0) = 53,3г.: 16 г/моль = 3,33 моль
Определяем наименьшее общее кратное – 3,33.
n (С) : n (Н) : n (0) = 1 : 2 : 1
Простейшая формула соединения – CH2О
М (Ch3О) = 30 г/моль
Определяем молярную массу соединения по соотношению:
0,3 л. – 2,41 г.
22,4 л. – х г.
х = (22,4 · 2,41)/0,3 = 180
Или по формуле М= Vm · m/ V
К = 180 : 30 = 6
Определяем молекулярную формулу соединения, умножая стехиометрические коэффициенты в простейшей формуле на 6.
Ответ: искомая формула – C6H12О6

Вывести формулу соединения
CхНуОz- ?

Вернуться к табл.1

Задача № 5

Какова молекулярная формула углеводорода, имеющего плотность 1,97 г/л, если при сгорании 4,4 г. его в кислороде образовалось 6,72 л. СО2 и 7,2 г. Н2О.

Дано:
M (CхHу) = 4,4 г.
ρ (н.у.) = 1,97 г/л
V (СО2) = 6,72 л.
m (Н2О) = 7,2 г.

Решение:
1. Находим относительную молярную массу углеводорода, исходя из величины его относительной плотности:
М (Hу) = Vm · ρ
М (CхHу) = 22,4л/моль · 1,97г/л = 44г/моль
2. Записываем в алгебраическом виде уравнение реакции горения газа, выразив коэффициенты через х и у.

Составляем пропорции:
4,4 / 44 = 6, 72/ х · 22,4
х = 44 · 6, 72/ 4,4 · 22,4 = 3
у = 44 · 7,2/ 4,4 · 9 = 8
Формула соединения C3H8; М (C3H8) = 44 г/моль
Ответ: молекулярная формула соединения C3H8 

Вывести формулу
CхHу – ?

Вернуться к табл.1

Задача № 6

Соединение содержит 62,8% S и 37,2% F. Масса 118 мл данного соединения при 70 и 98,64 КПа равна 0,51 г. Вывести формулу соединения.

Дано:
w (S) = 62,8 %
w (F) = 37,2 %
m (CхHу) = 0,51 г
V (CхHу) = 118 мл.
Т = 70
Р = 98,64 кПа

Решение:

  1. Определяем простейшую формулу соединения:

n(S) : n(F) = 62,80/32 : 37,2/19 = 1,96 : 1,96 = 1 : 1
Простейшая формула S F

  1. Находим молярную массу соединения:

 M= (0, 51 · 8,31 · 280)/(98,64 ·103·118 ·10-6) = =101,95 г/моль.

  1. М (S F) = 51 101,95: 51 = 2

Следовательно, формула соединения S2 F2

Ответ: S2F2

Вывести формулу соединения
SхFу – ?

Вернуться к табл.1

4.05.2009

Поделиться страницей:

urok.1sept.ru

Урок химии в 8 классе на тему ” Решение задач: расчеты по формулам”

Титульный лист

Автор материала (ФИО)

Золотарь Веста Петровна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель химии

Образовательное учреждение

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение

средняя общеобразовательная школа № 511 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

Электронный адрес

[email protected]

Название материала

Урок закрепления и актуализации знаний по теме «Решение задач: расчеты по формулам с использованием понятий количество вещества, моль, молярная масса, молярный объем газов»

Класс (возраст)

8 класс

Учебный предмет

Химия

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

  1. Кузнецова Н.Е., И.М. Титова, Гара Н.Н., Химия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011.

  2. Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии: 8 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011.

3. Н.Н. Гара, М.А. Ахметов, Химия: 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие)

Текстовый документ, ЭУМ «Тест «Количество вещества»

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.)

Компьютер, интерактивная доска, проектор

Цели,

Задачи материала

Цель: систематизация знаний учащихся о понятиях «количество вещества», «число Авогадро», «молярная масса», «молярный объем газов», выявление их взаимосвязи и использование при решении задач.

Задачи:

воспитывающие: воспитывать взаимовыручку и взаимодействие через групповую и парную форму работы;

развивающие: развивать познавательный интерес к предмету и навыки самооценки знаний, умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, делать аргументированные выводы;

обучающие: формировать понятия о молярной массе и единицах ее измерения, показать взаимосвязь понятий: масса, количество вещества, молярная масса, молярный объем газа.

Краткое описание работы с ресурсом

(на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивидуальная, групповая и другое, на усмотрение автора).

Урок комплексного применения знаний и умений.

В целях повышение качества образования, совершенствования научно-методического обеспечения образовательного процесса используются индивидуальная, парная, групповая форма работы, которые повышают мотивацию, позволяют выбирать индивидуальный темп, решать творческие задачи, формируют навыки самоорганизации и самообразования, обеспечивают деятельностный и личностно-ориентированный характер образования.

Использование ИКТ на уроках химии позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний через поиск необходимой информации, развитие умений находить несколько способов решения проблемной задачи

При проведении уроков используются:

  • интерактивная доска, что позволяет сделать занятия интересными и развивает мотивацию; предоставляет больше возможностей учащимся для участия в коллективной работе, легче воспринимать и усваивать сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

  • электронные модули из базы ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru:

тест по теме «Количество вещества»,

тесты учебника-навигатора О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» – для проверки усвоения знаний.

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет – источники

Список используемой литературы.

1. 1. Кузнецова Н.Е., И.М. Титова, Гара Н.Н., Химия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011.

2. Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии: 8 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011.

3. Н.Н. Гара, М.А. Ахметов, Химия: 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013

2. 1. Электронный модуль из базы ФЦИОР:

http://fcior.edu.ru/card/12788/testy-po-teme-kolichestvo-veshestva.html – тест по теме «Количество вещества»

2. http://school-collection.edu.ru

тесты учебника-навигатора О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» – для проверки усвоения знаний.

Урок закрепления и актуализации знаний по теме «Решение задач: расчеты по формулам:

«Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов»

На изучение темы «Решение задач по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов» согласно рабочей программе отводится 4 часа. Данный урок завершает тему.

Тип урока: комплексного применения знаний и умений.

Цель урока: систематизация знаний учащихся о понятиях «количество вещества», «число Авогадро», «молярная масса», «молярный объем газов», выявить их взаимосвязь и использование при решении расчетных задач.

Задачи урока:

воспитывающая: воспитывать взаимовыручку и взаимодействие через парную и групповую форму работы;

развивающие: развивать познавательный интерес к предмету и навыки самооценки знаний, умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, делать аргументированные выводы;

обучающая: формировать понятия о молярной массе и единицах ее измерения, показать взаимосвязь понятий: масса, количество вещества, молярная масса, молярный объем газа.

Планируемые результаты:

личностные: формировать умения понимать значимость естественнонаучных и математических

знаний для решения практических задач;

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать

собственный вклад в работу группы;

метапредметные: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия

в соответствии с поставленной задачей,

самообразование, самоорганизация, саморазвитие и самоопределение,

предметные: установить взаимосвязь понятий: масса, количество вещества, молярная масса,

молярный объем газа.

Ожидаемые результаты.

Ученики знают понятия:

«количе­ство вещества», «молярная масса», «молярный объем», «моль», «число Авогадро»;

Ученики умеют:

на базовом уровне: называть количество вещества и молярную массу по обозначениям, указывать единицы измерения, видоизменять расчетную формулу при решении прямых задач;

для повышенного уровня: видоизменять расчетную формулу при решении прямых и обратных задач, производить белее сложные расчёты (например, находить массу вещества, если известен объем или число структурных частиц).

Межпредметные связи: математика, информатика, физика.

Виды учебной деятельности: проводят соответствие между названием величин и их единиц измерения; внимательно прочитывают задачу, оформляют ее решение;

Характер деятельности: частично-поисковый

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный с элементами проблемно-поискового изложения; индивидуальная и групповая работа по решению задач.

Используемые педагогические технологии: игровые, групповые, ИКТ, проблемно-поисковый (дифференцированный, работа по схеме-алгоритму).

Оборудование: ИД, компьютер, проектор.

В целях повышение качества образования, совершенствования научно-методического обеспечения образовательного процесса используются индивидуальная , парная и групповая форма работы, которые повышают мотивацию, позволяют выбирать индивидуальный темп, решать творческие задачи, формируют навыки самоорганизации и самообразования, обеспечивают деятельностный и личностно-ориентированный характер образования, который является неотъемлемой частью Федеральных Государственных стандартов второго поколения.

Актуальность и оригинальность:

– возможность каждому школьнику проявить свои возможности, развитие его познавательной самостоятельности и творчества, умений анализировать информацию, выбирать главное и обрабатывать ее развитие коммуникативных УУД, чувства ответственности и причастности к созданию «своего» урока (при этом учитель выступает в роли координатора).

Приемы, методы, формы обучения соответствуют возрастным психологическим и педагогическим особенностям восьмиклассников.

В текущем учебном году урок был проведен для восьмиклассников. Уровень усвоения темы: общая успеваемость – 95%, качественная 60%.

Использование ИКТ на уроках химии позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний через поиск необходимой информации, развитие умений находить несколько способов решения проблемной задачи

При проведении уроков используются:

  • интерактивная доска, что позволяет сделать занятия интересными и развивают мотивацию; предоставляют больше возможностей учащимся для участия в коллективной работе, легче воспринимать и усваивать сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала. Школьники работают у доски с удовольствием, более творчески, с уверенностью в себе. Учитель может своевременно вносить коррективы, организовать коллективное обсуждение,

  • электронные модули из базы ФЦИОР:

тест по теме «Количество вещества» (задания 1-7),

Технологическая карта урока «Решение задач: расчеты по формулам с использованием понятий «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов»

Технологиче

ские этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Задание для учащихся, выполнение которого приведет к достижению запланированных результатов.

Организационный момент.

1 мин.

Приветствуют

Приветствует

Актуализация знаний.

3 мин.

Отвечают на вопросы.

Один ученик выполняет задание на закрытой части доски (заполняет пустые графы таблицы)

Что означает эта запись?

Что является единицей измерения?

Моль

М

N

6*1023 1/моль

г

Vm

л

Используя данные обозначения, запиши формулы для вычисления:

А) массы вещества –

Б) числа молекул –

В) объема газообразного вещества

Какое отношение имеет моль к теме нашего урока?

С какими новыми величинами мы познакомились на предыдущих уроках?

Давайте их вспомним.

Расскажу сегодня, что ли

о зловредной роли моли.
Моль съедает шерсть и мех,

просто паника у всех…

Ну а в химии – изволь!

Есть другое слово «моль».

Прост, как небо и трава,

моль любого вещества.

Но трудна его дорога:

в моле так молекул много!

Задание 1 с.67 учебника, фронтальный опрос по понятиям

масса, количество вещества, молярная масса, молярный объем газа.

Постановка цели и задач урока.

1 мин.

Формулируют тему, цель урока.

Определяют, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить. 

Сформулируйте тему и цели урока.

 Первичное закрепление:

решение типовых задач (в знакомой и измененной ситуации)

10 мин.

4 человека на первых партах получают индивидуальные задания в тестовой форме на 10 мин (приложение № 1)

2 человека у доски решают задачи, заданные на дом, и новые задачи на формулу, связывающую количество вещества и число частиц

1-й ученик- № 1(а), 3(а) с.65 учебника

2-й ученик- № 1(б), 3(б) с.65 учебника

Анализируют выполнение задания. Проводят самооценку.

Организует решение задачи на компьютере с демонстрацией этого процесса на экране всем учащимся

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ab68076-4185-11db-b0de-0800200c9a66/view

 Первичное закрепление:

решение типовых задач (в знакомой и измененной ситуации)

7 мин.

3 человека у доски решают задачи, заданные на дом, на формулу, связывающую количество вещества и массу вещества

1-й ученик- № 5(а) с.68 учебника

2-й ученик- № 5(б) с.68 учебника

3-й ученик- № 5(в) с.68 учебника

Анализируют выполнение задания. Проводят самооценку

Теперь проведём исследование по практическому применению этих величин.

1) С. 47 № 3 рабочей тетради

2) решение задачи на компьютере

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ab68077-4185-11db-b0de-0800200c9a66/view/

Первичное закрепление:

решение типовых задач (в знакомой и измененной ситуации)

7 мин.

2 человека у доски решают задачи, заданные на дом, на формулу, связывающую количество вещества и объем вещества

1-й ученик- № 4-1(д) с.42 задачника

2-й ученик- № 4-3(г) с.42 задачника

Анализируют выполнение задания. Проводят самооценку

Организует решение задачи на компьютере с демонстрацией этого процесса на экране всем учащимся

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ab6807e-4185-11db-b0de-0800200c9a66/view/

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

10 мин.

Выполняют творческие задания (по уровням сложности). Знакомят товарищей с результатом работы.

С.72 рабочей тетради № 1

1-ая строка- 1 –ый ряд, 2-ая строка- 2-ой ряд, 3-я строка- 3-й ряд.

Проблемная ситуация. Все читали или смотрели фильм «Дети капитана Гранта». Записка со стертыми записями пришла и к нам. Попробуем восстановить.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 1 мин.

Записывают домашнее задание. Задают вопросы.

Знакомит с домашним заданием.

Оно парное, т.е. ученики, сидящие за одной партой выполняют одинаковое задание (приложение № 2)

Восстановить запись.

Дополнительное задание – 4 строка упр. на стр. 72 рабочей тетради

Рефлексия.

5 мин.

Подводят итоги работы (анализируют, выполнили цель и задачи урока).

Чему мы научились на этом уроке?

Как вы понимаете слова Алигер?

Эти строки раскрывают

связь химии с другими естественными науками,

причем об этом говорил ещё

М.В. Ломоносов более двух

веков назад, актуальной является эта мысль и сейчас. Из уроков физики, химии и математики вы узнали, что для изучения окружающего мира недостаточно только наблюдать и описывать явления и предметы, необходимо их характеризовать также количественно.

Тест по теме «Количество вещества» (задания 1-7)

О, физика – наука из наук!

Все впереди!

Как мало за плечами!

Пусть химия нам будет вместо рук.

Пусть станет математика очами.

Не разлучайте этих трех сестер

Познания всего в подлунном мире,

Тогда лишь будет ум и глаз остер

И знанье человеческое шире.

(отрывок из поэмы М. Алигер “Ленинские горы”)

infourok.ru

Конспект “Решение 25 типовых задач по химии (8-11кл)”

Решение 25 типовых задач по химии (8-11 классы)

Ключевые слова: решение 25 типовых задач по химии, определение массы, доли, числа,

1 Определение относительной молекулярной массы Мг

Задача  Какова относительная молекулярная масса Мг нитробензола С6Н5NO2? Какова молекулярная масса этого вещества в а.е.м.?

2 Определение массовой доли элемента в соединении

Задача Какова масса в граммах 1 атома 131I ?


3 Определение числа молекул в порции вещества

Задача  Сколько молекул воды содержится в 1 капле воды массой 0,03 г?

4  Определение массы атома в граммах

Задача  Какова массовая доля фосфора в фосфате кальция Са3(РO4)2 ?

Ответ: ω = 0.2 или 20%


5  Определение молярной массы

Задача  Какова молярная масса вещества, если масса 2.5 моль этого вещества равна 250 г?

6  Определение массового отношения элементов в соединении

Задача  Каково массовое отношение углерода, водорода и кислорода в глюкозе С6Н120?


7  Определение объема, который занимает порция газа при н.у.

Задача  Какой объем (н.у.) занимают 66 г С02?

8 Определение теплового эффекта реакции

Задача  Молярная теплота сгорания угля на воздухе 393.5 кДж/моль. Сколько теплоты выделится при полном сгорании 1 кг угля?


9  Определение максимального выхода продукта реакции

Задача  Сколько максимально литров (н.у.) водорода можно получить, используя 45.5 г цинка и избыток соляной кислоты?

10  Определение реального выхода продукта реакции

Задача  При прокаливании 15,8 г перманганата калия КМnО4 получено 0,896 л (н.у.) кислорода. Каков выход кислорода в данном случае?


11  Определение выхода продукта по стехиометрическим соотношениям

Задача  Сколько граммов азотной кислоты HNO3 максимально можно получить из 44.8 л (н.у.) азота?

12  Определение содержания основного компонента (или содержания примеси) в исходном веществе

Задача  Каково содержание (в процентах) СаСО3 в образце известняка, при длительном прокаливании 400 г которого получено 78,4 л С02 (н.у.)?


13  Определение выхода реакции, когда одно из исходных веществ взято в избытке

Задача  Сколько граммов поваренной соли NaCI можно получить, если смешать два раствора, один из которых содержит 29,2 г HCI, а другой 44 г NaOH?

14  Определение состава газовой смеси (в объемных процентах)

Задача  20 л (н.у.) аммиака пропустили через нагретую до 350°С трубку с железным катализатором. Объем полученной газовой смеси (н.у.) равен 25 л. Каков состав полученной газовой смеси (в объемных процентах) ?


15  Определение объема газа, расходуемого на проведение реакции с другими газами

Задача  Какой минимальный объем кислорода, содержащего 10 объемн. % озона, необходим для полного сжигания 4 л пропана С3Н?

16  Определение молекулярной формулы вещества по относительной плотности его паров

Задача  Относительная плотность паров углеводорода по воздуху 2,69. Массовая доля водорода в соединении 7,69%. Какова молекулярная формула углеводорода?


17  Определение состава газовой смеси

Задача  Относительная плотность 30 л смеси метана СН4 и азота N2 по гелию равна 5. Сколько литров метана и азота взято для приготовления смеси?

18  Определение состава солей в растворе

Задача  В растворе смешали 9,8 г H2S04 и 6,5 г NaOH. Какие соли и в каких количествах образовались?


19  Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества

Задача  Сколько граммов сахарозы надо растворить в 250 г воды, чтобы получить раствор с массовой долей сахарозы 0,3 (30%)?

20  Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества

Задача  : Сколько граммов медного купороса CuS04 • 5Н20 надо добавить к 300 г 2%-го раствора сульфата меди, чтобы получить 5%-ный раствор ?


21  Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества

Задача  Сколько миллилитров воды нужно добавить к 100 мл 30%-го раствора соляной кислоты с плотностью 1,15 г/мл, чтобы получить раствор с массовой долей НCl 5%?

22  Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества

Задача  Сколько граммов ВаО надо добавить к 100 г воды, чтобы получить 5%-ный раствор?


23  Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией

Задача  Сколько граммов сульфата натрия Na2S04* 10Н20 необходимо для приготовления 0,5 л раствора с молярной концентрацией 0,02 моль/л?

24  Определение формулы органического вещества по данным о массе продуктов реакции

Задача  При полном сгорании 6,0 г органического вещества получено 8,8 г С02 и 3.6 г воды. Плотность паров органического вещества по водороду равна 30. Какова молекулярная формула вещества?


25  Определение молекулярной формулы органического вещества по данным о продукте реакции

Задача  При обработке 14,8 г одноосновной карбоновой кислоты избытком цинка получено 2,24 л водорода. Какова молекулярная формула кислоты?


Автор задач: С.С.Бердоносов

 


Решение 25 типовых задач по химии. Выберите дальнейшие действия:

Решение 25 типовых задач по химии (8-11кл)

5 (100%) 2 vote[s]

uchitel.pro

Оставить комментарий