Гуманизм эпохи Возрождения. Гуманистический активизм
Гуманисты призывают человека активно и свободно реализовывать себя во всех сферах жизни. Узнаем, как они меняли отношение к политике и религии и рассуждали о свободе воли.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике
💁🏻♂️ Никколо Макиавелли (1469–1527) — один из первых философов эпохи Ренессанса, кто попытался сделать все выводы из концепции гуманистического активизма* и отделить политику от религии и морали.
*На примере искусства и этики мы видели, что гуманисты Возрождения призывают человека жить своей собственной жизнью, активно и свободно реализовывать себя во всех сферах жизни. Эта концепция получила название «гуманистический активизм».
✍️ Макиавелли занимал ряд государственных постов во Флоренции. Большинство произведений он написал после ареста в период высылки в свое поместье — это случилось в 1512 году, когда ко власти снова вернулась партия Медичи, противником которых он был. Тем не менее благо Флоренции ему было дороже, чем личная судьба.
📗 Свой главный трактат «Государь»
Каким должен быть современный правитель?
⚔️ Прежде всего, настоящий государь должен быть активным и доблестным.
🙌 Сильный государь не ждет милостей от фортуны, он сам стремится подчинить ее своим целям: «Фортуна распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим». Более того, Макиавелли говорит, что «фортуна — женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать».
🦁 Как лев и лисица. Мудрый правитель не должен быть моральным эталоном или рыцарем веры. Скорее он должен сочетать в себе и в своих действиях качества льва, способного расправиться с любым из врагов, и лисицы, способной провести самого изощренного хитреца.
⚖️ Государь должен по возможности не удаляться от добра, но при необходимости не чураться и зла. Если к тому подталкивает необходимость и интересы государства, в политике можно нарушать обещания и прибегать к жестоким, решительным мерам. При этом нужно помнить главное правило: добро необходимо творить небольшими порциями, но постоянно, а зло — редко, но сразу и целиком.
1. Санти ди Тито. Портрет Никколо Макиавелли, вторая половина 16 века
2. Трактат «Государь» 1532 года издания
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Одним из первых итальянский гуманизм на немецкую почву перенес Эразм Роттердамский (1469–1536).
🧠 Эразм Роттердамский стремился рационализировать христианство, согласовать религиозные убеждения со здравым смыслом:
📘 В своем трактате «Похвала глупости» Эразм едко высмеивает отвлеченное мышление и предрассудки:
🗣 «В человеческом обществе все полно глупости, все делается дураками и среди дураков».
🙅🏻♂️ Вместе с тем, он предостерегает разум от притязаний на познание абсолютной истины. «Похвала глупости» направлена не только против окостеневших религиозных и социальных установлений, но также чрезмерного самодовольства разума. Разум — только часть нашей жизни, и прожить ее нужно так, чтобы не приносить в жертву разуму чего-то более ценного.
💪 В качестве одной из важнейших ценностей Эразм отстаивает свободу воли. В работе «О свободной воле» он пишет, что вера в предопределение основана на теологии и метафизике. В реальной жизни, если речь идет о нравственном сознании и о моральной ответственности, отрицать свободу воли невозможно.
1. Гравюра Альбрехта Дюрера. Эразм Роттердамский, 1526
2-5. Прижизненное издание «Похвалы глупости» с рисунками Ганса Гольбейна, 1515
6.Мост Эразма в Роттердаме
В вопросе свободы воли с Эразмом Роттердамским полемизирует
💁🏻♂️ Мартин Лютер — немецкий теолог, инициатор Реформации, движения, направленного на реформирование католической церкви, основатель протестантизма.
💫 Лютер отстаивает идею об абсолютном предопределении к спасению: одним суждено гореть в Аду, другим суждено спастись. Мартин Лютер считал, что предопределен не столько внешний финал, сколько исход внутренней духовной борьбы в душе каждого человека. Но поскольку никто не знает, к чему он предопределен, мы должны изо всех сил стараться жить по-божески и надеяться без каких-либо гарантий.
Посмотрим на основные идеи Лютера, ставшие основой Реформации 👇
🙏 Человек спасается только верой (sola fide — только верой). Ему не нужны толкователи Священного Писания — все сказанное там нужно понимать предельно буквально и пропускать через свою душу. Не нужны наставники и исповедники, не нужны молитвы. Добрые дела и молитвы без искренней веры мертвы.
🕊 Человеку не нужны посредники в общении с Богом. Разделение людей на священников и мирян нелепо. Теперь любое помещение, где есть Библия и распятие — храм; любой, читающий Библию прихожанам — священник.
💒 Притязания церкви быть выше государства ложны. У нее нет никакой особой духовной власти, власть над душами принадлежит Богу, а не священникам. Они не имеют права продавать от имени Бога индульгенции и отпускать грехи.
👆 Когда в 1521 году император Карл V обязал Лютера отречься, он ответил «на том стою и не могу иначе», ему пришлось скрыться на год в замке Вартбург. В это время появились новые лидеры Реформации, которые продолжили дело Лютера — Цвингли и Карлштадт, позже к ним присоединился французский теолог Кальвин.
1. Портрет Мартина Лютера в Вартбурге, Лукас Кранах Старший, 1521
2. Замок Вартбург на открытке конца 19 века
3. Комната, в которой работал Мартин Лютер в Вартбурге
4. Мартин Лютер выступает с проповедью. Фрагмент одного из барельефов, украшающих памятник в Вормсе
5. Монумент Мартина Лютера на почтовой открытке 1903 года
курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽
1450₽
подробнее о курсе
2.

Гуманистический и антропологический характер культуры Возрождения. Гуманизм Лоренцо Валы и Дж. Пико дела Мирандолы. Социально-философские идеи гуманистов 16 века (Н. Макиавелли, Э. Роттердамский, М. Монтень, Т. Кампанелла).
Начало эпохи Возрождения (Ренессанса) обычно относят к середине XIV в., а конец— к 40-м гг. XVII в. (времени первой английской революции). Принято различать Итальянское Возрождение (середина XIV — начало XVI в.) и Северное Возрождение (XVI — начало XVII в.), последний период также называется эпохой Реформации.
Предтечей Итальянского Возрождения считается Данте Алигъери (1265—1321)— автор «Божественной комедии». Начало эпохи Возрождения связывается с деятельностью двух других итальянских поэтов— Франческо Петрарки (1304—1374) и Джованни Боккаччо (1313—1375).
Характерной
чертой эпохи Возрождения стало появление
специфически ренессансного
мировоззрения — гуманизма (Франческо
Петрарка, Джованни Боккаччо, Лоренцо
Валло, Пико де ла Мирандола, Эразм
Роттердамский, Себастиан Бранд, Томас
Мор, Франсуа Рабле, Мишель Монтень и
др. ).
В центре внимания гуманистов находится человек, но не как «сосуд греха» (что было характерно для Средневековья), а как самое совершенное творение Бога, созданное по «образу Божьему». Человек, как и Бог, является творцом, и в этом его высшее предназначение.
К крупнейшим итальянским гуманистам относится Лоренцо Валло (1407—1457). В своих философских воззрениях Лоренцо Валло был близок к эпикуреизму. В трактате «О наслаждении как истинном благе» он исходит из пантеистического тезиса о тождестве Природы и Бога. Божественная природа не может быть источником зла, но стремление к удовольствию лежит в природе человека, оно есть требование природы. Значит, никакие чувственные удовольствия не являются безнравственными.
Пико
де ла Мирандола (1463—1494)
стремился создать новый синтез платонизма,
аристотелизма и христианства. Мирандола
уделял большое внимание познанию
природы, его можно отнести к
родоначальникам натурфилософии, но это
была философия природы, построенной на
идеях магии, герметизма, каббалы,
нумерологии и т. п.
В эпоху Возрождения произошли принципиальные изменения и в области социально-политических воззрений, в особенности на сущность государства и государственной власти. В этой связи следует рассмотреть учение о государстве и государственной власти Никколо Макиавелли.
Макиавелли (1469—1527) родился и большую часть жизни прожил во Флоренции. Основные труды. «Государь» (в других переводах «Князь»), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции».
Философские воззрения. Автономия политики. Одной из важнейших новаций учения Макиавелли стало рассмотрение политики как совершенно самостоятельной сферы исследования. Здесь впервые проблемы управления рассматриваются независимо от религиозных, теологических, философских и этических учений.
Социально-политическое
учение Макиавелли можно назвать
политическим реализмом. Он считает, что
управление людьми должно основываться
на знании реальной человеческой
природы. Говоря о природе человека,
Макиавелли неоднократно подчеркивает,
что люди скорее забудут смерть отца,
нежели потерю имущества.
Макиавелли осуждает христианство за то, что оно учит смирению и, концентрируя интересы человека на небе, отвлекает от земных дел.
Идеальный государь — это «лисица и лев», он является и обожаемым народом и внушающим страх.
Крупнейший представитель гуманизма Северного Возрождения –Дезидерий Эразм (1467—1536), прозванный по месту рождения Роттердамский. Его влияние и авторитет во всей Европе были исключительными. Особую известность получила его работа «Похвала Глупости» где высмеиваются различные пороки людей (в том числе духовенства) и прежде всего невежество. Особое место в культуре и философии Северного Возрождения занимает французский философ Мишель Монтень (1533—1592). Знаменем борьбы со средневековым догматизмом стал для него скептицизм. Он считал, что философствовать — значит сомневаться. В этических воззрениях он был близок к эпикуреизму.
В
эпоху Возрождения появляются модели
земного идеального государства, где
социальный гнет, нищета и человеческие
пороки устраняются за счет разумного
государственного устройства и правильного
воспитания граждан (Т. Мор), к которым
еще добавлялось развитие науки (Т.
Кампанелла).
Гуманизм | Определение, принципы, история и влияние
Цицерон
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Джон Кальвин Эразмус Томас Мор Франсуа Рабле Петрарка
- Похожие темы:
- рог изобилия антропоцентризм гуманитарные науки философия Человек эпохи Возрождения
Просмотреть весь связанный контент →
гуманизм , система образования и способ исследования, зародившиеся в северной Италии в 13 и 14 веках и позже распространившиеся по континентальной Европе и Англии. Этот термин альтернативно применяется к множеству западных верований, методов и философий, в которых основное внимание уделяется человеческому царству. Эта историческая программа, также известная как ренессансный гуманизм, оказала настолько широкое и глубокое влияние, что является одной из главных причин, по которой Ренессанс рассматривается как отдельный исторический период. Действительно, хотя слово Ренессанс — более поздняя чеканка, фундаментальная идея того периода как идеи обновления и пробуждения имеет гуманистическое происхождение. Но гуманизм искал свои собственные философские основы в гораздо более ранние времена и, более того, продолжал проявлять часть своей силы еще долго после окончания эпохи Возрождения.
Происхождение и значение термина гуманизм
Идеал гуманизма
История термина гуманизм сложна, но поучительна. Он был впервые использован (как humanismus ) немецкими учеными XIX века для обозначения акцента эпохи Возрождения на классических исследованиях в образовании. Эти исследования проводились и поддерживались педагогами, известными еще в конце 15 века как umanisti , то есть профессорами или изучающими классическую литературу. Слово umanisti происходит от studia humanitatis , курса классических исследований, который в начале 15 века состоял из грамматики, поэзии, риторики, истории и моральной философии. studia humanitatis считались эквивалентом греческого payeia . Само их название было основано на концепции римского государственного деятеля Марка Туллия Цицерона о humanitas , образовательном и политическом идеале, который был интеллектуальной основой всего движения. Гуманизм эпохи Возрождения во всех его формах определял себя в своем стремлении к этому идеалу. Следовательно, никакое обсуждение гуманизма не может быть обоснованным без понимания humanitas .
Humanitas означало развитие человеческой добродетели во всех ее формах и в полной мере. Таким образом, этот термин подразумевал не только такие качества, которые ассоциируются с современным словом гуманность — понимание, благожелательность, сострадание, милосердие, — но и такие более настойчивые характеристики, как сила духа, рассудительность, благоразумие, красноречие и даже любовь к чести. Следовательно, обладатель humanitas не мог быть просто оседлым и обособленным философом или литератором, но по необходимости был участником активной жизни. Точно так же, как действие без понимания считалось бесцельным и варварским, понимание без действия отвергалось как бесплодное и несовершенное. Humanitas призывал к прекрасному балансу действия и созерцания, балансу, рожденному не компромиссом, а взаимодополняемостью.
Цель такой исполненной и уравновешенной добродетели была политической в самом широком смысле этого слова. В сферу компетенции гуманизма эпохи Возрождения входило не только образование молодежи, но и руководство взрослыми (включая правителей) посредством философской поэзии и стратегической риторики. Она включала в себя не только реалистическую социальную критику, но и утопические гипотезы, не только кропотливую переоценку истории, но и смелое перекраивание будущего. Короче говоря, гуманизм призывал к всеобъемлющей реформе культуры, преобразованию того, что гуманисты называли пассивным и невежественным обществом «темных» веков, в новый порядок, который отражал бы и поощрял величайшие человеческие возможности. Гуманизм имел евангельское измерение: он стремился проецировать humanitas от человека к государству в целом.
Источником humanitas была классическая литература. Греческая и римская мысль, доступная в потоке вновь открытых или недавно переведенных рукописей, дала гуманизму большую часть его базовой структуры и метода. Для гуманистов эпохи Возрождения в трудах Аристотеля, Цицерона или Ливия не было ничего устаревшего или устаревшего. По сравнению с типичными произведениями средневекового христианства эти языческие произведения имели свежую, радикальную, почти авангардную тональность. Действительно, восстановление классики было для гуманизма равносильно восстановлению реальности. Классическая философия, риторика и история рассматривались как модели правильного метода — попытки систематически и без каких-либо предубеждений прийти к соглашению с воспринимаемым опытом. Более того, классическая мысль рассматривала этику как этику, а политику как политику: ей не хватало тормозящего дуализма, порожденного в средневековой мысли часто противоречащими друг другу требованиями секуляризма и христианской духовности. Классическая добродетель, примерами которой изобиловала литература, была не абстрактной сущностью, а качеством, которое можно было проверить на форуме или на поле боя. Наконец, классическая литература была богата красноречием. В частности, гуманисты считали Цицерона образцом утонченной и обильной речи, а также образцом красноречия в сочетании с мудрой государственной мудростью. В красноречии гуманисты находили гораздо больше, чем исключительно эстетическое качество. Как эффективное средство побуждения лидеров или сограждан к тому или иному политическому курсу красноречие было сродни чистой силе. Следовательно, гуманисты культивировали риторику как средство, с помощью которого можно было сообщить и реализовать все другие добродетели.
Гуманизм, таким образом, может быть точно определен как движение эпохи Возрождения, центральным фокусом которого был идеал humanitas . Несмотря на более узкое определение итальянского термина umanisti , все писатели эпохи Возрождения, культивировавшие humanitas , и все их прямые «потомки» могут быть правильно названы гуманистами.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Другое использование
Неудивительно, что такой многозначительный термин, как гуманизм , может иметь множество применений. Из них (за исключением исторического движения, описанного выше) есть три основных типа: гуманизм как классицизм, гуманизм как относящийся к современной концепции гуманитарных наук и гуманизм как человекоцентризм.
Принимая представление о том, что гуманизм эпохи Возрождения был просто возвращением к классике, некоторые историки и филологи пришли к выводу, что классические возрождения, происходящие где-либо в истории, следует называть гуманистическими. Таким образом, святой Августин, Алкуин и ученые Шартра XII века назывались гуманистами. В этом смысле этот термин также может использоваться сознательно, как в движении «Новый гуманизм» в литературной критике, возглавляемом Ирвингом Бэббитом и Полом Элмером Мором в начале 20 века.
Слово гуманитарных наук , которое, как и слово umanisti , происходит от латинского studia humanitatis , часто используется для обозначения ненаучных научных дисциплин: языка, литературы, риторики, философии, истории искусств и т. д. Таким образом, ученых в этих областях принято называть гуманистами, а их деятельность – гуманистами.
Гуманизм и родственные термины часто применяются к современным доктринам и методам, основанным на центральном значении человеческого опыта. В 20-м веке прагматический гуманизм Фердинанда К. С. Шиллера, христианский гуманизм Жака Маритена и движение, известное как светский гуманизм, хотя и значительно отличались друг от друга по содержанию, все они демонстрировали этот антропоцентрический акцент.
Такой большой набор определений не только сбивает с толку, но и сами определения часто избыточны или неуместны. Нет оснований называть все классические возрождения «гуманистическими», когда достаточно слова Классическое . Сказать, что профессора многих дисциплин, известных как гуманитарные науки, являются гуманитариями, значит смешать неясность с неопределенностью, поскольку эти дисциплины уже давно перестали иметь или даже стремиться к общему обоснованию. Более твердо претендует на правильность определение гуманизма как антропоцентризма или человекоцентризма. Однако по очевидным причинам применение этого слова к классической литературе сбивает с толку.
Гуманизм Макиавелли | Tufts Now
Никколо Макиавелли потерял работу в 1512 году. Он был секретарем канцелярии Флорентийской республики с 1498 года, но семья Медичи силой отвоевала город-государство и поставила своего принца во главе, изгнав Макиавелли из правительства.
Поскольку блогов не было, Макиавелли удалился на свою ферму за пределами Флоренции, чтобы написать для новых правителей трактат о том, как управлять, — документ, который, как он надеялся, убедит их вновь нанять его.
Он назывался Принц , и его 500-летие в этом году стало причиной возрождения переосмысления краткой и в некотором смысле шокирующей книги, заложившей краеугольный камень современной политики.
Хотя Принцу не удалось вернуть Макиавелли в правительство, он оказал влияние на великих политических мыслителей на протяжении веков, включая Рене Декарта, Фрэнсиса Бэкона, Томаса Гоббса, Монтескье и Джона Локка.
«Макиавелли и Платон — единственные два политических мыслителя, имена которых стали прилагательными и которые до сих пор используются в современном языке, — говорит Иоаннис Эвригенис, доцент кафедры политологии Университета Тафтс. Он отмечает, что если вы ищете Архив New York Times , Макиавелли упоминался более 48 000 раз с 1851 года.
Но есть проблема. Термин «макиавеллистский», относящийся к безжалостному преследованию цели любыми средствами, плохо истолковывает идеи, которые он изложил в « Принц» и «Рассуждения о Ливии» , которые он написал примерно в то же время.
Основатель современной политики
Обе книги нужно читать в контексте друг друга, чтобы понять веру Макиавелли в демократию и право людей иметь голос в своем правительстве, говорит Эвригенис, который организовал конференцию под названием «Борьба с Макиавелли» в Tufts в 2011 году.
В то время как Принц представляет собой набор коротких максим, фрагментов советов, написанных для легкого усвоения политическим лидером, Беседы о Ливии представляет собой более длинную работу, сосредоточенную на том, как граждане могут управлять республикой.
«Хотя он и отстаивал необходимость использования любых средств для достижения цели, его цель заключалась в том, чтобы принести пользу человечеству», — говорит Вики Салливан, профессор политической теории, а также профессор и заведующая кафедрой классики в Школе искусств и наук. . «Так что это действительно не просто любой конец — это политическая цель спасения государства, позволяющая людям жить в безопасности и процветать».
Так какое же нам дело до Макиавелли полтысячелетия спустя? «Потому что во многих отношениях он является основателем современной политики», — говорит Салливан, который вместе с Евригенисом был приглашенным докладчиком на конференции «500 лет Макиавелли Принц » в Гарвардском университете в сентябре. «Сочинения Макиавелли ставят нас на порог современного мира».
Макиавелли говорит о создании государств и обществ, основанных не на том, какими люди должны быть в идеале, а на том, какие они есть на самом деле, — говорит Салливан. «Он пишет о «фактической истине вещей, а не о воображении» как о лучшем способе создания государственности», — говорит она.
Он также был первым, кто предложил использовать психологию в управлении государством. «Он относится к людям как к отдельным единицам, которые участвуют в политике и в чьи умы нужно проникнуть — они больше не являются массой», — говорит Эвригенис. «Вы должны выяснить, что они думают, чтобы вы могли манипулировать тем, что они думают, чтобы править более эффективно».
«Он показывает нам, как недостатки силы и мошенничества могут быть необходимы для сохранения государства, но он также показывает нам возможность человеческого величия, как можно добиться чего-то», — говорит Салливан.
Плохой пиар для
Принца Но Макиавелли в основном помнят как макиавеллиста. Отчасти потому, что всего через 30 лет после публикации его книги были запрещены. Тем не менее, люди продолжали обсуждать его идеи, сосредоточившись на простых принципах, а не на проблемах, которые он писал каждому из них, говорит Эвригенис. Многие видные ученые того времени утверждали, что обобщили его взгляды, но неправильно истолковали многие из его аргументов.
«Он ненавидел интеллектуальную лень и был бы расстроен упрощением своей работы, написанной для того, чтобы заставить нас думать на ходу, рассматривать все стороны проблемы и ее возможности», — говорит Эвригенис. — Но он сам создал проблему Макиавелли. Он просто выложил все эти идеи и сказал: «Иди разберись», — и все прошло 500 лет».
Это вызов Макиавелли нашему современному миру, утверждают Салливан и Эвригенис, состоит в том, что мы выискиваем новые возможности, понимая, что то, что правильно в одних обстоятельствах, может быть катастрофическим в других. «Когда он говорит о состоянии войны, на самом деле он говорит о состоянии души, — говорит Эвригенис.