Горизонтальные небоскребы: минимум земли – максимум площадей :: Городская недвижимость :: РБК Недвижимость
Как построить небоскреб, сохранив на том же месте историческую застройку? На этот вопрос еще в 20-х гг. прошлого века ответил советский авангардист, а западные архитекторы посчитали такие идеи ультрасовременными
Современные архитекторы и строители проектируют и возводят горизонтальные небоскребы, которые придумал советский конструктивист Эль Лисицкий (Лазарь Лисицкий) в 1920-х гг. Тогда казалось, что такие проекты невозможно воплотить. Большая часть проектов осуществлена на Западе, где предложения авангардиста стали популярны. “РБК-Недвижимость” предлагает посмотреть, как были реализованы эти идеи в последние годы.
Проект небоскреба в Москве (СССР)
adv.rbc.ru
“Известия АСНОВА” М. 1926
Эль Лисицкий, единственной постройкой которого является здание редакции журнала “Огонек”, в 1924-1925 гг.
Небоскреб, который Лисицкий хотел построить в центре Москвы, спроектирован таким образом, что крупные объемы самого здания расположены на трех стойках-опорах. Опоры предполагалось оснастить открытыми шахтами лифтов с расположенными между ними застекленными лестничными пролетами.
Здание Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР (Тбилиси, Грузия)
Фото: livejournal.com/grishasergei
Административное здание Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР, в котором сейчас находится офис Банка Грузии, построено в 1975г. по проекту архитекторов Георгия Чахавы и Зураба Джалагхании.
Здание общей площадью 10,96 тыс. кв. м состоит из пяти двухэтажных горизонтальных балок, которые опираются на три вертикальные конструкции. В 2007г. объект признан памятником архитектуры.
PEC – Port Event Center (Дюссельдорф, Германия)
Фото: wansleben-architekten.de
Фото: wansleben-architekten.de
Одной из первых построек в этом стиле на Западе можно считать проект креативного центра в порту Дюссельдорфа PEC – Port Event Center, созданный немецкими архитекторами Wansleben Architekten. Общая площадь здания составляет 7 тыс. кв. м.
DeBrug / decade (Роттердам, Нидерланды)
Нидерландские архитекторы из JHK спроектировали в Роттердаме стеклянный небоскреб на тонких опорах Parkrand – штаб-квартиру для международной компании Unilever. Здание состоит из четырех этажей, площадь каждого порядка 4,25 тыс. кв. м (32 м по короткой стороне и 133 м по длинной стороне этажа). Общая площадь здания, включая паркинг, составляет 34,2 тыс. кв. м. Строительство такого небоскреба позволило получить дополнительные площади для компании и при этом сохранить старинное здание под ним.
Vanke Center (Шеньжень, Китай)
Фото: stevenholl.com
Фото: stevenholl.com
Фото: stevenholl.com
Фото: stevenholl.com
По проекту американского архитектурного бюро Стивена Холла Steven Holl Architects в 2009г. было построено здание горизонтального небоскреба Vanke Center в китайском городе Шеньжень. Длина здания (395 м) сопоставима с высотой знаменитого американского небоскреба Empire State Building (381 м). Объект площадью 121 тыс. кв. м расположен на участке в 6,2 га.
В здании находится штаб-квартира девелоперской компании Vanke Co. Ltd, апартаменты и отель, а под искусственным ландшафтом – конференц-центр, зона спа и паркинг. Объект поднят над землей на высоту 35 м и держится на восьми опорах, а устойчивость ему придает вантовая система, используемая в мостостроении. Опоры разнесены на расстояние в 50 м, и создается впечатление, что здание будто парит над землей. Вид на море большей части офисов и апартаментов доступен за счет ломаной формы здания.
Фото: stevenholl.com
Фото: stevenholl.com
Фото: stevenholl.com
Фото: stevenholl.com
Увлечение идеями Лисицкого у Стивена Холла нашло свое отражение и в конкурсном проекте Государственного центра современного искусства на Ходынском поле в Москве. Проект попал на второй этап конкурса, но не стал победителем.
Авторы концепции предложили освободить землю под зданием для общественного пространства. Предполагалось, что при строительстве музея будут использоваться вантовые конструкции, как в реализованном проекте Vanke Center.
Московская школа управления “Сколково” (Москва)
Московская школа управления “Сколково” построена в 2010г. по проекту британского архитектора Дэвида Аджайе (Adjaye/Associates). В основе архитектурного проекта лежит картина “Супрематизм” знаменитого русского художника-авангардиста Казимира Малевича.
Четыре корпуса: административный блок, спортивный комплекс, гостиницы и общежитие – опираются на огромный по площади трехэтажный диск. Общая площадь корпусов и диска составляет 80 тыс. кв. м. Высота диска – 18 м, его радиус – 72 м, площадь – 39,498 тыс. кв. м. Первый этаж – нулевой, здесь располагаются открытая парковка и зона дебаркадера, затем идут два этажа учебного пространства.
Каждому корпусу, установленному на диск, дано имя по названию горных систем:” Гималаи”, “Коракорум”, “Тянь-Шань”, “Памир”. Размер корпуса “Гималаи” – 54,05 м x 33, 9 м, высота – 28,7 м, площадь – 5,966 тыс. кв. м. Размер корпуса “Коракорум” – 36,21 м x 12,6 м, площадь – 2,313 тыс. кв. м. Размер корпуса “Тянь-Шань” – 108,64 м х 13,6 м, площадь – 5,055 тыс. кв. м. Размер корпуса “Памир” – 129,8 х 11,1 м, площадь корпуса – 5,029 тыс.
Kranhaus (Кельн, Германия)
Фото: Getty Images/Fotobank.ru
Вдохновленные идеями Эль Лисицкого немецкие архитекторы из BRT Architekten придумали комплекс из трех высотных зданий, который получил название Kranhaus (“Кранхауз”) за внешнее сходство с портовыми кранами. Проект реализовывался с 2006г. по 2010г. Высота каждого здания составляет 60 м, протяженность – 70,2 м, ширина – 33,75 м.
В 18-этажной жилой высотке “Кранхауз-Север” расположились 133 апартамента, в остальных башнях – “Кранхауз-1” и “Кранхауз-Юг” – офисы.
Medienbrücke (Мюнхен, Германия)
Фото: archdaily.com
На небольшом участке по соседству с Восточным железнодорожным вокзалом в Мюнхене по заказу немецкой компании IVG Munich в 2010г. был построен “Медиамост” (Medienbrücke). Архитекторы из немецкого бюро Steidle Architects на высоте 42,5 м “положили” трехэтажное здание на железобетонные колонны, внутри которых располагаются лифты и лестницы. Боковые части строения выходят за пределы колонн на 22 м. Площадь здания 7,5 тыс. кв. м.
UNASUR Building (Кито, Эквадор)
Фото: archdaily.com
Последняя по дате постройка (2014г.) горизонтального небоскреба осуществлена в городе Кито в Эквадоре по проекту архитектора Диего Гуаясамина. В нем расположилась штаб-квартира Союза южноамериканских наций (UNASUR, Unión de Naciones Suramericanas). Общая площадь здания составляет 20 тыс. кв. м. Из пятиэтажного центра вырастают две наклонные колонны 50 м и 38 м длиной, которые по замыслу архитекторов символизируют свободу.
Елена Лыкова
Советские небоскребы 1920‑х годов • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсАрхитектура как средство коммуникацииЛекцииМатериалыУникальная газета, в которой архитектор Ладовский критикует американцев за пристрастие к готике, а архитектор Лисицкий рассуждает, нужно ли советскому человеку строить в воздухе
В 1926 году Ассоциация новых архитекторов (Аснова) — первая в СССР творческая организация архитекторов-рационалистов Рационализм — авангардистский стиль начала 1920-х — 1930-х годов, характеризующийся лаконичностью, строгостью форм и подчеркнутым функционализмом; архитекторы-рационалисты уделяли много внимания психологическому восприятию архитектуры человеком. — выпустила первый и единственный номер «Известий Аснова», в который вошли статьи о теории архитектуры и наиболее значительные проекты членов ассоциации 1923–1925 годов. Редактором печатного органа стал художник и архитектор Эль (Лазарь) Лисицкий.
Arzamas публикует редкий выпуск «Известий» и расшифровку двух статей — Николая Ладовского, сравнивающего американские и советские небоскребы, и Эль Лисицкого, предлагающего собственный проект горизонтального небоскреба.
Выпуск «Известий Ассоциации новых архитекторов» (PDF, 16 Мб) © rosswolfe.wordpress.comНебоскребы СССР и Америки
Небоскреб для СССР является в настоящее время не проблемой, а действительностью: ВСНХ Высший совет народного хозяйства. строит в Харькове небоскреб для технических и торговых контор, «Известия» строят небоскреб на Страстной площади Ныне — Пушкинская площадь. в Москве, Госбанк предполагает объявить конкурс на постройку небоскреба.
Пока небоскребы СССР не выше 10–16 этажей, их конструкция и эксплуатация мало чем отличаются от существующих высоких домов. Но при постройке более высоких возникает ряд сложных технических вопросов, из которых наименее разрешены вопросы пожарной безопасности и возможности быстрой разгрузки масс — в определенный момент пред небоскребом, без нарушения общего движения улицы. В пожарном отношении особенно уязвимым местом являются лифты, если они построены в особых шахтах, и лестничные клетки, которые служат во время пожара как дымовые трубы. Имеются попытки устройства с каждой площадки лестниц наружных балконов, которые во время пожара служат спасательными островами.
<…>
Архитектура не должна маскировать конструкции, как это делают американцы, она должна быть «правдива». Но наивно было бы думать, что достаточно «честно» показывать конструкцию, чтобы достичь архитектурных целей.
Выразительность высоты является основной проблемой небоскреба. Невольно возникают образы готических храмов, где эта проблема разрешалась. Недаром американцы так любят применять готические мотивы в обработке фасадов своих небоскребов. Архитекторы готики материализовали в камне идею устремленности к Богу, который мыслился на небесах. Мистицизм, которым было проникнуто Средневековье, полностью отразился в архитектурных формах ея. Но когда современный банк, или редакция газеты, или универмаг напяливают на себя архитектурные формы готики, то это выглядит в современности так же, как выглядел бы директор банка в кардинальском облачении. Высота должна трактоваться лишь как смелое движение кверху, как преодоление тяжести, как достижение техники.
Масштабность является одним из средств выразительности величины. Американцы разрешают вопрос о масштабности тем, что используют «стандартизованные» элементы, каковыми являются окна, как меру величины. В таком разрешении вопроса о масштабности кроется основная причина, заставляющая их маскировать конструкцию и затрудняющая разрешение целого ряда других планировочных вопросов, в конце концов не разрешая и основного вопроса о масштабности, так как в «стандартизованном» элементе окна нет признаков функционального, связывающих его с ростом человека.
Если отбросить все нелепое, что пристало по недоразумению к поверхности небоскреба, то останется основной конструктивный скелет, определяемый действием сил тяжести, и витраж. Эти элементы по принципу экономии должны являться элементами и архитектуры. При настоящем положении архитектуры вообще мы не можем предъявлять к ней особых требований и в небоскребе. Элементарное же требование, которое мы должны предъявить к архитектурной обработке поверхности, состоящей из строек, балок и витража, есть положение, что конструктивные элементы, составляющие фасад небоскреба, должны быть подчинены пространственной логике.
<…>
Поверхность не имеет глубины, дан один только план. Не следует понимать, что такое решение вообще недопустимо в архитектуре. Отрицательность этого примера надо понимать в том смысле, что такого рода прием не может быть основным, но может быть употребляем как подсобный: фон, разрыв, вставка и тому подобное.
Если мы примем это первое положение, то из него следует, что архитектурная обработка поверхности должна быть рельефна. Всякое рельефное расчленение поверхности вызывает необходимость пространственной организации ея — для облегчения и направления внимания воспринимающего эту поверхность. Два принципа имеют большое значение в пространственной организации поверхности — принцип перспективный и принцип наложения. Элементарным примером решения поверхности по первому принципу может служить прием чертежа № 3 См. чертежи и рисунки в PDF выпуска «Известий Ассоциации новых архитекторов»..
Такая обработка поверхности дает первую степень выразительности глубины: горизонтальные членения шире вертикальных и, следовательно, читаются как стоящие на первом плане по отношению к вертикальным.
Примером второго подхода к решению может служить чертеж № 4. Здесь дана более высокая степень выразительности глубины: узкие вертикальные членения показаны на первом плане, широкие горизонтальные — на втором (принцип наложения).
Чертеж № 5 дает решение на основе совмещения обоих принципов.
Мастера старого времени разрешали подобные задачи системой ордеров или другими, более или менее декоративными элементами. Убедительным примером решения подобной задачи можно считать палаццо Вальмарана архитектора Палладио. (По принципу наложения и перспективы организован фасад системой трех ордеров.)
В работах современных американских архитекторов тщетно было бы искать какой-нибудь принципиальности в этой области. Единственно, что ими руководит, это убеждение в спасительности «мотивов» ренессанса и готики, употребляемых ими в условиях, совершенно несходных с теми, каковые были у мастеров, их создавших.
Германия является второй страной, признавшей небоскребы жизненным явлением. Хотя ея строительная деятельность в этом отношении незначительна, однако она успела внести некоторые технико-планировочные коррективы в это дело. В архитектурном отношении Германию нельзя упрекнуть в безыдейности, наоборот, ее можно упрекнуть в обратном, в слишком большом увлечении идеологизмами, что мешает подняться мастерству. Германец видит поверхность слишком сложно психологически, чтобы различать ее как пространственную величину.
Вопрос об основных контрастах в небоскребе легче всего разрешается в сопоставлении объемности и пространственности. Здесь полезно сделать некоторые сравнения из истории архитектуры. Мотив рустованной колонны, выразительность ея объема, массы и мощи были найдены случайно, когда пришлось оставить в незаконченном виде колонны какого-то римского храма. Впоследствии в ренессансе часто пользовались сознательно этим мотивом рустованной колонны для придания определенной выразительности. Американцы могли бы сделать подобное открытие, если бы они взглянули на строящийся ими небоскреб…
Контраст между необлицованной частью и заполненной облицовкой так велик, архитектурная выразительность степеней тяжелого так сильна, что решение само собой напрашивается.
На этом пункте стройки, казалось, следовало бы остановиться и завершить лишь техническую и утилитарную сторону сооружения.
Несмотря на кажущуюся техническую смелость постройки небоскребов Нью-Йорка, в общем технико-конструктивная сторона их стоит далеко не на той высоте, на которой это было бы возможно при современном состоянии строительной техники вообще. Об этом свидетельствуют нам жалобы молодых архитекторов, пробуждающихся к новому в самой Америке. Как видно, наиболее талантливые конструкторы не находят для себя интересным работать над конструкцией, которая сплошь замаскирована и уходят в мосто-, аэро- и автостроительство.
Надо надеяться, что СССР в технике строительства небоскребов пойдет по более смелым путям, а в архитектуре их неизбежно по пути рационализма.
2.IV—26 г. Энаэль Первые буквы имени Николай
Александрович Ладовский.
Серия небоскребов для Москвы (1923–1925)
Проект Эль Лисицкого
Предлагаемый здесь новый тип постройки можно отнести к роду небоскребов. Он предназначается не для жилья, а для размещения центральных учреждений.
Тип высокого дома создала Америка, превратив европейский горизонтальный коридор в вертикальную шахту лифта, вокруг которого нанизаны ярусы этажей. Рос этот тип совершенно анархично, без какой бы то ни было заботы об организации города в целом. Единственная его забота была перещеголять высотой и пышностью соседа.
При выработке нашего типа мы исходим из противоположных предпосылок:
1) Мы считаем, что часть подчиняется целому и система города определяет характер его сооружений.
2) Мы говорим «сооружения», а не «дома», считая, что новый город должен преодолеть понятие индивидуального дома.
3) Мы считаем, что пока не изобретены возможности совершенно свободного парения, нам свойственней двигаться горизонтально, а не вертикально.
Поэтому, если для горизонтальной планировки на земле в данном участке нет места, мы подымаем требуемую полезную площадь на стойки, и они служат коммуникацией между горизонтальным тротуаром улицы и горизонтальным коридором сооружения. Цель: максимум полезной площади при минимальной подпоре. Следствие: ясное членение функций.
Но есть ли надобность строить в воздухе? «Вообще» — нет. Пока есть еще достаточно места на земле.
Но… «в частности»?
Мы живем в городах, родившихся до нас. Темпу и нуждам нашего дня они уже не удовлетворяют. Мы не можем сбрить их с сегодня на завтра и «правильно» вновь выстроить. Невозможно сразу изменить их структуру и тип. Москва относится по своему плану к концентрическому средневековому типу (Париж, Вена). Структура ея: центр — Кремль, кольцо А, кольцо Б и радиальные улицы. Критические места — это точки пересечения больших радиальных улиц (Тверская, Мясницкая и т. д.) с окружностью (бульварами). Здесь выросли площади, которые требуют утилизации без торможения движения, особенно сгущенного в этих местах… Здесь место центральных учреждений. Здесь родилась идея предлагаемого типа. Для устойчивого положения свободно балансирующего тела необходимы и достаточны три точки опоры… Поэтому мы ограничились тремя стойками с открытыми каналами лифтов и патерностеров, между ними — застекленный канал лестничных клеток. Стойки опираются системой катков и ребер на фундамент. (Принцип упругих ферм и мостовых конструкций.) Одна стойка заключена под землей между линиями метрополитена и служит ему станцией. У других двух — остановки трамвая. Структура верхней рабочей части (бюро, учреждения): скелетная центральная труба, открытая от пола до верхнего света внутри, несет балконы коридоров, то есть, выйдя из лифта в первом этаже, можно читать №№ на дверях помещений второго и третьего этажей. На этой центральной раме консолями держатся горизонтальные площади этажей. Все тело, как вагон, положено на стойки.
Скелет из новых сортов нержавеющей и выдерживающей высокие напряжения стали («Крупп» «Крупп» — промышленный концерн в Германии, занимавшийся производством стали.). Легкие и хорошо изолирующие на тепло- и звукопроводность материалы для междуэтажных перекрытий и перегородок. Стекло, химически обработанное для пропуска световых и задержки тепловых лучей.
Все элементы скелета нормированы, и поэтому по мере потребности застройки новой площади по линии кольца А или Б остается лишь произвести монтаж готовых частей.
Монтаж может производиться БЕЗ ЛЕСОВ: до наводки верхних форм стойки держатся на тросах. Поэтому стройка может идти, не прерывая движения площади. Затем по отношению к существующим постройкам то качество, что их почти не нужно сносить. Огромные преимущества в наличии света и воздуха по отношению к американскому башенному типу небоскреба.
1. При пластическом оформлении этого сооружения я учитывал конструкцию лишь как один из первичных элементов в достижении необходимого полезного действия (механического эффекта). Я бы с той же логической последовательностью, так же удовлетворяя всем утилитарным требованиям, мог избрать другую конструкцию… если б хотел достигнуть другого эстетического эффекта.
2. Я считаю, что в своей основе сила эстетического эффекта определяется не качеством и не количеством — это есть состояние, температура.
3. Я исходил из равновесия двух пар контрастов:
а) Город состоит из атрофирующихся старых частей и растущих живых, новых. Этот контраст мы хотим углубить.
б) Дать самому сооружению пространственное равновесие как результат контрастных вертикальных и горизонтальных напряжений.
4. Дать новый масштаб городу, в котором человек сегодня больше не мерит собственным локтем, а сотнями метров.
5. Элементарно организовать сооружение из ребер, плоскостей и объемов, сквозных, прозрачных и плотных, вместе составляющих однозначную пространственную систему.
6. Со всех основных шести точек зрения данное сооружение однозначно характеризовано…
Такая характеристика делает ориентировку по этим сооружениям в городе совершенно ясной. При установке всей серии введение цвета для отметки каждого небоскреба в отдельности послужит к усилению его ориентировочных качеств.
Теги
СССР
Архитектура
Документ
Радио ArzamasЧто на самом деле говорил Заратустра?
Ахура-Мазда, Авеста, поклонение огню и похороны со стервятниками: новый курс — о зороастризме, религии Древнего Ирана и части современной Индии
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Лекции
12 минут
1/8
Как разговаривает архитектура
Разрез, план, форма, соседи по улице и другие средства, которыми архитектура выражает себя
Читает Вадим Басс
Разрез, план, форма, соседи по улице и другие средства, которыми архитектура выражает себя
13 минут
2/8
Архитектура как машина времени
Здания, которые скрывают возраст или подчеркивают его, античные идеалы, которые оказываются неидеальными, и другие способы запутать людей
Читает Вадим Басс
Здания, которые скрывают возраст или подчеркивают его, античные идеалы, которые оказываются неидеальными, и другие способы запутать людей
10 минут
3/8
Дома для нормальных людей
Ар-деко — адекватная архитектура для простых людей, уставших от войны и желающих веселиться
Читает Вадим Басс
Ар-деко — адекватная архитектура для простых людей, уставших от войны и желающих веселиться
15 минут
4/8
Архитектура на службе у диктаторов
Как лидеры тоталитарных государств искали собственный архитектурный язык
Читает Вадим Басс
Как лидеры тоталитарных государств искали собственный архитектурный язык
13 минут
5/8
Архитектура против войны
Как архитекторы работают с трагедиями XX века, что такое хороший памятник войне и как жить с таким мемориалом каждый день
Читает Вадим Басс
Как архитекторы работают с трагедиями XX века, что такое хороший памятник войне и как жить с таким мемориалом каждый день
12 минут
6/8
Архитектура различной национальности
Как решается национальный вопрос в архитектуре, можно ли ее экспортировать и импортировать и с какими эпохами и стилями ассоциируют себя русские архитекторы
Читает Вадим Басс
Как решается национальный вопрос в архитектуре, можно ли ее экспортировать и импортировать и с какими эпохами и стилями ассоциируют себя русские архитекторы
10 минут
7/8
Архитектура — инструмент манипуляции
Как пространство и размер становятся источником свободы или контроля и программируют наши эмоции
Читает Вадим Басс
Как пространство и размер становятся источником свободы или контроля и программируют наши эмоции
13 минут
8/8
Архитектура на службе у Бога
Почему красота не помешала людям сжигать друг друга в газовых печах и как нерелигиозные архитекторы переосмыслили церковную архитектуру XX века
Читает Вадим Басс
Почему красота не помешала людям сжигать друг друга в газовых печах и как нерелигиозные архитекторы переосмыслили церковную архитектуру XX века
Материалы
Главные книги об архитектуре
Рекомендации лектора для всех интересующихся архитектурой
Найдите стульям дома
Проверьте свои знания архитектурных направлений, обставив дома мебелью
Архитектурная азбука
Не всегда понятные названия архитектурных деталей в картинках
Вадим Басс: «Мир не должен состоять из шедевров»
Мотет, написанный в честь купола
Как композитор Возрождения повторил в музыке пропорции одного из самых знаменитых храмов
Лайнеры ар-деко
Грустные и веселые истории о роскошных лайнерах
Советы древнеримского архитектора
Как выбрать место для города, найти воду с помощью подбородка и таза и другие рекомендации
Очень краткая история архитектуры
Приключения строительных конструкций
Кто кого тоталитарнее
Соревнование тоталитарных режимов в шести архитектурных дисциплинах
Архитектура в кино
Семь фильмов, в которых пространство выступает одним из главных действующих лиц
Про-кремлевские поэты от Языкова до Кушнера
Как русские поэты описывали архитектурные особенности Кремля
Экскурсия Петра Вайля по архитектуре Андреа Палладио
Глава «Дворцы в переулке» из сборника «Гений места»
Вся история архитектуры на одном дереве
Кто чей родственник в мировой архитектуре
Собственные дома архитекторов
20 домов, выстроенных архитекторами для себя
Инструкция от Господа по устройству храма
Сооружения, рекомендованные Богом для будущего храмового строительства
О чем говорит здание мэрии Москвы
Петербургский историк искусств Вадим Басс «прочитал» самый московский дом
Церкви для будущего
Что происходит в современной церковной архитектуре России
Как оставлять старое старым
8 хрестоматийных примеров реставрационной работы с памятниками архитектуры
Бал архитекторов
Как веселились архитекторы, построившие самые знаменитые американские здания
Что пирамиды говорят о смерти и бессмертии
От Древнего Египта до Лувра и торговых центров
Национал-католическая архитектура
Главные образцы испанской архитектуры эпохи диктатуры Франко
5 архитектурных способов трактовки Холокоста
Приемы архитекторов, заставляющие почувствовать себя жертвой Катастрофы
Склочные отзывы современников на главные диковинки Москвы
Подборка советской архитектурной критики
Советские небоскребы 1920‑х годов
Уникальная газета с новаторскими проектами и идеями
Архитектор‑масон
Легендарный скетч комик‑группы «Монти Пайтон»
Небоскребы в американской хронике
Как построить небоскреб, устроить на крыше акробатический аттракцион и репетицию хора
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023. Все права защищены
Видение вертикального города Эль Лисицкого: башни из облачного железа — сцена в лифте
Эль Лисицкий был революционным русским архитектором и художником, работавшим в начале 20 века. Он был видной фигурой в конструктивистском движении, которое подчеркивало использование технологий и промышленных материалов при проектировании зданий и других сооружений. Лисицкий наиболее известен своими инновационными проектами Башен Облачного Железа, серии консольных небоскребов, которые должны были быть построены в Москве. Несмотря на то, что эти башни так и не были построены, они и сегодня продолжают вдохновлять архитекторов и градостроителей.
В разгар своего творческого и политического периода он начал работать над своей первой реализованной трехмерной средой, Proun Room. Это была абстрактная инсталляция, которая ползла по трем стенам стенда на Большой Берлинской художественной выставке в 1923 году и помогала высветить гений Лисицкого. Отсюда он начал свой дизайн для Wolkenbügel или «облачных опор», консольных небоскребов, подключенных к московской транспортной системе, которые должны были укротить иррациональные американские высотные здания.
«Мы живем в городах, родившихся задолго до нас»
«Мы живем в городах, родившихся задолго до нас. Города, не приспособленные к ритму и потребностям сегодняшнего дня. Мы не можем их сбрить и построить из металлолома за день. Изменить их тип и структуру сразу невозможно. Москва относится к средневековому концентрическому типу, как Париж и Вена. Его структура такова: Кремль в центре, два транспортных кольца и радиальные улицы. Критическими точками являются пересечения основных радиальных улиц с кольцевыми бульварами. Вот площади выросли и им нужно развитие. И развитие не может не сказаться на трафике, особенно плотном в этих точках. Здесь место для центральных [государственных] учреждений. Здесь родилась идея моего предложения».
В 1922 году русский архитектор Эль Лисицкий спроектировал революционно новый тип небоскреба под названием «Облачные железные башни». Эти возвышающиеся сооружения предназначались для строительства в Москве и были предназначены для непосредственного подключения к городской транспортной системе.
Дизайн Лисицкого для Башен Облачного Железа находился под сильным влиянием быстрой индустриализации и модернизации, которые происходили в Москве в то время. Он хотел создать новый тип здания, которое было бы одновременно функциональным и эстетически привлекательным, и которое помогло бы укротить «иррациональные» американские высотные здания, которые стали так популярны в таких городах, как Нью-Йорк и Чикаго.
Предложение предполагает, что Башни Облачного Железа должны быть построены на пересечении городских улиц и бульваров, где движение наиболее интенсивное. Идея состоит в том, что эти здания будут подключены к транспортной системе города, что позволит жителям легко добраться до метро и других видов транспорта. В башнях также будет ряд соединенных между собой лифтов, которые помогут распределять людей и товары по всему зданию в вертикальном направлении. Это поможет уменьшить заторы на улицах и облегчить людям передвижение по городу.
Одной из ключевых особенностей Башен Облачного Железа была консольная конструкция. Это означало, что башни будут поддерживаться одной центральной колонной, а не традиционным фундаментом. Это позволило построить башни быстро и недорого, а также сделало их более гибкими и адаптируемыми к изменяющимся потребностям города.
Еще одной ключевой особенностью Башен Облачного Железа было использование взаимосвязанных лифтов. Эти лифты были разработаны для перемещения как по горизонтали, так и по вертикали, позволяя жителям быстро и легко перемещаться по башням и получать доступ к системе городского метро. Это помогло бы уменьшить заторы на улицах и облегчить передвижение людей по городу.
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Жилой комплекс Wolkenbügel (при условии, что здесь можно было бы жить, не замерзая и не плавясь!), в форме 4, очень неконструктивно стоит на трех опорах, в которых расположены лифты. Последние занимают столько же места, сколько заняли бы один или несколько небоскребов.
«Мы живем в городах, родившихся задолго до нас. Города, не приспособленные к ритму и потребностям сегодняшнего дня. Мы не можем их сбрить и построить из металлолома за день. Изменить их тип и структуру сразу невозможно. Москва относится к средневековому концентрическому типу, как Париж и Вена. Его структура такова: Кремль в центре, два транспортных кольца и радиальные улицы. Критическими точками являются пересечения основных радиальных улиц с кольцевыми бульварами. Вот площади выросли и им нужно развитие. И развитие не может не сказаться на трафике, особенно плотном в этих точках. Здесь место для центральных [государственных] учреждений. Здесь родилась идея моего предложения. (Новости АСНОВА, Москва, 1926. с. 2 – 3).
К сожалению, Башни Облачного Железа так и не были построены. Проекты Лисицкого сочли слишком радикальными и слишком дорогими, и в конечном итоге от проекта отказались. Тем не менее, идея Cloud Iron Towers продолжает вдохновлять архитекторов и градостроителей и стала символом потенциала для инноваций и творчества в городском дизайне.
Подробнее:
Lissitzky, Wolkenbügel (1924)
https://www.wallpaper.com/architecture/soviet-russia-moscow-architecture-is -исследуется-в-дизайн-музее-лондон-выставка
Art Elevator, Концептуальный дизайн, История лифта, Небоскребы, Вертикальный ландшафт, УрбанизмДжошуа Нельсон Россия, Советский Союз, Вертикальный транспорт, Небо, Горизонтальный небоскреб, Conc
0 лайковСтивен Холл, Эль Лисицкий и ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ НЕБОСКРЕБЫ
Стивен Холл, Эль Лисицкий и ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ НЕБОСКРЕБЫ
Альбом эскизов Элиинбара 2012 – Источники вдохновения Стивена Холла
–
В 1923–1925 годах Эль Лисицкий предложил и развил идею горизонтальных небоскребов
Лисицкий утверждал, что пока люди не умеют летать, двигаться по горизонтали естественно, а двигаться по вертикали – нет….
Там, где недостаточно земли для строительства, следует предпочесть новый самолет, созданный в воздухе на средней высоте, а не американо-башню .
Эти здания, по словам Лисицкого, также обеспечивали своим обитателям превосходную изоляцию и вентиляцию.
Более 80 лет спустя (2006) Стивен Холл спроектировал горизонтальный небоскреб . Центр Ванке в Шэньчжэне, Китай, многофункциональное здание, включающее гостиницу, офисы, апартаменты с обслуживанием и общественный парк (2006–2009 гг.)
Steven Holl Architect горизонтальный небоскреб
VANKE CENTER в Шэньчжэне
Китай 2006-2009
–
Эскизы Элиинбара Источники вдохновения Стивена Холла, 2012 г.?
–
–
Эпилог:
1. В рисунке выше, Стивен Холл сравнивает свой горизонтальный небоборотник с типичной Американицей .
2. Мне все еще интересно, является ли источником вдохновения для зданий Холла, упомянутых в моем альбоме выше, на самом деле монастырь Ла Туретт Ле Корбюзье….
3 . Я рекомендую всем, кто интересуется творчеством Холла, прочитать пост Леббеуса Вудса, посвященный «Горизонтальному небоскребу» Стивена Холла.
–
Spiatial Staring Bars Steven Holl, Phoenix, 1994
–
Американская библиотека Стивена Холла, Берлин, 1984
–
Steven Holl’s Nanjing Muse Muse Muse Muse Muse Muse Muse Museum and Artjing Artjing 2011. –
Приглашаю посетить мои последние и актуальные посты:
Ле Корбюзье и Стивен Холл https://archidialog.com/2010/03/08/le-corbusier-steven-holl/
Ла Туретт «Вдохновение сознания» 2 4 90 https:// archidialog.com/2010/09/20/la-tourette-conscios-inspiration-2/
–
–
–
–
в моем Facebook
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
––
–
–
–
–
–
–
–
–
–––
–Нравится:
Нравится Загрузка.