Задание №1 ЕГЭ по физике
кинематика
Первичный бал: 1 Сложность (от 1 до 3): 1 Среднее время выполнения: 1 мин.
В задании №1 ЕГЭ по физике необходимо решить простую задачу по кинематике. Это может быть нахождение пути, скорости, ускорения тела или объекта по графику из условия.
Задание EF18273 Верхнюю точку моста радиусом 100 м автомобиль проходит со скоростью 20 м/с. Центростремительное ускорение автомобиля равно…Алгоритм решения
- Записать исходные данные.
- Записать формулу для определения искомой величины.
- Подставить известные данные в формулу и произвести вычисления.
Решение
Записываем исходные данные:
- Радиус окружности, по которой движется автомобиль: R = 100 м.
- Скорость автомобиля во время движения по окружности: v = 20 м/с.
Формула, определяющая зависимость центростремительного ускорения от скорости движения тела:
Подставляем известные данные в формулу и вычисляем:
Ответ: 4pазбирался: Алиса Никитина | обсудить разбор | оценить
Задание EF18741Мальчик бросил стальной шарик вверх под углом к горизонту. Пренебрегая сопротивлением воздуха, определите, как меняются по мере приближения к Земле модуль ускорения шарика и горизонтальная составляющая его скорости?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
- увеличивается
- уменьшается
- не изменяется
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Алгоритм решения
- Сделать чертеж, иллюстрирующий ситуацию.
- Записать формулы, определяющие указанные в условии задачи величины.
- Определить характер изменения физических величин, опираясь на сделанный чертеж и формулы.
Решение
Выполняем чертеж:
Модуль ускорения шарика |g| — величина постоянная, так как ускорение свободного падения не меняет ни направления, ни модуля. Поэтому модуль ускорения не меняется (выбор «3»).
Горизонтальная составляющая скорости шарика определяется формулой:
vx = v0 cosα
Угол, под которым было брошено тело, поменяться не может. Начальная скорость броска тоже. Больше ни от каких величин горизонтальная составляющая скорости не зависит. Поэтому проекция скорости на ось ОХ тоже не меняется (выбор «3»).
Ответом будет следующая последовательность цифр — 33.
Ответ: 33pазбирался: Алиса Никитина | обсудить разбор | оценить
Задание EF17519 С аэростата, зависшего над Землёй, упал груз. Через 10 с он достиг поверхности Земли. На какой высоте находился аэростат? Сопротивление воздуха пренебрежимо мало.Алгоритм решения
- Записать исходные данные.
- Сделать чертеж, иллюстрирующий ситуацию.
- Записать формулу для определения искомой величины в векторном виде.
- Записать формулу для определения искомой величины в векторном виде.
- Подставить известные данные и вычислить скорость.
Решение
Записываем исходные данные:
- Начальная скорость v0 = 0 м/с.
- Время падения
Делаем чертеж:
Перемещение (высота) свободно падающего тела, определяется по формуле:
В скалярном виде эта формула примет вид:
Учтем, что начальная скорость равна нулю, а ускорение свободного падения противоположно направлено оси ОУ:
Относительно оси ОУ груз совершил отрицательное перемещение. Но высота — величина положительная. Поэтому она будет равна модулю перемещения:
Вычисляем высоту, подставив известные данные:
Ответ: 500pазбирался: Алиса Никитина | обсудить разбор | оценить
Задание EF17483 Тело брошено вертикально вверх с начальной скоростью 10 м/с. Если сопротивление воздуха пренебрежимо мало, то через одну секунду после броска скорость тела будет равна…Алгоритм решения
- Записать исходные данные.
- Сделать чертеж, иллюстрирующий ситуацию.
- Записать формулу для определения скорости тела в векторном виде.
- Записать формулу для определения скорости тела в скалярном виде.
- Подставить известные данные и вычислить скорость.
Решение
Записываем исходные данные:
- Начальная скорость v0 = 10 м/с.
- Время движения
t = 1 c.
Делаем чертеж:
Записываем формулу для определения скорости тела в векторном виде:
v = v0 + gt
Теперь запишем эту формулу в скалярном виде. Учтем, что согласно чертежу, вектор скорости сонаправлен с осью ОУ, а вектор ускорения свободного падения направлен в противоположную сторону:
v = v0 – gt
Подставим известные данные и вычислим скорость:
v = 10 –10∙1 = 0 (м/с)
Ответ: 0pазбирался: Алиса Никитина | обсудить разбор | оценить
Задание EF17992 Начальная скорость автомобиля, движущегося прямолинейно и равноускоренно, равна 5 м/с.Алгоритм решения
- Записать исходные данные.
- Записать формулу, связывающую известные из условия задачи величины.
- Выразить из формулы искомую величину.
- Вычислить искомую величину, подставив в формулу исходные данные.
Решение
Запишем исходные данные:
- Начальная скорость v0 = 5 м/с.
- Конечная скорость
- Пройденный путь s = 40 м.
Формула, которая связывает ускорение тела с пройденным путем:
Так как скорость растет, ускорение положительное, поэтому перед ним в формуле поставим знак «+».
Выразим из формулы ускорение:
Подставим известные данные и вычислим ускорение автомобиля:
Ответ: 2,5pазбирался: Алиса Никитина | обсудить разбор | оценить
Задание EF17957 За 10 секунд скорость автомобиля, движущегося равноускоренно по прямой дороге, увеличилась от 0 до 20 м/с.Алгоритм решения
- Записать исходные данные.
- Записать формулу для определения пути при равноускоренном прямолинейном движении.
- Определить недостающие исходные данные.
- Найти искомую величину.
- Начальная скорость v0 = 0 м/с.
- Конечная скорость v = 20 м/с.
- Время изменения скорости t = 10 с.
pазбирался: Алиса Никитина | обсудить разбор | оценить
Задание EF17553На рисунке представлены графики зависимости пройденного пути от времени для двух тел. Скорость второго тела v2 больше скорости первого тела v1 в n раз, где n равно…
Алгоритм решения
- Выбрать любой временной интервал.
- Выбрать для временного интервала начальные и конечные пути для каждого из графиков.
- Записать формулу скорости и вычислить ее для 1 и 2 тела.
- Найти n — отношение скорости второго тела к скорости первого тела
Решение
Рассмотрим графики во временном интервале от 0 до 4 с. Ему соответствуют следующие данные:
- Для графика 1: начальный путь s10 = 0 м. Конечный путь равен s1 = 80 м.
- Для графика 2: начальный путь s20 = 0 м. Конечный путь равен s2 = 120 м.
Скорость определяется формулой:
Так как начальный момент времени и скорость для обоих тел нулевые, формула примет вид:
Скорость первого тела:
Скорость второго тела:
Отношение скорости второго тела к скорости первого тела:
Ответ: 1,5pазбирался: Алиса Никитина | обсудить разбор | оценить
Задание EF18831 На рисунке представлен график зависимости модуля скорости υ автомобиля от времени t. Определите по графику путь, пройденный автомобилем в интервале времени от t1=20 с до t2=50 с.Алгоритм решения
- Охарактеризовать движение тела на различных участках графика.
- Выделить участки движения, над которыми нужно работать по условию задачи.
- Записать исходные данные.
- Записать формулу определения искомой величины.
- Произвести вычисления.
Решение
Весь график можно поделить на 3 участка:
- От t1 = 0 c до t2 = 10 с. В это время тело двигалось равноускоренно (с положительным ускорением).
- От t1 = 10 c до t2 = 30 с. В это время тело двигалось равномерно (с нулевым ускорением).
- От t1 = 30 c до t2 = 50 с. В это время тело двигалось равнозамедленно (с отрицательным ускорением).
По условию задачи нужно найти путь, пройденный автомобилем в интервале времени от t1 = 20 c до t2 = 50 с. Этому времени соответствуют два участка:
- От t1 = 20 c до t2 = 30 с — с равномерным движением.
- От t1 = 30 c до t2 = 50 с — с равнозамедленным движением.
Исходные данные:
- Для первого участка. Начальный момент времени t1 = 20 c. Конечный момент времени t2 = 30 с. Скорость (определяем по графику) — 10 м/с.
- Для второго участка. Начальный момент времени t1 = 30 c. Конечный момент времени t2 = 50 с. Скорость определяем по графику. Начальная скорость — 10 м/с, конечная — 0 м/с.
Записываем формулу искомой величины:
s = s1 + s2
s1 — путь тела, пройденный на первом участке, s2 — путь тела, пройденный на втором участке.
s1и s2 можно выразить через формулы пути для равномерного и равноускоренного движения соответственно:
Теперь рассчитаем пути s1и s2, а затем сложим их:
s1+ s2= 100 + 100 = 200 (м)
Ответ: 200pазбирался: Алиса Никитина | обсудить разбор | оценить
Задание EF17612 Тело начинает двигаться из состояния покоя с ускорением 4 м/с2. Через 2 с его скорость будет равна…Алгоритм решения
- Записать исходные данные в определенной системе отсчета.
- Записать формулу ускорения.
- Выразить из формулы ускорения скорость.
- Найти искомую величину.
Решение
Записываем исходные данные:
- Тело начинает двигаться из состояния покоя. Поэтому его начальная скорость v0 = 0 м/с.
- Ускорение, с которым тело начинает движение, равно: a = 4 м/с2.
- Время движения согласно условию задачи равно: t = 2 c.
Записываем формулу ускорения:
Так как начальная скорость равна 0, эта формула принимает вид:
Отсюда скорость равна:
v = at
Подставляем имеющиеся данные и вычисляем:
v = 4∙2 = 8 (м/с)
Ответ: 8pазбирался: Алиса Никитина | обсудить разбор | оценить
Задание EF17727Два автомобиля движутся по прямому шоссе, первый — со скоростью v, второй — со скоростью –4v. Найти скорость второго автомобиля относительно первого.
Алгоритм решения
- Записать данные в определенной системе отсчета.
- Изобразить графическую модель ситуации задачи.
- Записать классический закон сложения скоростей в векторном виде.
- Записать классический закон сложения скоростей в векторном виде применительно к условиям задачи.
- Найти искомую величину.
Решение
Записываем данные относительно Земли:
- Скорость первого автомобиля относительно оси ОХ: v1 = v.
- Скорость второго автомобиля относительно оси ОХ: v2 = –4v.
Изображаем графическую модель ситуации. Так как у второго автомобиля перед вектором скорости стоит знак «–», первый и второй автомобили движутся во взаимно противоположных направлениях.
Записываем закон сложения скоростей в векторном виде:
v′ = v + u
v′ — скорость второго автомобиля относительно оси ОХ (v2), v — скорость второго автомобиля относительно системы отсчета, связанной с первым автомобилем, u — скорость движения первого автомобиля относительно оси ОХ (v1).
Закон сложения скоростей в векторном виде применительно к условиям задачи будет выглядеть так:
v2 = v + v1
Отсюда:
v = v2 — v1 = –4v – v = –5v
Ответ: -5vpазбирался: Алиса Никитина | обсудить разбор | оценить
Задание EF17518 Два автомобиля движутся в одном направлении. Относительно Земли скорость первого автомобиля 110 км/ч, второго 60 км/ч. Чему равен модуль скорости первого автомобиля в системе отсчёта, связанной со вторым автомобилем?Алгоритм решения
- Записать данные в определенной системе отсчета.
- Изобразить графическую модель ситуации задачи.
- Записать классический закон сложения скоростей в векторном виде.
- Выбрать систему отсчета.
- Записать классический закон сложения скоростей в скалярном виде.
- Найти искомую величину.
- Скорость первого автомобиля относительно неподвижной системы отсчета: v1 = 110 км/ч;
- Скорость второго автомобиля относительно Земли: v2 = 60 км/ч.
v′ = v + u
v′ — скорость автомобиля относительно земли (v1), v — скорость второго автомобиля относительно системы отсчета, связанной со вторым автомобилем, u — скорость движения второго автомобиля относительно земли (v2). По условию задачи в качестве системы отсчета нужно выбрать второй автомобиль. Так как система отсчета, связанная со вторым автомобилем, и первый автомобиль движутся в одном направлении, классический закон сложения скоростей в скалярном виде будет выглядеть так:v’ = v + u
Отсюда скорость первого автомобиля в системе отсчёта, связанной со вторым автомобилем:v = v’ – u = v1 – v2 = 110 – 60 = 50 (км/ч).
По условию задачи ответом должен быть модуль этой скорости. Модуль числа 50 есть 50.Ответ: 50pазбирался: Алиса Никитина | обсудить разбор | оценить
👀 30. 3k |
Формулы по Физике – блог онлайн школы EXAMhack
Каждый из нас при изучении физики так или иначе сталкивался с проблемой: не получается запомнить формулу сходу, при этом она ещё и быстро забывается. Что делать в таком случае? Постараюсь дать простую пошаговую инструкцию, которая тебе наверняка поможет.
Шаг 1. ПОНИМАЙ
Нет смысла в грубом запоминании формул, потому что наш мозг работает иначе. Попробую привести свой любимый пример: вспомни, когда тебя учили дороге от дома до школы. Что для этого использовали? Карту? Четкую инструкцию с поворотами направо/налево? Какой-нибудь чек-лист “Выучить дорогу за 2 минуты”? Нет!
На самом деле, тебя просто провели. Взяли за руку и провели. Много раз. И ты уже владеешь этой дорогой, поэтому никогда не заблудишься. Это невозможно. Мозг уже научился. По такому же принципу можно и нужно запоминать формулы из физики. Вообще само словосочетание “запоминать формулы” – губительное, стараюсь его не использовать. Ими можно и нужно овладевать. Отсюда и вытекает следующий этап.
Шаг 2. ВЫВОДИ
Именно такой вариант самый подходящий для нас. В физике достаточно знать базовые связки формул. 2-4 формулы в каждой теме с помощью математики превращаются в 16-20 полезных и практически везде применимых выражений. Гораздо проще владеть основными формулами, понимая, как из них получить другие – нужные тебе. Попытка загнать себе в голову кучу формул приведёт тебя к запутанности и непониманию.
Более того, если стараться именно запоминать формулы подобно стихотворениям или какой-то другой текстовой информации, то ни к чему хорошему это не приведёт. У них другой тип – это зависимости. И поэтому ключевой момент в их освоении – это понимание и получение. Зависимость важно понять, то есть уметь описывать её простым человеческим языком. Более того, нужно иметь возможность её получить в виде формулы, основываясь на уже известных и понятных тебе умозаключениях.
Шаг 3. ИЗБЕГАЙ
Чего именно? Подглядывания. Подсматривание формул при решении задачи – это самоубийство. Мозг понимает, что можно не нагружаться – я посмотрю. И это роковая ошибка. Во многом из-за того, что ты лишаешь себя столь важной практики в выводе формулы. Чаще подсматриваешь – реже выводишь, хуже владеешь формулой и относишься к ней как ко временной информации. Нет ничего хуже, чем воспринимать формулу как временную информацию, как ключ к получению ответа.
В первую очередь любая формула – это зависимость. Очень важно идти от зависимости к решению задачи, но никак не использовать её запись в виде формулы исключительно как ключик к решению и не более. Пробуй воспринимать этот процесс иначе, чтобы мозг относился к информации такого рода более ответственно, это позволит включать её в процесс решения задачи органически и творчески. А без такого навыка решать что-то из второй части экзамена не получится, поэтому ты себе сразу ставишь потолок на отметке 50-60% от всего экзамена – выше не прыгнешь. Вряд ли тебе этого бы хотелось.
Ситуация очень похожа на фотографию того, что есть на доске. Такое точно происходило с каждым из нас. Много текста на доске, лень переписывать, но информация точно понадобится. Что хочется сделать? Сфотографировать. Вроде фоткаешь, чтобы дома посмотреть, использовать как-то, а на самом деле никогда больше не посмотришь на это изображение. Так бывает очень часто. Потому что мозг относится к ситуации иначе, снимает с себя ответственность. Отсюда и формулы не откладываются в голове при таком подходе.
JEE Важные формулы по физике, часть 1
Формула равномерного кругового движенияФормула равномерного кругового движения приведена ниже | .|
Описание | Формула |
Формула для углового расстояния: | Δθ = ω Δt, Где t — время, ω — угловая скорость, а θ — угловое расстояние. |
Формула линейной скорости имеет вид | v = Rω Где скорость и R — радиус, а ω — угловая скорость. |
Формула центростремительного ускорения: | Ас = v 2 /R, Где R — радиус, а v — скорость. Ас = ω 2 R Где R — радиус, а ω — угловая скорость. Ас = 4π 2 v 2 R Где R — радиус, а ν — частота |
Средняя угловая скорость | \omega_{av}=\frac{\theta_2-\theta_1}{t_2-t_1}=∆θ∆t |
Мгновенная угловая скорость | ω=dθ/dt |
Среднее угловое ускорение | \alpha_{av}=\frac{\omega_2-\omega_1}{t_2-t_1}=∆ω∆t |
Мгновенное угловое ускорение | α=dωdt=ωdωdθ |
Связь между скоростью и угловой скоростью | v=rω и v=r |
Тангенциальное ускорение | a_t=\frac{dV}{dt}=r\frac{d\omega}{dt}=\omega\frac{dr}{dt} 92}{rg}=\frac{\mu+tan\theta}{1-\mu\ tan\ \theta\} |
Формула переменного токаФормула переменного тока приведена ниже | . 2}{R} 9{\ } B.ds = μ ° Ienclosed
I закрытый = закрытый ток по поверхности|
Поле токоведущего провода: | В=мк°/I2πr |
Поле соленоида | BL=°NI Здесь N: число витков в соленоиде |
Поле внутри толстой проволоки | \int B.ds=μ°I И B=μ°I.r 2 /πR 2 |
Поле тороида | B=мк°NI/2πr |
Сила между двумя параллельными токоведущими проводами | F_\frac{A}{B}=μ°IAIB2πr I A ,I B = ток по проводам A и B |
Формула емкостиФормула для емкости, как указано ниже | |
Описание | Формула |
Емкость плоского конденсатора по заряду и разности потенциалов | К=К/В Здесь C — емкость конденсатора, Q — накопленный заряд, а V — разность потенциалов между пластинами. |
Емкость плоского конденсатора по площади поверхности и расстоянию между пластинами | C=\frac{\varepsilon_0A}{d} Здесь – диэлектрическая проницаемость свободного пространства, и ее значение равно 8,854×10 -12 м -3 кг -1 с 4 А 2 – площадь поверхности пластин, а d – расстояние между тарелки. 2} V=\frac{Q}{4\pi\varepsilon_0r} |
Разность потенциалов между пластинами | V_{ab}=V_a-V_b=\frac{Q}{4\pi\varepsilon_0}\left(\frac{1}{r_a}-\frac{1}{r_b}\right) =\frac{Q}{4\pi\varepsilon_0}\frac{r_b-r_a}{r_ar_b} Следовательно, емкость будет: C=\frac{Q}{V_{ab}}=\ 4\pi\varepsilon_0\frac{r_ar_b}{r_b-r_a} |
Энергия, накопленная в конденсаторе | ● U=1/2 CV 2 ● U= Q 2 /2c ● U= QV/2 Здесь U — энергия, C — емкость, V — разность потенциалов, а Q — накопленный заряд. 92 Здесь E o — диэлектрическая проницаемость свободного пространства, — относительная диэлектрическая проницаемость, а E — электрическое поле. |
Емкость на единицу длины цилиндрического конденсатора | Емкость на единицу длины = 2ΠE o /In(b/a) Здесь E o – диэлектрическая проницаемость свободного пространства, b – радиус внешнего цилиндра, а – радиус внутреннего цилиндра. |
Напряженность электрического поля | Формула для напряженности электрического поля между пластинами имеет вид: E= σ/E или =В/д Здесь σ — плотность поверхностного заряда, V — разность потенциалов, а d — расстояние между пластинами. |
Перераспределение заряда при параллельном соединении двух заряженных конденсаторов | Предположим, есть конденсатор с емкостью с начальным зарядом и конденсатор с емкостью с начальным зарядом. Окончательный заряд конденсатора с емкостью будет: Q’1=C1/C1+c2(Q1+Q2) конечный заряд на конденсаторе с емкостью будет: Q’2=C1/C1+c2(Q1+Q2) 9{-\фракция{т}{\тау}} Здесь q — заряд конденсатора в момент времени t, — постоянная времени, а — заряд конденсатора в установившемся режиме. |
5 полезных советов, которые помогут вам запомнить физические формулы
Как человек, сдавший несколько экзаменов по физике, вы понимаете, насколько важно запоминать физические формулы. Часто в экзаменационных листах вам предоставляется всего несколько формул, которые не всегда применимы к поставленным вопросам. В таких ситуациях вам нужно вспомнить формулу и значение каждого символа, чтобы вы могли получить правильный ответ.
Однако запоминание каждой формулы физики, которой вас учили, может быть сложной задачей, особенно если вам также нужно помнить различные физические понятия, встречающиеся в ваших учебниках. Тем не менее, это то, что должен пройти каждый студент-физик, поскольку неспособность вспомнить хотя бы один символ может повлиять на ваши экзаменационные баллы. Итак, пока вы пересматриваете свой учебный план, позвольте нам поделиться четырьмя полезными советами, которые помогут вам запомнить физические формулы.
1. Практика делает совершенным
Исследования показали, что повторение имеет решающее значение для укрепления нейронов в вашем мозгу. Это означает, что чем больше вы что-то практикуете, тем больше информации запоминает ваш мозг. И наоборот, если вы не пытаетесь повторить то, что выучили, вы скоро забудете их.
Таким образом, один из лучших способов запомнить физические формулы — это многократно записывать их, чтобы они отпечатались в вашей памяти. Это может быть особенно полезно для тех, кто придерживается визуального стиля обучения. Кроме того, вы можете повторить эти формулы и то, что означает каждый символ, если вы больше слушаете на слух.
2. Попытайтесь понять формулы
Каждый символ в физической формуле соответствует значению, которое вы должны ввести, чтобы получить правильный ответ. Даже если вы можете вспомнить точную формулу, которая вам нужна, делать это бессмысленно, если вы не понимаете, что представляет собой каждый символ. Если вы не можете понять, что означает каждый символ, вы, вероятно, выберете неправильные значения для своих расчетов.
Более того, когда наш мозг не может установить связь между символом и тем значением, которое он должен представлять, мы склонны быстро забывать о формуле. Поэтому, когда вы готовитесь к экзамену по физике, лучше всего понимать концепцию каждой формулы. Как только вы полностью усвоите концепцию, вам будет намного легче вспомнить точную формулу, которая вам нужна для данной ситуации.
3. Знайте, что вам нужно запомнить
Учитывая, что нет гарантии, что каждая выученная вами формула будет отображаться в вашем тесте, запоминать их все может быть неэффективно, особенно если вам не хватает время. Хотя запомнить их все возможно, знание того, какие именно формулы вам понадобятся на предстоящем экзамене, принесет вам больше пользы.
Если вы готовитесь к тесту, найдите время, чтобы понять, какие темы он будет охватывать, чтобы заранее знать, к чему нужно подготовиться. Знание того, на каких темах следует сосредоточиться, также избавляет от необходимости тратить время на пересмотр материалов, которые не будут отображаться. Как только вы узнаете, какие темы затронуты, запишите все формулы, связанные с ними, чтобы у вас было четкое представление о тех, которые вам нужно запомнить.
4. Используйте приемы запоминания
С помощью надлежащих приемов запоминания большинство людей могут запоминать, казалось бы, несвязанные цепочки чисел и слов. Эти методы также могут быть применены к вашим редакциям. Один из самых популярных приемов — создать захватывающую историю вокруг того, что вам нужно запомнить. Чем диковиннее история, тем проще вспомнить формулу.