Формы и методы регулирования рынка в современных развитых странах: Формы и методы регулирования рынка в современных развитых странах

Проблемы регулирования рынка труда в развивающихся странах

Регулирование рынка труда может вызывать особенно острую полемику. Такие меры, как введение норм о гарантиях занятости и установление минимальной заработной платы, не только подчеркивают идеологические расхождения относительно роли государства и общественного договора между капиталом и трудом, но и напрямую влияют на источники доходов населения. 

В конечном счете задача заключается в том, чтобы создать надлежащий баланс между обеспечением достойных условий труда и доходов для работников и предоставлением работодателям «свободы рук» в пределах, позволяющих им вести хозяйственную деятельность эффективно и без неоправданных затрат. Нельзя сбрасывать со счетов и политическую составляющую, но в процессе разработки политики можно использовать тщательный анализ имеющихся данных, позволяющий проиллюстрировать вероятное воздействие различных вариантов регулирования на ключевые социальные и экономические результаты.  Директивным органам в странах с высоким уровнем дохода доступен обширный и непрерывно пополняемый массив исследований, который служит им ориентиром при обсуждении вопросов регулирования рынка труда.

А как обстоят дела в развивающихся странах? Ситуация в них не была предметом столь масштабного анализа, однако сегодня ведется все больше и больше исследований. На сегодняшний день, согласно имеющимся у нас данным, многие развивающиеся страны устанавливают правила функционирования рынка труда, предусматривающие определенную защиту работников, на которых они распространяются, не влекущую, однако, за собой масштабных затрат для компаний или экономики.  Тем не менее, следует отметить, что так дела обстоят не везде. Возьмем, к примеру, минимальную заработную плату. В нескольких развивающихся странах установлена минимальная заработная плата, превышающая размер средней прибавочной стоимости, создаваемой работником, и, таким образом, у работодателей появляется весомый стимул не соблюдать этот закон. А в других странах минимальная заработная плата вообще не установлена.

Кроме того, размышляя над регулированием рынка труда в развивающихся странах, необходимо учитывать два специфических аспекта. Во-первых, эти меры политики, разработанные по образцу действующих в промышленно развитых странах моделей, ориентированных на принцип оплачиваемого наемного труда, в действительности распространяются лишь на малую часть наемных работников в развивающихся странах.  В странах с низким уровнем дохода, например, в таких как Танзания и Эфиопия, более 80 процентов работающего населения либо являются самозанятыми, либо работают на семейных предприятиях, и, соответственно, на них невозможно распространить каким-либо приемлемым образом положения о гарантиях занятости и минимальной заработной плате, а также иные правовые нормы. Аналогичная ситуация складывается даже в странах со средним уровнем дохода: например, в Марокко оплачиваемыми наемными работниками является лишь половина трудящихся.

Во-вторых, обеспечение соблюдения нормативно-правовых требований – это огромная проблема даже в более упорядоченных сферах рынка труда в развивающихся странах.  Работодатели, стремящиеся избежать затрат, связанных с соблюдением трудового законодательства, и работники, предпочитающие получать «на руки» максимально высокую заработную плату, скорее выберут неофициальную сферу труда. Например, в большинстве развивающихся стран от четверти до половины наемных работников получают заработную плату ниже установленного минимального уровня. 

Ненадлежащее соблюдение нормативно-правовых требований отчасти отражает затратность исполнения трудового законодательства и программ социальной защиты, финансируемых за счет налогов на фонд оплаты труда; это обстоятельство может препятствовать приданию официального характера трудовым отношениям.  Оно отражает и тот факт, что действующие нормы защиты не гарантируют выплаты пособий. Возьмем в качестве примера существующее в некоторых странах обязательство работодателей выплачивать работникам высокое выходное пособие: оно не только может быть сопряжено с высокими расходами для работодателей, тем самым побуждая их отказываться от официального найма работников, но и работники, теряющие работу, в конечном счете могут получить лишь мизерное пособие или не получить его вообще. Это объясняется ненадлежащим соблюдением нормативно-правовых требований и затратностью процессов принуждения к их исполнению. Более эффективным альтернативным методом предоставления компенсации потерявшим работу, как правило, является страхование по безработице.

Действительно, неэффективность правоприменительных механизмов – это серьезное препятствие к обеспечению действенного регулирования рынка труда в развивающихся странах. Соотношение между численностью инспекции труда и работающего населения в этих странах зачастую в 3-10 раз ниже (а иногда еще гораздо ниже), чем в странах Европы. Более того, при этом не учитывается качество правоприменения при проведении инспекторами проверок рабочих мест.

В конечном итоге, самая сложная проблема регулирования рынков труда в развивающихся странах заключается в следующем: как быть с сотнями миллионов (или даже больше) работников, не подпадающими под действие официальных правил регулирования рынка труда и систем социальной защиты. Когда-то предполагалось, что со временем все больше и больше развивающихся стран внедрят на своих рынках труда модели регулирования, действующие в промышленно развитых странах. Но сейчас уже ясно, что если это и происходит, то крайне медленно. 

Необходимы новые подходы, которые обеспечат всеобщую охрану трудовых и социальных прав работников и охватят всё многообразие форм занятости, существующих в странах с низким и средним уровнем дохода.  Уязвимость множества таких работников, проявившаяся в последние полтора года, наглядно свидетельствует о серьезности сложившейся ситуации.

Это – переработанный вариант комментария, впервые опубликованного в рубрике «Мнения» института IZA.

Курсовая Формы и методы регулирования рынка в современных развитых странах

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИКИ

1.1 Понятие и сущность рынка и рыночной системы экономики

1.2 Модели рыночной экономики

2. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА В СОВРЕМЕННЫХ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

2.1 Понятие и сущность регулирование рынка

2.2 Участники регулирования рынка

2.3 Основные формы и методы регулирования рынка

2. 4 Некоторые особенности государственного регулирования рынка в развитых странах

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА В РОССИИ

3.1 Государственное антимонопольное регулирование рынка в России

3.2 Государственная деятельность по общему улучшению конкурентной среды как необходимый фактор эффективного функционирования экономики Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Несмотря на тот факт, что механизм современного рынка достаточно отлажен и обладает способностью к саморегулированию, эта система, как свидетельствует современная мировая экономическая практика, довольно часто и периодично дает сбои, причем таких масштабов, что мировая экономика очень долго приходит в состояние равновесия

В таких случаях становится очевидной возрастающая роль государства в развитии экономики любой страны. Особенно данная роль возрастает в переходные и переломные моменты экономического развития государства – переходные периоды от одних экономических систем к другим.

«На данный момент понимание того, что экономика рыночного типа является наиболее эффективным типом организации хозяйственной системы государства, является практически общепринятым. Между тем во всех моделях рыночной экономики деятельности государства отводится весьма существенная, а по ряду сфер ключевая роль. Причина этого в том, что рыночная экономическая система не возникает и не поддерживается спонтанно, а требует соответствующей организации хозяйственных процессов и взаимоотношений между экономическими хозяйственными субъектами… в экономике рыночного типа экономическая деятельность государства объективно необходима и сущность ее заключается в создании правовой и институциональной среды эффективного функционирования рыночных механизмов, а также в социальной защите граждан» .

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о формах и методах государственного регулирования рынков в современных развитых странах.

Таким образом, объектом исследования является процесс государственного регулирования рынка.

Предметом исследования выступает вопрос о формах и методах данного процесса.

Поставленная цель достигается решением следующих задач:

– раскрыть основы функционирования рыночной системы экономики;

– проанализировать особенности регулирования рынка в современных развитых странах;

– осветить проблемы и перспективы регулирования рынка.

1. Распоряжение Правительства РФ от 13 августа 2013 г. N 1414-р «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (в новой редакции)» // СПС КонсультантПлюс.

2. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

3. Приказ ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220 «Об утверждении Порядка анализа состояния конкуренции на товарном рынке» // СПС КонсультантПлюс.

4. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2016. – 543 с.

5. Барро Роберт Дж., Сала-и-Мартин Хавьер. Экономический рост. – М.: Бином, 2015. – 634 с.

6. Башкатов А.Д. Экономическая система и свобода экономической деятельности в России и зарубежных странах // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 11. С. 62 – 70.

7. Губин Е.П. Правовая политика в сфере рыночной экономики: теория и практика // Вестник Московского ун-та. – Сер. 11. – Право. – 2016. – №6.

8. Гутерман А.Е. Формирование благоприятной конкурентной среды как цель антимонопольного регулирования // Юрист. – 2015. – N 3. – С. 46.

9. Конкурентное право: теория и практика применения: Учебник для магистров / Д.А. Петров; под общ. ред. В.Ф. Попондопуло. М.: Юрайт, 2015. – 687 с.

10. Олейник А. Издержки и перспективы реформ в России: институциональный подход // Мировая экономика и международные отношения. – 2015. – № 1. – С. 18-28.

11. Павлюк К.В. Финансовые ресурсы государства. – Киев, 2015. – 435 с.

12. Паращук С.А. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции и монополии). М.: Городец-издат, 2015. – 645 с.

13. Проблемы, успехи и трудности переходной экономики. Под ред. М. А. Портного. М., 2003. – 342 с.

14. Российское предпринимательское право (отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова). – М.: Проспект, 2015. – 847 с.

15. Тотьев К.Ю. Конкурентное право: правовое регулирование деятельности субъектов конкуренции и монополий: Учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2015. – 587 с.

Показатели регулирования товарного рынка

Показатели регулирующего воздействия отраслевого регулирования (REGIMPACT)

Показатели REGIMPACT измеряют влияние системы регулирования в секторах энергетики, связи и транспорта, измеряемое отраслевыми показателями PMR , на ряд отраслей, использующих продукцию этих отраслей в качестве промежуточных ресурсов.

  1. Показатели за 1975-2018 гг. в Excel и методическая записка
  2. Индикаторы на 1975-2013 в Excel


Ссылка: Эгерт, Б. и И. Ваннер (2016 г. ), «Нормативные акты в сфере услуг и их влияние на перерабатывающие отрасли: индикатор REGIMPACT ОЭСР, 2013 г.», Рабочие документы Департамента экономики ОЭСР, № 1303.

 

Показатели управления отраслевыми регулирующими органами

Показатели управления отраслевыми регулирующими органами отражают механизмы управления экономических регулирующих органов в секторах энергетики, электронных коммуникаций, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта и водного хозяйства. Эти показатели основаны на Принципах передовой практики ОЭСР в области политики регулирования: управление регулирующими органами и дополнительных рекомендациях, разработанных Сетью экономических регулирующих органов ОЭСР. Доступны значения за 2013 и 2018 годы (обратите внимание, что объем и содержание анкеты менялись между этими двумя периодами).

  1. Показатели и база данных за 2018 год в Excel
  2. Показатели за 2013 год в Excel и База данных за 2013 год в Excel
  3. Схемы за 2013 год в Excel и за 2018 год в Excel

Ссылка: Casullo, L. , A. Durand, and F. Cavassini (2019), «Показатели управления отраслевыми регулирующими органами за 2018 год»,  Рабочие документы Департамента экономики ОЭСР, , № 1564.

 

5

Законодательство о конкуренции и показатели политики (CLP)

Показатели CLP ОЭСР измеряют силу и масштабы режимов конкуренции в 49 юрисдикциях (ОЭСР и не ОЭСР). Показатели сосредоточены на политических условиях «де-юре» и охватывают области, по которым среди стран-членов существует широкий консенсус относительно того, что представляет собой «хорошая» практика для режимов конкуренции. Эти охватываемые области включают: юридические полномочия по расследованию и наложению санкций за нарушения антимонопольного законодательства, а также по расследованию, устранению или блокированию слияний; подходы к оценке горизонтальных и вертикальных соглашений, исключительных действий и слияний; подотчетность и процессуальная справедливость органов, обеспечивающих соблюдение законодательства о конкуренции; и защита конкуренции.

Показатели доступны за 2013 год для 34 юрисдикций, входящих в ОЭСР, и 15 юрисдикций, не входящих в ОЭСР.

  1. Показатели CLP ОЭСР за 2013 г. в Excel
  2. База данных CLP ОЭСР за 2013 г. в Excel
  3. Схемы CLP
  4. OECD в Excel

Ссылка: Алемани, Э., Кэролайн Кляйн, Изабель Коске, Кристиана Витале, Изабель Ваннер (2013 г.), «Новые показатели конкурентного законодательства и политики в 2013 г. для стран ОЭСР и стран, не входящих в ОЭСР», Экономический отдел ОЭСР, рабочий Документы № 1104.

 

Индикатор правил въезда на работу (OER)

Провинции Канады, 15 европейских стран, Израиль, Индия и Южная Африка, для набора из пяти профессиональных (бухгалтеры, архитекторы, инженеры-строители, юристы и агенты по недвижимости), девять личных услуг (косметологи, пекари, мясники, инструкторы по вождению, электрики, парикмахеры, маляры, сантехники и водители такси) и медсестры.
Он обеспечивает сравнительный источник информации о различных подходах, используемых в разных странах для регулирования доступа к услугам, в частности, проводя различие между различными областями регулирования (административными, квалификационными требованиями и требованиями к мобильности) и различными типами регулирования (лицензирование, ситуация, в которой только надзорные органы требуют лицензию и сертификат). Для профессиональных услуг показатель ООР опирается на информацию, содержащуюся в PMR.

База данных показателей в Excel

Ссылки : фон Рюден, К. и И. Бамбалайте (2020 г.), «Измерение профессиональных правил въезда: новый подход ОЭСР», Рабочие документы Департамента экономики ОЭСР , № 1606 , Издательство ОЭСР, Париж; и Бамбалайте, И., Г. Николетти и К. фон Рюден (2020 г.), «Правила вхождения в профессию и их влияние на производительность в сфере услуг: данные на уровне компаний», Рабочие документы Департамента экономики ОЭСР, , № 1605, Издательство ОЭСР.

, Париж.

Индекс регулятивных ограничений для прямых иностранных инвестиций (Индекс ПИИ)

Индекс ПИИ измеряет установленные законом ограничения на прямые иностранные инвестиции в 22 секторах во всех государствах-членах ОЭСР и во многих других странах. Этот индекс используется при расчете PMR для измерения барьеров для иностранных инвестиций.

 

Показатели регуляторной политики и управления (iREG)

iREG представляет актуальные данные о политике регулирования и практике управления стран. Они охватывают три области — взаимодействие с заинтересованными сторонами, оценку регулирующего воздействия (ОРВ) и оценку постфактум — и обеспечивают базовое измерение для отслеживания прогресса стран с течением времени и определения областей для реформ. База данных iREG используется для получения информации, которая включена в базу данных PMR в области упрощения и оценки нормативных актов, и для включения в показатели PMR.

 

Индекс ограничений торговли услугами (STRI)

Индекс STRI предоставляет информацию о правилах, влияющих на торговлю услугами в 22 секторах. База данных об ограничениях на торговлю услугами используется для получения информации, которая включена в базу данных PMR и используется в показателях PMR.

 

Индикаторы содействия торговле (ИСТ)

ИСТ охватывают весь спектр процедур на торговых границах. Каждый показатель TF состоит из нескольких конкретных, точных и основанных на фактах переменных, связанных с существующей торговой политикой и правилами и их реализацией на практике. Некоторые из этих показателей (от A до H) используются при расчете PMR для измерения барьеров на пути упрощения процедур торговли.

Примеры и как они работают

Что такое развивающаяся рыночная экономика?

Экономика с формирующимся рынком — это экономика развивающейся страны, которая по мере своего роста все больше взаимодействует с глобальными рынками.

К странам с формирующимся рынком относятся страны, обладающие некоторыми, но не всеми характеристиками развитого рынка.

Характеристики развитых рынков могут включать сильный экономический рост, высокий доход на душу населения, ликвидные рынки акций и долговых обязательств, доступность для иностранных инвесторов и надежную систему регулирования.

По мере развития экономики страны с формирующимся рынком она, как правило, становится все более интегрированной в глобальную экономику. Это означает, что у него может быть повышенная ликвидность на местных долговых и фондовых рынках, увеличение объема торговли и прямых иностранных инвестиций. Он может развивать современные финансовые и регулирующие институты. В настоящее время некоторые известные страны с формирующимся рынком включают Индию, Мексику, Россию, Пакистан, Саудовскую Аравию, Китай и Бразилию.

Критически важно то, что развивающаяся рыночная экономика переходит от экономики с низким доходом, менее развитой, часто доиндустриальной экономики, к современной индустриальной экономике с более высоким уровнем жизни.

Ключевые выводы

  • Экономика с формирующимся рынком — это экономика, которая переходит в развитую экономику.
  • Страны с формирующимся рынком обычно имеют единую валюту, фондовый рынок и банковскую систему; они находятся в процессе индустриализации.
  • Страны с формирующейся рыночной экономикой могут предложить инвесторам большую прибыль благодаря их быстрому росту.
  • Они также более подвержены некоторым неотъемлемым рискам из-за своего статуса.
  • Со временем страны с формирующимся рынком обычно перенимают реформы, наблюдаемые на развитых рынках.
Экономика с формирующимся рынком

Понимание экономики с формирующимся рынком

Инвесторы ищут развивающиеся рынки в надежде на высокую прибыль, потому что на этих рынках часто наблюдается более быстрый экономический рост, измеряемый валовым внутренним продуктом (ВВП). Однако наряду с более высокой доходностью обычно возникает гораздо больший риск.

Риски развивающихся рынков

Этот риск может включать политическую нестабильность, проблемы с внутренней инфраструктурой, волатильность валюты и неликвидность собственного капитала, поскольку многие крупные компании все еще могут быть государственными или частными. Кроме того, местные фондовые биржи могут не предлагать ликвидные рынки внешним инвесторам.

Развивающиеся рынки, как правило, не имеют столь высокоразвитых рыночных и регулирующих институтов, как в развитых странах. Рыночная эффективность и строгие стандарты бухгалтерского учета и регулирования ценных бумаг, как правило, не соответствуют странам с развитой экономикой (например, в США, Европе и Японии).

Признаки прогресса

Однако развивающиеся рынки обычно имеют физическую финансовую инфраструктуру, включая банки, фондовую биржу и единую валюту. Ключевым аспектом стран с формирующейся рыночной экономикой является то, что со временем они перенимают реформы и институты, подобные тем, которые существуют в современных развитых странах. Это способствует экономическому росту.

Страны с формирующимся рынком, как правило, переходят от деятельности, ориентированной на сельское хозяйство и добычу полезных ископаемых, к промышленной и производственной деятельности. Их правительства обычно проводят преднамеренные промышленные и торговые стратегии для поощрения экономического роста и индустриализации.

Эти стратегии включают экспортно-ориентированный рост и импортозамещающую индустриализацию. Первая стратегия более типична для стран, которые считаются развивающимися, поскольку она способствует большему взаимодействию и торговле с мировой экономикой.

Страны с формирующимся рынком также часто осуществляют внутренние программы, такие как инвестиции в системы образования, создание физической инфраструктуры и проведение правовых реформ для защиты прав собственности инвесторов.

Пограничные рынки

Пограничные рынки обычно меньше, чем развивающиеся рынки, с более низким доходом на душу населения, меньшей рыночной ликвидностью и меньшей индустриализацией. Хотя они предлагают привлекательные инвестиционные возможности, пограничные рынки считаются более рискованными для инвесторов, чем развивающиеся рынки.

Классификация стран с формирующимся рынком

Страны с формирующимся рынком классифицируются разными наблюдателями по-разному. Уровни доходов, качество финансовых систем и темпы роста — все это популярные критерии, но точный список стран с формирующимся рынком может варьироваться в зависимости от того, кого вы спросите.

Например, Международный валютный фонд (МВФ) классифицирует 23 страны как развивающиеся рынки, а Morgan Stanley Capital International (MSCI) классифицирует 24 страны как развивающиеся рынки. Между этими двумя списками есть некоторые различия. Standard and Poor’s (S&P) классифицирует 23 страны, а FTSE Russell — 19.страны как развивающиеся рынки, в то время как Dow Jones классифицирует 22 страны как развивающиеся рынки.

По усмотрению любого из этих учреждений страна может быть исключена из списка, либо повысив ее статус до развитой нации, либо понизив ее до пограничной нации. Точно так же развитые страны могут быть понижены до развивающегося рынка, как это было в случае с Грецией. Пограничные рынки могут быть преобразованы в развивающиеся рынки, как это было в Катаре и Аргентине.

Оставить комментарий