Гуманитарий человек: Образование.ГУРУ – главный образовательный портал

Содержание

Тяжелая судьба гуманитариев: зачем мы миру

Фото: pikisuperstar on freepik

Им предрекают работу в Макдональдсе, низкую зарплату и никакой карьеры. Разбираемся, почему «гуманитарий» не приговор и как вышло, что их недооценивают.

Если совсем по-простому, то гуманитарные дисциплины — это все, что связано с изучением человека: литература, филология, лингвистика, культурология, а также история, психология и политика совместно с социальными науками. В центре гуманитарного мира стоит человек: что он чувствует, как думает, взаимодействует с окружением. Это особенно заметно в английском языке, где в слове «humanities»гуманитарные науки буквально ‎есть часть «human»человек.‎

Почему тяжело быть гуманитарием

Политика в сфере образования

«Только с техническим или бизнес-образованием можно построить достойную карьеру и получать высокую зарплату». Это утверждение крепко засело в нашем обществе. Во многом благодаря медиа, которые в той или иной форме принижают значение гуманитарных наук. Критики говорят, что гуманитарное образование:

  • никак не помогает экономике и развитию общества;
  • не имеет цели;
  • уступает по значимости действительно важным специальностям a.k.a всем остальным;
  • не приносит видимых результатов;
  • в целом бессмысленно: зачем изучать человека, когда мы и так прекрасно себя понимаем[1].

Но самая большая проблема — в самой политике образования, которую проводят многие государства. Они ставят в приоритет технические и естественные направления: чаще финансируют их из бюджета, открывают новые программы, приветствуют международные исследования.

Например, в США есть такое понятие, как специальности STEM (естественные науки, технологии, инженерия, математика). Иностранные студенты этих направлений могут пройти практику в американской компании до 36 месяцев, когда все прочие специальности — до 12.

Или еще пример: в 2021 году Великобритания значительно сократила финансирование образования в сфере искусств, а Австралия объявила, что вузы урежут стоимость программ STEM и увеличат цены на гуманитарные направления[2].

Мы пытаемся убедить студентов получать те специальности, которые дадут им настоящие навыки. Мы знаем, что нам нужны медсестры; мы знаем, что нам нужны инженеры.

Дэн Техан

Министр образования Австралии 2018-2020 гг.

Подобные заявления не оставляют гуманитарному образованию шансов. Нам открыто говорят, что миру нужны другие специальности. Иногда кажется, что в будущем выживут только экономисты, программисты и инженеры.

Фото: pch.vector on freepik

«Традиционное»‎ деление на гуманитариев и технарей

Гуманитарии — это еще и клеймо, причем абсолютно неоправданное. Иногда так пренебрежительно называют людей, у которых плохо с точными науками. Не каждому дано понимать и любить математику, но это вовсе не значит, что школьник, склонный к гуманитарным дисциплинам, потерян для общества. Он точно так же может развить у себя навыки, относящиеся к «техническим»: системность, логика, рациональность. В общем четкое деление на гуманитариев и технарей — это миф.

Что дает гуманитарное образование

Так как гуманитарное образование сфокусировано на человеке, то и навыки, которые оно дает, больше связаны со взаимодействием с людьми.

  1. Критическое мышление. Умение аргументировать свою позицию, находить причинно-следственные связи, замечать детали, анализировать и правильно расставлять приоритеты.
  2. Креативность. Это не только про творческих людей. Суть креативности в умении находить самые нестандартные решения проблем и мыслить вне привычных рамок.
  3. Коммуникация. Гуманитарное образование учит не просто общаться с людьми на поверхностном уровне, но доносить свою точку зрения, объяснять все максимально понятно, слушать и слышать других. Еще оно часто помогает развить навык публичных выступлений.
  4. Фото: pch. vector on freepik

    Эмоциональный интеллект. Люди с высоким EQ знают, что они чувствуют и почему. Они могут контролировать свои эмоции, что помогает им чаще достигать целей и оставаться мотивированными.

На первый взгляд кажется, что перечисленные навыки не особо важны в нашем мире высоких технологий. Но в реальности все наоборот.

Вам вовсе не нужно извиняться за свое как будто непрактичное гуманитарное образование‎. В мире еженедельно появляются тысячи вакансий, для которых требуются ваши гибкие навыки и понимание сущности человека. ‎Чем больше мы автоматизируем рабочие процессы и переходим в информационную среду, тем важнее нам оставаться «человечными».‎

Джордж Андерс

цитата из книги «Вы можете делать что угодно: удивительная сила бесполезного гуманитарного образования»‎

Что круче: техническое или гуманитарное

С точки зрения зарплаты люди с техническим и бизнес-образованием, конечно, выигрывают — таковы условия рынка труда.

Например, выпускник американского вуза с дипломом по истории искусств в среднем зарабатывает 52 тысячи USD в год, а специалист-инженер — 110 тысяч[3]. Однако это не означает, что гуманитарии живут в бедности. Так случается, что они находят себя в самых разных сферах (иногда даже в технических). Исследование, проведенное в 30 странах, показало, что большинство людей на руководящих позициях имеют социальное или филологическое образование[4].

Фото: pch.vector on freepik

Деление на гуманитариев и технарей уже устарело. Будущее образования за междисциплинарностью — соединением различных направлений обучения. Такой подход позволяет студенту получить навыки из самых разных сфер и впоследствии применять их в работе. Есть такие междисциплинарные специальности, которые совмещают противоположные области знаний. Например, биоэтика (философия, естествознание, юриспруденция) или компьютерная лингвистика. Если хотите больше узнать о междисциплинарном подходе, читайте нашу статью.

И что же получается? Гуманитарное образование:

  • Вовсе не бессмысленно и помогает развитию общества. В современном мире, где все чаще используется искусственный интеллект, оно важно как никогда раньше.
  • Имеет цель. Хотя в отличие от технического, оно не столько про поиск ответов, сколько про умение задавать правильные вопросы.
  • Никак не уступает другим специальностям в значимости, но зарплаты выпускников в среднем ниже. И последнее часто становится главным фактором, из-за которого студенты не решаются поступать.

Выбирая свой путь, помните, что гуманитарное образование необходимо миру так же, как техническое — они равнозначны. Нет смысла отказываться от того, что любишь. Особенно, когда в мире есть столько возможностей получить дополнительное образование в другой сфере: курсы при университетах, онлайн-платформы или магистратура по иной специальности.

Автор: Мария Ванеева

тенденции образования гуманитарные науки система образования

Поделиться в

Ваша оценка сохранена.
Расскажите нам, что мы можем улучшить.

Ваша оценка сохранена.
Расскажите нам, что мы можем улучшить.

Спасибо за ваш отзыв.

Помощь в поступлении за границу с UniPage

UniPage организует поступление в зарубежные вузы, в том числе во всемирно известные, такие как Стэнфорд, Сорбонна и Мюнхенский технический университет. Мы также помогаем:

  • подобрать языковые курсы;
  • отправить ребенка в среднюю школу за рубежом;
  • получить студенческую визу;
  • подготовиться к международным экзаменам.

Отправьте заявку и укажите, какой вопрос вас интересует. Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.

Бесплатная консультация Подробнее об услугах

почему гуманитарий не всегда гуманист? — Моноклер

Рубрики : Культура, Общество, Последние статьи, Философия


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча.


Попытка разобраться в том, что собой представляет человек, как он взаимодействует с обществом и где проходят границы его свободы, стала толчком к развитию сначала гуманитарных, а потом и социологических дисциплин. Но насколько современное гуманитарное образование соответствует этим задачам и всегда ли гуманитарий — гуманист? Является ли PR-менеджер, политтехнолог или маркетолог, продумывающий способы управления человеческим поведением, гуманитарием в том историческом смысле, о котором идет речь? Разбираемся с Александром Алехновичем.

Традиционно принято считать, что гуманитарные дисциплины изучают деятельность человека, а социальные – устройство общества. Различие между гуманитарными и социальными науками связано со спецификой их происхождения. Размышлять о проблеме человека и общества стали еще со времен древнегреческой философии. Тогда появлялись попытки осмыслить и выделить человеческое в сравнении с природным (номос – «закон» и фюсис – «природа»), дать определение человеку («разумное животное», «политическое животное»), классифицировать разные формы общественного устройства. Познание природы и человека было частью философии и не выделялось в специфические науки, так как знание (греч. επιστήμη) являлось единой областью истины в отличие от многообразия ложных мнений. Разделение на дисциплины, а также методологическое обоснование гуманитарных и социальных наук произошло только в 19 веке и продолжилось в 20 веке.

Современные гуманитарные науки имеют своим истоком ренессансный гуманизм. Гуманисты создали программу по воспитанию и познанию человека (лат. studia humanitatis) в противовес познанию божественной сферы (лат. studia divinitatis). В новых исторических условиях гуманисты обращаются к античному идеалу просвещения души (греч. παιδεἰα), утверждая свободного человека и гражданина, способного созидать самого себя. Постижение человеческой природы раскрывалось через чтение, переводы и комментирование классиков греко-латинской литературы. Отсюда две важные особенности гуманитарного знания (лат. humaniora) – ориентация на письменную диалогическую традицию и герменевтическое искусство интерпретации чужих текстов. Поэтому работа с текстами означает обращение к опыту другого сознания. Именно письменные тексты и диалог стали основным источником гуманитарного познания.

В чем же особенность этого познания? Предметом гуманитарных наук является человек в историческом опыте своей культуры. В культуре человек выражает и понимает смыслы и ценности, которые он разделяет с другими людьми. На этой основе создается общность совместной жизни. Познание в гуманитарных науках субъективно: в нем всегда присутствует личность ученого. В процесс познания встроено индивидуальное понимание исследователя, его этические, эстетические и идеологические предпочтения. Это не считается недостатком гуманитарного знания, но его отличительной особенностью. За каждым текстом стоит личность человека. Личность может понимать только другую личность. Интерпретировать опыт других людей – значит понимать их жизненную историю. События опыта можно понять, если сложить из них целостное повествование, реконструировать чужой рассказ о себе и мире.

Отсюда выделяют понимание как особый способ гуманитарного познания. Он состоит в истолковании культурно-исторических явлений, вхождение в их ситуацию. Интерпретация человеческих феноменов всегда включает ситуацию познающего и познаваемого. Это определяет как дистанцию между культурами и эпохами, так и условия их взаимопонимания в диалоге.

Отношение человека к обществу и самому себе в гуманитарной перспективе рассматривается с точки зрения идеала свободной и творческой личности. Быть свободным означает возможность определять себя, невзирая на обстоятельства. Гуманисты называли свободу самоопределения добродетелью (лат. virtus) личности. Человек не рождается в культуре, а усваивает ее через образование, буквально формируется (от нем. Bildung) культурой из природного материала. Образование направленно на овладение человеком ценностного содержания культуры для свободного распоряжения собой. Цель образования — достижение образца совершенного человека. Прояснение и формирование этого образца (чему и как воспитывать?) остается делом гуманитарной мысли (педагогика).

Таким образом, можно выделить три компонента: гуманистика – самосозидание человека в культуре, гуманитаристика – область человеческого самопознания, гуманитарные науки – инструмент для такого созидания и познания человека. В этом заключается культурное значение гуманитарного образования в университетах.

Примечательно, что в англоязычном мире это было учтено в разнице терминов. Гуманитарное знание обозначается понятием human studies («исследования человека») или humanities, но никогда как science (объективная «наука» в строгом смысле). К первому относят изучение всего того, что касается ценностных мотивов человеческого поведения. Ко второму – изучение всего того, что можно объяснить с помощью материальных фактов и причин.

Социальное познание исторически тяготеет именно к физическим наукам. Социальные науки появились в ответ на кризис гуманитарных наук. Необходимость социального познания возникла в результате «отставания» гуманитарных знаний от естественнонаучных. Новые науки исследовали закономерности общественного развития на основе описания и систематизации эмпирических фактов. Первый социолог О. Конт называл свой исследовательский проект «социальной физикой», подчеркивая близость своего метода к естественным наукам.

Предмет социальных наук – общественное устройство людей и его закономерности. Там, где ищут закономерности, там находят регулярные связи, а значит, основу для прогнозирования и управления. Именно с целью управления обществом и решения общественных проблем появилась социология. Родственная ей антропология (не биологическая) возникла для изучения уже не европейских, а туземных обществ с целью управления колониальными территориями. Впрочем, первоначальный европоцентризм этих наук постепенно был изгнан под влиянием новых условий. Еще одним источником социальных наук были «моральные науки» (moral sciences) 18-19 веков. В отличие от физических дисциплин они изучали моральные законы и факты политического, экономического, правового и этического поведения человека. Из них во второй половине 19 века появились современные политология, экономика и психология.

Социальное познание объективно: личность ученого как бы выключена из отношения с объектом изучения, важен только получаемый результат. Процедура исследования заключается в сборе и обработке статистических данных с последующей концептуализацией и включением в объяснительную схему. Объяснять – значит искать причины явлений и включать эти явлений в общие закономерности. В социальном познании субъект активно воздействует на пассивный объект изучения. Пассивность объекта создает возможности по прогнозированию, управлению и контролю социальных систем. Люди становятся объектом целенаправленного воздействия со стороны проектировщиков (например, в маркетинге или государственном управлении). Это может являться научной основой для проектирования человеческого поведения (социальная инженерия). Обратной стороной такого подхода выступает манипуляция с социальным поведением в далеких от науки целях (политические технологии).

Зададимся теперь вопросом, все ли выпускники гуманитарных факультетов являются гуманитариями? Является ли PR-менеджер или специалист по рекламе гуманитарием в том историческом смысле, который мы отметили? И связан ли эксперт по проектному менеджменту с гуманистическим идеалом свободной личности? Возможно, их область знания получит в 21 веке другое имя. Более подходящее к современному способу мыслить человека.

На обложке: Автопортрет Рафаэля в графической версии У.
Холла

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

культураобразованиеобществофилософия

Похожие статьи

Что такое чрезвычайная гуманитарная ситуация?

Чрезвычайная гуманитарная ситуация – это событие или серия событий, представляющих серьезную угрозу здоровью, безопасности, безопасности или благополучию сообщества или другой большой группы людей, обычно на обширной территории.

Уязвимость

Чрезвычайная гуманитарная ситуация возникает, когда такое событие затрагивает уязвимые слои населения, которые не в состоянии самостоятельно противостоять негативным последствиям. «Уязвимость» относится к сниженной способности отдельных лиц или групп противостоять опасным для жизни опасностям и восстанавливаться после них и чаще всего связана с бедностью. То есть бедные слои населения более уязвимы перед антропогенными или стихийными бедствиями. В пострадавших общинах обычно уязвимыми группами являются дети, беременные и кормящие женщины, мигранты и перемещенные лица.

Типы кризисов

Вооруженные конфликты, эпидемии, голод, стихийные бедствия и другие крупные чрезвычайные ситуации могут повлечь за собой или привести к гуманитарной катастрофе, которая выходит за рамки мандата или возможностей какого-либо отдельного учреждения. Независимо от типа стихийного бедствия выжившие остро нуждаются в спасительной помощи, такой как жилье, еда, вода и медицинская помощь.

Гуманитарные кризисы можно сгруппировать по следующим рубрикам:

– Стихийные бедствия, которые могут быть геофизическими (например, землетрясения, цунами и извержения вулканов), гидрологическими (например, наводнения, лавины), климатологическими (например, засухи), метеорологическими (например, штормы) , циклоны) или биологические (например, эпидемии, эпидемии чумы).

– Чрезвычайные ситуации техногенного характера, такие как вооруженные конфликты, авиа- и железнодорожные катастрофы, пожары и промышленные аварии.

– Сложные чрезвычайные ситуации, которые часто имеют сочетание природных и техногенных элементов, различных причин уязвимости и сочетание факторов приводит к гуманитарному кризису. Примеры включают отсутствие продовольственной безопасности, вооруженные конфликты и перемещенное население.

Сложные чрезвычайные ситуации обычно характеризуются:

– массовым насилием и гибелью людей

– Перемещение населения

– Широкомасштабный ущерб обществу и экономике

– Необходимость крупномасштабной, многогранной гуманитарной помощи

– Запрещение или предотвращение гуманитарной помощи политическими и военными ограничениями

– Значительная безопасность риски для гуманитарных работников в некоторых районах

Не всегда легко классифицировать гуманитарную катастрофу. Однако приоритетом любого гуманитарного реагирования, независимо от вида бедствия, является спасение жизней и облегчение страданий путем удовлетворения гуманитарных потребностей. Способ удовлетворения таких потребностей зависит от конкретной чрезвычайной ситуации. Например, во время вооруженных конфликтов предпринимается больше усилий для защиты жизни гуманитарных работников. Во время наводнений и цунами доступ к пострадавшему населению иногда может быть затруднен.

У каждой гуманитарной катастрофы есть свои проблемы, и на них нужно реагировать соответствующим образом. Такие явления, как незапланированная урбанизация, отсталость, нищета и изменение климата, — все это факторы, которые могут сделать гуманитарные чрезвычайные ситуации более сложными, частыми и/или серьезными.

Посвящение моей гуманитарной любви

Любовь мужчины: мужчина, который является объектом сильного неромантического восхищения другого человека. Существительное.


Зиллур Рахман пришел в Концерн в 1992 году и с тех пор работал в нескольких чрезвычайных ситуациях

Потеря бухгалтерии…

На первый взгляд, Зиллур Рахман Чоудхури не похож на типичного гуманитарного героя. В очках и серьезный, с аккуратной стрижкой средней длины и консервативной рубашкой с короткими рукавами, он больше похож на традиционный образ бухгалтера. Поэтому, когда он говорит мне, что на самом деле БЫЛ бухгалтером, я громко смеюсь. «Я четыре года учился на дипломированного бухгалтера», — говорит он, тоже смеясь. «Я закончил курс, но дальше не пошел». Впоследствии он также попытался стать юристом, но оказалось, что это тоже не для него.

Говорят, что все происходит по какой-то причине, и в этом случае потеря бухгалтерского учета и закона определенно была выгодой для человечества. Потому что Зиллур, с которым я впервые познакомился в 2017 году, за последние 30 лет, вероятно, оказал больше услуг большему количеству людей, чем он мог бы сделать за столетие обработки чисел или судебных разбирательств.

Экстренный человек

Зиллур – парень на случай чрезвычайных ситуаций, что особенно полезно в Бангладеш, стране, которая переживает намного больше, чем положено. Циклоны, оползни и наводнения являются фактом жизни (и смерти) в этой стране с населением 160 с лишним миллионов человек. На самом деле, первая реакция Concern на крупное стихийное бедствие последовала за циклоном Бхола, который, возможно, унес жизни 500 000 человек, когда он обрушился на сушу 10 ноября.0058 th 1970.

Пожертвовать в чрезвычайный фонд Concern

Но это был искусственный кризис, с которым столкнулся Зиллур, когда он впервые присоединился к Concern 22-летним юношей, бросившим колледж в октябре 1992 года. Почти четверть миллиона люди бежали через границу из Мьянмы на юго-восток Бангладеш, в основном мусульмане рохинджа, спасаясь от военных действий. Поскольку он был из близлежащего района Читтагонг, Зиллур мог помочь. «Я набрал команду местных жителей, и мы оказывали медицинские услуги и питание нуждающимся. Мы делали это в течение трех лет»

«Вы должны поговорить с людьми, которых вы поддерживаете»

25 лет спустя эти местные знания снова будут бесценны, поскольку новая волна перемещенных рохинджа — на этот раз более миллиона человек — хлынула в Кокс-Базар, в то время как их деревни через границу вспыхнуло пламя. Именно там я впервые увидел Зиллура в действии, целеустремленно шагающего сквозь хаос, время от времени останавливающегося, чтобы пообщаться с измученными, ранеными и травмированными мужчинами, женщинами и детьми, пришедшими сюда в поисках безопасности. К настоящему времени опытный сотрудник, как только известие о кризисе достигло его офиса в Дакке, он немедленно собрал команду из 14 человек, и они отправились в путь.

Zillur в лагере беженцев рохинджа Хаким Пара в 2017 году. Фото: Киран МакКонвилл

«Оценка потребностей очень важна», — говорит он. «Вы не можете делать это, сидя за столом. Вы должны пойти и понаблюдать за собой. Вы должны поговорить с людьми, которых вы поддерживаете, поговорить с государственными чиновниками и поговорить с другими организациями». В течение нескольких дней команда создавала центры экстренного питания в многолюдных грязных холмах к югу от Кокс-Базара. К сожалению, пять лет спустя эта конкретная гуманитарная помощь все еще продолжается. Но тем временем расширенная команда Zillur оказала решающую, часто жизненно важную поддержку сотням тысяч людей.

Мастер и командир

На протяжении всей своей карьеры Зиллур принимал участие во многих чрезвычайных ситуациях, больших и малых, по всему Бангладеш. В последнее время на мой рабочий стол стали приходить фотографии с севера страны, недалеко от границы с Индией, которая пострадала от сильнейшего наводнения на памяти живущих. По некоторым оценкам, число пострадавших составляет 7 миллионов — поистине умопомрачительное число, даже в контексте этой разоренной водой страны. И там, на грузовой лодке, доверху нагруженной мешками с гуманитарной помощью, был наш Зиллур, окруженный паводковыми водами и выглядевший как хозяин и командир.

«Устал? Нет!”

«С тех пор, как я был мальчиком в своей деревне, я всегда мечтал работать с самыми бедными из бедных», — говорит он мне по телефону. «Тогда я не знал, что такое НПО, но видел, как живут люди, и хотел с ними работать. Я люблю Concern, потому что именно это они и делают, всегда в самых труднодоступных местах».

Зиллур и команда в районе Силхет, реагируют на самое сильное наводнение на памяти живущих. Фото: Concern Worldwide

Регулярная работа по 14 часов в день, длительные периоды вдали от дома и семьи, все же сказываются. Наверняка он иногда устает? И все эти человеческие страдания должны быть очень подавляющими? “Устала? Нет! Реакция людей на то, что мы делаем, меня не утомляет. Сейчас мне 52 года, но я всегда готов и могу многое дать. Да, иногда мне становится грустно, когда я вижу, что происходит что-то плохое, но у меня есть работа. Когда возникают трудности, я всегда говорю своей команде одно и то же: «Это не работа, это гуманитарная миссия». 9до 5 не работает».

Пожертвовать в чрезвычайный фонд Concern

После долгого и тяжелого дня на гуманитарном фронте всегда полезно расслабиться, и Зиллур и его команда ничем не отличаются. Тем не менее, они определенно не соответствуют стереотипу о тусовщиках-помощниках, которые вы, возможно, имеете в виду. «По вечерам, если у нас будет возможность, мы будем сидеть вместе, делиться едой, рассказывать истории и петь песни».

Оставить комментарий