Гуманистические идеи макиавелли: Гуманизм эпохи Возрождения. Гуманистический активизм

Гуманизм эпохи Возрождения. Гуманистический активизм

Гуманисты призывают человека активно и свободно реализовывать себя во всех сферах жизни. Узнаем, как они меняли отношение к политике и религии и рассуждали о свободе воли.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Виктор Горбатов

Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике


💁🏻‍♂️ Никколо Макиавелли (1469–1527) — один из первых философов эпохи Ренессанса, кто попытался сделать все выводы из концепции гуманистического активизма* и отделить политику от религии и морали.

Его девиз: «Сначала жить, потом философствовать».

*На примере искусства и этики мы видели, что гуманисты Возрождения призывают человека жить своей собственной жизнью, активно и свободно реализовывать себя во всех сферах жизни. Эта концепция получила название «гуманистический активизм».

✍️ Макиавелли занимал ряд государственных постов во Флоренции. Большинство произведений он написал после ареста в период высылки в свое поместье — это случилось в 1512 году, когда ко власти снова вернулась партия Медичи, противником которых он был. Тем не менее благо Флоренции ему было дороже, чем личная судьба.

📗 Свой главный трактат «Государь»

Макиавелли адресует Лоренцо Медичи как наставление о том, как надо делать реальную политику в новую эпоху.

Каким должен быть современный правитель?

⚔️ Прежде всего, настоящий государь должен быть активным и доблестным.

🙌 Сильный государь не ждет милостей от фортуны, он сам стремится подчинить ее своим целям: «Фортуна распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим». Более того, Макиавелли говорит, что «фортуна — женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать».

🦁 Как лев и лисица. Мудрый правитель не должен быть моральным эталоном или рыцарем веры. Скорее он должен сочетать в себе и в своих действиях качества льва, способного расправиться с любым из врагов, и лисицы, способной провести самого изощренного хитреца.

⚖️ Государь должен по возможности не удаляться от добра, но при необходимости не чураться и зла. Если к тому подталкивает необходимость и интересы государства, в политике можно нарушать обещания и прибегать к жестоким, решительным мерам. При этом нужно помнить главное правило: добро необходимо творить небольшими порциями, но постоянно, а зло — редко, но сразу и целиком.

1. Санти ди Тито. Портрет Никколо Макиавелли, вторая половина 16 века
2. Трактат «Государь» 1532 года издания

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Одним из первых итальянский гуманизм на немецкую почву перенес Эразм Роттердамский (1469–1536).

🧠 Эразм Роттердамский стремился рационализировать христианство, согласовать религиозные убеждения со здравым смыслом:

для религиозного сознания достаточно тех оснований, которые нам дает внутренний опыт, а догматы и умозрительные спекуляции совершенно не нужны.

📘 В своем трактате «Похвала глупости» Эразм едко высмеивает отвлеченное мышление и предрассудки:

🗣 «В человеческом обществе все полно глупости, все делается дураками и среди дураков».

🙅🏻‍♂️ Вместе с тем, он предостерегает разум от притязаний на познание абсолютной истины. «Похвала глупости» направлена не только против окостеневших религиозных и социальных установлений, но также чрезмерного самодовольства разума. Разум — только часть нашей жизни, и прожить ее нужно так, чтобы не приносить в жертву разуму чего-то более ценного.

💪 В качестве одной из важнейших ценностей Эразм отстаивает свободу воли. В работе «О свободной воле» он пишет, что вера в предопределение основана на теологии и метафизике. В реальной жизни, если речь идет о нравственном сознании и о моральной ответственности, отрицать свободу воли невозможно.

1. Гравюра Альбрехта Дюрера. Эразм Роттердамский, 1526
2-5. Прижизненное издание «Похвалы глупости» с рисунками Ганса Гольбейна, 1515
6.Мост Эразма в Роттердаме

В вопросе свободы воли с Эразмом Роттердамским полемизирует

Мартин Лютер (1483–1546).

💁🏻‍♂️ Мартин Лютер — немецкий теолог, инициатор Реформации, движения, направленного на реформирование католической церкви, основатель протестантизма.

💫 Лютер отстаивает идею об абсолютном предопределении к спасению: одним суждено гореть в Аду, другим суждено спастись. Мартин Лютер считал, что предопределен не столько внешний финал, сколько исход внутренней духовной борьбы в душе каждого человека. Но поскольку никто не знает, к чему он предопределен, мы должны изо всех сил стараться жить по-божески и надеяться без каких-либо гарантий.

Глупо требовать от Бога вознаграждения за наши добрые поступки, будто он нам что-то должен.

Посмотрим на основные идеи Лютера, ставшие основой Реформации 👇

🙏 Человек спасается только верой (sola fide — только верой). Ему не нужны толкователи Священного Писания — все сказанное там нужно понимать предельно буквально и пропускать через свою душу. Не нужны наставники и исповедники, не нужны молитвы. Добрые дела и молитвы без искренней веры мертвы.

🕊 Человеку не нужны посредники в общении с Богом. Разделение людей на священников и мирян нелепо. Теперь любое помещение, где есть Библия и распятие — храм; любой, читающий Библию прихожанам — священник.

💒 Притязания церкви быть выше государства ложны. У нее нет никакой особой духовной власти, власть над душами принадлежит Богу, а не священникам. Они не имеют права продавать от имени Бога индульгенции и отпускать грехи.

👆 Когда в 1521 году император Карл V обязал Лютера отречься, он ответил «на том стою и не могу иначе», ему пришлось скрыться на год в замке Вартбург. В это время появились новые лидеры Реформации, которые продолжили дело Лютера — Цвингли и Карлштадт, позже к ним присоединился французский теолог Кальвин.

1. Портрет Мартина Лютера в Вартбурге, Лукас Кранах Старший, 1521
2. Замок Вартбург на открытке конца 19 века
3. Комната, в которой работал Мартин Лютер в Вартбурге
4. Мартин Лютер выступает с проповедью. Фрагмент одного из барельефов, украшающих памятник в Вормсе
5. Монумент Мартина Лютера на почтовой открытке 1903 года

курс Level One

Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽ 1450₽

подробнее о курсе

2.

Социально-философские идеи гуманистов XVI века (н. Макиавелли, э. Роттердамский, м. Монтень, т. Кампанелла).

Гуманистический и антропологический характер культуры Возрождения. Гуманизм Лоренцо Валы и Дж. Пико дела Мирандолы. Социально-философские идеи гуманистов 16 века (Н. Макиавелли, Э. Роттердамский, М. Монтень, Т. Кампанелла).

Начало эпохи Возрождения (Ренессанса) обычно относят к се­редине XIV в., а конец— к 40-м гг. XVII в. (времени первой анг­лийской революции). Принято различать Итальянское Возрождение (середина XIV — начало XVI в.) и Северное Возрождение (XVI — нача­ло XVII в.), последний период также называется эпохой Реформации.

Предтечей Итальянского Возрождения считается Данте Алигъери (1265—1321)— автор «Божественной комедии». Начало эпохи Воз­рождения связывается с деятельностью двух других итальянских поэ­тов— Франческо Петрарки (1304—1374) и Джованни Боккаччо (1313—1375).

Характерной чертой эпохи Возрождения стало появление спе­цифически ренессансного мировоззрения — гуманизма (Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Лоренцо Валло, Пико де ла Мирандола, Эразм Роттердамский, Себастиан Бранд, Томас Мор, Франсуа Рабле, Мишель Монтень и др. ).

В центре внимания гуманистов находится человек, но не как «сосуд греха» (что было характерно для Средневековья), а как самое совер­шенное творение Бога, созданное по «образу Божьему». Человек, как и Бог, является творцом, и в этом его высшее предназначение.

К крупнейшим итальянским гуманистам относится Лоренцо Валло (1407—1457). В своих философских воззрениях Лоренцо Валло был близок к эпи­куреизму. В трактате «О наслаждении как истинном благе» он ис­ходит из пантеистического тезиса о тождестве Природы и Бога. Бо­жественная природа не может быть источником зла, но стремление к удовольствию лежит в природе человека, оно есть требование приро­ды. Значит, никакие чувственные удовольствия не являются безнрав­ственными.

Пико де ла Мирандола (1463—1494) стремился создать новый синтез платонизма, аристотелизма и христианства. Мирандола уделял большое внимание познанию при­роды, его можно отнести к родоначальникам натурфилософии, но это была философия природы, построенной на идеях магии, герметизма, каббалы, нумерологии и т. п.

В эпоху Возрождения произошли принципиальные изменения и в области социально-политических воззрений, в особенности на сущ­ность государства и государственной власти. В этой связи следует рассмотреть учение о государстве и государственной власти Никколо Макиавелли.

Макиавелли (1469—1527) родился и большую часть жизни прожил во Флоренции. Основные труды. «Государь» (в других переводах «Князь»), «Рас­суждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции».

Философские воззрения. Автономия политики. Одной из важ­нейших новаций учения Макиавелли стало рассмотрение политики как совершенно самостоятельной сферы исследования. Здесь впервые проблемы управления рассматриваются независимо от религиозных, теологических, философских и этических учений.

Социально-политическое учение Макиа­велли можно назвать политическим реализмом. Он считает, что управление людьми должно основываться на знании реальной чело­веческой природы. Говоря о природе человека, Макиавелли неоднократно под­черкивает, что люди скорее забудут смерть отца, нежели потерю иму­щества.

Макиавелли осуждает христианство за то, что оно учит смирению и, концентрируя интересы человека на небе, отвлекает от земных дел.

Идеальный государь — это «лисица и лев», он является и обожаемым народом и внушающим страх.

Крупнейший представитель гуманизма Северного Возрождения –Дезидерий Эразм (1467—1536), прозванный по месту рождения Роттердамский. Его влияние и авторитет во всей Европе были исключительными. Особую известность получила его работа «Похвала Глупости» где высмеиваются различные пороки людей (в том числе духовенства) и прежде всего невежество. Особое место в культуре и философии Северного Возрождения занимает французский философ Мишель Монтень (1533—1592). Знаменем борьбы со средневековым догматизмом стал для него скептицизм. Он считал, что философствовать — значит сомневаться. В этических воззрениях он был близок к эпикуреизму.

В эпоху Возрождения появляются модели земного идеального госу­дарства, где социальный гнет, нищета и человеческие пороки устраня­ются за счет разумного государственного устройства и правильного воспитания граждан (Т. Мор), к которым еще добавлялось развитие науки (Т. Кампанелла).

Гуманизм | Определение, принципы, история и влияние

Цицерон

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Джон Кальвин Эразмус Томас Мор Франсуа Рабле Петрарка
Похожие темы:
рог изобилия антропоцентризм гуманитарные науки философия Человек эпохи Возрождения

Просмотреть весь связанный контент →

гуманизм , система образования и способ исследования, зародившиеся в северной Италии в 13 и 14 веках и позже распространившиеся по континентальной Европе и Англии. Этот термин альтернативно применяется к множеству западных верований, методов и философий, в которых основное внимание уделяется человеческому царству. Эта историческая программа, также известная как ренессансный гуманизм, оказала настолько широкое и глубокое влияние, что является одной из главных причин, по которой Ренессанс рассматривается как отдельный исторический период. Действительно, хотя слово Ренессанс — более поздняя чеканка, фундаментальная идея того периода как идеи обновления и пробуждения имеет гуманистическое происхождение. Но гуманизм искал свои собственные философские основы в гораздо более ранние времена и, более того, продолжал проявлять часть своей силы еще долго после окончания эпохи Возрождения.

Происхождение и значение термина гуманизм

Идеал гуманизма

История термина гуманизм сложна, но поучительна. Он был впервые использован (как humanismus ) немецкими учеными XIX века для обозначения акцента эпохи Возрождения на классических исследованиях в образовании. Эти исследования проводились и поддерживались педагогами, известными еще в конце 15 века как umanisti , то есть профессорами или изучающими классическую литературу. Слово umanisti происходит от studia humanitatis , курса классических исследований, который в начале 15 века состоял из грамматики, поэзии, риторики, истории и моральной философии. studia humanitatis считались эквивалентом греческого payeia . Само их название было основано на концепции римского государственного деятеля Марка Туллия Цицерона о humanitas , образовательном и политическом идеале, который был интеллектуальной основой всего движения. Гуманизм эпохи Возрождения во всех его формах определял себя в своем стремлении к этому идеалу. Следовательно, никакое обсуждение гуманизма не может быть обоснованным без понимания humanitas .

Humanitas означало развитие человеческой добродетели во всех ее формах и в полной мере. Таким образом, этот термин подразумевал не только такие качества, которые ассоциируются с современным словом гуманность — понимание, благожелательность, сострадание, милосердие, — но и такие более настойчивые характеристики, как сила духа, рассудительность, благоразумие, красноречие и даже любовь к чести. Следовательно, обладатель humanitas не мог быть просто оседлым и обособленным философом или литератором, но по необходимости был участником активной жизни. Точно так же, как действие без понимания считалось бесцельным и варварским, понимание без действия отвергалось как бесплодное и несовершенное. Humanitas призывал к прекрасному балансу действия и созерцания, балансу, рожденному не компромиссом, а взаимодополняемостью.

Цель такой исполненной и уравновешенной добродетели была политической в ​​самом широком смысле этого слова. В сферу компетенции гуманизма эпохи Возрождения входило не только образование молодежи, но и руководство взрослыми (включая правителей) посредством философской поэзии и стратегической риторики. Она включала в себя не только реалистическую социальную критику, но и утопические гипотезы, не только кропотливую переоценку истории, но и смелое перекраивание будущего. Короче говоря, гуманизм призывал к всеобъемлющей реформе культуры, преобразованию того, что гуманисты называли пассивным и невежественным обществом «темных» веков, в новый порядок, который отражал бы и поощрял величайшие человеческие возможности. Гуманизм имел евангельское измерение: он стремился проецировать humanitas от человека к государству в целом.

Источником humanitas была классическая литература. Греческая и римская мысль, доступная в потоке вновь открытых или недавно переведенных рукописей, дала гуманизму большую часть его базовой структуры и метода. Для гуманистов эпохи Возрождения в трудах Аристотеля, Цицерона или Ливия не было ничего устаревшего или устаревшего. По сравнению с типичными произведениями средневекового христианства эти языческие произведения имели свежую, радикальную, почти авангардную тональность. Действительно, восстановление классики было для гуманизма равносильно восстановлению реальности. Классическая философия, риторика и история рассматривались как модели правильного метода — попытки систематически и без каких-либо предубеждений прийти к соглашению с воспринимаемым опытом. Более того, классическая мысль рассматривала этику как этику, а политику как политику: ей не хватало тормозящего дуализма, порожденного в средневековой мысли часто противоречащими друг другу требованиями секуляризма и христианской духовности. Классическая добродетель, примерами которой изобиловала литература, была не абстрактной сущностью, а качеством, которое можно было проверить на форуме или на поле боя. Наконец, классическая литература была богата красноречием. В частности, гуманисты считали Цицерона образцом утонченной и обильной речи, а также образцом красноречия в сочетании с мудрой государственной мудростью. В красноречии гуманисты находили гораздо больше, чем исключительно эстетическое качество. Как эффективное средство побуждения лидеров или сограждан к тому или иному политическому курсу красноречие было сродни чистой силе. Следовательно, гуманисты культивировали риторику как средство, с помощью которого можно было сообщить и реализовать все другие добродетели.

Гуманизм, таким образом, может быть точно определен как движение эпохи Возрождения, центральным фокусом которого был идеал humanitas . Несмотря на более узкое определение итальянского термина umanisti , все писатели эпохи Возрождения, культивировавшие humanitas , и все их прямые «потомки» могут быть правильно названы гуманистами.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Другое использование

Неудивительно, что такой многозначительный термин, как гуманизм , может иметь множество применений. Из них (за исключением исторического движения, описанного выше) есть три основных типа: гуманизм как классицизм, гуманизм как относящийся к современной концепции гуманитарных наук и гуманизм как человекоцентризм.

Принимая представление о том, что гуманизм эпохи Возрождения был просто возвращением к классике, некоторые историки и филологи пришли к выводу, что классические возрождения, происходящие где-либо в истории, следует называть гуманистическими. Таким образом, святой Августин, Алкуин и ученые Шартра XII века назывались гуманистами. В этом смысле этот термин также может использоваться сознательно, как в движении «Новый гуманизм» в литературной критике, возглавляемом Ирвингом Бэббитом и Полом Элмером Мором в начале 20 века.

Слово гуманитарных наук , которое, как и слово umanisti , происходит от латинского studia humanitatis , часто используется для обозначения ненаучных научных дисциплин: языка, литературы, риторики, философии, истории искусств и т. д. Таким образом, ученых в этих областях принято называть гуманистами, а их деятельность – гуманистами.

Гуманизм и родственные термины часто применяются к современным доктринам и методам, основанным на центральном значении человеческого опыта. В 20-м веке прагматический гуманизм Фердинанда К. С. Шиллера, христианский гуманизм Жака Маритена и движение, известное как светский гуманизм, хотя и значительно отличались друг от друга по содержанию, все они демонстрировали этот антропоцентрический акцент.

Такой большой набор определений не только сбивает с толку, но и сами определения часто избыточны или неуместны. Нет оснований называть все классические возрождения «гуманистическими», когда достаточно слова Классическое . Сказать, что профессора многих дисциплин, известных как гуманитарные науки, являются гуманитариями, значит смешать неясность с неопределенностью, поскольку эти дисциплины уже давно перестали иметь или даже стремиться к общему обоснованию. Более твердо претендует на правильность определение гуманизма как антропоцентризма или человекоцентризма. Однако по очевидным причинам применение этого слова к классической литературе сбивает с толку.

Гуманизм Макиавелли | Tufts Now

Никколо Макиавелли потерял работу в 1512 году. Он был секретарем канцелярии Флорентийской республики с 1498 года, но семья Медичи силой отвоевала город-государство и поставила своего принца во главе, изгнав Макиавелли из правительства.

Поскольку блогов не было, Макиавелли удалился на свою ферму за пределами Флоренции, чтобы написать для новых правителей трактат о том, как управлять, — документ, который, как он надеялся, убедит их вновь нанять его.

Он назывался Принц , и его 500-летие в этом году стало причиной возрождения переосмысления краткой и в некотором смысле шокирующей книги, заложившей краеугольный камень современной политики.

Хотя Принцу не удалось вернуть Макиавелли в правительство, он оказал влияние на великих политических мыслителей на протяжении веков, включая Рене Декарта, Фрэнсиса Бэкона, Томаса Гоббса, Монтескье и Джона Локка.

«Макиавелли и Платон — единственные два политических мыслителя, имена которых стали прилагательными и которые до сих пор используются в современном языке, — говорит Иоаннис Эвригенис, доцент кафедры политологии Университета Тафтс. Он отмечает, что если вы ищете Архив New York Times , Макиавелли упоминался более 48 000 раз с 1851 года.

Но есть проблема. Термин «макиавеллистский», относящийся к безжалостному преследованию цели любыми средствами, плохо истолковывает идеи, которые он изложил в « Принц» и «Рассуждения о Ливии» , которые он написал примерно в то же время.

Основатель современной политики

Обе книги нужно читать в контексте друг друга, чтобы понять веру Макиавелли в демократию и право людей иметь голос в своем правительстве, говорит Эвригенис, который организовал конференцию под названием «Борьба с Макиавелли» в Tufts в 2011 году.

В то время как Принц представляет собой набор коротких максим, фрагментов советов, написанных для легкого усвоения политическим лидером, Беседы о Ливии представляет собой более длинную работу, сосредоточенную на том, как граждане могут управлять республикой.

«Хотя он и отстаивал необходимость использования любых средств для достижения цели, его цель заключалась в том, чтобы принести пользу человечеству», — говорит Вики Салливан, профессор политической теории, а также профессор и заведующая кафедрой классики в Школе искусств и наук. . «Так что это действительно не просто любой конец — это политическая цель спасения государства, позволяющая людям жить в безопасности и процветать».

Так какое же нам дело до Макиавелли полтысячелетия спустя? «Потому что во многих отношениях он является основателем современной политики», — говорит Салливан, который вместе с Евригенисом был приглашенным докладчиком на конференции «500 лет Макиавелли Принц » в Гарвардском университете в сентябре. «Сочинения Макиавелли ставят нас на порог современного мира».

Макиавелли говорит о создании государств и обществ, основанных не на том, какими люди должны быть в идеале, а на том, какие они есть на самом деле, — говорит Салливан. «Он пишет о «фактической истине вещей, а не о воображении» как о лучшем способе создания государственности», — говорит она.

Он также был первым, кто предложил использовать психологию в управлении государством. «Он относится к людям как к отдельным единицам, которые участвуют в политике и в чьи умы нужно проникнуть — они больше не являются массой», — говорит Эвригенис. «Вы должны выяснить, что они думают, чтобы вы могли манипулировать тем, что они думают, чтобы править более эффективно».

«Он показывает нам, как недостатки силы и мошенничества могут быть необходимы для сохранения государства, но он также показывает нам возможность человеческого величия, как можно добиться чего-то», — говорит Салливан.

Плохой пиар для

Принца

Но Макиавелли в основном помнят как макиавеллиста. Отчасти потому, что всего через 30 лет после публикации его книги были запрещены. Тем не менее, люди продолжали обсуждать его идеи, сосредоточившись на простых принципах, а не на проблемах, которые он писал каждому из них, говорит Эвригенис. Многие видные ученые того времени утверждали, что обобщили его взгляды, но неправильно истолковали многие из его аргументов.

«Он ненавидел интеллектуальную лень и был бы расстроен упрощением своей работы, написанной для того, чтобы заставить нас думать на ходу, рассматривать все стороны проблемы и ее возможности», — говорит Эвригенис. — Но он сам создал проблему Макиавелли. Он просто выложил все эти идеи и сказал: «Иди разберись», — и все прошло 500 лет».

Это вызов Макиавелли нашему современному миру, утверждают Салливан и Эвригенис, состоит в том, что мы выискиваем новые возможности, понимая, что то, что правильно в одних обстоятельствах, может быть катастрофическим в других. «Когда он говорит о состоянии войны, на самом деле он говорит о состоянии души, — говорит Эвригенис.

Оставить комментарий